Как французская революция стала предсказанием русской судьбы? Почему культ великих революций сформировался именно в России в XIX веке? Какое объяснение революционному террору находили российские либеральные мыслители? Автор программы «Русская идея» радио " Радонеж " , политолог и философ Борис Межуев беседует с известным историком, руководителем лаборатории  Института всеобщей истории РАН Александром Викторовичем Чудиновым. - Сегодня наша передача носит название: «Как революции становятся «Великими» Я помню ваше выступление, Александр Викторович, где Вы упомянули, что во Франции революцию не называют великой. А, как Вы знаете, у нас существует тенденция, стремление объединить февральскую и октябрьскую революции воедино и назвать это «Великая русская революция». Как и где французская революция стала Великой? -Эпитеты, которые даются революциям, зависят от того, как люди, дающие эти эпитеты, к ним относятся. В России XIX века среди оппозиционной интеллигенции сложился настоящий культ революции. Александр Герцен говорил, что  культ французской революции – это первая религия молодого русского человека. От будущей русской  революции ждали, что она повторит те события, которые происходили во Франции. Причем не те, что происходили реально: террор, война, резня в Вандее, где сотни тысяч крестьян были убиты за сопротивление революции – нет, революция – праздник. Этот   образ, который сложился стараниями  либеральных историков, широко тиражировался в России. И поскольку во французской революции видели как бы предсказание будущего России, ей придали термин «Великая французская революция». -Это сделал Петр Алексеевич Кропоткин? -Нет, не совсем. Петр Алексеевич действительно назвал свою книжку «Великая французская революция». Но еще до Петра Алексеевича, в 90-е годы XIX века,  ее называли «Великая» с большой буквы.   Кто первый сказал это слово – выяснить не удалось. До революции 1917 года ее называли великая французская революция – с маленькой буквы, а после революции- стали именовать «Великая» с большой буквы. До 30-х годов, когда в 1934 году Сталин определил, что Великой может быть только октябрьская революция, а французской присвоили название «Французская буржуазная революция». Так было до оттепели, а когда Сталин умер – вернулось понятие «Великая французская революция».

http://radonezh.ru/analytics/kak-revolyu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лики любви 1. Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века 16.09.2022 2750 Время на чтение 30 минут Нередко приходится слышать, будто почитаемые во всём Христианском мире святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София - это просто вымышленные персонажи, персонифицирующие соответствующие христианские добродетели. Между тем, критикам почему-то не приходит в голову, что эти имена как раз и были даны благочестивой Сапиентией своим дочерям как раз как символы добродетелей. Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии. Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном " римском пути " , ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, " гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих " . В 1792 году, спустя три года после французской революции в монастыре был устроен трактир. Мощи исчезли, а сам трактир вместе с другими бывшими монастырскими помещениями вскоре был разрушен. После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены " историческим памятником " , начинается ее постепенное восстановление. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую - в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями. Предлагаем вниманию читателей повесть о святых мученицах, написанную нашим постоянным автором.     Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века, который не настаивает на том, что они были именно такими, но предполагает, что они такими могли бы быть.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Какова же природа революционного пламени? Приветственное слово к участникам ежегодного конкурса «Битва хоров», имеющего в этом году название «Огни революции-2017» 27.03.2017 1261 Время на чтение 4 минуты Немногим более недели тому назад я получил приглашение выступить со своим словом перед участниками фестиваля хоровой песни «Огни революции» муниципального краеведческого проекта «Мы – Ушаковцы». А приблизительно месяц тому назад я подверг идеологическую составляющую данного фестиваля жесткой критике на одном мероприятии общегородского масштаба, где присутствовали наш архиерей, чиновники, представители общественности. Мне показалось не только неуместным, но и диким побуждать школьников под знаменем нашего земляка святого адмирала Русского Флота Ушакова воспевать кровавую революцию. Я не смог по весьма уважительной причине явиться на фестиваль, что проходил в «Каменниковском центре досуга» и предложил представить свое обращение в письменном виде – с тем, чтобы его кто-нибудь озвучил. Это предложение не было принято. Поэтому предлагаю его для публикации. Дорогие дети, огонь бывает разный. Существует огонь любви, что согревает и просвещает душу человека. И существует огонь ненависти, который омрачает и сжигает ее дотла. Какова же природа революционного пламени? Великий подвижник Церкви Христовой, живший два века тому назад и бывший современником Великой Французской революции, преподобный Серафим Саровский говаривал: «Первым революционером был сатана». Спаситель называет этого злого духа и начальника зла во вселенной «человекоубийцею искони». Приведенные слова – подлинные ключи, позволяющие открыть природу революционного пламени. Эта природа – вполне сатанинская. Вы можете петь революционные песни сколько вам вздумается. Однако не следует забывать об ответственности. Ведь очень и очень многие песни революции содержат в себе ненависть и призывы к насилию, что, в соответствии с нормами современного законодательства, предусматривает уголовную ответственность.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/27/ka...

