Рубрики Митрополит Антоний. Эпизоды из жизни 29 мин., 01.01.2008 Поделиться Когда сегодня произносят слова " герой нашего времени " , то имеют в виду, скорее, героев отнюдь не положительных. Так уж повелось, что в русской классике далеко не лучшие люди чаще всего становились " героями " . Однако сейчас мы хотим поговорить о героях нашего времени именно в положительном смысле, рассказать о людях, судьбы которых могут стать для нас живыми примерами. Ведь так важно знать, что и в наше время есть те, у кого стоит учиться, кто, пройдя свой путь, доказал: жизнь не бессмысленна, не пуста. Митрополит Антоний родился в 1914 г. Раннее детство провел в Персии, где его отец был российским консулом. После революции семья несколько лет скиталась по Европе и в 1923 году осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антония был пострижен в 1943 г. В годы немецкой оккупации - врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Великобританию. Епископ (1957), митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе (1966); освобожден от этой должности по собственному прошению в 1974 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормле-нию все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращается к нему за советом и помощью. Скончался 4 августа 2003 г. в Лондоне. ПЕРВЫЕ УРОКИ С меня в детстве ничего не требовали неразумного, то есть у меня никогда не было чувства, что требуют, потому что родители большие и сильные и поэтому могут сломить ребенка. Но, с другой стороны, если что-то говорилось никогда не отступали. Принцип воспитания был такой, что убеждения у меня должны сложиться в свое время свои, но я должен вырасти совершенно правдивым и честным человеком, и поэтому мне никогда не давали повода лгать или скрываться, потому что меня не преследовали. Скажем, меня могли наказать, но в этом всегда был смысл, мне не приходилось иметь потаенную жизнь, как иногда случается, когда с детьми обращаются не в меру строго или несправедливо: они начинают просто лгать и устраивают свою жизнь иначе.

http://foma.ru/mitropolit-antonij-epizod...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Москве представили книгу митрополита Илариона «Иисус Христос» в серии ЖЗЛ Презентация состоялась в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» МОСКВА. Презентация книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос», выпущенной совместно издательством «Молодая гвардия» и издательским домом «Познание» в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ), состоялась 13 февраля в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». На вопросы ведущей встречи Ольги Липич и присутствующих журналистов отвечали митрополит Иларион и главный редактор издательства «Молодая гвардия» Андрей Петров. Говоря о целях и задачах, митрополит Иларион рассказал о своем предыдущем 6-томном издании «Иисус Христос. Жизнь и учение», работа над которым продолжалась много лет и ради которого потребовалось прочитать более тысячи книг на английском, немецком, французском и других языках. По окончании этой работы у многих читателей возник вопрос: а можно ли этот же самый материал уместить в одну книгу? Так появилось на свет это издание – в одном томе, и автор предложил его «Молодой гвардии» для серии «Жизнь замечательных людей». Митрополит Иларион ответил на самый главный вопрос: а почему эта книга должна быть выпущена в этой серии, в которой опубликованы биографии самых разных людей – политиков, государственных деятелей, террористов, композиторов, философов, писателей? Автор привел ряд аргументов, почему, на его взгляд, Иисус Христос может присутствовать среди тех, кто вошел в историю как «со знаком плюс, так и со знаком минус». Во-первых, «Иисус Христос является замечательным человеком и вполне заслуживает того, чтобы его биография была опубликована в этой серии», отметил митрополит.

