Глава IV Увещания к отдельным лицам и ко всем читателям вообще (1–9). Благодарность за вспоможение Апостолу (10–12). Приветствия и заключение (21–23). Флп.4:1 .  Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления. Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию ( Флп.3:17 ). Называя читателей своею «радостью и венцом», который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь ( «возлюбленные»), Апостол просит их «стоять в Господе», т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел. Флп.4:2 .  Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. «Еводия и Синтихия» – женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их «мыслить одинаково о Господе», т. е. о деле служения Богу. Флп.4:3 .  Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни. «Сотрудник» – правильнее: Синзиг ( σγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). – «Искренний» – точнее: настоящий, подлинный ( γνοιε), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из «епископов» ( Флп.1:1 ). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных ( «книге жизни» ср. Исх.32:32 и Отк 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III Апостол предостерегает читателей от увлечения учением иудействующих (1–11). Призыв подражать Апостолу в стремлении к достижению христианского совершенства (12–21). Флп.3:1 .  Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Заключая предшествующий отдел послания призывом радоваться о Господе, Апостол переходит теперь к новому обстоятельству, которое возбуждало в нем большие опасения, именно к возможности появления среди филиппийцев иудействующих лжеучителей. Резкими чертами характеризует он их приемы пропаганды иудейства и, в противовес им, изображает, как сам он относится к иудейству и его преимуществам. Именно он отрекся от всех мечтаний иудейства и всецело стремится к тому, чтобы быть во Христе. Этот стих составляет заключение к предыдущей главе. Апостол подробно сказал о Тимофее и Епафродите ( Флп. 2:19–30 ). Прибытие к филиппийцам последнего должно возбудить в них радость ( Флп. 2:29 ). В отношении к остальному, чего не коснулся Апостол ( «впрочем« – правильнее: в отношении к прочему – τ λοιπν) они также должны радоваться. Апостол если не говорит подробно об этом «прочем», то не потому, чтобы ему не хотелось: он с радостью может несколько раз писать о том же самом ( «о том же " – τ ατα), и знает, что это будет полезно ( «назидательно») для читателей, потому что призыв к радости должен их ободрить. Но – такова невысказанная мысль, составляющая переход к следующему отделу – ему теперь нужно поговорить о явлениях нерадостных, изменить тон своей речи… Флп.3:2 .  Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, Флп.3:3 .  потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, Филиппийцам угрожает серьезная опасность от иудействующих лжеучитетелей. Они должны поэтому быть очень осторожны (Апостол три раза повторяет слово: «берегитесь»). Апостол не стесняется при этом в выборе обличительных выражений для характеристики этих лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Виды или действия надежды на Бога Сии действия или особенные виды внутреннего христианского благочестия, из надежды на Бога, как из своего начала прямо и непосредственно проистекают. 1. Непрестанное стремление к небесным благам Первое действие надежды на Бога есть непрестанное стремление к небесным благам или искание Царствия Божия. Понятие о стремлении христианина к небесным благам Стремление к небесным благам есть такое отрешенное от всего земного и тленного расположение духа, по которому он, усвояя себе надеждою все будущие – вечные обетования, не прилепляет ни к чему земному сердца своего, но все оное сердце свое устремляет существенно к Богу, к вечности и к вечным благам. Свойство Сия отрешенность духа в христианине от всего земного и тленного не есть презрение благ земных, как вредных и опасных для употребления: Всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо, освящается бо словом Божиим и молитвою ( 1Тим. 4:4–5 ), но есть чистый и беспристрастный взор все земное и скоро преходящее и употребление всего сего согласно с Волею Божию. Христианин взирает на блага земные во 1 х как на необходимые потребности и средства к безбедному препровождению земной жизни; по сему он трудится и приобретает, дабы не только самому