1. Датировка и степень сохранности «Комментарий на Евангелие от Матфея» (далее – CM) относится к позднему периоду творчества Оригена (185–253). Согласно Евсевию Кесарийскому , он был создан в царствование Филиппа Араба (244–249) наряду с трактатом «Против Цельса», «Комментарием на 12 пророков» и многочисленными гомилиями или проповедями, которые Ориген только с этого времени позволил записывать стенографистам (Hist. Eccl. 6:34–36 ). Более точная датировка, предлагаемая Жиро, издателем 10–11 книг комментария в серии Sources chrétiennes, относит СМ к 246 г. 1 В указанном месте Евсевий упоминает также, что оригеновский комментарий состоял из 25 книг. От первых 9 книг сохранились лишь незначительные фрагменты. Книги 10–17, дошедшие до нас в греческом оригинале, содержат толкование на Мф.13:36–22, 33 (причём 11 книга доходит до Мф.15:38 включительно). Сохранился также датируемый 5 или 6 в. анонимный латинский перевод (Vetus interpetatio) большой части комментария, начиная с 9 главы 12 книги и почти до конца. Он включает толкование на Мф.16:13–27, 65 2 . Таким образом, от оригинального греческого сочинения до нас дошло меньше половины. Тем не менее, наряду с сохранившейся частью «Комментария на Евангелие от Иоанна», восемь книг CM представляют собой наиболее объёмный нефрагментарный текст, по которому мы можем непосредственно судить о работе Оригена в жанре библейского комментария. 2. CM, 10–11 и оригеновская экзегеза Несмотря на то, что нередко имя Оригена ассоциируют прежде всего с рядом неортодоксальных гипотез метафизического и космологического содержания, выдвинутых им в трактате «О началах» (далее – РА), можно с полным правом утверждать, что центральное место в его деятельности занимала не философия, а библейская экзегеза. Наряду с Ипполитом Римским Ориген был одним из первых христианских авторов, начавших писать специальные сочинения, посвящённые систематической интерпретации отдельных книг Библии. Помимо подробных комментариев, в их число входили уже упоминавшиеся гомилии, стенографические записи его проповедей, а также краткие пояснительные схолии. Большинство созданных Оригеном произведений носили именно экзегетический характер 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Мученичество за веру в христианстве появилось на самой ранней стадии формирования этой религии. Вскоре после казни Иисуса Христа римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в Иерусалиме разъяренная толпа, не дождавшись приговора синедриона, устроила самосуд над диаконом Стефаном, забив его камнями ( Деян. 6: 12; 7: 1–60 ). По распоряжению царя Иудеи Агриппы I был обезглавлен один из первых учеников Иисуса Христа – апостол Иаков, брат апостола и евангелиста Иоанна (оба брата последовали за Христом сразу вслед за другими братьями – апостолами Петром и Андреем) ( Деян. 12: 2 ). В 62 г., воспользовавшись тем, что после смерти прокуратора Иудеи Порция Феста новый наместник Альбин еще не прибыл на место службы, первосвященник Анан собрал синедрион, на котором был приговорен к смерти брат Иисуса Иаков. За самоуправство Анан был лишен своего поста, но казнь уже была совершена (Иос. Фл., Иуд. древн., XX, 9, I) 93 . В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится об умерщвлении в Пергаме («там, где престол сатаны») христианина Антипы, названного «верным свидетелем» Христа ( Откр. 2: 13 ). По раннехристианской традиции многие из апостолов приняли мученическую смерть за веру (Петр, Павел, Андрей, Филипп, Варфоломей, Фома) 94 . Множество христиан было казнено в Риме при императоре Нероне, более 40 погибли при репрессиях в Лугдуне в 177 г. В Александрии в конце правления императора Филиппа Араба толпа язычников устроила погром христиан, в ходе которого были зверски убиты многие последователи христианской веры (Euseb., Hist.eccl., II, 