Жабны. Никольский скит. Скит. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год основания:2006. Адрес: Россия, Тверская область, Фировский район, село Жабны, Свято-Никольский скит Нило-Столобенской пустыни. Координаты: 57.552929, 33.522892 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Фировском районе в селе Жабны находится храмовый комплекс, достойный внимания. По свидетельству средневековых биографов, Нил Столобенский родился именно здесь. В Жабнах, где находится храмовый комплекс 18 века, совсем недавно начала возрождаться православная жизнь. Крестный ход с мощами преподобного Нила обязательно посещает это место. Является Скитом Нило-Столобенской пустыни. Приписные часовни: в честь родителей преп. Нила Столобенского – строится в д. Жабны, Фировский р. (Вышневолоцкое благочиние). Источник: сайт Тверской епархии    Село Жабны – одно из древнейших поселений тверской земли. В письменных источниках оно впервые упомянуто в 1441-1442 гг. в договоре Новгорода с великим князем литовским Казимиром. В XV-XVII вв. Жабны - центр Жабенского погоста (волости) Деревской пятины Новгородской земли. В новгородской писцовой книге 1495 г. он описан так: «Погост Жабенской. Волость Жабна, что во владениях Великого князя. На погосте церковь великого Николая... А христьяне тяглые на погосте сеют ржи 12 коробей, а сена косят 80 копен, 5 обеж... На погосте же два двора волостелины, а в них живут тиуны». В центре села, в окружении полукольца частично сохранившейся валунной ограды, стоят две каменные церкви. Одна из них построена на месте прежней деревянной и освящена в 1815 г. в честь святителя Николая Чудотворца. Другая построена и освящена во имя преподобного Нила Столобенского в 1885 г. Известно, что в селе Жабна примерно в 1485 году во времена наибольшего расцвета села родился преподобный Нил Столобенский. Жабнинская земля взрастила и вскормила великого русского святого. В советское время храмы были закрыты. В храме Святителя Николая последовательно размещались: школа младшего комсостава в войну, зерносклад, склад удобрений (ядохимикатов). Потом здание было заброшено и долго стояло без крыши, и непогоды беспощадно разрушали его. Рядом с храмами находится древнее кладбище, на котором похоронены родители великого русского святого Нила Столобенского. На месте их упокоения, установленном археологом В.А. Буровым, в 2011 г. возведена деревянная часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=24104

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ОТЕЦ ЛАВРЕНТИЙ 2 мин., 30.09.2009 Тверская область — большая, а ее Фировский район совсем невелик. Фирово, Рождество, Жабны: вряд ли эти места на слуху у простых людей. С 2006 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора здесь вновь совершается крестный ход с мощами преподобного Нила Столобенского, а 6 июля из поселка Фирова чуть больше сотни паломников направляются в Нилову Пустынь, место молитвенного подвига и упокоения преподобного. Я ехал снимать репортаж об этом четырехдневном походе. Но все оказалось куда интереснее, и благодаря неожиданному и удивительному знакомству в деревне Жабны у меня получился очерк. Я обратил внимание на человека в рясе, вокруг которого толпилась детвора. Они окружали батюшку, ожидая благословения. Дети всегда чувствуют хорошего человека и тянутся к нему. Отец Лаврентий — монах, а Жабны — родная деревня преподобного Нила — место служения отца Лаврентия. Мне, сомневающемуся, всегда не хватало таких собеседников. Отец Лаврентий оказался тем, кто, как мне кажется, понял меня сразу. Не было никакого напряжения. Он принимал меня таким, как я есть. И я смотрел ему в глаза, задавал свои неудобные и вечные вопросы… Мы беседовали в тишине. Мы молчали… И вот наступило утро первого дня Крестного хода. Первый луч солнца падает на купол деревянной часовни, у порога которой на мгновение застывает фигура монаха. Рождается новый день, а вместе с ним и предчувствие человеческой и творческой удачи. Что, собственно, представляет собой деревня Жабны? Некогда старинное богатое село с двумя храмами, а сейчас здесь глухомань: трава по пояс, автобус раз в неделю. Население — три-четыре бабки–дедки, доживающие свой век. И отец Лаврентий. Вернется ли сюда жизнь? Думаю, что в этом нет сомнения. Ведь это место, некогда давшее нам святого заступника, сегодня возрождается. Возрождается с помощью конкретного человека, к которому, как к живой воде, как к источнику слова, начинают тянуться и стекаться люди. Как мало, оказывается, надо каждому из нас — нужно лишь чуткое сердце и простое, понятное слово.

