Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1569) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 янв. в связи с его мученической кончиной, 3 июля в день перенесения мощей из Соловецкой обители в Москву и 5 окт. вместе с Собором святителей Московских Боярский род Колычевых, из которого происходил святитель Филипп, митрополит Московский, вышел в XIII в. из Пруссии, населенной тогда славянами. Отец его, боярин Стефан, занимал важную должность при дворе вел. князя Василия III Иоанновича (1503— 1533). Мать его, Варвара, овдовела, приняла постриг с наречением имени Варсонофия и основала в Москве Варсонофиевский монастырь, а при нем кладбище для убогих, нищих, странников и казненных. Память об этом монастыре, давно уже не существующем, сохранилась лишь в названии Варсонофиевского переулка. Инокиня Варсонофия чтилась как одна из московских праведниц. Благочестивая чета бояр Колычевых отличалась особым милосердием к бедным. В 1507 г. родился старший сын их — Фео-дор. Благочестивое воспитание, которое в то время одинаково давали детям всех сословий, как нельзя лучше подготовляло к духовной жизни. Начиналось оно в семилетнем возрасте изучением Часослова и Псалтири. С детства полюбил Феодор Колычев чтение Священного Писания и житий святых. В юношеском возрасте ему, как боярскому сыну, пришлось учиться верховой езде и воинским упражнениям. Но не лежало к этому его сердце. Веселого общества своих сверстников он избегал, предпочитая ему степенную беседу старших. Рано приучил его отец к ведению хозяйства. Двадцати шести лет он был представлен вел. князю Василию Иоанновичу, который обратил на него внимание. Но скоро великий князь умер, и Феодор остался при дворе нового вел. князя — Иоанна IV Васильевича, которому было тогда три года.

http://sedmitza.ru/lib/text/436772/

Житие митрополита Филиппа Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации – от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м – ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Филипп: главные факты жизни 2 мин., 21.01.2020 Благодаря ему Соловецкий монастырь стал одной из самых известных обителей; он посмел возвысить голос против злодеяний Ивана Грозного и принял мученическую кончину за свою непримиримую позицию против опричнины. Ко дню памяти святителя Филиппа (Колычева) вспоминаем основные вехи и дела его жизни. Краткую историю жизни митрополита читайте здесь: Святитель Филипп: митрополит, не испугавшийся Ивана Грозного 1507 Герб родов Колычевых В старом боярском роду Лобановых-Колычевых родился сын-первенец, Федор Степанович. 1537 Федор Колычев у стен Соловецкого монастыря. Клеймо иконы Митрополита Филиппа Федор Колычев отправляется на Соловки. Добравшись до монастыря во второй половине 1538-го года, он как послушник живет в обители более полутора лет. Затем принимает постриг. 1544 Соловецкий монастырь Инок Филипп становится игуменом Соловецкого монастыря. С небольшим перерывом он будет занимать эту должность до 1566 года. Он добьется прославления основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия в лике святых. Начинается экономический расцвет Соловков. 25 июля 1566 Поставление Филиппа Московского в митрополиты. Клеймо иконы Митрополита Филиппа Игумен Филипп ставится в сан митрополита Московского и всея Руси. Буквально через год, в декабре 1567-го на церковном соборе он открыто выступит против опричнины. 1568 Митрополит Филипп обличает царя Иоанна Грозного. Художник: Яков Турлыгин Митрополит Филипп открыто выступает с обличениями против опричнины. Происходит несколько его прилюдных конфликтов с Иоанном Грозным. Филипп отказывает ему в благословении. Митрополита неудачно пытаются обвинить в содомии. Затем в ноябре под давлением царя его извергают из сана, после чего он попадает под арест. 1569 Последние минуты митрополита Филиппа. Художник: А. Новоскольцев В начале года Филиппа направляют в заключение в тверской Отроч монастырь, где он пробудет до декабря. В декабре он гибнет от рук опричника Малюты Скуратова. Соловецкии монастырь при Филиппе (Колычеве)