25, V, 1, VI, 41– 42) 95 . До середины III в. антихристианские репрессии имели локальный характер, а начиная с эдикта Деция о всеобщем жертвоприношении (250 г.), они приобрели общеимперский масштаб. При общеимперских гонениях на христиан мученичество стало массовым явлением. Как уже упоминалось, особенно жестоким и кровавым было гонение при Диоклетиане, и наибольшее число раннехристианских мучеников относится именно к этому времени. Еще со II в. ведет свое начало особый жанр христианской литературы – акты и пассионы мучеников. Особенно много этих произведений посвящено мученикам периода «великого» гонения. Проблема аутентичности актов и пассионов чрезвычайно сложна. В советской исторической науке этот важный пласт источников по истории раннего христианства, как отмечала российский антиковед Ю. К. Колосовская, по существу игнорировался, в то время как многие зарубежные исследователи широко использовали этот материал 96 . Между тем, как показал опыт реконструкции содержания античнохристианских императорских эдиктов (тексты ни одного из которых не сохранились), без этих источников обойтись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ [Калогер; лат. Calocerus (Calogerus) et Parthenius] († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии Украинской Православной Церкви (УПЦ) и Львовской митрополии Украинской греко-католической Церкви).К. и П. упоминаются в одном из древнейших рим. календарей, Depositio martyrum (сер. IV в.), под 19 мая: «Парфений и Калокер в [катакомбах] Каллиста, в 8-е консульство Диоклетиа и 8-е Максимиана» (PL. 13. Col. 463). В этой краткой записи указаны место погребения святых в Риме и год мученичества (или погребения) - 304-й. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 19 мая содержится заметка о К. и П. (что не характерно для данного агиографического памятника, к-рый дает только краткую информацию о святых), где указывается, что они были евнухами жены имп. Деция (249-251), К. занимал должность препозита опочивальни (или кувикулария), а П.- примицерия. Они отказались принести жертвы идолам, были казнены по приказу Деция и погребены в неназванных катакомбах на Аппиевой дороге (MartHieron. Comment. P. 261). Эта заметка практически без изменений перешла в Мартирологи эпохи Каролингов. В латинском Мученичестве Калогера и Парфения (BHL, N 1534) они названы братьями, уроженцами пров. Армения и евнухами консула Эмилиана. Впосл. К. и П. стали опекунами его дочери Анатолии Каллисты. Фульвий Эмилиан, консул в 244 и 249 гг. и приближенный имп. Филиппа Араба (244-249), является историческим лицом. Деций, придя к власти, арестовал К. и П., обвинив их в расхищении имущества консула Эмилиана, но узнав, что они христиане, изменил тему допроса (в тексте Мученичества этот переход выглядит довольно резко). Обещаниями и угрозами он пытался склонить их к отречению от Христа и принесению жертв языческим богам. Не преуспев в этом, он поручил мучеников префекту Либанию. Тот вторично допросил К. и П. по отдельности, но поскольку не смог переубедить их, то приказал сжечь заживо. Однако огонь не причинил вреда святым, и Либаний приказал их обезглавить. Рабы Анатолии Каллисты взяли тела мучеников и погребли их в крипте, где покоился сщмч. Сикст II , еп. Римский (пам. 10 авг.). В данном месте Мученичества начинается хронологическая путаница, поскольку Сикст II умер в 258 г., а казнь К. и П. автор относит к консульству Деция и Грата, т. е. к 250 г. В Мученичестве содержится монолог П. перед Либанием, в котором святой не только пересказывает Евангелие, но и приводит близко к тексту нек-рые члены Никео-Цареградского Символа веры. Поэтому можно отнести написание Мученичества к V в. или к более позднему времени. Составитель заметки в Мартирологе блж. Иеронима, видимо, знал этот текст или его прототип.