иметь пищу и одежду, но чтобы уделять из своего стяжания и нуждающимся ( Еф. 4:28 ); во 2 х взирает как на дары благости Божией, дающей все обильно для наслаждения верных с благодарением ( 1Тим. 4:4; 6:17 ); посему все, чем ни благословляет его Бог, он как приемлет, так и употребляет с благодарением. Но в 3 х во всяком случае взирает на земные блага, как на предметы, в которых он должен показывать опыты высшей духовнейшей деятельности, т. е. чтобы чрез употребление благ земных согласно с волею Божию, сокровиществовать сокровище неоскудеваемое на небесах ( Лк. 12:33; 16:9 ), сокровиществовать основание доброе для будущего ( 1Тим. 6:17 ). Поскольку имея преимущественное попечение о душе, которая больше тела, и больше пищи и одежды, христианин ка при скудости благ земных, не предается изнурительным и убийственным заботам, что есть, что пить, во что одеться ( Мф. 6:25 ); так и при обилии не прилагает к ним сердца ( Пс. 61:11 ) и не скрывает себе сокровище на земли ( Мф. 6:19 ), но имея жительство ( Флп. 3:20 ) и сокровище свое на небесах – ( Мф. 6:20 ) и живот свой сокровен во Христе с Богом ( Кол. 3:3 ), прежде всего и паче всего ищите царствия Божия и правды его ( Мф. 6:33 ), помышляйте о горнем, а не о земном ( Кол. 3:2 ), непрестанно стремится к цели вышнего звания Божия во Христ Иисусе ( Флп. 3:14 ), пребывая тленною частию существа своего на земли, внутренними желаниями и расположениями живет на небеси, откуда и Спасителя ожидает Господа своего Иисуса Христа ( Флп. 3:20 ) ища же единственно отечества небесного ( Евр. 11:14, 16 ) и желая водвориться у Господа ( 2Кор. 5:6 ) ( Флп. 1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Глава II Увещание к единодушию и смирению и пример последнего – Господь Иисус Христос (1–18). О предполагаемом отправлении в Филиппы Тимофея и о возвращении к филиппийцам Епафродита (19–30 ). Флп.2:1 .  Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, Апостол в конце предыдущей главы сказал о том, каковы должны быть филиппийцы, а теперь указывает средства, при помощи которых они могут осуществить желание Апостола. Именно им нужно иметь для этого единомыслие, которое в свою очередь обуславливается необходимо смирением. В разъяснение того, что Апостол понимает под смирением, он указывает на Господа Иисуса Христа, Которой проявил высшую степень смирения в Своем уничижении на благо человечества. Указав затем, что за Свое смирение Господь Иисус Христос был возвышен Богом, Апостол приглашает филиппийцев действовать с особой осмотрительностью в деле достижения своего спасения и не впадать в сомнения. Отдел заканчивается сердечной похвалой той твердости, какую проявляют в сохранении Евангелия читатели послания. Флп.2:2 .  то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; У филиппийцев имеются уже различные добродетели. «Утешение во Христе» – правильнее: «увещание, братское взаимное увещание – такое, какому учил Христос» ( παρκλησις ν Χριστω). – «Отрада любви» – точнее: утешение, исходящее из чувства любви. – «Общение духа – ср. Флп.1:27 . – « Милосердие» – т. е. доброе сердце ( σπλγχνα). – «Сострадательность», – т. е. отдельные обнаружения любви ( οκτιρμο – ср. Рим 12:1 ). – Если такие добродетели есть у читателей, – а они есть на самом деле (такую мысль здесь необходимо вставить), – то это радует Апостола. Но радость его будет полной только в том случае, когда читатели будут иметь полное единомыслие между собой, и притом не только в отношении веры ( «одни мысли»), но и в отношении к любви ( «ту же любовь»). – «Единодушны и единомысленны» – усиленное обозначение внутреннего единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О Добродетели Исполнение какого либо частного, особенного требования или повеления с отвержением собственной воли для воли Божией составляет в отдельности доброе дело 14 a.) исполнение же добрых дел, к особенной какой либо обязанности Закона относящихся из повиновения воле Божией 15 b.) совершаемое составляют частную добродетель ( Ис. 48:6–7 ). Хотя при множестве предметов, на которые должна быть обращена деятельность христианина, столь не много находится особенных добродетелей, сколько есть особенных обязанностей: впрочем как источник и конец сякого добра есть един Бог 16 , c .) источник благ 17 , d.) единственный предмет любви 18 , e.) и всех стремлений сердца 19 ; f.) основание добра есть