К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 14. Персоналистическая антропология: С. Л. Франк и Н. О. Лосский Семен Людвигович Франк (1877–1950), один из выдающихся отечественных мыслителей, первым проложил путь от философии всеединства, основным источником которой были идеи В.  С. Соловьева , к обоснованию персоналистической метафизики. Проблема человека и понятие личности были одним из истоков его философского творчества. Так, еще в 1908 г. Франк опубликовал статью «Личность и вещь», в которой писал: «Личность не может мыслиться иначе, как в виде единства множественного» 173]. В дальнейшем он все больше отходил от проблематики философии всеединства и выдвинул в центр своих построений личность. Для раннего периода творчества С. Л. Франка характерна разработка преимущественно философской антропологии, что нашло отражение в наиболее законченном виде в книге «Душа человека» (1917). В дальнейшем Франк перешел от проблем философской антропологии к разработке системы религиозной антропологии. Его взгляды позднего периода систематически изложены в последней, опубликованной посмертно книге «Реальность и человек» (1956). Франк создал стройную религиозно-философскую концепцию, в которой раскрыты понятия свободы, благодати, греха, творчества, душевной жизни. Книгу «Реальность и человек» можно считать органичным сплавом предыдущей философской антропологической концепции и личного жизненного, духовного опыта. Франк утверждал, что старые богословские концепции о человеке несостоятельны перед судом современной философской мысли, учитывающей всю сложность пройденного человечеством пути и усложнившуюся структуру душевной жизни. Для анализа новых антропологических идей Франк прибегал к свидетельству христианского богословия, которое у него ограничивалось в основном западными и католическими отцами Церкви, такими, как блаженный Аврелий Августин и Фома Аквинский. Если он и был знаком с восточной патристикой, то, видимо, не считал нужным защищать или опровергать ее положения, поскольку у восточных отцов Церкви отсутствует рациональное, систематическое изложение мысли, которое могло бы привлечь внимание Франка. Источники мистического откровения о Боге и человеке Франк находил в западной мистике, в сочинениях Якоба Бёме, Франциска Сальского, Бернарда Клервосского, Ангелуса Силезиуса. Метод идеального богопознания он видел в трудах Николая Кузанского. Таким образом, антропологическая система Франка относится скорее к западному типу, что вполне объяснимо условиями жизни Франка, который ко времени начала работы над книгой уже долгие годы прожил на Западе. Тем не менее его выводы вполне приложимы и к восточной христианской антропологии, опирающейся на православную патристику.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первоначально процедура Б. не выделялась как самостоятельная и входила в прерогативы местного епископа. Однако папа Александр III (1159-1181) запретил почитание святого без утверждения его папским престолом. Учрежденная папской конституцией Сикста V «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588 г. Свящ. Конгрегация обрядов была призвана упорядочить процедуру канонизации и Б. Папа Урбан VIII четко разграничил понятия Б. и канонизации, к-рой должно предшествовать причисление к лику блаженных, и присвоил право Б. Римской кафедре (апостольские послания «Coelesmis Hierusalem cives» от 5 июля 1634 и «Decreta servanda in canonizatione et beatificatione Sanctorum» от 12 марта 1642). Александр VII в 1662 г. предписал проводить церемонию причисления к лику блаженных только в базилике св. Петра (первой стала Б. Франциска Сальского 8 янв. 1662). Наиболее полно теория Б. и канонизации разработана в трактате кард. Просперо Ламбертини (буд. папа Бенедикт XIV ) «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» (De servorum Dei beatificatione et Beatorum canonisatione. Bologna, 1734-1738), в течение 2 веков остававшемся базовым документом для Свящ. Конгрегации обрядов. Основные положения, касающиеся практики Б., были закреплены в Кодексе канонического права 1917 г. (каноны 1999-2141); канон 2101 разрешал начинать процесс Б. лишь по прошествии 50 лет после смерти подвижника. Повышение требований к критическому