Изучение чеш. актов, начатое во 2-й пол. XVIII в. (Ф. М. Пелцл), продолжилось в 1-й пол. XIX в. (Ф. Палацкий, 1836; Гулаковский, 1852). В 1836-1903 гг. издавался «Codex diplomaticus et epistolaris Moraviae» (А. Бочек). С 1855 г. выходили «Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae et Moraviae», основанные К. Я. Эрбеном и продолженные Й. Эмлером (регесты документов за 600-1346). Крупнейшей фигурой в чеш. Д. был ученик Эмлера Г. Фридрих (1871-1943). В 1904 г. он основал сер. «Codex diplomaticus et epistolaris regni Bohemiae» (документы 806-1310 гг., издание продолжается). Акты XIV в. печатал в 20-х гг. В. Грубый в сер. «Archivum coronae regni Bohemiae». В 1919 г. Фридрих создал Архивную школу в Праге (Vysoká škola archivna, позднее Štatna škola archivna), где велась интенсивная разработка Д. (печатный орган - «Èasopis archivní školy»). Изучением актов занималось также Немецкое научно-культурное об-во (Deutsche Gesellschaft der Wissenschaft und Künste) (работы Г. Зачека). Др. видные дипломатисты 1-й пол. XX в.: М. Опоченская, В. Войтишек, Ю. Добиаш, К. Стлоукал, Ф. Чада, Б. Кубичкова-Чадова, З. Кристен. Словац. Д. стала развиваться в тесной связи с чешской после 1918 г., когда она выделилась из венг. Д. После второй мировой войны чехословацкая Д. испытала влияние советской историографии (труды Б. Д. Грекова, Л. В. Черепнина). З. Фиала поставил вопрос о функции акта как об определяющем факторе его бытования. Проблему функции акта разрабатывал также Й. Шебанек. Он и С. Душкова продолжили публикацию актов в рамках «Codex diplomaticus...» Фридриха (их трудами издание доведено до 1278). Основываясь на методике Зиккеля, Шебанек и Душкова внесли большой вклад в изучение канцелярского происхождения королевских актов XIII в. Чешским королевским актам XIV в. посвящены исследования И. Главачека, епископским актам - работы Я. Бистржицкого. Др. специалисты 2-й пол. XX в.: в Чехии - Я. Пражак, Й. Спевачек, В. Вашку, М. Благова, Я. Крейчикова, Г. Йорданкова, Л. Сулиткова; в Словакии - Я. Жудель, Я. Новак, Л. Медвецкий, Р. Марсина, Д. Леготская, Ю. Рогач и др. В Братиславе издается «Codex diplomaticus et epistolaris Slovaciae». Изучаются королевские, епископские и городские акты, городские и поземельные записные книги («земские доски»), история канцелярий. Имеются учебные пособия и обобщающие труды (Жуделя и др., 1956; Пражака, Шебанека и Душковой, 1959; Марсины, 1971, 1973; Леготской, 1972, 1988; учебник «Чешская дипломатика до 1848 г.», 1971). Основные центры изучения и преподавания Д.- университеты в Праге, Брно, Оломоуце и Братиславе. Венгрия

http://pravenc.ru/text/178525.html

В выборе 1836 г. как срока перехода к новой ступени подвижничества, по-видимому, сыграла определенную роль осведомленность Александра Благословенного о трактовке мистиками особого значения этого года, в силу которой можно было ожидать активных действий со стороны масонов и возникала потребность усилить свои молитвы в защиту Веры и Отечества. Архимандрит Фотий (Спасский) писал по поводу этой трактовки: «…по иллюминатскому преданию вождей сего ордена, Бенгеля, Штиллинга и всех его последователей, что 1836 год должен быть важною эпохою в событиях Церкви и человечества ». По книге «Победная песнь» Штиллинга, пришествие Христа ожидалось в 5836 г. от сотворения мира, т. е. в 1836 г. по Рождестве Христовом. Первую часть цифр этого года – 18 – мистики определяли как сумму звериного числа, а 36 – как шесть, помноженное само на себя. «Общество иллюминатов, – продолжал архимандрит Фотий, – всячески старается к 1836 году сделать приготовления, аки бы к учреждению единого Царства Христова; ибо в 1836 году, по их замыслу, все Царства, Церкви, Религии, гражданские