Житие митрополита Филиппа Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации – от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м – ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Церковь Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе. Карта и ближайшие объекты Строительство по проекту М.Ф. Казакова и под руководством архитектора С. Карина длилось 10 лет. К 1787 году был выстроен храм в стиле раннего классицизма. Построенная церковь свт. Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе на месте старого одноименного храма XVII века, при трапезной 1752 года, была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона, но проект подворья остался неосуществленным. Построенная церковь была освящена в 1788 году.  В 1827 году на средства князя Долгорукова к трапезной был пристроен придел преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке на территории храма были построены дома церковнослужителей.  В 1889 году купцом Н.Ф. Степановым была построена богадельня. В 1896 году при церкви свт. Филиппа была открыта церковно-приходская школа. После революции 1917 года для Церкви наступила эпоха разрушений. Храм свт.Филиппа был закрыт в 1939 году. С апреля 1991 года в храме возобновились богослужения.  16 июля 1992 года, в день праздника перененесения мощей свт. Филиппа, храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.  С 1993 года было начато восстановление внутреннего убранства и территории храма. В 1994 году был освящен придел преп. Сергия Радонежского. К 1997 году было закончено строительство часовни и двух зданий комплекса " Сибирского подворья " , которое знаменует собой духовное единение Москвы и сибирских земель. Церковь была построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей московского митрополита Филиппа (Колычева) во время их перенесения в Успенский собор Кремля в 1652 г. Первоначально в память о событии был установлен деревянной крест в часовне, а в 1677 году возведен деревянный храм во имя святителя Филиппа. В 1689 году старую церковь разобрали, на ее месте в 1691 году построили новый каменный храм. В 1710 году у церкви появился придел во имя Алексия человека Божия, в 1750-1752 годы перестроенный в трапезную церковь. Одновременно с постройкой придела была возведена колокольня

http://sobory.ru/article/?object=02277

Москва. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Федоровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Феодоровской иконы Божией Матери , Филиппа, митрополита Московского Год постройки:Между 1834 и 1837. Ссылки:   Адрес: г. Москва, деревня Ворсино, д.3 Координаты: 55.342699, 37.242115 Проезд:на автобусе 36 от станции «Подольск», проезд до села Ворсино на автомобиле, двигаясь по Старо-Варшавскому шоссе (40 км от МКАДа, 20 км от города Подольска) до поворота на село Юдановка, далее ориентироваться дорожными указателями Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Ворсине Подольского района Московской области, бывшем родовом имении Колычевых, начиная с XVI в. в каждом столетии воздвигался новый храм. Во времена святителя Филиппа, митрополита Московского, была в нем деревянная церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата, построенная прадедом святителя боярином Андреем Колычевым. Через 50 лет в Ворсине был уже новый храм с приделом святителя Филиппа. В 1748 г. помещиком Колычевым построен новый храм, также деревянный, но только с одним престолом в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Во все времена храм и причт села Ворсина содержался на средства бояр Колычевых. В 1834 г. новая владелица села Татьяна Сергеевна Карина испросила разрешение построить новый храм - каменный, также в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Святитель Филарет, митрополит Московский, посоветовал ей устроить в этом храме придел во имя святителя Филиппа. Храм освящен в 1837 г. Местная Феодоровская икона Божией Матери почиталась как чудотворная. На ней находились два креста с частью Ризы Божией Матери. На иконе святителя Филиппа висела архиерейская панагия. Панагия эта была деревянная, в середине ее резное изображение Святой Троицы (посещение Авраама). В пещере, устроенной под приделом святителя Филиппа, погребен его двоюродный дядя Григорий Семенович Колычев. Храмоздательница, Т.С. Карина, рассказывала, что в пещере рядом с боярином Григорием погребены родители святителя Филиппа. Над могилами были надгробные камни, но при постройке церкви, когда недоставало белого камня, их раскололи и положили под амвон.