http://sedmitza.ru/text/8714325.html

Жизнь. Болезнь. Смерть Антоний Сурожский был одновременно хирургом и пастырем. Поэтому он, как никто другой полно мог говорить о жизни, болезни и смерти. Антоний Сурожский говорил, что в подходе к этим вопросам он «не может разделить в себе человека, христианина, епископа, врача». Книгу «Жизнь. Болезнь. Смерть» составила беседа Антония Сурожского с отцом Сергием Гаккелем «Пастырь у постели больного» и беседы в Лондонском приходе (апрель-май 1984 г.) о смерти. «Подумайте, каков был бы каждый момент нашей жизни, если бы мы знали, что он может стать последним, что этот момент нам дан, чтобы достичь какого-то совершенства, что слова, которые мы произносим — последние наши слова, и поэтому должны выражать всю красоту, всю мудрость, все знание, но также и в первую очередь — всю любовь, которой мы научились в течение своей жизни, коротка ли она была или длинна. Как бы мы поступали в наших взаимных отношениях, если бы настоящий миг был единственным в нашем распоряжении и если бы этот миг должен был выразить, воплотить всю нашу любовь и заботу? Мы жили бы с напряженностью и с глубиной, иначе нам недоступными. И мы редко сознаем, что такое настоящий миг. Мы переходим из прошлого в будущее и не переживаем реально и в полноте настоящий момент». Антоний Митрополит Сурожский Жизнь, Болезнь, Смерть   ISBN 5-93313-020-6 (c) Митрополит Антоний Сурожский, 2000 (c) Перевод, составление. Е. Майданович, 2000 (c) Оформление: фонд " Христианская жизнь " , 2000 От издателей Митрополит Антоний (в миру - Андрей Борисович Блум) родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать - сестра композитора А. Н. Скрябина). Раннее детство прошло в Персии, где отец был русским консулом. В 1920 г. семья с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты, в 1943 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Сортировать по Исключить новости Мне кажется, что очень важно священнику (а если священника нет, то любому человеку, даже неверующему) подойти и дать умирающему почувствовать, что он не один. Когда человек в таком состоянии, то священник или близкий друг должен считать, что этот человек — единственный на свете, и ему отдать все внимание и все время. Митрополит Антоний родился в 1914 г. Раннее детство провел в Персии, где его отец был российским консулом. После революции семья несколько лет скиталась по Европе и в 1923 году осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антония был пострижен в 1943 г. В годы немецкой оккупации — врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Великобританию. Епископ (1957), митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе (1966); освобожден от этой должности по собственному прошению в 1974 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращается к нему за советом и помощью. Скончался 4 августа 2003 г. в Лондоне. ПЕРВЫЕ УРОКИ С меня в детстве ничего не требовали неразумного, то есть у меня никогда не было чувства, что требуют, потому что родители большие и сильные и поэтому могут сломить ребенка. Но, с другой стороны, если что-то говорилось — никогда не отступали. Принцип воспитания был такой, что убеждения у меня должны сложиться в свое время свои, но я должен вырасти совершенно правдивым и честным человеком, и поэтому мне никогда не давали повода лгать или скрываться, потому что меня не преследовали. Скажем, меня могли наказать, но в этом всегда был смысл, мне не приходилось иметь потаенную жизнь, как иногда случается, когда с детьми обращаются не в меру строго или несправедливо: они начинают просто лгать и устраивают свою жизнь иначе. Ко мне ласково относились, но не баловали — в том смысле, что это не шло за счет порядка, дисциплины или воспитания. Кроме того, меня научили с самого детства ценить маленькие, мелкие вещи, а уж когда началась эмиграция, тогда сугубо ценить, скажем, один какой-то предмет; одна вещица — это было чудо, это была радость, и это можно было ценить годами. Скажем, какой-нибудь оловянный солдатик или книга — с ними жили месяцами, иногда годами, и за это я очень благодарен, потому что я умею радоваться на самую мелкую вещь в момент, когда она приходит, и не обесценивать ее никогда.