законы и всякое устройство должны быть уничтожены » 695 . Осведомленность Александра I о подобных взглядах и намерениях не вызывает сомнений. Так, например, он общался непосредственно с известным в то время мистиком Феодосием Балтовским, проповедовавшим особое значение 1836 г. В конце 60-х гг. анонимный автор, скрывавшийся под инициалами «И. А.» (достаточно сведущий в этом вопросе, т. к. знакомился с записками Феодосия Балтовского в 1852 г. на Афоне), утверждал, что Феодосий «был вызываем из Балты в Петербург к Александру, потом отправлен в Коневец 696 после Фотиевской реакции и умер в 1845 году, если не ошибаюсь, переживши год свето-преставления 1836 г., во что он искренно верил» 697 . «Фотиевская реакция» – прозрение императора, приведшее его к пониманию не только ложности подобных прорицаний, но и реальной угрозы деятельности заговорщиков типа декабристов, ответом на которую он выбрал собственное покаяние и подвижничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

634 Все описанные обстоятельства документально изложены в вышеупомянутом (см. стр. 558, 459 абзац начало: «Дело Полоцкой Дух. Консистории 1836 г...». – Редакция Азбуки деле Полоцкой Дух, Консистории 1836 г., без 635 См. и у о. Н.Д. Извекова, Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии с 1839–1889 г., стр. 242–243. 638 См. дело Полоцкой Дух. Консистории 1836 г. 313, где распоряжение от 23 июня на время отлучки Смарагда для обозрения епархии, а дело ibid. 1836 г. 387 содержит (стр. 2 и 5–6) подробную инструкцию от 24 августа на случай ожидавшегося в сентябре приезда Государя Императора. 639 Настольный реестр Полоцкой Дух. Консистории 1835 г. 42 от 16 апреля по прошению пономаря Павла Гнидовского, названного в резолюции «докучливым просителем». 640 Ibid. 1834 г. 33 от 16 февраля о разрешении дьячку Овсянкину брака с дочерью дворянина, «ибо действительно во всём Лепельском уезде нет ни благочестивого (православного) духовенства, ни невест духовного звания нашего закона». 1836 г. 48 от 2 июня о выдаче определявшемуся священником в кафедральный собор Сергею Забловскому «билета на вступление в брак с честной и беспрепятственной девицей духовного звания, а в случае неотыскания духовной, то и с невестой светского состояния». 643 Рапорт от 30 января 1836 г. 430) в деле Полоцкой Дух. Консистории 1836 г. 375 представляет лишь формальную отписку во исполнение указа Св. Синода от 31 августа 1832 г. касательно ежегодных донесений ему архиереями о состоянии епархий, о чтении в церквях проповедей и о сохранении благопристойности. 644 Об этом Шадурском, как враге воссоединения и православия, см. у о. Г.И. Шавельского (Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии, стр. 200. 201. 240. 251. 286. 303. 309). По-видимому, такова была вся эта фамилия. Г-жа Шадурская распространяла медаль в ознаменование явления Пресвятой Девы в виде образа Непорочного её зачатия (см. Дело о медали в «Трудах Витебской Учёной Архивной Комиссии» I, стр. 12–13). О произволе Шадурского, владельца Освеи, см. у † архиеп. Саввы, Хроника моей жизни IV (Св.-Тр. Сергиева Лавра 1902), стр. 212.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Снисходя к этому их желанию, правительство позволяло устроять и само устрояло единоверческие храмы, где только было это возможно. Таких единоверческих церквей в Пермской епархии построено было (до 1845 года включительно) 46. Воскресенская в Воскресенском с. – 1691 (года) Спасская в Екатеринбурге – 1805 Свято-Троицкая, в Екатеринбурге – 1818 Спасо-Никольская в Неволинском с. – 1829 Рождество-Богородицкая в Сосновском с. – 1832 Николаевская в Пыскорском селе – 1832 Св. Стефана В. Пермск. в с. Ильинском – 1833 Св.