Преподобные отцы Новгородские 122. Преподобный отец Антоний Римлянин игумен Новгородский приплы на камени из Рима в Новгород и преставися в лето 6655 месяца августа в 3 день В 1106 году приплыл из Италии в Новгород, купил землю у Новгородских посадничьих детей и соорудил две церкви: одну соборную Рождества Богородицы, а другую Сретенскую с трапезою. Ум. 3 августа 1147 года и погребен в созданной им Рождественской церкви, где мощи его, обретенные 1 июля 1597 года, открыто почивают. При раке преп. Антония хранятся шесть мозаических икон, принесенных им из Рима; на трех из них изображен Господь Вседержитель, а на трех других распятие Господне, и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород. Сочинение жития, сохранившегося в списках XVI-XVIII в., приписывается игумену Андрею (1147–1157) (Филарет, «Обзор Р. Дух. Литерат»., стр. 51). Чудеса описаны иноком Нифонтом в конце XVI в., причем списано им и первоначальное (Андреево) житие, до нас не дошедшее. ( В.О. Ключевский , стр. 306–310). 123. Преподобный Варлаам игумен Хутынский преставися в лето 6751 месяца ноября в 6 день В мире Алекса Михалевич, родом Новгородец. В 1192 году на берегу реки Волхова, в 10 верстах от Новгорода, основал Хутынский монастырь с деревянным храмом Преображения. Ум. 6 ноября 1193 года. Мощи его были освидетельствованы св. владыкою Евфимием, но доныне остаются под спудом. Он пользовался особенным уважением Новгородцев при жизни и по кончине и был насадителем иночества в пределах Новгородских. Житие распределено В.О. Ключевским на четыре редакции и сохранилось во множестве списков. «Краткое житие Варлаама» несомненно существовало в конце XIII в.; оно носит на себе типические черты так называемого проложного жития. Позже, рядом с пространными житиями, в значительном количестве встречаются такие краткие «проложные» их редакции. Пространные редакции жития не встречаются в рукописях раньше XV в.; сличая их содержание с краткой, можно заметить внутренние признаки старшинства последней. Она вышла из среды, где события и лица из истории Варлаама были еще в свежей памяти и достаточно было намекнуть на них без пояснений. ( В.О. Ключевский , стр. 58–60). В «Иконописном Подлиннике»: «Варлаам лежит во гробе, из черна рус, с проседью, брада до персей, узка, на главе схима, риза преподобническая, испод санкир с белилы». (Филимонов, стр. 186). Память в день преставления, а в Новгороде кроме того празднуется с крестным ходом из Софийского собора в Хутынь монастырь в первую пятницу после недели всех святых в память одного из чудес, совершенных преп. Варлаамом. 124. Преподобный Антоний игумен Дымский ученик Варлаамов преставися в лето 6800 месяца апреля в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

А.А. Половцов Филимонов, Николай Иванович Филимонов , Николай Иванович , драматический писатель, род. в 1805 г. в родовом имении, селе Дехтеве, Ярославского уезда, умер 19 февр. 1870 г. Сын поручика, служившего в милиции, Ф. образование получил в Демидовском высших наук училище, в котором окончил курс в 1821 г. действительным студентом, а затем поступил на службу в один из гренадерских пехотных полков, откуда в начале 1830 г. вышел в отставку с чином штабс-капитана. Возвратившись, на родину, Ф. служил здесь смотрителем холерного участка в Ярославском уезде и дворянским заседателем в уголовной палате и поверял сказки 8-й ревизии в Угличе. Во время Крымской кампании Ф. поступил в дружину 129 государственного ополчения и был назначен командиром 4-й роты, но по делам службы оставлен в Ярославле. После того Ф. два трехлетия был дворянским заседателем в гражданской палате, а последние годы провел в своем родовом имении, совершенно разоренном. Причиною этого были увлечения молодости и страсть к театру (таковой был устроен и в его имении). Нередко старику приходилось жить в крестьянской избе, а умер он – в земской больнице. По словам Л. Н. Трефолева, Ф. был в хороших отношениях с Н. И. Хмельницким и Н. А. Полевым. Первой его