http://foma.ru/otecz-lavrentij.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р Комарова) (кон. XV в., одно из селений Жабенского погоста Деревской пятины Новгородской земли (ныне дер. Жабны Фировского р-на Тверской обл.) - 7.12.1554, о-в Столбной (Столобное) на оз. Селигер (ныне в Осташковском р-не Тверской обл.)), прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых), Столобенский. Агиографические источники Основные сведения о Н. содержат посвященные ему агиографические произведения. В наст. время известно ок. 60 рукописных списков Жития Н. нач. XVII - XIX в., относящихся к 4 основным редакциям. Авторами древнейшего Жития Н. следует считать устроителя Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни прп. Германа и инока Филофея (Пирогова) из Троицкой Герасимовой муж. пуст. на Кайсаровом ручье в Вологде. Отличительной чертой этой редакции Жития является наличие пространного предисловия, рассказывающего об истории его создания. Фактически Житие состоит из 2 частей. Первая (собственно предисловие) представляет самую древнюю часть и озаглавлена «О сотворении жития преподобного богоносного отца нашего Нила Столобенского чудотворца» (РГБ ОР. Ф. 304/1. 672. Л. 85-85 об.). Вторая часть является собственно Житием Н. и называется «Повесть о житии и отчасти чудес исповедание преподобного отца нашего Нила Столобенского нового чудотворца на острове озера Селигера во Ржевском уезде, под Осташковом, пожившего блаженную свою жизнь во уединении» (Там же. Л. 86-108). Рака с мощами прп. Нила Столобенского. Фотография. 1911–1912 гг. Рака с мощами прп. Нила Столобенского. Фотография. 1911–1912 гг. В предисловии Жития повествование ведется от лица самого прп. Германа: «…елико слышал от прародителей Своех, и от иных христолюбивых людей испытах истинно и написах елико возмогох, о Житии преподобнаго Нила… и написах житие преподобнаго Нила, и держах у себя не един год, и прочитах со вниманием занеже аз окаянный недоволен писание…» (Там же. Л. 85). Герман намеревался отдать собранные им сведения более опытному и талантливому духовному писателю - некоему иноку одного из монастырей близ Новгорода, но услышал от клирика Рафаила, пришедшего на о-в Столбной, о «святом и преподобном муже именем Филофее Пирогове, во обители Живоначальныя Троица Герасимовы пустыни», которому с тем же клириком передал свои записи. Филофей (Пирогов) сам интересовался жизнью Н.: «Мне же егда благослови Бог писать с того вданаго писма Германом, о житии преподобнаго Нила, обретог во обители преподобнаго Герасима страньствующих Бога роди братий нашех иноков. Бывшу же в стране той и поведаша нам о житии и чудесех преподобнаго Нила» (Там же. Л. 108). Филофей (Пирогов) «написа преподобнаго Стихиры и Канон и Житие и чудеса блаженнаго Нила» (Там же. Л. 85).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Основные святыни: мощи прп. Нила, Столобенского чудотворца; мощи свт. Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского; чудотворная Казанская икона Божией Матери, оставшаяся невредимой после нескольких пожаров, пожертвованная в обитель в 2005 году. В 80 км от монастыря находится скит, открытый на месте святого Оковецкого источника, где имеется купальня и часовня. Открыто монастырское подворье в г. Торжок Тверской области. Храмы. Богоявленский собор, престолы: центральный – Крещения Господня, левый придел – свт. Николая, правый придел – Благовещения Пресвятой Богородицы. Крестовоздвиженская церковь, престолы: центральный – Воздвижения Креста Господня. Надвратные церкви - Петра и Павла, Нила Столобенского и больничная церковь Всех Святых. Скиты: Оковецкий Свято-Преображенский (Селижаровский р-н, д. Оковцы, Святой Источник), Никольский (Фировский р-н, д. Жабны). Подворье: Ильинский храм (г. Торжок, ул. Красная гора, 1). Престолы: верхний придел – прор. Ильи, нижний придел – вмц. Параскевы. К монастырю относится часовня, которая находится на берегу оз. Селигер в 8 км. к городу в д. Залучье, во имя Казанской иконы Божией Матери. Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь (Нилова пустынь) находится на острове Столобном озера Селигер в Осташковском районе Тверской области, в нескольких километрах к северу от города Осташкова. Остров Столобный до 1523 года был покрыт густым лесом и практически необитаем. В том году на нем поселился смиренный отшельник преподобный Нил, инок Крыпецкого монастыря. Сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил там одну зиму, затем выстроил деревянную келью и часовню для молитвы. Среди необычайных подвигов, молитвы, поста и бдения преподобный Нил скончался 7 (20) декабря 1555 года. Его 27-летняя подвижническая жизнь на острове Столобном, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшие вскоре после его преставления, послужили причиной основания на острове монастыря, а имя преподобного дало название обители- Нилова пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=00012

Преображения Господня, в 2001-2003 гг. отстроена часовня рядом с источником, в 2003 г. основано подворье (ныне Оковецкий Преображенский скит) Н. С. п. В 2006 г. в дер. Жабны Фировского р-на образован скит Н. С. п., на территории к-рого находятся 2 церкви: во имя свт. Николая Чудотворца (освящена в 1815) и во имя прп. Нила Столобенского (освящена в 1885), а также деревянная часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери (2011) на месте упокоения родителей прп. Нила. С 2013 г. подворьем Н. С. п. является храм во имя страстотерпцев блгв. князей Бориса и Глеба (1760-1771) в Затьмачье в Твери. 9 июня 2017 г. в пустыни отметили 350-летие обретения мощей прп. Нила Столобенского, Божественную литургию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. К 2018 г. в мон-ре проживают 16 иеромонахов (в т. ч. 2 скитоначальника и настоятель подворья), 9 монахов, 17 иноков, 8 послушников и 80 трудников. Арх.: РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 323-414 (за 1590-1755); ГАТвО. Ф. 476 (Нило-Столобенская пуст.). Оп. 1. Д. 1-1687; РГБ НИОР. Ф. 200 (Собр. Ниловой пуст.). Лит.: Ист. записка о Ниловой пустыни, что на оз. Селигере. Тверь, 1853; Успенский В. П., свящ. Ист. описание Ниловой Столобенской пуст. Тверской епархии Осташковского уезда. Тверь, 18763, 19024; он же. Преосв. Нектарий, 2-й настоятель Ниловой Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882; Рачинский А. В. Нилова пуст. в первые полутораста лет ее существования. М., 1876; Покровский В. И. Историко-статистическое описание города Осташкова. Тверь, 1880; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний и книгохранилищ Северной России. СПб., 1890. С. 196-223; Галашевич А. А. Худож. памятники Селигерского края. М., 1975, 19832; Барсегян Т. В. Нило-Столобенская пуст.: Монастырь и мир. М., 1999, 20052. Б. м., 20173 (под фамилией Барсегян (Куксинская)); она же. Земля Истока: Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001; Нило-Столобенская пуст. М., 2000; Буркин А. И. Рукописные и старопечатные книги Нило-Столобенской пуст.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Следовательно, без большой погрешности можно принять, погост Зольцо и церковь на Кравотыне существуют только с половины XV века. Не излишне устранить одно недоразумение, допущенное прот. В.П. Успенским: он думает (стр. 4), что деревня Жар Кравотынского прихода лежала «в Жаровском конце волости Жабны». Обращаю внимание на след. уголок новгородской губернии: Деревня Поддубье φ=+57°36», 93 λ=+33°44», 07 Село Рождество Богородицы +57°35», 98 + 33°48», 36 Д. Черная Грязь +57°35», 75 + 33°47», 87 Д. Жары +57°33», 64 + 33°41», 63 Д. Гачки +57°28», 34 + 33°32», 45 Село Донкино +57°26», 59 + 33°32», 36 Между Черною Грязью и селом «Рождество Богородицы» протекает река, впадающая затем с юго-запада в р. Шлипу. Эта не названная по имени река имеет протяжение около 40 Верст и вытекает из озера Гранишна (оно лежить под 57°28» с.