Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ [англ. development of dogma; нем. der Dogmenentwicklung; франц. le développement du dogme], попытка осмысления проблемы появления новых догматов в христ. вероучении, неразрывно связана с богословской оценкой идеи истории. Совр. наука немыслима вне понятий эволюции и истории. Понятие исторического процесса, прочно вошедшее в новоевроп. науку благодаря И. Г. Гердеру , Г. В. Ф. Гегелю , Ф. Шлейермахеру , И. Г. Дройзену , В. Дильтею , потребовало богословского истолкования. По словам систематизатора католич. богословской мысли XX в. Б. Лонергана , «старая догматическая теология не понимала истории… она мыслила не в понятиях эволюции и развития, а в понятиях универсальности и неизменности» (A Second Collection. 1975. P. 59). Д. р. т. впервые систематически формулируется кард. Джоном Генри Ньюменом (1801-1890) в работе «Эссе о развитии христианского вероучения» (An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1845). Эта работа является центральной в богословском наследии кард. Дж. Ньюмена, оказавшего огромное влияние на все зап. богословие. Достаточно сказать, что на Ватиканском II Соборе (1962-1965) Ньюмена «цитировали больше, чем какого-либо другого богослова, включая Фому Аквинского» ( Lapati. 1972. P. 124). Теория Ньюмена ознаменовала важный этап в осмыслении идеи истории в христ. богословии, однако не могла дать окончательное решение этой проблемы. В работах неотомистов XX в. (А. Дондейн, К. Вегер, Ж. Ладриер, И. Мец, К. Ранер ) внедрение идеи истории в католич. богословскую мысль по-прежнему рассматривается как одна из важнейших задач богословия. Лонерган видел осуществление этой задачи в «синтезе исторических и теологических целей таким образом, чтобы не было истории без теологии или теологии без истории, но обе были бы в тесном переплетении» (A Second Collection. 1975. P. 136). В истории средневек. богословской мысли на Западе совершенно особенное место принадлежит Фоме Аквинскому (ок.

http://pravenc.ru/text/Догматического ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Польше прошла международная конференция по теологическому наследию Фомы Аквинского В конференции приняли участие более 50 теологов из Польши, Великобритании, Ирландии, Нидерландов, Бельгии, Чехии, Украины и др. страны ВАРШАВА. На теологическом факультете Университета имени Николая Коперника в Торуне прошла трехдневная научная конференция под названием «Фома Аквинский и Отцы Церкви», сообщается на интернет-странице научного мероприятия. Как говорится в пресс-релизе форума, «реабилитация феномена традиции в рамках исторических и философских дисциплин, основным двигателем которой стали разработки Гадамера, произошло одновременно с возвращением и открытием сочинений наиболее влиятельных христианских мыслителей периода патристики. Это движение возрождения в теологии, начавшееся в первой половине XX в., решительно обосновало предельную важность исследования патристических авторов для понимания христианской веры». В русле этого направления, ученые, специализирующиеся по изучению философско-теологического наследия Фомы Аквинского (1224-1274) начали массово применять к его работам исторически-ориентированные подходы. Они трактуют его работы как продолжавшийся десятилетиями на протяжении жизни Фомы опыт постижения им библейских и вероучительных текстов, а также и жизненных реалий. При этом исследователи выявили, с одной стороны, значительный объём собственных интуиций и построений Аквината, а с другой, сильнейшее влияние на него патристических источников. Эта приверженность «ангельского учителя» (как часто называют Фому Аквинского за обширную учёность и глубину теологических прозрений) к традиции в сочетании с мощнейшим даром и склонностью к умозрительным построениям позволяют многим учёным утверждать, что теологию Аквината можно охарактеризовать как ориентированного «ad mentem patrum». (лат. – «на видение отцов»). Впрочем, это последняя характеристика остаётся предметом оживлённых дискуссий среди специалистов.

