Сортировать по Исключить новости Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии И хотя историки могут продолжать высказывать сомнения, нельзя не учитывать очевидных фактов 23 апреля, 2017 И хотя историки могут продолжать высказывать сомнения, нельзя не учитывать очевидных фактов На протяжении веков западные историки категорически отвергали утверждения христианской Церкви в Индии о ее апостольских корнях, а также притязания на то, что она является старейшей христианской Церковью за пределами Римской империи. «Деяния Фомы» — загадка для историков Как южно-индийское предание, так и приукрашенный сирийский оригинал «Деяний Фомы», датированный II веком, долгое время казались не более чем апокрифическими легендами. Хотя многие отцы Церкви и сообщали об апостольской миссии святого Фомы в Индию, не было исторических свидетельств об упомянутых в «Деяниях» царях, названия многих древних географических мест также были неизвестны науке. Несмотря на то, что с момента возникновения «Деяния» были широко распространены в христианском мире, и тексту, и преданию не хватало прочных вещественных доказательств. И все же «Деяния Фомы» были увлекательной историей, традиционно начинавшейся с описания того, как апостолы поделили между собой мир для миссионерства. «В то время, когда были в Иерусалиме апостолы все… поделили они страны между собой, дабы каждый из них мог проповедовать в стране, которая выпала ему… И выпала по жребию и по разделу Индия Иуде Фоме апостолу. И он не пожелал идти, сказав: «Не имею я сил для этого, ибо слаб я, и муж я еврейский, как индийцев могу я учить?» И в то время как так рассуждал Иуда, явился ему Господь наш в ночном видении и сказал ему: «Не бойся, Фома, ведь благодать Моя, с тобой она». Но он же не был убежден вполне, говоря: «Куда Ты ни захочешь, Господь наш, пошли меня, только в Индию не пойду я». (Деяния Фомы). Безоговорочная уступчивость была не в характере святого Фомы, и возможно, остальные апостолы не сильно этому удивились. В конечном счете, мы имеем о нем три упоминания в Евангелии: святой Фома призывает апостолов пойти и умереть с Христом в Иерусалиме, настаивает, чтобы Господь точнее объяснил, что означает следовать за Ним, и в итоге отказывается поверить в утверждения учеников о Христовом воскресении , пока сам не увидит воскресшего Господа.

http://pravmir.ru/udivitelnye-fakty-preb...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Круглый стол на тему «Церковное служение в цифровую эпоху» состоялся в Москве Дискуссия организована совместно ОЦАД и Институтом святого Фомы МОСКВА. Круглый стол на тему «Церковное служение в цифровую эпоху» состоялся 2 марта в Москве. Дискуссию о вызовах и возможностях, которые открывают для христиан Интернет и социальные сети, организовали совместно Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Институт святого Фомы. Открывая встречу, ее модератор – руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио отметил, что это не первое мероприятие, подготовленное совместно с Институтом св. Фомы в духе Гаванской встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в феврале 2016 г. Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре также подчеркнул, что, отмечая вторую годовщину этой исторической встречи, православным и католикам важно вместе задуматься «об общении – это один из базовых аспектов для христианских церквей, которые пребывают в поиске новых и эффективных способов распространения Евангелия». В работе круглого стола приняли участие представители ОЦАД, синодальных отделов РПЦ, богословы, светские эксперты. Основной доклад «Вызов цифровой культуры» подготовил священник Антонио Спадаро – теолог, писатель, директор журнала «La Civiltà Cattolica» («Католическая цивилизация»), советник Папского совета по культуре, автор книги-интервью с нынешним понтификом. Отправной точкой доклада стало предложение оценить не техническую революционность цифровой эпохи со всеми ее издержками, а ее антропологическое измерение. По его словам, интернет отвечает на «старые желания», которые были присущи людям всегда, – это «желание иметь отношения и знания». В этом ракурсе раскрываются слова Папы Франциска, что интернет – это «сеть, состоящая не из проводов, а из живых людей». Такое понимание не предполагает противопоставления реального и виртуального миров, к чему часто сводится критика цифровых новаций. Будучи «связующей тканью человеческого опыта», технологии коммуникаций имеют «духовную ценность»: «Христинин призван к пониманию глубинной природы, самой сути призвания цифровой технологии в отношении жизни духа… Возможность провозглашения веры в этой среде основана именно на духовной ценности цифровой среды», – утверждает о. Антонио, ссылаясь на соответствующие выказывания Франциска I и Бенедикта XVI.

