Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно вГатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным. Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена . Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 – начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла .

http://bogoslov.ru/article/3741485

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: «Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России» . Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому . Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: «1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери – риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли «белые» и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей ИоаннБогоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними – ни причту, ни Приходскому совету – неизвестно» .

http://bogoslov.ru/article/3741485

И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богородицу без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа " Оранта " ( " Молящаяся " ). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Этот выразительный жест Богоматери имел высокий символический смысл в связи с ветхозаветным преданием о мольбе пророка Моисея за свой народ: его народ был непобедим в битве, пока руки Моисея были подняты. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя " Нерушимая стена " . В настоящее время на Афоне и Западе существует двадцать одна икона (из них восемь - в Риме), приписываемых евангелисту Луке, в Русской Церкви таких икон десять: Ченстоховская (ныне в Польше), Виленская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская Одигитрия, Холмская, Корсунская, Иерусалимская, Филермская, Милостивая. Иконы приписываются евангелисту не потому, что написаны его рукой: ни одна из написанных им самим икон не сохранилась. Приписываемые Луке иконы являются списками со списков с образов, писанных когда-то святым Лукой, они носят характер его письма и облечены его авторитетом. Предание о том, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, передается и текстами богослужения, в которых утверждается, что сама Богородица одобрила Свою икону и сообщила ей благодать Свою и силу: " ... яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинающе во чреве, песнь воспела еси: се от ныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать моя и сила " . Кроме упомянутых икон, Предание говорит о нерукотворном образе Богоматери, явленном на столпе храма во имя Пресвятой Девы Марии в городе Лидде. Храм этот создали святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, они молили Богородица посетить и благословить сей храм, на что Пречистая Дева ответила: " Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду " . По возвращении в храм апостолы увидели нерукотворный образ Богоматери.

http://pravicon.com/text-15

В Павловском соборе четыре придела. Главный освящён во имя святого апостола Павла, правый - во имя святых равноапостольных Константина и Елены, великих распространителей христианства. Левый придел освящён во имя равноапостольной Марии Магдалины. Ещё один придел - в честь местно чтимой иконы " Утоли моя печали " - находится в нижнем храме. Эта икона была найдена на чердаке одного из гатчинских домов во время войны и перенесена в открытый в 1942 году Павловский собор. Через этот образ Богородица явила чудо спасения молящихся в храме. Во время богослужения в нижнем храме Павловского собора кто-то бросил в окно ручную гранату. Граната разорвалась, но, несмотря на большое скопление молящихся и тесноту в храме, никто не пострадал. Лишь один осколок ранил ланиту Богоматери на Её иконе. Иконостас главного придела был изготовлен из благородного греческого кипариса, который красиво оттенял иконы, написанные на золотом фоне: это был достаточно новый подход, при котором золото икон не сливалось с золотом иконостаса, как бывало обычно в других церквях. Двухъярусные иконостасы с резьбой изготовил резчик Скворцов по рисунку археолога Фёдора Солнцева. Главный иконостас украшался витыми колоннами, а царские врата окаймлял резной карниз. В главном алтаре располагались живописные на золоте иконы святых, соименных лицам Российского императорского дома. Император Николай I, задумавший собор как памятник своему отцу Павлу I, уже после завершения строительства неожиданно решил увековечить также память отцовских сподвижников. С этой целью на северных и южных стенах внутри собора были установлены бронзовые доски в благородных кипарисовых рамах, на которых выгравированы имена офицеров гатчинских войск. Сейчас в соборе находятся копия ковчега в виде Десницы Иоанна Крестителя с мощами Иоанна Крестителя и частью Древа Животворящего Креста Господня и копия Филермской иконы Божией Матери, написанной евангелистом Лукой. Помимо копий знаменитых святынь, в Павловском соборе находятся мощи св. Марии Гатчинской, а также икона Святого Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00533