Подпишитесь на наш Телеграм Выбор темы, предмет разговора зачастую говорит об участниках общения больше, чем само содержание общения; равно как и темы, которые не обсуждаются. Мы более или менее представляем, о чем говорит и о чем нет современный православный дискурс. В частности, он мало говорит об истории, а если и говорит, то в тонах ностальгических о прошлом православных стран. Наполеон здесь вроде ни при чём (мы же о нем вспомнили к дате — 15 августа он родился). Однако новацией библейского богословия было понимание истории как места теофании. У язычников теофании случаются в природе, а самого концепта истории не было. Священное Писание, как мы все прекрасно знаем, — Священная История, история Исхода, войн, царей и т. д. и т. д. Вершина это истории — пришествие Бога в историю «при Понтийском Пилате». Таким образом, богословствовать об истории — задача христианина. Нежелание думать об истории, отвращение к ней — языческий атавизм. Чем Наполеон важен для христиан? Он — одно из ярчайших событий нашей истории, истории (пост)христианского человечества. Что это событие означает? Наполеон — революционный диктатор. Три великие революции знает (пост)христианский мир, три революции, родивших современность: Английскую, Французскую, Русскую. Первая дала Кромвеля — христианина, вторая — Наполеона, индифферентного к христианству, третья — Сталина, воинствующего атеиста-семинариста. Так проступила религиозная тема: как событие Революции и революционной диктатуры, всеевропейской (всехристианской) войны, само событие современности соотносятся с христианством? С христианством, которое есть условие возможности современности? Сам Наполеон дал прекрасный ответ: « Я пришел в мир слишком поздно: теперь уже нельзя сделать ничего великого. Конечно, моя карьера блестяща, мой путь прекрасен. Но какое же сравнение с древностью! Там Александр покорил Азию, объявляет себя сыном Юпитера, и, за исключением матери его, Олимпии, которая знает, в чем дело, да Аристотеля, да нескольких афинских педантов, весь Восток верит ему. Ну а если бы я вздумал себя объявить сыном Бога-Отца и назначить благодарственное богослужение по этому поводу, то не нашлось бы такой рыбной торговки в Париже, которая не освистала бы меня. Нет, в настоящее время народы слишком цивилизованны: нельзя ничего сделать! »

