Д.С.Бирюков. О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров Сведения о начале споров вокруг исихазма в эпоху паламитских споров, инициатором которых был Варлаам Калабрийский, дошли до нас из различных источников. Одно из самых ранних описаний принадлежит свт. Григорию Паламе . Свт. Григорий пишет во второй Триаде (1-я пол. 1339 г.): ...Вот я и печалюсь, думая о приезжем из Сицилии философе [т. е. Варлааме. – Д. Б.], проповеднике внешних наук. Увидев его в монашеском одеянии, я было обрадовался, думая себе, что он поступит мудро, сблизившись до прохождения божественной науки с нашими лучшими монахами, которые, распрощавшись со всем остальным, посвящают в исихии свою жизнь Богу: он станет для нас, рассуждал я, тем книжником, который подобен сокровищу, являющему по Господню слову старое и новое. Но все вышло наоборот, и о ком я радовался в доброй надежде, о том теперь душевно горюю. Он сошелся с некоторыми из наших, притом самыми простыми, притворяясь учеником ( Προσλθε μν γρ τισι τν μετρων, κα τοτων τος πλουστροις, τν μαθητιντα ποκρινμενος), а потом отшатнулся от них, заявив свое осуждение, и стал писать против них сочинения, где пространно и несдержанно их ругал. С этими сочинениями он взял на себя смелость выступить не перед ними самими, а перед слушающими его и шумящими вокруг него юнцами, переубеждая тех, кто готов отказаться от отеческого образа мыслей, и монахов, не имевших опыта безмолвной жизни. Начал разноситься слух, что-де исихасты держатся нетерпимых убеждений; он им дал самое низменное имя, назвав омфалопсихами, а их так называемую ересь – омфалопсихией. Не выделив поименно никого из осуждаемых и в то же время утверждая, что встречался с сильнейшими из нас ( τος κρεττοσ τε τν μετρων), он этим дал понять, что ставит под сомнение всех 127 . Свт. Григорий обвиняет Варлаама в том, что он встречался с самыми простыми монахами, при том что коварно говорил о своих встречах с сильнейшими из них, и таким образом порочил исихастское учение в целом. Этот топос, согласно которому возмущение Варлаама учением исихастов берет начало с его встречи с самыми простыми монахами, проговариваемый свт. Григорием неоднократно 128 , после свт. Григория становится общим местом, причем как в паламитских, так и в антипаламитских источниках. Однако от него имеются и небольшие отступления: так, свт. Филофей Коккин в Житии свт. Григория Паламы , очевидно, следуя свт. Григорию, говорит, что «под предлогом смиренномудрия он [Варлаам] сблизился с некоторыми самыми простыми и неучеными монахами, занятием которых были умная молитва и трезвение, и, притворившись невеждою в подвижнической жизни, просит у них наставлений в оной» 129 , однако в Житии святого Исидора (360) свт. Филофей утверждает, что Варлаам общался с наиболее выдающимися ( πρ τοις) монахами 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