http://sedmitza.ru/text/7922075.html

Идите и научите. Беседа с руководителем школы православного миссионера Юрием Максимовым Источник: Святой Покров Отослание апостолов на проповедь. Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) При храме Святого апостола Фомы на Кантемировской в Москве священником Даниилом Сысоевым была организована школа православного миссионера, в которую приглашались все, кто любит Бога и ближних своих и желает вступить на путь благовестника Святого Евангелия. После мученической кончины батюшки эта школа продолжает действовать. Нынешним руководителем ее является преподаватель Московской Духовной академии и семинарии Юрий Валерьевич Максимов . О том, как создавалась эта уникальная школа и о проблемах современного православного миссионера мы с ним и беседуем. – Юрий Валерьевич, расскажите нам, пожалуйста, как Вы задумали и открыли вместе с отцом Даниилом миссионерскую школу при храме апостола Фомы на Кантемировской? – С батюшкой мы были знакомы более десяти лет, и почти с самого начала знакомства мы обсуждали идею создания миссионерского института. На практике мы не раз убеждались, что для воспитания миссионеров необходимы специальные учебные заведения, которые бы помогали изучать специфику служения Богу на этом равноапостольном поприще и давали бы необходимые для этого знания, а также опыт. Мы задумывали это как миссионерский институт, но очень много времени прошло прежде, чем было получено благословение на такую инициативу. Только два года назад Святейший Патриарх Алексий II дал благословение на создание такой миссионерской школы при храме апостола Фомы, и тогда наши многолетние чаяния воплотились. Отличительная черта наших курсов – то, что происходит не только прослушивание лекций и конспектирование их, но и применение знаний на практике. Это – главное. Учащиеся выходят на уличную миссию. Конечно же, на улице встречаются разные люди: кто-то разговаривает с миссионерами о вере, кто-то не разговаривает, встречаются и атеисты, и мусульмане, и сектанты. Также миссионеры по благословению отца Даниила ходили на собрания сектантов, – совершенно открыто, как православные люди, – чтобы побеседовать о Библии, вступали с сектантами в дискуссии и тем самым приобретали неоценимый опыт. Кроме этого были и миссионерские поездки у подготовленных людей, которые уже на практике могли использовать полученные знания. Конечно же, отец Даниил был главным двигателем всего этого процесса. Когда все это заработало, отец Даниил приглашал меня читать лекции, проводить занятия вместе с миссионерами, а когда батюшка отошел от нас, приходится теперь мне координировать вопросы, связанные с обучением миссионеров в школе.