-Троицкая в Юго-Кнауфском з. – 1833 Введенская в с. Воробьевском – 1834 Никольская в Н. Тагильск. з. – 1834 Иоанно-Богословская в з. Буевском – 1834 Казанской Божией Матери в Евгинс. с. – 1835 Васильевская в Вознесенском с. – 1835 Покровская в Молебском зав. – 1835 Петропавловская в зав. Бымовском – 1835 Никольская в зав. Рождественском – 1835 Покровская в с. Иванищевском – 1836 Покровская в Вороновском с. – 1836 Христорождественская в с. Посадском – 1836 Вознесенская в с. Яланском – 1836 Свято-Троицкая в с. Сретенском – 1836 Петропавловская в зав. Камбарском – 1836 Св.-Троицкая в Ревдинском зав. – 1836 Предтеченская в зав. Курашимском – 1838 Христорождественская в зав. Верх-исетском –1838 Покровская в Казановском с. – 1838 Св.-Троицкая в зав. Иргинском – 1838 Успенская в Режевском зав. – 1839 Св.-Троицкая в г. Шадринске – 1839 Благовещенская в с. Ильинском – 1839 Свято-Троицкая в Сылвинском с. – 1839 Екатерининская в Екатеринбурге – 1839 Вознесенская в Верхне-Уфалейском зав. – 1840 Иоанно-Богословская в Богословском с. – 1840 Христорождественская в Шайтанском с. – 1840 Пророко-Ильинская в В. Тагиле, зав. – 1841 Крестовоздвиженская в Ольховском с. – 1841 Св. Троицкая в Н. Тагиле, зав. – 1842 Никольская в Н. Салдинском зав. – 1842 Рождество-Богородицкая в Богородском с. – 1842 Успенская в г. Перми – 1843 Покровская в Русановском с. – 1843 Св.-Троицкая в Григорьевском с. – 1843 Успенская в Нейвинско-Рудянском с. – 1844 Рождество-Богородицкая в зав. Невьянском – 1844 Казанской Божией Матери в зав.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава восемнадцатая. Конец света 1836–1837 1836 год суеверные люди ждали со страхом. В очередной раз какие-то шарлатаны нагадали и напредсказывали в этом году конец света. Особенно много таких предсказаний было в трудах европейских мистиков, к примеру у Иоганна Альбрехта Бенгеля. Не случайно и то, что Гоголь в это время написал комедию «Ревизор», кончающуюся гротескным изображением конца света – знаменитой немой сценой. Она и воспринималась в начале 1836 года, когда Гоголь впервые читал друзьям «Ревизора», именно с этим апокалиптическим оттенком. «Мне всегда казалось вероятнейшим, что гадания о 1836 годе не сбудутся, нежели что сбудутся, – писал святитель Филарет наместнику Антонию. – Ибо если апостолам не дано в собственность разуметь времена и лета, то мудрено, чтобы сие досталось в собственность нашим гаданиям и расчетам. Но теперь, когда 1836 год наступил, когда предшествовавшие ему годы не соответствовали гаданиям, не кажется мне, что можно дремать беспечно. Мне кажется, что наши дела не к золотому веку ведут». Этот год Филарет встречал в Петербурге. В другом письме Антонию он с тревогой сообщал: «Учащаются беды. Читали Вы в ведомостях, как в воскресенье Страшного Суда среди Петербурга сгорело более ста человек в увеселительном деревянном здании. Накануне того же дня, того же фигляра, два строения в Москве также сгорели, но, слава Богу, без людей». Имелся в виду пожар в балагане Лемана 1 февраля в последнее воскресенье перед заговением на Великий пост, которое именуется неделей о Страшном суде. В этом пожаре заживо сгорело 126 человек. Далее: «В Серпухове сгорела значительная часть женского монастыря, только церквей близкая опасность не коснулась. О волке московском Вы, без сомнения, слышали». Московским волком называли сбежавшую из зоопарка гиену, которая, бегая по Первопрестольной, перекусала уйму народа. Но в тональности писем Филарета сквозит опасение о том, что предсказания сбудутся, что мир стоит на грани Страшного суда. Вот мартовское письмо: «Вероятно, Вы слышали, что в Англии видели в воздухе конное войско. Недавно, говорят, в Венгрии было ужасное землетрясение, и одно озеро весьма большое ужасно кипело и испускало пар или дым. Что-то принесет у нас после необыкновенно холодной зимы необыкновенно ранняя весна? Умножение волков около Смоленска, говорят, очень далеко от обыкновенного. Молитесь, да избавит нас Господь от всякий скорби, гнева и нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

