Епископ Иоанн (Вендланд) ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОЕЗДКИ В ФЕДЕРАТИВНУЮ РЕСПУБЛИКУ ГЕРМАНИИ С 29 ЯНВАРЯ ПО 14 ФЕВРАЛЯ 1961 ГОДА Поездка была задумана как обыкновенное путешествие архиерея по своей епархии. Кроме посещения приходов предположено было также укрепить наши дружественные связи с протестантами и для этого нанести им ряд визитов. Так и было заявлено в союзную комендатуру в Западном Берлине: целью моей поездки в ФРГ является «посещение православных приходов в Мюнхене и Баден-Бадене, и визит к руководящим деятелям евангелической церкви». Разрешение на просимый мною срок было выдано через 9 дней после подачи соответствующего заявления. Надо заметить, что самую решающую роль в положительном решении вопроса сыграло рекомендательное письмо епископа Дибелиуса , которое было им дано мне очень охотно. Очень заметно было, что в союзной комендатуре этому письму придали значение почти равное решению Бонна. Намечено было посетить 5 городов ФРГ: Гамбург, чтобы там увидеться с секретарем Европейской Конференции Церквей (Ниборгской конференции) гауптпастором Гармсом; Ганновер, чтобы посетить епископа Лилье; Франкфурт на Майне, чтобы посетить руководителя Отдела внешних сношений Евангельской Церкви президента Вишмана; Мюнхен и Баден-Баден, чтобы посетить наши православные приходы… Маршрутный план и план встреч был исполнен. Кроме того, (т.е. «сверх плана»), имели место встречи с Их Королевскими Высочествами маркграфом Бертольдом и маркграфиней Теодорой фон Баден. Православный приход в Берлине Пастор Гаубольд …Он прекрасно знает русский язык и был переводчиком при нашей делегации в Ниборге, приставленным к ней по любезности наших протестантских друзей. Это человек с небольшим влиянием, один из многих священнослужителей евангелической церкви. Недавно еще он работал в деревне, теперь переведен в город, в приход, находящийся среди сутолоки портовой жизни. Пастор Гаубольд любезно показал нам город Гамбург. Этот город – мировой порт. Отсюда можно морем доехать до Нью-Йорка (3–4 недели) и Эльбой до Праги. Свежий ветер, бегущие тучи, морской дождик, набегающий туман и минутное солнце, битый лед в гавани – все это напоминало мне родной Ленинград.

http://pravoslavie.ru/150972.html

Рака с мощами прп. Лаврентия Черниговского в Троицком соборе Чернигова Рака с мощами прп. Лаврентия Черниговского в Троицком соборе Чернигова В июле 1936 г. был арестован вместе с большой группой черниговского духовенства, но в июне 1937 г. освобожден от наказания «в связи с его старческим возрастом (68 лет)». В нач. 1938 г. черниговский Илиинский храм был закрыт. Имеются свидетельства, что Л. устроил во дворе дома своей духовной дочери в местности Холодный Яр в Чернигове подземный храм в малой пещере, где тайно совершал богослужения. В 1941 г., во время Великой Отечественной войны, в оккупированном немцами Чернигове занялся возрождением Троицко-Илиинского монастыря, в к-ром разместилась жен. монашеская община. 21 нояб. 1941 г. состоялось 1-е богослужение в Феодосиевской ц., расположенной под Троицким собором мон-ря. В 1942 г. был освящен и главный престол Троицкого собора. В 1941-1942 гг. по благословению Л. монахини из числа его духовных чад открыли жен. Свято-Параскевиевский монастырь на месте бывш. Рождества Пресв. Богородицы мужского монастыря в с. Домница Черниговской обл. После войны Л. остался в Троицко-Илиинском мон-ре. Имел широкую известность как прозорливый старец. К нему обращались за духовной помощью и советом мн. верующие. Умер 19 янв. 1950 г., отпевание Л. возглавил Черниговский и Нежинский еп. Иаков (Заика). Был похоронен в малом храме Троицко-Илиинского мон-ря. Л. продолжали почитать как видного духовного наставника. Материалы о нем распространялись среди верующих изустно, а также через самиздат. Впервые воспоминания о Л. его духовных чад были собраны в кон. 70-х гг. ХХ в. З. А. Крахмальниковой и опубликованы в машинописном сб. «Надежда (Христианское чтение)» (в 1988 опубл. изд. «Посев» (Франкфурт-на-Майне, ФРГ), а в 1991 переизданы в Киеве под названием «Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского»). Появившаяся позднее брошюра «Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание» (М., 1994) содержит материалы, составленные «схиархиепископом» одной из неканонических катакомбных групп Херувимом Дегтярём, достоверность к-рых вызывает обоснованные сомнения.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

