«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на Еф., Фил., Кол. В первую книгу одиннадцатого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли : Толкования на Послания к Ефесянам, Филиппийцам и Колоссянам. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ОДИННАДЦАТЫЙ КНИГА ПЕРВАЯ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ   Набор и обработка текста Юрия и Юлии Кобыльник, Наталии Бурда, Тернополь.   ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ ПРЕДИСЛОВИЕ БЕСЕДА 1 на Еф. 1:1–2. Что требуется для святости. — Благость — источник благодати. БЕСЕДА 2 на Еф. 1:11–14. Почему проповедь называется благовествованием спасения. — Грех не есть дело необходимости. — Добродетель согласна с природой, а порок противоположен природе. — Клятвы не нужны. — Лихоимство бесполезно. БЕСЕДА 3 на Еф. 1:15–20. На какую высоту Господь возвел человека. — Лишение царства небесного хуже геенны. — Как и в какое время нужно приступать к причащению Тела Христова. БЕСЕДА 4 на Еф. 2:1–3. Опровержение манихеев. — Без милосердия нельзя войти в царство небесное. БЕСЕДА 5 на Еф. 2:11–12. Что значит мудрование плотское. БЕСЕДА 6 на Еф. 2:17–22. О доблестях ап. Павла. БЕСЕДА 7 на Еф. 3:8–11. Обилие смиренномудрия ап. Павла. — Как должно любить врагов. БЕСЕДА 8 на Еф. 4:1. Быть узником за Христа славнее сидения одесную Его. — Страдание за Христа выше всех благ. — О страже темницы, в которую заключен был Павел. — Почему попустил Бог погибнуть тем, которые стерегли Петра в темнице. — Оковы и страдания послужили к прославлению Павла. — Против одержимых жадностью и любостяжанием. — О трех отроках. БЕСЕДА 9 на Еф. 4:1–4. Высокое достоинство Павла, выходящего из темницы. — Что значит достойно ходить звания. — О любви. — Таинственность — следствие охлаждения любви. БЕСЕДА 10 на Еф. 4:4. Губительность тщеславия. БЕСЕДА 11 на Еф. 4:4–7. Почему в церкви один получает больше, а другой — меньше. — Смирение необходимо для единства тела церкви. — Епископ поставлен для научения словом. — Производить разделения в церкви — не меньшее зло, чем впадать в ереси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

1) Какая сила, о. миссионер, в благодати Божией и зачем она так нужна нам, что вы при каждой беседе не обходитесь без того, чтобы не помянуть о ней? Ответ . Благодать – это дар Божий ( Еф. 2:8 ), это особенная сила Божия, даруемая по преимуществу в семи таинствах Духом Святым верным сынам Церкви к вспомоществованию им в деле святой, богоугодной жизни и в деле спасения. А как она важна для нас, можете видеть уже из того, как часто о ней упоминает Св. Писание и из того, что Апостолы больше всего верным именно её желают. Каждый почти Апостол, и в особенности св. апостол Павел, начинает и оканчивает свои Послания пожеланием верным благодати Божией. Вот только некоторые указания из слова Божия о силе благодати: ( 1Кор. 16:23 ; 2Кор. 13:13 ; Гал. 6:18 ; Еф. 1:2 ; Фил. 4:18–23 ; Кол. 4:18 ; 1Сол. 4:28 ; 2Сол. 3:18 ; 1Тим. 6:21 ; 2Тим. 4:22 ; Тит. 3:15 : Флм. 1:25 ; Евр. 13:25 ; Рим. 9:30–35; 8:8–11; 1:9 ; Гал. 5:4 ; Рим. 10:2–3; 11:5–6:22 ; 2Кор. 4:7 ; Рим. 1:15 ; Гал. 2:20–21 . Евр. 6:6; 10:39 ; Лк. 12:9–10 ; Рим. 3:20; 5:2 ; Ин. 1:17 ; Еф. 2:8 ; 1Кор. 4:1 ; 1Тим. 3:5 ; Еф. 1:13 ; Мф. 16:19 ; 1Фес. 4:3 ; Ин. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ; 1Тим. 4:14 ; 1Кор. 4:10; 23–31 ; Еф. 2:7–3:20 ). Вы говорите, что хотите знать: какая сила в благодати? Такая, что без ней наши благие желания и намерения обращаются в ничто – как Вавилонская башня: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15:5 ; 1Кор. 15:10 ), говорит Спаситель. Вы, штундисты, почитаете себя христианами и думаете, что от вас, от ваших усилий, стараний и трудов зависит всё, что вам не нужно никого и ничего, что назначенное христианам Царствие Божие не может от вас уйти, как уходит от язычников и мытарей, и по указанию Самого Бога, слова Божия, мы без благодати не больше, как язычники – чужды заветов обетования и безбожники в мире ( Еф. 2:12 ). Не думайте, что мы, люди, так сильны, – нет; без благодати Божией и при самых крепких силах, при самой обширной мудрости, мы не можем того, что может произвести благодать чрез самого немощного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла 22.04.2020 504 Время на чтение 4 минуты Источник: Екатеринбургская Епархия Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Отдавая Господу по Его заповеди десятину года и посвятив покаянное время Четыредесятницы приобретению необходимых духовных даров: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, в пасхальный период мы ничуть не должны ослабевать в украшении себя божественными одеждами праведности, трудясь над ещё одной добродетелью, к которой призываемся ныне Ангелом - благовестником Воскресения Христова. Сегодняшний наш труд – добродетель радости. В наших обстоятельствах это именно труд и как раз сейчас мы можем прочувствовать радость как добродетель, а не как эмоцию. И быть может именно стеснённые обстоятельства празднования Пасхи Господней в этом году покажут нам как в действительности мало в нашей жизни было подлинной духовной радости и как легко мы принимали за неё вполне земной эмоциональный подъем. Для земного веселья достаточно шутки и хорошего настроения. Духовной же радости нужно пробиться сквозь боль наших страстей, сквозь терния наших страхов, сквозь каменные глыбы грехов и трясины земных привязанностей. Дважды повторённый призыв апостола Павла к радости – это не его доброе пожелание, а заповедь. И может быть одна из самых трудных. Дьявол же предлагает человеку простой путь страхов и тревог, мучительный, но обладающий для многих какой-то удивительной притягательностью. Господь Вседержитель через пророка Исаию говорит: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Исаия 8:12-13). Так и первоверховный апостол Пётр поучает, говоря: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:13-15).