http://sobory.ru/article/?object=09187

Закрыть itemscope itemtype="" > Обстоятельства смерти Святителя Филиппа, Митрополита Московского и Всея Руси 07.11.2021 2959 Время на чтение 62 минут Кому подобает нам доверять более: клятвопреступникам иноземцам Таубе и Крузе, предателю Андрею Курбскому, осужденному приставу Стефану Кобылину — либо составителям Покаянного Синодика, то есть, в том числе, самому Православному Царю Иоанну Васильевичу Грозному, свидетельствам благословенного Царя Алексея Михайловича и составителям Соловецкого летописца конца XVI века, Коряжемских и первых русских печатных Святцев, и самой Церкви, прославившей митрополита Филиппа как святителя и исповедника, но не как мученика и страстотерпца? Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей 30 августа 2021 года заявил, что есть разные мнения историков об обстоятельствах смерти святителя Филиппа (Колычева), Митрополита Московского и Всея Руси. Развивая свою мысль в ответе на вопрос Сергея Брилёва на Восточно-Экономическом форуме, Президент России указал, что Малюта Скуратов, один из руководителей опричнины в то время, возможно, мимо монастыря, где находился святитель Филипп, вообще не проезжал, или проезжал, но мог не иметь никакого отношения к смерти святителя Филиппа. В дискуссии, разгоревшейся после этого, прозвучали обычные либерально-масонские и большевицкие штампы о Царе Иване Васильевиче Грозном. Так, Николай Сванидзе на радио «Эхо Москвы» заявил, что Царь Иван Васильевич Грозный не только виновен в убийстве святителя Филиппа, но и уничтожил почти весь Новгород, и после него Новгород уже не поднялся, что явно не соответствует фактическим обстоятельствам . Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин в публичных комментариях слов Президента России о Малюте Скуратове заметил, что жития святых не являются каноническими соборно утверждаемыми текстами и могут исправляться в случае обнаружения исторически недостоверных данных. Дмитрий Быков в «Новой газете» обвинил представителей Русской Православной Церкви в том, что они следуют всем указаниям руководителя Государства и якобы готовы исправлять Священное Писание и Священное Предание Церкви. В своих виршах Быков умудрился оклеветать и Президента, и Церковь, изобразив ее какой-то угоднической политической организацией, и оскорбить чувства верующих, для которых Церковь является святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Третий день. Поучение 2-ое. Святитель Филипп, митрополит Московский (перенесение его мощей из Соловецкого монастыря в Москву). (О значении страха Божия). I. Св. Филипп, митрополит Московский, в мире Феодор, из рода бояр Колычевых, родился февраля 11-го, 1507 г. Он был воспитан материю в строгом благочестии, и потому, служа при дворе царском, не искал мирских удовольствий, не стремился к славе и почестям, но непрестанно помышлял о спасении души. 30 лет от роду он ушел в Соловецкий; монастырь, принял монашество под именем Филиппа, а чрез 9 лет, посвященный в игумены, привел монастырь в цветущее состояние и построил храмы Успения и Преображения, завел скит на Заяцком острове, провел дороги и каналы, осушил болота, завел скотный двор, устроил больницу, и написал устав иноческого жития. В 1566 г. Иоанн Грозный вызвал Филиппа в Москву, долго с. ним беседовал и предложил ему сан митрополита. Сделавшись первосвятителем русской церкви, Филипп стал благотворно действовать на царя и на окружавших его. При дворе наступила тишина, прекратились веселья и казни, потому что все боялись пустынного святителя. Но когда, в 1567 г., возобновились доносы и убийства и Филипп смело обличал царя, а на угрозы его отвечал, что он, «боясь Бога», не может молчать при виде зла и неправды, и готов претерпеть заточение и смерть, тогда царь отверг святителя, изгнал его из храма, а потом заточил в Тверской-Отрочь монастырь. В 1570 г. св. Филиппа задушил свирепый опричник Малюта Скуратов. Чрез 20 лет по кончине Филиппа нетленное тело его, по просьбе соловецких иноков, отвезено в монастырь Соловецкий, где прославилось чудесами. При царе Алексее Михайловиче мощи святителя были торжественно открыты в 1652 г. новгородским митрополитом (впоследствии патриархом) Никоном, перевезены в Москву и положены в Успенском соборе. Раку с св. мощами сам царь нес на раменах своих. 9-го января воспоминается кончина св. Филиппа, а 3-го июля – перенесение мощей. II. Жизнь, деяния и страдания святителя Филиппа доказывают нам ту истину, что страх Божий есть основание всякой добродетельной жизни и источник всех великих подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Филипп II, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Колычев Фёдор Степанович) † 1569; память 9/22января, 3/16 июля и 5/18 октября, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых Родился 11 февраля 1507 года. Принадлежал к знатному боярскому роду Колычевых, которые происходили от Андрея Кобылы, боярина времён великого князя Симеона Гордого (1353) и родоначальника многих дворянских фамилий, в том числе дома Романовых. Его отец Степан Иванович, «муж просвещённый и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Фёдора, окончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофий, воспитывала сына в духе искренней веры и глубокого благочестия. Юный Фёдор Колычев изучал Священное Писание и свято-отеческие книги, на которых зиждилось старинное русское просвещение. До тридцати лет Фёдор находился на службе при великокняжеском дворе. В 1537 году, после подавления мятежа князя Андрея Старицкого. который поддержали в числе других бояр и Колычевы, Фёдор тайно покинул Москву. Он в одежде простолюдина, не попрощавшись с родными, отправился на Север. Сначала был пастухом у некоего крестьянина Субботы в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами, год прожил боярский сын в Хижах и потом снова продолжил свой путь к Соловецким островам, куда так давно влекло его сердце. В Соловецком монастыре Фёдор исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет послушнических трудов игумен Алексий (Юренев), по желанию Фёдора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп, и вручил в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастал духовно, усиливая пост и молитву. Игумен Алексий послал его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжёлым молотом сочетал делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводил в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Соловецкий игумен Алексий по старости и болезни сложил с себя звание игумена и указал на Филиппа как на достойного своего преемника. По избранию монастырского Собора Филипп (не позже 1547 года) был возведён в сан игумена Соловецкой обители Новгородским архиепископом Феодосием († 1563).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Холм мучеников, Или «Агиос апостолос Филиппос» 27 ноября – память св. апостола Филиппа 27.11.2022 1306 Время на чтение 32 минут Моё знакомство с Филипповской церковью в Москве произошло в 1989-м году, когда я остановился, прилетев с Севера в столицу, у своей давней приятельницы, бывшей землячки, скульптора Веры Троицкой, жившей на Арбате, у Смоленского универмага, рядом с домом, где обитал в первопрестольной в самые счастливые дни своей жизни Пушкин .. . Дело было осенью, Арбат, недавно превращенный в пешеходную зону, невзирая на ноябрьскую прохладу, кипел гулящим и гудящим разноцветьем, среди киосков с матрёшками и ушанками, поющими и танцевальными площадками, рисовальщиками и наперсточниками, а время от времени наполнялся всё заглушающей музыкой с бубнами и дуделками кришнаитских шествий... Хозяйка моя и другиня объяснила, где здесь ближайший храм, как идти - почти до конца Арбата, потом направо - налево, спросишь, где церковь святого Филиппа. Я прилетел под выходные и помню, как в первый раз около шести утра шёл на раннюю воскресную литургию по зябкому, пустынному, ещё почти неубранному Арбату, по влажноватым булыжникам, встретив лишь пару жидких пьяненьких кампаний (о как тосклив всегда вчерашний праздник жизни), и наконец вышел к туркменскому посольству на углу и повернул в Аксаков (тогда ещё) переулок... А вот и храм, небольшой, скромный, но сразу среди утренней зябкости повеявший теплым цветом бордово - красноватой колоколенки... У входа в церковь много было тогда просящих милостыню, никакие не пьяницы, в основном старые и пожилые женщины, которых быстро меняющаяся жизнь превращала в нищенствующих. Тогда началось массовое обнищание народа, падение рубля, и эта волна первой ударила именно по тем, кто жил на пенсионные копейки. Так я оказался в этом храме, и поражённый, с радостью узнал, что это подворье самой Иерусалимской Матери - Церкви! По преданию, храм был воздвигнут на том месте, где находился загородный двор св. митрополита Филиппа (Колычева), в Иконном переулке, с деревянной, во имя Апостола Филиппа церковью, ещё во второй половине 16 в.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