Приходы Болгарской Православной Церкви, объединяющей ок. 18 болг. общин в Г. и др. гос-вах, входят в состав Западно- и Среднеевропейской епархии. Основателем епархии был митр. Симеон (Костадинов), управляющий митрополией с 1986 по наст. время. Клир состоит из 2 епископов, 1 архимандрита, 4 священников, 4 диаконов. С 1994 г. кафедра находится в Берлине. В Г. общины действуют в Мюнхене, Штутгарте, Дюссельдорфе, Берлине, Лейпциге. Всего проживает ок. 60 тыс. правосл. болгар. Польская Православная Церковь в ФРГ имеет 1 общину, 1 священника. В Германской епархии РПЦЗ - 45 общин, 28 священников (1 иеромонах), 4 диакона. Правящий архиерей - еп. Марк (Арндт, с 1982). Кроме того, в Г. представлены неканонические правосл. орг-ции: Украинская автокефальная правосл. Церковь (Ukrainische autokephale Orthodoxe Kirche) (ок. 3600 чел.), Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (Ukrainische Orthodoxe Kirche - Patriarchat Kiew) (до 1 тыс. чел.). (дохалкидонские) Церкви представлены в Г. общинами арм., копт. и эфиоп. Церквей. В 1922 г. в Берлине возникла первая община Армянской Апостольской Церкви, затем - в Штутгарте. Основной приток арм. переселенцев начался из Турции в 1960 г., позднее - из Ирана и Ливана. В 1980 г. Католикос всех армян Вазген II учредил Центральноевропейскую епархию с кафедрой в Вене, куда только в 1990 г. вошли общины, возникшие в Г. после 1960 г., до того времени подчиненные Западноевропейской епархии с центром в Париже. В 1992 г. была основана Кёльнская епархия, во главе к-рой стал еп. Гарегин Бекджян (ныне архиепископ), объединившая все герм. приходы. Верующих, по разным оценкам,- 25-35 тыс., число общин - 16. Первая копт. община, образованная преимущественно из переселенцев-рабочих, появилась во Франкфурте-на-Майне в 1975 г. В 1980 г. в Крёффельбахе близ Вецлора был основан мон-рь св. Антония, ставший впосл. европ. духовным центром Коптской Церкви. В 1993 г. копт. общине был предоставлен еще один мон-рь - в Бренкхаузене близ Хёкстера. Всего в ФРГ проживает 3,5 тыс. коптов.