анализу отбираемого во время дознания материала повлекло за собой учреждение Пием XI исторической секции при Свящ. Конгрегации обрядов ( motu proprio «Già da qualche tempo» от 6 февр. 1930) и публикацию «Норм проведения ординарных процессов в исторических случаях» (Normae servandae in construendis processibus ordinariis super causis historicis) от 4 янв. 1939 г. В 1949 г. при Свящ. Конгрегации обрядов была учреждена медицинская комиссия для удостоверения чудес, происшедших по заступничеству святых и блаженных. Папа Римский Павел VI провел частичную реформу процедуры (motu proprio «Sanctitas clarior» от 19 марта 1969) и учредил вместо Свящ. Конгрегации обрядов Конгрегацию канонизации святых и Конгрегацию богослужения (апостольская конституция «Sacra Rituum Congregatio» от 8 мая 1969). Следуя принципу коллегиальности, утвержденному Ватиканским II Собором , папа Иоанн Павел II провел реформу законодательства в этой области (апостольская конституция «Divinus Perfectionis Magister» от 25 янв. 1983, «Normae servandae in inquisitionibus ab Episcopis faciendis» и декрет «De Servorum Dei causis quarum iudicium in praesens apud Sacram Congregationem pendet», оба от 7 февр. 1983), призванную усилить роль епископов-ординариев в процессе канонизации. На основании этих документов Конгрегация канонизации святых 21 марта 1983 г. приняла новое «Положение», рассчитанное на 3 года, однако остающееся в силе и по сей день. В наст. время процедура Б. регулируется Кодексом канонического права 1983 г. (канон 1403; см. Codex juris canonici ).

http://pravenc.ru/text/77746.html

Боско Джованни. Портрет с пожизненной фотографии. 1880 г. [итал. Bosco] Джованни (16.08.1815, мест. Бекки близ Турина, Пьемонт - 31.01.1888, Турин), св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.), свящ., основатель салезианского ордена (Общество св. Франциска Сальского; лат. Societas S. Francisci Salesii; итал. Salesiani di Don Bosco, S. D. B.- см. Салезианцы ). Сын пьемонтского крестьянина, рано остался без отца и религ. воспитанием обязан матери. В 9 лет пережил первый опыт религ. видения, возбудивший живой интерес к вере и желание стать священником; впосл. эти видения неоднократно повторялись. В 1835 г. по окончании коллегиума в Кьери поступил в духовную семинарию Кьери, в 1841 г. стал священником; по совету духовника продолжил учебу на богословском фак-те в Турине (1841-1844). В том же году открыл первый ораторий (место для молитвы и собраний) для местной молодежи и посвятил его католич. св. Франциску Сальскому. В 1844-1846 гг. капеллан в жен. приюте св. Филомены. В 1846 г. в пригороде Турина, Вальдокко, Б. стал собирать беспризорников и подростков из беднейших семей в воскресный ораторий и на вечерние курсы, впосл. подобные курсы и оратории получили распространение по всей стране. В 1847 г. в Турине открыл школу для рабочей молодежи при оратории, где при минимуме строгого дисциплинарного воздействия проповедовал внимание к развитию личности ребенка, а в 1856 г. основал общеобразовательную гимназию для кандидатов в священники, к-рая со временем стала домом для молодежи и прообразом буд. салезианских педагогических центров, где подростки могли получать начатки трудового воспитания и религ. знаний. Находясь под большим воздействием Франциска Сальского, избрал его покровителем всех своих педагогических инициатив. В 1859 г. основал в Турине конгрегацию священнослужителей и преподавателей «Общество св. Франциска Сальского». Его устав был одобрен папой Пием IX в 1874 г. Руководствуясь основными принципами христ. воспитания и на основе собственного педагогического опыта Б. в 1875 г. сформулировал т. н. превентивную педагогическую систему, в основу к-рой была положена любовь пастыря к своим духовным детям, опирающаяся на разум, веру и доброту. Новым в христ. педагогике было то, что воспитатель выступал в роли отца, брата и друга, заботящегося прежде всего о создании климата доверия в детском учреждении. Б. рекомендовал избегать наказаний, особенно физических, и говорил о необходимости постоянного присутствия воспитателя при воспитаннике. Способствовал развитию вечерних и технических школ, где молодежь получала светские специальности в религ. обстановке.

