Послание написано из уз ( Флп.1:13 ). Из того, что при ап. Павле был Тимофей, ясно, что эти узы первые, а не вторые, когда Тимофея не было; следовательно, послание написано около 63 или в начале 64 года из Рима. 4. Отличительные черты Послания Послание к Филиппийцам во многом автобиографично. Ап. Павел раскрывает свою душу перед Церковью в Филиппах, преподает ряд увещаний, похвал, благодатных воспоминаний, а также высказывает ряд сокровенных мыслей о Христе. Богословское содержание Послания составляет возвышенная христология, учение о Христе как центре духовных устремлений христианина. Верующие должны воплощать в себе образ Христа, Который Сам воплотил в Своем подвиге волю Отца. В этой связи ап. Павел излагает учение о кенозисе (самоуничижении) Христа. Апостол предостерегает филиппийцов от опасности распространения ересей, учит почитать все тщетой ради познания Христа ( Флп.3:2–16 ), удаляться врагов креста Христова ( Флп.3:17–19 ), напоминает о неминуемости второго славного пришествия Господа и воскресения ( Флп.3:20–21 ). РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ 1. Значение уз ап. Павла (Флп.1:1–26) После приветствия и преподания благословения ( Флп.1:1–3 ), ап. Павел выражает искреннее и сердечное благодарение Богу за успех благовествования среди филиппийцев и молится о их непрестанном усовершенствовании «даже до дня Иисуса Христа» ( Флп.1:6 ). Он молится о том, чтобы любовь филиппийцев «еще более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп.1:9 ). Истинное познание выражается не в теории, а в духовной жизни, поэтому Апостол и молится, чтобы филиппийцы «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности» ( Флп.1:10–11 ). Ап. Павел был обеспокоен тем, что филиппийцы неправильно мыслили о скорбях его, о его заключении в узы, впадали в малодушие и уныние. Апостол извещает, что его узы послужили к еще большему успеху благовествования: теперь Евангелие сделалось известно всей претории ( Флп.1:12–13 ) (претория – дворец главных городских начальников и судей. С ними, а также их отрядом телохранителей ап. Павел в Риме имел тесные контакты), верующие воодушевились, «ободрились узами» Апостола, начав «безбоязненно проповедовать слово Божие» ( Флп.1:14 ). Апостол замечает, что некоторые проповедуют «не чисто», думая увеличить тяжесть уз» его ( Флп.1:16 ). Это, скорее всего, были иудействующие, которые, зная нерасположение римлян к иудейству (римляне в то время христианство почти не отличали от иудейства), проповедовали Христа с тем, чтобы вызвать еще большую ненависть к ап. Павлу. Но Апостол и такой проповеди радуется, так как она, хотя и усугубляет тяжесть его уз, в то же время распространяет весть о Христе ( Флп.1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Что касается своей будущей судьбы, то Апостол воодушевлен только одним желанием: прославлением Христа и уверен, что «ныне, как и всегда, возвеличится Христос... жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:20–21 ), т. е. если жить – то со Христом и для Христа, а если умертвят, то и мученичество послужит прославлению Христа. Апостол даже затрудняется, что избрать: жизнь или смерть. Его влечет и то и другое: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23–24 ), для дела проповеди. Оба желания имеют один мотив – любовь ко Христу, иначе они были бы безнравственны ( 1Кор.13:3 ). Но любовь ко Христу выражается в любви к ближним, поэтому Апостол предпочитает жизнь со всеми ее тяготами и скорбями. Поэтому он даже хвалится крестом Господа, которым он распялся для мира ( Гал.6:17 ) и с радостью носил язвы Господа на теле своем ( Гал.6:17 ). Ап. Павел выражает твердую уверенность, что будет освобожден от уз и встретится со своими друзьями в Филиппах ( Флп.1:25; 2, 24 ). Действительно, искренняя молитва с верой исполнилась: Апостол был освобожден и посетил Филиппы (около 65 г.). 