По просьбам архим. Иоасафа и иером. Пахомия «учащимся детям, указом Сената 1764 г. января 13, постановлено… выдавать хлеб, одежду, обувь и даже жалование. По выходе учащихся из училища [школы], они освобождались от ясака, а при назначении в ряды служилых и в церковнослужащие, им отдавалось преимущество [перед детьми казаков и промышленных]» ( Маргаритов. 1899. С. 19). Т. о., начался процесс формирования своего рода национального сословия грамотных людей. По ходатайству начальника миссии и по его чертежам построены церкви на реках Тигиле, Иче и Ключевке, в Верхнекамчатском остроге молитвенный дом преобразован в церковь. Благодаря усилиям миссионеров крестилось ок. 4 тыс. жителей Камчатки. Архим. Иоасаф совершил 4 путешествия по п-ову Камчатка. В янв.-февр. 1746 г. на севере Камчатки произошел бунт коряков, юкагиров и алюторцев, к которым присоединились крещеные ительмены. Но причиной бунта послужили злоупотребления казаков и сборщиков ясака, а не христианизация, как безосновательно указывается в ряде источников (бунтовщики не рушили крестов). Во время беспорядков местных жителей были убиты иером. Флавиан, посланный крестить чукчей, студент Кочуров, дьячок Ф. Смирнов, пономарь В. Решетков, а также 40 солдат и 12 сборщиков ясака. В мае 1750 г. архим. Иоасаф покинул Камчатку в связи с хиротонией во епископа Иркутского (на место еп. Иннокентия (Неруновича) , скончавшегося в 1747). Миссию возглавил иером. Пахомий. Он же стал «управителем» камчатскими церквами и причтами, сменив на этом служении умершего 28 марта 1749 г. свящ. Ермолая Иванова. 7 марта 1751 г. архим. Иоасаф сообщал в Синод о крещении почти всех коренных камчатских жителей (за исключением кочевавших в малодоступных удаленных местах): «Окрещенных на Камчатке всех прежде и вновь окрещенных ясашных и неясашных обоего пола иноземцев 7776 человек» ( Громов. 2000. С. 45-46). 31 дек. 1761 г. на Камчатку доставили указ Синода от 22 июня 1758 г. об упразднении миссии. Иркутский свт. Софроний (Кристалевский) писал в Синод, что церквами на полуострове управляет член К.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

После кончины И. отпевание 17 дек. 1966 г. совершил Краснодарский и Кубанский архиеп. Алексий (Коноплёв ; впосл. митрополит). И. погребен за алтарем кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы, рядом с могилами архиепископов Флавиана (Иванова ; 1958) и Никандра (Викторова ; 1961). По воспоминаниям современников, И. обладал широкой эрудицией, разбирался в классической и совр. ему лит-ре, правосл. богословии, рус. религ. искусстве, музыке, был знатоком церковного устава и пения, особенно обиходного (см. Обиход ) и знаменного распевов. Им были собраны нумизматическая, филателистическая коллекции, коллекция древнерус. икон XV-XVIII вв., а также обширная б-ка, в к-рую вошли редкие книги и рукописи. Пополнение коллекций происходило в т. ч. за счет епархиальных средств, что вызывало недовольство клира епархий (Там же. Л. 27-28, 39-46). По словам М. Е. Губонина, И. помогал ему в сборе документов по истории РПЦ в ХХ в. (Акты свт. Тихона. С. 22). И. поддерживал отношения с преподавателями возрожденной МДА, был почетным членом академии. Подарил церковно-археологическому кабинету МДА коллекцию старинных предметов церковного обихода. Будучи почитателем таланта Ф. И. Шаляпина , И. собирал лит. свидетельства о жизни певца и предметы, ему принадлежавшие. По свидетельству Г. Троицкого, И. вел дневник (местонахождение рукописи неизв.). Награжден орденом св. равноапостольных Кирилла и Мефодия 3-й и 2-й степени (Чехословацкая Православная Церковь). Арх.: ГАРФ. Ф. 6991-Р. Оп. 2. Д. 76. Л. 30; Оп. 7. Д. 49; ГАПО. Ф. Р-2391. Оп. 1. Д. 9. Л. 190, 249; Архив МП РПЦ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 966-971. Лит.: [Наречение и хиротония во еп. Кишинёвского и Молдавского]//ЖМП. 1945. 1. С. 3; Кузнецкий А. П. Делегация РПЦ в Румынии: (12 мая - 22 мая 1945 г.)//Там же. 6. С. 29-35; [Назначен еп. Рязанским и Касимовским]//Там же. 1947. 1. С. 15; [Назначен еп. Ижевским и Удмуртским]//Там же. 1948. 4. С. 10; Семин В., прот. 25-летие в священном сане//Там же. 1950. 12. С. 59; [Назначен еп. Куйбышевским и Сызранским]//Там же.