http://pravoslavie.ru/38158.html

Рубрики 15 фильмов о покаянии: выбор читателей «Фомы» 7 мин., 23.03.2021 Поделиться В соцсетях «Фомы» мы попросили читателей поделиться своими любимыми фильмами о покаянии. Пришло несколько сотен рекомендаций, из которых мы выбрали 15 самых частых. Важно: в подборке — фильмы для взрослых зрителей, мы не можем рекомендовать их для семейного просмотра.  1. «Восхождение», 1976. Режиссер Лариса Шепитько Военная драма, действие которой происходят в оккупированной Белоруссии в 1942 году. Главные герои — партизаны, которые ищут продовольствие для своего отряда и попадают в засаду. «Восхождение» — победитель Берлинского кинофестиваля 1977 года, удостоился премии Международного евангелического жюри и премии Международной католической организации в области кино. Вот что о нем рассказала наша (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ): « Для меня фильм “«Восхождение»” — особенный. Я не видела ничего подобного в жизни и не чувствовала. Это кино не про пафос и даже не про героев. Это про ... будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. 1976 год. Мне было на тот момент 10 лет, это был семейный культпоход в кино. Слава Богу, я смотрела фильм глядя в глаза Сотникову, без комментариев взрослых. И ВСЕ поняла. Что есть предательство, что есть ЛИК (а не лицо), есть СВЕТ, ЧИСТОТА и ВЫСОТА. Конечно, я, советский ребенок, никогда не держала в руках Библию. Но у меня был фильм Ларисы Ефимовны “Восхождение”. Для меня, десятилетнего ребенка, это было Евангелие. Ведь “покайся” значит “изменись”... Я вышла после просмотра фильма абсолютно измененной, это был другой человек». 2. «Белый Бим Черное ухо», 1976. Режиссер Станислав Ростоцкий Фильм — экранизация одноименной книги Гавриила Троепольского о преданной собаке и очень разных людях, которые встречаются на ее пути в поисках хозяина. «Белый Бим Черное ухо» был номинирован на премию «Оскар» в 1977 году как лучший фильм на иностранном языке. «У всех бездомных собак когда-то были хозяева». 3. «Андрей Рублев», 1966. Режиссер Андрей Тарковский

http://foma.ru/15-filmov-o-pokajanii-vyb...

Евангелие не таит от своего читателя немощей и несовершенств тех, о ком, наряду со Христом Спасителем, повествуют его строки. Причем не исключительно в тех случаях, когда речь идет о врагах Божиих. Поэтому прочесть в нем можно не только о властолюбии, зависти, лукавстве и злобе начальников иудейских, но и о предрассудках, во власти которых во многом находились еще не просвещенные Святым Духом апостолы. Можно увидеть, как они спорили о первенстве, проявляли маловерие, малодушие, не могли бодрствовать с Учителем своим тогда, когда в этом более всего настояла нужда. Евангелие рассказывает о предательстве Иуды, но не умалчивает и об отступничестве Петра. Зачем нам это знать? Для чего это нужно? Почему в Евангелии обо всем этом говорится? Почему... Да потому, прежде всего, что это правда. И не могло слово Божие, слово Истины ее, столь важную, столь необходимую, сокрыть от нас. Нам действительно не просто важно, но и необходимо знать, что апостолы были такими же людьми, как и мы, с «нашими» недостатками, страстями, слабостями. Иначе, не сознавая этого, как мы поверим, что способны стать такими, как они? Теоретически, конечно... Мы все будем говорить: «Ну, это же апостолы...» А так, ведая, как оно было все с ними, проще им подражать — должно быть. Но что порой получается в действительности? Словно забывая о том, какими апостолы соделались потом (и не только по благодати Духа Святого, но и по силе своего произволения), как жизнь свою прожили, как завершили ее, мы начинаем относиться к ним как-то чрезмерно фамильярно, «на равных». И звучат такие смелые словосочетания: «предательство Петра», «неверие Фомы» ... А права-то на них, мне кажется, нет у нас. Во-первых, потому что не нашей это меры дело — так вот быть за панибрата с учениками и самовидцами Христовыми. А во-вторых, слишком многое понимаем мы неполно, неглубоко и оттого неверно. Вот то же «неверие Фомы», то же уничижительное: «ну ты, Фома неверующий!» или и вовсе: «неверный»! Откуда такое высокомерие, откуда такая близорукость?

