По вопросу об отношении Д. к Макариевскому корпусу и мессалианству высказывались разные т. зр.: Д. считался как противником прп.  Макария Великого , сближавшегося с мессалианами (Ф. Дёрр, Э. Де Плас), так и его учеником (Г. Дёррис). Обзор библиографии по этому вопросу см. у В. Депре (Desprez. 2006. P. 114–135), сделавшего вывод о том, что Д. читал творения прп. Макария с осторожностью, «очищая» и усваивая нек-рые из его идей, извлекая смысл из резких метафор и смелых прозрений (ряд текстуальных совпадений указан в кн.: Дунаев. 2002. С. 216–220). Архиеп.  Василий (Кривошеин)  писал о наиболее дискуссионных подходах Д. и прп. Макария, касающихся степени господства диавола (для Д. значительно меньшей) над человеком после крещения. По его мнению, прп. Макарий «говорит преимущественно с духовной точки зрения», в то время как Д. «более заинтересован в богословской точности» ( Василий (Кривошеин) , архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов// Он же. Богословские труды, 1952–1983. Н. Новг., 1996. С. 109). П. Христу замечает (Σ. 95), что ученые, занимавшиеся сочинениями Д., преувеличивали зависимость Д. от Евагрия, от к-рого он воспринял только нек-рые элементы, касающиеся гл. обр. терминологии; однако и она в монашеской среде того времени являлась уже общим достоянием. Евагрий в своем учении следует Оригену и не может вполне освободиться от влияния стоиков и Платона. Он усматривает в христ. совершенстве прежде всего интеллектуальный характер, что видно из того, какое значение он придает «помыслам» (λοϒισμο), а также «ведению» (ϒνσις), посредством к-рого изгоняются страсти. Д., напротив, в смысле, более близком прп. Макарию, говорит о духовном «чувстве», посредством к-рого человек познает Бога и живет в Нем. Мистику такого типа удается пройти царским путем между крайностями евагриевского и мессалианского учений. Д. отличается от Евагрия прежде всего тем, что первому более присуща мистическая глубина, второму – систематическая последовательность этического и аскетического учения (Χρστου.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ну и чтобы не утонуть в перечислениях, в празднование Дня Победы вспомним нашего Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. Трудно поверить, но многолетний бред наших прогрессивно-креативно-либеральных «мыслителей» о вредоносном влиянии Сталина на ход военных действий и всего прочего до сих похоже является одной из установок того, что пытаются выдать за государственную идеологию. Поскольку ни на одном параде Победы за последние десятилетия ни одного доброго слова о Главкоме Сталине официально сказано не было. До сих пор Сталинград – город величайшей победы во всей русской военной истории, именуется каким-то поселком у речки, правда, речки крупной. А так мог бы стать и Окоградом или Кузраградом или вовсе Гусеградом, посмотрите сами по списку рек на пути танковых дивизий Вермахта. Между тем, уже семьдесят лет назад германский генерал Ганс Дёрр в своей книге «Поход на Сталинград», являющейся, по мнению маршала Советского Союза Андрея Иванович Еременко, «пожалуй, наиболее пространным во всей западной военно-исторической литературе описанием этой битвы», прямо свидетельствует: «…В 1942 г. Сталинград стал поворотным пунктом второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России – ее величайшей победой. Под Полтавой (1709 г.) Россия добилась права называться великой европейской державой, Сталинград явился началом ее превращения в одну из двух величайших мировых держав» (см.: Дёрр Г. Поход на Сталинград. М., 1957, с. 15; Еременко А.И. Сталинград. М., 1961, с. 459). Так и хочется элегически-либерально вздохнуть: «А какой бы стала, если бы Сталин не мешал?». Рискуя повториться, сведу «в кучку» тезисы «анти-сталинистов» разнообразных политических и религиозных взглядов и направлений: 1/Сталин сам хотел напасть на Германию, а вслед за ней и на остальную Европу, вот только не успел малость. 2/Сталин сам кормил, спонсировал и вооружал Гитлера перед войной. Видимо, чтобы свои далеко идущие цели закамуфлировать. Но не вышло.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/10/na...

