Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать пятую. О смиренномудрии М олю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию ( Ефес. 4:1 ). Апостол Павел, желая утвердить ефессян в вере во Христа, дабы они, принявши оную, не ходили подобно язычникам в суете ума ( Еф. 4:17 ), молит их так жить и действовать, чтобы жизнь и дела их были достойны звания, к которому они призваны, то есть, чтобы жили так, как должно жить христианам. Молю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте. Но, дабы сие достойное христианского звания хождение не породило в них фарисейской гордости, он присовокупляет: со всяким смиренномудрием и кротостию. Слушатели-христиане! Сие наставление апостола Павла, данное христианам ефесской Церкви, достойно и нашего внимания: ибо и мы христиане, а потому и мы должны проводить жизнь со всяким смиренномудрием и кротостию. К сему мы обязываемся и примером и учением Иисуса Христа, Который, будучи сиянием славы Отчия и образом ипостаси Его ( Евр. 1,3 ), унизил Себя до приятия зрака рабия, и, соделавшись подобным нам человеком, смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:6 ), и Который посему и последователям Своим завещал быть таковыми же: Возмите иго Мое на себе, говорил Он им, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ). Но, дабы нам в полной мере возлюбить высокую добродетель смиренномудрия, раскроем в настоящем слове существенные свойства оного и спасительные его для нас плоды. Смирение, в истинном значении сего слова, есть такое свойство человека христианина, по которому он, истребив в себе всякую мысль о своем достоинстве и совершенствах, живо чувствует только свою бедность, немощь и ничтожество. Сия высокая христианская добродетель имеет, подобно прочим, отношение к Богу и ближним, так как лица, пред коими мы должны смиряться, суть Бог и ближние наши. Смиритеся под крепкую руку Божию, убеждает апостол Петр ( 1Петр. 5:10 ). Смиритеся пред Господем, говорит апостол Иаков (гл. 4:6); а апостол Павел повелевает ближнего предпочитать себе: ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще ( Фил. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарственную песнь воссылаем мы в Троице поклоняемому Богу, сподобившему нас собраться «вкупе» в дни Пятидесятницы на острове Крит, освящённом Апостолом Языков Павлом и его учеником Титом, «истинным сыном по общей вере» (Тит. 1, 4), и с позволения Святого Духа завершить работу Святого и Великого Собора Православной нашей Церкви – созванного Его Божественным Всесвятейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем с согласия Блаженнейших Предстоятелей Святейших Православных Церквей – во славу благословенного имени Господня, на благо народа Божьего и всего мира, исповедуя вместе с Божественным Павлом: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1). Святой и Великий Собор Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви являет собой подлинное свидетельство веры в Богочеловека Христа, Единородного Сына и Слова Божия, явившего вочеловечением, всем Своим «делом» на земле, крестной жертвой и воскресением Троичного Бога как безграничную Любовь. Потому едиными устами и единым сердцем мы обращаем слово «в нашем уповании» (1 Петр. 3, 15) не только к чадам Святейшей нашей Церкви, но и ко всякому человеку, «ближнему и дальнему» (Еф. 2, 17). «Упование наше» (1 Тим.1, 1), Спаситель мира открылся как «с нами Бог» (Мф. 1, 23) и как Бог «за нас» (Рим. 8, 32), «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Проповедуя милость и не утаивая благодеяния, со знанием слов Господа, что «небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Мф. 24, 35), «исполненные радости» (1 Ин. 1, 4), мы благовествуем слово веры, надежды и любви, взирая на «невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день» (Василий Великий, Беседа вторая на Шестоднев. – PG 29, 52). Тот факт, что жительство наше «на небесах» (Фил. 3, 20), не упраздняет, но усиливает наше свидетельство в мире. В этом мы равняемся на предание Апостолов и наших Отцов, которые благовествовали Христа и через Него спасительный опыт веры Церкви и, богословствуя как «ловцы человеков», направлялись «по-апостольски» к людям каждой эпохи, чтобы передать им Евангелие свободы, «которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1). Церковь не живёт для себя. Она всецело приносит себя человечеству для возвышения и обновления мира в новом небе и новой земле (см. Откр. 21, 1). Таким образом, она несёт евангельское свидетельство и раздаёт во вселенной дары Божии: Его любовь, мир, справедливость, примирение, силу Воскресения и чаяние вечности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1 Эта молитва, в отличие от остальных гимнов, написана прозой. 2 Букв. “обувь”. 3 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Здесь и далее первая цифра в скобках после заглавия гимна означает его порядковый номер по изданию Sources Chrйmiennes; вторая цифра, после точки с запятой, означает порядковый номер гимна в русском переводе иером. Пантелеимона (Сергиев Посад, 1917). 4 Букв. “не смешан с миром”. 5 Букв. “Того, Кто внутри меня”. 6 Ср. Мф. 11:15. 7 Букв. “правильно понимая слова неграмотного”. Называя себя agrammatos (неграмотный, невежда, неуч), преп. Симеон подчеркивает свою непричастность “внешней” (мирской) учености 8 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. 9 Букв. “к тем, кто разыграли драму (спектакль) с моим изгнанием”. Речь идет о Стефане Никомидийском и других, которые добились изгнания преп. Симеона из монастыря св. Мамаса и его ссылки в Хрисополь 10 Написанный двенадцатисложным ямбическим триметром, настоящий гимн состоит из 24-х двустиший, в которых первый стих принадлежит Симеону, а второй дополнен кем-то из его учеников (возможно, Никитой). Алфавитный акростих — весьма распространенное в византийской поэзии явление. Алфавит понимался древними греками и византийцами как символ всеобъемлющего гармонического целого. “Алфавит” преп. Симеона представляет собой как бы “лествицу” духовного восхождения, состоящую из 24-х ступеней. Ср. тридцатиступенную “лествицу” преп. Иоанна Синайского. 11 Букв. “Имея началом Христа и горячую веру, так удались от мира”. 12 Ср. Мф. 10:29. 13 Ср. Мф. 11:29—30. 14 Или “мучеником совести”. 15 Т.е. Иисус Христос, Бог воплотившийся, ради человека Сам пошел по пути послушания воле Своего Отца. Ср. Фил. 2:8. 16 Ср. Мф. 19:30. 17 Ср. 1 Ин. 4:16. 18 Размер гимна — силлабо-тонический анакреонтический восьмисложник. В гимне встречаются рифмы (blyzon — drosizon, exafanizeis — exafthartizeis) и гомеотелевты (elkeis — perilampeis — metaballeis). Гимн переведен размером оригинала. 19 Букв. “как видишь дела всех?” 20