http://pravoslavie.ru/61437.html

Рубрики Как художники изображали Страсти Христовы и Распятие? 26 мин., 18.04.2019 Поделиться Тема Страстей Христовых – духовный и художественный фундамент не только христианской, но и мировой культуры. К образу страдающего Христа тянулись мастера с разными убеждениями. Этот сюжет можно встретить во всех художественных стилях — от катакомбной живописи до сюрреализма и современных постмодернистских течений. Как формировался комплекс сюжетов Страстного цикла? Какова специфика подхода к образу страдающего Христа в православной, католической и протестантской традициях? Об этом рассказывает Наталья Боровская, кандидат искусствоведения, историк культуры, профессор Российской академии живописи. Еще лекция Натальи Боровской Посмотреть все лекции Лектория " Фомы "   Расшифровка: Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Боровская Наталья Федоровна. Я историк искусства, кандидат искусствоведения. Занимаюсь искусствоведческой педагогикой. Я профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, преподаватель многопрофильного лицея «Красносельский», Теологического института святого Фомы и автор целого ряда публикаций, посвященных, главным образом, христианскому искусству. Сегодня мы проведем с вами вечер в общении с одной из самых интересных и самых сложных, и самых трагических тем христианской художественной культуры — темой Страстей Христовых. Эта тема притягивает к себе художников самых разных убеждений, церковной и национальной принадлежности, стилевой ориентации. Очень часто за нее берутся даже мастера, далекие от какой бы то ни было церковной жизни и имеющие порой даже весьма сложные и приблизительные представления о христианском учении. Потому что личность страдающего Христа притягивала, притягивает и будет к себе притягивать художника, так же как каждого чувствующего, мыслящего и жаждущего истины человека. Сначала мы немножечко поговорим о том, что это такое: Страстные сюжеты в художественной культуре. Возможно, я сейчас буду говорить прописные истины, но для начала разговора их необходимо, на мой взгляд, вспомнить и освоить. Прежде всего, это сюжеты Страстной недели, а Страстная неделя — это последняя неделя земной жизни Христа, и сюжеты, которые считаются в Евангелии Страстными, начинают свой отсчет с событий, происшедших после Тайной Вечери.

http://foma.ru/kak-hudozhniki-izobrazhal...