http://pravenc.ru/text/153241.html

Новости Опубликовано апостольское обращение Папы Франциска «Gaudete et Exsultate», посвященное святости 10.04.2018 14:41 Ватикан, 10 апреля, I.MEDIA/Благовест-инфо. Третье апостольское обращение Папы Франциска, озаглавленное «Gaudete et Exsultate» («Радуйтесь и веселитесь») было представлено 9 апреля в Ватикане. Главное содержание документа – призыв к святости в современном мире. Написанное простым языком, обращение представляет собой своего рода «учебник духовной жизни», понятный всем и адаптированный к реалиям XXI века. Текст занимает 110 страниц и разделен на пять глав. Обращение было подписано Папой 19 марта, в день памяти св. Иосифа. Название документа взято из заповедей блаженства: «Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф, 5:12). «Не следует ожидать, что это [обращение] будет трактатом о святости», -- пишет Папа в предисловии. Задача «Gaudete et Exsultate» - «еще раз озвучить призыв к святости», к святости «по соседству», к святости «среднего класса». Особенность нового обращения понтифика заключается в том, что оно написано в форме беседы от первого лица. Автор обращается на «ты» к читателю: «Не бойся святости». Послание адресовано самым разным людям: монашествующим, состоящим в браке, рабочим, начальникам. Работая над текстом, Папа вдохновлялся идеями св. Франциска Сальского, который в XVII веке говорил о «совершенстве в обычных жизненных делах». Кроме этого подвижника в документе упомянуты еще около тридцати «святых», многие их которых пока еще не канонизированы, – убиенные монахи из Тибиринской обители в Алжире, блаженный Шарль де Фуко, вьетнамский кардинал Франсуа-Ксавье Нгуен Ван Тхуан. Все эти люди, по словам Папы, «устремлялись ввысь», не довольствуясь «посредственным, слащавым, бессвязным существованием». Понтифик называет двух главных врагов христианской истины, ведущим к «нарциссичному и авторитарному элитизму» - это гностицизм, развоплощающий таинство и сводящий его к субъективным знаниям, и пелагианство, забывающее о том, что благодать Божья важнее человеческой воли.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Итальянские журналисты просят Папу Бенедикта XVI объявить блаженного Папу Иоанна Павла II покровителем современных средств коммуникации 27 июня, 2011. Новостная служба Союз журналистов Рима обратился к Папе Бенедикту XVI с просьбой объявить блаженного Папу Иоанна Павла II покровителем современных средств коммуникации. Ватикан. 27 июня. ПРАВМИР — Союз журналистов Рима обратился к Папе Бенедикту XVI с просьбой объявить блаженного Папу Иоанна Павла II покровителем средств коммуникаций современного «цифрового» века. По словам Романо Бартолини, главы «Римского Союза Журналистов» (Roman Reporters Union), данный акт позволит Церкви продемонстрировать «мудрую и мужественную открытость ко всем новым технологиям». Папа Иоанн Павел II скончался 2 апреля 2005 г. в Ватикане. 1 мая 2011 года папа Бенедикт XVI беатифицировал Иоанна Павла II. В Римско-Католической Церкви процесс беатификации предваряет процесс канонизации нового святого и заключается в причислении умершего к лику блаженных. Интересно, что впервые современная беатификация была произведена в отношении Франциска Сальского 8 января 1662 года папой Александром VII. При этом Франциск Сальский считается у католиков покровителем журналистов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/italyanskie-zhurnalist...