воля Божия и Закон Божий не разделяемый сам в себе ( Гал. 5:14 ) a .) , единый в духе ( Рим. 13:9 ) b.) , и направляющий всех и каждого к единому духу ( Еф. 4:3–6 ) c.) , равно и сила совершающая всякое добро есть сила Божия, производящая и хотение и действие доброе в человеке ( Мк. 6:4 ) d. ) и немощную человеческую волю, облекающая могуществом на всякое добро ( Флп. 2:13 ) e.) ; то христианская деятельность, будучи одна и нераздельна по своему предмету и сущности, в самом направлении сил духа должна быть одною нераздельною добродетелью ( Флп. 4:13 ) f.) . Посему как из совокупности добрых действий, относящихся к известной обязанности, происходят и особенные добродетели, так и из частных и особенных добродетелей, в одну непрерывную деятельность совокупляемых, составляется полнота добродетели, или особенно христианской добродетели. Итак, христианская добродетель, будучи рассматриваема как разумная, полное и всеобъемлющее повиновение Закону Божию, есть ничто иное, как постоянное деятельное расположение и твердая решимость духа со всевозможным тщанием, с неослабным мужеством и терпением направлять все мысли и желания, все поступки и действия единственно по Закону Божию, и таким образом всеми мерами приводить волю свою в согласие и единство с волею Божиею. Что многоразличная деятельность христианина должна быть единою господствующею силою духа, единою добродетелью; сие явствует из того, что во 1 х от христианина требуется постоянное направление всех сил к добру, по которому он должен в мыслях своих обнимать все то, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достохвально, что составляет похвалу и добродетель ( Флп. 4:2 ) a.), а в делах и жизни своей все тщание прилагать о том, чтобы соединять с верою добродетель, с добродетелью благоразумие, с благоразумием воздержание, с воздержанием терпение, с терпением благочестие, с благочестием братолюбие, с братолюбием любовь, так что в ком не соединены все добродетели, тот называется слепым ( 2Пет. 1:9 ) и потому

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Уничижение Христа Предисловие Между евангельским образом Христа и нашими понятиями стоит апостольско-патристическое догматическое учение, которое заслоняет от нас простоту евангельской истины. В общем этот заслон наклоняется в сторону перевеса богословской стороны в деле и учении Христа над стороною человечески-историческою. Догматические формулы, в условном понимании их, для многих делают недоступною евангельскую истину в её исторической чистоте. Между тем в существе дела догматическая христология, правильно и в достаточной глубине понятая, возвращает нашу мысль к евангельскому факту и приводит наше сердце к живому Христу. Такое именно значение имеет апостольско-святоотеческая мысль о самоуничижении Христа, завитая в церковной христологии, но не вошедшая в догматические формулы. Нам нужно начинать с догматической христологии, но прямая задача философии христологического догмата в том, чтобы вывести на свет эту заложенную в глубине догмата идею самоуничижения, простиравшегося до подчинения Христа законам и условиям человеческого существования. Эту задачу и преследует наше исследование об уничижении Христа, служащее введением в изложение евангельской истории и учения. Объяснение посл. к Флп. II, 5 – 11 (Флп. 2:5–11) Вся земная жизнь Христа была делом великого снисхождения божественной любви ( π ητος λγου θεο κατβασις). Это засвидетельствовал Сам Иисус Христос , сказавший о Себе: «Я сошел с небес» ( Ин. 6:38 ) 1 и об Отце Своём: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного (дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Цель Своего пришествия на землю и характер Своей деятельности Он Сам так обозначил: «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ; Мк. 10:45 ). Он говорил о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ). Явленное в жизни Иисуса Христа, как факт, самоуничижение Его составило потом предмет апостольского учения. Классическим местом (locus classicus) в этом отношении считается посл. ап. Павла к Флп. 2:5–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Кеносис Кеносис – слово греческое, встречается (в глагольной форме) в Св. Писании ( Флп.2:7 ) и у отцов церкви (напр., у св. Григория Нисского , Adv. Apoll. 20: Mignegr XLV, 1164), но почти не употребляется в русской богословской литературе, хотя понятие, соединяемое с ним, в некоторой мере свойственно и русскому богословию. 