пьесой, поставленной на сцене Александринского театра (в 1836 г.), был оригинальный водевиль «Билет пятиклассной лотереи»; затем, на той же сцене, по словам «Хроники петербургских театров» А. И. Вольфа, появились: оригинальные водевили «Круговая порука» (1840) и «Три рода воспитания» (1852), переводный – «Мельничиха в Марли» (1840) и оригинальная драма в стихах «Князь Серебряный» (1841), в которой дебютировала В. В. Самойлова и которая представляет плохую переделку повести Марлинского «Наезды». Наибольший успех из пьес Ф. имел переводный водевиль «Мельничиха в Марли». По отзыву Белинского, водевиль этот, несмотря на всю запутанность и неправдоподобие, так хорошо шел на сцене, что бранить его – не поднималась рука. По словам Л. Н. Трефолева, в Петербурге было поставлено не пять, как указывает Вольф, а 14 пьес, и одна в Москве – водевиль в 2-х действиях «Гусарский офицер и уездная барышня». Кроме того, Ф. перевел в стихах: с немецкого – драму в 5 действиях Гальма «Философский камень», а с французского – комедии Мольера «Школа мужей», «Сганарель» и «Мнимый рогоносец» и комедию-водевиль «Сюзетта». «Ярослав. губ. вед.», 1870 г., 9 и 11. – «Русский Архив», 1872 г., 10, стр. 1984–2023. – А. И. Вольф: «Хроника петербургских театров», ч. I, стр. 97 и ч. II, стр. LIII. – Сочинения В. Белинского, изд. 3-е, т. IV, стр. 186–187 и т. VI, стр. 617–618. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

но не мог получить благословение своего архипастыря, а Иосифу выдали разрешительную грамоту. Спустя несколько времени, двое богоугодных мужей, святитель и игумен, примирились и прежняя любовь водворилась между ними. Ум. 9 сентября 1515 года. Мощи его почивают под спудом в соборном храме основанного им монастыря. Житие его писано двумя учениками его: Досифеем Топорковым и Саввою Черным, епископом Крутицким. Память его празднуется 9 сентября повсеместно, по определению Собора 1591 года. Писания преп. Иосифа, по большей части, находятся в тесной связи с обстоятельствами его жизни: та же ревность о славе Божией и вечном благе своих братий, которая одушевляла его во всех делах, открывается и в сочинениях праведника. Преп. Иосиф одарен был обширною и твердою памятью; при светлом уме, при опытности в духовной жизни, он обладал сведениями. Главное из творений его – шестнадцать слов против еретиков жидовствующих, известное под общим наименованием «Просветителя». Сверх того преп. Иосиф оставил после себя много посланий, писанных им во время борьбы с еретиками, по поводу спора с св. Серапионом и для назидания разных лиц в жизни духовной. Житие, написанное Саввою, епископом Крутицким, издано К.И. Невоструевым в приложении к Чтениям в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения за 1865 г. Им же издано житие преп. Иосифа, составленное неизвестным, и надгробное слово, написанное учеником и сродником Иосифа Досифеем Топорковым (Барсуков, стр. 279–280). О преподобном Иосифе в нашей литературе написаны целые книги, в которых подробно изложены – жизнь, деяния и сочинения его (Священника Булгакова: «Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование». Спб. 1865. Хрущова: «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкаго». Спб. 1868. Невоструева: «Рассмотрение книги И. Хрущова» («Отч. о двенадцатом присуждении наград графа Уварова». Спб. 1870. стр. 84–186). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед аки Сергий, брада покороче Сергиевой, пошире и тупа, риза преподобническая, схима на плечах, ризка вохяная. В житии пишет: бе же святой возрастом умерен и лицем благообразен, браду же имея окружену мерну, прежде русу, а в старости сединами сияющу» (Филимонов, стр. 148–149). В обители преп. Иосифа образовалось много великих подвижников. Некоторые из них возведены были на кафедры святительские: непосредственный преемник Иосифа, Даниил был после митрополитом. Ростовский архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Рисунок 12-й Вверху – патриарх Цареградский Филофей и император Иоанн