В 1851 году французское правительство поручает Виктору Пласу, преемнику Ботта, продолжить раскопки в Хорсабаде. Плас был архитектор, он составил план дворца и сделал множество новых открытий. Благодаря сохранившимся остаткам стен и изображениям, которые он встретил между барельефами, Плас дал полное объяснение всей совокупности и назначения этого древнего сооружения. Как выяснилось позже, дворец принадлежал разрушителю Израильского царства (в 721 г.) ассирийскому царю Саргону II, а город не был Ниневией, как предполагалось. Это был Дур-Шаррукин. Так где же искать библейскую Ниневию? Может это просто город легенд и мифов? 10 апреля 1840 года к провинциальному городку Мосул, лежащему на правом берегу реки Тигр, приближался необыкновенный путник – двадцатидвухлетний лондонский адвокат Генри Лэйярд. Увлечённый Востоком, он ещё летом 1839 года покинул Англию и отправился на поиски древних городов, упомянутых в Библии. На паровом судне, оборудованном гребными колёсами, он достиг Европы. В то время железнодорожное движение только зарождалось, поэтому основным средством передвижения служили почтовые дилижансы. Путешествуя таким образом через центральную Европу, Лэйярд достигает 10 августа 1839 года южную точку Австро-­венгерской границы. Перед ним ещё долгих 8 месяцев полных романтики и опасностей путешествий верхом, часто пешком или на «кораблях» пустыни – верблюдах, прежде чем он достигнет Мосула. 15 сентября Лэйярд прибыл в столицу Османской империи – Константинополь, где пережил свой первый приступ малярии, заразившись в одном из караван-сараев и которая позже перейдёт в хроническую форму. Купив пару лошадей, он продолжает своё путешествие по Малой Азии (совр. Турция, где неоднократно путешествовал ап. Павел), бывшей некогда одним из самых оживлённых перекрёстков человечества и где история оставила свои бесчисленные автографы в виде заброшенных древних руин, большая часть которых была разграблена ещё греками и римлянами. А на сирийско-ливанском побережье руины древних финикийских городов-государств были так близко расположены друг от друга, словно нанизанные на шнурок жемчужины. Эти развалины манили к себе молодого путешественника своей таинственностью, он рассматривал их с особым интересом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Существование этого царя многим представлялось загадочным, потому что он упоминается в одной только Библии и притом в одном лишь месте, именно в книге пророка Исаии глава 20, стих 1. Подробное ознакомление с царствованием Саргона, которое должно было раскрыться чтением хорсабадских надписей, скоро блистательнейшим образом подтвердило историческую точность упоминания имени этого царя пророком-историком. С этих пор удивление и восторг счастливого изыскателя постоянно возрастали, и каждый день подготовлялась для него какая-нибудь новая неожиданность. Ботта открыл целые ряды комнат в царском дворце и в каждой, на многочисленных плитах из серого алебастра, он мог созерцать различные сцены из ассирийской жизни, высеченные в виде барельефов, и с такой удивительной чистотой отделки, что казалось, будто художник только вчера закончил свою работу. Здесь исследователь находился пред лицом самого монарха, черты которого, видимо, воспроизведены были с натуры, стоя, или восседающим на троне, или отправляющимся на войну на колеснице, или, наконец, охотящимся на львов. Ботта настойчиво продолжал свои работы, невзирая на многочисленные затруднения, которые он встречал то в убийственном климате, то часто в еще более неприятной придирчивости моссульского губернатора, человека невежественного и завистливого к его успехам. Чтобы сколь можно шире раскинуть свои раскопки, исследователь купил, наконец, целиком селение Хорсабад, легкие деревянные постройки которого он перенес к подножию холма. Получаемые им результаты раскопок все более и более поощряли его энергию, когда, вследствие возникших во Франции политических событий, он был отозван со своего поста в 1845 году. Он возвратился на родину с богатым собранием рисунков и надписей. После этого прошло шесть лет, прежде, нежели преемник Ботты Плас мог в 1851 году продолжать раскопки в Хорсабаде. Плас был архитектор, что не только дозволило ему сделать множество новых открытий, но благодаря сохранившимся остаткам стен и изображениям дворца, которые он встретил между барельефами, он составил полный план дворца и дал по возможности полное понятие обо всей совокупности древнего здания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Весьма любопытно, что все описанные нами открытия обнаруживали одни только царские дворцы; открыты также остатки одного или двух храмов, но ни одной гробницы и ни одного частного дома не найдено. Из дворцов большая часть были построены царями, имевшими какие-либо отношения к Израилю и упоминаемыми в Библии. Таким образом, в Хорсабаде найден дворец Саргона; в Куюнджике Сеннахерима и Ассурбанипала, основателя знаменитой библиотеки, уже упомянутой нами; в Раманирари III, одного из предместников Тиглат-Пилесера II, первого из ассирийских царей, упомянутого в Библии; другой дворец Сеннахерима и дворец Ессергаддона; наконец, в Нимруде, на северо-западе дворец Ассурназирпала, предместника Салманассара II, современника Ахава и Ииуя; в центре Тиглат-Пилесера II и на юго-запад Ессергаддона. Несколько южнее Нимруда Рассам открыл два единственные храма, упоминаемые исследователями Ниневии. Оба они находятся в самом жалком состоянии разрушения. IV раздел Дворец Саргона в Хорсабаде занимает часть одной из сторон большого квадрата, составлявшего в древности ограду города Дур-Сарукина, который группировался около царского дворца. Когда Плас добрался до этой ограды, построенной из необожженных кирпичей, то он был поражен ее почти невероятными размерами: стена имела в ширину 24 метра, что позволяло ехать по ней рядом семи колесницам. 156 или 170 башен, если считать и те, которые охраняли дворец, возвышались по стене на расстоянии 27 метров одна от другой. Стена поднималась как раз до террасы, на которой воздвигнут был дворец, так что царь со своим штабом мог свободно ездить от одного конца до другого и руководить защитой города. Плас скоро заметил в окружности стены семь более значительных скоплений обломков и догадался, что это должны быть городские ворота. Ширина их была в сорок пять метров. Четверо ворот были очень просты и служили для проезда колесниц, колеи от которых видны еще и теперь, три другие, напротив, были снабжены многочисленными украшениями и в них можно было подниматься только по ступеням. Все семеро ворот возвышались над въездом и выездом посредством насыпей, вследствие чего проезд повышался и понижался с обеих сторон. Таким именно расположением ворот объясняется употребляемое в Библии выражение, когда говорится о воротах в Палестине (постройка их была вообще такая же, как в Месопотамии), что в них „поднимались». Поднимаемся и мы в одни из таких ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

