Шестой день. Св. ап. Фома. (О сомнении в деле веры). I. Св. апостол Фома, память коего празднуется ныне, по прозванию Дидим (близнец), родом галилеянин, был в числе 12-ти апостолов. Когда, по воскресении Господа, сказали Фоме, что Иисус Христос воскрес, Фома не поверил и сказал, что не поверит, пока сам не увидит Спасителя и не дотронется до ран Его. Чрез 8 дней по воскресении, Господь, явившись ученикам чрез затворенные двери, сказал Фоме: «посмотри на руки Мои и вложи персты в Мои раны, и не оставайся в неверии, но верь». Фома устыдился своего неверия и с радостью воскликнул: «Ты Господь и Бог мой!». Тогда Спаситель сказал ему: «ты поверил, когда увидел; но блаженны те, которые, не видя, веруют». По сошествии Святого Духа Фома по жребию пошел на проповедь в Парфию, Мидию и Индию. Он начал скорбеть о том, что на его долю выпали такие далекие и неизвестные страны, но Господь явлением Своим утешил его. Проповедь Евангелия в Индии Фома закончил мученическою смертию: он был пронзен копьем. II. Сомнение св. ап. Фомы, закончившееся глубокою верою, побуждает нас, братия, побеседовать ныне о сомнении в деле веры, которым заражены многие в настоящее время и которое нередко оканчивается к великому несчастию безверием, лишающим царствия небеснаго. а) Что такое сомнение в деле веры? Свящ. писание уподобляет сомневающихся «морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак. 1, 6 ). Сомневающийся не имеет почвы и устойчивости. Сомнение в вере есть следствие нравственного упадка человеческой души. Для примера можно указать на иудейский народ времен Господа I. Христа, то заявлявший и исповедывавший веру свою в Спасителя, то сейчас же отрекавшийся от этой веры. б) Душевное состояние сомневающихся в вере по истине ужасно. Сомнение в вере удовлетворяет только среди земного счастия, спокойно находится только в человеке, который, полный здоровья и жизни, каждое последнее мгновение смерти рассматривает как очень отдаленное событие. Но с того самого мгновения, как нашей жизни начинает угрожать опасность, когда являются болезни – эти предвестники смерти, чтобы напомнить нам, что страшная минута недалека от нас, если мы находимся в непредвиденной опасности и видим жизнь нашу висящею на волоске, тогда сомнение перестает удовлетворять нас, мнимая безопасность, которую оно нам обещало пред тем, превращается в страшную опасность, полную упреков, страха и ужаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Фома Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады. Имя его имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др.-греч. Δδυμος – Дидим). Близнецом именуется апостол и в Евангелии ( Ин.11:16 ; Ин.20:24 ; Ин.21:2 ). Одно из толкований этого именования дает историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещенного в Цветной Триоди: «Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец». Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском ( Ин.21:1-2 ), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком. О том, что он был избран Христом одним из двенадцати апостолов, сообщается у евангелистов Матфея, Марка и Луки ( Мф.10:2-4 ; Мк.3:14-19 ; Лк.6:13-16 ), и это не единственные упоминания о нем в Священном Писании. Когда Иисус Христос намеревался идти в Иудею, чтобы воскресить Лазаря, жившего до своей смерти, с сестрами, в Вифании близ Иерусалима ( Ин.11 ), Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с ним» ( Ин.11:16 ), поскольку апостолы знали, что иудеи хотели побить камнями Христа. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа (отсюда и известный фразеологизм «Фома неверующий»): «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). После восьми дней Господь явился апостолам, среди которых в этот раз был и Фома, показал Свои раны со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Святой апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ).