Кантакузин провожают посла Новгородского Владыки, отъезжающего обратно в Новгород (6860 г. – 1352 г.). Внизу – прибытие посла в Новгород. Он стоит пред сидящим святителем и подает ему грамоту – свиток с надписью: «Владыке Новгородскому»... и крещатые ризы в подарок из Царьграда. Рисунок 13-й Внизу – владыка Моисей за монастырской оградой, у вновь созданной церкви (6863 г. – 1355 г.) Св. Михаила на Сковородке. Вверху – новгородцы дают посадничество (Дворянинцеву), как и на рисунке 10-м 5 . Рисунок 14-й Внизу – клятва новгородцев «чтобы им играния бесовского не любити и бочек не бити» (6863 г. – 1355 г.). Вероятно, здесь разумеются какие-либо игры, запрещенные церковною властью. Вверху изображено погребение князя, не относящееся до Новгорода. Рисунок 15-й Ушкуйники новгородские грабят Кострому (6884 г. – 1376 г.), берут деньги из сундуков, сосуды и убивают жителей. На Волге – 4 ушкуя, с будками на носу и на корме. Рисунок 16-й Новгородцы бросают стригольников с мосту через перила. Рисунки 1–8 в отсканированном варианте книги отсутствуют – примечание электронной редакции 1 Сличи с новгородской иконой 1487 г., опубликованной покойным Филимоновым в Вестнике Общества древнерусского искусства. Москва, 1875 г. Вып. 6–10, стр. 63. 3 Сравн. Радзивил. летопись л. 202 об. и 221 об. Длинные рукава древнерусского кафтана спускались почти до полу также в знак почтения (таже лето л. 186), а также при пляске (там же л. 6 об.). В Розыске по делу Висковатова (М. 1858 г. стр. 277) говорится, что в Москве, в Средней Палате Царя, на стене была нарисована «женка, спустя рукава как бы пляшет». 4 Ср. рис. 6 из книги Гусева П. Л. «Новгород XVI века по изображению на Хутынской иконе». «Видение пономаря Тарасия». (Спб. 1900 г.). 5 Нельзя ли предположить существования особого обряда «сажания» как на княжеский стол, так и на посадничество? Читать далее Источник: Материалы для истории религиозной и бытовой жизни Великого Новгорода. Выпуск I [Текст] : (извлечение из " Царственного летописца " )/В. Успенский, Л. Целепи. - Санкт-Петербург, 1909. - 4 с.,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

форме. Особенно замечательны в этом житии слова святителя великому князю Василию Темному, при увещании не поднимать оружия против Новгорода: «Не твори неправды и не дерзай порабощать людей свободных». (Мои Рассказы из Ист. рус. Церкви, изд. 1873 г., стр. 285). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, в белом клобуке, брада доле Сергиевы, риза святительская». (Филимонов, стр. 186). 120. Святый Серапион архиепископ преставися во изгнании в лето 7067 месяца марта в 16 день и положен быть у Троицы в Сергиеве монастыре Постриженник основанного преп. Сергием Радонежским Успенского Дубенского монастыря, что на острову; с 1493 года игумен Троицкой Сергиевой обители, а в 1506 году архиепископ Новгородский. За то, что преподобный игумен Волоколамский Иоасаф, состоявший в Новгородской епархии, без его ведения и разрешения, перешел с своею обителью в область великого князя и митрополита, отлучил он Иосифа от Церкви. Великий князь Иоанн принял это за оскорбление своей власти, и Серапион, вызванный в Москву в мае 1509 г., заключен был в Андрониев монастырь, даже подвергся запрещению; но потом дозволено ему жить на покое в Сергиевой Лавре, где он свято почил 16 марта 1516 года. В оправдание свое писал он послание к митроп. Симону, где смело защищал свое дело и доказывал несправедливость других правилам церкви. Послание – в Новгородской Соф. библ. (Филарет «Обзор. Р. Дух. Литерат.» стр. 184). В житии его легко заметить цель биографа – оправдать архиепископа от обвинений, взводимых на него сторонниками Иосифа Волоколамского. Это усиливает интерес жития (Ключевский, стр. 201). Мощи под спудом почивают близ Троицкого собора Лавры, в так называемой Серапионовской палатке. Память совершается в день преставления. По «Иконописному Подлиннику» под 16 марта: «преставление иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Новгородскаго чудотворца: подобием стар, сед, аки Сергий Радонежский, брада таковаж, власы не с ушей, мантия со источники, испод дич с белилом, в руках Евангелие». (Филимонов, стр. 294). О монастыре, в котором пострижен и первоначально настоятельствовал св. Серапион см. статью мою «Успенский Дубенский монастырь» в Чтениях Имп. Общ. Ист. и Древн. Российских. (1859, кн. 4). 