княжеств в единое гос-во под управлением одного правителя. Формирование диванов в соответствии с принципом представительства интересов всех классов общества (избрание депутатов) было предусмотрено также и фирманом тур. султана от 1 окт. 1856 г. Публицистические сочинения Н. и его проповедническая деятельность в период формирования единого румын. гос-ва означали поддержку высшей румын. церковной иерархией либеральных идей реорганизации княжеств, что облегчало интеграцию нового гос-ва в систему европ. гос-в и, как следствие, воплощало собой рождение единой румын. нации ( Neofit (Scriban). Cuvinte bisericeti. 1868. Р. 76). В работе «Unirea i neunirea Principatelor Române» (Объединение и необъединение румынских княжеств), опубликованной в Яссах весной 1856 г., Н. выступил в защиту установления в Молдавском княжестве положения в соответствии с решениями Парижского договора 1856 г. Консул Франции в Яссах В. Т. Плас (1855-1863) приложил эту брошюру к своему докладу французскому правительству от 22 июня 1856 г., в котором отмечал склонность Н. к мистицизму и избыточному использованию библейских цитат. Вместе с тем, по мнению франц. дипломата, это сочинение совершенно ясно показало, что настроения предстоятеля Молдавской Церкви митр. Софрония (Миклеску) благоприятствуют объединению княжеств. Плас также отмечал, что для того чтобы не предоставлять митр. Софронию повода для размышлений по вопросу объединения княжеств, он ходатайствовал перед молдавским господарем Григоре Александру Гикой (окт. 1854 - июнь 1856) об издании сочинения Н. тиражом 1 тыс. экз. для распространения во всех районах княжества ( Sturdza. 1912. P. 72). В работе «Foloasele unirii principatelor Române» (О пользе объединения румынских княжеств), опубликованной в Яссах в 1856 г. (сначала в газ. «Zimbrul», затем отдельной брошюрой), Н. побуждал правителей княжеств «не оказывать сопротивления веяниям времени и поддержать стремление родины к единству». По воспоминаниям выпускника Сокольской семинарии Эрбичану, написавшего биографию Н.

http://pravenc.ru/text/Неофит ...