Статьи «Мы несем благую весть молодежи» Салезианцы Дона Боско отмечают 150-летие 16.12.2009 10:45 18 декабря исполняется 150 лет одной из крупнейших монашеских конгрегаций в Католической Церкви – Обществу святого Франциска Сальского, члены которой называются салезианцами или – более пространно – салезианцами Дона Боско, по имени своего основателя. Св. Иоанн (Джованни Мелькиорре) Боско родился в 1815 г. в одном из сел Пьемонта на севере Италии (в ту пору входившего в состав Сардинского королевства). Он был выходцем из небогатой крестьянской семьи, но духовный наставник сумел распознать в юном поселянине призвание к священству: по его совету Джованни поступил в семинарию, успешно окончил ее и в 1841 г. приступил к пастырскому служению в Турине. Это было время, когда северную Италию охватила промышленная революция. Многие молодые люди, а то и совсем дети, в поисках заработка и лучшей жизни устремлялись из сельской местности в Турин, как и в другие города, где была сосредоточена промышленность. Поскольку далеко не многим удавалось устроиться там на работу, большая часть таких переселенцев оказывалась не у дел и пополняла ряды люмпен-пролетариата. Именно их судьба и не оставила безучастным молодого священника дона Боско, который с первых же лет своего служения проявил себя не только как заботливый пастырь, но и как талантливый педагог и организатор. В 1846 г. он создал в Вальдокко, одном из районов Турина, ораторий (место для молитвенных собраний) для рабочей молодежи в статусе «прихода для подростков, оказавшихся без прихода». Ораторий носил имя св. Франциска Сальского – выдающегося французского пастыря кон. XVI - нач. XVII вв., который был в ту пору очень почитаем на севере Италии и которого дон Боско ценил особенно высоко. Через некоторое время при оратории стали селиться бездомные дети. Чуть позже дон Боско открыл в Турине уже второй ораторий, а затем основал пансион для студентов и общество взаимопомощи рабочих. Однако через какое-то время он начал понимать, что продолжать подобную социальную и педагогическую деятельность, глубоко укорененную в христианском учении, невозможно в одиночку. Для нее необходима хорошо организованная группа людей, сполна посвятивших себя этому служению, которые работали бы, опираясь на некие общие для них принципы. Вскоре такие сподвижники появляются. И хотя первоначально они исчисляются единицами, дон Боско, видя в них ядро будущего монашеского института, 26 января 1854 г. создает вместе с ними «Общество салезианцев». Такое название они берут в честь св. Франциска Сальского (de Sales) – не только по причине того, что его имя носил ораторий, но и потому, что дон Боско, видя в этом подвижнике пример «ревностного пастыря и наставника в любви», стремился подражать его глубокой человечности и призывал к этому своих помощников.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Репортажи Монография о книгоиздательской деятельности доктора Гааза представлена в Москве 25.01.2023 17:22 Москва, 25 января, Благовест-инфо. Новые грани мировоззрения и деятельности московского медика-филантропа Фридриха Йозефа (Федора Петровича) Гааза (1780–1853) раскрывает книга доктора исторических наук Ильи Семененко-Басина «Доктор Гааз и христианская книга», которая была представлена 24 января в Культурном центре «Покровские ворота». Монография посвящена книгоиздательским инициативам доктора Гааза, направленным на реализацию основной задачи тюремной благотворительности — воспитание и социализацию арестантов, обучение их грамоте, приобщение к христианской вере. На вечере прозвучали сообщения об истоках духовности «святого доктора». Автор рассказал, что отправной точкой для разработки темы стало случайное обнаружение им в архиве латиноязычного письма Гааза церковному цензору, протоиерею Феодору Голубинскому (его перевод публикуется в приложении). Сам по себе этот факт уже озадачил исследователя: почему католик Гааз пишет православному цензору? В письме речь шла об издании книжки для тюремщиков и заключенных, и с этой инициативы медика-филантропа началась работа историка над документами из пятнадцати архивных фондов, хранящихся в восьми различных российских архивохранилищах. В результате получилась реконструкция книгоиздательских начинаний Гааза, а это, в свою очередь, приоткрывает «аспекты его личностной формации», уточняет некоторые факты биографии и оценки его общественной деятельности. В частности, автору удалось раскрыть масштаб просветительской деятельности Тюремного комитета, в котором состоял Гааз: огромные суммы выделялись на закупку книг для раздачи заключенным, в их числе – несколько изданий «А.