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Программа по Истории Византии Каждый билет состоит из трех частей; А – политическая история, В – культурная история и С – историография. Нумерация страниц соответствует нумерации книги: «Очерки по истории Византии», под ред. и с предисл. В.Н. Бенешевича, проф. СПБ. Университета. СПБ, 1912/13 г. Издание Студенческ. Издат. Комитета при Ист. Фил. факультете Имп. Пгр. Университета. 3 вып. Ц. 3 р. 50 к. Нумерация ч. А=вып. I; ч. В=вып. II; ч. С=вып. III. Вып. III с сокращениями: не требуются все библиографические указания, весь мелкий шрифт, греческие цитаты, а равно §§ 4, 5, 7, 9, 12, 19, 20, 26, 32, 33, 39, 48, 57–64. Из годов надо знать годы напечатанные в особой таблице. Необходимо прежде изучения книги внести в текст существенные поправки, указанные в вып. IV. Кроме того, А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. 1915. Отд. I. (Визант. культура). 1 бил . Культурный и религиозный кризис в Римской Империи. Иммиграция варваров. Реформы Диоклетиана и Константина. Перенесение столицы в Константинополь. Образование христианской империи. 1-й Вселенский собор. Константин Великий и его обращение. Православие и арианство. Констанций. Юлиан Отступник. Последняя попытка к восстановлению язычества. Церковь и государство в конце IV века. Феодосий Великий. 2-й Вселенский Собор. Торжество христианства. Пособия: Андреев. Лекции по истории церкви. Нетушил, или Низе. Римская история. Дюшен. История церкви. т. II. 2 бил. А. Феодосий Великий. Краткая характеристика внешних и внутренних дел. Аркадий и Гонорий. Аларих и борьба с ним. Трибигильд и Гаина. Фравитта. Дело Златоуста (3–9). В. Абсолютная и конституционная монархия. Автократия. Римская империя в течение первых трех столетий. Порядок занятия престола. Выборное начало в Римской империи. Значение сената Нового Рима. Низложение императора (5–8). С. Введение: историки и хронисты. Общая характеристика византийских историков (3–11). 3 бил. А. Феодосий II Малый. Семейные дела. Пульхерия. Дела на Западе. Гунны и Аттилла. Приск, Нест οрий и Ефесский собор. Лев Великий , папа римский. Евтихианство. Epistola dogmatica Льва. Разбойничий собор. Высшая школа в Константинополе. Codex Theodosianus. Маркиан. Халкидонский собор и его последствия. Гибель Аттиллы. Лев I. Аспар, Аланы и исавры. Александрийский патриархат. Лев II Младший. Зинон. Бунт Василиска. Акакий. Акт единения (Энотикон). Восстановление общения с Антиохией и Александрией. Раскол с Римом. Готы. (10–19). А. Васильев, 29–36, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Разделы портала «Азбука веры» Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы мы “соделались причастниками Божественного естества”. Как это понимать? Похожие вопросы 6 Ответов Епископ Михаил Лузин : Естество Божие — это вечная истина и правда, вечная жизнь, мир, радость и блаженство и все, что может быть названо благом. Значит, всякий, кто делается причастником Божеского естества, мудр, справедлив, всесилен противу козней диавола, греха и смерти. Что значит быть причастником Божеского естества? Как человеческая природа Богочеловека в воплощении стала причастною Божеского естества, так и верующие во Христа, по вере в Него и в искупительную смерть Его, делаются причастниками Его и Божеского естества Его. Следовательно, когда говорится, что верующий причащается Божеского естества, то речь идет не только о нравственном уподоблении Богу по Его таким или другим свойствам, о духовном и отвлеченном общении по мысли, но об истинном общении по естеству, которое начинается в возрождении ( Ин.1:3 ) и совершается и пребывает постоянно и непрерывно в блаженной вечности (ср.  Рим.8:29 ). Сюда принадлежат понятия: прославление плоти человека во Христе ( Фил.3:21 ), созерцание Бога и участие в Его славе ( 1Кор. 13:12 ), уподобление Богу ( 1Ин.3:2 ), единение с Богом во Христе в приобщении пречистого Тела и Крови Его и здесь, на земле, и в жизни вечной ( Ин.6:51–56 ;  Мф.26:26–28 ). Все очень заумно и непонятно даже для меня с высшим медицинским образованием и 40-летним мед.стажем.Бог это не только любовь,но и простота.Я понимаю,что профессор А.Осипов только один раз рождается.Но надо учиться.С уважением доктор Филиппов В.Е. Валерий, да, богословие, как и медицина, требует системного изучения. Вы задали сложный вопрос, понимание ответа на который требует многих знаний. Что касается уважаемого профессора, то это хороший пример, попытка упрощенчества привела его к искажениям и официальному осуждению его учения. Ещё хочу Вас предостеречь от вольного толкования терминов, которые в богословии имеют иной смысл, чем в обыденной жизни. Вы некорректно употребили термин “простота” по отношению к Богу. Подробнее: http://azbyka.ru/prostota

