Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОЯВ II католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646). Род. в сел. Гедала пров. Бет-Арабайе (Арбайестан). Учился в Нисибинской школе, к-рую вместе с 300 учениками и частью преподавателей покинул в 601 г. из-за несогласия с последователями главы школы, экзегета Хенаны Адиабенского . Неск. лет учительствовал в г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак), между 610 и 620 гг. был рукоположен во епископа Балада, хотя состоял в браке. После убийства Хосрова II и коронации его сына Кавада-Широе (628) несториане получили возможность созвать Собор для избрания католикоса. В предшествующий период вдовства кафедры (с 608/9), последовавший за временем активного вмешательства иран. властей в жизнь христ. подданных, делами несторианской Церкви ведал Бабай Великий . Ему, по свидетельству Фомы Маргского , съехавшиеся в Ктесифон епископы предложили занять престол католикоса, но Бабай отказался, и католикосом единодушно был избран И. В 630/1 г. для подтверждения мирного договора с Византией (628) по распоряжению персид. царицы Боран в Сирию было отправлено посольство в составе И., митрополитов Кириака Нисибинского, Павла Адиабенского и Гавриила из Карки-де-Бет-Селох, а также Ишоява, еп. Ниневийского (впосл. католикос-патриарх Ишояв III ), Сахдоны (Мартирия) , еп. г. Махозе-д-Ареван, и др. Для встречи с имп. Ираклием , к-рый находился в Верое (ныне Халеб, Сирия), делегатам пришлось пересечь всю Сирию, где большинство общин были монофизитскими. В ставке императора, как отмечают хронисты, И. и сопровождавшие его клирики были допрошены для выяснения их вероисповедания. Имп. Ираклий потребовал от католикоса согласовать несторианский Символ веры с визант. (халкидонитской) доктриной, после чего причастился вместе с ним. По возвращении в Иран И. обвиняли в измене несторианству, особенно резко высказывался Бар Саума, еп. Сузский (2 его обвинительных письма к И. и ответ патриарха приводятся в «Хронике Сеерта»). Но царица Боран, довольная дипломатическим успехом миссии, встала на сторону И., и конфликт был улажен.

http://pravenc.ru/text/1237975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОДНАХ [Ишоденах; сир.   - «Иисус явился»; латинизированная форма Jesudenah (рус. Иезудена)] (IX в.?), еп. Басрский в юрисдикции Церкви Востока , восточносир. писатель. Сведений об И. почти нет. Из рукописной традиции следует, что он был епископом г. Перат-де-Майшан (Басры; ошибочный вариант - Касры). Его имя иногда встречается в рукописях c перестановкой корней (Днахишо). И. известен как автор «Книги целомудрия» - сборника 140 биографий сирийских подвижников и аскетических писателей от Мар Авгена (IV в.; см. Евгений , прп.) до Иакова Бет-Гармайского (кон. VII - нач. VIII в.). Сочинение было написано не ранее сер. IX в., поскольку в нем упоминается перенесение мощей, датированное 849/50 г. (§ 47). Труд, как считается, представляет собой компиляцию на основе «Рая восточных» Иосифа Хаззаи и ряда др. источников. Текст, сохранившийся, возможно, не полностью (Le Livre de la chasteté. 1896. P. 226), был опубликован с франц. переводом Ж. Б. Шабо по копии рукописи из халдейского мон-ря; переиздан лазаристом П. Беджаном с привлечением еще 3 рукописей под названием «История отцов, которые основали обители» (в приложении к «Истории монахов» Фомы Маргского). «Книга целомудрия» - важный источник по истории восточносирийского монашества сасанидской и раннеарабской эпох, иногда сообщающий уникальные биографические сведения (напр., о прп. Исааке Сирине (пам. 28 янв.)). Как указывает Авдишо бар Бриха († 1318) в «Каталоге писателей», И. принадлежит также 3-томное сочинение по церковной истории. Труд не сохранился и известен лишь по немногим ссылкам в хрониках Илии бар Шинайи ( 1046), Михаила Сирийца ( 1199) и Григория Бар Эвройо ( 1286). П. Нотен на основе анализа текста Илии бар Шинайи попытался отождествить это сочинение с анонимной араб. несторианской «Хроникой Сеерта», но его мнение не получило признания ученых. Из др. произведений И. (введение в аристотелевскую логику, мемры, мадраши, прозаические проповеди, надгробные речи) сохранилась акростишная мемра в честь св. Явнана (Ионы), основателя монастыря в Пероз-Шапуре (Анбаре) (IV в.).