http://blog.predanie.ru/article/chto-hri...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2017 17 мин., 06.03.2017 1-я страница обложки – на черном фоне пламя от трех горящих спичек, четвертая спичка не загорелась (в коллаже на обложке фото Анны Грушиной и Лоэлла Делкера). На коллаже надпись: «О ГНЕВ ОПАСНЫЙ МОМЕНТ как остаться христианином в сетевом споре». См. в разделе «Вера» статью «Как забанить дьявола. Праведный гнев и сетевые споры» (на вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко) и высказывание Патриарха Кирилла «Избавьтесь от гнева до заката» (с.28-33). Пролог : (на заставке фото Елены Шумиловой) Леонид Аронзон. « Благодарю Тебя за снег… ». Стихотворение. 1969//Фома. - – февраль 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Числа: Даты месяца.  Февраль . Фото www.lori.ru //Фома. - – февраль 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 1 февраля. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.  – С.4; 23 февраля. 170 лет назад  (в 1847 году) резолюцией императора Николая I учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме  - представительство Русской Православной Церкви на Святой Земле. – С.4; 27 февраля. Чистый понедельник, начало Великого поста. – С.5; 15 февраля. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа . – С.5; 8 февраля. 180 лет назад (в 1837 году) состоялась дуэль писателя Александра Пушкина и французского офицера Жоржа Дантеса . – С.5; Колонка главного  редактора: Владимир Легойда . … И ни слова о Христе? Фото Екатерины Соловьевой //Фома. - – февраль 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   100 лет революции: Другой 1917-й? Была ли реальная альтернатива революции 100 лет назад? Можно ли было не допустить революцию? В какой момент она стала уже совершенно неизбежной? Об этих вопросах по просьбе «Фомы» размышляют историки и публицисты, занимавшиеся тем периодом. Документальные фото 1917 года //Фома. - 2(166) – февраль 2017. – С.8-12. – (рубрика «100 лет революции»).  Материал составили авторские заметки:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-166-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Столетие революции и возрождение России 15.03.2017 727 Время на чтение 6 минут Выдающийся французский историк Марк Блок говорил, что история - это история людей, а не идей. Судьба человека, находящегося «на пути из времени в вечность», выражаясь словами современного аскета - магистральное направление в развитии человечества и ключ к пониманию мировой истории. Сердце человека является подлинным атомом для исторического знания, подобно тому, как в естествознании учение об атоме - фундаментальная сторона любых изысканий. Через сердце человека пролегает путь мировой истории и оно же является тем зерном, которое, посеянное при жизни в почву мировой истории, должно принести плод, сообразный своему содержанию. Поэтому мы можем говорить, что антропологическое измерение истории - самое важное и наиболее ответственное с точки зрения исследователя измерение исторического знания. Оно представляется обоюдоострым мечом, с одной стороны дающим перспективу истолкования самой сути исторического процесса, а с другой всегда остающимся тайной, покрытой мраком. Наше стремление понять человека Российской Империи, находящегося накануне исторического слома и катастрофы 1917 года, требует от нас определённости в понятиях. Прежде всего, в понятиях о мировой истории и том месте, которое в ней занимала Россия. Согласно Священному Писанию, книге Бытия, человек был сотворён в раю и приведён к вечной жизни с Богом в союзе Церкви. Адам, жена и Господь составляли собой первую Церковь, ограждённую сенью райского сада от внешнего воздействия. Когда Господь дал Адаму и жене заповедь не вкушать от древа ведения доброго и лукавого, Он предрёк, что в тот день, в который человек вкусит от его плодов, он «смертью умрёт» (Быт. 2;17). Когда позднее лукавый дух - змей - искушал жену вкусить от запретного древа, он соврал ей, сказав: «смертью не умрёте» (Быт. 3;4). В сознании лукавого заповедь Божия и то прещение, которое приложил Господь к Своим словам, должны были непременно произойти. И тогда тотчас, сразу после греха, «в тот день», когда произойдёт грехопадение, произойдёт и гибель человеческого рода. В искушении, которым лукавый дух искушал наших прородителей, читается тот же замысел, что прослеживается во всех его последующих действиях: разрушение, пресечение церковного общения и разрыв союза Бога с человеком и между людьми.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Борьба папства с либерализмом (понтификат Григория XVI) Е. Гергей. История папства Не только революционная Италия, но и вмешивающиеся в выборы католические державы подвергли испытанию находчивость кардиналов, участвовавших в избрании папы. Совещание, длившееся 50 дней, завершилось как нельзя более плохим для папства выбором, когда кардиналы возвели в папское достоинство под именем Григория XVI (1831-1846) кардинала Капеллари. Новый папа в молодом возрасте, будучи камальдульским монахом в Венеции, подвизался как ревностный церковный писатель, который во времена, когда Французская революция была в зените своих успехов, уже мечтал о грядущей славе папства. На протяжении всей своей карьеры он обращал свое перо на защиту консервативной церкви, против современных идей. С 1826 года Капеллари - кардинал и префект Конгрегации пропаганды веры, стоявшей во главе папских миссий. Для него была характерна глубокая религиозность, но он оставался замкнутым монахом, который едва ли был знаком с настоящей реальной жизнью, а тем более с трудными проблемами, стоявшими перед папством. Григорий XVI был полностью человеком прошлого века, старорежимного склада. Он отвергал любую буржуазную реформу и национальное устремление и отдал себя под защиту консервативного абсолютизма, типа меттерниховского. Судьбу церкви и папства Григорий XVI снова связал с делом контрреволюции. Начиная с первого же дня своего вступления на престол, он повел борьбу за подавление итальянского национального восстания, но для этого ему понадобилась иностранная вооруженная сила. По настоянию папы австрийские интервенционистские силы вторглись в Церковное государство и к концу марта 1831 года заняли Болонью, центр революции. Положение оказалось нестабильным, поэтому войска остались в стране еще на 8 лет. Весь 15-летний понтификат Григория XVI прошел под знаком контрреволюции. В борьбе со стремлением к национальному единству папе удалось удержать светскую власть лишь благодаря присутствию иностранных вооруженных сил. Внимание папы, опиравшегося на охранявшие его австрийские и французские войска, было поглощено не вселенским церковным правлением, а защитой собственной разваливающейся власти. (Подобным же образом папа осудил и польское восстание 1831 года: церковь оказалась союзником не католического польского дела, а некатолической царской реакции.)

