Итак, в момент принятия Декларации прав 1789 г. у этого правового документа не было явной оппозиции в лице Церкви. Католическая оппозиция появится позже, когда новая Конституция Франции 1791 г. даст клирикам гражданский статус, приравняв их в этом статусе с мирянами, что будет расценено как вмешательство государства во внутреннее устройство Церкви. И особенно громко голос безусловной церковной оппозиции революционным нововведениям зазвучит, когда в период революционного террора во Франции прольется кровь мучеников, священников и монашествующих, а в Италии при поддержке французских войск в 1798 г. будет провозглашена Римская республика.   С этого момента начнется руководимая папством оппозиция «правам человека», которая определит католическую культуру вплоть до 1910-х гг. XX века.   Папа Пий VI (1717–1799) признает все пункты Декларации 1789 г. противоречащими Библии и разуму. (Заметим, что это был тот самый папа, который был вывезен французами из Рима и умер в изгнании). Систематической критике будут подвергаться все правовые принципы Революции, а в особенности принцип равенства, поскольку он ставит под сомнение иерархический образ общества. Борьба за права будет объявляться богоборческим заблуждением, коль скоро в основе всей человеческой нормативности и общественной жизни должны лежать не декларации прав, а Декалог, десять библейских заповедей. Безусловно, не вся католическая культура была таковой, существовали и авторы, которые пытались примирить социальную католическую доктрину и права человека, однако они подвергались цензуре и осуждению религиозных властей.   2) Католическая Церковь в защиту социальных прав человека. Следующим ключевым моментом отношения к праву церковной контрреволюции стал 1891 г., когда папа Лев XIII (1810–1903), первый папа, избранный после объединения Италии, опубликовал энциклику «Rerum novarum». Эта энциклика стала основополагающим документом христианской демократии и основой современного социального учения Церкви.  Для нашей темы важно то, что на ее страницах, в оппозиции и к либеральному государству, и к социалистической идеологии, папа Лев объявляет, что именно Церковь, и только она, является хранительницей и интерпретатором естественного закона. Это следует из того, что только Церковь, а не государство и какие-то другие социальные институты, обращается к человеку целиком, во всей полноте его природы и ее проявления, только она знает природу человека.

http://bogoslov.ru/article/4792771

Мон-рь на месте подвигов и кончины И. возник в кон. VIII или в нач. IX в. Обитель, впосл. получившая название Сен-Жос, была подчинена аббатству Ферьер и процветала благодаря близости к торговому порту Квентовик. В этот период начало распространяться почитание И., память святого была внесена в Мартиролог, составленный Вандальбертом Прюмским (сер. IX в.). В 903 (?) г. из-за угрозы со стороны норманнов монахи переселились в бенедиктинский мон-рь Нью-Минстер в г. Уинчестер, благодаря чему почитание И. получило распространение в Англии; память перенесения мощей И. (9 янв.) значится в средневек. календарях Уинчестерского еп-ства. В кон. X в. бенедиктинское аббатство Сен-Жос было восстановлено, началось строительство новой монастырской церкви. При освящении церкви (1134), на к-ром присутствовали Амьенский еп. Гварин, Этьен де Блуа, гр. Булони, и Гюи, гр. Понтьё, рака с мощами И. была установлена в алтарной части храма. Второе перенесение мощей состоялось в 1195 г. в присутствии Амьенского еп. Теобальда, гр. Булони Рено де Доммартена и гр. Понтьё Гийома. После этого почитание И. получило широкое распространение, аббатство Сен-Жос стало известно как место паломничества. Др. центром почитания И. было премонстрантское аббатство Доммартен, основанное в 1-й пол. XII в. на месте первоначального поселения святого. И. особенно почитался в Сев. Франции (сохр. посвященные ему церкви на территории департаментов Па-де-Кале, Сомма и Уаза) и в Бретани (неск. церквей и капелл на территории деп. Кот-д " Армор). До Французской революции (1789-1799) в Париже существовала ц. св. Иудока, расположенная в квартале ювелиров. В XIV-XV вв. почитание И. получило широкое распространение в Европе, особенно в Эльзасе. Посвященные И. храмы были в Англии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Швейцарии и Швеции. В Италии и Испании почитания святого не сложилось, с XVI в. оно значительно сократилось и в др. странах. В XVI в. аббатство Сен-Жос пришло в упадок, в 1772 г. было закрыто, монастырские здания полностью разрушены после Французской революции. Мощи И. перенесли в приходскую церковь в сел. Сен-Жос-сюр-Мер. Возрождению почитания святого способствовала каноническая рекогниция мощей, проведенная в 1843 г. кард. Югом де ла Тур д " Овернь, еп. Аррасским. Подлинность мощей святого была подтверждена, в реликварии обнаружена грамота о перенесении мощей в 1195 г., а также фрагмент персид. ткани, в к-рую была завернута святыня (на ткани сохр. надпись с именем Абу Мансура Бухтегина († 961), правителя Хорасана). Повторное освидетельствование, включавшее медицинский осмотр, проводилось в 1920 г. по указанию Аррасского еп. Эжена Жюльена, тогда же мощи И. были переложены в новую раку.