1. Ты, священный человече Божий и общниче таин божественных, стяжавши высшее и первое начало мудрости ( Притч. 1:7 ), скажем словами мудрого Соломона, и каждодневно размышляя о священных её тайнах умом чистым и свободным от страстей, и вникая, как вряд ли кто другой, в глубину и непостижимость её, не перестаешь, как и подобает, всеми словами и делами доискиваться ея больше, чем золота и множества камней драгоценных ( Притч. 8:10, 19 ), выразимся её же словами. Так, как ты и полюбил ее и пожелал взять ее в священную и нетленную невесту себе ( Прем. 8:2 ), по примеру сего премудрого, то и высокий оный и искусный воистину образ её, какой он в Притчах начертывает, в своем очерке представляя оную мудрость созидающею себе некий дом, поддерживаемый семью столпами, закалающею жертвы свои и растворяющею вино свое и щедро затем уготовляющею свою трапезу, и проповеданием с возвышенностей созывающей гостей, и прочее продолжение этого новаго представления и символов тех, – все это наконец предложивши нам неученым и по уму неискусным, просил выяснить в книге, и сокровенную в глубине мысль вывесть по возможности наружу, и в этом хорошо поступая и вполне достойно тебя и твоего стремления к прекрасному. Я же, весьма не соответствуя такому великому делу и в тайны Божественной премудрости не только не посвященный, но и преддверий и священных порогов её нисколько не достигши (потому что, говорит, в лукавую душу не войдет премудрость, и не будете, обитать в теле, порабощенном греху – Прем. 1:4 ), надолго медлил ответом, чтобы как-нибудь не услышать укоризны той притчи, говорящей: врачу надлежит прежде других врачевать самого себя ( Лк. 4:23 ). И поэтому, за верное знай, я не стал бы отвечать, если бы не настояло твое понуждение, непрестанно трогающее нас укоризнами, как неким жалом, и упорно требующее ответа, как бы некоего важного и неотвратимого долга; и вот, полагаясь на твою веру, которая, по священным изречениям ( Мф. 17:20 ; 1Кор. 13:2 ), может и горы переставлять, приступим к изъяснению предложенных (тобою речей), и всего надежнее потому, что от себя скажем немного и скудно, а больше от мудрых тайнозрителей и отцов, любомудрствовавших о том по действию и научению от Духа Божия, как они имели нужду и воспринимать это и научать. Сказать же лучше, все – их, от которых и мы научились, если чему из потребного и научились.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛОФЕЙ КОККИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский Святитель Филофей Коккинос, патриарх Константинопольский Свт. Филофей Коккин и др. участники Исихастского Собора полагают текст Томоса на престол собора Св. Софии. [Фрагмент росписи " IX Вселенский собор " (1351). Эллада. Метеора. Монастырь св. Стефана. Притвор кафоликона в честь св. Харалампия. Иконоп. Власий Цоцонис, XXI в.] Омофор свт. Филофея Коккина, 14 в. Священная обитель Тисмана в Румынии. Свт. Филофей Коккин, патриарх Константинопольский. [Миниатюра из богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина. 1371–1375 гг. (Paris. gr. 1242. Fol. 5v) (фрагмент). Национальная библиотека Франции. Париж]. Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды, в том числе догматические и опровержительные-полемические сочинения против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Он является автором параграфов Синодика в неделю Торжества Православия , кодифицирующих учение свт. Григория Паламы и известных как главы " Против Варлаама и Акиндина " . Написал жизнеописания святых и подвижников благочестия, главным образом - святогорских, таких как свт. Григорий Палама , свт. Исидор I Вухир , прп. Герман Марулис , прп. Савва Ватопедский и прп. Никодим Новый , он также написал о св. Анисии , вмч. Димитрии Мироточивом , святых апостолах , трех святителях , прп. Онуфрии , свт. Афанасии I, патриархе Константинопольском , св. Февронии , св. Фоке , вмч. Феодоре Тироне , прп. Никодиме Ватопедском и др. Его труды представляют собой беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву и истории, поэзию, молитвы. Он был глубоким богословом, автором синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев. Список творений свт. Филофея Коккина : Устав Божественной литургии (Διταξις τς Θεας λειτουργας) .