2. Увещания к единодушию и смирению (Флп.1:27–2, 30) Вместо беспокойства о судьбе ап. Павла, филиппийцам следует «жить достойно благовествования Христова» ( Флп.1:27 ). Ап. Павел призывает всякого христианина: 1) быть ревностным борцом за веру евангельскую, не страшась ни в чем противников ( Флп.1:27–28 ), потому что нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» ( Флп.1:29 ); 2) иметь смиренномудрие и любовь между собою и искать не своей славы, но пользы другого ( Флп.2:1–4 ), по примеру Господа Иисуса Христа ( Флп.2:5 ). Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, принял образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Благодарность апостола филиппийцам и извещение их о своём положении ( Флп.1:1–26 ). После приветствия от своего имени и от Тимофея к филиппийским христианам с епископами и диаконами ( Флп.1:1–2 ) апостол благодарит Господа за их усердие к благовествованию, представляя таким образом и их участниками своей проповеди ( Флп.1:3–7 ), и молится, чтобы они более и более усовершались в любви и познании ( Флп.1:8–11 ). Затем, сообщая филиппийцам о том, как через его появление перед судом Евангелие сделалось известным даже в претории кесарей, и многие стали проповедовать оное – кто по ревности, а кто и по зависти и любопрению. Апостол радуется такому положению дел и высказывает уверенность, что всё, что ни случилось бы с ним, есть лишь к славе Евангелия ( Флп.1:12–20 ). И он в этом случае предпочёл бы смерть, чтобы быть со Христом, но так как он знает, что его жизнь полезнее для их усовершенствования, то он уверен, что останется с ними ( Флп.1:21–26 ). Стих 1. Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы. Рядом с собой апостол поставляет и Тимофея, потому что и он первоначально трудился в основании Церкви филиппийской и пользовался очень большой любовью их. Замечательно, что Павел не называет здесь себя апостолом, как в других Посланиях, потому, – как утверждает Феофилакт, – что в Филиппах никто не сомневался в его апостольстве, и название раба Христова обнимало все достоинства и все роды служения служителя Христова. [С епископы и диаконы. Все толкователи согласны в том, что здесь под епископами разумеются пресвитеры, так как в первенствующей Церкви не строго различались эти названия (Сравните: Деян.20:17–28 ; Тит.1:5:7 ), а часто принимались в их первоначальном значении: епископ – блюститель ( Деян.20:28 ), пресвитер – старец ( 1Пет.5:1; 2 и 3Ин.1:1 ), диакон – служитель ( 2Тим.4:5 ), и приписывались лицам не по иерархическому их положению, а по обстоятельствам дела. Причину же, почему только в одном этом Послании апостол посылает приветствие епископам и диаконам, Златоустый видит в том, что в Филиппах клир писал, благотворил и посылал к нему Епафродита].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Из многих, кого любил Павел, ему никто не был дороже юного ученика из Листры. Он считал его, как бы своим сыном. Тимофею, сыну моему, мой истинный сын в вере, сын мой возлюбленный – таковы названия, с которыми он обращался к нему ( 1Тим. 2:18 ; 2Тим. 2:1 ). А Филиппийцам он напоминает, насколько была ему известна верность Тимофея, так как он, как сын отцу, служил ему в благовествовании ( Флп. 2:22 ). И Тимофей, так всецело, сердцем и душой, соединился со святым Павлом, что между своими многочисленными учениками и сотоварищами, Апостол не находил никого еще столь правдивого, столь самоотверженного, столь искренне преданного делу Христову, как Тимофея (см. Флп. 2:20–21 ). Они вполне знали друг друга (см. 2Тим. 3:10–11 ). Но как святой Павел ни любил юного Тимофея, он еще больше любил свои Церкви. И если