http://pravenc.ru/text/1320143.html

Филипп Шафф (протестант) История христианской Церкви. Том 2 Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 Доникейское христианство (100 – 325 г. по Р. Χ.) Содержание Второй период доникейское христианство. Век гонений и мученичества от смерти апостола Иоанна до Константина Великого 100 – 325 г. по P. X. Предисловие к русскому изданию Предисловие к пятому изданию Предисловие к третьему, пересмотренному изданию Предисловие ко второму изданию Введение §1. Литература о доникейском периоде §2. Общий характер доникейского христианства Глава I. Распространение христианства §3. Список литературы §4. Препятствия и помощь §5. Причины успеха христианства §6. Средства распространения §7. Распространенность христианства в Римской империи §8. Христианство в Азии §9. Христианство в Египте §10. Христианство в Северной Африке §11. Христианство в Европе «Империя движется на запад». Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан §12. Литература §13. Общий обзор Размах гонений Следствия Религиозная свобода §14. Гонения со стороны иудеев Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Талмуд §15. Причины гонений со стороны Рима Веротерпимость Рима Нетерпимость Рима Что мешало терпимому отношению к христианству §16. Положение церкви до правления Траяна §17. Траян. 98 – 117 г. по P. X. §18. Адриан. 117 – 138 г. по P. X. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X. Мученичество Поликарпа §20. Гонения при Марке Аврелии. 161 – 180 г. по P. X. §21. Положение церкви от Септимия Севера до Филиппа Араба. 193 – 249 г. по P. X. §22. Гонения при Деции и Валериане, 249 – 260 г. по P. X. Мученичество Киприана §23. Временная передышка. 260 – 303 г. по P. X. §24. Гонения Диоклетиана. 303 – 311 г. по P. X. §25. Эдикты о веротерпимости. 311 – 313 г. по P. X. §26. Мученичество христиан §27. Возникновение поклонения мученикам и реликвиям Глава III. Литературный спор христианства с иудаизмом и язычеством §28. Литература §29. Литературная оппозиция христианству §30. Иудейская оппозиция.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Приложение Римские и византийские императоры От Августа до Юстиниана Август 27 г. до н. э.–14 г. н. э. Тиберий 14–37 гг. Калигула 37–41 гг. Клавдий (I) 41–54 гг. Нерон 54–68 гг. Гальба 68–69 гг. Отон 69 г. Вителлий 69 г. Веспасиан 69–79 гг. Тит 79–81 гг. Домициан 81–96 гг. Нерва 96–98 гг. Траян 98–117 гг. Адриан 117–138 гг. Антонин Пий 138–161 гг. Марк Аврелий 161–180 гг. Луций Вер 161–169 гг. Коммод 180–192 гг. Пертинакс 193 г. Дидий Юлиан 193 г. Септимий Север 193–211 гг. Клодий Альбин 193–197 гг. Песценний Нигер 193–194 гг. Каракалла 211–217 гг. Гета 211–212 гг. Макрин 217–218 гг. Элагабал 218–222 гг. Александр Север 222–235 гг. Максимин 235–238 гг. Гордиан (I) 238 г. Гордиан (II) 238 г. Пупиен 238 г. Бальбин 238 г. Гордиан (III) 238–244 гг. Филипп Араб 244–249 гг. Филипп (Младший, соправитель Филиппа Араба, своего отца) 247–249 гг. Деций 249–251 гг. Деций (Младший) 251 г. Гостилиан 251 г. Требониан Галл 251–253 гг. Волузиан 251–253 гг. Эмилиан 253 г. Валериан 253–260 гг. Галлиен 253–268 гг. Постум 258–268 гг. (Провозглашен императором в Галлии, оспаривал власть у Галлиена) Викторин 268–270 