http://ruskline.ru/opp/2020/04/22/pashal...

Гомилии на Книгу Иисуса Навина Скачать epub pdf Гомилия I 1 . «Бог дал имя выше всякого имени» ( Фил.2:9 ) Господу нашему Иисусу Христу. Ибо Иисус – имя, которое «выше всякого имени». Так как это «имя выше всякого имени, пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:9–10 ). И так как это «имя выше всякого имени», многие поколения им никого не нарекали. Моисей написал книгу Бытия, где мы читаем об Аврааме и о порожденных им, среди которых было много праведников, однако никто из них не удостоился именоваться Иисусом. Не назывался Иисусом ни Авель, ни тот, кто «начал призывать имя Господа Бога» ( Быт.4:26 ); ни тот, кто «ходил перед Богом» и взят был Им и чьего мертвого тела не нашли (ср. Быт.5:22:24 ); ни Ной – единственный «человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ); ни сам Авраам, получивший обетование завета (ср. Быт.17:2–14 ); ни рожденный от него Исаак; ни Иаков, поставивший подножку своему брату, ни один из его сынов. Моисей был «верен во всем доме» Божьем (ср. Чис.12:17 ; Евр.3:2 ), но даже его не назвали Иисусом. Первый раз имя Иисус я нахожу в книге Исход, и мне хотелось бы внимательнее рассмотреть, когда оно было дано впервые. Сказано: «Пришел Амалик и воевал с Израилем в Рафидине. Моисей сказал Иисусу» ( Исх.17:8–9 ). Это первое упоминание имени Иисус. «Моисей сказал Иисусу: выбери себе мужей сильных из сынов Израилевых, и пойди, сразись с Амаликом завтра» ( Исх.17:9 ). Моисей признает, что не может вести войско, признает, что не может собрать его, хотя вывел народ «из земли Египетской» ( Исх.32:1 ). И потому, как сказано, он призывает Иисуса и говорит: «Выбери себе мужей сильных из сынов Израилевых и пойди». Посмотри, кому он поручает вести войну с Амаликом. Так мы впервые встречаем имя Иисус, когда видим носящего его во главе войска; не как того, с кем Моисей разделяет свое главенство, но кому он уступает старшинство. Моисей не может выбрать мужей сильных. Он говорит: «Выбери себе мужей сильных из сынов Израилевых». И поэтому когда я впервые встретил имя Иисус, то сразу увидел в этом символ тайны; воистину Иисус ведет войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Фил.4:4 ) Введение Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого  песнопения «Свете тихий…»   говорится  вовсе  не  о  «тихом»,  а о «радостном» свете (ilaron – веселый, радостный c. 627])).  Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой – восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» ( Еккл.7:4 ),  «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 ), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью. 1. Два типа «радости» и «печали» Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни. 1.1. Мирская радость Действительно, «мирская радость» часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой  «радости концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость»  неприемлема для христианина: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ). 1.2. Чрезмерная печаль