http://foma.ru/infografika-mitropolit-fi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: П. Смертин История для тех, кто считает, что «Церковь против прогресса»: как святитель Филипп провел на Соловках техническую революцию 3 мин., 16.07.2023 Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский (1507–1569), как мы помним, боролся против жестокостей опричнины, противостоял Ивану Грозному, защищал обиженных и невинно осужденных. А еще он целых 18 лет был игуменом на далеких и холодных Соловецких островах. И многочисленная братия при нем жила «как у Христа за пазухой»: хозяйство монастыря развивалось так активно, что даже в суровых полярных условиях монахи и сами были сыты, и полстраны кормили. Большую часть года Соловки отрезаны от материка льдами. Белое море — это настоящий север, и на большие урожаи здесь рассчитывать не приходится. А в годы, когда игуменом Соловецкого монастыря был святитель Филипп, монашеская братия к тому же сильно выросла, и всем нужно было что-то есть. Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский До игумена Филиппа, в середине 1540-х годов хозяйство Соловецкого монастыря едва могло прокормить братию, монахи жили практически впроголодь. А при Филиппе, как пишет местный летописец, «…прибыли шти с маслом, да и разные масляные приспехи, блины и пироги, и оладьи, и крушки рыбные, да и кисель, да и яичница… стали в монастырь возити огурцы и рыжики…» Как же игумену удалось в таких условиях обеспечить остров продовольствием? Благодаря многочисленным хитроумным хозяйственным преобразованиям. Под началом святителя монахи в полутора километрах от Соловецкого кремля устроили Филипповские садки: отгородили от моря искусственной дамбой из некрупных валунов небольшой залив и стали разводить там рыбу. Живую рыбу ловили в Белом море при нормальной погоде, затем помещали ее в огороженный залив. Во время приливов рыба получала достаточное питание, росла, а в открытое море не уплывала. Когда на море был шторм и лов рыбы становился опасным или невозможным, монахи брали рыбу из садков, обеспечивая себе стол в любую погоду.

http://foma.ru/istorija-dlja-teh-kto-sch...

Как русские монахи построили передовую экономику в суровом месте О святителе Филиппе, митрополите Московском (1507–1569) мы, как правило, вспоминаем в первую очередь в связи с опричниной, противостоянием Ивану Грозному, защитой обиженных и невинно осужденных. Но ведь еще целых восемнадцать лет митрополит Филипп был игуменом на далеких и холодных Соловках — и его деятельность определила судьбу монастыря на столетия. То, что удалось под его началом сделать монастырской братии, можно назвать настоящим экономическим чудом. Святитель Филипп Филипп доказал, что церковное хозяйство не косная, консервативная структура, чуждая научно-техническому прогрессу, а вполне эффективный полигон для технических экспериментов, а монастыри, как крупные землевладельцы, способны находить необычные и эффективные экономические решения. До Филиппа бедное Соловецкое монастырское хозяйство еле прокармливало братию. Никаких оборонительных сооружений обитель не имела, мало того — в 1538 году в монастыре случился страшный пожар: сгорели церкви, склады, одежда, продукты, хозяйственные припасы, и стало понятно, что пришла пора, во-первых, каменного строительства и, во-вторых, серьезных перемен в устройстве монастырского хозяйства. Федор Колычев (будущий игумен Филипп) тогда уже был на Соловках, но пока — послушником. Через много лет, уже став настоятелем, он вместе со своими соратниками титаническими усилиями сумел создать на месте скромной деревянной обители величественный оплот Православия. В течение восьми лет на Соловках возводились два огромных каменных строения — Успенский храм и Спасо-Преображенский собор. На Русском Севере церкви такого масштаба для XVI века были большой редкостью. Строительство требовало мощной экономической базы. Благодаря хлопотам игумена Филиппа, власть имущие и сам государь щедро жаловали обители и земли, и деньги. Удалось построить каменную гостиницу с поварней и укрепленную валунами глубокую гавань на большом Заяцком острове. Монастырские гавани на Большом Соловецком не позволяли крупным кораблям подходить к берегу и разгружать материалы для строительства — на Заяцком острове это сделать было удобнее. Привезенные товары, материалы, имущество хранилось на складах и оттуда постепенно перевозилось на Большой Соловецкий.

http://sever.foma.ru/kak-russkie-monahi-...