http://pravenc.ru/text/1237969.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАДИШО ИЗ БЕТ-АРАМАЕ Дадишо из Бет-Арамае (ок. 529-604), мон.-несторианин, настоятель «Великого монастыря» на горе Изла (близ г. Нисибин, ныне Нусайбин, Турция). Представитель 2-го поколения восточносир. монашества, реформированного Авраамом Кашкарским , основателем «Великого монастыря» (VI в.). По сообщению Фомы Маргского (IX в.), Д. из Б.-А. в течение 7 лет был учеником некоего Стефана, затем стал первым учеником Авраама Кашкарского, длительное время подвизался вместе с ним, а после смерти наставника принял на себя управление монастырем. Ишодена Басрийский (IX в.) сообщает, что он был родом из региона Бет-Арамае, учился в школах Нисибина, Арбелы, затем удалился в горы, где жил в одиночестве. По пророчеству Авраама Кашкарского, через 3 месяца после его смерти он пришел в «Великий монастырь» и стал его настоятелем. Д. из Б.-А. прожил 75 лет, возглавляя монастырь до кончины. В соответствии с традицией в 588 г. Д. из Б.-А. ввел новые каноны для регулирования монастырской жизни, заменив общежительную форму монашества отшельнической (как образцы рассматриваются егип. монастыри). В канонах провозглашалась приверженность монахов антиохийской традиции богословия (Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский и Несторий) и были четко прописаны обязанности братии и настоятеля. Известно, что Бабай Великий († 628), 3-й настоятель «Великого монастыря», написал несохранившееся Житие Д. из Б.-А. В Ассирийской Церкви Востока память Д. из Б.-А. совершается в один день с Авраамом Кашкарским - во 2-ю пятницу после дня Освящения храма (начало литургического года). Ист.: Chabot J. -B. Le livre de la chasteté/Composé par Jésusdenah, évêque de Baçrah. R., 1896. P. 24-25 [сир. текст], 246 [франц. пер.]; idem. Regulae monasticae saec. VI ab Abrahamo Fundatore et Dadjesu Rectore Conventus Syrorum in Monte Izla conditae. R., 1898. P. 39-59, 77-102. Лит.: Райт. Очерк. С. 90-91; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 318-319; Duval R. La littérature syriaque. P., 19073. P. 169; Hermann T. Bemerkungen zu den Regeln des Mar Abrahm und Mar Dadischo von Berge Izla//ZNW. 1923. Bd. 22. S. 286-299; Baumstark. Geschichte. S. 130-131; Vöö bus A. Syriac and Arabic Documents Regarding Legislation Relative to Syrian Asceticism. Stockholm, 1960. P. 163-175; Van Roey A. Dadišo//DHGE. Vol. 14. Col. 9; Ortiz de Urbina. PS. P. 135-136; Tamcke M. Der Katholikos-Patriarch Sabrisho " I (596-604) und das Mönchtum. Fr./M.; Bern; N. Y., 1988. S. 41-50; idem. Theology and Practice of the Communal Life According to Dadisho//The Harp. 1991. N 4. P. 173-188; LTK. Bd. 2. S. 1371-1372; BBKL. 2001. Bd. 18. S. 333-334. Г. М. Кессель Рубрики: Ключевые слова: ДАДИШО КАТРАЯ (2-я пол. VII в.), восточносир. мон. и аскетический писатель из региона Бет-Катрае (зап. побережье Персидского зал., совр. Катар), автор неск. сочинений аскетико-мистического содержания