121. Святый Феоктист архиепископ преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Чтения по месяцеслову опять полнее Остромирова Евангелия. Словом, Мстиславов список, отличаясь полнотою чтений, заключает в себе весь текст четырех Евангелий, кроме немногих, в оный не вошедших, мест, а именно – из Ев. Марка: 1:45; 2:13; 5:21; 9:32; 12:16 (часть); 15:42 (эти места обычно не прописываются и в других рукописях Евангелия этой редакции). В месяцеслове 4 ноября: въ тъ днь сщени сты софи иже сть въ кыв гра. сщена ефремъмь митрополитъмь. 24 июля: на стою брату и мученику бориса и глба. Сравнительно с Остромировым и другими древними Евангелиями месяцеслов Мстиславова списка отличается полнотою, обнимающею все решительно числа года, кроме одного, случайно пропущенного 23 октября. – Правописание русское, отличающееся отсутствием черт специально новгородских и галицко-волынских. Изредко, и то большею частию неправильно, употреблено начертание : 38 об. 55 об. расптоом 155 об. – Заметка о Мстиславовом Евангелии К. Калайдовича – в «Иоанне Экз. Болгарском», М. 1824, 110, примеч. 67, где выписано и послесловие. Краткое описание – в «Списке русским памятникам», П. И. Коплена. В «Чтен. в Импер. Обществе ист. и древн. рос. при Моек, унив.» 1859, III, 179–186 помещена, заметка г. Филимонова : «Дополнительныя сведения к истории Мстиславова Евангелия». Срезневский И. Славянорус. палеография, стр. 142–146. Специальное исследование о сем Евангелии К. И. Невоструева – в рукописи – хранится в библиотеке московской дух. академии. Отрывки из него напечатаны в «Известиях Ак. Η.» IX, 65–80 (описание списка) и X, 110–137 (состав и месяцеслов). Ср. «Записку о переводе Евангелия на славянский язык, сделанном св. Кириллом и Мефодием», К. И. Невоструева – в «Кирилло-Мефодиевском Сборнике», Μ. И. Погодина, М. 1865. – Снимки в Образцах славянорус. древлеписания Погодина, тетр. 2, М. 1841, сним. 2-й, в Истории русской словесности Шевырева, ч. 2, М. 1846, к стр. 146-й (в 3-м изд. СПБ. 1887 г., к стр. 83-й) и в издании Невоструева: «Точные снимки с двух знаменитых памятников древности, представляющие свидетельство о правильном начертании...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Филимонов, «О серебряном образе княгини Анны Кашинской», там же, 1872, 1. – Гр. Толстой, «Рассказы из русской истории», т. II, изд. 2-е, 1870, стр. 48. – В. С. Борзаковский, «История Тверского княжества», СПб. 1876, стр. 113–114. – А. В. Экземплярский , «Велик. и удельн. князья Северн. Руси», т. II, СПб. 1891, стр. 30, 459, 467, 473, 476, 523. – Карамзин, «Истор. госуд. Российск.», изд. Эйнерлинга, т. IV, стр. 113, 121; прим. 248, 308. – О. М. Соловьев, «История России», изд. товар. «Общ. Польза», кн. III, стр. 874; прим. 3. – Е. Е. Голубинский , «История канонизации святых в Русской церкви», Москва 1903, стр. 130–170. – В. О. Ключевский , «Древне-русския жития святых», стр. 340 и след. 42 . Евдокия Константиновна, жена Михаила Александровича (26), дочь Константина Васильевича кн. Суздальского, – последнее, впрочем, лишь предположительно: одни историки и некоторые родословные дают ей указанное отчество, другие же считают ее известной только по имени. Сведения о ней очень скудны. По хронологическим соображениям можно думать, что замуж за тверского князя она вышла в 1351 или 1352 г., а единственное летописное упоминание о ней, относящееся к 1400 г., дает основание заключить, что умерла она в глубокой старости. В этом году младший сын Е. К., Василий Михайлович кн. Кашинский, обратился к ней с жалобой на своего старшего брата Ивана Михайловича, который, сделавшись великим князем