Дональд Карсон (баптист) Читая Евангелия Что такое Евангелие? «Евангелие» означает «добрая, или благая весть». Евангелие – это радостная весть об Иисусе, о том, что Он был услышан и в Него поверили, проповеди о Нем. Почему же мы говорим о первых четырех книгах Нового Завета как о «Евангелиях»? До этого не было известно ни одной книги под таким названием. В начале II в., однако, христиане могли говорить о «Евангелии» как о книге и отличали одно такое «Евангелие» от другого. В конце II в. Ириней говорил о существовании четырех «Евангелий» как о само собой разумеющемся, как о том, что существуют четыре стороны света и четыре ветра. Вероятно, этот термин, сам того не подозревая, ввел Марк. Он начал свой рассказ об Иисусе словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Несомненно, что под «Евангелием» он подразумевал не жанр, но тему своей книги. По мере того как писались другие такие книги, это наименование прочно вошло в обиход, и последующие три книги стали известны под названием «Евангелие согласно…» Повествование Марка об Иисусе, вероятно, самое раннее из дошедших до нас Евангелий. Но, скорее всего, оно не было написано первым, поскольку в Лк. 1:1 говорится, что «многие» предпринимали попытки сделать то, к чему ныне и он сам приступил (хотя Лука и не пользуется термином «Евангелие» для собственной работы). Изначально последователи Иисуса делились своими воспоминаниями о Его жизни и учении в устной форме, будь то беседа или формальное обучение. Эти воспоминания сохранялись и передавались в течение длительного времени вплоть до начала составления письменных свидетельств. Они, по всей вероятности, были более короткими и менее информативными, чем известные нам Евангелия, и постепенно с появлением более пространных свидетельств выходили из употребления. А в итоге не сохранились. Когда в Новом Завете оформился этот особый жанр, стали писаться и другие «Евангелия». Но поскольку эти более поздние евангелия не вошли в канон Писания, многие из них не сохранились. Некоторые известны нам только по названиям, поскольку раннехристианские писатели упоминают и цитируют их. Другие появились на свет совсем недавно, когда в египетской пустыне были обнаружены древние копии. Одно из ранних – Евангелие Фомы – представляет собой собрание из 114 изречений Иисуса, включающих и простые высказывания, и пространные притчи. Со II в. известно Евангелие Петра, в котором более подробно, чем в канонических Евангелиях, рассказывается о смерти и воскресении Иисуса. К тому же периоду относят «прото Евангелие» Иакова, которое ярко рассказывает о рождении и жизни Марии и обстоятельствах рождения Иисуса. Другие произведения, которые названы «Евангелиями» (напр.: Евангелие Филиппа и Евангелие Истины), по сути дела не являются жизнеописаниями Иисуса, но религиозными или философскими трактатами, совсем не похожими на канонические Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Скачать epub pdf Глава 1. Общий контекст нагорной проповеди Евангелие от Матфея включает пять пространных речей Иисуса Христа. Первая из них – Нагорная проповедь, занимающая около одной девятой всего объема книги. Ни одно другое Евангелие не содержит столь обширного и последовательного изложения духовно-нравственного учения Иисуса, хотя многочисленные параллели к Нагорной проповеди мы встречаем в других Евангелиях, в частности у Луки 7 Возможно, что на каком-то очень раннем этапе развития христианской письменности Нагорная проповедь существовала как самостоятельное литературное произведение и была целиком включена в повествование Матфея. Возможно также, что Нагорная проповедь была соткана из различных более коротких тематических блоков, бытовавших в устном или письменном предании. Однако никакими текстологическими данными, подтверждающими такую возможность, наука не располагает. В современной научной литературе Нагорная проповедь чаще всего рассматривается не как речь Иисуса, зафиксированная одним из Его учеников, а как продукция евангелиста Матфея, в лучшем случае основанная на отдельных изречениях Иисуса, сшитых в единую литературную ткань евангелистом. Г. Штрекер, автор одного из современных комментариев к Нагорной проповеди, пишет: Ни одно надлежащее толкование Нагорной проповеди не может игнорировать результаты более двухсот лет историко-критического изучения Нового Завета. Одним из его результатов является уверенность в том, что Нагорная проповедь в первом Евангелии не является речью Иисуса, но представляет собой литературный труд евангелиста Матфея, ибо между «историческим Иисусом» и созданием четырех Евангелий лежит огромная область устной и письменной традиций ранних христианских общин. Именно там, в постоянно меняющихся условиях общинной мысли и жизни, интерпретировалось «Евангелие Иисуса» 8 . Картина, которую рисуют многие исследователи, сводится примерно к следующему. Около 70 года по Р. Х. появилось самое краткое из четырех Евангелий – от Марка. Оно легло в основу двух других синоптических Евангелий – от Матфея и Луки. Тот материал в Евангелиях от Матфея и Луки, который отсутствует у Марка, должен быть заимствован из другого первоисточника: ученые назвали его буквой Q 9 .Несмотря на то что источник Q так никогда и не был найден, многие ученые настолько уверовали в его существование, что даже ссылаются на него как на реально существующий текст. В 2000 году вышло критическое издание этого мнимого первоисточника, базирующееся на отдельных стихах синоптических Евангелий и апокрифического «Евангелия от Фомы», вырванных из общего контекста и представленных в виде параллельных столбцов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Часть 2. Исторические источники Жанр источников Практически все свидетельства о жизни и учении Иисуса из Назарета относятся к письменным источникам. Наиболее важные свидетельства содержатся в книгах Нового Завета. Подавляющее большинство ученых согласны, что почти все книги Нового Завета были написаны на протяжении первых 110 лет христианской эры, т.е. не позднее (а многие – и ранее), чем через 85 лет после событий, ставших главным предметом их освещения – последних трех лет жизни Иисуса, и того, что за этим последовало. Сохранилось несколько других христианских текстов, которые относятся, по всей видимости, к концу рассматриваемого периода. Из них Первое послание Климента обычно датируют 96 годом н.э., а Послания Игнатия Антиохийского – примерно 106 годом н.э. «Евангелие от Фомы», представляющее собой собрание притчей и коротких рассказов об Иисусе (не вполне уместно названное «Евангелие»), должно было появиться где-то между 60 и 140 годами н.э. В иудейской и языческой литературе интересующей нас эпохи также встречается несколько кратких, но порой весьма значимых ссылок на христианство 39 . Но факт остается фактом: самые важные для нас свидетельства содержатся в книгах Нового Завета. Итак, очень многое будет зависеть от того, что мы отнесем к условностям жанра, как оценим достоверность авторов и что назовем источниками этих книг. Под «условностями жанра» я подразумеваю то, насколько авторы книг при создании отдельных частей своих произведений, повествующих о том или ином событии, стремились представить эти части как точный подробный рассказ о неком историческом событии. Для сравнения отметим, что, согласно мнению многих ученых, у авторов некоторых книг Ветхого Завета не было подобных намерений. Так, например, по общему убеждению Книга пророка Ионы и Книга пророка Даниила суть не исторические повествования как таковые, но художественные произведения, цель которых воодушевить читателя. Книга Даниила содержит рассказы о героизме взятых пленниками в Вавилон иудеев, которые, несмотря на попытки царя Навуходоносора силой принудить их совершать жертвоприношения его богам, сохранили приверженность своей религии. Эти повествования были созданы спустя 300 лет после вавилонского плена и призваны поднять дух иудеев, подвергающихся аналогичным преследованиям со стороны сирийского царя Антиоха Эпифана. Книга пророка Ионы представляет собой рассказ о пророке, сначала попытавшемся уклониться от возложенной на него Богом миссии проповедовать среди язычников, но затем исполнившем свое предназначение. Цель ее – побудить иудеев к прозелитизму. Исследователи Нового Завета задаются вопросом, сколь сильно подобный элемент представлен в повествовательных частях Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