http://sedmitza.ru/text/8845937.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОТОМИЗМ Сформировавшееся в кон. XIX в. интеллектуальное течение в католич. культуре, фундаментом к-рого является представление об исключительном значении и первенствующем положении наследия Фомы Аквинского . До 60-х гг. XX в. Н. был офиц. философским и богословским учением католицизма . После Ватиканского II Собора утратил господствующую позицию, оставаясь, однако, и в наст. время заметным направлением католич. мысли. Становление Уже Тридентский Собор признал Фому Аквинского ведущим авторитетом в области богословия (см.: Berger. 2001. S. 88-91), однако в посттридентской схоластике XVI-XVIII вв. томизм приобрел гораздо более широкое значение в качестве фундамента католич. интеллектуальной культуры - философии, богословия, этики и права. Комментарии Каэтана , Ф. ди Сильвестро (Феррарца), Ф. Суареса , Г. Васкеса и др. схоластов делаются ведущими руководствами по философии и богословию. В программах крупнейшей сети католич. образовательных учреждений, управляемой иезуитами, прямо указывается, что «о св. Фоме… нужно говорить только с почетом, и каждый раз, когда будет уместно, с дорогой душой идти за ним; а если [у св. Фомы будет найдено] что-либо менее подходящее - то отступать от него с уважением и грустью», преподаватели богословия также «во всем придерживаются учения святого Фомы и принимают его за собственного доктора; и прикладывают все усилия, чтобы и студенты относились к нему наилучшим образом» (Ratio studiorum et Institutiones scholasticae Societatis Jesu. B., 1887. Bd. 2. S. 330, 332, 300. (Monumenta Germaniae Paedagogica; 5); цит. по: Шмонин Д. В. Regulae professoribus, или Как иезуиты учили философии//Вестн. РХГА. СПб., 2009. Т. 10. Вып. 4. С. 96). В то же время отделение в составе томистского синтеза философского содержания от богословского сыграло важную роль в становлении философии как автономной дисциплины. За период XVII-XVIII вв. были созданы десятки академических курсов «ad mentem Doctoris Angelici» (в духе ангелического доктора). В период Французской революции вместе с разрушением системы церковного образования утратил значение и культивировавшийся в ее рамках томизм.

http://pravenc.ru/text/неотомизма.html

Илиотропион «Самым известным и читаемым произведением, связанным с именем свт. Иоанна, стала изданная его учениками книга «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири». Основой издания явилось сочинение нем. католич. богослова, учителя риторики Мюнхенской семинарии ордена иезуитов Иеремии Дрекселя «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina», изданного в 1627 г. в Мюнхене. «Heliotropium…» в 1630 г. был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский иеродиакона Феофана. Свт. Иоанн взял для перевода латинский текст, переработал его, адаптировав для православного русского читателя. В русском переложении сочинение «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика»(Гумеров А., свящ. Предисловие//Иоанн (Максимович), митр. Илиотропион. М., 2008. С. 4). «Илиотропион» представляет собой богословский трактат, посвященный сложнейшей проблеме согласования Божественной и человеческой воли. В сочинении в значительной степени отражено богословие свт. Иоанна, основанное на творениях св. отцов древней Церкви. Наряду с многочисленными ссылками на западных отцов: блж. Августина (тема взаимоотношения воли Божией и воли человека затрагивается в большинстве его произведений), прп. Иоанна Кассиана Римлянина, Иеронима Стридонского, свт. Амвросия Медиоланского; на позднейших католических богословов: Бернарда Клервоского (XII в.), Фому Аквинского (XIII в.), Фому Кемпийского (XV в.) и др. — в произведении много обращений к восточным отцам: свт. Василию Великому, свт. Иоанну Златоусту, прп. Нилу Синайскому, прп. Иоанну Дамаскину и др. Популярности «Илиотропиона» способствовало то, что он насыщен рассказами-примерами из Священного Писания, из житий святых, из истории, которые разъясняют сложные богословские вопросы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛАИ [швед. Olai] Эрикус († 24.12. 1486, Уппсала, Швеция), швед. историк, католич. богослов. Род. предположительно в 20-х гг. XV в., место рождения неизвестно. Информация о предках отсутствует; вероятно, О. происходил из простонародья. Он учился в школе при кафедральном соборе Уппсалы. В 1447 г. уехал в Германию и стал студентом Ростокского ун-та. В 1452 г. получил степень магистра искусств. Во 2-й пол. 50-х гг. XV в. вернулся в Швецию и был избран членом соборного капитула в Уппсале (1459). В 70-х гг. XV в. совершил поездку в Италию, в 1475 г. сдал экзамен на степень магистра теологии в Сиене. Вернувшись в Швецию, преподавал в Уппсальском ун-те, основанном в 1477 г. В шведских источниках О. иногда упоминается как доктор богословия ( Ferm. 1993), однако обстоятельства, при которых он получил докторскую степень, неизвестны. Возможно, титул «doctor sacrae theologiae» обозначал должность в ун-те или являлся выражением дани уважения. О богословских взглядах О. дают представление его трактат «Regula sacrae theologiae» (Принципы священного богословия), лекции, к-рые он читал в ун-те (сохр. конспекты одного из слушателей), а также написанная им «Chronica regni gothorum» (Хроника Готского королевства). О. придерживался консервативных воззрений, указывал, что древних учителей - блж. Иеронима Стридонского , свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина , свт. Григория I Великого - следует предпочесть современным (см.: Annerstedt. 1877; Nygren. 1953). В лекциях О. комментировал Евангелие от Матфея, часть трактата Бонавентуры «Breviloquium» (Краткое изложение богословия) о Св. Троице, трактат средневек. теолога Петра из Блуа о покаянии, соч. «De operibus trium dierum» (О трех днях творения) Гуго Сен-Викторского. Часто цитировал Аристотеля , Боэция , Фому Аквинского , Альберта Великого . О. приписывается швед. перевод посланий кард. Петра Дамиани. Значительное место в трудах О. отведено учению о непогрешимости Церкви в духовных вопросах, что нашло отражение и в «Хронике Готского королевства».