тверским, стал усиленно теснить удельных князей. Стремясь сохранить между своими детьми мир, Е. К. послала своих бояр к Ивану Михайловичу с поручением сказать ему, что он «не по грамоте отца ходит», т. е. не исполняет мирных заветов, преподанных детям Михаилом Александровичем перед смертью. Вместе с этим Е. К. просила сына, чтобы он «пожаловал, велел бы своим боярам крестное целование держать по грамоте... отца», но, видно, она плохо знала характер своего сына, на которого можно было повлиять только лестью. Заступничество Е. К. не только не достигло успеха, но имело совершенно обратные результаты. Иван Михайлович напоминание ему о долге счел дерзостью, стал еще более теснить своих младших братьев и даже против Е. К. начал «враждовать, держать нелюбье». Полн. Собр. Русск. Лет., т. XV, стр. 467–468. – Никон. лет., т. IV, стр. 297–299. – Татищ. свод, т. IV, стр. 401–403. – Карамзин, «Истор. гос. Рос.», т. V, прим. 186, 254. – С. M. Соловьев, «Истор. России», изд. тов. «Общ. Польза». кн. ?, стр. 1025, 1026. – С. В. Борзаковский, «Истор. Тверского княжества», стр. 178–А. В. Экземплярский , «Велик. и уд. князья Сев. Руси», т. II, стр. 482, 497, 498, 533, 544, 551, 643. 43 . Мария Гедиминовна, жена Дмитрия Михайловича (16), дочь великого князя литовского Гедимина. О ней известно лишь, что в замужестве за тверским князем она была с 1320 г. и в 1349 г. скончалась, детей не оставив.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

е. сирийскими, изыдохом изь церкви и идохом в свой монастырь и ту опочивше до литургии» (Путеш. игум. Даниила по св. земле в начале XII века. Ред. Норов. Спб. 1864 г. стр. 146). 4 Матфей Властарь в своей Синтагме прямо указывает, что обычай служить литургию в ранние часы ночи ( ρα τρτη) в праздники Пасху, Рождество, Богоявление и даже Благовещение практиковался в древнехристианской церкви издавна и считается обычаем, установленным отцами (Syntagm. alphabet. lit. Т., κεφ. ε pag. 237). Властарь указывает и причины, почему установился этот обычай в древнехристианской практике. ( Συνοδ. sive Pandect. Canonum ss. apost. et consilior. ab eccles. graec. recept. edit. MDCLXXII an.). 5 Велик. пост в св. граде Иерусалиме М. 1864 г. стр. 76; Истор. Вестн. 1884 г. кн. XII стр. 700. 6 Истор. Вестн. 1884 г. кн. XII стр. 702; Велик. пост в св. граде Иерусалиме М. 1864 г. стр. 79. 7 Εαγγλιον κατ ωννην ν ρχ ν λγος, κα καθεξς θεα λειτουργα το Χρυσοστμου. ( Τυπικ. edit. Venet. 1643 л. 88 об.; Πεντηκοστ. edit. Venet. 1801 стр. 14). 8 Устав. ркп. XI-XII в. М. Типогр. библ. 285 л. 9 об. – 11; ркп. XI-XII в. М. Синод. библ. 330 л. 36–38; Триод. ркп. XII в. М. Типогр. библ. 254 л. 186 об. – 187; 255 л. 54–55. 9 Служебн. ркп. XV в. 1020 л. 31; XVI в. 1025 л. 57; 1026 л. 47 об.; ркп. Волокол. библ. 342 л. 42; ркп. Типогр. библ. 132 л. 61 об., 62. 10 Типик. ркп. 1553 г. М. Синод. библ. 337 л. 452; XVI в. 814 л. 275; ркп. Солов. библ. 1118 л. 478 об.; ркп. Анз. ск. 86 л. 348; ркп. Типогр. библ. 288 л. 502; ркп. Волокол. библ. 338 л. 262 об.; 342 л. 41 об.; Служебн. ркп. Солов. библ. 1024 л. 38; 1025 л. 51; 1026 л. 47 об.; Триод. изд. Моск. 1591 г. л. 219. 12 Устав церковн. по чину Христовыя великия Церкви изд. 2-е, Г. К. Протопсалт. 1860 г. Констант. стр. 303. 15 «Литургия в храме Воскресения была безрасходно, – описывает наш русский путешественник служение на первый день Пасхи в Иерусалиме в 1858 году, – служили 6 архиереев: преосвященный Мелетий (патриарший наместник), митрополит Петр аравийский, неапольский Самуил, газский Филимон, амирский Макарий (приезжий) и начальник русской миссии Кирилл, епископ мелитопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