ш., 33°28′ в.д. от Гринвича), продолговатого и северо-восточного из трех соседних озер (Серемо, Тихмень, Гранитно). – Сравните с этим данные «Переписной Книги», стр. 615: «А в Жаровском конце д. Сачки (ныне Гачки?] – 6 обеж» «д. Поддубье – 9 обеж» Грязовица [ныне Черная Грязь?] – 4 обжы» – «д. Попирачево на реце на Граничне – 12 обеж, д. Жары – 14 обежь, д. Жары ж – 2 обжы». – – «А в Гранитцком конце» «д. Гачниково [ныне Гачки?], д. Глебездово на р. на Граничне». Из этого во всяком случае ясно, что и Жаровский конец и соседний с ним Гранитцкий конец лежали около Домкина и Рождества Богородицы, не около Жара, Ляпина и Песок против Ниловой пустыни. В конце XV в. Золио представляло из себя крайний предел новгородских посе- лений; к югу и к юго-западу от Золца никаких деревень не было. А к югу от нынешнего Пачкова, приблизительно под φ=+57°12», кончалась и новгородская Деревская пятина и начиналась волость Ржевы Володимеровой 7 . «Переписная Оброчная Книга» не сохранила имен членов причта введенской церкви, и это неудивительно: три двора на церковной земле 8 представляли с податной точки зрения мало интереса; члены причта – не «тяглые люди». Теперь – орфографический вопрос. Известно, что в Тверской губернии есть село Кровотынь, а в Тверской епархии – село Кравотынь. Которая из двух орфографий правильна: губернская или епархиальная? То факт, что в «Переписной Книге» написано: «на Кровотыне»; но этим вопрос не решается. Возможно, конечно, и то, что местные жители, произносящие «Кравотнь», своим высоким псковским а заменили древнее неударяемое о; но столь же возможно и то, что окающие новгородцы исказили неударяемое а местного говора. Сравн. (стр. 640) колебание между «манастыре» и «монастырьской»; сравн. «Овдейко»=βδς , (и на стр. 629), «Онкудинко=κνδυνος, «Онфимко»=νθιμος. – Тоже самое следует сказать и о «Золцо» вместо местного «Зальцо».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Туда прибыл к нему Царский Дворянин Волуев, умертвитель Отрепьева, сказывая, что Москва цела и Василий еще державствует. Царь писал к Михаилу. «Слышим о твоем великом радении, и славим Бога. Когда ужасом или победою избавишь Государство, то какой хвалы сподобишься от нас и добрых Россиян! какого веселия исполнишь сердца их! Имя твое и дело будут памятны во веки веков не только в нашей, но и во всех державах окрестных. А мы на тебя надежны, как на свою душу». – За вестию радостною следовала другая: Сапега, Зборовский, Лисовский и Лжедимитриев Атаман Заруцкий находился уже близ Колязина, в селе Пирогове. Имея едва ли тысяч десять собственных воинов и не более тысячи Шведов, приведенных к нему Генералом Зоме, Князь Михаил решился однако ж встретить неприятеля, хотя и гораздо сильнейшего. Передовые рати сошлися на топких берегах Жабны: чиновники Головин, Борятинский, Волуев и Жеребцов отличились мужеством; втоптали неприятеля в болота и дали время Князю Михаилу изготовиться, занять места выгодные, распорядить движения. Сапега напал стремительно, с громким воплем: Россияне и Шведы стояли твердо и сами нападали, где слабел неприятель. Пальба и сеча продолжались несколько часов. На закате солнца верные Россияне, призывая имя Св. Макария Колязинского, двинулись вперед так дружно и сильно, что утомленные Ляхи не могли удержать места битвы; их теснили до Рябова монастыря, и Князь Михаил вступил в Колязин с пленниками и трофеями, не хваляся победою, но хваля единодушную доблесть своих и Шведов, в надежде на успехи будущие и важнейшие. Он не гнал Ляхов и не мешал им возвратиться к постыдной для них осаде Троицкой, готовясь быть избавителем и Лавры и Москвы – и России, если бы Небо оставило ей сего