http://azbyka.ru/vopros/chto-znachit-sod...

Шеметово. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Христова, села Шеметова, каменная, приход-ская, разделяется на летнюю и зимнюю, о трех престолах: во имя Воскресения Христова, Успения Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая. Построена в 1788 году иждивением местной помещицы капитанши Акилины Никитишны Медведевой. Часовен четыре: одна каменная—в Святых воротах и три деревянные—в селе Шеметове, д. Павлицеве и д. Починке-Лаврукове; часовня в селе Шеметове построена около 20 лет, на месте прежде бывшей. Земли церк. 36 дес, 869 кв. саж.: 4 дес. 869 саж. усадебной, остальная пахотная и сенокосная. Для жития священника дом церковный, деревянный, одноэтажный. Церковного капитала 1200 руб. В селе Шеметове 11 м., 20 ж.; в деревнях: Великове 78 м., 103 ж., раст. от церкви в в.; Алексине 58 м., 82ж., 2 в.; Селине 67 м., 80 ж., 3 в.; Подовиннове 58 м., 68 ж., 4 в.; Починке-Лаврукове 30 м.. 46 ж., 5 в.; Бабине 65 м., 71 ж., 1 в.; Мягкове 64 м., 85 ж., 1 в.; Мошкине 26 ж., 45 ж., 3 в.; Ермакове 14 ж., 24 ж., 4 в. Борщевке 33 м., 50 ж., 1 в.; Павлицеве 36 м., 57 ж.. 3 в.; Малахове 29 м.. 44 ж., 5 в.; Починке-Чернышеве 40 м., 57 ж., 7 в.; Захарове 61 м., 87 м., 8 в. Село расположено недалеко от речки Утломы на ровном месте. Почтовый и телегр. адрес: Данилов, Шеметово. В селе земская школа. Штатный состав причта священник и псаломщик. Капитала причта 1208 руб. По данным 1908 г. В Ярославском архиерейском доме, в Спасском монастыре, находится замечательная, больших размеров, картина, изображающая последнего Ростовского и первого Ярославского архиепископа Арсения (Верещагина) и его свиту. На картине этой, отчасти попорченной и покрытой плохим лаком, сверху, как бы в клеймах, находятся следующие надписи: " Эконом Покр. игумен Порфирий; казначей иером. Игнатий; житен. иеромон. Аврамий; чашник монах Филимон; диакон Николай Сергеев; диакон Петр Игнатьев; хоронат диакон Симеон Егоров, бас 1-й; ип. Яков Зоревский, тен. 2-й; бас 2-й Ив. Козьмодемьяновский; тен. 1-й Михаил Вознесенский; тен. 1-й Василий Никольский; тен. 2-й Григорий Тропинский; бас 3-й Павел Тихановский; бас 3-й Николай Благовещенский; пономарь Илья Дыбинский, тен. 2-й; дишк. 1-й Василий Лазовский; дишк. Ив. Воскресенский; альт 1-й Димитрий Иерусалимский; альт 2-й Григорий Отцовский; дишк. 1-й Яков Благовещенский; дишк. 1-й Мирон Орлеянский; дишк. 2-й Ив. Воронинский; альт 1-й Петр Ильинский; альт 1-й Александр Алексеевский; альт 1-й Николай Затейкин; пл. Димитрий Васильевич Верещагин; к. Василий Федорыч Морошкин; Петр Алекс. Розов; фил. уч. Матвей Козьмич Нитский; жив. Николай Лужников. "