руб., на каковую сумму в будущее лето должна работа производиться…» «1836 года февраля 15 дня доставлен ковер, шитый по канве, в длину 1 1/2, в ширину 1/2 аршина собственных трудов Ее Императорского Высочества Великой Княжны Марии Николаевны. Февраля 23 дня 1836 в 12 часов утра Настоятель О. Архимандрит Игнатий имел счастие представляться Ее Императорскому Высочеству Марии Николаевне. Она выразила желание, чтобы ковер был постлан на подножие иконы Преподобного Сергия, на что Отец Игнатий возразил, что Обитель хотела бы иметь его на длительное время, а так он быстро сотрется. Тогда Мария Николаевна пожелала, чтобы ковер постилался пред иконою в праздничные особенные дни. По выходе Отец Игнатий встречен был Его Императорским Высочеством Наследником, который, расцеловав, изволил расспрашивать о здоровье и о перестройке Собора. 19 августа 1830 года удостоила посетить Обитель Государыня Императрица Александра Федоровна… У Настоятеля выкушала чашку чая. 21 августа 1836 года удостоили своим посещением Государыня Императрица Александра Федоровна с Великой Княжной Марией Николаевной и баронессою Фридерикс. 24 сентября 1836 года Обитель посетила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна с дочерьми Марией, Елисаветой и Екатериной Михайловнами. 27 сентября 1836 года Отец Игнатий представлялся в Царском Селе Государыне Императрице и преподнес до 30 яблоков из монастырского сада, а Государь Император через Императрицу изволил объявить, что осенью будет в Сергиевой Пустыне. 31 декабря 1836 года О. Настоятель Сергиевой Пустыни вместе с Чихачевым, Митрополитом Серафимом и Лаврскою братнею были приняты Государем Императором». Такие же приемы продолжались и в последующие годы. Об одном из приемов архимандрит Игнатий рассказывает сам в письме сестре от 1 июля 1848 г.: «13 июня представлялся я в большой Петергофской придворной церкви по окончании Литургии Их Императорским Величествам Государю Императору и Государыне Императрице. Они были чрезвычайно ко мне милостивы. По окончании представления, при котором Государь Император осыпал меня многими выражениями милости своей и внимания, — Государыня Императрица необыкновенно кротким и величественным голосом своим говорит мне: «Чрез час будьте у меня в Александрии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Главное - миссионерское - направление служения Н. на Вятской кафедре было предопределено указом Синода от 17 марта 1836 г. Архиерею поручалось лично обозревать вотские приходы, направлять в Синод сведения о состоянии крещеных вотяков, о числе «еще язычествующих», о предпринимаемых мерах, а также о благонадежности духовенства в приходах вотяков. Во исполнение указа Н. совершил 2 поездки по епархии. Во время 1-й поездки (7-25 июня 1836) он посетил 33 приходских селения, уездные города Глазов, Елабугу, Малмыж и Ижевский Завод Сарапульского у., проделав на лошадях путь в 1268 верст. В «Журнале наблюдений и действий при посещении епархии в 1836 году», направленном в Синод, он изложил конкретные замечания о каждом из осмотренных мест: о состоянии храмов и составе духовенства, о «настроении» вотяков, о произнесенных им поучениях («о необходимости молитвы и хождения в церковь», «о важности крестного знамения и о пользе всегда иметь при себе кресты», «откуда зло нравственное в мире и как можно и должно искоренять оное в