http://pravenc.ru/text/1237781.html

«Но вечный выше вас Закон» Вспомним и юношеское Пушкина, из «Вольности» (1817), попирающим Божеский Закон: …Владыки! вам венец и трон Дает Закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно! Тебя в свидетели зову, О мученик ошибок славных, За предков в шуме бурь недавних Сложивший царскую главу. Восходит к смерти Людовик В виду безмолвного потомства, Главой развенчанной приник К кровавой плахе Вероломства. Молчит Закон – народ молчит, Падет преступная секира... И се – злодейская порфира На галлах скованных лежит. …И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. «Мученик ошибок славных» – это о французском короле Людовике XVI, казненном 21 января 1793 года, жертве французской буржуазной революции. Известен глубокий, чрезвычайный интерес А.С. Пушкина к Великой французской революции. Началом ее считают взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием – переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Перечитывая роман «Арап Петра Великого», не могла не обратить внимания на слова А.С. Пушкина, заставляющие подумать о современности: «По свидетельству всех исторических записок, ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени. Последние годы царствования Людовика XIV, ознаменованные строгой набожностию двора, важностию и приличием, не оставили никаких следов. Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с пороками всякого рода, к несчастию, не имел и тени лицемерия. Оргии Пале-Рояля не были тайной для Парижа; пример был заразителен. На ту пору явился Law; алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей» курсив мой – Л.В.]

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/i_zhiv...

Всё безобразное притягательно, богохульство  заразно, «игра» в креатив в облике революционности тем более интригует. Россия за последние годы бесконечно отстала от Запада. Не угнаться ей ни за «шоколадным Христом», ни за прокатившейся по всему миру экспозицией креативных трупов доктора фон Хагенса, вызвавшей бурю протестов и процессов, и, конечно, огромный интерес масс. В Европе было две революции, в результате которых пала монархия и были сняты табу на «божественную» неприкосновенность. Французская революция (1789-1799), как и большевистский путч 1917 года,  разрушительным смерчем прошлась по Церкви. Как в России, так и во Франции  открытые раны вандализма до сих пор зияют на многих памятниках. Прекрасные скульптуры святых и Ангелов обезглавлены, фрески замазаны штукатуркой, готические витражи разбиты, святыни нашего христианского прошлого были поруганы и преданы забвению, преследование духовенства было таким же страшным, как и во времена безбожного СССР. Если XIX век был достаточно благополучным для Церкви во Франции, то в 1905 г. началась новая волна гонений. Был проведён закон об отделении школ от Церкви, в школах запретили даже факультативную катехизацию, были закрыты сотни частных конфессиональных учреждений, из страны были изгнаны монашеские ордена, конфискованы церковные здания, изъяты святые мощи... Именно тогда был утверждён принцип «светскости» Французского государства. Исходя из этого, то, что Терновый венец Спасителя, частица Креста и Гвоздь до сих пор хранятся в Соборе Парижской Богоматери — воспринимается как чудо. По значимости это можно сравнить с чудом обретения святых мощей Преподобного Серафима Саровского, найденных в конце 80-х годов на чердаке Казанского Собора, превращённого большевиками в «музей истории религии и научного атеизма». Французская революция обезглавила монархов, веру подвергла гонению, а в Католической Церкви во Франции надолго прекратилось поклонение святыням. Места чуду, сверхъестественному общению в понимании христианина почти не осталось.