http://sobory.ru/article/?object=12856

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: С. Снессорева " Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон " , стр. 214. Возможно это изображение ошибочно, поскольку предлагаемая икона не очень похожа на Казанскую. Файл 11185.jpg:   Размер: 509x633, 0.32 MPix, 101 Kb. Дата: 2010-04-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (278) , (9) . Описание: Надписи различны: на окладе Толгская, на литографии Тобольская. По иконографии Тобольская. Икона " Толгская Богоматерь " 1166157417, размещено 14 августа в 10:55. Икона «Толгская Богородица». Россия 19 век. Маленькая. Размер: см. Оклад из серебра 84 пробы. Клеймо " А.У. " Вес 7,7 грамм. Файл 29373.jpg:   Размер: 720x960, 0.69 MPix, 208 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (1) . Описание: Тобольская Казанская икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Софийско- Успенском соборе Тобольского кремля см. Файл 30304.jpg:   Размер: 822x1000, 0.82 MPix, 176 Kb. Дата: 2017-10-31, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (138) , (2) . Описание: Богоматерь Казанская (Тобольская). Конец XVIII века. Дерево, золочение, левкас, темпера. 100 х 90 х 3,5 см. Место создания: Россия, Сибирь. Красноярский художественный музей имени В.И.Сурикова. Файл 32287.jpg:   Размер: 459x565, 0.26 MPix, 116 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (1) . Описание: Тобольская июля 5 д. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. С.28-29. С.28: 5. Тобольская. Образ сей чудотворной иконы находится в Тобольском кафедральном соборе.) Файл 34378.jpg:   Размер: 593x755, 0.45 MPix, 186 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (50) , (1) . Описание: Изображение чудотворной иконы Богоматери, именуемой Тобольскою. (Тобольская. В 1661 году в Знаменском монастыре города Тобольска праздновали явление иконы Казанской Богоматери. Внезапно, во время службы, дьякон упал, а очнувшись, оказался глубоким стариком. Своему духовнику он рассказал, что ему несколько раз являлся святой митрополит Московский Филипп и просил, чтобы верующие в три дня построили церковь для иконы Казанской Богоматери, о чем дьякон никому не сказал. Во время службы он увидел Фил[...]