какая-нибудь Церковь нуждалась в предостережении или руководстве, или сам Апостол желал знать, насколько она преуспевает, то он всегда посылал туда своего возлюбленного сына, чтобы утешить гонимые Церкви Македонии (см. Деян. 19:22 ; Флп. 2:18–20 ), чтобы утишить смуту в Коринфе (см. 1Кор. 16:10 ), или, чтобы быть надзирателем Церкви Ефесской (см. 1Тим. 1:3 ), с ее многими смутами совне и внутри. Вообще, ни одно имя не связано так тесно с именем святого Павла, как имя Тимофея. Кроме двух посланий к нему, он упоминается вместе со святым Павлом, в числе тех пяти лиц, от имени которых надписываются и другие послания (Первое и Второе к Солунянам [Фессалоникийцам], Второе к Коринфянам, Филиппийцам, Колоссянам). Он был со святым Павлом в течение большей части его второго путешествия (см. Деян. 16:3, 17:14, 18:5 ), он был с ним в Ефесе (см. 1Кор. 4:17, 16:10 ), он сопровождал его в последнем путешествии в Иерусалим (см. Деян. 20:4 ), он утешал его при первых узах в Риме (см. Флп. 2:18–20 ). Его просит святой Павел принести ему фелонь, книги и пергаменты, которые он оставил у Карпа в Троаде, и побыть с ним при его вторых узах в Риме, пока еще можно его видеть в живых (см. 2Тим. 4:9–13 ). Таков был юноша, который теперь сделался сотрудником святого Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

III. Поучение филиппийцам (2:1 – 3:1) 1. Призыв к единодушию и единомыслию (2:1 – 4) 2. Пример Христа. Кенотический гимн (2:5 – 11) 3. Повторный призыв к единству (2:12 – 18) 4. Тимофей и Епафродит – помощники ап. Павла в деле проповеди (2:19 – 3:1) IV. Противопоставление «праведности по закону» и «праведности по вере». Пример ап. Павла 1. Призыв не надеяться на «плоть» (3:2 – 7) 2. Через отвержение своих «плотских» преимуществ ап. Павел надеется быть участником Воскресения Христа (3:8 – 11) V. Цель христианского жительства – преображение со Христом (3:12 – 21) 1. Пример ап. Павла в постоянном стремлении к достижению Христа (3:12 – 19) 2. Будущее небесное преображение (3:20 – 21) V. Заключительные части (4:1 – 23) 1. Заключительные наставления (4:1 – 9) 2. Благодарность филиппийцам за заботу (4:10 – 20) 3. Заключительные приветствия (4:21 – 22) 4. Благословение (4:23) Домашнее задание 1. Повторить по книге Деяний святых апостолов историю основания Церкви в Филиппах ( Деян. 16:20 ; Сорокин. С. 246). 2. Найти, в каких из пройденных Посланий и в каком контексте ап. Павел говорит о Церквах Македонии. 3. Что означает слово «епископ»? Где и в каком значении в Новом Завете оно встречается? 4. означает слово «диакон»? Где и в каком значении в Новом Завете оно встречается? 5. Что такое «претория» ( Флп. 1:13 ), «кесарев дом» ( Флп. 4:22 )? 6. Найти все места в Флп., в которых ап. Павел говорит о своей радости. 7. Перечитать гимны Раба Господня из книги пророка Исаии (42:1 – 4; 49:1 – 6; 50:4 – 11; 52:13 – 53:12). Составить план четвертого гимна. 8. Найти толкования христологического гимна Послания (например, Р. Шнакенбург. С. 117 – 131). 9. Составить План христологического Гимна (2:5 – 11) по двухчастной и трехчастной схеме. 10. Уяснить, что обозначает исповедание Христа Господом (см. Приложение 2). 11. толковым словарям выписать все значение слов μορφ, οχμα, ιχν. 12. значение слова праведность (διχαιοονη) и сочетания правда Божия (διχαιοονη θεο) (Комментарий к греческому тексту. С. 2021; а также Приложение 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тимофей был существенным приобретением: на долгие годы он станет ближайшим помощником Павла и его доверенным лицом. Павел будет посылать его в миссионерские поездки, Тимофей no поручению Павла посетит церкви для решения трудных ситуаций и проповеди Евангелия ( 1Кор. 4:17; 16:10 ; Флп. 2:19 ; 1Фес. 3:2:6 ). 