http://pravenc.ru/text/293700.html

С нач. 20-х гг. на Кубани стало набирать силу обновленчество, в 1922 г. к расколу присоединились архиеп. Иоанн и члены Кубанского епархиального совета (Дело архиеп. Ростовского и Новочеркасского Флавиана (Иванова) - Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 1. 35; составленный в 1924 Н. Кирьяновым «Список канонических архиереев, проживающих в России», где упом. Краснодарский еп. Иоанн (История иерархии РПЦ. 2006. С. 881), по-видимому, содержит не вполне достоверные сведения). К 1923 г. почти все церкви Краснодара были захвачены обновленцами, Патриаршая Церковь сохранила приходы в Армавирском и Майкопском отделах, но уже в 1924 г. большинство армавирских храмов стали обновленческими. На Кубани осталось 113 патриарших церквей, 440 обновленческих, 289 представителей Патриаршего духовенства, 1116 обновленцев (Центр документации новейшей истории Краснодарского края. Ф. 2816. Оп. 1. Д. 134. Л. 57, 58). Несмотря на быстрый захват обновленцами храмов, раскольники не имели авторитета среди верующих. В справке уполномоченного ГПУ по Славянскому отделу Кубано-Черноморской обл. от 25 янв. 1923 г. отмечалось, что «среди населения некоторых станиц уже известно о происходящем церковном перевороте и организации «Живой церкви». Крестьянство не сочувствует в большинстве обновленческому движению, выражает свое мнение за старое богослужение, настроено против перевода Евангелия на русский язык». Спустя 8 месяцев тот же источник сообщал, что «на «Живую церковь» население смотрит как на советскую и попов-живоцерковников считает продавшимися советской власти» (Там же. Ф. 12500. Оп. 1. Д. 96. Л. 13 об., 67). Бывали случаи, когда сопротивление правосл. духовенства обновленцам перерастало в народные волнения, напр. в ст-це Раздольной. Волнения там были прекращены усилиями эскадрона милиции, арестовавшего 60 сторонников Патриаршей Церкви. Суд приговорил православных священника и 2 мирян к 5 годам тюрьмы, еще 4 верующих выслали за пределы Кубани (Крестная ноша: Трагедия казачества. Ч. 1. Как научить собаку есть горчицу. 1924-1934. Р.- н/Д., 1994. С. 9, 61, 90-92). Возможно, именно из-за активного насаждения сверху обновленческого раскола на Кубани в 20-х гг. было зафиксировано большое число антисоветских выступлений на религ. почве - 201 (Центр документации новейшей истории Краснодарского края. Ф. 2816. Оп. 1. Д. 134. Л. 56).

http://pravenc.ru/text/189631.html

обновленческими кафедрами. 1 апр. 1944 г. в крае действовали 86 обновленческих церквей, в них служили 87 священников, 3 диакона и 38 псаломщиков, к кон. 1944 г. в Краснодарской обновленческой епархии насчитывалось 87 приходов, 96 священников, 4 диакона, 43 псаломщика. Крупными были приходы в Краснодаре (Ильинская и Свято-Троицкая церкви), Тихорецке, Майкопе, Анапе, Темрюке, станицах Лабинской, Усть-Лабинской, Медведовской, Приморско-Ахтарской, Елизаветинской, Пашковской, Марьяновской, Славянской, Новониколаевской. 23 сент. 1944 г. обновленческий «епископ Краснодарский» Владимир Иванов докладывал уполномоченному Совета по делам РПЦ о вкладе его епархии в дело победы: о переводах денег, заготовке продуктов для госпиталей и др. По-видимому, авторитет Владимира Иванова среди верующих на Кубани был больше, нежели авторитет недавно назначенного правосл. еп. Фотия (Топиро). 22 нояб. 1944 г. Владимир Иванов обратился к Патриаршему Местоблюстителю митр. Алексию (Симанскому) с просьбой принять его в лоно РПЦ, 27 дек. в Патриархию было направлено письмо от духовенства Краснодарской епархии с покаянием и просьбой принять епархию вместе с архипастырем в каноническое общение. 28 дек. 1944 г. Синод принял постановление о принятии Владимира Иванова из раскола в сане священника и о назначении его епископом Краснодарским и Кубанским по пострижении в монашество с именем Флавиан. Епископская хиротония состоялась 8 янв. 1945 г. Еп. Флавиан управлял Краснодарской епархией до 19 окт. 1949 г., когда был перемещен на Орловскую и Брянскую кафедру. Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в. 19 окт. 1949 г. архиепископом Кубанским и Краснодарским был назначен Ермоген (Кожин), бывший обновленческий «митрополит Ставропольский и Северокавказский» Василий, 1 февр.