http://pravicon.com/icon-152-photo

4-го числа Прфп. Исидора Пилусиота Пилусиотом называется от того, что был настоятелем близ города Пилусия (или Пелузия, в северном Египте, на пограничьи Азийском). Родился в Александрии от благородных и богатых родителей, почему и имел средства получить блистательное образование в светских науках; но еще в молодых летах оставил шумную городскую жизнь и около 398 года принял монашество в монастыре Горы близ Пилусия. Здесь глубокое уединение, строгие подвиги и поучение в слове Божием просветили его ум и возвысили душу его; а желание послушать Златоустого побудило отправиться в Константинополь и привело быть очевидцем несправедливого суда над сим святителем (в 403 году, в июне). То, что видел и слышал Исидор у Златоуста, равно и писания его остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустова, простота и ревность И. Златоуста соделались собственностию Исидора и отпечатлелись на всех его действиях. По возвращении в Пилусиотскую обитель, он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь и обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие. Посему и страдал много за свою ревность, но утешался словом Апостольским: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Фил.1:29 ). Как ревнитель благочестия, он принимал участие в защите истины против ереси Нестория. Скончался около 440 года, оставив нам более двух тысяч сочинений, в виде Писем, из коих большая часть заключает в себе объяснение разных мест св. Писания. † Прфп. Кирилла Новоезерского Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ), сказал Сын Божий. – Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнить заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский 19 , творят волю Сына Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Данный запрет Спасителя относительно наименования отцов уже давно является одним из камней преткновения не только для протестантских религиозных течений, но, в некоторой степени, и для православных христиан. Ибо первые, понимая этот запрет буквально, впадают в очевидную крайность, противоречащую Писанию. А вторые, хотя и называют отцов отцами, но не могут объяснить, почему этого делать не запрещается. Итак, что касается буквального понимания этих слов Спасителя, то это очевидное заблуждение. В таком случае и кровные родители подпадают под этот запрет. Однако пятая заповедь Божия о почитании отца и матери полностью разрешает это недоумение. Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом». Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом» Тогда возникает логический вопрос: почему не запрещено называть мать «матерью»? Но Господь говорит: «Всякий, кто оставит отца или мать ради Меня... получит в сто раз больше» (Мк. 10, 29). «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14, 33) – Его заповеди не могут противоречить одна другой. Апостол Павел, прекрасно понимая это, вполне традиционно обращается к колосским и ефесским родителям: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21, Еф. 6, 4). Таким образом, очевидно, что данный запрет направлен не против кровного родства. Но если с кровным родством все более-менее понятно, то вот духовное отцовство у многих вызывает массу вопросов. Собственно, вопросы евангельских христиан и прочих протестантов звучат именно по поводу духовного наставничества. Этим, например, объясняется протестантская практика называть своих духовных лидеров – «брат», «пастор» или «преподобный». Но если мы обратимся к Писанию, то увидим, что протестанты ошибаются в понимании слов Спасителя. Например, апостол Павел, называвший себя «учителем язычников» (1Тим. 2, 7; 2 Тим. 1,11) (это к вопросу о запрете называться учителями), говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4, 15). Т.е. Павел вовсе не считает для себя зазорным именоваться духовным отцом коринфских христиан. Галатов апостол также называет своими детьми: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения...» (Гал. 4, 19). «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих» (Фил. 10), – обращается Павел к Филимону. Также апостольский столп Иоанн Богослов постоянно в своих посланиях обращается к верующим «дети мои» (1Ин. 2, 1; 2,18; 2, 28; 3, 7; 3, 18; 4, 4; 5, 21), «Пишу вам, дети... пишу вам, отцы» (1Ин. 2, 12).

http://pravoslavie.ru/156290.html

Вопрос: Что такое клятва и почему нельзя клясться? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Клятва – уверение другого в истинности сказанного или сделанного. В еврейском тексте Библии употреблены два слова: шевуа (Быт.21:31) и ала (26:28). Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, что он говорил (Вт.10:1-22). Этот обычай был закреплен законом Моисея: " Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись " (Вт.10.20). Священные книги Ветхого Завета содержат немало примеров установления соглашений с помощью клятвы.   " И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку на стегно (бедро) мое и клянись, что ты окажешь мне милость... " (Быт.47:29) " . " И клялся Моисей в тот день и сказал: " земля, по которой ходила нога твоя… " (Нав.14:9). " Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает… " (1Цар.20:3). " Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду " (Пс.62:12). Приведенных мест достаточно, чтобы увидеть, что сам по себе этот обычай произносить клятву не содержал ничего греховного. Спаситель в Нагорной проповеди отменил этот ветхозаветный обряд, потому что дал новый закон - духовный. Теперь свидетелем верности в исполнении сказанного является совесть (слав. со-весть, со-вестник) - голос Божий в человеке. По слову апостола: " Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом " (Рим.9.1). Приведем и другие места из Посланий св. ап. Павла: " Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас " (Рим.1.9), " Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф " (2Кор.1:23), " Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу " (2Кор.11:31), " Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа " (Фил.1:8), " Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! " (1Фес.2:5). " И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет " (Откр.10:5-6). Иисус Христос словами " не клянитесь " отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть. 22 июля 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6367.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010