http://bogoslov.ru/article/896680

В средние века мон-рь Е. в Сенте входил в систему «паломнических церквей», расположенных по пути к гробнице ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Кор. Франции Людовик XI (1461-1483) оказывал покровительство обители, перестроил монастырскую церковь и составил молитву Е. для исцеления от водянки. В 1568 г. мон-рь был разорен гугенотами. Во время Французской революции 1789-1799 гг. обитель была закрыта, а в 1803 г. частично разрушена церковь. После возобновления богослужений под полом нижнего храма был обнаружен каменный саркофаг с надписью: «Eutropius» (1843). Обретенная часть мощей Е. хранится в алтаре верхнего храма. Святой почитается как покровитель г. Сент и еп-ства Ла-Рошель. Ист.: BHL, N 2784-2788; Greg. Turon. Glor. martyr. 55//MGH. Scr. Mer. T. 1/2. P. 526; Venant. Fort. Carm. I 13: De basilica S. Eutropis//MGH. AA. T. 4/1. P. 15; ActaSS. Apr. T. 3. Col. 733-744; Passio S. Eutropii//Archives historiques de la Saintonge et de l " Aunis. Saintes; P., 1875. Vol. 2. P. 253-264; Le Codex de St.-Jacques de Compostelle: Liber de miraculis S. Jacobi/Éd. F. Fita, J. Vinson. P., 1882. P. 35-43; Vie de S. Eutrope par un Père de la Compagnie de Jésus/Éd. L. Audiat. Saintes, 1877. Лит.: Audiat L. S. Eutrope et son prieuré. P., 1877; idem. S. Eutrope, premier évêque de Saintes, dans l " histoire, la légende et l " archéologie. P., 1887; Duchesne. Fastes. Vol. 2. P. 72, 138; Barthe É . Mission apostolique de S. Eutrope: Étude critique sur les textes de S. Grégoire de Tours et de S. Fortunat. La Rochelle, 19212; Depoin J. Histoire des évêques de Saintes. P., 1921; Delehaye. Origines. P. 347-348; Gaiffier B., de. Les sources de la Passion de S. Eutrope de Saintes dans le «Liber S. Jacobi»//AnBoll. 1951. Vol. 69. P. 57-66; Houssain J. Eutropio//BiblSS. Vol. 5. Col. 345-347; Viard P. Palladio//Ibid. Vol. 10. Col. 59-60; Liber S. Jacobi: Codex Calixtinus/Ed. A. Moralejo, C. Torres, J. Feo. Santiago de Compostela, 2004. Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/187605.html

М.-П. интересовался в большей степени не делами церковного управления, а коллекционированием и историческими изысканиями и не стремился вникать в суть сложных проблем (напр., жалобы Екатеринославского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) на своего викария, еп. Феодосийского Иова (Потёмкина) ). Но в дело об обнаружении в тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре некоего «пасквиля» он вынужден был вмешаться и переместил в апр. 1795 г. тихвинского архим. Игнатия в московский Симонов монастырь . Ввиду активного участия самой императрицы в церковных реформах обер-прокуроры того времени обычно занимались вопросами, к-рые государыня не считала существенными. М.-П. сохранял благожелательные отношения с членами Синода, не препятствовал им делать личные доклады имп. Екатерине и получать непосредственно от нее различные указы. Члены Синода поддерживали М.-П. в его противостоянии ген.-прокурору Сената гр. А. Н. Самойлову, к-рый стремился подчинить себе Синод. Противоречия с «синодалами» были лишь в вопросах цензуры, за которую стала ратовать императрица во время Французской революции 1789-1799 гг. Ее именным указом от 16 сент. 1796 г. учреждались смешанные цензурные комитеты, в каждом из к-рых наряду с 2 светскими цензорами должен был состоять и уполномоченный Синодом клирик. М.-П. стремился к улучшению качества проповедей и одновременно к контролю за их содержанием, рекомендовал епархиальным архиереям следить за тем, чтобы проповедники не говорили о предметах, не связанных с учением Христа. 2 февр. 1794 г. М.-П. разослал всем архиереям письмо, в котором на основании «Духовного регламента» предписывал епископам самим, либо с помощью «достойных доверия клириков», обеспечивать предварительную цензуру произносимых на приходах проповедей. Это вызвало недовольство митр. Московского и Калужского Платона (Левшина) , ссылавшегося на «занятость епископов и отсутствие поводов для такой излишней подозрительности». Воспользовавшись тем, что 22 июля 1796 г. в московском Успенском соборе архим. Виктором была произнесена «неблагопристойная» дню проповедь, М.-П. все же добился введения в Москве духовной цензуры.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