http://pravenc.ru/text/168628.html

В лит-ре (напр.: Bell G. L. Churches and Monasteries of the Tûr (?)lsquo;Abdîn and Neighbouring Districts. Hdlb., 1913. Nendeln, 1978r) иногда упоминаются др. обители И.: Дейр-эль-Авар, монастыри Мар-Ярет, Мар-Худахви (2 последних Брок локализует «над деревней Маарре» ( Brock. 1980/1981. P. 16)), однако, по мнению Фие ( Fiey. 1977. Р. 157-158), информация о них нуждается в проверке. Значение И. как 1-го центра монашества для сир. традиции сопоставимо со значением Киево-Печерской лавры для русской. И. была колыбелью месопотамского иночества. Впосл. мон-ри возникли в Сирии, Месопотамии и далее на Востоке. Так, в традициях «Великого монастыря» И. Раббан Яэкоб (Иаков) основал соседний монастырь Бет-Аве (Лесной), куда, как свидетельствуют «История монахов» Фомы Маргского (IX в.) и более поздние иноческие сочинения, переместился центр монашества после кончины Авраама Кашкарского. На юге, в Бет-Хузайе, эти традиции развивал Раббан Шапур (Шабур). Он основал обитель, носившую его имя, где, в частности, подвизался нек-рое время Мар Исхак с горы Матут, еп. Ниневии, известный грекам и славянам как свт. Исаак Сирин . Лит.: Hoffmann G. E. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. S. 167-173; Анатолий (Грисюк), сщмч. Исторический очерк сир. монашества до пол. VI в. К., 1911. С. 5, 11-13, 269, 282-284; V öö bus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Nisibe: Métropole syrienne orientale et ses suffragants, des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 134-157. (CSCO; 388. Subs.; 54); idem. Izla//DHGE. T. 26. Col. 493-494; Brock S. P. Notes on Some Monasteries on Mount Izla//Abr-Nahrain. Leiden, 1980/1981. Vol. 19. P. 1-19 (repr.: Idem. Syriac Perspectives on Late Antiquity. L., 1984. Chap. 15. P. 1-19); Palmer A. Monk and Mason on the Tigris Frontier: The Early History of Tur ‘Abdin. Camb., 1990; Hollerweger H. Turabdin: Lebendiges Kulturerbe. Linz, 1999; The Hidden Pearl: The Syrian Orthodox Church and its Ancient Aramaic Heritage/Ed. S. P. Brock e. a. R., 2001. Vol. 2: The Heirs of the Ancient Aramaic Heritage. P. 134-136, 165-166; Johnson D. A. Monks of Mount Izla. S. l., 2004; Chial à S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Magnano, 2005; Aphram I Barsoum, patr. The History of Tur Abdin/Ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2008; Jullien F. The Great Monastery of Mount Izla and the Defence of the East-Syrian Identity//The Christian Heritage of Iraq: Coll. Papers from the Christianity in Iraq I-V Seminar Days/Ed. E. C. D. Hunter. Piscataway (N. J.), 2009.

http://pravenc.ru/text/293880.html

Невозможно с полной достоверностью установить годы правления Г. К. как католикоса. Фома Маргский в гл. 16 «Книги правителей» делает предположение, что его католикосат длился 22 года. Однако, по мнению У. Баджа , это предположение весьма сомнительно и скорее всего основано на ошибке в годах царствования Хусейна и Хасана, правивших с 660/61 по 682 г. По мнению Илии бар Шинайи и Амра ибн Матты, Г. К. был католикосом 20 лет. У. Райт полагает, что Г. К. был на престоле с 661 по 680 г. Он похоронен (по сведениям Фомы Маргского) в Херте. Г. К. является автором гимнов, проповедей и молитв на разные случаи. Из дошедших до нас творений известны правила Поместного Собора Церкви Востока 676 г., проходившего в Дайрине (в районе Персидского зал.), в составлении к-рых, будучи председателем Собора, Г. К. принимал участие. Опубликовано его послание (Epistola dogmatica) к Мине, хорепископу Персии, написанное предположительно в 679/680 г. По мнению Ортиса де Урбины, этот текст дает представление о богословской позиции Г. К. Главной его темой является Боговоплощение, к-рое готовилось всей предшествующей мировой историей как искупление и освобождение разумных существ от власти греха. Важное место в трактате занимают вопросы христологии, в частности, автор рассматривает взаимоотношение божественной и человеческой природ Христа. Христологическая формула Г. К. воспроизводит ставшую традиц. для Церкви Востока формулу Бабая Великого : «И пусть Он - две природы - и Бог по природе и Кноме, и Человек по природе и кноме, мы однако исповедуем и славим одного Сына Божия, ныне и в Его пришествии снова и во веки» (цит по.: Селезнев. Христология. С. 126, ср.: Ortiz de Urbina. PS. P. 148-149). Второе Лицо Св. Троицы, он полагал, обладает некими исключительными свойствами. Г. К. проводит нек-рое личностное различие между Христом и Словом. Он пишет: «Хотя мы видим и знаем Человека Христа, однако мы также верим и исповедуем, что Он есть Бог, ибо Слово Божие восприняло Его Себе и соединило Его с Собой в нераздельном единстве и соделало Своим обиталищем навеки» (цит. по: Селезнев. Христология. С. 127, ср.: Ortiz de Urbina. PS. P. 149). Г. К. строго осуждал тех, кто мыслил Бога страдающим и распинаемым, как будто страданиям подвергается сама божественная природа. Божественную природу он считал единой как с Телом Христовым, находившимся во гробе, так и с Его Духом, обитающим в раю.