http://azbyka.ru/test/apostol-foma

Подпишитесь на наш Телеграм Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте расшифровку: Сегодня мы будем говорить о выражении «Фома неверный», которое используются нами, когда мы в чем-то не уверены, нам нужно представить доказательства, наш собеседник может нас назвать «Фомой неверующим» или «Фомой неверным». Интересно сравнить это наше привычное выражение с тем, как это звучит в Евангелии. Мы увидим, что неверие Фомы в Евангелии имеет дополнительные оттенки и помогает нам глубже понять смысл евангельской Вести. В 20-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, как в тот же день, когда Христос явился Марии Магдалине, вечером Он явился ученикам, но Фома не был в этот момент среди учеников. Прежде всего говорится о том, что Фома назывался Дидим, то есть Близнец. И это прозвище уже указывает на то, что между Иисусом и Фомой существуют какие-то особые отношения. Есть предание, которое говорит, что внешне Фома был очень похож на Иисуса, так что некоторые их воспринимали как родных братьев, близнецов. Эта деталь говорит о том, что между Фомой и Христом есть какие-то отношения, которые дают Фоме право с таким невероятным дерзновением выдвигать свои условия. Нужно почувствовать, что в поведении Фомы есть какое-то дерзновение, которое внешне похоже на шантаж: «я готов поверить при условии, что…» — и дальше выдвигаются условия: «если я увижу на руках Его знаки, отметины или следы от гвоздей, если вложу перст мой в рану от гвоздей и руку в ребра». Фома бросает вызов. Если это действительно шантаж (простите за откровенность), то на самом деле Господь имеет полное право это проигнорировать, потому что в таком случае не выполняют условия. Но Господь принимает этот вызов. Он исполняет то, чего требует Фома. Со стороны Христа это не просто знак какой-то благосклонности — как будто Бог идет навстречу и уважает то чувство, которое испытывает Фома, — может, это разочарование, может, это обида: «все видели, а я не видел». Более того, Христос дает это как некий дар, более того — как некий знак прощения и благодати. Фома не просто просит прикоснуться. Евангелист употребляет очень странный глагол, говорится буквально «брошу руку мою» — «брошу» как бросают мяч, как будто прицелившись на расстоянии; здесь какая-то сильная динамика.

http://blog.predanie.ru/article/smysl-vy...

Почему Господь Иисус Христос не явился всем иудеям по Воскресении Св. Иоанн Златоуст . «Воскресное чтение», 1809 Многие спрашивают и говорят: почему Господь по воскресении не явился тотчас всем иудеям? Вопрос тщетный и суетный. Если бы Своим явлением Он мог обратить всех к вере, то не преминул бы явиться всем. Но Он никак не преклонил бы иудеев к вере, если бы явился им по воскресении: сему Он научает нас чрез Лазаря. Ибо когда Христос воскресил сего четверодневного мертвеца, смердящего и тлевшего, когда по гласу Его сей мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал пред лицом всех, то и тогда не только не обратил их к вере, но еще раздражил против Себя. Пришедшие туда совещались убить и самого Лазаря за то, что он был предметом чуда Христова ( Ин. 12:10 ). Итак, если они за то, что Господь другого воскресил из мертвых, не уверовали в Него, то каким неистовством воспылали бы против Него, если бы Он явил им Себя Самого, воскресшего собственною силою? Хотя они ничего не могли бы Ему сделать, однако с большим неистовством устремились бы к нечестию. Посему, желая избавить их от напрасного неистовства, Он скрывался от них. Притом они подверглись бы и более жестокому наказанию, если бы Он явился им после Своих страданий. Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время (для обращения их) и открывался в знамениях и чудесах. Так, слышать Петра, говорящего: Во имя Иисуса Христа востани и ходи ( Деян. 3:6 ), не менее значило, как и видеть Христа воскресшего. И что первое служило весьма сильным доказательством воскресения (Христова) и, удобнее располагало к вере, нежели последнее, то есть что сердца человеческие скорее могли быть утверждены в вере видением чудес, совершенных во имя Его, нежели явлением Его Самого по воскресении, это явствует из следующего: Христос воскрес и явился Своим ученикам; нашелся, однако, и между ними один неверующий – Фома, называемый Дидим. Для уверения своего он требовал вложить персты свои в язвы гвоздинные, осязать ребра Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Антипасха в 2024 году — 12 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. 9 мая, 2021 Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти. Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

http://pravmir.ru/antipasxa-nedelya-o-fo...