http://drevo-info.ru/articles/28232.html

1. Филофей Коккин Усвоение Русью сочинений константинопольского патриарха XIV в. Филофея – едва ли не уникальный случай массового поступления жанрово однородных произведений одного византийского автора-современника в нашу средневековую литературу. В целом эти произведения до сих пор неизвестны науке. Интерес, который они, естественно, вызывают к себе, стремление понять их специфику, определить их место в литературе и жизни своего времени усугубляются тем обстоятельством, что эти гимны и молитвы были восприняты Русью в поворотное, водораздельное для её судеб время – в начале культурного и политического возрождения страны после упадка XIII в., в эпоху Куликовской битвы. Это русское возрождение, по времени совпадающее с закатом средневековья на Западе, было, как известно, религиозным и церковным. И не только на Руси – по всей православной Восточной Европе – параллельно с внецерковным западноевропейским гуманистическим Ренессансом, и даже несколько его опережая, шло «обновление средневековья» – культурное возрождение в церковных рамках, православное возрождение. Оно-то и определило духовный облик России на двести с лишним лет – лик «святой Руси» XIV–XVII вв. Икона и звучащие перед нею молитва и гимн – вот живая клетка этой культурной ткани. Два пути европейского возрождения, западный и восточный, исходят если не из одной точки, то, во всяком случае, в самом своем начале имеют точку пересечения – так называемые исихастские споры, будоражившие Византию с конца тридцатых по конец шестидесятых годов XIV в. Спор шел на богословских предпосылках, и набиравший силы гуманизм проиграл его православной церкви (позицию которой защищали главным образом монахи) как в плане теоретическом, так и в общественном сознании. Самым ярким мыслителем в этом споре был Григорий Палама , развивший концепцию проникающей всю вселенную божественной энергии. А самым энергичным популяризатором его мыслей, виртуозным полемистом, плодовитым и разносторонним писателем и искусным политиком был интересующий нас автор – ученик и горячий последователь Паламы Филофей Коккин, константинопольский патриарх в 1353–1354, 1364–1376 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Сочинение св. патриарха Филофея Коккина Предание к своему ученику, еже како внимательно седети в келии с сущими своими послушниками не публиковалось ни в древнерусском переводе, ни в греческом оригинале и практически неизвестно не только широкому читательскому кругу, но и специалистам. Существует только один итальянский перевод, выполненный прямо по греческой рукописи и изданный крупным исследователем исихазма Антонио Риго 1828 . Сопоставление рукописи, использованной итальянским ученым, с древнерусским переводом, в котором имеются как отдельные слова и предложения, так и целые фрагменты, отсутствующие в итальянском издании, но не вызывающие сомнений в своей подлинности, свидетельствует о надежности и преимуществах древнерусского текста даже по отношению к оригинальным греческим манускриптам. Неполный перечень (двенадцать) известных древнерусских рукописей Предания, их краткое описание и шифры приведены в статье Г. М. Прохорова 1829 . Не имея возможности и не ставя своей целью критическое издание произведения, для которого необходимо было бы привлечь и греческие рукописи, мы помещаем в настоящем сборнике перевод, выполненный монахом Алимпием (Вербицким) по одной из неопубликованных рукописей XVI в. Кирилло-Белозерского со брания Национальной российской библиотеки (СПб.), шифр 25/1102. Предание имеет несомненное значение для уяснения как греческой исихастской, так и русской монашеской традиции. Святитель Филофей Коккин, официально утвердивший паламизм на византийской почве, покровительствовавший продолжателям духовных и богословских традиций исихазма (таким, как Каллист Ангеликуд ), вступал в непосредственные контакты с представителями русского монашества, учениками прп. Сергия Радонежского 1830 , активно влиял на русскую церковную политику 1831 . Хотя послание обращено к «телесно немощному» ученику и затрагивает в основном уставные вопросы, оно не лишено и более широкого интереса, и значения. В Предании прослеживается общая направленность, выражающаяся в подчинении всего монастырского уклада стяжанию умной молитвы и борьбе со страстями как главной цели монашеского делания. Уставная строгость и практическая деятельность не доминируют в послании, занимая свое – хотя важное и существенное, но все же не главное – место, согласно с принципом «суббота для человека, а не человек для субботы». В целом произведение является замечательным, хотя и сжатым, практическим начертанием-руководством по внешнему монашескому жизнеустроению, прекрасно вписывающимся в другое и более раннее «учебное пособие» по внутреннему деланию – имеем в виду трактат О трёх способах молитвы – и дополняющим его.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1368 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru По словам свт. Филофея Коккина , после донесений со Св. Горы он решил созвать Собор, поскольку до того ожидал покаяния Прохора Кидониса . Собор состоялся в апреле 1368 года. Первое заседание Присутствовал ряд архиереев, архимандритов и игуменов . Иеромонах Прохор Кидонис сначала обвинил афонских монахов в зависти, потом, вместо того чтобы отказаться от своих сочинений, потребовал прочесть их перед собравшимися, а " церковное учение назвал новыми догматами " . Прохор настаивал, чтобы были рассмотрены и разрешены апории, указанные в его сочинениях. После чтения некоторых отрывков ему было сказано, как и Варлааму на Соборе 1341 года , что только архиереям позволено исследовать догматы . Пока Прохор не разделяет церковного правомыслия, ему не будет дано никаких ответов; когда же он анафематствует свои сочинения и станет во всем послушным Церкви, ему предоставят разрешения трудностей согласно св. отцам. Прохор продолжал настаивать на чтении. Члены Собора пошли ему навстречу и решили, что представленные им сочинения исполнены всяческого нечестия. В частности, он считал Фаворский свет тварным и тем же самым, что просиял на лице Моисея, а затем пропал. Свт. Филофей Коккин возразил, что свет переставал быть видимым, но не исчезал и не обращался в ничто. Моисей имел славу извне, тогда как Господь - изнутри как славу ипостасно соединенного с Ним Божества. Свое возражение свт. Филофей подкрепил рядом длинных цитат из творений прп. Иоанна Дамаскина и свт. Иоанна Златоуста . Затем были прочитаны те места из сочинений Прохора, где тот утверждал, опираясь на блж. Августина , что свет будущего века увидят не только праведники, но и грешники. Свт. Филофей ответил, что Августин имел в виду не славу, которую Христос явил на горе при Преображении, но славу Его как Судии. Прохор не согласился с такой интерпретацией. На самом деле Филофей в данном случае был не прав, поскольку мнение, что один и тот же свет после всеобщего воскресения будет блаженством для праведников и адским огнем для грешников, имеет давнюю восточную святоотеческую традицию, с чем впоследствии будет вынужден считаться в полемике с антипаламитами Феофан Никейский.

