Преподобный Филарет Амнийский, память которого Святая Церковь сегодня совершает, был милостив чрезвычайно. Будучи человеком богатым и знатным, он неимущих и несчастных полюбил как детей своих и щедро раздавал им пособие. Весь край благословлял его; все нищие, больные, вдовы и сироты находили у него приют, помощь и утешение. Но вот, однажды измаильтяне напали на область, в которой жил Филарет, разграбили всё его богатство, и у него остались только дом, в котором он жил, маленькое поле, пара волов и лошадь. Филарет безропотно покорился воле Божьей и сам стал обрабатывать землю. Сделавшись бедным, он, однако, не переставал делиться с неимущими и последним. Так, когда однажды он увидел, что у работавшего рядом с ним крестьянина пал вол, он отпряг одного из своих волов и отдал бедняку. Когда у последнего подаренный вол также пал, Филарет отдал ему и последнего вола. Когда воин попросил у него коня, он отдал и коня. Когда ещё раз один поселянин попросил у Филарета телёнка, он с телёнком отдал просившему и корову. Дети Филарета сетовали на такую щедрость отца, а жена за неё часто бранила и упрекала его. Филарет же говорил: «Есть у меня сокровище, о котором вы не знаете». И слова его вскоре оправдались. Императрица Ирина, царствовавшая в Греции вместе с сыном своим Константином, пожелала женить его; были посланы сановники двора царского, чтобы со всей империи привезти красивейших девиц, из которых царь мог бы выбрать себе невесту. Ведомые неисповедимыми путями Промысла Божия посланные пришли и в то селение, в котором жил Филарет, и остановились в доме его. Здесь они так были поражены красотою одной из внучек Филарета, Марии, что непременно потребовали, чтобы она ехала в Константинополь, и Филарет с семейством отправился туда. Десять молодых девиц были приведены там на выбор царя, и выбор последнего остановился на Марии. Женившись на ней, он и всему её семейству оказал милость и почёт. Филарету дал богатые дома и поместья, и Филарет из бедняка стал снова человеком богатым и знатным, и на нём оправдались слова Псалмопевца: «и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Б.Н. Алмазов Рассказы из жизни Христианских подвижников [стихотворение]: Святой Филарет Милостивый; Мария Египетская Источник Святой Филарет Милостивый I В те времена, когда Христова церковь Еще едва в покое отдохнула От козней, бед, страданий и гонений, И твердостью, любовью и смиреньем Своих врагов могучих победив, Из рубища скиталицы убогой В достойную своих деяний ризу Величия земного облеклась, И под покров верховной власти стала; Когда еще не остывала память В сердцах людей о мучениках церкви, За веру твердо душу положивших, И их пример и подвиги святые, Избранников сердца воспламеняя, Их на дела благие подвизали; Когда Сион, Наин и Вифлеем, Капернаум и Назарет, и Кана, Еще живым преданием полны, О чудесах Спасителя вещали, И на себе земля еще хранила Апостолов недавние следы, – В те времена святые, на Востоке Жил человек простой умом и сердцем, С женой своей и чадами своими – Муж праведный и кроткий, Филарет. Как Иова, Бог наделил его Богатствами и благами земными: Он получил в наследье от отца Обширные и пастбища, и нивы, Сады смоковниц, кедров вековых И виноградники, и рощи маслин, И житницы, обильные пшеницей, И улья пчел, точащиеся медом, Стада овец, верблюдов и волов, И множество рабов, рабынь усердных, И утвари и тканей дорогих, И древний дом, всегда, как чаша, полный Сластей и вин, и всякого добра. И славен был далеко Филарет В своей стране и странах сопредельных И родом, и богатствами своими. Но чист душой и сердцем, как младенец, Он гордостью в душе не превознесся, Наследие отцовское стяжав, Не погрузился в роскоши и неге, Не пресыщался яствами, сластями, Не пировал со знатными друзьями, Не тешился утехами мирскими, И ни к каким земным житейским благам Не прилежал ни сердцем, ни умом. Единую любовь он в жизни ведал – Любовь ко всем живущим на земле, И этою любовью полон с детства, Он в ближнего всю душу положил, И всякого живого человека, Кто б ни был он – муж праведный, иль грешник – Всем сердцем он любил нелицемерно. Кого бы он ни встретил, ни увидел