В 1951 г. Гатчинские святыни были изъяты из Острожского монастыря во время конфискации церковных ценностей коммунистическими властями Югославии и вскоре переданы в музей г. Подгорица (в то время Титоград), а в 1960-х гг. перевезены в Исторический музей г. Цетинье. В июле 1993 г. десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня передали в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и хранятся в настоящее время. Филермская икона Божией Матери до сих пор находится в Народном музее г. Цетинье. 8 июня 2006 г. Черногорский митрополит впервые вывез десницу Иоанна Предтечи за пределы страны – в Москву. В течение двух месяцев святыня побывала в десяти городах России, Украины и Белоруссии, а затем была возвращена в Цетинский монастырь. Таким образом, Гатчинские святыни, видимо, навсегда утрачены для Русской Православной Церкви. Существовавшая к апрелю 1941 г. Черногорско-Приморская епархия была разделена оккупантами на две части. Район Бока-Которского залива присоединили к Италии, и для управления им был назначен губернатор; здесь в годы оккупации проводилась усиленная итализация. Относительно же основной части Черногории у итальянских властей существовали планы создать марионеточное Черногорское королевство, связанное личной унией с Италией. Проживавшему в Риме 20-летнему князю Николаю Романовичу Романову (чья бабушка Милица Николаевна была черногорской принцессой – дочерью короля Николы I) весной 1941 г. сделали предложение от имени итальянского правительства занять престол короля Черногории. Когда отец Николая Романовича князь Роман Петрович отказался за себя и за сына, ему заявили, что сын уже совершеннолетний и должен решать самостоятельно. Однако на личное предложение министра и сам Николай Романович ответил категорическим отказом. По свидетельству князя, он отказался, так как был русским патриотом и негативно относился к фашизму и нацизму. [viii] Не сумев подыскать законного кандидата на престол, итальянские власти посредством Черногорского федерального собрания под председательством доктора Секула Дрльевича 12 июля 1941 г., в праздник св.

http://bogoslov.ru/article/1158253

Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев. С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

http://sobory.ru/article/?object=13366

Филермская икона Божией Матери в Орденской ризе (реконструкция) За то, что Мальта капитулировала перед французами, почти не сопротивляясь, рыцари низложили Великого магистра фон Гомпеша и передали его полномочия защитнику Ордена – Императору Павлу I, попросив его возглавить Мальтийский орден. В ответ на его согласие они подарили ему десницу святого пророка и еще две мальтийские святыни. Он приказал сделать из чистого золота богатые ризы и для иконы, и для ковчегов с Частью Древа Креста Господня и десной рукой Иоанна Крестителя. Ризы были щедро украшены бриллиантами, рубинами, сапфирами, красными и синими яхонтами. Но с драгоценной ризы, устроенной Императором Павлом для иконы, во время пребывания в хранилищах югославских спецслужб исчезли рубин с нимба и самый крупный из семи сапфиров. Российский Император хотел сделать Мальту русской губернией. Некоторые ошибочно считают Павла Петровича масоном. Это не так. Он был не просто православным христианином, но и человеком, удостоившимся мученического венца. Сейчас вновь собирают материалы для его канонизации, пропавшие в годы большевистского лихолетья. – Историю святынь часто называют почти детективной. Почему? Филермский образ Божией Матери без ризы – Наталья Михайловна Карачарова перевела с английского неизданные воспоминания Павла Александровича Граббе. Его отец, генерал Александр Николаевич Граббе, возглавлял личный Конвой Императора Николая II. Павел рассказал, как его, когда он находился в командировке от датской фирмы в Ревеле (Таллине), один русский офицер в штатском, назвавшийся «графом Ищеевым», попросил выполнить одно важное для России поручение. С завязанными шарфом глазами Павла привезли в православный женский монастырь, где он увидел большую икону Богоматери в золотой ризе, украшенной жемчугом, изумрудами, рубинами и ожерельем из цейлонских сапфиров. Но даже эти сверкающие при свечах драгоценные камни, обрамлявшие таинственный лик Богородицы, померкли, когда молодой человек увидел в ящичке из золота со стеклянной крышкой иссохшую руку без нескольких пальцев. Узнав, что это правая рука Иоанна Крестителя, возливавшая воду из Иордана на главу Спасителя, Павел Граббе перекрестился, видимо, потеряв дар речи. По его словам, золотой ободок реликвария был инкрустирован ярко-синими крупными сапфирами в обрамлении бриллиантов. Надежно упакованный драгоценный сверток он должен был доставить вдовствующей Императрице Марии Федоровне, жившей, как и Павел, в эмиграции в Дании. Датчане очень почитали свою бывшую принцессу, ставшую русской Императрицей, и при помощи датского консула Павел Граббе отправил величайшие христианские святыни дипломатической почтой. Возможно, именно граф Павел Алексеевич Игнатьев, который пришёл 13 октября 1919 года с о. Иоанном Богоявленским за святынями в Павловский собор, и попросил юношу спасти святыни Императорского Дома, перевезя их из Эстонии в Данию.