http://drevo-info.ru/articles/13679577.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИДОНИС ПРОХОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прохор Кидонис (Кидони; греч. Πρχορος Κυδνης; ок. 1335 - ок. 1370 ), афонский б. иеромонах , богослов-антипаламит, переводчик О Прохоре, младшем брате Димитрия Кидониса , известно очень мало - главным образом лишь о последних годах его жизни благодаря сведениям, содержащимся в томосе 1368 года . Родился около 1335 года в Фессалонике . Рано лишившись отца, отправился на Афон , где был принят в число братии Великой Лавры . В первое время отношения его с Димитрием , занятым политической карьерой, были не очень близкими, но затем связь между братьями окрепла, о чем свидетельствует письмо Димитрия Кидониса губернатору острова Лемнос Георгию Синадину Астре в связи с поездкой Прохора на остров для сбора пожертвований в 1363 году. Около 1363-1364 годов Прохор был рукоположен во иерея . По свидетельству Иакова Триканы , дошедшему в передаче Димитрия Кидониса , " философия его была украшением, данным Лавре от Бога " . Доказательством этого служит его знакомство со схоластикой , в частности - с томизмом , на языке оригинала. Несомненно, что на формирование богословских взглядов и образование Прохора решающее влияние оказал старший брат. После того как 8 октября 1364 года Константинопольским патриархом стал Филофей Коккин , он начал - несмотря на обещание, данное Димитрию Кидонису, - преследование антипаламитов. Патриарх поручил Иакову Трикане следить за делами, словами и мыслями Прохора . В начале 1365 года Димитрий Кидонис обращается к Георгию Синадину с просьбой походатайствовать перед императором об изгнанных монахах и о преследуемом брате . Согласно актам Константинопольского Собора 1368 года , Прохор был заподозрен в неправомыслии, так что многие афонские монахи прекратили из-за него общение с лаврскими насельниками. Дождавшись момента, когда имп. Иоанна V Палеолога не оказалось в столице из-за поездки в Венгрию, патриарх Филофей отправил в конце 1365 - начале 1366 года письма игумену Великой Лавры Иакову Трикане относительно иером. Прохора .