После взятия К-поля крестоносцами (1204) в Европу было доставлено неск. реликвий, которые, как считалось, были К. с. или его фрагментами. Так, К-польский имп. Генрих I (1206-1216) передал аббатству Клерво неск. визант. реликвариев «из сокровищ св. Елены, захваченных в Константинополе»; в одном из них находилась частица К. с. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae/Ed. P.-É.-D. Riant. Gen., 1878. Fasc. 2. P. 194). После закрытия монастыря во время Французской революции 1789-1799 гг. святыня хранилась в кафедральном соборе в Лангре. В XIX в. ее поместили в реликварий в виде фигуры ангела с копьем в руках (в 2011 частица К. с. была похищена из ризницы собора). Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин) Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин) Среди реликвий, доставленных в 1205 г. из К-поля в Суасон еп. Нивелоном (1175-1207), была «часть острия, которым пронзили Господа» (Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 8). В Кливлендском музее искусств (США) хранится готический реликварий-ставротека, датированный 1214 г. (изготовлен скорее всего в рейнских землях). Согласно надписи, в числе находившихся в нем святынь была частица «копья Господня». Несмотря на распространение фрагментов К. с., хранившихся в церквах и мон-рях Европы с XIII в., считалось, что основная часть реликвии по-прежнему находилась в К-поле. С 1238 г. франц. кор. Людовик IX Святой выкупил у имп. Балдуина II значительную часть святынь, ранее хранившихся в Фаросской церкви, в т. ч. наконечник К. с. Акт передачи реликвий был подписан императором в июне 1247 г. (Ibid. 1878. Fasc. 2. P. 133-135). Перенесение святынь, среди к-рых наибольшее значение придавалось терновому венцу Христа, описано в ряде источников (напр.: Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 45-56; 1878. Fasc. 2. P. 241-258; Journal des Savants. 1885. P. 295-302). Так, Матвей Парижский в «Великой хронике» уточнил, что доставленное в Париж К. с. представляло собой наконечник копья ( Matthaei Parisiensis Chronica majora/Ed. H. R. Luard. L., 1877. Vol. 4. P. 90-92). Для хранения святынь при королевском дворце в Париже была возведена Св. капелла (Сент-Шапель); празднование в честь хранившихся там реликвий совершалось 30 сент. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae. 1878. Fasc. 2. P. 47-49). К. с. находилось в византийском реликварии в форме креста, инкрустированном по краям драгоценными камнями. В 1791 г. святыни из Св. капеллы перевезли в аббатство Сен-Дени ; в 1793 г. бóльшая часть реликвариев была переплавлена, но некоторые предметы передали в Кабинет медалей Национальной б-ки. Среди них было К. с., последнее свидетельство о котором относится к 1796 г. В 1804 г. терновый венец и др. уцелевшие реликвии были переданы в кафедральный собор Нотр-Дам, но К. С. признали утраченным ( [Gosselin J. E. A.] Notice historique et critique sur la sainte couronne d " épines de Notre Seigneur Jésus-Christ. P., 1828. P. 158-159, 161).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