гг. (Наследовал Постуму, правил Галлией) Клавдий (II) Готский 268–270 гг. Тетрик 270–273 гг. Квинтилл 270 г. Аврелиан 270–275 гг. Тацит 275–276гг. Флориан 276 г. Проб 276–282гг. Кар 282–283гг. Карин 283–285гг. Нумериан 283–284гг. Диоклетиан 284–305гг. Максимиан 286–305 гг.; 307–310 гг. Галерий 293–311 гг. Констанций (I) 293–306 гг. Караусий 286–293 гг. (Провозглашен императором в Британнии, оспаривал власть у Констанция). Аллект 293–296 гг. (Преемник свергнутого им Караусия. Оспаривал власть у Констанция). Флавий Север 305–307 гг. Максимин Дайа 305–313 гг. Максенций 307–312 гг. Александр 308–311 гг. (Провозглашен императором в Африке, оспаривал власть у Максенция). Лициний 308–324 гг. Константин (I) 306–337 гг. Константин (II) 337–340 гг. Констант 337–350 гг. Констанций (II) 337–361 гг. Магненций 350–353 гг. Юлиан 361–363 гг. Иовиан 363–364 гг. Валентиниан (I) 364–375 гг. Валент 364–378 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛ [Иракла; греч. Ηρακλς; лат. Heraclas], свт. (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.)), архиеп. Александрии (230/1-246 или 248). Основные сведения об И. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Он происходил из языческой среды и принял христианство под влиянием ученых занятий у Оригена вместе со своим братом Плутархом, к-рый мученически скончался во время гонений имп. Септимия Севера (202/3; Euseb. Hist. eccl. VI 4. 1). Согласно Евсевию, Ориген считал И. 2-м по способностям своим учеником после его брата Плутарха (Ibid. VI 3. 2); Евсевий отмечал, что И. знал богословие, Свящ. Писание, античную философию (Ibid. VI 15). После расширения огласительной школы, к-рую посещало все большее число слушателей, Ориген поручил И. вести курс начального образования. Переселившись в Палестину ок. 231 г., после конфликта с еп. Димитрием Александрийским, Ориген передал огласительную школу в ведение И. К этому времени И., вероятно, был уже пресвитером и пользовался большим уважением в Александрийской Церкви. После смерти еп. Димитрия И. был избран его преемником (Ibid. VI 26). Согласно «Церковной истории» Евсевия, И. занимал кафедру 16 лет и скончался в 3-й год правления имп. Филиппа Араба (246). Однако в «Хронике» тот же автор указывает, что И. скончался в 2265 г. от Авраама (248); согласно арм. переводу «Хроники», он был епископом с 11-го года правления имп. Александра Севера (2250 г. от Авраама), согласно лат. версии блж. Иеронима - с 9-го года (2247 г. от Авраама), т. е. с 230 г., а год его кончины совпадает не с 3-м, а с 5-м годом правления Филиппа Араба. Разночтения объясняются небрежностью хронистов в учете неполных лет, в к-рые И. находился на кафедре. Заняв архиепископский престол, И., видимо, сохранил приверженность научным занятиям. О периоде его архиепископства Евсевий сообщает лишь, что в это время христ. хронист Секст Юлий Африкан , узнав об учености И., направился в Александрию, чтобы встретиться с ним (Ibid. VI 31). Преемник И. на Александрийском престоле свт. Дионисий Великий ссылался на авторитет И. в вопросе перекрещивания еретиков, указывая, что людей, ушедших к еретикам, а потом решивших вернуться в Церковь, И. не перекрещивал, но ограничивался требованием покаяния (Ibid. VII 7. 4).