http://pravmir.ru/net-ty-ne-odin/

Сочетание таких качеств Владыки как простота и мудрость, образованность и незнание современных технологий были достойны удивления и восхищения. Однажды, на Страстной Седмице митрополит Антоний хотел обратиться с проповедью к собравшимся. Чтобы его было лучше слышно (так как дело было на улице) один из священников захотел прикрепить к его рясе портативный микрофон. Архиерей удивился и сказал батюшке: «В своём ли ты уме?». После проповеди он сказал отцу Стефану: «Этот священник не понимает что делает. Я хотел произнести проповедь, а он попытался посадить мне на рясу блоху». Когда ему объяснили, что «блоха» - это портативный микрофон, Владыка признался, что ничего не понимает в таких вещах. Он был простым, беззлобным и бесхитростным человеком. Никогда не завидовал окружающим. Митрополит часто говорил: «без помощи отца Стефана я бы ничего не смог сделать». Он посылал к нему своих духовных чад, когда не мог принять исповедь сам. В конце своей жизни сказал им: «Когда я умру, исповедуйтесь у отца Стефана». Некоторые архиереи и священники, комментируя поведение митрополита Антония, называли его ошибочным, полагая что он не держит высоко епископского достоинства (так как не имеет машины, помощников и сам готовит себе пищу). Смирение и нестяжательность они считали позором, а не добродетелью и примером для подражания. Для некоторых поведение митрополита Антония было соблазном, для других безумием. Но православный народ (который обладает подлинными критериями святости) считал Владыку святым. Чем больше он смирялся, тем выше становился в народном сознании. С благоговением к Митрополиту относились все. Даже безбожники и политики целовали ему руку. Дорожная полиция останавливала машину или автобус, на которых передвигался Владыка, лишь для того, чтобы взять у него благословение. Когда Митрополит шёл по улице, все приветствовали его и вставали со своих мест. В кабинете владыки Антония всегда было много книг (в том числе на английском и французском языках). Его перу принадлежит более чем 55 работ богословского и просветительского содержания. Несмотря на то, что он закончил высшие учебные заведения за рубежом и в совершенстве владел иностранными языками, никто и никогда не слышал, как он на них говорит, ни разу он не упоминал и о полученных им знаниях и дипломах. У Митрополита не было ни телевизора ни радио. Он был не в курсе развития современных технологий.

http://pravoslavie.ru/63650.html

Митрополит Кирилл ответил на вопросы французского журнала «Diplomatie» Москва, 4 октября 2005 г. Во французском журнале «Diplomatie» сентябрь-октябрь 2005 года), посвященном проблемам современных международных отношений, опубликовано нижеследующее интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сообщает, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . – Что представляет из себя сегодня православный мир? Каковы его приоритеты? – Сегодня православный мир состоит из стран, на формирование культур которых наша вера оказала решающее воздействие. К ним относятся Болгария, Белоруссия, Греция, Кипр, Молдавия, Республика Македония, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Украина. Однако культурно-политические реалии на исторических территориях православного мира подвергаются заметным изменениям. В результате миграции и интенсификации общения между различными континентами православный мир уже не так однороден, как столетие назад. В то же время сильные православные общины появляются в странах, никогда не имевших православного населения. Сегодня они составляют неотъемлемую часть американского, арабского, албанского, польского, чешского, словацкого, финского и многих других народов. В современном мире православных людей объединяют не государства, но преимущественно Поместные Православные Церкви. Поэтому более точное представление о границах православного мира можно составить по количеству паствы Православных Церквей в различных странах мира. Задачей Православных Церквей является прежде всего труд среди тех народов, которые вверены им Богом. Особенно это важно для Церквей, осуществляющих свою миссию в странах, не так давно освободившихся от оков государственного атеизма. В этих государствах предстоит совершить еще немало трудов, чтобы наши народы вновь осознали себя носителями православной цивилизации. – Каковы взаимоотношения между Церковью и государством в православных странах? – Православная цивилизация выработала свою особенную типовую модель отношений государства и Церкви, которая в правовом сборнике императора Юстиниана получила название «симфония». Хотя я не спешил бы авторизировать этот принцип церковно-государственных отношений как специфически восточно-христианскую традицию. В VI веке, когда император Юстиниан кодифицировал римское и византийское право, в Европе еще существовала общехристианская традиция, поэтому идея симфонии является общим наследием Запада и Востока Европы.