http://pravenc.ru/text/2578277.html

— Отец Павел, Вы часто, особенно в программных текстах, ссылаетесь на отца Георгия Флоровского. Кроме того, в своих размышлениях Вы отталкиваетесь от фразы, что быть христианином — это значит быть эллином. Почему для Вас так важно проговаривать этот тезис? — Отец Георгий был замечательным мыслителем, патрологом и для русского богословия XX века, конечно, является знаковой фигурой. Своей идеей неопатристического синтеза он сформулировал отчасти провокативную концепцию, которая заставляет так или иначе все время с ней соотноситься, соглашаясь или не соглашаясь. У него самого, как кажется, рамки того же эллинизма постоянно расширялись — так, в эллинисты он включил со временем и блж. Августина, и Фому Аквинского. Вообще же, он реагировал, очевидно, таким образом на идею Гарнака об эллинизации христианства. Весь XX век так или иначе ее подтверждает или опровергает. — Сейчас часто можно встретить, особенно в западных исследованиях, идею о том, что зачинателем неопатристического синтеза был святитель Филарет. Эту идею углубляют, ссылаясь на историю XIX века, включая в нее проекты по изданию святых отцов и т.д. Скажите, пожалуйста, сам отец Георгий Флоровский как-то видел эти дореволюционные корни своего мышления или считал себя «первооткрывателем»? — Конечно, к святителю Филарету он относился с большим пиететом, и можно проследить, как с течением времени он постепенно от него что-то воспринимал. Но однозначный ответ на некоторые вопросы у Флоровского трудно найти. С одной стороны, у него получается, что эллинизм рано или поздно должен был закончиться, а вместе с эллинизмом должен был закончиться и век святых отцов. Но с другой стороны, мы не можем ставить границы для века святых отцов. Можно, конечно, всю христианскую цивилизацию считать эллинистической, но тогда это уже настолько широкое понимание эллинизма, что оно просто теряет всякий смысл, даже концептуальный. Главный вопрос заключается в том, есть ли эта самая черта между веком (или корпусом, наследием — как хотите) святых отцов и нами или нет. Святитель Филарет считал, что этой черты нет. Когда создавалась первая патрологическая программа, которую делал святитель Филарет Гумилевский, то он как раз постулировал эту идею непрерывности святоотеческого Предания, настаивая, что, пока есть Церковь, продолжается святоотеческий век, и доводя программу до святителя Димитрия Ростовского. Святитель Филарет-старший в своем отзыве предложил продлить ее до святителя Тихона, хотя на тот момент он еще не был прославлен. То есть святитель Филарет представлял себе эту цепь прямо достигающей сегодняшнего дня. Но корректно ли тогда говорить о неопатристическом синтезе? По-моему, не совсем. А для отца Георгия эта черта, как мне кажется, все-таки существовала. Хотя в своих текстах он очень часто бывает интереснее, глубже и свободнее, чем в этих своих сформулированных жестких концептах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5825816...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Италии третьим по рангу политиком избран 42-летний католический философ из Папского университета Вступив на пост президента Палаты представителей, он первым делом поблагодарил Папу Римского РИМ. В Италии третьим по рангу политиком стал 42-летний католический философ из папского университета, который первым делом после избрания вознес хвалу Папе, сообщает catholicnewsagency. 