http://pravenc.ru/text/189631.html

По получении в Москве от Одоевского донесений, на другой день, 20 июля, на совещание к царю были призваны находившиеся тогда в русской столице архиереи и бояре и им прочитаны были вышеприведенные отписки и за тем немедленно были отправлены в Воскресенский монастырь к Одоевскому и к Паисию Лигариду грамоты с приказанием о дальнейших распоряжениях ожидать царского указа 84 . Между прочим, посланные собирали по монастырю сведения о патриархе. Так 21-го июля богоявленский архимандрит расспрашивал Воскресенского монастыря старца Флавиана Стрекалова – с кем патриарх находится в сношениях, и кто к нему ездит? Флавиан рассказал: приезжают к патриарху из Москвы князья Порфирий Иванович и Юрий Иванович Шаховские, Ивана Федоровича Полтева сын, Иван Михайлович Мартюхин, да племянник его, кравчий; дворянин Степан Телушев; дьяк Денис Дятловский; зимою был у патриарха Иван Кокошилов, а по весне он и присылал человека своего к патриарху с именинным пирогом; Чудова монастыря старец Моисей, да бывший Андреевский наместник 85 . Но – надо полагать – Флавиан показал только малую часть из лиц, ездивших к Никону в Воскресенский монастырь; мы будем видеть еще лиц, которые искренно были преданы Никону и, не смотря на строжайшие запрещения, посещали его. Тяжело было Никону в эти знойные дни оставаться в келье и никуда из нее не выходить. Стрельцы стерегли монастырь и строго следили за каждым движением Никона. 22 июля в 10-м часу дня – как говорится в официальном документе – «били в колокол по сплошному; и боярину кн. Н. И. Одоевскому с товарищи ведомо учинилось, что патриарх Никон хочет ехать из монастыря гулять и на конюшенном дворе под него тележка и под братию лошади и люди – кому с ним ехать – готовы». Вследствие этого, тотчас же была послана к Никону депутация, которая состояла из дьяка Алмаза Иванова и богоявленского архимандрита Феодосия, сказать ему, что о произведенном в Воскресенском монастыре исследовании послано донесение в Москву и скоро ожидается указ великого государя; а между тем сделалось известно, что он, патриарх, хочет из монастыря ехать гулять, – то чтобы до указа из монастыря он никуда не ездил. Патриарх повиновался этому распоряжению и остался в келье 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Филиппов Вадим Иванович (1823–15.02.1878), брат Т. И. Филиппова. С 1858 по 1865 – сотрудник канцелярии Св. Синода. – 83. Филиппов Тертий Иванович (24.12.1825 – 30.11.1899), публицист, историк, богослов, сенатор. С 1857 по 1864 исполнял должность чиновника особых поручений при Св. Синоде, занимался делами, касающимися Восточных Православных Церквей, и преобразованиями, проходившими в духовно-учебных заведениях России. – 47, 54, 59–64, 66, 69, 71, 73, 78, 81, 83, 95, 102, 107, 108, 122, 133, 142, 153, 161. Филофей (Успенский) (15.01.1808 – 29.01.1882), митрополит. 18.12.1849 хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 19.08.1853 епископ Костромской и Галичский. С 15.02.1857 – епископ Тверской и Кашинский. В 1859 вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде. 23.04.1861 возведен в сан архиепископа. С 15.05.1876 митрополит Киевский и Галицкий. – 107, 183, 186. Флавиан (Маленькое) (24.03.1823 – 30.05.1890), иеросхимонах, подвизался в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни. В последний год жизни старца Макария (Иванова) о. Флавиан был при нем. После смерти старца Макария окормлялся у прп. Илариона (Пономарева). В 1858 рукоположен в иеродиакона. 29.08.1862 рукоположен в иеромонаха. – 135, 143, 150, 157, 162, 187, 190, 198. Фотий (ок. 820 – 896), святитель, богослов, патриарх Константинопольский. – 85. Хомяков Алексей Степанович (01.05.1804 – 23.09.1860), русский философ, поэт, публицист, основатель славянофильского движения. – 104. Шевырев Степан Петрович (18.10.1806 – 08.05.1864), историк литературы, критик, поэт, академик. Близкий друг Н. В. Гоголя. Совместно с И. В. Киреевским участвовал в издательской деятельности Оптиной пустыни. Сотрудничал с журналами «Московский наблюдатель», «Москвитянин». В 1857 в результате скандала, произошедшего с его участием на заседании совета Московского художественного общества, по высочайшему повелению был отстранен от должности профессора Московского университета. – 93. Щербачева Александра Николаевна (в монашестве Агния) (16.02.1834 – 26.06.1896). С 17.02.1891 – игумения