После перенесения мощей Л. кафедральный собор в Падерборне был перестроен; под зап. трансептом устроили крипту для хранения святыни. При еп. Ретхаре (983-1009) вместо зап. хора был возведен вестверк, а мощи перенесли в вост. крипту. Существующее здание собора в основном относится к XIII в.; храм посвящен Пресв. Деве Марии и святым Килиану и Л. В 1622 г. город был захвачен протестантами во главе с принцем Христианом Брауншвейгским, к-рые разграбили собор и захватили мощи Л. Еп. Фердинанд Баварский и соборные каноники выкупили святыню; в честь ее возвращения в Падерборн было установлено празднование 25 окт. В 1627 г. ювелир Х. Крако изготовил новую серебряную раку для мощей вместо средневек. реликвария, похищенного протестантами. Болландисты приписывали заступничеству Л. заключение Вестфальского мира (1648). В средние века Л. почитался как покровитель города, еп-ства и церковного княжества Падерборн. Культ святого способствовал укреплению дружественных отношений между Падерборном и Ле-Маном. По соглашению, заключенному в 1204 г., каноники собора в Ле-Мане обязались праздновать память Л., а каноники падерборнского собора - совершать поминовение Юлиана, покровителя Ле-Манской кафедры (27 янв.). В средние века соборные капитулы Ле-Мана и Падерборна обменивались реликвиями и богослужебными текстами. В 1655 г. франц. кор. Людовик XIV по ходатайству Ле-Манского епископа принял Падерборн под защиту, а в годы Французской революции (1789-1799) в Падерборнском еп-стве укрывалось католическое духовенство, бежавшее из Франции, в т. ч. Ле-Манский еп. Франсуа Гаспар де Жуфруа де Гонсан. В 1936 г. делегация еп-ства Ле-Ман присутствовала на праздновании 1100-летия перенесения мощей Л. в Падерборне ( Wach é . 2010). Вскоре после перенесения мощей святого почитание Л. получило распространение в Саксонии и Гессене (оно засвидетельствовано в аббатствах Корвей , Херфорд, Эссен и Фульда ), в XI в.- в Баварии и на слав. землях, в XIII в.- в Испании, Нидерландах и Австрии. В XVII в., после исцеления папы Римского Александра VII (1655-1667), Л. стали почитать в Италии. Память Л. внесена в Римский мартиролог под 9 апр. В архиеп-стве Падерборн поминовение святого совершается 23 июля; после этого в городе устраивается 9-дневное празднование, к-рое сопровождается процессией с мощами Л. и светскими торжествами. Др. праздник, установленный в память о возвращении мощей Л., захваченных протестантами («Осенний Либорий»), отмечают после 25 окт.