Б.В. Азбуки христианского благонравия», «Молитва заключенного в темнице», составленная митрополитом Филаретом (Дроздовым), «Краткое христианское нравоучение» и т.д. Как отмечает автор, в своих попытках воспитать арестантов, обучить их грамоте, оказать им врачебную помощь Гааз применял методы британских благотворителей. Его деятельность была близка активному социальному служению католиков-мирян во Франции. Идеи немецкого католического Просвещения оказали на Гааза большое влияние. Особое внимание он уделял чтению произведений святого XVI века Франциска Сальского: пытался издать в России на французском языке его «Различные письма к людям, живущим в миру», хранил у себя дома частицу его мощей, использовал аргументацию от Франциска Сальского в полемике с Шеллингом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Папа Франциск направил послание по случаю 55-го Всемирного дня социальных коммуникаций 25.01.2021 10:38 Ватиканские СМИ на общей аудиенции Папы Франциска. Фото: Vatican Media Ватикан, 25 января. Подлинная коммуникация предполагает встречу, личный опыт и проверку информации, иначе она превращается в пустое красноречие, повышая риск манипуляции и недостоверности, пишет Папа Франциск в своем послании Папы Франциска на 55-й Всемирный день социальных коммуникаций . « " Пойди и посмотри " (Ин 1: 46). Общаться, встречая людей такими, какие они есть, там, где они находятся»: так озаглавлено послание. По традиции, тема послания была объявлена 29 сентября, в праздник святого архангела Гавриила, небесного покровителя Радио Ватикана, текст послания публикуется накануне литургической памяти небесного покровителя журналистов святого Франциска Сальского, а сам День социальных коммуникаций будет отмечаться в воскресенье, предваряющее Пятидесятницу, передает Русская служба Радио Ватикана . Приглашение «Пойди и посмотри», пишет Папа Франциск, – это «метод любой подлинной человеческой коммуникации»: «Необходимо оставить удобное и высокомерное я уже знаю и отправиться в путь, пойти и посмотреть, побыть с людьми, выслушать их, понять обстановку, которая всегда чем-то может удивить». Это относится как к печатной журналистике и к коммуникации в интернете, так и к проповеди Церкви и к общественно-политической коммуникации. «Пойди и посмотри» – это и есть метод передачи христианской веры. Останавливаясь на теме информации, Папа отметил риск появления «газет-ксерокопий», теле- и радиопередач, а также веб-сайтов, по сути копирующих друг друга. Таким образом, жанр журналистского расследования или репортажа уступает место «расфасованной» информации, сконструированной перед компьютером в редакциях или в соцсетях, которая не предполагает встречи, чтобы воочию убедиться в рассказанном. Если мы не открываемся к встрече, мы остаемся внешними зрителями, несмотря на технологические инновации, способные представить нам «дополненную реальность» и создать иллюзию, будто мы в нее погружаемся.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Игумен Петр (Мещеринов): «Иоаганн Арнтд и Валентин Вайгель – очень современные люди» Православный священнослужитель представил переводы сочинений известных немецких мистиков XVI века 28.12.2016 11:53 Москва, 28 декабря, Благовест-инфо. Презентация переводов на русский язык сочинений двух немецких лютеранских мистиков Иоганна Арндта (1555-1621) и Валентина Вайгеля (1533-1588) состоялась 26 декабря в Библиотеке иностранной литературы. Новые книги представил переводчик и составитель игумен Петр (Мещеринов). Он утверждает, что произведения этих авторов не только ценны как источники по истории богословия, но и