Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) родился 4 июня 1792 года в селе Тесове под Новгородом в семье чтеца в церкви Преображения Господня Спасского погоста - Никиты Федоровича и его супруги Евфимии. Когда ребенку было всего четыре года, Евфимия ушла в лучший мир, поручив сына Пресвятой Богородице. Несчастливым было детство Петра Спасского при мачехе и суровом отце. Получив начальное домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1803 году поступил в Новгородскую семинарию, где ему дали фамилию Спасский по месту его рождения. Вскоре он стал ее лучшим учеником. В 1814 году был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но уже через год вынужден был по болезни оставить её. Был назначен учителем в Александро-Невское духовное училище. Начал изучать книги масонов с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. Спасский сошелся взглядами с ректором семинарии и первым лицом цензурного комитета архимандритом Иннокентием (Смирновым), ныне прославленным Русской Православной Церковью в лике святых, человеком высоких аскетических воззрений и противником мистицизма. По собственному признанию, Фотий замечал «все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры» и слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого». Для своего наставника он собирал сведения о деятельности масонских лож, составлял списки книг антихристианской направленности. Видя глубокую веру Петра Спасского, владыка Иннокентий предоставил ему кров и пищу в своем доме, а уезжая в изгнание в Пензу в 1819 году, рекомендовал своего ученика своим петербургским единомышленникам как ярого противника масонов. В первой четверти XIX века в связи с распространением в России масонства появилась угроза захвата в стране власти масонами. Никогда Россия не стояла так близко к краю гибели, как в 1817-1822 годах. В это время в нашем многострадальном Отечестве от Варшавы до Иркутска существовало более ста лож, в которые входило более пяти с половиной тысяч человек, почти весь цвет русской аристократии. В Санкт-Петербурге действовало тогда до 20-ти масонских лож, деятельность которых была направлена, по словам Спасского, против «веры Христовой, противу благочестия христианского, противу всякого правительства и порядка гражданского». Всё это поощрялось императором Александром I, который в то время был склонен к «мистическим исканиям». Масоны оказывали влияние на государственный аппарат и овладели средствами массовой информации. Это были люди, лишенные национального сознания, а нередко просто откровенно антирусской ориентации. Неслучайно это время называют «золотым веком масонства».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Юрий Кондаков Философско-религиозные взгляды, общественно-политическая и церковная деятельность архимандрита Фотия (Спасского) Источник Скачать epub pdf В настоящее время среди историков пользуется большой популярностью первая четверть XIX века. Издан ряд трудов, посвященных политическим деятелям этого периода. Пересмотру подверглись оценки А.А.Аракчеева, М.Л.Магницкого, А.С.Шишкова. Развеяны многие исторические мифы. Но даже в начале XXI века историк, изучающий начало века XIX, не может быть свободен в своих оценках. Есть такие исторические фигуры, изучая которые не возможно быть беспристрастным. По одному и тому же материалу можно давать различные оценки одного и того же политика. К таким «проблемным» деятелям относится настоятель Юрьева монастыря архимандрит Фотий (1792–1838). Он активно участвовал в политической борьбе, был ярким выразителем взглядов партии русских консерваторов. В любое время и в любом обществе есть люди, разделяющие религиозно-философские взгляды Фотия, есть и такие, кто их категорически не приемлет. Для одной группы Фотий был и остается подвижником, для другой – фанатиком и мракобесом. Хотя беспристрастная оценка архимандрита и невозможна, но биографию его изучать нужно и важно. Факты всегда останутся фактами, какую бы интерпретацию не придал им исследователь. Данный материал базируется на ряде документов, до сих пор не известных не только широкой публике, но и специалистам. Начало жизненного пути Будущий настоятель новгородского Юрьева монастыря архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский) родился 7 июня 1792 года в семье Никиты Федоровича, чтеца церкви Преображения Господня Спасского погоста Новгородского уезда. Семьи сельских церковнослужителей того времени почти не отличались от семей крестьян – бедных и многодетных. Мальчик был уже третьим ребенком, родившимся в этой семье, но его брат и сестра, Матфей и Ксения, умерли вскоре после рождения. По желанию отца и матери мальчик был назван Петром, в честь Петра Афонского. Вскоре отец Петра был посвящен в дьяконы. После Петра его мать Евфимия родила ещё двух детей, но, заболев после последних родов, уже не выздоровела. В неделю Святой Пасхи 1796 года она умерла. Спустя многие годы стараниями Фотия на могиле матери была установлена каменная церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