  Павел Лунгин . « Я верю в тех людей, которым некомфортно » . Режиссер «Острова» снял новый фильм на музыку митрополита Ил ариона. Подготовила Оксана Головко . Ил.: Кадр из фильма Павла Лунгина «Дирижер»//Фома. - – март 2012. – С.70-71. – (раздел « Культура »). См. также отклик: Юлия Варенцова , специальный корреспондент НТВ. Музыка веры //Фома. - – март 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).   Патриарх Гермоген: Фигура, залитая светом . Рассказывает доктор исторических наук Дмитрий Володихин . Беседовал Виталий Каплан . Ил.: Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря (февраль 1612 г.). Р. Штейн. Фото – Чудов монастырь в начале ХХ века//Фома. - – март 2012. – С.72-73,74-75,76. – (раздел « Культура »). Имеется историко-биографическая справка « Патриарх Гермоген » (Ил.: Икона святителя Гермогена Патриарха Московского). – С.73. На врезках к статье – справочная подборка:   «Святые во главе Московской кафедры». [Краткие биографические справки]. Ил.: Икона каждого святого//Фома. - – март 2012. – С. 74, 75. 76. (раздел «Культура»). Представлены: Митрополит Петр (вторая половина XIII в.-21 декабря 1326). С.74; Митрополит Феогност (конец XIII в. – 11 марта 1353). – С.74; Митрополит Алексий (конец XIII- начало XIVb. – 12 февраля 1378). – С.74; Митрополит Иона (90-е гг. XIV в. – 31 марта 1461). - С.74,75; Митрополит Макарий (ок. 1482 – 31 декабря 1563). – С.75; Митрополит Филипп ( Колычев ; 11 февраля 1507 – 23 декабря 1569). – С.75; Патриарх Иов (ок. 1525 – 19 июня 1607). – С.75; Митрополит Филарет ( Дроздов ; 26 декабря 1782 – 19 ноября 1867). – С.75-76; Митрополит Иннокентий ( Попов-Вениаминов ; 26 августа 1797 – 31 марта1879). – С.76; Патриарх Тихон ( Белавин ; 19 января 1865 – 7 апреля 1925). – С.76.   Реклама : С.77.   Галерея : Плач по казачеству. Художник Сергей Гавриляченко: вспоминая об утраченном /Автор статьи – Оксана Головко . Ил.: Репродукции живописных работ художника//Фома. - – март 2012. – С.78-81. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »). Имеется биографическая справка « Сергей Александрович Гавриляченко » (С.79).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-107-...

