Юрий Кондаков Философско-религиозные взгляды, общественно-политическая и церковная деятельность архимандрита Фотия (Спасского) Источник Скачать epub pdf В настоящее время среди историков пользуется большой популярностью первая четверть XIX века. Издан ряд трудов, посвященных политическим деятелям этого периода. Пересмотру подверглись оценки А.А.Аракчеева, М.Л.Магницкого, А.С.Шишкова. Развеяны многие исторические мифы. Но даже в начале XXI века историк, изучающий начало века XIX, не может быть свободен в своих оценках. Есть такие исторические фигуры, изучая которые не возможно быть беспристрастным. По одному и тому же материалу можно давать различные оценки одного и того же политика. К таким «проблемным» деятелям относится настоятель Юрьева монастыря архимандрит Фотий (1792–1838). Он активно участвовал в политической борьбе, был ярким выразителем взглядов партии русских консерваторов. В любое время и в любом обществе есть люди, разделяющие религиозно-философские взгляды Фотия, есть и такие, кто их категорически не приемлет. Для одной группы Фотий был и остается подвижником, для другой – фанатиком и мракобесом. Хотя беспристрастная оценка архимандрита и невозможна, но биографию его изучать нужно и важно. Факты всегда останутся фактами, какую бы интерпретацию не придал им исследователь. Данный материал базируется на ряде документов, до сих пор не известных не только широкой публике, но и специалистам. Начало жизненного пути Будущий настоятель новгородского Юрьева монастыря архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский) родился 7 июня 1792 года в семье Никиты Федоровича, чтеца церкви Преображения Господня Спасского погоста Новгородского уезда. Семьи сельских церковнослужителей того времени почти не отличались от семей крестьян – бедных и многодетных. Мальчик был уже третьим ребенком, родившимся в этой семье, но его брат и сестра, Матфей и Ксения, умерли вскоре после рождения. По желанию отца и матери мальчик был назван Петром, в честь Петра Афонского. Вскоре отец Петра был посвящен в дьяконы. После Петра его мать Евфимия родила ещё двух детей, но, заболев после последних родов, уже не выздоровела. В неделю Святой Пасхи 1796 года она умерла. Спустя многие годы стараниями Фотия на могиле матери была установлена каменная церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Святоезерская Сенегская пустынь Карта и ближайшие объекты Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " МУГРЕЕВСКИЙ. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СЕНЕГСКИЙ (СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ), сер. 18 - нач. 20 в. Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное название озера - Сенга-озеро). Очевидно, в нач. 17 в. - в период Смуты - пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была разорена: по описи 1680 г., в пустыни не было старых церквей, но вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г. Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских.