Козелыцанского Рождество-Богородичного монастыря. – 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1952 году безвременно скончалась матушка Анна Васильевна, а в 1953-м Владимир Васильевич подал заявление на имя епископа Орловского и Брянского Флавиана (Иванова): «Мне удалось наконец получить согласие на увольнение с гражданской службы. Сроком ликвидации Нарышкинской конторы „Водстроя” назначено 20 сентября, после чего я полностью отдаю себя в Ваше Архипастырское распоряжение». В октябре 1953 года Владимир Васильевич Отт был рукоположен во иереи и назначен настоятелем Троицкой церкви в селе Шахово Брянской области. На первую его литургию пришли 22 человека, на вторую – уже около 50. Летом 1958 года иерея Владимира Отта перевели настоятелем Воскресенской церкви на Афанасьевском кладбище города Орла. И вновь главным устремлением отца Владимира было создание церковной общины наподобие той, что была в московской церкви Святителя Николая на Маросейке. Литургию служил почти каждый день. К себе был весьма строг. В местных органах власти нарастало недовольство деятельностью «афанасьевского попа». В итоге отец Владимир оказался «уволенным на покой согласно прошению». Потом был год настоятельства в Знаменской церкви села Жукове Белгородской области, однако начались «хрущевские» гонения на Церковь , и приход в Жукове упразднили. Последнее место служения иерея, а затем протоиерея Владимира Отта – Ильинская церковь в слободе Ездоцкая (ныне в границах города Старый Оскол) Белгородской области. В 1961 году он получил сюда назначение и поселился в церковной ограде в каменной сторожке. Несмотря на возраст, плохое зрение и перенесенные страдания отец Владимир был полон сил и планов. Вел оживленную переписку, поддерживал связь с «Журналом Московской Патриархии», начал писать воспоминания под названием «Сага о нашей семье», по поводу которых протоиерей Владимир Русин сказал, что это «не просто мемуары, но и своеобразный учебник по истории Русской Церкви XX века». В мае 1984 года протоиерей Владимир Отт вышел за штат на покой, так как полностью ослеп. Однако до самой своей кончи ны он оставался душой прихода, живя все в той же сторожке при храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Высокопреосвященнейший Иона отнесся весьма сочувственно к заявлению семинарского правления и по распоряжению его опять было введено обучение учеников семинарии и училища нотному пению. Экзарх Грузии Моисей, любимый святитель грузинской церкви, собирал около себя лучших знатоков грузинского пения из епархий Грузии, Имеретии, Гурии, Мингрелии и Абхазии, заставлял их петь и сам перелагал на ноты некоторые из этих мотивов 162 . В 1839 году вместе с русским церковным-пением было введено преподавание и церковно-грузинского пения. Продолжателем дела, начатого Моисеем был экзарх Грузии Евсевий. Этот благостный первосвятитель Грузии вызвал из Карталинии священника Григория Карбелова, вследствие личных трудов и энергии которого стало изучаться грузинское церковное пение и распространяться в народе. Учрежденный в этих видах комитет трудился самоотверженно и дело восстановления грузинского духовного пения пошло быстрыми шагами. К сожалению, в последние годы экзаршества Евсевия преподавание пения воспитанникам было приостановлено. В начале 80-х годов, благодаря просвещенному ходатайству г. Миропольского, грузинское церковное пение было вновь введено в круг предметов духовно-учебных заведений экзархата, как важный предмет в деле религиозно-нравственного воспитания духовного юношества. В дальнейшей судьбе его приняли близкое участие и много потрудились архимандрит Макарий и преосвященный Александр, епископ Горийский, ныне Гурийско-мингрельский, напечатавший на свои средства литургию Златоуста в переложении Ипполитова-Иванова, бывшего директора Тифлисского музыкального училища. Ныне же свое покровительство оказывает этому делу высокопреосвященнейший Флавиан, экзарх Грузии, архипастырской заботливостью которого существует грузинский хор при епископе Горийском. Что же касается издания грузинских церковных нот, то над этим делом много трудятся А. С. Бенаев, священники Пол. и Вас. Карбеловы и Ф. Коридзе. Кутаисская духовная семинария Кутаисская духовная семинария – учебное заведение, сравнительно, молодое; она открыта лишь 18 сентября 1894 года, в силу высочайше утвержденного в 4-й день июля месяца того же года