себе», «о ересях и источнике оных», о том, «что, научив детей добру, родители оставляют им чрез то самое богатое наследство» и др.). При посещении приходов Н. раздавал кресты и финифтиевые иконки для ношения на груди, экзаменовал священников и причт, а также паству, обращал внимание на ведение церковных документов и на материальное положение служителей; за незнание молитв архиерей увольнял причетников в сторожа, отправлял в мон-рь священников за нетрезвую жизнь. Летом 1837 г. состоялась 2-я поездка Н. по епархии, к-рую он подробно описал в «Журнале наблюдений и действий при посещении епархии в 1837 году», поданном в Синод 22 дек. 1837 г. Помимо «поверки на месте» деятельности миссионеров, целью поездки было исполнение указа Синода от 29 окт. 1836 г. с Высочайше утвержденными 3 окт. 1836 г. правилами по организации первоначального обучения детей поселенцев, особенно раскольнических. Архиерей обозревал юго-зап. часть епархии, уезды Вятский, Нолинский, Уржумский, Яранский и частично Орловский, посетил свыше 40 приходских селений, Буйский Завод (где предлагал устроить уч-ще и уже начал по этому поводу переписку), города Уржум, Нолинск и Яранск, проехав 913 верст.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 2. От учреждения Рижского викариатства до учреждения Ревельского викариатства (1836–1919) Открытие Рижского викариатства С восшествием на престол императора Николая I правительство стало проявлять большое внимание к активной деятельности старообрядческих общин, в том числе и в Прибалтике. 13 июня 1836 г. император Николай I поручил Святейшему Синоду обсудить, «что полезнее для православной Церкви в Лифляндии и Курляндии: открытие ли самостоятельной архиерейской кафедры или же учреждение викариатства Псковской епархии?» Святейший Синод предпочел образовать викариатство, которое было утверждено 14 сентября 1836 г. Епископ Старицкий Иринарх, оставив Тверскую епархию, стал первым Рижским викарием и прибыл в Ригу в первых числах ноября 1836 г. Епископ Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов) родился в 1790 г. в Курской губернии в семье священника. Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. По окончании Академии в 1817 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха, назначен профессором церковной истории и еврейского языка в Орловскую духовную семинарию. В 1819 г. иеромонах Иринарх был направлен в Италию, где до 1831 г. служил в русских посольских храмах в Милане, Флоренции и Риме. По возвращении в Россию был возведен в сан архимандрита. С 1833 по 1835 г. архимандрит Иринарх снова служил за границей при русском посольстве в Афинах. Возвратившись на родину, 3 мая 1836 г. он был рукоположен в сан епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Служение Иринарха за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге. В конце 1830-х гг. в результате сильных неурожаев жизнь крестьян Лифляндской губернии значительно ухудшилась. 1 июля 1841 г. лифляндский губернатор сообщал министру внутренних дел, что «крестьянские поля, засеянные озимыми урожаями прошлого года, не позволяют надеяться даже на самый небольшой урожай».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Царицын (с 1925 г. – Сталинград, с 1961 г. – Волгоград). С 02.1932 – центр «митрополитанского управления» Нижне-Волжского края. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Царицынская; с 1925 г. – Сталинградская. Викарные кафедры: Усть-Медведицкая, Камышинская, Нижнечирская, Викариатство Сталинградской епархии, Ленинская. 