http://pravenc.ru/text/673823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИКОНИДА [греч. Ελικονς, Ελικωνς] († 244), мц. Коринфская (Солунская) (пам. 28 мая). Согласно греч. Мученичеству (BHG, N 742), Е. жила во время консульства императоров Гордиана (238-244) и Филиппа Араба (244-249), к-рые издали эдикт о гонении на христиан. Когда в Коринф прибыл проконсул Периний, Е. открыто исповедала себя христианкой и обличила жителей города в идолопоклонстве. Святую схватили и привели на суд. Восхищенный красотой Е., Периний стал уговаривать мученицу принести жертвы языческим богам и после ее отказа приказал пытать святую: ее били, резали ей ноги, затем бросили в кипящую смолу, но ангел Господень остудил котел со смолой, и Е. осталась невредимой. Тогда мученице вырвали волосы и опалили голову и грудь огнем. После этого проконсул долгое время убеждал Е. отречься от Христа, и, когда она сделала вид, что согласилась, ее привели в языческий храм. Оставшись одна, Е. сокрушила статуи богов. Разгневанный Периний заключил святую в темницу, где она пробыла 5 дней. Новый проконсул Юстин приказал бросить Е. в печь. Пламя, вырвавшись из печи, устремилось на стоявших рядом язычников и сожгло ок. 70 мужчин, святая же не пострадала. Затем Е. положили на раскаленное медное ложе, однако кровь мученицы погасила огонь. В темнице, куда отвели Е., ей явился Христос с архангелами Михаилом и Гавриилом . Они ободрили мученицу и дали ей хлеб, вкусив к-рый она почувствовала себя здоровой. На следующий день святую отдали на растерзание 2 львам, к-рые не тронули ее, но бросились на народ и умертвили 120 человек. Тогда проконсул приказал обезглавить мученицу. По дороге к месту казни Е. услышала голос с неба, возвестивший об уготованном ей венце. После усекновения главы вместо крови из раны потекло молоко. Благочестивые христиане похоронили тело мученицы. В предисловии к Мученичеству Е. указаны авторы - Лукиан и Павел, очевидцы страданий святой, к-рые разослали сказание о ней жителям Асии, Фригии, Понта и Галатии.

http://pravenc.ru/text/189807.html

Нумизматическая выстака, приуроченная к 200–летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), открылась в Кургане 30 августа 2017 г. 14:25 Самые редкие библейские античные монеты жители и гости города могут увидеть на выставке, которая открылась в Курганском областном культурно-выставочном центре. Выставка члена Московского нумизматического общества Александра Оглоблина «Посвящение Антонину» приурочена к 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) . В экспозицию вошло более 130 предметов, из них около 50 монет и медалей. Самые редкие — монеты Древней Греции, которые назывались лептой — «лепта вдовы» Александра Янная (103-76 гг. до н.э.), лепта Понтия Пилата (30 г. н.э.). В копилке нумизмата — монеты Ирода I Великого (40-4 гг. до н.э.), Иоанна Гиркана (142-104 гг. до н.э.), а также римских императоров Траяна, Веспасиана, Коммода, Гордиана III. Среди уникальных экземпляров — памятная монета римского императора Филиппа I Араба, выпущенная в 248 году в честь 1000-летия Рима, римская серебряная монета «динарий» Октавиана Августа — первого римского императора (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), тетрадрахма (древнегреческая серебряная монета) Александра Македонского (336-223 гг. до н.э.). Именно такие монеты были в коллекции архимандрита Антонина, о чем он упоминает в своих дневниках. На выставке курганцы впервые увидят и тирские шекели — печально известные 30 сребреников, которыми иерусалимские первосвященники расплатились с Иудой Искариотом за предательство Христа. Выставку монет дополняют 26 фотографий Александра Оглоблина, которые он сделал во время своего путешествия на Святую Землю — в Иерусалим, Назарет, Вифлеем. Три витрины посвящены 60-летию коллекционирования автора, где можно увидеть: первый рубль — новгородскую гривну (конец XIII — XIV в.), полтину Великого княжества Московского (XIV в.), первую московскую монету — деньгу Дмитрия Донского (1381-1382 г.), первую «мечевую» копейку Ивана IV Васильевича. На выставке также представлены памятные медали Московского