24 апреля. Лазарева суббота. [Когда Иисус узнал, что болен Его друг Лазарь, то тут же отправился к нему в Вифинию. Но к тому моменту, когда Он пришел, Лазарь был уже четыре дня как мертв и лежал в погребальной пещере. Иисус заплакал о смерти друга. А потом повелел отвалить камень, закрывавший вход в пещеру, и сказал Лазарю, чтобы тот выходил. И Лазарь вышел из могилы... Весть об этом чуде быстро разлетелась между иудеями. Именно тогда первосвященники и фарисеи решили убить Иисуса]. Ил. — С.5; 25 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). [Иисус далеко не в первый раз входил в Иерусалим. Но теперь жители города встречали Его с царскими почестями, с криками: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21:9). Причиной этому стало небывалое событие, происшедшее накануне, — воскрешение Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле. Люди поверили, наконец, что Иисус — тот самый Мессия, грядущий Царь Израиля, которого они ждали много столетий. Через несколько дней, увидев, что Иисус арестован, эти же жители Иерусалима будут кричать Понтию Пилату: .. .возьми, возьми, распни Его! (Ин 19:15)]. Ил. — С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда. Господь прощал, а нам зачем ? [ " Если мне или, что еще хуже, моим ближним делают какое-то зло, почему я должен прощать? Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, на которых спотыкается наш человеческий ум, пытаясь усвоить евангельский призыв к прощению врагов. И замешательство только растет, когда мы, подобно Петру, спрашиваем: но сколько же можно прощать такое, достаточно ли семи раз, например?..«]. Фото свящ. Игоря Палкина, Владимира Ештокина//Фома. апрель 2021. — С.6-7. — (рубрика « Колонка главного редактора »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает адвокат, преподаватель Глеб Глинка //Фома. апрель 2021. — С.98-99/3-я стр. обложки/. — (рубрика « Эпилог »). Парсуна номера: « Парсуна» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас» , в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» народного артиста России Дмитрия Певцова.

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-216-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010