http://sobory.ru/article/?object=07242

Конференция " Империя и Церковь " прошла в СПбДА марта 2020 Открывая ее, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин отметил, что встреча в Санкт-Петербурге, " синодальной столице " , логична: здесь сосредоточена значительная часть архивов, связанных с Синодальным периодом. То, что конференция проходит в стенах духовной академии, тоже не случайно, ведь ее возникновение также связано с Синодальным периодом. Форум стал плодом деятельности исторического общества СПбДА. Доцент Национального исследовательского университета имени Жореса Алферова РАН Александр Закржевский в докладе " Архиерейские перемещения в контексте бюрократизации и секуляризации церковного управления в первые десятилетия Синодального периода " рассмотрел период 1721-1764 годов: от учреждения Синода до начала секуляризационной политики императрицы Екатерины II. За это время сменили место служения более шестидесяти процентов епископата. В большинстве указов о переводах отсутствует причина, понятно, что для Церкви это явление носило отрицательный характер, внося путаницу в епархиальную жизнь. По мысли докладчика, это было попыткой государства регулировать отношения между светской и церковной властями на местах. Профессор кафедры истории РГПУ Юрий Кондаков в докладе " Политическая борьба в духовной сфере по документам из собрания архимандрита Фотия (Спасского; 1792-1838) " рассказал, что император Александр I до войны 1812 года увлекался различными современными ему мистическими течениями, спокойно относился к существованию сект и масонских лож. Терпимое отношение императора вызывает " моду " на тайные общества, куда начинает входить и духовенство. Одним из немногих, кто смог открыто противостоять такому порядку вещей, стал настоятель Свято-Юрьева монастыря в Новгороде архимандрит Фотий (Спасский). Так, он принимал активное участие в смещении с поста обер-прокурора Святейшего Синода князя Алсександра Голицына, друга императора, который во многом определял религиозную политику государства. В документах, найденных исследователем, особое внимание обращают комментарии архимандрита Фотия относительно деятельности масонов. По словам докладчика, часто они крайне наивны, но при этом ценно само желание священнослужителя в одиночку противостоять массовому явлению.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Андреевские Выселки. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В деревне Андреевские Выселки находится один из древнейших погостов Мещёры - Спасо-Преображенский Святоозерский, основанный во второй половине XIV века. Основанию погоста положил святитель Киприан, митрополит Киевский и Московский. На берегу Святого озера, недалеко от Государевой дороги, ведущей из Владимира через Коломну в стольный град Киев, находились земли, входящие в Сенежскую волость, находящуюся во владении Церкви. Само озеро в то время имело несколько наименований: Сенежское, Сенецкое, Сенег. Здесь, на западном берегу озера, святитель Киприан устроил свою резиденцию. Имеются сведения, что во времена Киприана здесь существовал небольшой мужской монастырь, впоследствии перенесённый греческим монахом Пахомием на остров Радовицкого озера, положивший начало Николо-Радовицкой обители. Сенег любил посещать также митрополит Фотий. Здесь он в 1411 году укрывался до набега многотысячного войска татарского хана Талыча. С переводом столицы Государства из Владимира в Москву отпала небходимость в Сенегской митрополичьей резиденции и на её месте образовался Святоозерский погост с главным храмом Преображения Господня. На территории погоста, как в духовном и административном центре сельской местности, ежегодно на Преображение устраивались ярмарки, а также еженедельные базары. На Спасском Святоозерском погосте, находящемся после административной реформы 1860-х годов в Петровской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии, находились: земское училище и приходская богадельня. В 1917 году здесь стояли две церкви. Спасо-Преображенская каменная церковь построена в 1898-1905 годах в псевдорусском стиле попечением протоиерея Иакова Светлова с двумя тёплыми приделами: северный - Никольский и южный - митрополитов Киприана и Фотия. Деревянная однопрестольная Казанская церковь построена в 1896 году. Церкви были построены взамен сгоревшего в конце XIX века от удара молнии деревянного Преображенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=54389

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЕВ Моисей Александрович (5.11.1824, С.-Петербург - 22.08.1869, там же), проф. СПбДА, библеист. Род. в семье диакона, был назван Михаилом. После спасения при наводнении 7 нояб. 1824 г. в С.-Петербурге по инициативе крестных архим. Фотия (Спасского) и гр. А. А. Орловой-Чесменской при крещении был наречен Моисеем. Окончил Александро-Невское ДУ, в 1843 г.- СПбДС первым студентом, в 1847 г.- СПбДА, получив степень магистра за соч. «История Александрийского училища». 16 окт. 1847 г. оставлен в академии бакалавром по Свящ. Писанию, преподавал герменевтику с историческим и истолковательным обозрением Свящ. Писания ВЗ и НЗ. С 3 дек. 1848 по 5 нояб. 1851 г. состоял помощником инспектора, с 28 марта 1850 по 12 апр. 1856 г. был экономом СПбДА, с 21 авг. 1852 по 31 дек. 1956 г. преподавал англ. язык. С 25 нояб. 1853 г. был экстраординарным профессором, 10 дек. 1856 г. уволен из духовного звания, 8 апр. 1857 г. утвержден ординарным профессором. Прекрасно знал древние (евр., греч., лат.) и новые (нем., франц., англ.) языки. Опубликовал лишь малую часть своих трудов. Основная работа Г.- «Обозрение посланий св. ап. Павла к Коринфянам» (СПб., 1861. Т. 1; рец.: ПО. 1861. 4. С. 567; еще 2 тома не опубл.). Принимал участие в переводе «Церковной истории» Евсевия Памфила, бесед и толкований свт. Иоанна Златоуста и др. С 1860 г. состоял членом Комитета при СПбДА для перевода ВЗ с древнеевр. языка на русский. При его участии были переведены исторические и учительные книги ВЗ (перевод был доведен до середины Книги Иова), текст с 1861 по 1871 г. печатался в приложении к ж. «Христианское чтение» . Имел чин статского советника (1863), был награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й степени (1859, 1864), св. Анны 2-й степени (1868). Отпевание Г. совершено в лаврской Феодоровской ц. 25 авг. 1869 г. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . На надгробном памятнике высечены слова: «Иже свидетельства слово Божие».