42-летний Лоренцо Фонтана (Lorenzo Fontana) 14 октября был избран небольшим большинством –222 голосами из 400 – на пост председателя Палаты депутатов (нижней палаты парламента) Италии. В своей первой речи в роли председателя он с великим почтением упомянул Папу Франциска, святого Фому Аквинского и блаженного Карло Акутиса. Этот католический политик является слушателем Папского университета Святого Фомы Аквинского в Риме, также известного под названием Ангеликум (Angelicum). Источник в университете подтвердил изданию CNA, что Фонтана удостоился степени бакалавра философии от университета в 2021 году, а в настоящее время готовится к получению лицензии. Лицензия в системе папских университетов означает нечто среднее по значению между степенями магистра и доктора в США. Председатель Палаты депутатов считается третьим по рангу государственным чиновником в Италии после президента республики и председателя сената. Есть еще премьер-министр, носящий официальный титул председателя Совета министров, но он является главой правительства. Наиболее вероятной кандидатурой на пост премьер-министра Италии сейчас считается Джорджия Мелони (Giorgia Meloni), которую многие СМИ США успели окрестить католичкой, хотя сама она именует себя только «христианкой». Итальянская газета Il Corriere della Sera характеризует Фонтану как «верного католика», подчеркивая, что он обвенчан с женой Эмилией по старинному католическому обряду, существовавшему до Второго Ватиканского собора, и супружеская пара воспитывает единственную дочь. Фонтана является одним из лидеров правой партии Lega.

http://sedmitza.ru/text/10186476.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ватикан опубликовал доктринальное пояснение «Об изменении тайносовершительной формулы Крещения» Изменение формулы Крещения противоречит природе церковного служения ВАТИКАН. Доктринальное пояснение Конгрегации вероучения «Об изменении тайносовершительной формулы Крещения» было обнародовано 6 августа, сообщает Русская служба Радио Ватикана. Документ, одобренный Папой Франциском 8 июня, был разработан в ответ на доктринальные сомнения, возникшие в связи с употреблением в некоторых местах иной формулы Крещения, а именно: «Мы крестим тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Крещение, совершенное посредством такой формулы, отвечает Конгрегация, является недействительным, поэтому всем, над кем оно было совершено, должно быть преподано действительное Таинство Крещения. В доктринальном пояснении отмечается, что недавно имели место Крещения со следующей формулой: «От имени папы и мамы, крестного отца и крестной матери, бабушек и дедушек, членов семьи, друзей, от имени общины мы крестим тебя во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Произвольное изменение тайносовершительной формулы было обосновано необходимостью «подчеркнуть общинную ценность Крещения, выразить участие всей семьи и всех присутствующих, во избежание идеи сосредоточения сакральной власти священника в ущерб родителям и общины», что якобы отражает формула, представленная в Римском требнике. Произвольные изменения сопровождались и пастырской мотивировкой сомнительного характера. «Использование пастырской мотивировки, часто маскирует, также и непроизвольно, уклонение в субъективизм и желание манипуляции», - поясняет Конгрегация. Приводятся слова Романо Гуардини, утверждавшего, что если в личной молитве верующий может следовать сердечному импульсу, то в литургическом действе «он должен открыться иному импульсу, имеющему более мощные и глубокие истоки, который исходит из сердца Церкви, бьющегося сквозь века. Здесь не имеет значения то, что нравится лично ему или в тот момент кажется ему привлекательным». Конгрегация ссылается и на Фому Аквинского, который отвечает отрицательно на вопрос «могут ли крестить несколько человек?», поскольку эта практика «противоречит природе служителя».

