Филофей, святитель, митрополит Сибирский и Тобольский (Лещинский) (в схиме Феодор) † 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился в 1650 году в Малороссии. Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией. Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведён на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре. Пётр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и учёного, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божией помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога». Первый кандидат – святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского). 4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского ; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; † 1704), архимандрит Филофей был посвящён в сан митрополита Сибирского и Тобольского. 4 апреля 1702 года владыка Филофей прибыл в Тобольск. О своём впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: «Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

01.02.2017 Трехсотлетний поэт В 2015 году в фонде святителя Димитрия Ростовского Государственного исторического музея была найдена рукопись, по титульному листу которой экспертиза определила, что единственный экземпляр ее написан от руки знаменитым святителем Сибири Филофеем (Лещинским) и подарен Димитрию 4 марта 1705 года. Святитель Филофей (Лещинский). Сибирский Лествичник/Свт.Филофей (Лещинский); [пер. с ц.-сл.М.Ю.Бакулин и Т.А.Сайфуллин]. – Тюмень: РУССКАЯ НЕДЕЛЯ. Тюменский издательский дом, 2015. – 560 с.: ил. В судьбе пропавших на целые столетия книг встречаются порой такие повороты, что объяснить их возможно лишь прихотями Провидения. В 2015 году в фонде святителя Димитрия Ростовского Государственного исторического музея была найдена рукопись, по титульному листу которой экспертиза определила, что единственный экземпляр ее написан от руки знаменитым святителем Сибири Филофеем (Лещинским) и подарен Димитрию 4 марта 1705 года. Текст переводят с церковно-славянского языка на современный русский, издают в Тюмени, а спустя год книгу уже отмечают специальным призом проводимого Издательским Советом Патриархии конкурса «Просвещение через книгу». Чем же так ценен «Сибирский Лествичник»? Тем, конечно, что в нем слышен голос его создателя, но не только. Найденный спустя 310 лет после написания, «Лествичник», точно так же, как другие боевые кодексы (китайский «Искусство войны», японский «Бусидо», всеевропейский рыцарский кодекс Invictus Maneo), дает всеобъемлющую картину духовной брани, которую вот уже тысячу лет ведет за себя и всех людей русское монашество. Провести несколько пусть не совсем прямых, но явных параллелей между правилами чести русского монаха и другого воина духа уже возможно, и если проводить их, то с одной целью – подчёркивания глубоких отличий русского мира от многих иных цивилизаций. Православный воин побеждает, прежде всего, не внешних врагов, но внутренние страсти, учится в совершенстве властвовать над дурным настроением, «бесами» страстей; книга показывает, как это сделать, распознавая в себе саму природу греха.