http://pravenc.ru/text/164803.html

«Церковь Объединения» в Западной Европе Германия О начальном периоде деятельности ЦО в Германии пишет один из ведущих экспертов по вопросам новых религиозных движений лютеранский пастор Томас Гандоу в своей книге «Империя „преподобного» Муна». Движение Муна он изучает с 1968 года. В «эпоху Берлинской стены» Т. Гандоу служил в приходе в районе Берлин-Шпандау; за свою церковную и миссионерскую деятельность он был объявлен врагом народа и находился под наблюдением Министерства безопасности ГДР («Штази») и КГБ. « Церковь » Муна в Западной Германии появилась в начале 1960-х годов, рассказывает Т. Гандоу. Тогда ею руководил Петер Кох, действовавший как миссионер движения Муна в Германии с 1963 года (сам он вступил в движение еще в США). Он перевел на немецкий «Божественный Принцип». В 1964 году во Франкфурте была зарегистрирована группа под названием «Общество объединения всемирного христианства». С 1973 года начинается новый этап развития движения в Германии: его немецкое отделение открыло свой центр в Эссене. Результаты миссии за первый год потребовали открытия собственных домов обучения для двух- и семидневных курсов и для курса в 21 день. Были учреждены два учебных центра: в Таунусе, недалеко от Франкфурта-на-Майне, мунисты арендовали старую мельницу, которую удалось приспособить для целей учебного центра; затем они купили мельницу Регельсмюле близ Альфельда в Верхней Франконии 288 . В бывшей ФРГ учение Муна поначалу воспринималось с сочувствием. Как и Корея, Германия была разделена на две части, и «сатана царствовал за Берлинской стеной, как выше 38-й параллели». Как и Южная Корея, ФРГ решила взять реванш, став великой экономической державой. Немецкое чудо служило образцом для корейского чуда. И наконец, два первых «верховных наставника» ЦО из неазиатов были немцами – Райнер Винсенц и Пауль Вернер 289 . В молодости Р. Винсенц был одним из фюреров гитлер-югенда, но после войны «перековался». Впрочем, это не должно вызывать удивление: ведь и Мария-Дэви Христос, Мария Цвигун, в 1970-х годах активный комсомольский функционер в Киеве, провозгласила себя живым Богом, и стала главой «Семьи» под названием «Белое братство». Действительно, ЦО (и ее молодежное крыло «ВАИП») благодаря своей одержимости имеет сходство и с комсомолом, и с гитлерюгендом. Один из лидеров ЦО в Германии свидетельствует: «Мы похожи на гитлеровское молодежное движение своим пылким идеализмом. Полное посвящение себя делу является другим сходством. Мы преданы своему лидеру. Но аналогия не является точной, поскольку идеализм, который порождает это движение, отличается от нацистского, потому что это – религиозный идеализм» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

поиск:   разделы   рассылка Пущаев Юрий, Ткаченко Александр В аду нет выбора Источник:  Фома Как случилось, что " свободному западному человеку " жизнь стала безразлична? Можно ли оставаться свободным даже в тюрьме или психушке? Что значит фраза " Бог есть мятеж " ? Почему европейские СМИ молчали об очереди к Поясу Богородицы в Москве? Об этом и многом другом мы поговорили с философом Татьяной Горичевой, которую еще в 1980 году выслали из СССР за диссидентскую деятельность и чьи лекции о Православии с тех пор пользуются непреходящей популярностью в Европе. Татьяна Михайловна Горичева Православный философ, публицист, миссионер. Родилась в 1947 году в Ленинграде. Крестилась в возрасте 26 лет. В советские годы была соредактором самиздатовского журнала " 37 " . В 1980 году была выслана из СССР. В течение восьми лет до возвращения в Россию жила в Германии и Франции. Училась в католическом институте св. Георгия (Франкфурт-на-Майне, ФРГ), в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, прослушала курс лекций в Сорбонне. Автор многих книг о православной вере и культуре. Регулярно выступает в России и в западных странах с лекциями о Православии. Царство количества Татьяна Михайловна, свобода – это сегодня, наверно, самое популярное слово среди политиков и общественных деятелей. Может сложиться впечатление, что свобода – это преимущественно социально-политическое явление. Но так ли это? Да, " свобода " – это самое затасканное и ничего не значащее слово в сегодняшнем политическом лексиконе. На место религии на Западе приходит политика. С грустью сознаю этот факт каждый раз, когда мне приходится говорить о русских мучениках. Даже самые " верующие " западные собеседники в число мучеников немедленно вписывают Солженицына, Шаламова, даже Зиновьева. А сейчас так и " Пусси " ... Приходится долго объяснять, что Пусси – нечто противоположное не только мученичеству, но и политическому диссидентству. Впервые я поняла, какая чудовищная подмена понятий свершилась в западной цивилизации, когда прилетела (будучи изгнанной) в Вену. Одна австрийская газета написала " Горичева выбрала свободу " . И бесполезно было объяснять, что " ничто не отделит нас от любви Божьей " , что, если ты – христианин, можно быть свободной и в тюрьме, и в психушке. Напротив, в окружении западных внешних красот, развлечений и удовольствий теряешь мысль о Едином на потребу, а значит, и внутреннюю свободу.