1-я глава «Ревнителю целомудрия от юнаго воспитания, святителю Филиппа, незыблем, яко на камени основан твердем». (Светилен.) Имя святого Филиппа, митрополита московского и всея России священно для нас, как имя великого угодника Божия, исповедника веры 1 и страдальца за мир и счастье нашего отечества. Святитель Филипп родился в Москве, при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Симоне, 11 февраля 1507 года, и наречен во святом крещении Феодором 2 . И знатность происхождения, и добродетели родителей, обещали новорожденному высокую участь. Знаменитость предков естественно возвышает дух потомков, окрыляет его к славным подвигам. В России тех времен древность рода была одним из важнейших и законным правом на высшие государственные достоинства. Феодор происходил из дома Колычевых 3 , которые вели свое происхождение, вместе с другими дворянскими фамилиями (с Сухово-Кобылиными, Романовыми, Шереметевыми, Яковлевыми и др.), от прусских владетельных князей, пришедших в 13 веке в Россию. Дед Феодора, Иван-Лобан Андреевич Колычев 4 , пользовался доверенностью Иоанна 3 , который поручал ему важные должности посла при Менгли-Гирее, наместника в Новгороде, а в военное время, опасные посты воеводы передового полка новгородской рати (в Финляндии, с Князем Щеней), или начальника столь важного военного пункта, каков был тогда новопостроенный Иван-город (на правом берегу Наровы, против Нарвы). Под стенами этой крепости он и сложил свою голову в неровной битве с эскадронами Ревельского командора (в 1502). Отец Феодора, Степан Иванович, старший из пяти сыновей Лобана 5 , был весьма любим великим князем Василием Ивановичем за преданность московскому самодержавию, за добрые нравы и как муж «исполненный ратнаго духа». Как дорогое наследие отца и деда, эти добродетели – преданность самодержавной власти, мужество и деятельный дух – скоро зацвели и в юном Феодоре вместе с многими иными прекрасными свойствами души 6 . Твёрдый в правилах и богобоязненный, Степан Иванович Колычев не ослеплялся «высотою сановною, которою постоянно сиял всюду».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Филипп: зачем Иван Грозный приблизил к себе именно его и что потом пошло не так 8 мин., 21.01.2024 То, что мы помним, принципиально влияет на нашу жизнь. Мы сами выбираем то, что для нас важно. Сегодня часто вспоминают Ивана Грозного и почти не вспоминают святителя Филиппа. Мы о нем вообще толком ничего не знаем, не ставим ему памятников. Но может, если повнимательнее вглядеться, история предстанет в ином свете, а там, глядишь, изменится и оценка настоящего? Парадоксы очевидного Мы, как правило, плохо знаем историю, поэтому с историческими личностями нам все изначально ясно: тот — тиран, этот — герой… Но вот царь Иван — личность яркая, противоречивая, постоянно дающая пищу для дискуссий. А рядом святитель Филипп в своем иконном, житийном изводе, однозначный как монумент: адамант веры, мужественно обличил погрязшего в грехе царя-тирана и принял за это мученический венец. А на самом деле? Святость не всегда выглядит иконописно. Вот и крестный путь будущего митрополита Филиппа (Колычева) начался… с испуга и бегства, когда в 1537 году род Колычевых встал на сторону Старицкого князя Андрея, поднявшего в Новгороде бунт против Елены Глинской, матери малолетнего царя Ивана, и попал в опалу. И Федор — тогда еще не ФилиппКолычев, придворный, думный дворянин при Василии III, испугался. Его дядя Иван Умной-Колычев, сохранивший верность Старицкому, попал в тюрьму. Его троюродных братьев, переметнувшихся к Старецкому, казнили… И Федор бежал на Онегу, а оттуда — на Соловки. И принял там постриг. А через 10 лет стал игуменом Соловецкой обители. Обретение себя В каком-то смысле это было закономерно: сын боярина Степана Колычева, «мужа просвещенного и исполненного ратного духа», с детства больше слушал не отца, готовившего его к государевой службе, а мать, женщину набожную и благочестивую, окончившую жизнь в иночестве с именем Варсонофия. Казалось, именно на Соловках он нашел свое истинное призвание. У него вдруг обнаружился незаурядный инженерный и административный дар: он устроил в монастыре водопровод, канализацию, наладил соледобычу (доходнейший промысел по тем временам).