1922 12(25)06.1924 27.11(10.12)1924 15(28)10.1924 19.05(01.06)1925 19.05(01.06)1925 29.09(12.10)1927 21.01(03.02)1927 09.1927 10.1928 11(24)11.1928 11(24)05.1929 25.02(09.03)1932 25.02(09.03)1932 19.07(01.08)1932 17(30)09.1932 03.1935 16(29)10.1936 16(29)10.1936 24.12.1937(06.01.1938) Сталинская, обн. Основана в 1926 г. Местопребывание –в г. Сталино (до 1924 г. – Юзовка, с 1961 г. – Донецк). Упразднена в 1937 г. 05.1926 Макарий Быстров 01(14)12.1937 Станиславская (см. Ивано-Франковская) Старицкая Основана 29.02.1836 (07.03.1836 – по: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 131). Именование – по г. Старица (Тверская губерния). Тверское викариатство. Упразднена 01.10.1840 (по др., 1838). Возобновлена 09.11.1866. Упразднена в 1926 г. 03.05.1836 15.09.1836 Иринарх Попов 15.09.1836 23.04.1838 Неофит Соснин 19.02.1867 31.03.1873 Антоний Николаевский 27.11.1883 18.10.1886 Антонин Державин 14.12.1886 15.10.1897 Гавриил Голосов 21.11.1897 11.12.1899 30.04.1900 27.11.1902 27.07.1903 31.10.1908 Александр Головин 21.12.1908 05.03.1912 17.04.1912 07.09.1917 Арсений Смоленец 07.09.1917 09(22)04.1918 09(22)04.1918 16(29)11.1919 Серафим Александров 26.11(09.12)1919 после 01(14)09.1921 Борис Соколов 22.07(04.08)1921 03(16)07.1925 04.1926 05.1926 Павел II Павловский Старобельская Основана 14.05.1916. Именование – по г. Старобельск (Харьковская губерния, Луганская область УССР). Харьковское (затем Луганское ?) викариатство. Упразднена после 1923 г. (?) 14(27)05.1916 16.10.1917 Феодор Лебедев 16.10.1917 Петр Киреев 12(25)03.1923 Старобельская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Есть в Европе, в немецких землях и в других народах, секта иллюминатов – злейших раскол, инде даже под именем и истинных христиан называющаяся, иначе сказать, есть общество Антихристово, скопище из всех сект. Оно согласно с жидами содержит год от создания мира вместо 7333-го церковного христианства – 5824-й. И противно Священному Писанию , Символу Веры и учению Св. Церкви верует, яко аки бы скоро будет Пришествие Христово и будет Царствие Его на земли, чего последний термин если не ранее, то не позже как 1836 год; а потому полагается 1000 лет аки бы Царствию Христа на земли, а после онаго Царствия выдуманного аки бы 164 года дается для разрешения сатаны: а весь счет годов в тайных обществах 5836 (от создания мира, который будет в 1836 году). И как ныне вольнодумного общества от создания мира год 5824, а наш христианский, от Рождества Христова, 1824, и до 5836, а по-христиански до 1836 (а по-церковному – от создания мира до 7344) остается ждать только 12 годов, то вышеозначенное общество, верующее во Антихриста, общество карбонариев, всячески старается к 1836 году сделать приуготовление, аки бы к учреждению единаго Царства Христова. Ибо в 1836 году замысл есть, что уже все царства, Церкви, религии, законы гражданские и всякое устройство должны быть уничтожены, и должна аки бы начаться какая-то единая в сем мире новая религия – едино стадо, единое царство, и должен быть аки бы единый какой-то царь, коего столица предназначается быть во Иерусалиме. По мечтанию общества сказуется, что аки бы тот царь будет Христос. Это всегубительный пароль! Но скопище разбойническое под именем истинных христиан, считая прелесть и обман за истину, всеми средствами силится разрушать все религии, расстраивать устройство государств, испровергать власти властями, вооружать христиан друг против друга, вводить всякия новости, учреждать конституции и чрез все то разливать всюду дух революционный до того, чтобы всем все христианское и государственное омерзить и чрез то заставить всех принять единое царство единаго какого-то царя-самозванца. Для сего все к тому направляется под видом добра и религии во всех царствах. Так-то сатана и диавол многих воодушевил и прельстил на зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010