III. Огласительное богословие В Дусе Святе чаду моему возлюбленному, всечестной девице Анне Алексеевне Орловой-Чесменской в назидание души и во спасение дарствует крупицы духовного брашна духовник ея Фотий. Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в познание же, во спасение и в живот вечный Православныя Восточныя Церкви чадам, благородным и благочестивым отрокам воспитывающимся при 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге и для испытания на публичных экзаменах изложено сие Божественное законоучение, сиречь святое огласительное богословие веры кафолическия и апостольския, Церкви Восточныя законоучителем и настоятелем онаго корпуса, – а ныне первокл. Юрьева монастыря архимандритом Фотием. Слушано и смотрено трикратно митрополитом Михаилом Новгородским и Санкт-Петербургским и на публичном экзамене в 1824 году 6 сентября, в 1818 – 17 сентября, в 1819–1820 годах окончательно слушано и одобрено. 1820-го года сентября 23 дня Господи, к кому идем, глаголы живота вечнаго имаши; и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос Сын Бога Живаго. ( Ин. 6:68–69 ) Огласительное богословие веры кафолическия и апостольския Церкви восточныя Вопрос 1. Что особенно и непрестанно в житии сем должен делать человек? Человек особенно и непрестанно должен в житии сем познавать Бога и соблюдать Его святую волю. Ибо в сем состоит все спасение его и живот вечный, как глаголет святый Апостол и Евангелист: Се же есть живот вечный ( Ин. 17:3 ), да знают Тебя единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Вопрос 2. Что к тому ведет человека? Ведет к сему человека самое естество ( Рим. 1:19–20 ) и Откровение Божие ( Ин. 5:35 ). Бог с начала вел человека к себе, более действуя на внутреннее его естество, а чрез сие и на внешнее: но когда внутреннее большей части людей заключалось чрез погружение в чувствительность, то Бог дух небесного Своего учения заключил в письмена священных книг и начал более действовать чрез Откровение воли Своея вне человека и таким образом вести его к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

В 1884 году, Е.П. Карновичем издана весьма интересная книга: «Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетия» (Спб. 1884 г.). В числе монографий, составляющих содержание этого сборника, мы находим и этюд об архимандрите Фотии. Давая место в своём сборнике этому этюду, автор тем самым очевидно хотел дать понять, что считает знаменитого архимандрита личностью замечательною; но прочитав его статьи, приходишь к тому убеждению, что для автора эта личность была не столько замечательною, сколько загадочною и неразгаданною. Такою, впрочем, представляется личность Фотия не одному г. Карновичу, а почти всем, кто писал о нём в светской и духовной литературе. Г. Карнович изображает деятельность Фотия и его образ мыслей хотя и не полно (что объясняется тем, что его статья уже много лет тому назад была написана для «Русской Старины» и автору не были известны многие материалы для биографии Фотия, явившиеся позже), но довольно объективно и беспристрастно; у других биографов Фотия, кроме неполноты сведений о его деятельности, находим еще и недостаток беспристрастия к нему. Таковы статьи г. Попова в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1875 год и в особенности статьи г. Миропольского в «Вестнике Европы» за 1880 г. В этом, впрочем, нет ничего удивительного: «только тот может понимать пророка, кто сам пророк» – говорит Хомяков. Эти слова, если не вполне, то в некоторой степени могут быть применены и к Фотию с его доселе мнимо-биографами, хотя мы и затрудняемся найти вполне верным это определение, которое делает себе сам Фотий, говоря в одном из нижеследующих писем: «мнюся имети в себе Духа Божия». Своеобразный склад духовных сил, совместно с особыми условиями внешней жизни и быта, выработали в нём такое мировоззрение и такой склад мыслей, которые нелегко выразуметь светскому писателю. Мы не хотели становиться в ряды почитателей Фотия, но всего менее способны присоединиться и к числу его порицателей. Считая Фотия одним из замечательнейших исторических лиц XIX века (стоит лишь вспомнить, что он был главным, если не единственным, виновником того переворота в русской внутренней политике, каким ознаменована вторая половина царствования Александра 1-го, и которого достоинство мы не будем оценивать в настоящей речи), мы хотим лишь выразить своё сожаление, что доселе ни в светской, ни в духовной печати нет ни полной, объективной и беспристрастной биографии Фотия, ни характеристики его миросозерцания, ни оценки его церковного, общественного и государственного значения для своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

I. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 года октября 10-го дня (писано о сем 1821 июля) Тайну цареву добро есть хранить, а дела Божия открывать и проповедовать славно. Тайны царевы не хранить страшно и пагубно есть, а умолчевать дела Божия тщета души. Тем же побуждаем, аз не могу под спудом неизвестности скрывать и не объявлять миру житие и подвиги Иннокентия епископа – светильника Церкви Пензенской и Саратовской. Начиная же поведать, что он светильник на свещнице Церкви бе горя и светя светом веры и благочестия, – что он бых в житии град верху горы правоверия стояй, недоумеваю в том, что не ведаю, како достойно его ублажать имя. Не смею я убогий назвать его именем ни святый, ни праведный, ни преподобный, ибо не прославлен еще от Бога явно на земли, хотя водворяется верно душа его со святыми на небеси: но не противно будет Богу и Церкви, когда верный их раб и исповедник, крепкий обличитель лжи диавольской в мире наречется именем блаженный – блажени бо вси умирающии о Господе. Кто бы ни были на земле христиане правоверные нищие духом, плачущии, кротцыи, алчущии и жаждущие правды, милостивии, чистии сердцем, миротворцы, изгнани правды ради, хулимы, укоряемы, поносимы и умерщвляемы, но все они блаженны по глаголу Господню, яко тех есть Царствие небесное, и паче рече Господь: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Хотя большей части из них имена не известны нам, и в книгах Святой Церкви не написаны наряду со святыми, но имена их, яко же и всех святых, Церковию прославляемых, написана суть на небеси – в книгах живота вечного, и души их во благих водворяются. Истинно любящие Господа сыны и дщери Церкви! Вы, кои видели, слышали и руками вашими осязали Иннокентия, вы, кои поставлены от Бога им на пути Царствия Божия, верно, не усумнитеся, что он здесь нарицается блаженным. Не уста мои, но сердце мое тако ублажает его; не мир и витийство его величает, но простота и немудрость; не слухи о нем говорят, что блажен, но жизнь его и подвиги то свидетельствуют. Его тело погребено под церковию на том самом месте, где престол Божий утвержден: и все это не есть ли также притча и гадание о нем, что по разлучении с телом душа его предстоит престолу Божию на небесах, а может быть, есть еще и знамением прорекающим, да явятся о нем дела Божия? Кто же он был, кое его житие и какие его подвиги благие, явит о том следующая повесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Евр.13:7 Поминать наставников Веры и благочестия, к чему обязует нас святая заповедь Христова, устами Апостола, есть долг высокий и священный и для самых исполнителей его весьма благотворный. Сего требует справедливость и самое благо наше. Поминая наставников, мы воздаем им подобающую честь и благодарение; всегда памятуя их, живее памятовать можем сами наставления их и учение, во благо наше. И – слава Господу Богу! Торжественно празднуя ныне память святых Кирилла и Мефодия, наставников и великих первоучителей наших, мы более, чем прежде, являем им подобающего почитания и чести, – более, чем в прошедшие века, памятуем их, во исполнение заповеди Апостола Христова. – Славная память о них – великих наставниках и просветителях славянских народов, – жила прежде и у нас, как и во всём славянском мире, в её полном свете. Но с течением времени, разные обстоятельства и перемены в судьбах племен славянских и нашего отечества, привели ее в забвение в народе нашем. Но – вот торжество тысячелетия России и её грамотности извело из забвения эту славную память, и она воссияла в прежнем свете. С настоящего времени, как бы в возмездие за то, что мы, в столько минувших лет, мало памятовали и чтили великих наставников и благодетелей наших, возложим на себя долг более и более оживлять сию священную и драгоценную память, и, если можно, усугублять ее светлою торжественностью её совершения. Дабы помочь сему благому делу – исполнению священного долга, оживить и утвердить в душах своих эту святую и драгоценную для нас память, – потщимся показать значение в Церкви Христовой и отношение к нам сих Великих Угодников Божиих и изобразить, хотя в главных чертах, свойства сих светоносных лиц – Св. Кирилла и Мефодия, и их служение. Совокупно действовали они на поприще служения своего Богу и ближним; совокупно прославляет их, в один день, Св. Церковь : совокупно да созерцает эти два светила церковное и наше слово, в память их.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Е.П. Белохвостиков Содержание Митрополит Платон (Левшин) Митрополит Амвросий (Подобедов) Митрополит Михаил (Десницкий) Архимандрит Фотий (Спасский) Князь А.Н. Голицын Князь П.С. Мещерский Княгиня С.С. Мещерская Графиня А.