1237 На поле: Се, архиепископъ Филипъ от роду велика был. И от младости все оставя, взем крестъ, последовахуся, и вящей тридесети лтъ мнишествовал и в посте провосиялъ. Последи же, на престолъ возведен руские митрополии. И глагола о свднии Господних, так пред лютым, безчеловчным царем, ни в чесомже стыдящеся, обличающе его, о неправдах и о кровопийствах. И того ради многие, над обычай неслыханные бещестия и муки притерплъ от него. Послди же удавлен повелением его. Так от Христа священномученичества венец принялъ, егоже ради и пострадалъ. 1238 ...Филипа... наскочилъ. – Митрополит Филипп, в миру Федор Степанович Колычев (1507–1569), был возведен в сан в 1566 г. Еще до избрания митрополитом он обличал царя за бесчинства, творимые опричниками. Непреклонность митрополита в обличении царя побудила последнего организовать следствие по сбору компрометирующего материала, что и было сделано путем подлогов и угроз. 8 ноября 1568 г. во время богослужения в Успенском соборе явившиеся туда опричники во главе с Федором Басмановым произнесли соборный приговор и лишили митрополита святительских одежд. Окончательно митрополит был заточен в Тверской Отроч монастырь. Во время похода царя на Новгород посланный в монастырь Малюта Скуратов задушил митрополита в его келье. Тотчас же последовали репрессии против близких митрополиту людей, было казнено около десяти человек из рода Колычевых. 1239 На поле: драконъ. Зри во Апокалипси прилежне и прировнай тое пророчество ныншняго вка бесдамъ. 1244 На поле: «Физика» есть книга аристотельская, коя в соб замыкает прироженную, або естественную, философию, и есть зело премудро. 1245 На поле: Также и «Еттика», десет книг аристотельских, кои научают наилепше философии, сиречь обычае любомудрия, и человческому роду наипаче зело потребнйша. 1246 На поле: О книгах великих учителей наших въсточных сказ. О тх-то книгах учителей наших восточных много лт стужали моленми многими и прошенми западные царие с самым папою их на препись у царей грецких и у патриярховъ наших (и никакоже, николиже пулучиша их от них). Послдиже торговаше их многою ценою. Нции глаголют – за кождый лист давали им по червоному златому, а нции поведают, иже по коруне, яже по три златыхъ червоных важит. А ни за таковую цну даша им, и подобно, древняго ради свару, или премногие ради зависти. А потом, по Божию попущению, все сами им в руки привезли их. Нам же нын, благодати ради Христовы, без всякие цны, даром приведенна немалая часть от них на наш язык словенский – ово Максимом Философом и Селиваном, учеником его, ово мною, многогрешнымъ, с помощники моими, учеными мужеми, искусными толковники в римской бесде. Боже, да и читаеми были со потщанием и со охотою. Без цены, даром просвщаетеся по душах своих независтне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

71 Иоасаф (Скрипицын) – митрополит московский. В 1540 г. ходатайствовал об освобождении из тюрьмы князя И. Ф. Бельского, вместе с ним был «первосоветником» царя; в январе 1542 г. низложен Шуйскими, сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, затем переведен в Троице-Сергиев, где скончался. 72 Филипп (Федор Степанович Колычев, 1507–1569) – церковный и политический деятель, митрополит московский. Служил при дворе Елены Глинской. После мятежа Андрея Старицкого (дяди Ивана IV) в 1537 г. бежал в Соловецкий монастырь и принял постриг. С 1548 г. игумен; с июля 1566 г. – митрополит. После публичного осуждения произвола опричнины в присутствии Ивана IV в 1568 г. низложен и заточен в Тверской Отроч-Успенский монастырь, где и задушен по приказу царя. В 1652 г. канонизирован православной церковью. 73 Лютер Мартин (1483–1546) – глава Реформации, основатель протестантизма. Родился в семье рудокопа, впоследствии разбогатевшего. Окончил в 1505 г. Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, поступил в августинский монастырь в Эрфурте, с 1508 г. читал лекции в Виттенбергском университете, с 1512 г. – доктор богословия. 31 октября 1517 г. вывесил на дверях Замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов, содержавших основные положения его религиозного учения. Отказался явиться в Рим на церковный суд. В 1520 г. публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В «Обращении к христианскому дворянству немецкой нации» объявил делом нации борьбу с засильем пап. Укрылся от преследований по Вормскому эдикту 1521 г. в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. Выступал против участников крестьянской войны 1524–1526 гг. под руководством Томаса Мюнцера. В 1522–1542 гг. перевел Библию на немецкий язык. 74 Павел – апостол (наст. имя – Савл). Родился в Тарсе в иудейской семье, был ревностным гонителем христиан. После «чуда на пути в Дамаск» (явление света и голоса с небес) перешел в христианство, проповедовал в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Ему приписываются 14 посланий, входящих в канон Нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

