О ссылке И. П. в Херсонес Таврический кесарем Вардой, братом св. царицы Феодоры, в Житии, составленном иером. Феофаном, говорится очень кратко ( Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 10). Исследователи предполагают, что причиной ссылки И. П. могло стать обличение кесаря за сожительство с невесткой или то, что И. П. был сторонником свергнутого в 858 г. свт. Игнатия, патриарха К-польского (847-858, 867-877). Т. о., ссылку И. П. следует отнести к 858 г. В Хронике Продолжателя мон. Георгия кратко говорится о ссылке И. П. «при Феодоре» ( Theoph. Contin. 1838. P. 808), однако известно, что она оставалась регентшей до 15 марта 856 г., а в 858 г., еще до свержения патриарха Игнатия, была отправлена с дочерьми в Гастрийский монастырь. Иоанн Диакон и Феодор Педиасим ошибочно относят ссылку И. П. к периоду иконоборчества. Во время ссылки И. П. в Херсонесе по пути в Хазарию побывали равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий . 30 янв. 860(861) г. по инициативе равноап. Кирилла были обретены мощи сщмч. Климента, папы Римского. В ссылке И. П. написал значительное число канонов ( Τωμαδκης. 1971. Σ. 61). И. П. возвратился из ссылки после воцарения Василия I Македонянина (867-886). Известно, что в сент. 869 г. И. П. вместе с хартофилаксом Павлом и сакелларием Василием приветствовал от имени патриарха Игнатия легатов Римского папы Адриана II, посланных на Собор в К-поль (LP. T. 2. P. 180). Когда в К-поле в течение 40 дней не прекращалось землетрясение (869), свт. Игнатию во сне явилась св. Мария-патрикия и велела обрести погребенные в мон-ре прп. Анины мощи К-польских мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Григория, Иакова, Алексия, Димитрия, Леонтия, Фотия, Петра и Марии († 726 или 730), пострадавших за иконы. Найти место их захоронения помог патриарху И. П. Он же был удостоен чести вынуть из земли их честные останки (ActaSS. Aug. T. 2. P. 445-447). После этого землетрясение прекратилось. Преподобные Иосиф Песнописец и Георгий Малеин. Икона. Иконописец Алексей Мартынов Сафьянников. 1750 г. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/673697.html

иером. Макарий Симонопетрский Память прп. Псоя Египетского, который преставился во время молитвы 553 . Память десяти свв. мчч. , пострадавших за святую икону Христа в Константинополе: Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова,Алексия, Димитрия, Фотия (Фоки), Петра, Леонтия и Марии патрикии 554 Память десяти свв. мчч. , пострадавших за святую икону Христа в Константинополе: Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова,Алексия, Димитрия, Фотия (Фоки), Петра, Леонтия и Марии патрикии Император Лев III Исавр истолковал извержение санторинского вулкана (726 или 730), как зловещее предзнаменование и воспользовался этим случаем, чтобы проявить ненависть к святым иконам. Под предлогом избавления от гнева Божия он издал первый эдикт, запрещающий почитание святых образов. К воротам Халки 555 , через которые шла дорога во дворец, были посланы воины с приказом снять находившуюся там огромную икону Христа и бросить ее в разожженный поблизости костер. Когда пламя разгорелось, один воин из императорской стражи приставил лестницу и поднялся, чтобы снять икону. Бывшие рядом христиане, движимые праведным гневом, опрокинули лестницу и убили упавшего на землю воина, выкрикивая анафематствования и проклятия императору. Лев, узнав об этом, сильно разгневался и приказал казнить всех возмутителей спокойствия. Поскольку было трудно установить виновных, арестовали девятерых монахов, участников возмущения. Их жестоко высекли и бросили в темницу, было приказано каждый день выводить их и давать им пятьсот ударов розгами. Подвижники благочестия переносили эти мучения восемь месяцев. Видя их твердость, Лев приказал заклеймить им лица раскаленным железом, а затем отрубить головы в месте, называемом Кинегесий. Там же пострадала и патрикия Мария. Тела святых мучеников были брошены в море 556 . Эти события произошли вскоре после свержения святого патриарха Германа м.] и стали началом гонений на святые иконы и их защитников. 553 Возможно, речь идет о производном от имени св. Паисия (Пшой, Ншой, Пишой, Бишой) ин.]. Известен ученик св. Пахомия, откликавшийся на это имя, впрочем, очень распространенное в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 . Преображение Господне . 7 . Прмч. Дометия и 2 ученик его, мчч.: Марина воина и Астерия синклитика (т.