http://drevo-info.ru/articles/13679580.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Киприан. Икона (XVII в.) из Успенского собора Московского Кремля Киприан (Цамблак) (ок. 1330 - 1406 ), митрополит Киевский и всея Руси , святитель Память 27 мая - обретение и перенесение мощей в 1472 году, 16 сентября - преставление, в Соборе Московских святителей , в Соборах Болгарских , Волынских , Галицких , Киевских и Московских святых; Афонских и Хилендарских преподобных, а также преподобных русских Святогорцев Родился около 1330 года в городе Тырнове , который в то время был столицей Болгарского царства . Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником - болгарином , по другим - сербом из Тырново . По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия , подвизался на Афоне . На Афоне и в Константинополе О своем житии на Святой Горе сам святой Киприан говорит в послании к игумену Афанасию. В какой именно из святогорских обителей подвизался инок Киприан, точно неизвестно. Вероятнее всего, что в одном из славянских монастырей (возможно и в Старом Русике , населенном в то время его земляками из Сербии и Болгарии) и в Лавре святого Афанасия. Хотя, если судить по характеру послания болгарского патриарха Евфимия к святому Киприану, то можно предположить, что он подвизался какое-то время и вне монастыря, в пустыне. Подвизаясь на Святой Горе Афон, будущий святитель был тесно связан с сербским Хиландарским монастырем , Старым Русиком , обителью св. Павла и Великой Лаврой св. Афанасия , где насельником был будущий Константинопольский патриарх-исихаст Филофей (Коккин) . Знакомство с последним сыграло важное значение в судьбе святителя . По оставлении в первый раз патриаршего престола в 1354 году патриарх Филофей до 1364 года пребывал на Афоне. Ученый инок Киприан, занимавшийся переводами с греческого, сделался известным опальному патриарху. Отсюда идет их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю любовь и преданность со стороны первого и отеческое расположение и покровительство со стороны последнего. Таким образом, во время второго восшествием святителя Филофея (Коккина) на патриарший престол в 1364 году, Киприан уже состоял при патриархе " ближним его монахом " , то есть помощником. Желание иметь помощника в примирении с соседними славянскими Церквами и укреплении влияния на русскую митрополию, вполне объясняет причину, по которой патриарх приблизил к себе ученого инока, которого узнал и оценил еще на Афоне.

http://drevo-info.ru/articles/7120.html

Установление нобярьской и триодной памятей святителя. Вопреки распространенным в литературе представлениям (ср.: Meyendorff J.Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540) нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября),— а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых,— как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний),— практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Boloudakes. S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Савва Ватопедский      Савва  Ватопедский     Житие сего преподобного отца написал святейший вселенский патриарх Филофей Коккин (1354–1355 и 1363–1376гг.) Тем не менее, Житие доселе еще не издано и находится в рукописях, как в библиотеке Ватопеда, где и подвизался преподобный, так и в библиотеках других монастырей....- www.isihazm.ru Ниже - краткое житие, полное мы переводим и готовим к печати.       Савва  Ватопедский, в мире Стефан, произошел на свет в Солуни от благочестивых и добродетельных родителей знатного рода в царствование Андроника Старшего, и там же изучил Св. Писание и  философию. Когда он пришел в возраст, то ушел тайно из родительского дома на Афон и поступил в Ватопедский монастырь, где и принял иноческий постриг.   С Афона же по случаю нашествия турок на Святую Гору во дни Андроника Младшего, Савва  Ватопедский отправился путешествовать; был на островах: Лемносе, Лесбосе, Хиосе, Патмосе и Кипре; с Кипра ходил во Иерусалим и, поклонившись там Гробу Господню и проч. свв. местам, ушел во Иорданскую пустыню, где видел святых подвижников.   С Афонаже Савва  Ватопедский возвратился на св. Сион, а из Сиона отправился на Синай и там провел два года в подвигах духовных. С Синая же опять возвратился в Иорданскую пустыню, где и подвизался три года в монастыре св. Иоанна Предтечи. Ему было откровение свыше, повелевавшее возвратиться в греческое царство. Так он отправился в Константинополь и на пути туда посетил Дамаск, Антиохию, остров Крит, Пелопонесс, Афины и остров Тенедос и, пройдя Македонию и часть Фракии, наконец прибыл в Царьград и здесь поселился в обители св. муч. Диомида.

http://isihazm.ru/1/?id=768

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010