Огромное влияние победы советских войск под Сталинградом на ход Второй мировой войны отмечали президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У Черчилль. В почетной грамоте городу Сталинграду Ф. Рузвельт, отмечая мужественную и самоотверженную борьбу советских войск, писал: «Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии». У. Черчилль в послании к И.В. Сталину от февраля 1943 года назвал победу под Сталинградом изумительной . Победу под Сталинградом, как переломный пункт всей Второй мировой войны, признают многие немецкие историки. Генерал Цейтлер, бывший во время Сталинградской битвы начальником Генерального штаба сухопутных войск вермахта, заявил: «Ход событий показал, что Сталинградское сражение действительно оказалось поворотным пунктом всей войны» . С ним солидаризируется Г. Дёрр, который признает, что «Сталинград стал поворотным пунктом Второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России - её величайшей победой» . Сталинградская битва явилась и своеобразным духовным переломом. После нее был разрешен колокольный звон, предпринят ряд других шагов по нормализации положения Церкви в советском государстве. Михаил Иванович Фролов 2 февраля 2017 г. Рейтинг: 10 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фактические данные и оценка значения Сталинградской битвы дается по трудам отечественных историков. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.6 - С.35. Самсонов А.М. Сталинградская битва. 3-е изд.доп. - М., 1982. - С.593. Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии - СПб., 2006. - С.153 Роковые решения.- М.,1957. - С.26 The von Haselle Diaris 1939-1944. - London.1948. - P.255. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.12. - М.,1982. - С.221. Цит. по: Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии. - С.155. Роковые решения. - С.209. Цит. по Каратуев М.И., Фролов М.И. Указ.соч. С.155. http://www.pravoslavie.ru/100644.html

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Черчилль писал Сталину (11 марта 1943): " Масштабы этих операций невелики по сравнению с громадными операциями, которыми Вы руководите " . А вот что писал в своей грамоте Сталинграду Ф.Д. Рузвельт: « От имени народов Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей». После Сталинграда в Германии был объявлен трехдневный траур. Что значила битва на Волге для немцев, пишет генерал-лейтенант Всетфаль: “ Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск ”. Генерал Ганс Дёрр признавал что: «Сталинград стал поворотным пунктом Второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России - её величайшей победой. Под Полтавой (1709) Россия добилась права называться великой европейской державой. Сталинград явился началом ее превращения в одну из двух величайших мировых держав». Известный французский писатель-антифашист Жан-Ришар Блок в феврале 1943 г. обращался к соотечественникам: «Слушайте, парижане! Первые три дивизии, которые вторглись в Париж в июне 1940 года, три дивизии, которые по приглашению французского генерала Денца осквернили нашу столицу, этих трёх дивизий — сотой, сто тринадцатой и двести девяносто пятой — не существует больше! Они уничтожены под Сталинградом: русские отомстили за Париж. Русские мстят за Францию!» Во Франции имя Сталинград увековечено в названиях улиц и площадей. В Париже имя Сталинграда носят площадь, бульвар и станция метро. Проспекты и улицы Сталинграда есть еще в четырех городах Франции и в бельгийской столице Брюсселе, а также в итальянской Болонье. Улицы Сталинграда остались в городах Польши, Чехии, Словакии. После победы в Сталинграде король Великобритании прислал в дар городу меч, на клинке которого на русском и английском выгравирована надпись:   « Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, - от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

http://radonezh.ru/2019/06/13/falsifikat...