http://pravoslavie.ru/news/14744.htm

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 120-летие со дня кончины митрополита Макария (комментарий в свете веры) Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Биографические данные Митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру - Михаил Петрович Булгаков) родился 19 сентября в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии. Отец его, священник села Суркова, скончался в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств. Учился Михаил в приходском Духовном училище в городе Короча, а потом в Окружном уездном Духовном училище в Белгороде и Белгородской семинарии. В семинарии он хорошо усвоил языки, в частности, французский. В те годы Михаил Булгаков увлекся " Историей " Карамзина и поэзией Жуковского, произведениям которого он не без успеха подражал. В 1837 году Булгаков поступил в Киевскую Духовную академию, где обучался до 1842 г. Его выпускная работа " История Киевской Духовной академии " получила высокую оценку в церковно-научных кругах. Напечатано оно было в 1843 году. По окончании КДА будущий митрополит получил степень бакалавра по кафедрам догматического богословия, а также русской и церковной истории. В годы своего пребывания в Академии Михаил Булгаков почувствовал призвание к монашеству и в феврале 1841 года был пострижен, получив имя Макарий. В том же году последовали диаконская и пресвитерская хиротонии. К периоду учебы Макария в КДА относится также его работа «План христианской аскетики». По окончании Академии иеромонах Макарий (Булгаков) был оставлен преподавателем недавно учрежденной кафедры русской и церковной истории. В 1842 г. иеромонах Макарий был переведен в Петербургскую духовную академию, где уже через год был удостоен степени магистра и назначен экстраординарным профессором, а в 1844 г. - ординарным профессором богословия. Кроме того, о. Макарий состоял членом различных комитетов и комиссий по духовному ведомству. Иеромонах Макарий был возводен в сан игумена, а затем в 1844 г. - архимандрита; он стал инспектором Академии. В 1847 году архимандрит Макарий издал свои лекции по основному богословию под заглавием " Введение в православное богословие " . За этот монографию он получил степень доктора богословия. Затем было подготовлено и издано " Православное догматическое богословие " (1849-1853) – труд, подводивший итог всему предшествовавшему развитию догматического богословия в России.

http://sedmitza.ru/text/394430.html

А.А. Половцов Платон (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий, в миру Николай Иванович ) – митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской лавры, сын священника И. А. Шалюхина, родился 2-го мая 1803 г. в посаде Погорелом Городище (откуда и фамилия П., не пожелавшего носить фамилию отца, и названного Городецким при поступлении в духовное училище), Тверской губ., Ржевского уезда, умер 1-го октября 1891 г. в Киеве. После домашней подготовки, под руководством отца, П. поступил в 1811 г. в Ржевское духовное училище, откуда перешел в 1817 г. в Тверскую духовную семинарию, по окончании курса которой был послан в 1823 г. в С.-Петербургскую духовную академию, где слушал знаменитого проповедника Иннокентия. Выпущенный из Академии в 1827 г., в VII курсе 10-м магистром, П. в том же году (7-го сентября) был назначен профессором физико-математических наук и греческого языка в Орловскую духовную семинарию. Здесь Г. проводил время в неустанной работе. Он проверил довольно обширную тамошнюю библиотеку и составил ее каталог; занимал некоторое время (с 9-го марта 1828 г.) должность преподавателя французского языка; исправлял должность инспектора семинарии (с 14-го апреля 1829 г.), секретаря семинарского правления (с 19-го октября 1828 г.) и производил ревизию духовного училища (с 13-го апреля 1829 г.). Тут же П. сблизился с ректором семинарии, бывшим впоследствии митрополитом Киевским, высокопреосвященным Арсением, который оказал большое влияние на всю последующую его деятельность. В 1829 г. (29-го сентября) он был переведен в бакалавры, или доценты С.-Петербургской духовной академии, сначала на кафедру греческого языка в низшем отделении, а потом (с сентября 1830 г.)– богословских наук: нравственного и обличительного богословия. В мае 1830 г. П. был пострижен в монашество и посвящен в сан иеромонаха, а в следующем году, (6-го ноября), за незаурядные умственные дарования, высокие качества его личного характера и строгую иноческую жизнь, возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Академии, в каковой должности и состоял до 1838 г. В звании архимандрита П. проходил и другие служения: был библиотекарем, членом совета Академии, исправлял обязанности эконома Академии, редактировал академический журнал «Христианское Чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили – в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, ответил – «Единственная светлая точка в будущем человечества – это пробуждение веры у современной русской интеллигенции». Такой, неожиданный ответ, известного французского академика, имеет исключительное значение. Мориа, будучи римокатоликом, человеком западной культуры, полагает надежды, как можно было бы ожидать, не на западную цивилизацию и ее плоды, но на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью, он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощутил его исключительную силу. Православие на Западе, долго оставалось в забвении и даже, почти в презрении. Должны были произойти огромные потрясения и в истории западной цивилизации, и в истории православного Востока, чтобы Запад оказался способен понять, какая сила заключена в кажущейся «неэффективности» восточного православного христианства. В Новом Завете, мы находим один вопрос, Нафанаил задает его апостолу Филиппу, и который, как нам кажется, человек западного менталитета, сформированного протестантским римским христианством, веками задавал христианскому Востоку. После того, как апостол Филипп рассказывет Нафанаилу, что они нашли долгожданного Мессию, тот удивленно спрашивает – «Из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему, пойди и посмотри!». И после встречи с Христом, Нафанаил восклицает – «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» ( Ин. 1, 43–49 ). Подобное отношение к Православному Востоку, было характерно для культурно развитого Запада, на протяжении многих столетий: с Востока, униженного, истоптанного турецким, татарским игом, а позже, современной атеистической идеологией – может ли быть что доброе?! Многие разделяют это мнение и сейчас, а такой вопрос, к сожалению, часто можно услышать и от представителей восточной культуры, воспитанных на почве Православия, но утративших свое историческое самосознание, поклонившихся «золотым тельцам» и идолам современной цивилизации, страдающих комплексом неполноценности перед преходящими авторитетами сего мира. Так повторяется история, уже произошедшая однажды, на Синае, с Моисеем и его народом: пока пророк принимал от Бога Откровение вечной истины и закон, народ его кланялся в долине золотому тельцу, забыв и своего вождя Моисея и Бога, Которого он исповедывал и Которому служил. На все эти недоумения и сомнения, православный Восток и прежде и теперь отвечает словами апостола Филиппа: «Пойди и посмотри!»