178 Ему Павел адресует два послания, в одном из которых поблагодарит за многолетнюю верность и стойкость в гонениях: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» ( 2Тим. 3:10–11 ). В других посланиях Павел упоминает Тимофея в качестве своего сотрудника ( Рим. 16:21 ; 2Кор. 1:19 ; Евр, 13:23), называя его своим «возлюбленным и верным в Господе сыном» ( 1Кор. 4:17 ). Из четырнадцати посланий Павла шесть написаны от имени Павла и Тимофея ( 2Кор. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Кол. 1:1 ; 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ; Флм. 1 ). В Послании к Филиппийцам Павел говорит о Тимофее: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» ( Флп. 2:20–22 ). Эти слова демонстрируют доверие Павла к своему духовному сыну и его отеческую привязанность к нему. 179 Одновременно они содержат выпад против тех ненадежных сотрудников, которые «ищут своего». He называя никого конкретно, Павел мог иметь в виду тех, кто в разное время бросал его, предпочитая участию в его миссии какие-либо иные проекты. Об особой близости Павла к Тимофею и его семье свидетельствует и следующий текст, из которого мы также узнаем, что Павел рукоположил Тимофея: Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим. 1:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 56-м году апостол послал Тимофея с Ерастом в Македонию и Ахаию для сбора милостыни , которую он готовился отправить в Иерусалим для палестинских христиан ( Деян.19:21 ; 1Кор.16:10 ). Тимофей вскоре воротился и нашёл апостола ещё в Ефесе, но возмущение Димитрия принудило их удалиться из Ефеса. Проповедники вместе отправились в Македонию ( Деян.20:1 ). Здесь на пути Павел писал своё второе Послание к коринфянам ( 2Кор.1:1 ), а вслед затем и сам прибыл в Коринф. Тимофей был с ним, как видно из отправленного из Коринфа Послания к римлянам ( Рим.16:21 ). Во время великого путешествия Павла в Иерусалим, кончившегося, как известно, заключением апостола под стражу, Тимофей с другими спутниками сопровождал его до Асии ( Деян.20:4 ). Догадываются, что он продолжал это путешествие и дальше, до Милита, где апостол простился с ефесскими пресвитерами ( Деян.20:16–17 ) и, может быть, оставил им Тимофея, приготовляя в нём для Ефеса будущего епископа. В дальнейшем путешествии Павла мы не видим при нём Тимофея и он, вероятно, пришёл к апостолу в Рим уже к концу его двухлетнего пребывания под стражей. По крайней мере, мы опять встречаем имя Тимофея при отправлении апостолом Посланий к филиппийцам ( Флп.1:1 ), колоссянам ( Кол.1:1 ) и Филимону ( Флм.1:1 ), и узнаём ( Флп.2:19,23 ), что апостол хочет вскоре послать его в Филиппы, как только узнает исход своего дела, надеясь, конечно, и сам посетить основанные им в Азии и Европе Церкви. Хотя апостол Павел в означенных Посланиях из Рима не называет Тимофея узником, как, например, Аристарха ( Кол.4:10 ), но в Послании к евреям, написанном в начале 64-го года, он уже говорит об освобождении его из-под стражи ( Евр.13:23 ), и надеется вместе с ним посетить Палестину. Исполнилось ли это желание апостола, неизвестно; но на основании многих косвенных указаний можно понять, что апостол по освобождении из римской темницы прибыл на Восток, посетил многие малоазийские Церкви, был в Милите ( 2Тим.4:20 ) и тут же, вероятно, рукоположил Тимофея в епископа ефесской Церкви, несмотря на относительную его молодость (30–35 лет). Продолжая свой путь на Запад, апостол прибыл в Македонию ( 1Тим.1:3 ), где узнал о появлении лжеучителей в Ефесе и Асии и решился отправиться к своему ученику на помощь; но македонские и Ионийские Церкви не менее ефесской нуждались в личном присутствии апостола, и потому удерживали его. Апостол поспешил хоть письменно помочь Тимофею, и отправил к нему своё первое Послание ( 1Тим.3:14–15 ), вероятно, в 65-м году. Сам же, оставаясь некоторое время в Коринфе ( 2Тим.4:20 ), он думал о пути на Запад, в Испанию ( Рим.15:24 ), куда, вероятно, и отправился через Далматию и верхнюю Италию; но вскоре снова попал в темницу в Риме, уже для того, чтобы не освобождаться из неё в сей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