Фома Дидим, ап. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Фома Дидим, ап. - житие Эта страничка относится к разделу   Фома Дидим, ап. Святой Апостол Фома. День Празднования - 19 Октября ( 6 октября ). Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовествие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двенадцати святых апостолов, 12 учеников Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа – “Аще не вижу на руку Его язвы гвоздиные, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры”. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. “Господь мой и Бог мой!” – воскликнул святой апостол. “Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким”. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Пафии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города. Мелиапора ( Мелипура ), святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская ( или Арапетская ) икона Божией Матери (6 сентября). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Фома Дидим, ап. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3588

Верующие Маланкарской Церкви (Индия) просят Всемирный Совет Церквей помочь в разрешении внутрицерковного конфликта 7 марта 2007 г. 11:31 Одна из ветвей Маланкарской Православной Сирийской Церкви (нехалкидонской) в индийском штате Керала обратилась к главе Всемирного Совета Церквей с просьбой о посредничестве в многолетнем внутрицерковном споре, который недавно вылился в уличные столкновения и привел к насилию. В середине февраля несколько маланкарских священников были избиты полицейскими в ходе демонстрации в городе Тируванантапурам, штат Керала. Демонстранты протестовали против того, чтобы последователи другой церковной ветви могли обучаться в семинарии. Другим предметом спора является право на церковное имущество. Маланкарская Церковь находится в состоянии раскола с 1912 года. Примерно половина верующих признает своим главой Патриарха Сирийской (так называемой «яковитской») Церкви, живущего в Дамаске. Другая ветвь провозгласила автокефалию, и с тех пор ее возглавляет Католикос-индиец. После этого двум частям Маланкарской Церкви удавалось воссоединиться лишь на период с 1958 по 1975 год. Глава общины, пребывающей в сирийской юрисдикции, Католикос Василий Мар Фома I обратился к генеральному секретарю ВСЦ Сэмюэлу Кобиа с просьбой вмешаться в спор, возникший между его Церковью и автокефальной Маланкарской Церковью. «Обычно Всемирный Совет Церквей не вмешивается в межцерковные споры», — заявил в интервью Ecumenical News International Кобиа, посетивший в феврале Индию. Тем не менее, он выразил готовность помочь. Со своей стороны, автокефальный Католикос Василий Дидим I также заверил Сэмюэла Кобиа, что его Церковь «открыта для примирения и сплочения». В конце февраля церковный Синод выразил готовность к диалогу для «достижения долгосрочного соглашения в этом споре». В штате Керала, расположенном на юге Индии, христиане составляют примерно 20% от 33-миллионного населения, то есть около 6,5 млн. человек. Самые многочисленные среди них — католики, на втором месте — нехалкидониты. По преданию, христианскую общину в Индии основал святой Апостол Фома, который прибыл в Кералу в 52 году н.э. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/209432.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Фома Дидим, ап. Описания иконы Фома Дидим, ап. - житие Святой Апостол Фома. День Празднования - 19 Октября ( 6 октября ). Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовествие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двенадцати святых апостолов, 12 учеников Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа – “Аще не вижу на руку Его язвы гвоздиные, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры”. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. “Господь мой и Бог мой!” – воскликнул святой апостол. “Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким”. По Церковному Преданию, святой ап[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Фома Дидим, ап. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Минологий-Октябрь (мцц. Мамелхва и Харитина, ап. Фома). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 11038.jpg:   Размер: 440x1084, 0.48 MPix, 93 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (198) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 11040.jpg:   Размер: 460x1372, 0.63 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (157) , (2) . Описание: [Икона 19 века.] святой апостол Фома и святой апостол Андрей Первозванный. Свято - Троицкая церковь.Староконстантинов.Дерево, левкас, масло. Файл 14084.jpg:   Размер: 1312x2057, 2.7 MPix, 1582 Kb. Дата: 2011-10-23, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (233) , (5) .