(в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – епископ Владимирский, впоследствии затворник Вышинской пустыни, богослов и церковный писатель. См. о нем Примечание и комментарии к статье, помещенной в настоящем издании. Причислен к лику святых в РПЦ в 1988 г. ФИЛАРЕТ ЧЕРНИГОВСКИЙ , архиепископ Черниговский (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский; 1805–1866) – богослов и историк Церкви, ректор Московской духовной академии. Основал академический журнал «Творения св. отцов в русском переводе». ФИЛАРЕТ , св. (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26.12.1783–19.11.1867) – митрополит Московский, богослов и проповедник, автор «Пространного христианского катихизиса», первый доктор богословия в России, инициатор перевода Св. Писания на русский язык. За свои красноречивые проповеди Филарет был прозван «московским Златоустом». Составитель Манифеста 19 февраля 1861 г., отменившего в России крепостное право. Причислен к лику святых в 1994 г. на Архиерейском соборе Русской православной церкви. ФИЛАРЕТ , патриарх (в миру Федор Никитич Романов; ок. 1555–1633) – Патриарх Московский и всея Руси (1619–1634). Насильно пострижен в монахи за участие в заговоре против Бориса Годунова. Был соправителем своего сына Михаила, избранного на царство в 1613 г.; поднял государственное значение патриархата. Все правительственные дела решались совместно царем и патриархом, иногда Филарет принимал решения единолично, даже без ведома царя. ФИЛИПП , св. (в миру Колычев Федор Степанович; 1507–1569) – митрополит Московский и всея Руси (с 1566 г.). За публичное обличение жестокостей царя Ивана Грозного, за противление опричнине был заключен в темницу и задушен. Причислен к лику святых в 1636 г. ФИЛОФЕЙ , старец (ок. 1465–1542) – игумен Трехсвятительского Псковского Елеазарова монастыря, сформулировавший в своих посланиях идею о Москве как Третьем Риме, о Москве как хранительнице православия после захвата Константинополя турками в 1453 г: «Яко два Рима подоша, а третий стоит, а четвертому не быти». ФЛАВИАН (в миру Николай Городецкий; 1841–1915) – митрополит Киевский и Галицкий с 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Изгнася Иоанн Златоуст ... и обиду вдовицы виноград по смерти определи. – Патриарх Никон вспоминает сюжет из Жития Иоанна Златоуста , в котором рассказывается о том, как святитель Иоанн заступился за вдову, у которой после смерти ее мужа Феогноста, оклеветанного боярином Гаем, царица Евдоксия отобрала виноградник – Маргарит 1641, 98 об.– 104. Изгнася Филип митрополит, но паки ста противу лицу оскорбивших его. – Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (в миру Федор Степанович Колычев) (1507– 1569). До поставления в митрополита был игуменом Соловецкого монастыря. Митрополит Филипп последовательно проявлял несогласие с политическими взглядами царя Ивана Грозного, требуя, чтобы «великий князь отставил опришнину». Разрыв между царем и упрямым митрополитом произошел весной 1568 г. во время службы в Успенском соборе: митрополит Филипп отказался благословить царя. Против митрополита был возбужден процесс, на котором его обвинили в «порочной жизни». 8 ноября в день архангела Михаила, когда митрополит Филипп совершал по просьбе царя праздничное богослужение, в церковь ворвались опричники, сорвали с митрополита святительские одежды и отправили его в монастырь Николы Старого (или Богоявленский). Чтобы окончательно сломить дух святого, царь отправил ему в монастырь голову казненного родственника. Вскоре опального митрополита сослали в Тверской Отроч монастырь, где во время похода Г розного в Новгород Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа в келье подушкой. Митрополит Филипп стал символом непреклонности в выполнении обязанностей, налагаемых духовным саном. А мученический венец сделал его одним из самых популярных святителей в Древней Руси. В 1591 г. по просьбе братии Соловецкого монастыря моши святого были перенесены из Твери на Соловки. В 1652 г. новгородский митрополит Никон перенес моши святого в Успенский собор Московского Кремля. На Соловках во время литургии Никон читал грамоту от имени царя Алексея Михайловича, в которой государь молил святого «разрешить согрешение прадеда нашего царя и великаго князя Иоанна» – Буланин 1989, 466– 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010