Юрий Кондаков Философско-религиозные взгляды, общественно-политическая и церковная деятельность архимандрита Фотия (Спасского) Источник Скачать epub pdf В настоящее время среди историков пользуется большой популярностью первая четверть XIX века. Издан ряд трудов, посвященных политическим деятелям этого периода. Пересмотру подверглись оценки А.А.Аракчеева, М.Л.Магницкого, А.С.Шишкова. Развеяны многие исторические мифы. Но даже в начале XXI века историк, изучающий начало века XIX, не может быть свободен в своих оценках. Есть такие исторические фигуры, изучая которые не возможно быть беспристрастным. По одному и тому же материалу можно давать различные оценки одного и того же политика. К таким «проблемным» деятелям относится настоятель Юрьева монастыря архимандрит Фотий (1792–1838). Он активно участвовал в политической борьбе, был ярким выразителем взглядов партии русских консерваторов. В любое время и в любом обществе есть люди, разделяющие религиозно-философские взгляды Фотия, есть и такие, кто их категорически не приемлет. Для одной группы Фотий был и остается подвижником, для другой – фанатиком и мракобесом. Хотя беспристрастная оценка архимандрита и невозможна, но биографию его изучать нужно и важно. Факты всегда останутся фактами, какую бы интерпретацию не придал им исследователь. Данный материал базируется на ряде документов, до сих пор не известных не только широкой публике, но и специалистам. Начало жизненного пути Будущий настоятель новгородского Юрьева монастыря архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский) родился 7 июня 1792 года в семье Никиты Федоровича, чтеца церкви Преображения Господня Спасского погоста Новгородского уезда. Семьи сельских церковнослужителей того времени почти не отличались от семей крестьян – бедных и многодетных. Мальчик был уже третьим ребенком, родившимся в этой семье, но его брат и сестра, Матфей и Ксения, умерли вскоре после рождения. По желанию отца и матери мальчик был назван Петром, в честь Петра Афонского. Вскоре отец Петра был посвящен в дьяконы. После Петра его мать Евфимия родила ещё двух детей, но, заболев после последних родов, уже не выздоровела. В неделю Святой Пасхи 1796 года она умерла. Спустя многие годы стараниями Фотия на могиле матери была установлена каменная церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Бесстрашный борец с масонами Архимандрит Фотий (Спасский; 1792 – 1838) 02.05.2023 933 Время на чтение 8 минут Фото: гравюра Л. А. Серякова В историю Русской Церкви архимандрит Фотий (Спасский) вошел как выдающийся церковный и общественный деятель, богослов, подвижник, аскет, борец за права Русской Православной Церкви, за чистоту ее учения, непримиримый противник масонов, бесстрашный обличитель господствовавших в обществе пороков. Имя архимандрита Фотия (Спасского) становится сегодня все более известным. Велик подвиг, совершенный этим христианином, грандиозен его вклад в историю России эпохи Александра I. Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) родился 4 июня 1792 года в селе Тесове под Новгородом в семье чтеца в церкви Преображения Господня Спасского погоста - Никиты Федоровича и его супруги Евфимии. Когда ребенку было всего четыре года, Евфимия ушла в лучший мир, поручив сына Пресвятой Богородице. Несчастливым было детство Петра Спасского при мачехе и суровом отце. Получив начальное домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1803 году поступил в Новгородскую семинарию, где ему дали фамилию Спасский по месту его рождения. Вскоре он стал ее лучшим учеником. В 1814 году был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но уже через год вынужден был по болезни оставить её. Был назначен учителем в Александро-Невское духовное училище. Начал изучать книги масонов с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. Спасский сошелся взглядами с ректором семинарии и первым лицом цензурного комитета архимандритом Иннокентием (Смирновым), ныне прославленным Русской Православной Церковью в лике святых, человеком высоких аскетических воззрений и противником мистицизма. По собственному признанию, Фотий замечал «все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры» и слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого». Для своего наставника он собирал сведения о деятельности масонских лож, составлял списки книг антихристианской направленности. Видя глубокую веру Петра Спасского, владыка Иннокентий предоставил ему кров и пищу в своем доме, а уезжая в изгнание в Пензу в 1819 году, рекомендовал своего ученика своим петербургским единомышленникам как ярого противника масонов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День рождения Государя Императора Александра III Также сегодня мы вспоминаем архимандрита Фотия (Спасского), историка А.П.Щапова, полярного исследователя А.И.Вилькицкого и путешественника П.