http://sedmitza.ru/lib/text/441680/

     В этом году мы отмечаем 100-летие со дня начала Первой мировой войны . Многие помнят скорбные строки А.А. Ахматовой: Мы на сто лет состарились, и это Тогда случилось в час один: Короткое уже кончалось лето, Дымилось тело вспаханных равнин. Вдруг запестрела тихая дорога, Плач полетел, серебряно звеня. Закрыв лицо, я умоляла Бога До первой битвы умертвить меня. Но сразу возникает целый ряд вопросов: а когда она реально началась? И почему именно 1 августа – день, в который Германия объявила войну России, – считается ее началом? Ведь можно считать началом войны 28 июня – день покушения на австрийского престолонаследника Франца Фердинанда в Сараево, давшего повод для войны. Или 28 июля – день бомбардировки Белграда и начала боевых действий австрийской армии против сербской. Или 3 августа – когда Германия объявила войну Франции. Или 4 августа – в этот день Германия напала на Бельгию и Англия вступила в войну против Германии. А боевые действия вообще начались позднее времени объявления войны. Ответ кроется в следующем. Война начинается с того момента, когда она становится неминуемой. Ни сараевское покушение, ни даже нападение Австрии на Сербию, связанную союзом с Россией, еще не делало неминуемой мировую войну. Всё могло еще свестись к локальному конфликту, который можно было бы урегулировать средствами дипломатии. Но после того, как одна «сверхдержава» объявила войну другой и начала работать система союзов, мировая война стала действительно неминуемой. Итак, 19 июля по старому стилю, 1 августа – по новому. Чью память празднует в этот день Русская Православная Церковь? Думается, не случайно, а глубоко промыслительно, что Первая мировая война началась в память преподобного Серафима Саровского – в день обретения его святых мощей. Ведь, по свидетельству Н.А. Мотовилова, подвижник сам предсказывал эти времена – и свое прославление в Сарове («Среди лета Пасху запоют»), и войну с революцией: «Такая великая скорбь будет, какой от века не было. Ангелы не будут поспевать принимать души». И действительно, всего за несколько недель Верденского сражения в 1916 году с французской и немецкой стороны погибло около 1 миллиона человек.