http://religare.ru/2_99669.html

Татьяна Горичева: Неверно описывать мой путь, как путь «раскаявшегося либерала» Может ли православная женщина заниматься богословием? Тем более что эту женщину цитировал сам Хайдеггер и даже признался ей в любви? 21 апреля, 2015 Может ли православная женщина заниматься богословием? Тем более что эту женщину цитировал сам Хайдеггер и даже признался ей в любви? Может ли православная женщина заниматься богословием? Не все готовы это принять, пусть даже эту женщину цитировал сам Хайдеггер. В интервью «Правмиру» православный мыслитель Татьяна Михайловна Горичева рассказывает об уникальном опыте женщины-богослова, о своём диссидентстве и участии в женском движении, переписке с Хайдеггером и хайдеггерианстве в богословии, о встречах с Оливье Клеманом и митрополитом Антонием Сурожским. Татьяна Горичева — православный философ, публицист, миссионер. Родилась в 1947 году в Ленинграде. Крестилась в возрасте 26 лет. В советские годы была соредактором самиздатовского журнала «37». В 1980 году была выслана из СССР. В течение восьми лет до возвращения в Россию жила в Германии и Франции. Училась в католическом институте св. Георгия (Франкфурт-на-Майне, ФРГ), в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, прослушала курс лекций в Сорбонне. Автор многих книг о православной вере и культуре. Регулярно выступает в России и в западных странах с лекциями о Православии. В 1988 г. вернулась в Россию и живет в Петербурге. – Татьяна Михайловна, на Ваш взгляд, отличается ли Горичева «Православия и модернизма» от Горичевой более поздних работ, если да, то каков был этот путь, от чего к чему? Насколько корректна идея, высказываемая некоторыми исследователями, анализирующими Ваше творчество, что это был путь от либерального мировоззрения к традиционалистскому, даже консервативному? – Неверно описывать мой путь, как путь «раскаявшегося либерала». С того самого момента, как я стала христианкой, я полностью вошла в послушание Богу и Церкви. Церковь я всегда понимала как «Тело Христово». Все диссидентские выходки и дерзости старалась совершать с благословения духовника, старцев. Каялась в гордыне, которая неизбежно возникала в результате борьбы «Давида с Голиафом», которая присуща любому «героизму».

http://pravmir.ru/zhenshhina-i-tserkov-k...

Татьяна Горичева: «Я в КГБ акафисты распевала» Православный философ – интервью для портала «Горький.медиа» 30 июня, 2018 Православный философ – интервью для портала «Горький.медиа» «О священном безумии. Христианство в современном мире» – так называется книга православного философа Татьяны Горичевой, вошедшая в шорт-лист литературной премии имени Александра Пятигорского. Книжный портал «Горький.Медиа» поговорил с писательницей о христианском феминизме и православии. «Правмир» публикует выдержки из этого интервью. Татьяна Горичева — православный философ, публицист, миссионер. Родилась в 1947 году в Ленинграде. Крестилась в возрасте 26 лет. В советские годы была соредактором самиздатовского журнала «37». В 1980 году была выслана из СССР. В течение восьми лет до возвращения в Россию жила в Германии и Франции. Училась в католическом институте св. Георгия (Франкфурт-на-Майне, ФРГ), в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, прослушала курс лекций в Сорбонне. Автор многих книг о православной вере и культуре. Регулярно выступает в России и в западных странах с лекциями о Православии. В 1988 г. вернулась в Россию и живет в Петербурге. Сейчас положение женщины в России ухудшается во всех смыслах. Я не говорю о материальном, потому что я сама равнодушна к материальному, мне трудно судить, но власть нынешнего «православия» — это на деле гораздо хуже, чем власть марксизма в советском изводе. В современном православии мужчины, к сожалению, не понимают, насколько унижаются, думая о женщине в категориях какого-то XVII века, «Домостроя». Вторая конференция (серия философских обсуждений о положении женщины в СССР – «Правмир») была посвящена смирению. К ней нас подтолкнуло то, что с Запада начали приезжать феминистки, потрясающие женщины, умницы: мы-то считали, что феминизмом занимаются несчастные некрасивые существа, ну как и сейчас у нас думают. И вот они приезжают и учат нас: «А почему это вы поддерживаете Церковь, патриархальную структуру? Вам не стыдно?» Спорить мы не стали, но провели конференцию о смирении, и в журнале «Мария», то ли во втором номере, то ли в третьем, опубликовали наши доклады. Причем там были не просто разглагольствования о том, как хорошо быть смиренной. Нас интересовал опыт смирения как опыт борьбы. Я помню, что потеряла всякий страх из-за смирения. Изначально я не боялась, но это была легкомысленная смелость: когда меня как-то раз арестовали в «Сайгоне», увели, избили, а потом выпустили, у меня появился страх, что со мной могут неизвестно что сделать. А это ужасно, ничего нельзя делать, когда боишься. Я очень стыдилась этого чувства. Потом однажды, когда за мной шли несколько мужчин (я жила тогда в Стрельне), я стала молиться, Иисусову молитву читать, и вдруг у меня появилось чувство бесстрашия: я поняла, что они ничего мне не сделают. Я принимаю все, что бы ни случилось, и мне от этого радостно.