Героя-юношу! Видя пред собою Москву неодолимую, вокруг себя города уже неприятельские, пепелища, леса, пустыни, в коих изгнанные жители, воспламененные злобою, стерегли, истребляли Ляхов малочисленных в их разъездах – будучи с севера угрожаем Князем Михаилом, с востока Шереметевым, Лжедимитрий еще мыслил одним ударом кончить войну; взять силою, чего долго и тщетно ждал от измены и голода: взять Москву вместе с Царем и Царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Святые мощи Н. были помещены в дубовую раку (в 1678 обложена чеканным серебром), к-рую временно поместили в деревянной ц. Покрова Пресв. Богородицы. После завершения строительства рака с мощами была перенесена в Богоявленский собор. У мощей находился чудотворный образ Богородицы из кельи Н., получивший название «Владимирская Селигерская (Келейная) икона Божией Матери». В 1699-1701 гг. в Ниловой Столобенской пуст. у больничных келий возвели больничную 5-главую ц. во имя Н. (в 1701 освящена архиеп. Тверским и Кашинским Сергием; в 1723 переосвящена во имя Всех святых), в 1751-1755 гг. на месте св. ворот была возведена надвратная ц. во имя Н. К 1756 г. относится начало общерус. почитания Н.: указом Синода его имя было помещено в святцы, а службы ему на день преставления (7 дек.) и день обретения мощей (27 мая) - в Четьи-Минеи. В том же году грамотой еп. Тверского Вениамина был установлен ежегодный крестный ход в день обретения мощей Н. из Осташковских слобод (позднее г. Осташков) в Нилову Столобенскую пуст., а также дано разрешение обносить в этот день мощи вокруг мон-ря. В это время в XVIII - нач. XX в. в мон-ре проводилась большая ярмарка, в кон. XIX - нач. XX в. в пустынь прибывало до 90 тыс. богомольцев и паломников. В 1764 г. мощи Н. были помещены в новый кипарисовый гроб, положенный в серебряную вызолоченную раку. Ценным источником, повествующим о чудесах исцеления у мощей Н. и его молитвенном предстательстве в XIX в., являются записи, собранные иноками Ниловой Столобенской пуст., хранившиеся до 1928 г. в ризнице обители (ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1463 (Новейшие чудеса Н. Столобенского 1863, 1864, 1866, 1889, 1890)). В 1687 г. на месте пустыни на р. Черёмуха был установлен деревянный крест с образом Н., в 1710 г. возведена деревянная часовня, а в нач. XX в.- каменный храм во имя св. Живоначальной Троицы с приделами во имя Н. и в честь Казанской иконы Божией Матери. В кон. ХХ в. на месте кельи Н. установлен деревянный крест; над его сохранившимся колодцем в 2001 г. устроена кровля и возведен крест. В 1792 г. в с. Жабны был сооружен 2-ярусный храм (нижний ярус - каменный, верхний - деревянный) с престолом во имя Н. (в 1879 горел, вскоре восстановлен, вновь освящен в 1885; с 2006 - скит Ниловой Столобенской пуст.). На кладбище, где, по преданию, были погребены родители Н., в кон. XIX - нач. ХХ в. воздвигнута каменная часовня (впосл. разрушена, возобновлена в 2011). В XVIII-XIX вв. в окрестностях Ниловой пуст. Н. посвящались престолы в храмах в честь Успения Пресв. Богородицы на Николо-Рожке, Введения во храм Пресв. Богородицы в с. Кравотынь. За пределами тверских земель один из старейших приделов во имя Н. существовал (не позднее нач. XVIII в.) в храме святых Петра и Павла в Ст. Руссе (разрушена не позднее 40-х гг. XX в.); в 1890 г. в юго-зап. углу ограды этой церкви построена часовня, освященная во имя Н. (разрушена в 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