П.Семенова Тян-Шанского, писателя Е.И.Замятина, а также писателя и художника В.Г.Сутеева 10.03.2024 196 Время на чтение 11 минут Сегодня Святая Церковь чтит память святителя Порфирия, архиепископа Газского (420), мучеников Севастиана и Христодула (ок. 66) (Gr. Cal), преподобного Севастиана Пошехонского (ок. 1500), священномученика Михаила пресвитера (1918), священномученика Петра пресвитера (1930), священномученика Сергия пресвитера (1933), преподобномученицы Анны (1937), священномучеников Иоанна, епископа Рыльского, и Иоанна пресвитера (1938). Сегодня день рождения Государя Императора Александра III Александровича, родившегося 26 февраля 1845 г. Сегодня мы вспоминаем выдающего церковного и общественного деятеля, одного из лидеров «Русской партии» начала XIX в. архимандрита Фотия (Спасского), скончавшегося 26 февраля 1838 года. Он родился 6 июня 1792 г. в семье чтеца в Новгородской губернии и в миру звался Петром Никитичем. Получив домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе С.-Петербурга. В 1803 г. Петр поступил в Новгородскую семинарию, где вскоре стал первым учеником. В связи с успехами в образовании в 1814 г. он был направлен в Петербургскую Духовную академию, но уже через год был вынужден оставить ее по болезни. Служа с этого времени преподавателем в Александровском духовном училище, Петр Спасский начал изучать книги масонов и протестантских мистиков, с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. В 1817 г. он был пострижен в монахи с именем Фотия и рукоположен во иеромонаха. О.Фотий отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во власяницу, носил вериги. В 1818 г. он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/10/de...

А.А. Половцов Фотий (Спасский), архимандрит Фотий, до пострижения Петр Никитич Спасский, архимандрит, настоятель Новгородского Юрьевского монастыря, род. 4 июня 1792 г. в погосте Спасском, Новгородского уезда, где его отец был дьячком, умер 26 февр. 1838 г. В 1814 г., окончив курс в новгородской семинарии, Спасский поступил в С.-Петербургскую духовную академию, но уже в следующем году, вынужденный по болезни оставить ее, был определен учителем в Александро-Невском духовном училище. Состоя, по тогдашним правилам, в близком и непосредственном отношении к семинарскому начальству, Ф. имел возможность сойтись с ректором семинарии, архимандритом Иннокентием († 1819 на пути в Пензу, куда был хиротонисан во епископа). Иннокентий был человек высоких аскетических воззрений. По собственному признанию, Ф. замечал «все слова Иннокентия, поступки виды, действия, дух веры» и по нему слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого». В 1817 г. Ф. принял монашество, получил священный сан и был назначен законоучителем во Втором кадетском корпусе. До последнего своего назначения Ф. был лишен возможности более или менее заметно проявлять свои дарования, так как вращался в небольшой и замкнутой среде тогдашнего духовенства. С назначением же в корпус, в котором воспитывались дети «из общества», Фотию открывалось широкое поле влияния. С первого же года он выступил против господствовавшего в тогдашнем обществе мистического настроения, или, по его собственному выражению, «против массонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих». Резкие обличения мистикам, высказываемые Фотием, остались не без влияния на разрыв тех связей, которые в иных случаях были довольно тесны между мистиками и некоторыми представителями духовенства. События как бы нарочно оправдали резкости Фотия. Один из иеромонахов, занимавший довольно видный пост, будучи увлечен лжемыслием, допустил кощунственный поступок, молва о котором быстро обошла общество. После этого Ф. с его большею уверенностью «возвысил вопль свой, яко трубу», а в своей резкости дошел до того, что в городе стали говорить, будто он помешался. Фотию было сделано внушение, но мало подействовало на него, потому что в среде тогдашнего петербургского общества и высшего духовенства были лица, сочувствовавшие Фотию, хотя обнаруживать свое сочувствие и остерегались, так как господствующее положение бесспорно занимала партия противоположных Фотиевым воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Святоезерская Сенегская пустынь Карта и ближайшие объекты Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " МУГРЕЕВСКИЙ. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СЕНЕГСКИЙ (СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ), сер. 18 - нач. 20 в. Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное название озера - Сенга-озеро). Очевидно, в нач. 17 в. - в период Смуты - пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была разорена: по описи 1680 г., в пустыни не было старых церквей, но вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г. Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских.