е. сенатора); прпп.: Пимена многоболезненного, Печерского, и Ора, пустынника и постника Фиваидского. 8 . Емилиана исповедника, еп. Кизического; свт. Мирона, еп. Критского; мчч.: Елевферия и Леонида; прпп.: Григория Синаита и Григория иконописца Печерского. Празднование иконе Пресв. Богородицы Толгская. 9 . Ап. Матфия, мчч.: Антония, Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии и проч. с ними; прп. Псоя. 10 . Мч. и архидиакона Лаврентия; Сикста, папы Римского; Феликиссима и Агапита диаконов. 11 . Мч. и архидиакона Евпла; мчч.: Сусанны девы и с нею: Гаия; папы Римского, Гавиния пресвитера, Максима комита (т.е. начальника отряда), Клавдия и жены его Препедигны и чад их Александра и Куфия; прпмчч.: Василия и Феодора Печерских. 12 . Мчч.: Фотия н Аникиты, Памфила и Капитона; сщмч. Александра, еп. Команского. 13 . Отдание Преображения . Прп. Максима исповедника ; свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотв.; обретение мощей блж. Максима московского; мч. Ипполита и с ним: Конкордии, Иринея и Авундия, празднование иконе Пресв. Богородицы Страстная. Нетленные мощи свт. Тихона Воронежского, жившего спустя целое столетие после отделения раскольников от православной греко-российской Церкви и скончавшегося в 1783 г., ясно показывают, что наша православная Церковь со времени и Никона отнюдь не лишилась благодати Св. Духа и есть истинная Церковь Христова.: 14 . Предпразднество Успения Пресв. Богородицы . Прор. Михея, перенесение честных мощей прп. Феодосия Печерского ; сщмч. Маркелла, еп. Апамийского. 15 . Успение Пресвятой Богородицы . 16 . Перенесение нерукотворенного образа Спасителя из Едеса в Царьград (в 944 г.). Мч. Диомида врача, прп. Херимона. Чудесным изображением Своего пречистого лица на убрусе Господь И. Христос освятил употребление икон в христианском обществе. Поэтому напрасно как древние иконоборцы времен 7 Вселен. Собора, так и нынешние сектанты отвергают почитание св. икон.:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Третья часть вырезается в память: «Святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла, святых Апостолов Евангелистов: Матфея, Марка, Лука и Иоанна; Святых Апостолов: Андрея, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Канонита, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима и всех святых Апостолов». Четвертая часть вынимается в память: «Святых отцов наших, Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Злотоустого, Афанасия и Кирилла. Спиридона Тримифунского, Николая Мирликийского, Петра, Алексея, Иоаны, Филиппа-Московских, Никиты-епископа Новгородского, Леонтия-Епископа Ростовского, Димитрия, Митрофона, Феодосия, Питирима, Иоасафа, Иоанна, Тихона Задонского и всех святых святителей». Вынимается и полагается пятая часть в воспоминание: «Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великомучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Иоанна воина, Флора и Лавра, Трифона, святых священномучеников Власия и Харалампия, Игнатия; Поликарпа, Афиногена; мучеников Мины Египтянина, Антипы, и всех святых мучеников. Святых мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины, Анисии, Веры, Надежды, Любви, Софии, Лидии, Иулиты, Устинии и всех святых мучениц». Шестая часть вынимается в память: «Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия. Онуфрия, Саввы, Афанасия Афонского , Антония и Феодосия Печерских , Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия Радонежского, Серафима Саровского , Варлаама Хутынского и всех преподобных отцов, и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулы, Евфросинии, Марии Египетской, Евфимии, Анны Кашинской и всех святых преподобных матерей». Вынимается седьмая часть в память: «Святых чудотворцев и бессребренников: Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона, Ермолая, Сампсона, Деомида, Фотия, Никиты, святых семи отроков Ефесских и всех святых бессребреников». Восьмая часть в память: «Святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, свитых равноапостольных Нины, Константина и Елены, Кирилла и Мефодия учителей Словенских, равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги, Александра Невского, страстотерпцев: Бориса, Глеба и Игоря, князей Константина, Михаила, Феодора, Петра и Февронии, Андрея, Георгия, Глеба, (святого дневного) и всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Молитва о приносящих начатки овощей Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенная от раба Твоего, имярек, и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби: даруй ему и мирских Твоих благ обильное восприятие, со всеми полезными ему. Яко благословися Твое Имя, и прославися Твое Царство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. В той же день вечера прокимен, гл. 7: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Стих: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар. Стих: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Стих: Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? И паки: Бог наш на небеси и на земли... 