выражения «праведность Божия» (см. Комментарий к греческому тексту. С. 20–21; Райт. С. 92–109) Цель христианского жительства – преображение со Христом 3. 20 – небесное жительство христиан (ср. 1. 27) 3. 21 – прославление по образу воскресшего Христа (прояснение 1Кор 15. 51 ) а) уничиженное тело будет прославлено б) наше прославленное тело будет сообразно (συμμορφον – перекличка с двумя μορφη из гимна) телу прославленного Христа в) силой Святого Духа Заключительные части 4. 8–9 – Священное Предание в одном из его аспектов 4. 11–13 – сила ап. Павла – действующий в нем Христос (ср. Гал 2. 19–20 ) 4. 16 ср. с Деян. 17. 2 Стихи для узнавания Флп 1.29 Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. 2.9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. 3.4–7 Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 2–21 Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, Он действует и покоряет Себе все. 4.12–13 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Вопросы к зачету Смысл христианских страданий по Посланию ап. Павла к филиппийцам. Анализ христологического гимна ( Флп 2.6–11 ). Приложение 1. Толкование на христологический гимн (Флп 2. 6–11) 36 5. По новейшим исследованиям, частица ибо (γρ) здесь является вставкой (Эвальд, с. 102). В таком случае нужно полагать, что с 5-го стиха начинается речь о подражании Христу. «В читателях, – говорит Апостол, – должны быть те же чувствования или, лучше, то же настроение (τοτο φρονσθω ν μν), какое было и в Иисусе Христе». А какое настроение обнаружил Христос – об этом Апостол говорит далее, в следующем относительном предложении. [Критические издания новозаветного текста все читают здесь «сие мудрствуйте» (τοτο φρονετε), так как выражение «да мудрствуется» (τοτο φρονσθω) не встречается в древнейших рукописях и переводах. Тем не менее последнее чтение должно предпочесть первому, потому что, во-первых, оно принимается большинством греческих отцов, а во-вторых, если здесь может речь идти о поправке, сделанной переписчиком, то естественнее предположить, что более трудное и необыкновенное выражение φρονσθω было изменено в более понятное φρονριτε (применительно к стиху 2-му πληρσατε), чем наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Еще однажды прочитал я приятнейшие письма ваши от 7 и 18 Марта. He надлежало вам говорить мне так много похвальных слов, которые как толстые и длинные колоды на пути общения нашего. Они только что затрудняют меня. Сделайте милость, не теряйте дорогих часов, требуемых тем, что дороже всего. Советую вам всем желанием прилепляться к сосцам Премудрости Божией, которые она подает вам в Священном Писании двух Заветов, исполненные чистого словесного молока, чтоб вам сосать его, и возрастать от него во спасение своей души, и всей пасомой вами Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Советую тихо-мирно и умеренно понуждать себя на дело служения слову Божию. Таким образом слово Христово вселялось бы в вас обильно, со всякою премудростью ( Кол.3:16 .), а сим усилием вы входили бы в царствие Божие, которого ищете ( Лк.12:31 ), и которое внутрь вас ( Лк.17:21 ), или что тоже в вас входило бы, в вас открывалось бы царствие Божие ( Мф.6:9 −10; Мр.9:1 ), которое не иное что есть, как праведность (N.B. Флп.3:9 −11; 1 Kop.1:30; Еф.3:14 −19.), мир ( Рим.5:1 −2; Ин.14:27 ; Мф.11:28 −30; Ин.16:33 ; Флп.4:6 −7; Еф.2:14 −18) и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Откровение и прославление Сына Божия в вас ( Гал.1:16 ), совершаемое Духом Святым ( Ин.16:14, 17:10 ) посредством слова Божия ( Иак.1:18 ; Ин.14:6 ; Ин.1:1 ; Ин.17:14 −17; 1Пет.1:22 −25), дарованного нам в писаниях Пророческих и Апостольских, напитанных и умащенных помазанием от Святого ( 1Ин.2:2 −20, 24:27), и Богодухновенных ( 2Тим.3:16 −17; 1Пет.1:10 −12; 2Пет.1:21 ; 1Кор.2:12 −13.) не потому только, что мы их получили от Бога посредством Богодухновенных мужей, но и потому, что в сих Писаниях, Дух Святой дышит, и дышит там где хочет ( Ин.3:8 ). И потому одной душе в одном, другой в другом слове Писания, открывается родник Божественного учения, обличения, исправления, наставления. Братия и други! Вы требуете от меня разнообразного и многого, не забудьте, что вы человеки, и что я человек. Напоминайте мне о верности в воинствовании духовном, но прошу вас также иметь сколько-нибудь и доверенности ко мне. Сотрудника моего и верного друга и брата Стеф. Вас. Ландышева, которому по важным требованиям службы и по собственной надобности его, позволено побывать в Москве, и даже в Екатеринославе, 695 примите с радушием под кров свой благословенный. Помогайте ему во всем, как бы мне помогли. Поручаю ему рассказать вам все, о чем писать теперь времени нет. Благослови и прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ради Христа, говорит тот же Апостол, «я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3, 8). «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол Павел, — и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21). Он окончил свою жизнь мученической кончиной: он был обезглавлен мечом в Риме. Вот за эти труды и страдания Святая Церковь и почтила апостолов Петра и Павла названием «Первоверховные». Какой же урок и какое назидание извлечем мы из жизни святых апостолов Петра и Павла, этих великих тружеников на ниве Христовой? Отцы, братья и сестры! Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие — ту ниву, возделывать которую он призван. Нива — душа наша; жизнь земная — срок для ее обработки. Хозяин нашей души и жизни — Господь, Которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность — заботиться о своей ниве, о душе, о ее спасении. У кого же мы должны учиться этому, как не у тех же святых апостолов, величайших тружеников, которые всю свою земную жизнь посвятили на возделывание нивы Христовой? Жизнь этих святых апостолов дает нам не только спасительный пример, но и указывает сам путь спасения. Святые апостолы в своих сердцах имели твердую веру и любовь к Тому, Кто послал их на это великое дело. Подражая их житию, христианин также должен иметь крепкую веру и любовь к Тому, Чье имя проповедовали святые апостолы. Вера должна быть у нас непоколебимой, разумной и сознательной, чтобы ее не могли смутить никакие пустословия лжеименного разума (1 Тим. 6, 20). Имея такую веру, сердце истинного христианина должно гореть искренней любовью к Богу и людям, той любовью апостола Петра, которую он засвидетельствовал пред Христом: «Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя» — на троекратное вопрошание: «Симоне Ионин, любиши ли Мя ?» (Ин. 21, 15— 17). И той любовью к людям, о которой говорит апостол Павел: «Ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и преда-де Себя за ны» (Еф. 5, 2). Плодами этой любви, по учению апостола Павла, являются совершенное незлобие, правдивость (Кол. 3, 8—9), нестяжательность, целомудрие в слове и деле (Еф. 5, 3) и особенно всепрощение. Снисходите друг другу, говорит Апостол, и прощайте взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил нас, так и вы (Кол. 3, 13).

http://pravmir.ru/prognat-tmu-i-ozarit-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010