Огромное влияние победы советских войск под Сталинградом на ход Второй мировой войны отмечали президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У Черчилль. В почетной грамоте городу Сталинграду Ф. Рузвельт, отмечая мужественную и самоотверженную борьбу советских войск, писал: «Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии». У. Черчилль в послании к И.В. Сталину от февраля 1943 года назвал победу под Сталинградом изумительной. Победу под Сталинградом, как переломный пункт всей Второй мировой войны, признают многие немецкие историки и мемуаристы. Генерал Цейтлер, бывший во время Сталинградской битвы начальником Генерального штаба сухопутных войск вермахта, заявил: «Ход событий показал, что Сталинградское сражение действительно оказалось поворотным пунктом всей войны». С ним солидаризируется Г. Дёрр, который признает, что «... Сталинград стал поворотным пунктом Второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России - её величайшей победой.» Михаил Иванович Фролов, доктор исторических наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны, вице-президент Академии военно-исторических наук История Второй мировой войны 1939-1945. Т.12. М., 1982. - С.35. Мерцалов А. Сталинградская битва. Полемические заметки.//Свободная мысль. 1993. 1.- С.98. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941-1944. - СПб., 1999. - С.6. Фактические данные и оценка значения Сталинградской битвы дается по трудам отечественных историков. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.6 - С.35 Самсонов А.М. Сталинградская битва. 3-е изд.доп. - М., 1982. - С.593. Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии - СПб., 2006. - С.153. Роковые решения.- М.,1957. - С.26. The von Haselle Diaris 1939-1944. - London.1948. - P.255. История Второй мировой войны 1939-1945. Т.12. - М.,1982. - С.221. Цит. по: Каратуев М.И., Фролов М.И. 1939-1945 гг. Взгляд из России и из Германии. - С.155.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/19/...

Похороны Бернара–Лазара состоялись 4 сентября 1903 года. Пеги присутствовал на них вместе с администратором Тетрадей Андре Буржуа, дабы подчеркнуть огромную роль, которую усопший играл в издании Двухнедельных тетрадей. На похоронах присутствовал Матье Дрейфус, брат Альфреда Дрейфуса, последний же на похоронах отсутствовал. 223 По оценке полиции, которая сопровождала похоронную процессию, опасаясь инцидентов, подобных тем, что произошли за год до того во время похорон Золя, в погребении Бернара–Лазара участвовало от двухсот до четырехсот человек. 224 Бернар–Лазар умирал от рака кишечника. Его страдания облегчал один из младших братьев, хирург. 225 Умирающие и мертвые ( лат.). 226 Первая линия метро была открыта в Париже по случаю Всемирной выставки 19 июля 1900 года. Пеги здесь имеет в виду станцию Плас Клиши 2–й линии. Эта станция выходит на улицу Амстердам недалеко от улицы Флоренции, где жил Бернар–Лазар. Пеги не был уверен в названии станции, так как, навещая своего друга, не пользовался метро. 227 Гюго В. Собрание сочинений: В 15–ти томах. Т. 13. Стихотворения/Пер Г. Шенгели. М.: Худож. лит., 1956. С. 312. 228 Цитата из поэмы В. Гюго «Совесть», входящей в поэтический сборник «Легенда веков». 229 Леей Эдмон–Морис (1878–1971) — друг Пеги, библиотекарь Сорбонны. Пеги любил подшучивать над его неприязнью ко всему, что касалось армии и военной службы. 230 Серкотт — военный лагерь около Орлеана, куда Пеги, офицер запаса, был призван на военные сборы. 231 Первая фраза ежедневной молитвы евреев (Пятикнижие. Книга Числ XXIV, 5). 232 Казимир–Перье Клод (1880–1915) — сын президента Республики, друг Пеги. В мае 1909 года вместе с Пеги, будучи лейтенантом запаса, проходил сборы в лагере Серкотт. После выхода «Нашей юности» написал Пеги о том, как его тронуло упоминание об этом лагере. 233 После первого серьезного приступа болезни в начале 1903 года Бернар–Лазар поехал отдыхать на юг: сначала в Грасс, затем в Ниццу, Марсель, Авиньон и Ним. 234 «Жизнь Бетховена» Ромена Роллана была напечатана в 10–й Тетради 4–й серии 27 января 1903 года. 235

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  001     002    003