А. Орлова-Чесменская     За два столетия, прошедшие со времени кончины святителя Иннокентия (Смирнова) , епископа Пензенского и Саратовского, написано о нем было немало. Однако практически все биографы и авторы статей о подвижнике проходили мимо такого важного аспекта его жизни, как круг общения; то же, что написано, зачастую очень субъективно и тенденциозно. К примеру, описывать отношения с архимандритом Фотием (Спасским) или князем А.Н. Голицыным, опираясь исключительно на свидетельства первого из них, для историка, нам кажется, проявлением непозволительной доверчивости. Известно, как много в жизни каждого человека, особенно в молодости, значит его окружение. А поскольку святитель Иннокентий отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, то можно говорить о том, что формирование его личности продолжалось в течение всей жизни, и не последнюю роль играли люди, с которыми он соприкасался. За свою недолгую жизнь преосвященный в разной степени близко общался с сотнями, если не тысячами людей: родными и односельчанами; учителями и учениками Перервинской и Лаврской семинарий, а затем Санкт-Петербургских духовных школ; духовенством Московской, Петербургской и Пензенской епархий; членами различных комитетов и обществ, в которых состоял... Среди них были люди выдающиеся, оставившие след в истории Церкви и Отечества, были и те, имена которых нам сейчас не скажут ничего. Не ставя своей целью упомянуть и охарактеризовать все окружение святителя Иннокентия, в настоящей статье постараемся описать его отношения с архиереями, под началом которых он трудился (митрополиты Платон, Амвросий, Михаил); с представителями высшего общества – князем П.С. Мещерским, княгиней С.С. Мещерской, графиней А.А. Орловой-Чесменской; а также попытаемся разобраться с самыми одиозными его знакомствами – с Фотием (Спасским) и князем А.Н. Голицыным. Поскольку его отношениям со святителем Филаретом (Дроздовым) была посвящена наша статья в предыдущем выпуске «Филаретовского альманаха», то здесь мы не будем их касаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Он же, святый Григорий Богослов , в дивной похвале о девстве и Святую Троицу назвал девою, Премудрость Божию Софию в образе девы всесвятыя описывал; Ангелы Господни в девственном чине сотворены и в том пребывают; рай сладости, отечествие наше, девством и чистотою сиял; праотцы наши в девстве там пребывали, а телесность и смешение по преступлении заповеди и по содеянию греха познали. Сын Божий превечный во утробу Пречистыя Девы вселився и девять месяцев пробыв, девство предпочтил. Пречистая Дева девством и чистотою всех святых превзошла, за которую любовь к девству и чистоте, яко Дева на небо с телом взята есть, и в небе приседит девство. Образ девственникам есть Господь Иисус Христос, а девам – Пресвятая Богородица, Дева Мария: какое побуждение и утешение девственникам и девам! Святый великий пророк, Креститель и Предтеча Господень, закон благодати начиная, девство и пустыню возлюбил; святый апостол Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, девственник был; святые апостолы: Иаков, Павел, Андрей и Фома были девственники. Если бы я захотел сюда в пример святых привести, которые в девстве Господу Богу послужили, не можно всех исчислить – на них сбылось проречение псалмопевца – изочту их, и паче числа песка морского умножатся. По учению святого апостола самая Церковь Христова нарицается Девою. Святый Иоанн Златоуст в беседе говорит, что колико Ангелы выше человеков, толико девство честнейшее есть, нежели смешение плотское. Не только в Новом Завете, но и в Ветхом девственники были: Мельхиседек чудный, пророк Илия, Даниил 29 и три отрока девственники были. Невозможно всех описать, просиявших в девстве, – говорит Премудрый, – в завете есть семя их, до века пребудет, и слава их не потребится. По явлении Господа во плоти на земле по всей вселенной девство исправлялось: не токмо у нас, но и у скифов, галлов, индиан, персов и иных народов Христовых девственников лики, мучеников полки и иноков племена умножились, коих чем больше в мире, тем славы более Богу и спасающихся множайшее число. А когда сих избранных Божиих число умалится, тогда горе будет миру. Святому Симону Дивногорцу явившись, сказал Ангел Господень, что в последние времена весь иноческий чин в погибель совратится и мало будет возлюбивших труд, болезнь и смирение; и кто из них будет иметь попечение о спасении, возможет и в те времена душу спасти. В последние времена в иноках из ста едва один спасаемый будет; из числа пятидесяти же неизвестно – может ли обрестися спасающийся; все совратятся и будут любить роскошные яства, питие, любоначалие и корыстолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Предисловие I. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) О человеколюбии Прозорливость и пророчество Чудо, сотворенное чрез Иннокентия Беседа и предсказание о новой религии Беседа и предсказание об учении, о философии и писаниях нового духа вражия Причина изгнания и посвящения во епископа в пензу и саратов Последняя беседа в полунощи и предсказание Отъезд в Пензу, болезнь в Москве и пребывание в Пензе Видение перед смертию и смерть Известие в С.