актуальны для современного читателя. Презентация книги «Об истинном христианстве» Иоганна Арндта состоялась недавно . Как отметил о. Петр, по отношению к Вайгелю Арндт является «вторым» не только хронологически, но и с точки зрения богословской преемственности: Арндт использовал тексты Вайгеля, а трактат последнего молитве полностью перенес в свою книгу. Главный труд Вайгеля называется почти так же, как книга его последователя – «Разговор об истинном о христианстве». Так в переводческой работе о. Петра «был перекинут мостик от Арндта к Вайгелю». Если первый из них не раз издавался на русском языке в разных переводах, начиная с 1735 г., и был очень известен в России в самых широких кругах: от императора до крестьян, от членов Синода до простых семинаристов, то Вайгель переведен на русский язык впервые о. Петром и выпущен издательством «Рудомино». Это издание «благословила» директор ВГБИЛ Екатерина Гениева , которая в свое время способствовала выходу в свет текстов всех духовных сочинений Баха в переводе о. Петра. Можно предположить, что если бы Вайгель был переведен раньше, он был бы не менее популярен в России, чем Арндт, которым зачитывались, в том числе, святители Макарий (Глухарев), Тихон Задонский и другие. В чем причина такого интереса? Почему православные духовные писатели «были вынуждены обращаться к западным источникам, переформатируя их»? Так, на основе сочинения Лоренцо Скуполи появилась «Невидимая брань» Никодима Святогорца, переведенная на русский язык свт. Феофаном Затворником. Последний, как известно, перевел на русский язык книгу Франциска Сальского «Руководство к благочестивой жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Обнародовано Послание Папы Франциска на Всемирный день коммуникаций 25.01.2022 14:07 Ватикан, 25 января. 24 января, в праздник святого Франциска Сальского, небесного покровителя журналистов, Папа Франциск обнародовал Послание на 56-й Всемирный день социальных коммуникаций. Он будет отмечаться 29 мая. В этом году его тема – «Слушать ушами сердца», сообщает Vatican News . Папа напоминает, что в прошлом году темой Дня и темой послания была необходимость «пойти и увидеть» реальность, чтобы сообщать о ней исходя из увиденного. Теперь же Папа ставит в центр размышлений необходимость слушать: этот глагол является «решающим для грамматики коммуникации», подчеркивает понтифик. В сфере информации и коммуникации аспект слышания приобретает все большее значение, о чем свидетельствуют многочисленные подкасты и аудиочаты. Это подчеркивает, что слышание остается существенным аспектом человеческого общения. Желание быть услышанными, нередко скрытое, - это вызов тем, кто призван к воспитанию и наставничеству, родителям, педагогам, пастырям, работникам сферы информации и всем, кто несет общественное и политическое служение. Слышание – это не просто «восприятие на слух»: оно тесно связано с диалогом между Богом и человечеством. Первую заповедь Бога предваряют слова «Слушай, Израиль» (Втор 6,4). Эти слова вновь и вновь звучат в Священном Писании, а святой апостол Павел утверждает, что «вера – от слышания» (Рим 10,17). Действительно, инициатива исходит от Бога, Который говорит и Которому мы отвечаем, слушая Его. Среди пяти чувств Бог предпочитает именно слух, отмечает Папа: именно он отвечает «смиренному стилю Бога», позволяя Ему явить Себя как Того, кто, словом создав человека по Своему образу, слушает его и признает Своим собеседником. Человек же, напротив, стремится убежать от этих отношений и «замкнуть уши». Отказ слушать ведет к агрессии, как это произошло с теми, кто, услышав диакона Стефана, «затыкали уши свои» (Деян 7,57). Итак, с одной стороны – Бог, Который всегда открывает Себя бескорыстно, с другой – человек, который должен слушать Бога, находясь с Ним «на одной волне». Иисус увещевает Своих учеников задуматься о том, как именно они слушают: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете» (Лк 8,18), - говорит Господь, рассказав им притчу о сеятеле и тем самым пояснив, что недостаточно слушать, - нужно делать это хорошо.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009