http://pravoslavie.ru/156909.html

Информационное агентство «Вести» . Перевод — Патриархия.ru. реликвии» — Филермская икона Божией Матери, Десница святого Иоанна Крестителя, частица Животворящего Креста Господня — святыни, хранящиеся в Цетинье. Чудотворная икона хранится в городском музее, две остальные святыни — в Цетинском монастыре. за темою Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной епископа Моравичского Антония : Послання] Преставився до Господа Моравицький робоча Сербського головою церковних зв " Московського Митрополит Волоколамський прибув з робочим до Кирил назвав року, що Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания» [Ihmepb " ю] Повернення церковного майна - борг держави перед Церквою [Стаття] Казначейський корпус Савино-Сторожевського монастиря передано у безоплатне користування з ключовими словами Сербська Церква – Церква питання   ihmepb " ю Бацький По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про на Православну Церкву Володимир Диваков: В нам говорили, що з Церквою скоро буде Митрополит Будапештський Домагання Константинополя зростають В.Р. Легойда: бути Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь Бацький влада максимальну у на справжню Церкву Митрополит вердикти Церкви щодо духовенства Церкви будуть Митрополит Волоколамський У Руською Православною Церквою та Римсько-Католицькою Церквою ми пройти через цей складний Митрополит Волоколамський Церкви беруть участь у допомоги з Миссия заботы, добра и любви. 175 лет Русской Палестине   Календарь ← → Богослужебные указания 1 березня 2024 р. Предстоятель Церкви звершив в Успенському 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь «Чернецтво — покликання» © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207572...

Так продолжалось до революции, когда дворцовая церковь была разграблена, а святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. Оттуда, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, протопресвитер придворного духовенства о. Александр Дернов привез их в Крещенский сочельник 1919 года в Гатчинский Павловский собор. Филермская икона Божией Матери Операция «Святыни» Долгое время обстоятельства пребывания святынь в Ревеле (Таллине) и история их перевоза в Данию были неизвестны историкам. О них рассказала Н.М. Карачарова, которой довелось переводить с английского неизданную книгу воспоминаний Павла Александровича Граббе (сына Александра Николаевича Граббе, генерала, возглавлявшего в течение многих лет личный конвой Николая II). В одной из глав этой книги приводилась интригующая история о переправке посылки со святынями из Ревеля в Копенгаген вдовствующей императрице Марии Федоровне. Молодой Павел Граббе, живя в эмиграции в Дании, служил в трансатлантической компании. Он, по своей инициативе, сумел получить командировку в Ревель, которая совершенно неожиданно для него самого стала «ответственным спецзаданием» по спасению святынь. Получив от фирмы командировочные и обменяв их на обесценившуюся эстонскую валюту, молодой человек почувствовал себя богачом и стал со всем энтузиазмом предаваться развлечениям, кутежам и игре на бильярде. В бильярдной с ним и познакомился некто «князь Ищеев» (добавив, впрочем, что имя это вымышленное). Он рассказал, что хорошо знал по Петербургу отца и дядю Павла и поэтому уверен в нём. Через некоторое время «князь» предложил юноше оказать неоценимую услугу России. Как оказалось, нужно было спасти святыни императорского дома, которые не были в Эстонии в безопасности, поскольку за ними могли охотиться и большевики, и Ватикан, и ещё Бог весть кто… Можно предположить, что этим самым «князем Ищеевым» был не кто иной как граф Павел Алексеевич Игнатьев (по описанию внешности очень похож), проходивший в своё время службу в Разведывательном отделении Генерального штаба, а в годы Первой мировой войны возглавлявший резидентуру русской разведки во Франции. Видимо, он и пришёл 13 октября 1919 года с о. Иоанном Богоявленским за святынями в Павловский собор…

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1625 г. в Москву в качестве дара от персид. шаха Аббаса I был принесен хитон Спасителя. 10 июля он был торжественно положен в ковчег в московском Успенском соборе. Вскоре после этого была составлена и напечатана отдельной книгой служба этому празднику ( Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный кат. М., 1958. С. 33; Дебольский. Т. 1. С. 99-101). Под 12 окт. в рус. богослужебных книгах указывается память перенесения с Мальты в Гатчину (в 1799, при имп. Павле) десницы св. Иоанна Предтечи, части Животворящего Креста Господня и Филермской иконы Божией Матери. В этот день вспоминается прежде всего св. Иоанн Предтеча, богослужебного последования этот праздник не имеет. Выделение важнейших праздников Свт. Епифаний Кипрский († 403) в Слове на Вознесение называет главными 4 Г. п.: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа и Вознесение Иисуса Христа. Свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает 6 праздников: Рождество Христово, Богоявление, день Страстей Христовых, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. Св. патриарх Прокл (434-446) выделяет 5 праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) В 744 г. Эвбейский пресв. Иоанн (впосл. епископ) назвал 11 важнейших праздников, выделив среди них следующие Г. п.: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вознесение, Воскресение, Преображение Господне, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XI в. в визант. церковной письменности отмечено 12 важнейших праздников. В описании церковных древностей К-поля при имп. Алексее Комнине упоминалось о 12 праздниках, не называя их. В XII в. Феодор Продром писал о таких праздниках, как Рождество Христово, Обрезание, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста (древо Креста), Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XIV в. Никифор Каллист называл те же праздники, кроме Обрезания ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 399-401).

http://pravenc.ru/text/Господских ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010