-Петербурге о смерти Иннокентия Видение, бывшее иноку об Иннокентии по кончине его Откровение об Иннокентии епископе и видение отенского монастыря игумену Никону II. Письма к Прасковье Михайловне Толстой Видение Записка III. Огласительное Богословие Часть первая. О вере евангельской Глава 1. О вере Глава 2. О Священном Писании Глава 3. О Символе веры Глава 4. О Боге, по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Отце, Сыне и Святом Духе Глава 5. О Боге по существу Глава 6. О Боге по Ипостасям в Троице Святей – Отце Сыне и Святом Духе Глава 7. О Боге Отце Глава 8. О Боге Сыне Глава 9. О Боге Духе Святом Часть вторая. О законе Божием Глава 1. О законе Глава 2. О любви к Богу Глава 3. О любви ко ближнему Часть третья. О молитве Господней Глава 1. О молитве IV. Письма к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской за 1832 год 1. О девстве и чистоте. Письмо первое 2. О девстве и чистоте. Письмо второе 3. О хранении данных Богу обетов быть в девственном состоянии 4. О терпении скорбей Бога ради девствующим безусловно ради девственного совершенства, им же утешается и прославляется Бог 5. О том, что время подвизаться противу врагов церкви и веры и их побороть о силе Божией 6. О небесном на земле жительстве, о преподобном иночестве, о всечестнейшем, первейшем звании, состоянии избраннейшем в роде избранных Божиих, об образе ангельском во плоти 7. Какие знамения человека Божиего и сущего от мира? 8. О Царствии Божием и животе вечном. Письмо первое 9. О Царствии Божием и животе вечном. Письмо второе V. Из «тайны» письма (послания) к императору и иные документы Послание 1 Послание 2 Послание 3 Список масонов Послание 4 Послание 5. Записка («тайна») о Фесслере Послание 6. План разорения России и способ оный план вдруг уничтожить тихо и счастливо Послание 7. О действиях тайных обществ на Россию через библейское общество Послание 8. Открытие заговора под звериным Апокалипсическим числом 666 и о влиянии англии под тем предлогом на Россию Послание 9. О революции под именем тысячелетнего Христова Царствия, готовимой к 1836 году в России чрез влияние тайных обществ и англичан-методистов Послание 10. Записка настоятельная, дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой втайне Примечания  

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

протоиерей Василий Жмакин Святитель Иннокентий и архимандрит Фотий В борьбу с мистицизмом свт. Иннокентий вступил не вдруг, а постепенно. Это, впрочем, объяснялось отчасти тем, что мистическое направление не так давно появилось в России и только с течением времени стало возрастать все более и более и все активнее формировало против себя оппозицию. В истории борьбы свт. Иннокентия с мистиками играет немаловажную роль известный архимандрит Фотий (Спасский) . Архимандрит Фотий появился в С.-Петербургской Академии в августе 1814 года, когда архимандрит Иннокентий был уже ректором семинарии. Он вместе с другими студентами был представлен ректору Академии архим. Филарету и ректору семинарии архим. Иннокентию. Ректор Академии принял вновь явившихся студентов так строго, что те «в страхе отошли от него». Архимандрит Иннокентий, напротив, отнесся к ним весьма кротко, ласково и любезно. При самом поступлении Фотий заявил себя ярым противником распространенных тогда в среде студентов Академии мистических сочинений Штиллинга. Он был настолько тверд в своих убеждениях, что товарищи дали ему прозвание «Кифа» – камень. Летом 1815 года Фотий, еще будучи в мирском звании, стал учителем С.-Петербургской Духовной семинарии и оказался таким образом под начальством архим. Иннокентия, который, заметив в нем религиозную настроенность, приблизил его к себе, часто и подолгу беседовал с ним. Будущий святитель произвел такое сильное впечатление на Фотия, что представлялся ему как «отец и Ангел Господень». Фотий замечал все слова, действия и изучал духовные воззрения архим. Иннокентия и старался во всем подражать ему и архим. Филарету Архимандриты служили для него «двумя живыми светильниками». В 1817 году Фотий принял монашество и поступил законоучителем во второй кадетский корпус. В бытность свою в этой должности он лицом к лицу столкнулся с людьми, зараженными модными идеями масонского мистицизма, и решился вступить в борьбу со зловерием. «Ближе всех,– говорит Фотий о себе,– был ему по сердцу архим. Иннокентий. Нередко из корпуса в праздники приходил к нему Фотий, и тот принимал его как сына, сам угощая его». Мягкий архим. Иннокентий благословлял его смело говорить истину и открытую его проповедь против мистицизма называл нередко делом Божиим 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010