определения Святейшего Синода, от 25 мая – 6 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда думаешь о двух этих величайших трагедиях и позорах последнего сорокалетия нашей истории, то вместе со многими ловишь себя на чувстве страшной злобы к той стране, тому народу, который позволил так кощунственно надругаться над двумя Помазанниками Божьими. Кипит гнев, нарастают обвинения, готовишься бросить их России, но ... В последний момент вырастает в сознании картина далеких тысячелетий. Книжники и фарисеи влекут к Спасителю грешницу, желают побить ее камнями и спрашивают у Него указаний. Христос, не обращая на них внимания, наклонившись низко, пишет перстом на земле. На предложенный вопрос Он отвечает: кто из вас без греха, первый брось в нее камень, – И опять, наклонившись низко, пишет на земле. «Они же, – говорит святой евангелист Иоанн, – услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» ( Ин. 8:3–11 ). Так и мы: кто из нас, от самых старших до последних, сможет со спокойной совестью бросить камень в русский народ? Не сделает это наше духовенство, творящее ныне великое церковное и государственное дело, – но в предреволюционный период, увы, пропустившее нарастание тягчайшего греха – клятвопреступления. Вознося молитвы за Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя, оно, к сожалению, не сумело объяснить народу, какой глубокий религиозный смысл вложен в идею Помазанника Божия. Не смогло оно и обличающим, негодующим пастырским словом пресечь в корне ту измену, которая расползалась по всему лицу Святой Руси. Невольно ярко вспоминается светлый образ покойного главнокомандующего Николая Иудовича Иванова, приезжавшего в Киев на похороны митрополита Флавиана и тогда еще, за год до революции, умолявшего собравшееся отовсюду духовенство начать бороться с дезертирами и другими опасными бациллами, проникавшими в народ и армию. Не бросит камень и наше воинство, приявшее мученический венец за эти пять лет смуты. Рядовое офицерство, утомленное войной, отравляемое революционными газетами типа «Русского слова» и «Киевской мысли», не разбиравшееся в политике, – встретило революцию в затуманенном сознании и поэтому, застигнутое врасплох, не сумело дать тот отпор, который диктовала ему совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Нельзя также обойти молчанием имена иеромонахов, доброй памяти истинных тружеников, просветителей тунгусов, коряков и чукчей – пресвитеров Ермолая Иванова, Лазаря и Иоанна, иеромонахов убиенного Флавиана и Иосифа и протопопов Стефана и Никифора, начальников Камчатской проповеднической свиты. Преклоняюсь с чувством душевного умиления пред равноапостольским миссионерским служением на Камчатке приснопамятного первого святителя – епископа Камчатского Иннокентия, впоследствии бывшего митрополитом Московским. Его труды и подвиги бессмертны на Камчатке и достаточно хорошо известны всем нам. Вечная память и со святым упокоением да будет всем этим печальникам о просвещении и спасении душ камчатских обитателей. В заключение моего слова сыновне припадаю к твоим стопам, мой священноначальник, богомудрый архипастырь и духовный отец, святитель Евсевий. Прошу твоего отеческого наставления, столь необходимого для меня, молодого и неопытного, и постоянного твоего руководства как архипастыря, богатого духовным и жизненным опытом. Я же пребуду в послушании, сыновней покорности, преданности и любви к тебе до скончания моей жизни. Сыновне припадаю ко всем вам, преосвященнейшие архипастыри, предстоящие пред Господом Богом в молитвах за меня, недостойного, и прошу – благословите меня, да приидет чрез возложение ваших святительских рук на мою грешную главу благодать Всесвятаго Духа и восполнит и уврачует мои немощи. Помолитесь, дабы Господь мне помог посильно подражать в добрых подвигах всем бывшим просветителям Камчатки. Помолитесь и за вверяемую мне камчатскую паству, да просветит ее Господь словом истины, да откроет им Евангелие правды, соединит Святей Своей Церкви и сопричтет ее к избранному Своему стаду, а мне грешному да даст Господь сил, крепости и умения право править слово Истины. Аминь». Прожить – не поле перейти. Порой немало испытаний, Немало горя и страданий Нас ждет на жизненном пути. 16 октября 1916 года архиепископ Владивостокский Евсевий при вручении мне жезла епископа Петропавловского сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010