http://pravoslavie.ru/72674.html

  ЦЕРКОВЬ " Мы превращаемся в соль, потерявшую соленость " Интервью " Русскому журналу " Протоиерей Александр Шаргунов   Русский журнал: Недавно Ватикан принял решение снять анафему с последователей опального архиепископа Марселя Лефевра, не принявшего решений Второго Ватиканского Собора. Как бы вы могли прокомментировать это событие с православной точки зрения? Отец Александр Шаргунов: Снятие Ватиканом анафемы с Лефевра не может не впечатлять. С одной стороны, это кажется невероятным, потому что он обвиняет Католическую Церковь в великой измене, с другой – это вполне логично: папа Бенедикт XVI (избранный на Римский Престол кардинал Ратцингер) оказался верным тем взглядам, которые он разделял во время упоминаемого Собора. Архиепископ Лефевр оценил Второй Ватикан как «внешнюю и внутреннюю для Церкви революцию», «отступничество, проникшее в церковную иерархию вплоть до самой ее вершины». « Если мы не отринем этот Собор в целом , — пишет Лефевр. — Он останется величайшей катастрофой века и всех веков, прошедших со времен основания Церкви ». Но он же добавляет: « Когда у кардинала Ратцингера спрашивают, какие полезные плоды принес этот Собор, он затрудняется ответить ». « Собор — это 1789 год для Церкви », — утверждает один из единомышленников Лефевра кардинал Суненс. « Проблема Собора состоит в том, что он принял ценности, накопленные двумя веками либеральной культуры », — это уже высказывание кардинала Ратцингера. По его словам, Собор объявил о примирении Церкви и либерализма, то есть мира, вышедшего из Французской революции. Лефевр не просто критикует папу Иоанна XXIII, папу Павла VI, но и позволяет себе такие выражения, которые с точки зрения правоверного католика просто невозможно употреблять. Он утверждает, будто это предательство Господа Иисуса Христа и Его Церкви. В книге Лефевра «Они предали Его» подозрение становится уже уверенностью. « Необходимо выявить , — настаивает монсеньор Лефевр. — И обличить то, что совершилось на Соборе, потому что отсюда идет подрыв Церкви ». Снятие анафемы Ватиканом с архиепископа Лефевра и его последователей заставляет задуматься о том, что от проблем, поднятых ими, невозможно просто отмахнуться.

http://moral.ru/lefevr03.html

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе является одной из старейших православных общин в данном регионе. Актом святителя Тихона, Патриарха Московского, от 8 апреля 1921 г. она было вверена пастырскому попечению митрополита Евлогия (Георгиевского). Русские эмигранты, оказавшиеся в изгнании после большевистской революции, с верой и мужеством утвердили здесь церковное присутствие, основанное на главных принципах незавершенного Московского Собора 1917-1918 гг. Кафедра архиепископа сначала была утверждена в Берлине, а затем перенесена в Париж, в собор Александра Невского. Архиепископия получила статус " ассоциации французского права " , состоящей из приходов и общин, учрежденных во Франции и по всей Западной Европе, и остается таковой до сегодняшнего дня. Статуты этой ассоциации - Основные епархиальные положения православных русских ассоциаций в Западной Европе - были предоставлены в префектуру 26 февраля 1924 г. и сохраняют свою силу сегодня. В 1931 г., чтобы гарантировать независимость и преемство, Архиепископия попросила Вселенского Константинопольского патриарха о покровительстве. 17 февраля 1931 г. Томос предоставил Архиепископии статус временного Экзархата Вселенского патриархата. 22 ноября 1965 г., Вселенский патриархат неожиданно объявил Архиепископии о ликвидации статуса временного Экзархата, данного в 1931 г. С этого времени Архиепископия оказалась независимой от любого патриархата и находилась под управлением архиепископа Георгия (Тарасова), правящего архиерея в 1960-1981 гг. Патриаршим и синодальным посланием от 22 января 1971 г., Вселенский патриархат вновь принял Архиепископию, при этом не давая ей определенного канонического статуса в составе Патриархата. С момента своего избрания, архиепископ Сергий (Коновалов) вел переговоры со Вселенским патриархом о пересмотре канонического статуса Архиепископии в составе Патриархата. Многолетние дебаты внутри Архиепископии и переговоры с Синодом Вселенского патриархата были завершены дарованием патриаршего и синодального Томоса от 19 июня 1999 г. Он был дан по просьбе Архиепископии и придавал ей статус Экзархата (не временного). Именно этот статус, без всяких предварительных консультаций с каким бы то ни было официальным органом Архиепископии, был отозван Синодом 27 ноября 2018 г. Неожиданный характер синодального решения Константинопольского патриархата об отзыве Томоса 19 июня 1999 г. не может не вызывать серьезной озабоченности внутри Архиепископии. Тем не менее, очень важно не торопиться с поспешным ответом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010