(609). Попечение св. И. Зл. о распространении и благосостоянии христианских церквей в странах языческих». Статья в Воскресном Чтении за VII год издания. Приводятся три письма св. И. Зл. к Финикийским и Готфским миссионерам. (601). Ульфила епископ Готфский». Рукописное курсовое сочинение студента Киевской академии Виноградова. (См. отзыв в Протоколах Киевск. академии за 1876 г. (стр. 350). – Излагая историю Готфской церкви, автор дает, между прочим, трактат об отношениях к этой церкви св. И. Зл. Из Описания Соловецких рукописей , изданного при Казанской академии, видно, что в рукописях этих есть следующее о жизни и творениях св. И. Златоуста 35 : Статьи о жизни св. Иоанна Златоуста Изображение св. Иоанна Златоуста 196, 601. 1. 78. Извещение читателю о нем 195. Житие его (402, 407, 214, 248–251). Из жития его (481. 551). О житии и скорбех его 674 (497). Изгнание его (477). О посещении его апостолом Павлом 196 (214). Почему он называется Златоустым (246). Сказание о видении св. И. Златоустым ангелов при служении литургии 188. Сказание об изгнании и возвращении честных мощей его 287, 677. О перенесении мощей его (413, 464, 511). Слово на собор трех святителей (468). О загробной участи св. Иоанна Златоуста (142). Об исцеленном муже у гроба его (352). Тропарь св. И. Златоусту 26. 56. Канон ему 271. Беседы св. Иоанна Златоуста на книги Св. Писания На книгу Бытия 287. Заметка о чтении шестодневца св. И. Зл. 338. О пользе чтения псалмов 37. На пророка Исаию (о серафимех) 290. О Псалтири 145. 299. 310. На Евангелия 160–165. 310. 702. На Евангелия: от Матфея 164, 166, 167, 442. 277 ; – от Луки 162 ; – от Иоанна 160, 646, 702 . На книгу Деяний 89, 90, 92, 94, 171, 172, 175, 176, 186, 275, 282, 283, 284. На послания ап. Павла 107, 108, 183, 192, 196, 263. О переводах их 200. На послания: к Римлянам 197, 199, 272, 275, 276, 279, 283; – 1-е к Коринфянам 197, 270–273, 277, 279, 283, 284; – 2-е к Коринфянам 199, 280 (179); – к Галатам 199; – к Ефесеям 199; – к Филипписеям 199, 271, 669, 670; – к Солунянам 199, 287; – к Колоссаям 199; – 1-е к Тимофею 199, 274, 275; – 2-е к Тимофею 199, 274, 275; – к Титу 199, 273 ; – к Филимону 199; – к Евреям 199, 271, 277, 493 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Кто это? Они ответили ему: – Один из христиан. Правитель велел ему принести жертву, но он громогласно воскликнул: – Не принесу! Я – христианин, раб Христа, Бога Живого. Правитель сказал: – Разве ты не видал недавно, какие мучения претерпели Аскалон и Леонид и какою лютою смертью они погибли? Филимон, под видом Аполлония, отвечал: – То самое именно, что Аскалон и Леонид, пострадавшие недавно за Христа, оставили нам пример мужественного терпения, это и было для меня побуждением безбоязненно идти на муки. К сему побудило меня еще то чудо, которое совершилось на твоей ладье, когда ты хотел переехать через реку, а ладья остановилась посреди реки, на самой глубине, и не могла дойти до берега – за то, что ты не хотел назвать Христа Богом 8404 . Тогда правитель велел призвать музыканта Филимона, надеясь, что он своею игрою на флейте очарует и смягчит дух христианина, легко даст другое направление его мыслям и склонит его к жертвоприношению идолам. Не знал он, безумный, что пред ним и есть сам Филимон, и что он говорит своим настоящим голосом, так как ранее правитель слышал только игру его на различных инструментах, а теперь услыхал его раздельную речь, внушенную ему Духом Святым. Филимона между тем всюду искали и не нашли. Призвали брата его Феона и стали спрашивать, где находится Филимон. Он же, узнав брата в одежде Аполлония, но не зная ничего о происшедшем, сказал: – Вот Филимон стоит перед вами. Правитель приказал открыть лицо стоящего и, увидев Филимона, начал громко смеяться, думая, что Филимон сделал это в насмешку над христианами и для того, чтобы потешить присутствующих. Затем он велел Филимону сбросить чужую одежду и идти вместе с ним к жертвеннику. Но Филимон объявил, что он – действительно христианин, и стал смеяться над языческими богами. Судия был чрезвычайно удивлен этим и, смотря на Филимона, воскликнул: – Во имя благополучия народа римского, – правда ли то, что ты сейчас делаешь и говоришь, Филимон, или это придумано тобою в насмешку над христианами? Филимон отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010