http://pravmir.ru/tatyana-goricheva-ya-v...

Об акафистах в КГБ, христианском феминизме, ссылке в Европу и экологическом богословии Правмир продолжает публикацию серии интервью с теми, кто сегодня создает русскую культуру в самом широком смысле слова. Это ученые, художники, писатели, философы, поэты, священнослужители. Среди них есть и те, кто помнит почти весь XX век, и молодые люди. Жанр неспешной беседы позволяет близко познакомить читателя с собеседником. Этот проект, подготовленный совместно с Министерством культуры РФ, станет нашим вкладом в формирование корпуса устной истории России и ее культуры, истории, имеющей голоса и лица. Каждое интервью сопровождается видеозаписью, фотографиями и другими иллюстрациями. Сегодня наш собеседник — православный философ, публицист, миссионер Татьяна Горичева. Татьяна Горичева — православный философ, публицист, миссионер. Родилась в 1947 году в Ленинграде. Крестилась в возрасте 26 лет. В советские годы была соредактором самиздатовского журнала «37». В 1980 году была выслана из СССР. В течение восьми лет до возвращения в Россию жила в Германии и Франции. Училась в католическом институте св. Георгия (Франкфурт-на-Майне, ФРГ), в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, прослушала курс лекций в Сорбонне. Автор многих книг о православной вере и культуре. Регулярно выступает в России и в западных странах с лекциями о Православии. В 1988 г. вернулась в Россию и живет в Петербурге. Я родилась после войны, в 1947-м году. И, наверно, я отношусь к первому поколению советских людей, которое совершенно неожиданно пришло в Церковь. В связи с моим поколением можно говорить о религиозном возрождении. Хотя мы сами даже Бога не искали. Я жила, как и все мои друзья, товарищи, ровесники, в коммуналке, бесконечно длинной — «на сорок человек одна уборная». Но это было всё равно весело, здорово. Меня только смущало, что люди всё время живут мелкими заботами, страхами. Смущало мещанство. Я читала книги о Сирано де Бержераке, об Оводе, я уже в детстве читала немецких романтиков. Я очень хорошо училась, потому что была колоссальная тяга к знаниям. И когда уже поступала в комсомол, меня избрали каким-то председателем совета дружины, я не помню, как это называется. В общем, я была всё время комсомольским руководителем — не потому, что я особо верила в коммунизм, а потому, что хотелось как-то помочь людям, и из тщеславия. Потом как раз началась Оттепель, и я поступила учиться в радиополитехникум.