http://sedmitza.ru/text/9910937.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кардинал Каспер считает, что Папа Франциск - радикал, но не либерал Газета L’Osservatore Romano опубликовала выдержки из новой книги Каспера о Папе Франциске ВАТИКАН. Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano опубликовала выдержки из новой книги кардинала Вальтера Каспера о Папе Римском Франциске. Как пишет отставной президент Папского совета содействию христианскому единству, Папа Франциск «является радикалом в смысле подчеркивания истоков послания Евангелия и радости, которую оно приносит». Папа «не защищает либеральную позицию, но радикальную позицию» и «не является ни традиционалистом, ни прогрессивным». Цитируя Ницше, Сартра, Хайдеггера, и других авторов XIX-XX веков, кардинал Каспер утверждает, что «современный человек испытывает недостаток в радости». «Послание Евангелия, которое приносит обновление и радость, является источником всего христианского учения и нравственной дисциплины», — витийствует бывший главный экуменист Римской курии. Как Евангелие является источником учения, так благотворительность является источником нравственной жизни, указывает кардинал Каспер в своем панегирике Папе Франциску. Вальтер Каспер заявляет, что особый акцент, который нынешний Папа делает на благотворительности как центральном моменте евангельской вести, помещает его в «великую традицию», которая включает в себя, хотя и разными способами, Блаженного Августина, святых Франциска Ассизского, Доминика Гусмана, Фому Аквинского, Второй Ватиканский Собор, а также (что придает утверждению кардинала Каспера особую пикантность) Мартина Лютера.   Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/5418408.html

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Немесий Эмесский Немесий (др.-греч. Νεμσεος; род. ок. 390), философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Немезий известен только по своему трактату «О природе человека», который посвящен разъяснению сущности человека. Немезий стоит на точке зрения традиционного александрийского неоплатонизма, то есть на точке зрения демиургической теории, лишенной анализа сверхсущего первоединства. Значительная часть трактата посвящена анализу отдельных психических способностей, который с точки зрения собственно неоплатонизма интереса не представляет. В заключительных главах трактата Немезий рассуждает о судьбе. Если человеку не удается поступать так, как велит ему свободный разум, и даже если вообще существуют пороки и преступления, то все совершается по усмотрению провидения. Провидение заботится о судьбе человека и всех людей вообще; и поэтому если, например, совершено преступление, это значит, что оно в том или ином смысле для человека необходимо (как, например, и для убийцы и для убиваемого). Провидение, в отличие от беспринципно действующей судьбы, действует только для конечного торжества человека как свободного разума, потому что и само провидение есть свободный разум. Во рассуждениях Немезия о свободе человека прослеживается влияние новых идей о личности, в отличие от теории безличных и безответственно действующих природы и судьбы. Однако, эту идею личности не только абсолютной, но и относительной Немезий пока еще не формулирует «сознательно» и однозначно. Тем не менее, трактат представляет собой примечательную попытку создания антропологической системы с точки зрения новой христианской философии. Моисей и Апостол Павел сравниваются с Аристотелем и Менандром; явно влияние доктрины Платона о пред-существовании и метемпсихозе. Иоанн Дамаскин и схоластики, включая Альберта Великого и Фому Аквинского, ставили трактат Немезия очень высоко (полагая, что он был написан Григорием Нисским, с которым у Немезия много общего). Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1143

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010