1) В обширном (или отдаленном) смысле под именем кеносиса разумеется снисхождение Бога к миру, когда Он, существо вечное, благоволил, по любви Своей, проявить Себя во времени, – когда Он, существо святое, не перестает свидетельствовать о Себе в греховной жизни людей. В том и другом случае предполагается идея некоего самоограничения божества. В частном (ближайшем) смысле кеносис, имея своим субъектом Сына Божия, охватывает образ Его воплощения. В этом смысле под именем кеносиса разумеется то, что «Христос Иисус, обладая нормой бытия божественного, не отнесся (при воплощении) своекорыстно к Своей божественной славе, но уничижил Себя, приняв норму бытия рабского, явившись в виде человеческом» ( М. Тареев , стр. 36). Иначе говоря, в частном смысле под кеносисом разумеется уничиженное снисхождение Бога Слова к людям, когда Он благоволил вместо образа Бога ( μορφ θεο принять на Себя образ раба ( μορφ δου’λου) и вместо божественной жизни жить жизнью богочеловеческой. По означенному определению кеносиса – не всякая христология, изъясняющая образ воплощения Сына Божия, может быть названа кенотической, в частном смысле слова, но только та, где основною идеей является идея самоуничижения Сына Божия. Свойственное библейскому учению ( Ин.1:14 , Ин.3:13 , Ин.14:28 , 2Кор.8:9 , Евр.12:2 ), понятие о кеносисе особенно утверждено Ап. Павлом в его классических словах послания к Филиппийцам ( Флп.2:6–8 ): «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ( λλ ατον χε’ νωσεν μορφν δου’λου λαβω/ν), сделавшись подобным человекам; и по виду став как человек, смирило Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

3-е великое благовестническое путешествие св. апостола Павла (Изъяснение Деян. 18, 22–21, 16 и Гал. 2, 11–22): опыт историко-экзегетического исследования Источник Мне éже жити, Христóс, и éже умрéти, приобретение éсть ( Флп. 1:21 ).   Яже ми бяху приобретения, сия вмених Христá рáди тщетý. Егóже рáди всех отщетихся, и вменяю вся умéты быти, да Христá приобрящу ( Флп. 3:7,8 ).   Подражáтели мне бывáйте, якоже и áз Христý ( 1Кор. 11:1 ).   Содержание Предисловие Глава I. В Иерусалиме (Деян. 18:22) Глава II. Спутники Глава III. От Иерусалима до Антиохии Сирийской (Деян. 18:22б) Глава IV. В Антиохии Сирийской (Деян. 18:23а и Гал. 2:11–21) Глава V. Ефес (Деян. 18:13–28) Глава VI. В Ефесе (Деян. 19:1–40) Глава VII. От Ефеса через Элладу в Иерусалим (Деян. 20:1–21:16)     Предисловие Задача и характер предлагаемого опыта. – Важность и значение третьего путешествия св. Ап. Павла, как предмета научного исследования. – План. – Источники и пособия. Предлагаемый опыт не есть только толкование или комментарии на указанные выше отделы книги Деяний и Послания к Галатам. Правда, это толкование – есть и в нем; но им не исчерпывается все его содержание. Он есть описание того периода из жизни св. Апостола языков, который был употреблен им на свое третье великое благовестническое путешествие. Так как главными и непререкаемыми источниками для исследования по этому вопросу служат указанные отделы из книги Деяний и Послания к Галатам, то в предлагаемом опыте и должно было найти себе место изъяснение сих отделов. Но в тоже время автор ставил для себя задачей не одно описание событий из третьего путешествия Ап. Павла, но и раскрытие той исторической обстановки, в которой они происходили. Посему он почитал необходимым дать в своем труде много места известиям, почерпаемым из сочинений древних географов, историков и других писателей. Он желал проследить шаг за шагом и описать в повествовательной форме все путешествие св. Апостола. Его цель – не наметить только, но и описать географически и археологически самый путь Ап. Павла, представить читателю картину религиозно-нравственного и бытового состояния населения тех или других мест, посещенных Апостолом, не доказывать только, что известное послание написано св. Апостолом именно во время третьего путешествия, но и показывать тесную связь содержания того или другого послания с течением жизни тех христианских общин, для которых оно было писано. Наш труд и носит посему название опыта историко-экзегетического.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Д.