http://pravmir.ru/tatyana-goricheva-iz-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК Марк (Арндт), архиеп. Берлинско-Германский и Великобританский. Фотография. 2015 г. Марк (Арндт), архиеп. Берлинско-Германский и Великобританский. Фотография. 2015 г. (Арндт Михель; род. 29.01. 1941, Кемниц, Саксония, Германия), митр. Берлинский и Германский (РПЦЗ). Родители М. были преподавателями музыки в ун-те Кемница. В 1954 г. вместе с семьей переехал из ГДР в ФРГ - в Галле, потом во Франкфурт-на-Майне. В 1960 г. окончил гимназию и был призван на срочную военную службу в бундесвер, в дальнейшем получил звание офицера запаса. В 1962 г. поступил на историко-филологический фак-т ун-та во Франкфурте, через год перешел в Гейдельбергский ун-т. Специализировался на славянских (русском, сербо-хорватском, словацком, чешском и македонском) и англ. языках, изучал лит-ру. Обучаясь у проф. Д. И. Чижевского в Гейдельберге, сблизился с эмигрантской рус. общиной, посещал храм РПЦЗ во имя св. Александра Невского в Мангейме. В 1964 г. принял Православие. Окончил Гейдельбергский ун-т, защитив докт. дис. на тему «Биографическая литература Тверского княжества в XIV и XV веках». Преподавал немецкий и русский языки в Центре американских исследований в Гейдельберге, затем - церковнослав. и древнерус. языки и лит-ру в ун-те Эрлангена. В 25 лет впервые посетил Афон, затем совершал туда ежегодные долгосрочные паломничества и стал задумываться о монашестве. Посещал Пантелеимона святого скит , Илии пророка мужской скит и Карулии (см. в ст. Великая Лавра ), был близко знаком с игум. схиархим. Авелем (Македоновым). С 1973 по 1979 г. учился на богословском фак-те ун-та в Белграде (Югославия). Был учеником архим. прп. Иустина (Поповича) , сблизился с ним. Рукоположен во диакона в 1975 г. Вскоре прекратил преподавательскую деятельность и научно-исследовательскую работу, готовясь принять монашеский постриг. В авг. 1975 г. в Леснинском мон-ре под Парижем Штутгартский еп. Павел (Павлов; впосл. архиепископ (РПЦЗ)) постриг его в монашество с именем в честь прп.

http://pravenc.ru/text/2562208.html

В аду нет выбора Как случилось, что «свободному западному человеку» жизнь стала безразлична? Можно ли оставаться свободным даже в тюрьме или психушке? Что значит фраза «Бог есть мятеж»? Почему европейские СМИ молчали об очереди к Поясу Богородицы в Москве? 12 февраля, 2013 Как случилось, что «свободному западному человеку» жизнь стала безразлична? Можно ли оставаться свободным даже в тюрьме или психушке? Что значит фраза «Бог есть мятеж»? Почему европейские СМИ молчали об очереди к Поясу Богородицы в Москве? Как случилось, что «свободному западному человеку» жизнь стала безразлична? Можно ли оставаться свободным даже в тюрьме или психушке? Что значит фраза «Бог есть мятеж»? Почему европейские СМИ молчали об очереди к Поясу Богородицы в Москве? Об этом и многом другом мы поговорили с философом Татьяной Горичевой, которую еще в 1980 году выслали из СССР за диссидентскую деятельность и чьи лекции о Православии с тех пор пользуются непреходящей популярностью в Европе. Татьяна Михайловна Горичева  Православный философ, публицист, миссионер. Родилась в 1947 году в Ленинграде. Крестилась в возрасте 26 лет. В советские годы была соредактором самиздатовского журнала «37». В 1980 году была выслана из СССР. В течение восьми лет до возвращения в Россию жила в Германии и Франции. Училась в католическом институте св. Георгия (Франкфурт-на-Майне, ФРГ), в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, прослушала курс лекций в Сорбонне. Автор многих книг о православной вере и культуре. Регулярно выступает в России и в западных странах с лекциями о Православии. Фотография Ирины Сечиной. Царство количества — Татьяна Михайловна, свобода — это сегодня, наверно, самое популярное слово среди политиков и общественных деятелей. Может сложиться впечатление, что свобода — это преимущественно социально-политическое явление. Но так ли это? — Да, «свобода» — это самое затасканное и ничего не значащее слово в сегодняшнем политическом лексиконе. На место религии на Западе приходит политика. С грустью сознаю этот факт каждый раз, когда мне приходится говорить о русских мучениках. Даже самые «верующие» западные собеседники в число мучеников немедленно вписывают Солженицына, Шаламова, даже Зиновьева. А сейчас так и «Пусси»… Приходится долго объяснять, что Пусси — нечто противоположное не только мученичеству, но и политическому диссидентству.

http://pravmir.ru/v-adu-net-vybora/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010