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

А.А. Половцов Леонид (Краснопевков), архиепископ Ярославский и Ростовский Леонид (Краснопевков) (в миру Лев Васильевич) – архиепископ Ярославский и Ростовский; сын дворянина, товарища герольдмейстера, родился 16 февраля 1817 года в С.-Петербурге и первоначальное образование получил в английском, потом во французском пансионе, где практически изучил французский, немецкий и английский языки. В 1829 году он помещен был родителями в горный кадетский корпус, где сблизился почти со сверстником своим по летам Николаем Слепцовым, сыном саратовского помещика. В 1832 году Краснопевков оставил горный корпус и после домашнего приготовления в феврале 1834 года определился юнкером в Балтийский флот и был зачислен в 14-й флотский экипаж, а по выдержании экзамена в Морском кадетском корпусе в 1836 г. произведен в мичманы. Служа во флоте, Краснопевков познакомился с архимандритом Игнатием Брянчаниновым , настоятелем Сергиевской пустыни, близ г. С.-Петербурга, который познакомил его с монашескою жизнью; в то же время в г. С.-Петербурге находился знаменитый алтайский миссионер архим. Макарий; молодой моряк, почувствовав неодолимое влечение к монашеской жизни, обратился к нему с просьбою взять его в число миссионеров; но о. Макарий посоветовал ему пройти курс в духовной академии, и с благословения митрополита Филарета Краснопевков в 1838 году поступил в число студентов С.-Петербургской духовной академии, где частным образом брал уроки по древним языкам у профессора академии В. Н. Карпова, а в 1840 году, по смерти отца и по предложению митрополита Филарета, переехал в Троице-Сергиеву лавру и для продолжения академического курса поступил в высшее богословское отделение академии. Почти на первых порах своего пребывания в академии он обратился к бывшему проездом в Москве епископу Алеутскому Иннокентию с просьбой взять его с собою в число миссионеров, но проницательный архипастырь отклонил эту просьбу Краснопевкова. По окончании академического курса со званием магистра в 1842 году Лев Краснопевков в следующем году определился преподавателем гражданской истории, катехизического учения и греческого языка в Вифанскую семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010