http://pravenc.ru/text/165307.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ († 30.12.1456), еп. Тверской. До возведения на кафедру, вероятно, был настоятелем Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря («благословениемь и строениемь» И. в 1437/38 был написан хранившийся в Жёлтиковом монастыре Устав церковный Иерусалимский - ГИМ. Син. 331). Первое упоминание об И. связано с тем, что он через митрополичьего посла просил Киевского митр. св. Фотия разрешить ему рукополагать священников с Бежецкого Верха и из Волока Ламского в отсутствие Новгородского архиепископа. Митрополит дал такое разрешение 8 авг. 1422 г. (РИБ. Т. 6. Стб. 421-426. 50). Ок. 1435-1437 гг. «по единому слову со отцем своим с владыкою с Ильею» князья тверского дома выдали щедрую жалованную грамоту родовой обители - Отрочу в честь Успения Пресв. Богородицы мужскому монастырю . Сохранился документ о продаже И. одного из владений Тверской кафедры игумену Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря прп. Макарию Калязинскому (ок. 1444-1457). В 1437 г., по сообщению «Слова похвального» кн. Борису Александровичу, написанного ок. 1453 г. иноком Фомой, И. участвовал в принятии решения о поездке тверского посла на Флорентийский Собор . Позднее, вероятно, архиерей сыграл свою роль в том, что бежавший из Москвы митр. Исидор не нашел поддержки в Твери. В тверских летописных памятниках времени княжения Тверского вел. кн. Бориса Александровича сообщается об освящении И. храмов в Твери: во имя св. князей Бориса и Глеба (1438), во имя арх. Михаила «на сенех» (1455) (оба храма были воздвигнуты на княжеском дворе и посвящены небесным покровителям Тверских вел. князей Бориса Александровича и Михаила Борисовича), а также о том, что осенью 1446 г. епископ присутствовал при обручении в Твери сына Московского вел. кн. Василия II Васильевича Ивана (см. Иоанн III Васильевич ) с дочерью кн. Бориса Александровича Марией. В дек. 1448 г. И. прислал «повольную грамоту» в Москву при поставлении на митрополичий престол св. Ионы . В 1449 г., после бывшего в Твери пожара, епископ поучал князя «от Божественых Писаний и яко не скорбети» и Борис Александрович «утешашеся святительскими глаголы» (БЛДР. Т. 7. С. 106). Когда начались работы по восстановлению города, И. символически первым принялся за возведение городских деревянных стен («святитель же преже сам нача рубити» - Там же. С. 98). В 1452 г. митр. Иона отправил И. послание, касающееся предполагаемого участия вел. кн. Бориса Александровича в походе против Орды. В нач. 1453 г. И. обвенчал в тверском кафедральном Спасском соборе кн. Бориса Александровича со 2-й женой - дочерью суздальского кн. Александра Васильевича Шуйского-Глазатого Анастасией.