http://pravicon.com/icon-3173

6-е Святого Апостола Фомы Святый Апостол Фома – по-Еврейски, Дидим – по-Гречески (то и другое значит близнец), родом из Галилеи, слыша проповедь Иисуса Христа, когда Он проходил по городам и селениям, уча и исцеляя людей, – видя Его чудеса, пошёл за Ним, неотступно пребывал при Нём во всё время Его служения спасению рода человеческого и удостоился быть в числе 12-ти Апостолов Его. Фома был глубоко предан Христу. Когда Иисус перед тем, чтобы совершить воскрешение умершего Лазаря, намеревался пойти опять в Иудею, и ученики возразили Ему: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?» то «Фома сказал ученикам: пойдём и мы, и умрём с Ним» ( Ин.11:8, 16 ). – Когда Иисус в последней беседе со Своими учениками говорил им, что идёт приготовить место им в обителях Отца Своего, а потом придёт опять и возьмёт их к Себе, чтобы они были там, где Он, то «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь, и как можем знать путь?» На это скорбное недоумение любящей души Иисус отозвался: – «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ... ( Ин.14:5–7 ). После этих двух упоминаний о Фоме записано ещё в Евангелии знаменательное явление Иисуса Христа Ему по воскресении: когда в первый день недели, в тот самый, что воскрес Христос, «вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Таким образом исполнилось предсмертное обещание Христа: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше» ( Ин.16:22 ). «Фома же, один из двенадцати, называемый Дидим, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его – не поверю» ( Ин.20:24–25 ). Такое недоверие не может ли быть объяснено только пламенным сожалением, что не привелось Апостолу собственными чувствами убедиться в явлении воскресшего Христа... потребностью не только видеть, но и осязать то, что только видели другие Апостолы и истины чего не могло отвергать его давно уверовавшее во всемогущество Сына Божия сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16. Ин. 11:16 . Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с Ним. Ин. 20:24, 21:2, 14:5, 11:8 . ФомаДидим, т. е. близнец. Вероятно, под этим последним именем он был известен в преданиях христиан, для которых первоначально писано Евангелие от Иоанна, и этим изъясняется прибавление этого названия в его Евангелии при упоминании имени Фомы (ср. 20:24 и 21:2). Вероятно, прозвание это получил он потому, что был действительно близнец, а не в каком-либо иносказательном смысле. – Пойдём и мы умрём с Ним: несмотря на успокоительное и ободрительное изречение Господа (ст. 9–10), в решимости Его идти в Иудею Фома видел путь к смерти своего Учителя и живо выражает своё опасение, с желанием положить жизнь свою вместе с Ним: если Он идёт на явную смерть, то неужели мы оставим Его? Пойдём и мы на смерть с Ним. Это восклицание Фомы выражает, конечно, более личную преданность и любовь к Учителю, чем уверенность в мудрости Его решения снова идти в Иудею, хотя бы и ради друга их Лазаря. Но какая мудрость, какая любовь Господа к Своим ученикам проявляется в том способе, каким Он препобедил их опасения и нежелание снова идти в Иудею! 17. Ин. 11:17 . Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе. Ин. 11:6 . 18. Ин. 11:18 . Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; Мк. 11:1 . Придя: к селению, но, не входя ещё в самое селение (ст. 30), вероятно недалеко от места, где была гробница Лазаря (ст. 34). – Нашёл и пр.: общее замечание евангелиста, что прошло четыре дня со времени погребения Лазаря (см. прим. к ст. 11–13). – Вифания же была и пр.: замечание, служащее объяснением дальнейшего сказания, что много иудеев было в то время в доме Марфы и Марии в немноголюдном селении. Селение было близко от Иерусалима, и из этого последнего пришло много иудеев (ср. Злат., и Феофил.). – Стадиях в пятнадцати: на полчаса ходу, т. е. вёрст около двух с половиною. – Была: выражение можно считать указанием, что Евангелие было писано после разрушения Иерусалима и опустошения его окрестностей, когда селения уже не было, а были одни развалины его. Впрочем, это – не решительное указание, ибо прошедшее время могло быть употреблено просто потому, что повествуется о прошедшем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010