7. Святаго преподобномученика Дометия Персянина и двух учеников его (363). Святителя Митрофана, епископа Воронежскаго (обретение мощей, 1832). Преподобнаго Пимена Многоболезненнаго, в Ближних пещерах (110). Преподобнаго Пимена, постника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобнаго Меркурия Печерскаго, епископа Смоленскаго, в Ближних пещерах (1239). Мучеников Марина и Астерия (260). Преподобнаго Ора (ок. 390). Преподобнаго Потамия чудотворца. 8. Святителя Емилиана исповедника, епископа Кизическаго (813–820). Преподобнаго Григория, иконописца Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (перенесение мощей, 1566). Святителя Мирона чудотворца, епископа Критскаго (ок. 350). Мучеников Елевферия и Леонида. Преподобнаго Григория Синаита (XIV). Иконы Божия Матери Толгския (1314). 9. Святаго апостола Матфия (ок. 63). Мученика Антония Александрийскаго. Преподобнаго Псоя Египетскаго (IV). Мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730). 10. Святаго мученика архидиакона Лаврентия, мучеников Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На убеждения императора сказал: «Если это вопрос церковный, как сам говоришь, то пусть исследуется в Церкви по обычаю. Исстари церковные вопросы исследуются в церквах, а не в царских палатах». Скончался в 820 году в изгнании. Преподобного Григория, чудотворца Печерского При строгом подвижничестве никогда не разрешал себе иной пищи, кроме невареной (травы) и, давая ее больным, приходящим к нему, исцелял их. Скончался в XIV веке. Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах, в Киеве. День девятый Святых мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии Патриции и других Пострадали в Константинополе за ниспровержение (19 января 730 г.) лестницы с воином, который послан был снять образ Спасителя на кресте, находившийся на вратах великого дворца императорского и пользовавшийся особенным уважением. Войско разогнало народ, многих избило, а эти десять лиц схвачены, как главные виновники, и в продолжение восьми месяцев содержались в темнице, где подвергались бичеванию и терпели клеймение раскаленным железом; наконец обезглавлены (730 г.). Преподобного Макария Оредежского Ученик преподобного Александра Свирского (30 августа), основатель Успенской пустыни на реке Оредеже, в Олонецком уезде; преставился мирно в 1532 году. Мощи его покоятся в церкви упраздненного монастыря. День одиннадцатый Преподобного Нифонта, патриарха Константинопольского Родом из Мореи, подвизался на Афоне, в ските святого Предтечи, откуда был возведен на святительство в Солунь, потом на престол Константинопольский и наконец был владыкою Сербии. Из Сербии удалился в Ватопедский монастырь, где, скрыв свой сан, бывший патриарх исправлял, как вновь поступивший послушник, все черные работы. По особенному откровению был узнан в обители, и раз, когда он возвращался из леса, куда ездил за дровами, все братья вышли к нему и торжественно приветствовали его как патриарха. «Кончился искус терпения твоего, светильник вселенной! – сказал ему настоятель, целуя его руку. – Довольно было смирения твоего для смирения собственной нашей немощи…» Впрочем, и прославленный, святитель не перестал подвергать себя всей строгости иноческой жизни, не переставал и разделять с братиею всякого рода труды, хотя от старости, бедствий 216 и изгнаний был уже немощен и слаб в телесных силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он решил, что уничтожение почитания икон вернет империи утраченные ею области и что евреи и магометане сблизятся с христианством. Епископ Наколийский Константин научил его смотреть на иконопочитание как на идолослужение. В той же мысли утверждал его Везер-сирианин, бывший магометанин, теперь придворный чиновник. Уничтожение икон император начал в 726 г., издав эдикт против поклонения им. Он приказал ставить их в церквях повыше, чтобы народ не лобызал их. Патриарх Константинопольский Герман