http://pravenc.ru/text/389355.html

Архимандрит Фотий (Спасский † 26 февраля/11 марта 1838 г.) Жизнь для России православной Источник: Благодатный огонь Архимандрит Фотий (Спасский) Его имя почти полтора столетия предавали поношению, стараясь напраслиной выдавить из современной Фотию исторической действительности. Но деяния стойкого чернеца были промыслительного характера, и след их виднеется и привлекает до сих пор исследователей как церковной, так и государственной жизни 20-х годов XIX столетия. Горстка патриотов, душой которых являлся именно архимандрит Фотий, сумела убедить Императора Александра Павловича повсеместно закрыть в России масонские ложи, что в значительной мере сократило масштабы заговора декабристов и предотвратило возможную беду с катастрофическими последствиями. Только за это, и ни за что другое, так люто ненавидела Фотия либеральная интеллигенция, ненавидит его и до сих пор. В духовном же измерении его личность настолько подвижнически высокая и безупречная, что архимандрит Фотий по своим заслугам перед Русской Православной Церковью вполне достоин прославления в лике святых. О своей жизни этот подвижник постарался рассказать сам. Существуют обширные его автобиографические записки, имеется и большой корпус его писем к разным лицам. Наконец, есть духовно-нравственные, богословские и обличительные творения архимандрита Фотия. Дошли до нашего времени и воспоминания о нем его сподвижников по закрытию масонских лож, и воспоминания эти дорисовывают портрет доблестного воина Христова. Вкратце жизнь Фотия такова. Мирское имя его — Петр Никитич Спасский. Родился 7 июня 1792 года в селе Тесове, под Новгородом. Там отец подвижника, Никита Федорович, служил чтецом при церкви Спасского погоста, отсюда и фамилия — Спасский. И дед тоже из чтецов. Так что выбивался наш герой в люди из самых низов, из сословия утесненного и беднейшего. Пропитание семья добывала в основном крестьянским трудом. Родился Петр в хлеву, поскольку в день его рождения в доме лежал покойник: умер дед Федор. Младенцу не исполнилось и четырех лет, как скончалась его родная мать Евфимия, возложившая все свое попечение о сыне на Божию Матерь, Заступницу сирот.

http://pravoslavie.ru/38160.html

«Господи, Ты близ нас, Ты с нами» Наставления святителя Иннокентия Пензенского Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский Святитель Иннокентий (Смирнов; 1784–1819), епископ Пензенский и Саратовский, прожил совсем недолгую жизнь – 35 лет. Богослов, проповедник, церковный историк, преподаватель… Друг и сподвижник святителя Филарета (Дроздова) , наставник архимандрита Фотия (Спасского), он отличался такою же ревностию о благочестии. При огромном объеме церковных послушаний, несмотря на высокие звания, посты и награды, святитель Иннокентий всегда сохранял глубокое смирение и мягкость своего характера. Многочисленные речи и поучения святителя издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма. Выдержки из них мы предлагаем нашим читателям в день памяти святителя – 10/23 октября. О милосердии и милостыне Свидетельствуйте любовь к Невидимому посредством любви к убогим, к рабам, к уничижаемым. Делайте что-нибудь для любви насильно, рассуждая, что вы делаете это для невидимо стоящего и приемлющего Бога Иисуса Христа. Заметьте, что, не имея любви, мы ничего не имеем; не принося плодов любви, мы ничего и никому не приносим. Как в бездну, поглощаем все в себя, все вовлекаем в себя, к своему отягощению! В то же время для Иисуса Христа, если ничего нельзя, подайте со стола половину куска своего; только повторяю: ради Иисуса Христа, Коего хотите причаститься. Подайте нищему – найдите его, поищите, как брата или как сестру, – подайте, как Господу. Если же сам придет, поблагодарите его, что пришел, и особенно – Господа, что привел. Когда вы подадите кусок хлеба Господу, Он подаст вам исцеление. По мере вашей любви и веры будет мера и силы лекарства. О празднословии Господи! Время ли празднословия, когда все минуты недостаточны то для покаяния, то для благодарности, то для благотворения, то для молитвы, то для исправления житейских нужд! Время ли празднословить душе, которая стоит на краю бездны и одной ногой уже там, в неописанной глубине, другой же еще держится здесь для того, чтобы вместо бездны выйти к свету, на небо!