http://pravenc.ru/text/164369.html

Средствами к этому служат чтение Свящ. Писания, ежедневный труд, молитва и прекращение контактов с миром. И. С. выступает сторонником постоянного бдения, как физического (борьба со сном), так и духовного (борьба с нечистыми помыслами). Он рекомендует ежедневно вспоминать события минувшего дня и обличать себя в греховных делах и помыслах как наедине с собой, так и перед братией, что способствует смирению и постоянной молитве. Учитывая, что И. С. обращался к отшельникам, а не к киновийным монахам, смирение здесь означает всецелое подчинение воле Божией (что принципиально не отрицает возможности духовного наставничества). Христос для И. С. является образцом во всем, особенно в смирении, т. к. отказался от Своей воли ради исполнения воли Отца. Монашеский подвиг и покаяние вообще рассматриваются как способ возвращения человека в первозданное состояние Адама, к утраченной святости, к свободе от греха. Эта концепция покаяния И. С. имеет нек-рые черты сходства с богословием Оригена , однако И. С. придает ей только сотериологический смысл и остается чужд теоретико-онтологическим построениям Оригена. В «Аскетиконе» можно встретить и элементы критического отношения к «прежним подвижникам», к-рые опирались на строгую аскезу и умерщвление плоти, но при этом забывали о смирении и любви к ближнему. В VI в. «Аскетикон» был хорошо известен в Палестине, его знали преподобные Варсонофий Великий , Иоанн и Дорофей Газские, а также Исаия Газский. В более позднее время «Аскетикон» цитировали прп. Феодор Студит и прп. Иоанн Дамаскин . «Аскетикон» сохранился в переводах: сирийском (VI в., его редакция, возможно, создана Исаией Газским), коптском (VI в.), эфиопском (VIII в., вероятно, перевод с коптского), арабском. Широко была распространена сир. версия. Цитаты из нее присутствуют в сочинениях сирийцев-несториан Авраама Кашкарского (VI в.; V öö bus A. Syriac and Arabic Documents. Stockholm, 1960. P. 112), прп. Исаака Сирина , Дадишо Катрая (VII в.), Симеона д " Тайбуте (Милостивого; VII в.), Фомы Маргского (IX в.).