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

Молитва есть самое сильное оружие противу сильного врага нашего спасения – диавола. Сей род ничимже исходит, сказал Спаситель ученикам своим, токмо молитвою ( Матф. 17:21 ; Марк. 9:29 ). Она, возбуждая в человеке сознание собственной немощи, и чрез то смиряя его гордость и самонадеяние, поставляет его в совершенной противоположности с гордым богом века сего ( 2Кор. 4:4 ). А это уже немалая невыгода для сего последнего: он теряет чрез то самые верные средства к нападению и торжеству, между тем как соперник его чрез тоже самое приобретает силы и могущество, которые обещают ему верный успех и несомненную победу. Апостол Павел говорил о самом себе: егда немоществую, тогда силен есмь ( 2Кор. 12:10 ), вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе ( Фил. 4:13 ). Тоже обыкновенно бывает с каждым христианином. Силы и крепость его возрастают и возвышаются по той мере, как уменьшается надеяние его на собственные силы. Чем более он приближается по видимому к своему ничтожеству: тем сильнее укрепляется против исконного человекоубийцы. Помощь от Святого Израилева ( Псал. 19:3 ) немедленно приходит на упраздненное от самомнения место, и слабая сила человеческая заменяется всемогущею силою Божиею. Здесь уже брань неровная. Неприятель не осмеливается вступить в единоборство, для него опасное: ибо не хочет быть побежденным. Что же он делает? У начальника всех козней и хитростей будет ли недостаток в какой-либо новой хитрости? Он – от века жаждущий погибели человеческой, знает, откуда непреобримая для него сила в человеке, и потому устремляется заградить самый источник сея силы, а источник сей есть молитва . Без молитвы человек слаб и немощен; при молитве нет для него ничего невозможного. Вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, говорит Господь, приимете ( Матф. 21:22 ). Илия, человек бе подобострастен нам, говорит Апостол, и молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть. И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой ( Иак. 5, 17–18 ). Человек, огражденный молитвою, подобен граду укрепленному, для коего все неприятели нестрашны, все нападения безвредны. Он стоит твердо и непоколебимо, подобно каменному утесу среди бурного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Содержание    1) Думал я, что защитники арианства удовольствуются теми против них обличениями и доводами истины, какие перед этим были изложены, и, успокоившись, раскаются, наконец, в том, что и мудрствовали и говорили о Спасителе худо. Но они (не знаю, почему) все еще не приходят в стыд, и, как свиньи и псы, валяясь в своей блевотине и тине, еще более изобретают себе вымыслов злочестия. Не понимая ни того, что написано в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8:22), ни того, что сказано апостолом: «верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:2), упорно стоят на том, что Сын Божий есть произведение и тварь. Если не вовсе утратили они чувства, то из сказанного прежде достаточно могли видеть, что, по засвидетельствованию истины, Сын не из не сущих и вовсе не из числа вещей созданных, потому что как Бог не может Он быть произведением, и непозволительно именовать Его тварью, а только тварям и произведениям приличны такие выражения: «из не сущаго» и «не был, пока не рожден». Поелику же, как бы боясь отступиться от своих вымыслов, выставляют по обычаю на вид приведенные выше изречения Божественных Писаний, которые имеют добрый смысл, но ими перетолкованы худо, то повторив значение этих изречений, как утвердим это в памяти верных, так арианам даже каждым из этих изречений докажем, что вовсе не знают они христианства.    А если бы знали, то не затворяли бы себя в неверие нынешних иудеев, но спросили бы и услышали, что «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. 1:1), когда же по благоволению Отца Само Слово стало человеком, тогда справедливо сказано о Нем Иоанном: «Слово плоть бысть» (Иоан. 1:14), и Петром: «Господа и Христа Его... сотворил есть» (Деян. 2:36), и Соломоном как бы от лица Самого Господа: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя», и Павлом: «толико лучший быв Ангелов» (Евр. 1:4), и еще: «Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2:7), и также: «темже, братие святая, звания небеснаго причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2). Все таковые изречения имеют одну и ту же силу, одну благочестивую мысль, показывающую и Божество Слова, и сказуемое о Нем по человечеству, потому что Слово стало и сыном человеческим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Успенском соборе Московского Кремля 22 января 2007 года Москва, 22 января 2007 г. Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Брат и Сослужитель, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва! Уважаемый господин Бутрос Гали! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Совершив Божественную литургию, мы вновь сподобились войти в радость нашего Господа (Мф. 25. 21) и причаститься Святых Христовых Таин. Ныне Нам было особенно радостно обратиться со словами литургического приветствия: «Христос посреде нас», - и услышать ответ: «И есть и будет» из уст Нашего дорогого Собрата Блаженнейшего Митрополита Саввы. Сегодня Русская Церковь совершает память святого митрополита Московского Филиппа, честные мощи которого пребывают в этом древнем соборном храме. Своей жизнью и исповеднической кончиной святитель Христов предварил тот подвиг стояния за правду Божию, который Русская Церковь претерпела в XX веке, запечатлев верность Христу кровью множества новомучеников и исповедников Российских. За долгие века своего исторического пути Церковь Божия навыкла, как говорил святой апостол Павел, жить и в скудости, и в изобилии и всё может в укрепляющем Господе (Фил. 4. 12-13). Однако и в периоды внешнего спокойствия остается верным апостольское слово: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3. 12). Благочестивая жизнь легкой не бывает. И в наше время, когда в мире так много говорится о толерантности, о равном уважении к любым взглядам - вплоть до проповеди нравственной вседозволенности - порою требуется немалое мужество для того, чтобы свидетельствовать о неизменных ценностях Святого Евангелия и защищать убежденность, что истина одна и она во Христе. Дабы наше свидетельство было успешным, мы нуждаемся в единстве. «Брат от брата помогаем, яко град тверд и неодолеваем» (Притч. 18. 19), - эти слова любили повторять святые отцы. Поэтому Нам отрадно ныне разделять молитвенное общение с Предстоятелем православных христиан Польши, успешно совершающих свое служение в инославном окружении и воспитывающих молодое поколение в духе отеческой веры.