восстал против такого распоряжения. Поддержал его знаменитый Иоанн Дамаскин, впоследствии монах обители св. Саввы в Палестине. Римский папа Григорий II одобрил и превозносил патриарха за его твердость в отстаивании иконопочитания. Он писал императору, что Рим отойдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. В 730 г. император велел воинам снять особенно почитаемую икону Христа Споручника, стоявшую над воротами его дворца. Напрасно толпа верующих мужчин и женщин умоляла не касаться образа. Чиновник взошел по лестнице и начал бить молотом по иконе. Тогда некоторые из присутствующих отняли лестницу и предали смерти упавшего чиновника. Войско разогнало народ, избило некоторых, а десять человек, признанных главными виновниками, после истязаний были казнены. Память их 9 августа. Изображение Спасителя на кресте было уничтожено и оставлен простой крест, потому что иконоборцы допускали крест, если на нем не было человеческих изображений. 9 Августа мучч. Иулианна, Маркиона, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия и Марии патрикии, жестоко пострадавших при императоре Льве Исаврианине за то, что сбросили с лестницы воина, который по приказанию царя хотел снять образ Спасителя, находившийся над вратами в Царьграде. Заключенные в темницу, они около 8 месяцев содержались в ней, ежедневно избивались 500 ударами. После этих тяжких и продолжительных мучений все святые мученики были усечены в 730 г. Тела их были погребены в Пелагиевых (местность в Царьграде) и через 139 лет обретены нетленными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Мы сказали, что эту пьесу не следует равнять с драмами большого социально-философского значения, ибо автор здесь не доискивается тайных пружин событий и человеческих судеб, но и эта пьеса является социальной и философской. В ней даже обнаженнее, чем в великих трагедиях, предстают философские категории добра и зла. Как в сказке, все здесь аллегорично и символично. Леонт — зло, Гермиона — его жертва, Паулина — верность, Утрата — невинная юность. И каждый персонаж пьесы, как это полагается в сказке, сразу обнаруживает — хороший он или плохой. Перед нами рассказ о невероятном, но все в нем вероятно. В сказочных происшествиях пьесы можно разглядеть ту же борьбу добра и зла в жизни, какую мы видим и в великих трагедиях Шекспира. Поэтому " Зимняя сказка " тоже философская пьеса. Это пьеса о зле, овладевшем душою человека, который разбил свое счастье и счастье тех, кого он больше всего любил. Давно уже было замечено, что одна из центральных тем пьесы — ревность — повторяет одну из тем трагедии " Отелло " . Но Леонт — не Отелло, ему несвойственна великая доверчивость венецианского мавра, и не понадобилось страшного коварства Яго, чтобы разрушить его доверие к любимой женщине. Леонт носит натуру Яго в душе своей, ибо он истинный ревнивец, человек, полный подозрительности, не верящий никому и ничему, кроме голоса своей темной страсти. Даже когда сам оракул вещает, что Гермиона невинна, он остается при своем слепом убеждении в ее неверности. Страшное чудовище ревности заставляет его желать смерти Гермионе и ее ребенку, последствию ее греха, как думает Леонт. Мы видели, что и Отелло творил суд над Дездемоной, когда поверил в ее вину. Но мавр был введен в заблуждение, и некому было открыть Отелло глаза. Леонт не торопился так, как Отелло. Он судил Гермиону не в душе своей, как мавр, а открытым судом перед всеми, но и он был слеп, хотя не великие побуждения гуманности, не жажда нравственной чистоты, а только ложное понятие об оскорбленной чести руководило им. А потом и в нем, как у Отелло, пробуждается сознание своей ошибки, горькое чувство вины за зло, причиненное чистой женщине — Гермионе, раскаяние в содеянном, понимание того, что он собственными руками лишил себя возможности счастья быть мужем и отцом. Но Леонт не обладает героической натурой Отелло, столь решительно покаравшего себя за роковую ошибку. Он не налагает на себя рук. Свои душевные муки он принимает как расплату за слепую страсть. В душе его теперь родилось преклонение перед Гермионой, верной женой и прекрасной матерью. Человек страсти, он, прежде безумно ревновавший, теперь так же безудержно предается раскаянию и тоске.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