http://pravenc.ru/text/674860.html

Влияние Й. на иран. власти проявлялось и в том, что он выступал ходатаем за преследуемых новообращенных христиан из числа зороастрийцев. Ему удалось спасти от смерти мч. Ишосаврана , однако после повторного ареста Ишосавран был казнен (620/1). После 620 г., когда военные действия с территории Византии переместились в пределы сасанидского Ирана, Й. впал в немилость и по распоряжению Хосрова II был арестован. Год его смерти неизвестен. Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника , в 627 г. имп. Ираклий со своим войском праздновал Рождество Христово во владениях Й., однако однозначного указания, что это произошло еще при жизни Й., источник не дает. По сообщению Фомы Маргского , сыновья Й. Шамта и Курта (Кортак) в благополучные для семьи годы тоже состояли на царской службе. По поручению Хосрова II Шамта привез из Эдессы Свящ. Писание и богослужебные книги для мон-ря, основанного христ. женой шаха Ширин. Сыновья Й. посещали в заточении мч. Анастасия Персиянина (упомянуты в различных версиях его Жития). После смерти Й. Хосров уволил их со службы, приказал взять под стражу жену Й. и держал ее в заточении до тех пор, пока не отобрал все имущество семьи. В 628 г. Шамта принял участие в дворцовом перевороте, в результате которого Хосров II был свергнут и убит, а на престол взошел его сын Кавад-Широе. Однако вскоре Кавад приказал арестовать Шамту из опасения, что в случае победы византийцев он захватит сасанидский трон и создаст христианскую династию. Шамта бежал в Хиру, но был схвачен, ему отрубили руку и посадили его в тюрьму; по повелению Шахрбараза, воцарившегося в 629 г., Шамта был распят перед ц. Бет-Наркос. Имя Й. было известно в Византии и в последующий период: имп. Константин VII Багрянородный (X в.) упоминает, что на торжественной церемонии в храме Св. Софии 1 янв. 639 г., в которой участвовали имп. Ираклий и его наследники, в числе высших сановников присутствовал «патрикий из рода Йездина» ( πατρκιος κατ Ισδην - Const. Porphyr. De cerem. P. 629). Ист.: Histoire de Jésus-sabran, écrite par Jésus-yab d " Adiabène/Ed. J.-B. Chabot//Nouvelles archives des missions scientifiques et littéraires. P., 1897. Vol. 7. P. 490, 499, 582, 584; Chronicon anonymum//Chronica minora/Ed. I. Guidi. P., 1903. Pt. 1. P. 23, 26-29. (CSCO. Syr.; Ser. 3. T. 4) (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов: Сирийские источники по истории Ирана и Византии//Зап. Ин-та востоковедения АН СССР. М.; Л., 1939. Вып. 7. С. 68-72); Thomas, Bishop of Marg â . The Book of Governors: The Hismoria Monastica/Ed. E. A. Wallis Budge. L., 1893. Vol. 2. P. 79-82, 112-115; N ö ldeke Th. Die von Guidi herausgegebene syrische Chronik: Übers. und Komment.//SAWW. Philos.-hist. Kl. 1893. Bd. 128. H. 9. S. 1-48; Hist. Nestor. Pt. 2(2). P. 449, 458-459, 473, 503-504, 524-525, 529-530, 532, 551-552, 556; Theoph. Chron. P. 320, 326.

http://pravenc.ru/text/1237997.html

857 Поводом к этой полемике послужило то обстоятельство, что в поэме Георгия Писиды сделано указание на то, что весть о водворении Креста в Иерусалиме пришла в Константинополь в Лазареву субботу. В 630 году Лазарева суббота приходилась на 31 марта, а в 629 – на 8 апреля. Принимая в соображение тогдашние средства сообщения, Бейнз находил промежуток между 21 и 31 марта слишком кратким для того, чтобы могло прийти известие из Иерусалима в столицу, и считал более правильным держаться 629 года. Вступив в переписку с г-ном Бейнзом, я узнал от него, что, ознакомившись с актами Анастасия, он считает вопрос решенным в смысле 630 года и постарается в печати отказаться от высказанного им недавно мнения. Весьма детальный анализ материала византийских хронистов, который представил Бейнз в своей статье, не лишает ее ученого значения, несмотря на ошибочность положения о дате, которую он отстаивал. В заключение этого обзора позволю себе указать на одно свидетельство хроники Михаила Сирийца, которое является подтверждением вывода Никифора о судьбе Креста. – В биографии епископа Севера имеется такое свидетельство: – Il у avait aussi un général de Mabboug qui était parent du saint (Sévère). C’est celui qui avait ramené de Perse et reçu de Schahrbaraz le bois sacré de la crucifixion et l’empereur Héracle l’avait rezu de lui á Mabboug. 858 Это свидетельство, являясь в дополнение к другим, сохраненным у Себеоса, Фомы Маргского и Табари, позволяет представить себе дело в такой последовательности. – Вступив в союз с Шахрбаразом в июле 629 года на свидании в Арависсе Триречном, в восточной Каппадокии, Ираклий оказал ему военную поддержку для его похода в Персию, имевшего целью отстранить своих личных врагов от влиятельного положения при дворе малолетнего Ардашира и занять первое место в государстве. В ожидании исполнения обязательств, принятых на себя Шахрбаразом, Ираклий отправился в столицу и провел так зиму, получая, очевидно, оповещения от своих людей, сопровождавших Шахрбараза, 859 и от него самого о ходе дел в Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Гомилии кафедральные Севира Даниил Юноша, апокриф Декрет Геласия Деяния (акты) апокрифические Аддая (см. также Учение Аддая) Иоанна Матфея и Андрея Павла и Феклы (см. также Деяния Феклы) Павла Петра (см. также Учение Петра) Филиппа Фомы Деяния апостолов, комментарий Деяния апостола Фомы Деяния Гурия и Шамуны Деяния Феклы (История Феклы) – см. также Деяния Павла и Феклы Диатессарон Дидаскалия Евангелие Двенадцати апостолов Евангелие Детства – см. Евангелие Фомы Евангелие от Матфея, комментарий на Евангелие Фомы Израильтянина Евангелия Кьюртоновские – см. Переводы Св. Писания Евсевиевы каноны Екклесиаст Жемчужина Жизнеописание Нестория Жизнь Авраама Житие Авраама Кидунаи Житие Антония ( Афанасия Великого ) Житие Ахудэммеха Житие Ефрема Сирина Житие Иакова Бурдеаны Житие Иоанна бар Афтоньи Житие Map Авы Старшего католикоса Житие Петра Ивера Житие Раббан-Хормизда Житие Савришо католикоса Житие Севира Антиохийского Житие Симеона Столпника Житие Филоксена Маббугского Житие Map Ахи Завет Господа Нашего Иисуса Христа – см. Testamentm Domini Завещание Адама Завещание Ефрема Сирина Законы гражданские римских императоров Изгарад История Ахикара (Хикара) – см. История Сеннахерима История Бет-Селоха и его мучеников История Ишосаврана История Константина Великого и его сыновей и т. д. История Map Мари История монахов, или Книга Начальников (Фомы Маргского) История обретения Креста История палестинских мучеников (Евсевия) История Преблагословенной Девы Марии История Сенахирима, его визиря Ахикара (Хикара) и т. д. История Феклы – см. Деяния Феклы Исход, комментарий Катену (анонимная) Катена Севира монаха Калила и Димна Каноны апостолов Книга Адама и Евы Книга Гераклида– см. Книга торговли Гераклида Книга законов стран Книга Иерофея Книга Мучеников (Маруты Майферкатского) Книга Начальников (см. также История монахов Фомы Маргского) Книга подсвечника святилища Книга предстоятелей Книга пророка Иова Книга пророка Исайи Книга Пчелы Книга степеней Книга Судей Книга торговли Гераклида Книга халифов