http://pravenc.ru/text/2463657.html

Почувствовав приближение смерти, Е. назначил преемником прп. Вальдеберта. Святой был похоронен в Луксовии, впосл. его мощи хранились в монастырской церкви (утрачены после закрытия мон-ря в 1790). К Е. обращались с молитвами об исцелении душевнобольных и бесноватых. Память Е. упоминается в Мартирологе свт. Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 243) и в более поздних церковных календарях, в т. ч. в Римском Мартирологе. В 966 г. гр. Сигерих основал в сел. Вергавиль (совр. деп. Мозель) жен. мон-рь Пресв. Богородицы и св. апостолов, впосл. получивший имя Е. Из Люксёя в мон-рь была перенесена часть мощей святого, многочисленные паломники посещали святыню (в 1670 мощи исчезли из мон-ря). Во время Французской революции 1789-1799 гг. мон-рь был закрыт и разорен. В приходской церкви в Вергавиле сохранилась каменная статуя Е., выполненная на рубеже XIII и XIV вв. Ист.: BHL, N 2773-2774; Ionas. Vita Columbani abbatis et discipulorumque eius//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 61-152; ActaSS. Mart. T. 3. Col. 784-790; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. IV 44//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 142-143; Vita S. Amati. 5//Ibid. T. 4. P. 217; Vita S. Romarici. 4//Ibid. P. 222; Vita S. Sadalbergae. 2-3, 6-8//Ibid. T. 5. P. 51-54; Vita S. Faronis episcopi Meldensis//Ibid. P. 186; Vita S. Audomari. 3//Ibid. P. 754-755; MartRom. Comment. P. 116-117. Лит.: Peruy G. La vie de S. Eustase, deuxième abbé de Luxeuil et patron de l " abbaye de Vergaville. Metz, 1645; Stokes M. Three Months in the Forests of France: A Pilgrimage in Search of Vestiges of the Irish Saints in France. L., 1895. P. 54-69; MacLaughlin T. Le très ancien droit monastique de l " Occident. Ligugé; P., 1935; Viard P. Eustasio//BiblSS. Vol. 5. Col. 294-295; Morembert T., de. Eustase//DHGE. T. 16. Col. 12; Parat H. L " abbaye de Luxeuil. Luxeuil-les-Bains, 1994; Les moines irlandais dans la Lorraine médiévale/Éd. F. Kurzawa. Metz, 1999; Moyse G. L " essaimage colombanien: Un moment de l " histoire monastique européenne//Actes colombaniens. Luxeuil-les-Bains, 2000. P. 39-74; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья: Германские земли II/III - сер. XI в. СПб., 2001. С. 101-108, 138-139; Stancliffe C. Jonas " Life of Columbanus and His Disciples//Studies in Irish Hagiography: Saints and Scholars/Ed. J. Carey, M. Herbert, P. Ó Riain. Dublin, 2001. P. 189-220; Ní Mheara R. Early Irish Saints in Europe: Their Sites and Their Stories. Armagh, 2001; Cugnier G. Histoire du monastère de Luxeuil à travers ses abbés: 590-1790. Langres, 2003-2005. 3 vol.

http://pravenc.ru/text/187404.html

Пресв. Богородицы, построенной св. Австремонием, к к-рой И. в свое время пристроил капеллу для мощей св. Климента Римского. Впосл. церковь получила посвящение во имя И. Еп. Авит (ок. 571-594 или 595) расширил крипту, пристроив апсиду. Тогда же мощи святого из крипты были перенесены в новую верхнюю церковь. К кон. VI в. гробница И. стала паломническим центром. В VIII в. здесь появился бенедиктинский монастырь св. Иллидия (Сент-Алир). После череды норманнских набегов (сер. IX - нач. X в.) обитель пережила расцвет, связанный с реформой, к-рую провел Одон , аббат Клюни (926 или 927-942), и ростом почитания И. Аббатство было разрушено во время Французской революции 1789-1799 гг., мощи И. утрачены. В наст. время на месте монастырских построек находится католич. коллеж св. Иллидия (Institution St.-Alyre). Распространению почитания И. способствовал Григорий Турский, уроженец обл. Арверния. В отрочестве, тяжело заболев, Григорий дважды молился у мощей И.; получив исцеление, дал обет стать клириком. В 573 г. Григорий Турский построил недалеко от своей резиденции часовню, куда поместил часть мощей И., а также организовал торжественное шествие с мощами святых Сатурнина, Мартина и И. Процессия сопровождалась чудесными знамениями. Среди посмертных чудес, совершившихся по молитве к И., упоминаются исцеления, изгнания демонов, спасение строителей от рухнувшей печи для обжига извести и 3 купцов во время бури на море. В дек. 1311 г. по инициативе Клермонского еп. Альберта были открыты мощи И. Тогда же частицы мощей передали в кафедральный собор г. Клермон и в др. церкви. Мощи, к-рые остались в мон-ре Сент-Алир, выставили для поклонения. В течение недели со дня открытия мощей в городе проводились процессии с мощами И.; были учреждены 2 новых праздника в честь открытия мощей святого (9 и 14 дек.). Тогда же в аббатстве Сент-Алир обнаружили и открыли гробницу, где, согласно эпитафии, была захоронена дочь императора, исцеленная И. По Римскому мартирологу И. вместе со своим предшественником св.

http://pravenc.ru/text/389429.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010