http://pravoslavie.ru/20437.html

6. Освящение человека или усвоение им заслуг Христовых может быть совершено только в церкви Христовой I. Под именем освящения разумеется действительное усвоение нам заслуг Христовых, или такое дело, в котором Всесвятой Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми ( 1Кор. 1:1 ; 2Кор. 1:2 ). «И сими [убо] нецыи бесте, – писал св. ап. Павел к Коринфским христианам, исчислив разные виды грешников, – но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). Это освящение, по словам древних учителей веры, составляет как бы главизну нашего спасения, завершая его собою, так что последнее без первого было бы еще не конченным. II. В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец представляется источником нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: «и Аз умолю Отца, – говорил Иисус Христос ученикам перед вознесением Своим на небеса, – и иного Утеиштеля даст вам, да будет с вами во век» ( Ин. 14:16 ); «Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему» ( Ин. 14:26 ). Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Явившись на землю, вскоре по вознесении Спасителя на небеса, чтобы усвоить нам дело спасения, Дух Святый с тех пор выну пребывает в церкви ( Ин. 14:16 ); возрождает грешников в таинстве Крещения ( Ин. 3:5 ), сообщается верующим в благодатных дарованиях, как «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» ( Ис. 11:2, 3 ); обитает в нас, как в храмах Своих ( 1Кор. 6:19 ); «способствует нам в немощах наших» ( Рим. 8:26 ), производит в нас плоды духовные: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ) и все другие, так что «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Сын Божий представляется виновником нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертию. А потому, если Дух ниспослан от Отца на землю: то не иначе, как по ходатайству Сына ( Ин. 14:16 ), во имя Сына ( Ин. 14:26 ), и никогда бы не был ниспослан, если бы Сын не совершил на кресте дела нашего искупления, и, вследствие Своих заслуг, не был прославлен ( Ин. 7:39 ). Потому же Сын изображается раздаятелем Духа Святого всем верующим и жаждущим «воды живы» ( Ин. 7:37, 38 ), и благодать Духа называется обыкновенно «благодатию Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 16:24 ; 1Кор. 16:23 ; 2Кор. 13:13 ; Гал. 6:18 ; Фил. 4:23 ; 2Сол. 3:18 ), или «благодатию Христовою» ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 12:9 ), «благодатию, данною о Христе Иисусе» ( 1Кор. 1:4 ; 2Тим. 1:9 ), и сам Дух Святой – «Духом» Христовым ( Рим. 8:9 ), «Духом Сына» ( Гал. 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010