посвящен одному из паломников Крестного хода с мощами преподобного Нила Столобенского (совершается с 2006 года из поселка Фирово в Нилову Пустынь, Тверская область) – монаху отцу Лаврентию, местом служения которого является деревня Жабны, родная деревня преподобного Нила, когда-то богатое село, а теперь заброшенное глухое место. Вернется ли сюда жизнь? Надежду на возрождение этой земли, давшей нам святого заступника, автор очерка связывает с конкретным человеком, священнослужителем, к которому, как к живой воде, как к источнику слова, начинают стекаться люди. Семейный совет: Вопрос – ответ. Врун или Спрашивает Дарина Ивашкина ; Отвечает Татьяна Дорофеева , психолог, Санкт-Петербург. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2009. – С.58. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет. Вопрос – ответ »). О ребенке 6 лет, рассказывающем небылицы. Как оттащить от экрана? («Моя дочка, 12 лет, каждую свободную минуту включает телевизор или утыкается в компьютер…»). Спрашивает Марина Рудина ; Отвечает иерей Василий Гелеван , настоятель храма святой мученицы Зинаиды, Рио-де-Жанейро, Бразилия//Фома. - – август 2009. – С.58. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет. Вопрос – ответ »). Юридическая консультация: Совместно с рубрикой «Вопрос – ответ» сайта www.miloserdie.ru . На вопросы отвечает юрист Александр Морозов. (Милосердие.ru). Если мать воспитывает сына одна, а отец лишь иногда посылает деньги на ребенка, будет ли отец иметь юридическое право получать алименты от сына, когда тот вырастет? Дается четкая юридическая справка, основанная на п.1 ст.87 Семейного кодекса РФ//Фома. - – сентябрь 2009. – С.58. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет . Юридическая консультация »). Православный ребенок в школе //Фома. - – сентябрь 2009. – С.59. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет »). Материал имеет две подрубрики: Опыт. « В моем классе училась девочка …»/Светлана Смирнова , Санкт-Петербург//Фома. - – сентябрь 2009. – С.59. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет. Опыт »);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-77-s...

Удивленный народ следовал за возами, пока они не въехали в Богоявленский монастырь, московское подворье Троицкого монастыря. Вышедшие из монастырских ворот иноки удивились стечению народа и сказали, что никаких возов и приезжих из Троицкой лавры не видели. Народ недоумевал; извещенный о приезде троице-сергиевских посланцев царь Василий гневался на келаря Авраамия, что тот не отправил их первым делом к нему. Возы и посланцев искали на подворье, но не нашли. С тех пор, однако, на подворье началось изобилие «хлебов и всякого брашна», польза от которого была всему городу. В завершение говорится, что это произошло в тот же день, когда «явися преподобный в монастыре пономарю Илинарху, глаголя, яко послах к Москве трех ученик своих», и читатель отсылается к комментируемому нами месту (см.: Сказание Авраамия Палицына/Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. С. 200–202). 470 ...х Колязину монастырю... – Троицкий Калязин мужской монастырь, основанный в 1444 г. напротив впадения в Волгу речки Жабны. 471 ...и Иван Заруцкой... – Заруцкий Иван Мартынович – ум. в 1614 г., руководитель казачьих отрядов, поддерживал Лжедмитрия II, служил в пользу польско-литовских интервентов, чинил препятствия народному ополчению К. Минина и Пожарского. Был казнен как предатель. См. также коммент. к «Житию архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия». 472 ...съ Яковом Пунтосовым... –Якоб Понтус Делагарди (1583–1652), шведский полковник (барон Колькский и Рунзский, впоследствии – за военные заслуги – возведен в графское достоинство, государственный маршал, президент военной коллегии Швеции и др.; отец его Понтус Делагарди прославился своими завоеваниями в Ливонии в последние годы царствования Ивана Грозного); опытный военачальник, возглавил вспомогательный отряд наемников, состоявший из шведов, французов, немцев, шотландцев, направленный в помощь войскам Василия Шуйского по выборгскому договору 28 февраля 1609 г. Отряд находился в распоряжении М. В. Скопина. 473 ...и с Велгоремъ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002