http://foma.ru/mitropolit-filipp-zachem-...

Цифры и закадровый голос, предваряющие картину, призывают поверить, что речь пойдет о событиях, начинающихся в 1565 году по Р.Х. Выбор даты, конечно же, неслучаен - в этом году создана опричнина. Правда, в этом же году в стране начинается книгопечатание, но это не помещается в кадр. В него вообще мало что помещается, кроме подчеркнутой неумытости и непричесанности русских, напяливающих на голое тело расшитые азиатские кафтаны, суетящихся в жестокой резне среди частокола небрежно отесанных бревен и пыточных подвалов. Ну а уж о том, чтобы вести речь о причинах введения царем опричнины авторы, и помышлять не желают. Очевидная антиисторичность фильма – тема отдельного разговора. Сразу только надо заметить, что сдача Полоцка московскими войсками, являющаяся осью «кровавого» сюжета, произошла много позднее описываемых событий. Но самое главное – по поводу убийства царем Иоанном руками своего верного слуги Малюты Скуратова святого митрополита Филиппа (Колычева) у историков имеются большие сомнения. В частности, известно, что соловецкое " Житие Митрополита Филиппа " , лежащее в основе обвинений, было написано личными врагами святителя, которые за клевету на него были заточены царем на покаяние в Соловецкий монастырь. Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, д.и.н. Р.Г. Скрынников указывает, что " авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: «старца» Симеона (Семена Кобылина) и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом " . «Монахи, ездившие в Москву» - те самые монахи, которые были лжесвидетелями на суде против своего игумена. Причем их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором Митрополита Филиппа. Что до так называемого «старца» Симеона – это пристав Кобылин, ему было поручено охранять жизнь Святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности «Святитель неизвестно кем был задушен в своей келье» (из летописи Тверского Отроча монастыря).

http://pravoslavie.ru/37590.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010