Ю. Лушников Глава 3. Экзегеза христологических гимнов св. ап. павла С наибольшей долей вероятности к числу христологических гимнов можно отнести следующие три фрагмента из посланий св. ап. Павла: Флп 2:6–11 ; Кол 1:15–20 ; 1Тим 3:16 . Поэтому в данной главе они рассматриваются более подробно, чем предыдущие фрагменты: в частности, дается их экзегетический анализ. 3.1. Смирение Христа и Его возвеличение Отцом (Флп 2:6–11) Флп 2:6–11 является наиболее известным и запоминающимся фрагментом не только в послании к Филиппийцам, но и во всем корпусе ап. Павла. В XX столетии этот текст подвергся немыслимому числу научных исследований, дебатов и споров. Так, например, монография Р.П. Мартина (R.P. Martin) 172 , обобщающая результаты предшествующих исследований, насчитывает около 500 пунктов в своей библиографии. «Ни один отрывок не привлекал столько внимания ученых, как этот гимн, пишет Дж. Л. Мейс (J.L. Mays). Внимание к нему отчасти объясняется лексическими, грамматическими и экзегетическими проблемами этих стихов, но особенно – важностью гимна как одного из самых ранних свидетельств христологического осмысления, т.е. осмысления природы и миссии Иисуса [Христа]» 173 . Еще в начале XX в. профессор СПбДА H. Н. Глубоковский указывал, что «во всем Новом Завете нелегко подобрать другой пример, где разногласие экзегетов и догмата – стов достигало бы такой остроты для принципиального понимания всей христианской теологии» 174 . К сожалению, спустя почти столетие непрестанных дискуссий ученые далеки от согласия по множеству вопросов относительно этого отрывка. Расхождения затрагивают следующие вопросы: авторство отрывка, его форма и структура, происхождение гимна, а также вытекающие или связанные с решением этих вопросов проблемы правильного толкования текста. 3.1.1. Литературная форма Флп 2:6–11 Для удобства дальнейших рассуждений ниже приводится текст исследуемого фрагмента с более подробным делением стихов на части: (6) а) ς ν μορφ θεο παρχων β) οχ ρπαγμν γσατο κ) το εναι σα θε,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

Библейско-экзегетический анализ Флп.2:5–11 Весте благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся. 2Кор.8:9 . Христологический отдел Флп.2:5–11 является едва ли не самым трудным во всем Новом Завете. Это своего рода истинный crux interpretum, мучительный для экзегетов и, кажется, мало искупительный для читателей... Научная литература по данному предмету настолько громадна, что обнять ее почти невозможно. А по содержанию своему она разнообразна до того, что тут гораздо больше противоречий и взаимоотрицаний, чем сближений и подкреплений; утонченность же построений доводится до такой степени, что самая сущность мыслей оказывается иногда неуловимой; между тем, дело касается самых основ христианской веры, стремясь к принципиальному рационализированию их. В конце концов, догматика совсем поглощает экзегетику и оставшись вне библейской почвы, превращается в субъективное «богословствование» опасного свойства, когда человек становится мерою божественных вещей. И непримиримый спор «криптиков» и «кенотиков» касается уже эссенциального достоинства Христа Спасителя по Божеству упраздняет истину троичности и подрывает силу благодатного искупления нашего. Отсюда – бесспорна для рассматриваемого пассажа особенная трудность, но самая чрезмерность ее вызывает сомнение в фактической объективности. Нет ли здесь догматического преувеличения и научного увлечения? Такова ли подлинная, экзегетическая действительность? Если «да», то пришлось бы согласиться, что сам апостол намеренно писал запутанно и темно или же не вполне понимал обсуждаемый вопрос и потому говорит сумрачно и неотчетливо. Разумеется, и то и другое одинаково недопустимо, потому что немыслимо безусловно. Св. Павел отвечал на определенные конкретные запросы с прямою целью удовлетворить их окончательно и убедительно для всех, а это необходимо требовало прозрачной общепонятности его назиданий. И слушателями их были не ученые специалисты, не члены разных высоких конференций, но в большинстве своем новообращенные простецы ( 1Кор.1,26 слл.), долго питавшиеся началами словес Божиих ( Евр.5:12 ). Для таких лиц апостольская проповедь , даже о сокровенных тайнах Божиих, не могла быть запутанно-мудреной ( 1Кор.2:4 ) и естественно, предполагается общедоступной по своему непосредственному смыслу, преднамеченному автором для восприятия верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010