  Придворные   Хвала тебе, великий Аполлон!   Гермиона   Хвала, хвала!   Леонт   А верно ли прочел ты?   Судья   Да, государь, все точно, слово в слово.   Леонт   От слова и до слова — это ложь. Суд не окончен!   Входит слуга .   Слуга   Государь, простите! Мой государь!   Леонт   В чем дело?   Слуга   Государь, Не гневайтесь на вестника печали! Встревоженный судьбою королевы, От горести и страха принц, ваш сын… Принц…   Леонт   Говори же!   Слуга   В вечность отошел.   Леонт   О силы неба! Мне за богохульство Мстит Аполлон.   Гермиона падает без чувств.   Что там случилось?   Паулина   Дурная весть сразила королеву, Я чувствую, над нею кружит смерть.   Леонт   Велик удар! Пусть унесут ее. Она очнется. О, зачем я верил Слепому подозренью! Умоляю, Все сделайте, чтобы ее спасти.   Паулина и дамы уносят Гермиону.   Прости, прости, великий Аполлон! Прости мне богохульство! Поликсену Я возвращаю дружбу. Королеву Вновь назову возлюбленной женой. У доблестного, честного Камилло Я на коленях вымолю прощенье. Ревнивец лютый, в злобе кровожадной Ему велел я друга отравить, Но ясный ум Камилло не смутился Пред выбором награды или смерти. В порыве доброты и благородства Мой умысел открыл он Поликсену, Не пожалев своих богатств, бежал И вверил жизнь изменчивой фортуне. Каким алмазом честь его сияет Сквозь ржавчину моих деяний темных! В сравненье с ним я черен!   Входит Паулина .   Паулина   Горе, горе! Разрежьте мне одежду, или сердце, Стесненное шнуровкой, разорвется.   Первый придворный   Сударыня, что с вами?   Паулина   Ты, тиран! Какие пытки ты мне уготовишь, Колесованье, дыбу иль костер? Или велишь сварить в кипящем масле? Что ты измыслишь, если каждым словом Я самых страшных пыток заслужу? Твоей ревнивой злобы тирания, По глупости достойная мальчишки, Какие принесла она плоды! Подумай — и казни себя, проклятый! Пред этим злодеянием кровавым Померкло все, что прежде ты свершил. Ты сделался глупцом неблагодарным, Когда в измене друга заподозрил; Как верности и чести отравитель,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Дела весны 1824 года Фотий считал самым выдающимся свершением в своей жизни. Между тем, роль Фотия в этих событиях до сих пор недостаточно выяснена. Главным источником к изучению борьбы православной оппозиции в этот период по-прежнему остается автобиография Фотия. Насколько можно ей верить? До сих пор скепсис вызывали даже послания Фотия к Александру I. Нельзя с уверенностью сказать, читал их Царь или нет. На эти и многие другие вопросы дают ответ материалы, содержащиеся в фонде N 1409 РГИА (Собственная его величества канцелярия). Это «Бумаги и письма архимандрита Фотия к Императору Александру в 1824 году». В состав дела входит: 1. Письмо Фотия к Александру I 12 апреля 1824 года; 2. Послание «О новой религии»; 3. Записка Фотия 12 апреля 1824 года; 4. Послание «Тайна»; 5. Список масонов; 6. Письмо Фотия к Александру I 29 апреля; 7. «План разрушения России»; 8. Запись последних разговоров с А.Н.Голицыным; 9. Некоторые сведения о раскольниках; 10. «Записка одного католика». Рукой А.А.Аракчеева на обложке дела написано: «от его Императорского величества все бумаги получил в мае месяце 1824». Содержание этих документов полностью подтверждает текст автобиографии Фотия. При этом, очевидно, что Фотий редактировал свои послания перед тем, как подготовить их к обнародованию. Он умалчивал о некоторых событиях. Например, в оригинале послания Царю 12 апреля Фотий писал о том, что масоны в 1817 году пытались его отравить. Слуга Фотия, евший отравленное кушанье, «страдал 8 месяцев» 172 . В том же послании Фотий сообщал Царю, что «с 1823 года по 3 февраля 1824 года каждодневно служил 56 служб, молил Бога о спасении Церкви, Царя и Отечества, в продолжение коего служения было мне открыто ещё в конце декабря, что тебе крест болезни будет от Бога». Были и более интересные дополнения, не вошедшие в автобиографию. Почерком Фотия дописано на обороте послания от 12 апреля: «Р.С. Граф Алексей Андреевич Аракчеев – верен, хотя Я и не видел его никогда, но знаю по сердцу: и обер-полицмейстер верный Господа слуга, других я мало знаю по должности приближенных к тебе: впрочем, есть такие рабы Божьи у тебя, и в сем граде, – кои как ангелы святые, и о коих радуются небеса. Знай, что тебя народ весьма любит всей душою: и никому не верь, если кто скажет, что есть люди, тобой недовольные: есть карбонарии, но и тех токмо двух – лишить службы, – истает все яко воск» 173 . Все эти нюансы в автобиографию не вошли. Между тем, это текст послания Царю, который Фотий приводит, как оригинал документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010