http://prosveschenie.izdatsovet.ru/retse...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Апостольская миссия Русской Православной Церкви К оглавлению Период XVIII — начало XX в. ознаменовался активизацией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Господь призывал Своих деятелей на новые, невозделанные нивы. Нивы эти простирались от Урала до берегов Тихого океана. С возделыванием их связана новая страница в истории Русской Церкви. В XVIII в. духовным и административным центром Сибири был г. Тобольск. С 1702 по 1710 г. и с 1715 по 1721 г. на Тобольской кафедре был митрополит Филофей (Лещинский). «Если справедливо святую равноапостольную Нину называть просветительницей Грузии, святого Григория — просветителем Армении, Патрикия — Ирландии, Виллиброрда — Голландии и Ансгария — Швеции и Дании, то с неменьшею справедливостью митрополита Филофея можно назвать просветителем Сибири». Петр I хотел иметь в Тобольске митрополитом мужа не только благочестивого, но и ученого, способного пребывавших в Китае и Сибири «в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить к познанию Истинного Бога». И когда первый кандидат — будущий святитель Ростовский Димитрий (Туптало) — не смог по состоянию здоровья поехать в Сибирь, выбор пал на эконома Киево-Печерской Лавры иеромонаха Филофея (Лещинского). 4 апреля 1702 г. в сопровождении нескольких ученых монахов из Киева митрополит Филофей прибыл в столицу Сибири — Тобольск. В декабре 1702 г. в Тобольске состоялся Собор по вопросам нестроений в Сибирской епархии и нужд ее. В конце 1702 — начале 1703 г. при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также и дети новокрещенных хантов и ненцев. Впоследствии эта школа была преобразована в семинарию. В 1705 г. митрополит Филофей отправил группу миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом на Камчатку, где была устроена Успенская пустынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев Источник Введение ко 2-му изданию Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей, в схиме Феодор, по фамилии Лещинский, был один из самых достойных пастырей Русской Православной Церкви. Справедливо сего архипастыря можно назвать просветителем Сибири, по крайней мере, по отношению к туземному народонаселению. При всем том жизнь и дела святителя Филофея описаны и оценены еще весьма недостаточно. Главный недостаток всех печатных о нем сведений – их краткость и неполнота, а затем есть в них неточности, ошибки, даже явные несправедливости. Предлагается новая, подробнейшая биография преосвященного Филофея, подробнейшая особенно там, где говорится о трудах его в распространения Евангелия между сибирскими инородцами; быть может, эта лепта пригодится будущим историкам Сибири и историкам Русской Церкви, особенно пишущим об иерархии Сибирской; а, быть может, для иных с тем вместе послужит и источником назидания. Источниками для предлагаемой биографии преимущественно служили: а) «Краткое описание остяцкаго народа» Григория Новицкого, рукопись, принадлежащая Тобольскому каф. собору; б) «Летопись Сибирская» Черепанова, рукопись, находящаяся в библиотеке Тобольской семинарии; в) уцелевшие дела консисторского архива и, наконец, г) некоторые собственноручные бумаги преосвященного Филофея и сохранившиеся в Восточной Сибири некоторые из его грамот. Жизнь святителя Филофея Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и Сибирский, родился 1650 г. в Малороссии от небогатых, но благородного происхождения родителей, по прозванию Лещинских. Воспитание он получил в знаменитой тогда Киевской Академии. По окончании курса наук вступил в брак и был несколько лет приходским священником; но, овдовев, поступил в Киево-Печерскую Лавру. Здесь Филофей постригся в монашество, с ревностью предался подвигам благочестия, упражнялся в посте и молитве и был образцом для всех окружавших его. За благочестие и особенную опытность и распорядительность в делах через несколько времени он был избран в экономы Лавры (на должность сколько почетную, столько и трудную), а впоследствии возведен в наместника, в то время зависевшего от Лавры Брянского Свенского монастыря, с званием – по одним сведениям – архимандрита, а по другим строителя, но с оставлением и при прежней должности эконома Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Премиальные сезоны: О проекте Конкурс изданий «Просвещение через книгу» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был организован Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Выставочным объединением «РЕСТЭК» . Конкурс проводится с целью объединения усилий церковных и светских издательств по выявлению изданий и программ, соответствующих высоким нравственным идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, а также привлечения общественного внимания и издательского интереса к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей. ГЛАВНЫЙ ПРИЗ КОНКУРСА присуждается вне какой-либо номинации. Конкурс проводится с целью привлечения общественного внимания и издательского интереса к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей. В Москве прошел круглый стол «Духовное краеведение. Православные традиции Сибири» Состоялась церемония награждения лауреатов конкурса " Просвещение через книгу " 2016 премиального сезона Эксперты конкурса «Просвещение через книгу» выявили победителей 2016 года Авторский коллектив: М. Артюшенко, Т. Божутина, Т. Дудина, Н. Кривошеина, И. Мельникова Издательство: Издательский центр Донского монастыря Для издания этого альбома потрудился значительный коллектив авторов: Протоиерей Владимир Воробьёв, Андрей Юрьевич Иванов, Андрей Леонидович Баталов, Владимир Фотиевич Козлов, Олег Викторович Стародубцев; Мария Вячеславовна Артюшенко, Татьяна Дмитриевна Божутина, Татиана Александровна Дудина, Наталия Александровна Кривошеева, Ия Евгеньевна Мельникова. Перевод с церковно-славянского Мирослав Юрьевич Бакулин, Тимофей Алексеевич Сайфуллин Святитель Филофей (Лещинский) Издательство: «Русская неделя» г. Тюмень Книга представляет собой первый перевод рукописной книги святителя Филофея (Лещинского) " Сибирский Лествичник " , подаренной святителю Димитрию Ростовскому 4 марта 1705 года. Митрополит Филофей – равноапостольный просветитель Сибири, тот, кто лично крестил более сорока тысяч остяков и вогулов (нынешние ханты, манси и селькупы), совершал миссионерские поездки до Китая и Монголии, основал сибирский театр и древнейшую в Сибири Тобольскую семинарию и являл собой редкий предмет святости, сочетая с архиерейским саном постриг в великую схиму.