http://sobory.ru/article/?object=07242

Конференция " Империя и Церковь " прошла в СПбДА марта 2020 Открывая ее, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин отметил, что встреча в Санкт-Петербурге, " синодальной столице " , логична: здесь сосредоточена значительная часть архивов, связанных с Синодальным периодом. То, что конференция проходит в стенах духовной академии, тоже не случайно, ведь ее возникновение также связано с Синодальным периодом. Форум стал плодом деятельности исторического общества СПбДА. Доцент Национального исследовательского университета имени Жореса Алферова РАН Александр Закржевский в докладе " Архиерейские перемещения в контексте бюрократизации и секуляризации церковного управления в первые десятилетия Синодального периода " рассмотрел период 1721-1764 годов: от учреждения Синода до начала секуляризационной политики императрицы Екатерины II. За это время сменили место служения более шестидесяти процентов епископата. В большинстве указов о переводах отсутствует причина, понятно, что для Церкви это явление носило отрицательный характер, внося путаницу в епархиальную жизнь. По мысли докладчика, это было попыткой государства регулировать отношения между светской и церковной властями на местах. Профессор кафедры истории РГПУ Юрий Кондаков в докладе " Политическая борьба в духовной сфере по документам из собрания архимандрита Фотия (Спасского; 1792-1838) " рассказал, что император Александр I до войны 1812 года увлекался различными современными ему мистическими течениями, спокойно относился к существованию сект и масонских лож. Терпимое отношение императора вызывает " моду " на тайные общества, куда начинает входить и духовенство. Одним из немногих, кто смог открыто противостоять такому порядку вещей, стал настоятель Свято-Юрьева монастыря в Новгороде архимандрит Фотий (Спасский). Так, он принимал активное участие в смещении с поста обер-прокурора Святейшего Синода князя Алсександра Голицына, друга императора, который во многом определял религиозную политику государства. В документах, найденных исследователем, особое внимание обращают комментарии архимандрита Фотия относительно деятельности масонов. По словам докладчика, часто они крайне наивны, но при этом ценно само желание священнослужителя в одиночку противостоять массовому явлению.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Андреевские Выселки. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты В деревне Андреевские Выселки находится один из древнейших погостов Мещёры - Спасо-Преображенский Святоозерский, основанный во второй половине XIV века. Основанию погоста положил святитель Киприан, митрополит Киевский и Московский. На берегу Святого озера, недалеко от Государевой дороги, ведущей из Владимира через Коломну в стольный град Киев, находились земли, входящие в Сенежскую волость, находящуюся во владении Церкви. Само озеро в то время имело несколько наименований: Сенежское, Сенецкое, Сенег. Здесь, на западном берегу озера, святитель Киприан устроил свою резиденцию. Имеются сведения, что во времена Киприана здесь существовал небольшой мужской монастырь, впоследствии перенесённый греческим монахом Пахомием на остров Радовицкого озера, положивший начало