нумизматического общества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ († ок. 250), исп. (пам. зап. 17 марта), диак. из Александрии, ученик и друг Оригена . Происходил из богатой и знатной (возможно, христ.) семьи. Достиг высоких должностей на имп. службе, о чем свидетельствовал в своих сочинениях Ориген (PG. 11. Col. 609), сообщивший также о его жене Марцелле, ревностной христианке. Евсевий Кесарийский считал, что нек-рое время А. состоял в гностической секте валентиниан (Церк. ист. VI 18), блж. Иероним называл его последователем Маркиона (PL. 23. Col. 667). Ок. 212 г. Ориген обратил А. в христианство, наставил в Свящ. Писании и крестил. Как близкий друг Оригена А. оказывал ему поддержку, способствовал писательской деятельности богослова, сопровождал в путешествиях. В гонение при имп. Максимине (235-238) А. был арестован и после конфискации имущества доставлен в Германию, где находился император. Об этом рассказывается в соч. Оригена «Ες Μαρτριον Προτρεπτικς» (Увещание к Мартирию), посвященном А. и его спутнику, кесарийскому пресв. Протоктиту. После этих испытаний А. остался жив, и именно по его просьбе Ориген в правление имп. Филиппа Араба (244-249) написал трактат «Против Цельса» (PG. 11. Col. 644). Скончался А. в гонение при имп. Деции . Блж. Иероним в своих сочинениях упоминает А. как автора неск. не дошедших до нас писем к Оригену. Ист.: Евсевий. Церк. ист. VI passim; Hieronymus. De vir. illustr. 56, 61; idem. Ep. ad Marcion. 43//PL. 22. Col. 478; Epiph. Haer. 64. 3; ActaSS. Mart. T. 2. P. 509. Лит.: Harnack. Geschichte. S. 328-330; idem. Die Chronologie. T. 2. S. 30, 33, 50, 54; Cadiou R. La jeunesse d " Origène. P., 1935. P. 80-86; Salaville S. Ambroise (3)//DHGE. T. 2. Col. 1086-1090; Bareille G. Ambroise d " Alexandrie//DTC. T. 1. Col. 951-952. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан в правление имп. Констанция II после 356 г.

http://pravenc.ru/text/114370.html

В этом все историки согласны при полном разногласии оценки личности и деятельности Константина. Условная история приучила нас к мысли относить счет Константина не только то, что было им сделано, но и то, что раньше делалось другими императорами. Вполне правильно, что Константин закончил, если не считать отдельных вспышек период гонения на Церковь со стороны Империи, но совсем не точно считать, что он был первым императором, признавшим легальное существование Церкви. Еще больше, может быть, Константин не был даже первым христианским императором. Хотя христианство Филиппа Араба (244–249) и мало вероятно, но его категорически нельзя отвергать. Необычайность актов Константина заключалось не в том, что он установил легальное положение христианства в Империи и ему лично покровительствовал, а в том, что при нем Империя вступила на путь союза с Церковью. Его религиозная политика была направлена к тому, чтобы сделать христианство государственной религией, или, по крайней мере, поставить христианство, как религию, в то положение, каким пользовалась официальная языческая религия. В конечном результате это собственно одно и то же, так как римская государственная идеология требовала единой религии, которая могла бы религиозно объединить огромные массы населения Империи, а потому она не могла долго признавать существование в ней двух равноправных религий. Последствия приятия Империей Церкви были огромными. Они сказались почти во всех областях церковной жизни и мысли. Наиболее значительными были последствия в области христианской эсхатологии. Это был невралгический пункт отношения церкви и государства 3 . Церкви без эсхатологии не может быть. Это нашло свое выражение в самых древних исповеданиях веры. Но могла ли Империя принять церковную эсхатологию? Могла ли она стать на точку зрения христиан, что образ мира сего проходит и что ее существование может кончиться завтра? Можно думать, что эсхатологические чаяния христиан были одной из причин враждебности к ним со стороны Империи. Римский историк Тацит утверждал, что уже при Нероне христиан обвиняли в «ненависти к человеческому роду».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010