http://pravoslavie.ru/116714.html

профессор Моисей Александрович Голубев (05.11.1824–22.08.1869) Священное Писание Ветхого Завета профессор Моисей Александрович Голубев Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, библеист, экзегет, один из авторов синодального перевода исторических и учительных книг Ветхого Завета. Биография Родился в Санкт-Петербурге в семье диакона. При рождении родители назвали мальчика Михаилом. 7 ноября 1824 года в столице произошло сильное наводнение, во время которого Михаил мог утонуть, но этого не произошло и он спасся. По предложению крёстных родителей Михаила: архимандрита Фотия (Спасского) и графини А. А. Орловой-Чесменской было решено присвоить мальчику новое имя — Моисей, в честь пророка Моисея, с этим именем его крестили и его он носил всю оставшуюся жизнь. У Моисея была родная сестра, его отец умер через год после наводнения, а мать вышла замуж второй раз. Голубев закончил Александро-Невское духовное училище, в 1843 году он закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию первым студентом. В 1847 году он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, со званием магистра за сочинение «История Александрийского училища». 16 октября 1847 года Голубев был оставлен в академии бакалавром по Священному Писанию, преподавал герменевтику с историческим и истолковательным обозрением Священного Писания Ветхого и Нового Завета. С 3 декабря 1848 года по 5 ноября 1851 года Голубев был помощником инспектора. С 28 марта 1850 года по 12 апреля 1856 года он занимал должность эконома Санкт-Петербургской духовной академии. С 21 августа 1852 года по 31 декабря 1856 года Голубев преподавал английский язык в академии. С 25 ноября 1853 года он был экстраординарным профессором. 10 декабря 1856 года Голубев уволен из духовного звания, 8 апреля 1857 года Голубев утвержден ординарным профессором. Голубев хорошо знал древние языки: древнееврейский, древнегреческий, латинский), а также новые языки: немецкий, французский, английский), благодаря чему занимался переводами. В 1860 году был избран особый комитет по переводу Ветхого завета из трех профессоров: Моисея Александровича Голубева (после его смерти его место в комитете занял Павел Иванович Савваитов), Даниила Авраамовича Хвольсона и Евграфа Ивановича Ловягина. В 60-е он вместе с Д. А. Хвольсоном переводил по поручению Святейшего Синода исторические и учительные книги Ветхого Завета с древнееврейского на русский язык, так называемый синодальный перевод, который был доведен до середины Книги Иова (опубликован в приложении к «Христианскому чтению» за 1861-1871 годы); а также участвовал в переводе «Церковной истории» Евсевия, бесед и толкований Иоанна Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Великий Новгород 8 июля 2017 г. 18:12 8 июля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Новгородскую митрополию . В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождают руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий и руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . По прибытии в Великий Новгород Святейший Владыка посетил Юрьев мужской монастырь. Святейшего Патриарха встречали глава Новгородской митрополии митрополит Новгородский и Старорусский Лев и насельники Юрьева монастыря. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещения Новгородского духовного училища, расположенного в архимандритском корпусе обители, а также собор Рождества Христова (Спасский собор), где поклонился честным мощам святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Предстоятель Русской Церкви также посетил древнейший храм обители Георгиевской собор, построенный в 1119 году. Из монастыря Святейший Патриарх Кирилл направился в Софийский кафедральный собор Великого Новгорода, где возглавил всенощное бдение. Юрьев монастырь является древнейшей обителью России. Основан князем Ярославом Мудрым (в крещении назван Георгием) в 1030 году у истока реки Волхов. Современный облик монастыря сложился в первой половине XIX века, в период управления архимандрита Фотия (Спасского) с 1822 по 1838 гг. Архимандриту Фотию удалось вернуть Юрьеву монастырю его былое величие, утраченное после реформ XVIII века. За короткое время были возведены новые каменные стены, западный корпус с церковью Всех святых, Спасский собор, восточный корпус с кельями для братии, северный корпус с храмом Воздвижения Креста, южный корпус с больничной церковью в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Колокольня с 32 звонами, выполненная по проекту архитекторов Росси и Соколова, была завершена в 1841 году, уже после смерти архимандрита Фотия. В 20-30-е годы XX века обитель была закрыта и разграблена. Во время Великой Отечественной войны в монастыре находились немецкие и испанские воинские части, а после войны размещались почта, техникум, училище, музей, общежитие. 25 декабря 1991 года Юрьев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В 2004 году в монастыре было открыто Новгородское духовное училище. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4951331.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010