Николо-Радовицкой обители. Сенег любил посещать также митрополит Фотий. Здесь он в 1411 году укрывался до набега многотысячного войска татарского хана Талыча. С переводом столицы Государства из Владимира в Москву отпала небходимость в Сенегской митрополичьей резиденции и на её месте образовался Святоозерский погост с главным храмом Преображения Господня. На территории погоста, как в духовном и административном центре сельской местности, ежегодно на Преображение устраивались ярмарки, а также еженедельные базары. На Спасском Святоозерском погосте, находящемся после административной реформы 1860-х годов в Петровской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии, находились: земское училище и приходская богадельня. В 1917 году здесь стояли две церкви. Спасо-Преображенская каменная церковь построена в 1898-1905 годах в псевдорусском стиле попечением протоиерея Иакова Светлова с двумя тёплыми приделами: северный - Никольский и южный - митрополитов Киприана и Фотия. Деревянная однопрестольная Казанская церковь построена в 1896 году. Церкви были построены взамен сгоревшего в конце XIX века от удара молнии деревянного Преображенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=54389

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЕВ Моисей Александрович (5.11.1824, С.-Петербург - 22.08.1869, там же), проф. СПбДА, библеист. Род. в семье диакона, был назван Михаилом. После спасения при наводнении 7 нояб. 1824 г. в С.-Петербурге по инициативе крестных архим. Фотия (Спасского) и гр. А. А. Орловой-Чесменской при крещении был наречен Моисеем. Окончил Александро-Невское ДУ, в 1843 г.- СПбДС первым студентом, в 1847 г.- СПбДА, получив степень магистра за соч. «История Александрийского училища». 16 окт. 1847 г. оставлен в академии бакалавром по Свящ. Писанию, преподавал герменевтику с историческим и истолковательным обозрением Свящ. Писания ВЗ и НЗ. С 3 дек. 1848 по 5 нояб. 1851 г. состоял помощником инспектора, с 28 марта 1850 по 12 апр. 1856 г. был экономом СПбДА, с 21 авг. 1852 по 31 дек. 1956 г. преподавал англ. язык. С 25 нояб. 1853 г. был экстраординарным профессором, 10 дек. 1856 г. уволен из духовного звания, 8 апр. 1857 г. утвержден ординарным профессором. Прекрасно знал древние (евр., греч., лат.) и новые (нем., франц., англ.) языки. Опубликовал лишь малую часть своих трудов. Основная работа Г.- «Обозрение посланий св. ап. Павла к Коринфянам» (СПб., 1861. Т. 1; рец.: ПО. 1861. 4. С. 567; еще 2 тома не опубл.). Принимал участие в переводе «Церковной истории» Евсевия Памфила, бесед и толкований свт. Иоанна Златоуста и др. С 1860 г. состоял членом Комитета при СПбДА для перевода ВЗ с древнеевр. языка на русский. При его участии были переведены исторические и учительные книги ВЗ (перевод был доведен до середины Книги Иова), текст с 1861 по 1871 г. печатался в приложении к ж. «Христианское чтение» . Имел чин статского советника (1863), был награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й степени (1859, 1864), св. Анны 2-й степени (1868). Отпевание Г. совершено в лаврской Феодоровской ц. 25 авг. 1869 г. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . На надгробном памятнике высечены слова: «Иже свидетельства слово Божие».