http://prosveschenie.izdatsovet.ru/2016/

Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского, Филофея Лещинского, Петру Великому, и ответ сего государя на нее Источник Митрополит Тобольский, Филофей Лещинский, Челобитная которого представляется теперь любопытству читателей, родился в 1650 году, в Малороссии; образование получил в знаменитой в свое время, Киевской Академии, был несколько времени Священником, но, по вдовстве, вступил в Киевопечерскую Лавру и довольно долгое время был Экономом, а следовательно, и главным управителем обширных имений этой обители, и в то же время Наместником, зависевшего от Лавры, Брянского Свенского монастыря, в сане Архимандрита, а по другим сведениям, в звании Строителя. Избрание Филофея в Митрополита Сибирского не из числа обыкновенных избраний. Петр I возымел мысль просветить светом Евангельского учения Сибирских инородцев и соседственных с Сибирью Китайцев. Для осуществления этой высокой и святой мысли, Указом от 18 Июня 1700 года, повелено было, для занятия кафедры Сибирской Митрополии, в то время праздной, 1 «назначить пастыря, не только доброго и благого непорочного жития, но и ученого, который бы при том, в помощь себе, взял в Сибирь несколько образованных, способных изучить языки Китайский 2 и Сибирских инородцев». Избрать человека, с соответственными такому требованию качествами, поручено было Киевскому Митрополиту, Варлааму Ясинскому, «между Архимандритами, Игуменами, или иными знаменитыми иноками Малороссийских монастырей 3 и городов». Избрание Варлаама Ясинского на первый раз пало на Архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря, Димитрия Туптала (Св. Димитрия Ростовского ), который 23 Марта 1701 года, и был рукоположен в Тобольского Митрополита. Но Св. Димитрий отказался от поездки в Сибирь, потому вскоре и был назначен в Ростов, а Митрополит Киевский, Варлаам, после того указал, как на способного к занятию Сибирской Митрополии, на Эконома Киевопечерской Лавры. Филофей посвящен был в Митрополита Сибирского в Москве 4 Генваря 1702 года, а в Тобольск прибыл того же 1702 года, 4 Апреля. С ним, или в след за ним, приехали в Тобольск и несколько будущих сотрудников его, ученых монахов. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

18 июня 1700 г. указом Петра I митр. Киевскому и Галицкому Варлааму (Ясинскому) было предписано избрать митрополита для Тобольской кафедры с поручением его попечению вопроса об организации миссии в Китае ( Николай (Адоратский). 1887. 4. С. 462-463). В первую очередь речь шла о пастырском попечении о пекинских албазинцах, однако миссионерство также определялось как важное направление деятельности миссии и ее стратегическая задача. Петр I неск. раз повторял свой указ, но власти Цинской империи отклоняли предложения об отправке рус. миссионеров в Пекин. После смерти свящ. Максима просьбы российской стороны были подкреплены встречным ходатайством албазинцев, оставшихся без духовного окормления. В 1712 г., после долгих переговоров, имп. Канси согласился принять миссию в Пекине, передав через рус. комиссара П. Р. Худякова условие, чтобы с миссией в Китай непременно приехал квалифицированный врач, искусный в лечении наружных болезней. Содержание резолюции имп. Канси было передано Петру I, к-рый повелел митр. Тобольскому свт. Иоанну (Максимовичу) сформировать состав П. д. м. По распоряжению митрополита начальником миссии был утвержден архим. Иларион (Лежайский) , воспитанник Киево-Могилянской академии. В состав миссии также были включены свящ. Лаврентий (вероятно, Лаврентий Иванов, бывший в Пекине в 1696), диак. Филимон и 7 церковников, возможно из учеников тобольской славяно-рус. школы, открытой митр. свт. Филофеем (Лещинским) в 1704 г. (см. также: Назначение в Китай свт. Иннокентия//Иркутские ЕВ. 1863. Приб. 15. С. 200). О составе 1-й миссии есть и др. сведения, в частности упоминание о том, что среди миссионеров были архим. Иларион (Лежайский), иеромонахи Иларион и Лаврентий, иеродиаконы Филимон, Иоасаф (Афанасьев), Иларион Якут, Феодор Белка (Колесников), Никанор (Клюсов), Петр Калмык, 4 церковника и 3 служителя ( Бочаров Н. П. Две могилы в Покровском миссионерском мон-ре в Москве: Ист.-биогр. очерки священно-архимандритов о. Филарета и о. Вениамина. М., 1889. С. 142). Посланник папы Римского в Китае сообщал, что в Пекин из России приехали настоятель мон-ря и 12 священников (см.: Пан Т. А. Иларион (Лежайский)//ПЭ. Т. 22. С. 180). 1-я миссия (1715-1729)