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В разное время яковитские лидеры базировались в Амиде и Тикрите, городе, который в наше время приобрел известность как родина Саддама Хусейна и его суннитского мусульманского клана аль-Тикрити, доминировавшего над­ Ираком при баасистском режиме. Однако когда-то Тикрит служил резиденцией Мафриана (Маферяна, или Освятителя), который возглавлял Яковитскую Церковь по всей Персии и Востоку. Даже в XI в. в Мелитене все еще было целых 56 церквей, а семь яковитских епархий подчинялись Мелитене . Монастыри множились, и, хотя сегодня от большинства из них ничего не осталось, этих обителей, должно быть, было столь же много, как и везде в христианском мире, включая Ирландию. Сегодня сохранилась горстка древних монастырей, и мы можем предположить, какими они были тогда, когда являлись наиболее почитаемыми святынями на христианской территории. Существовала сеть яковитских монастырей вокруг Тур-Абдина (ныне — юго-восточная Турция), в каждом из них были огромные цистерны для воды, необходимые для выживания в этой засушливой земле. Община Мар Гавриила, основанная в конце IV в., сегодня является старейшим функционирующим монастырем ­Яковитской Церкви (известной в наше время как Сиро-яковитская Православная Церковь). Само здание датируется примерно 510 г., но содержит более старые­ фрагменты . Рядом стоит монастырь Мар Хананьйя, святого Анании, построенный из желтого кирпича, за что его также называли Дейр-эз-Заферан, «шафрановый монастырь», чья история восходит к 490 г. С одиннадцатого века эти общины также были центрами церковной иерархии. Яковитские патриархи жили в Антиохии до 1034 г., а затем переехали в Мар Барсаума, недалеко от Малатьи, где проживало несколько сотен братьев. В 1293 г. патриархи поселились в Дайр-эз-Заферане, где их преемники оставались вплоть­ до 1924 г. Несториане также имели свои почитаемые монастыри, особенно дом Бет " Абе недалеко от Мосула, в котором было около трехсот насельников. Насколько обычным явлением­ были небольшие монастыри и скиты на севере Месопотамии, очевидно из работы IX в. Книга правителей епископа Фомы Маргского. В историях Фомы часто фигурируют настоятели и священнослужители, посещающие общины, о многих из которых даже не сохранилось записей. До наших дней дошли лишь остатки этих зданий под деревенскими мечетями в Ираке .

http://bogoslov.ru/article/6168863

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010