http://pravenc.ru/text/165307.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ († 30.12.1456), еп. Тверской. До возведения на кафедру, вероятно, был настоятелем Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря («благословениемь и строениемь» И. в 1437/38 был написан хранившийся в Жёлтиковом монастыре Устав церковный Иерусалимский - ГИМ. Син. 331). Первое упоминание об И. связано с тем, что он через митрополичьего посла просил Киевского митр. св. Фотия разрешить ему рукополагать священников с Бежецкого Верха и из Волока Ламского в отсутствие Новгородского архиепископа. Митрополит дал такое разрешение 8 авг. 1422 г. (РИБ. Т. 6. Стб. 421-426. 50). Ок. 1435-1437 гг. «по единому слову со отцем своим с владыкою с Ильею» князья тверского дома выдали щедрую жалованную грамоту родовой обители - Отрочу в честь Успения Пресв. Богородицы мужскому монастырю . Сохранился документ о продаже И. одного из владений Тверской кафедры игумену Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря прп. Макарию Калязинскому (ок. 1444-1457). В 1437 г., по сообщению «Слова похвального» кн. Борису Александровичу, написанного ок. 1453 г. иноком Фомой, И. участвовал в принятии решения о поездке тверского посла на Флорентийский Собор . Позднее, вероятно, архиерей сыграл свою роль в том, что бежавший из Москвы митр. Исидор не нашел поддержки в Твери. В тверских летописных памятниках времени княжения Тверского вел. кн. Бориса Александровича сообщается об освящении И. храмов в Твери: во имя св. князей Бориса и Глеба (1438), во имя арх. Михаила «на сенех» (1455) (оба храма были воздвигнуты на княжеском дворе и посвящены небесным покровителям Тверских вел. князей Бориса Александровича и Михаила Борисовича), а также о том, что осенью 1446 г. епископ присутствовал при обручении в Твери сына Московского вел. кн. Василия II Васильевича Ивана (см. Иоанн III Васильевич ) с дочерью кн. Бориса Александровича Марией. В дек. 1448 г. И. прислал «повольную грамоту» в Москву при поставлении на митрополичий престол св. Ионы . В 1449 г., после бывшего в Твери пожара, епископ поучал князя «от Божественых Писаний и яко не скорбети» и Борис Александрович «утешашеся святительскими глаголы» (БЛДР. Т. 7. С. 106). Когда начались работы по восстановлению города, И. символически первым принялся за возведение городских деревянных стен («святитель же преже сам нача рубити» - Там же. С. 98). В 1452 г. митр. Иона отправил И. послание, касающееся предполагаемого участия вел. кн. Бориса Александровича в походе против Орды. В нач. 1453 г. И. обвенчал в тверском кафедральном Спасском соборе кн. Бориса Александровича со 2-й женой - дочерью суздальского кн. Александра Васильевича Шуйского-Глазатого Анастасией.

http://pravenc.ru/text/389355.html

Архимандрит Фотий (Спасский † 26 февраля/11 марта 1838 г.) Жизнь для России православной Источник: Благодатный огонь Архимандрит Фотий (Спасский) Его имя почти полтора столетия предавали поношению, стараясь напраслиной выдавить из современной Фотию исторической действительности. Но деяния стойкого чернеца были промыслительного характера, и след их виднеется и привлекает до сих пор исследователей как церковной, так и государственной жизни 20-х годов XIX столетия. Горстка патриотов, душой которых являлся именно архимандрит Фотий, сумела убедить Императора Александра Павловича повсеместно закрыть в России масонские ложи, что в значительной мере сократило масштабы заговора декабристов и предотвратило возможную беду с катастрофическими последствиями. Только за это, и ни за что другое, так люто ненавидела Фотия либеральная интеллигенция, ненавидит его и до сих пор. В духовном же измерении его личность настолько подвижнически высокая и безупречная, что архимандрит Фотий по своим заслугам перед Русской Православной Церковью вполне достоин прославления в лике святых. О своей жизни этот подвижник постарался рассказать сам. Существуют обширные его автобиографические записки, имеется и большой корпус его писем к разным лицам. Наконец, есть духовно-нравственные, богословские и обличительные творения архимандрита Фотия. Дошли до нашего времени и воспоминания о нем его сподвижников по закрытию масонских лож, и воспоминания эти дорисовывают портрет доблестного воина Христова. Вкратце жизнь Фотия такова. Мирское имя его — Петр Никитич Спасский. Родился 7 июня 1792 года в селе Тесове, под Новгородом. Там отец подвижника, Никита Федорович, служил чтецом при церкви Спасского погоста, отсюда и фамилия — Спасский. И дед тоже из чтецов. Так что выбивался наш герой в люди из самых низов, из сословия утесненного и беднейшего. Пропитание семья добывала в основном крестьянским трудом. Родился Петр в хлеву, поскольку в день его рождения в доме лежал покойник: умер дед Федор. Младенцу не исполнилось и четырех лет, как скончалась его родная мать Евфимия, возложившая все свое попечение о сыне на Божию Матерь, Заступницу сирот.

http://pravoslavie.ru/38160.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010