http://pravenc.ru/text/2579896.html

57. Учреждение миссий Миссионерская деятельность Русской Церкви в синодальный период с успехом продолжалась главным образом в казанском крае и сопредельных с ним местностях. Из Казанских святителей ревностью к распространению и утверждению веры в особенности отличались митрополиты Тихон, открывший на свои средства школу для инородческих детей, и Лука Конашевич. В настоящее время делом миссионерской проповеди в казанском крае руководит Казанское братство святителя Гурия, открытое в 1867 году. Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Вот наиболее замечательные проповедники веры в этом крае. Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. В 1711 году, по тяжкой болезни, он отказался от кафедры и принял схиму с именем Феодор. Почувствовав облегчение, он опять обратился к миссионерским трудам и, не стесняемый делами по управлению епархией, всецело посвятил себя делу христианской проповеди: целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников, строил церкви. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Почил светитель в 1721 году. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр в 1721 году предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии с 1727 по 1731 год был здесь епископом. Во все это время он много потрудился для проповеди между сибирскими инородцами. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу, где будущие миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Апостольские подвиги и святая жизнь его прославлены нетлением мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная миссия – через вуз? (Телепрограмма, 10.12.05) (комментарий в аспекте культуры) Аляскинская миссия Русской Православной Церкви История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и современность Протоиерей Борис Пивоваров На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 г. вопрос о возрождении активной миссионерской деятельности Церкви являлся одним из основных. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о «необходимости самой серьезной постановки вопросов миссии». В результате была создана сначала Рабочая группа по возрождению миссионерской деятельности, а затем и Миссионерский отдел Московского Патриархата. В настоящее время начинают формироваться епархиальные миссионерские структуры, создаются приходские миссии, во многих епархиях проводится разнообразная миссионерская работа по целому ряду направлений (образование, книгопечатание, пресса). В связи с возрождением православного миссионерства в России большое значение приобретает обращение к историческому опыту и традициям Русской Православной Церкви в деле апостольского служения Церкви. Благодатный опыт предшествующих поколений православных благовестников, несомненно, поможет нам в нашем миссионерском делании. В период Синодального управления (1721-1917 гг.) миссионерская деятельность Русской Православной Церкви наиболее активной и плодотворной была в Сибири. В первой четверти XVIII века более всех «потрудился во благовестии Христове " митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский), в схиме - Феодор (1650-1727), который совершил по Сибири не менее пяти больших миссионерских путешествий, обратил к вере Христовой более 40 тысяч коренных жителей Сибири, построил для них 37 храмов и до самого конца своего земного странствования обучал при Троицком Тюменском монастыре детей грамоте.

http://sedmitza.ru/text/404073.html

В этом году исполняется 300 лет со времени создания в нашей епархии православного Духовного театра. Начало свое он получил в 1705 году, когда по благословению святителя Филофея (Лещинского) в Архиерейской школе в Тобольске открылся Духовный театр, в котором силами учащихся и преподавателей ставились спектакли для духовного просвещения народа. Сегодня Духовный театр возрождается в нашей епархии. Один любитель сибирской старины, но не совсем знакомый с нею, сказал: «Нужно думать, что театр в Сибири существует с давних пор, но известий о нем за старые годы не сохранилось». Вместо этих неопределенных слов сообщаю самые точные известия о театре в Сибири в старые годы. Может быть, они для кого-нибудь со временем пригодятся. Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов XVIII столетия. Начало ему здесь, по крайней мере, в главном сибирском городе Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским с учениками его архиерейской школы. Преосвященный Филофей был родом из Малороссии, воспитание получил в Киевской академии; был современником Симеона Полоцкого , св. Дмитрия Ростовского , Феофана Прокоповича и других духовных драматургов семисотых годов и потому, между прочим, был любителем театральных представлений. Сам ли сочинял (это очень вероятно: 1) по замечанию Сибирского летописца, митрополит Филофей «славныя и богатыя комедии делал», при том 2) митрополит Филофей, как мне весьма хорошо известно, такой был охотник писать стихи, что писал их (вероятно, в часы раздумья и вследствие мгновенно возникавшей какой-нибудь особенной мысли) на пробелах деловых бумаг и на поступивших на его имя конвертах) комедии, трагедии и драмы или запасся подобными произведениями в Киеве, учась там и после служа экономом Киево-Печерской лавры, только он вскоре по приезде (4 апреля 1702 года) в Тобольск начал заставлять учеников учрежденной им Славяно-русской школы разучивать и представлять оные при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян, которых тогда в Сибири обыкновенно называли черкасами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010