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Декабрь 1 декабря 1. Св. пророк Наум . Родом из колена Симеонова, из места [Елкос] (Елкесем) по ту сторону Иордана. Жил за 700 [по другим источникам – за 600. – Пер.] лет до Христа. Спустя два столетия после пророка Ионы предрек гибель Ниневии. Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, за что Бог пощадил их и не погубил. Однако со временем позабыли они милость Божию и снова развратились. Пророк Наум предрек им гибель. И так как не последовало покаяния, то не было и пощады. Землетрясением, наводнением и пожаром был уничтожен весь город, так что даже место [на котором он стоял] узнать было невозможно. Святой Наум прожил 45 лет и упокоился в Господе, оставив небольшую книгу своих истинных пророчеств. 2. Св. Филарет Милостивый . Из села Амния в Пафлагонии. Поначалу Филарет был очень состоятельным человеком, однако, раздавая много милостыни нищим, сильно обеднел. Впрочем, не испугался он нужды и скудости, но с упованием на Бога, рекшего: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут , продолжил дела милосердия, невзирая на негодование своей супруги и детей. Однажды, когда пахал он землю, пришел к нему человек и пожаловался, что пал у него в ярме вол, а на одном воле он пахать не может. Филарет выпряг одного своего вола и дал ему. Пожертвовал он и своего последнего коня рекруту, призванному в армию. Отдал и теленка от последней коровы, но, заметив, что корова жалобно мычит, разлучившись с теленком, а теленок [ревет] по корове, догнал человека с теленком и отдал ему и корову. И остался престарелый Филарет без пищи в опустевшем доме. Однако молился он Богу и на Бога надеялся – и Бог не дал праведнику быть постыженным в своем уповании. В то время царствовала императрица Ирина со своим юным сыном Константином. Следуя бытовавшему тогда обычаю, царица послала людей во все концы государства, чтобы нашли они самую красивую и самую примерную девушку – в жены ее сыну. По Божию Промыслу, гонцы остановились на ночлег в доме Филарета и, увидев его прекрасную и кроткую внучку Марию, дочь Ипатии, дочери Филарета, отвезли ее в Царьград. Царю девушка понравилась, и он обвенчался с ней, а Филарета и всю его семью переселил в столицу, одарив их великими почестями и богатством. Однако праведный Филарет не возгордился от такого нечаянного счастья, но, благодаря Бога, и впредь творил добрые дела еще больше прежнего. Не переставал он благотворить людям до самой смерти. Достигнув 90-летнего возраста, призвал он своих детей, благословил их и завещал держаться Господа и соблюдать закон Божий. Своим прозорливым духом, как некогда праотец Иаков, предрек он каждому из них, [кто и] как проживет в сем веке. Затем возлег он [на одр свой (дело было в цареградском] монастыре Родольфия) и предал свою святую душу Богу. Перед смертью его лицо просияло как солнце, а по кончине от его тела источилось необычайное благоухание и совершились чудеса у его мощей. Упокоился сей праведник в 797 году. Его супруга Феозва и все его дети и внуки, богоугодно пожив, преставились в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончате жительства, подражайте вере их, – учит св. Апостол ( Евр. 13:7 ). Скончавшийся двадцать пять лет тому назад святитель Филарет, митрополит Московский, был одним из величайших проповедников слова Божия. Из собрания его многочисленных, глубокомысленных и вместе глубоконазидательных проповедей составилось до ныне целых пять больших томов 1 . Скончание жительства ( η εχβασις της αναστροφης) его, кончина его (19 ноября 1867 года) была поистине христианская, безболезненная, непостыдная, мирная. Он и по призванию, и по долгу, и по праву и по личным достоинствам своим был истинный наставник, духовный вождь ( ηγουμενος), руководитель не только своей паствы, но и, можно сказать, всей русской церкви в течение многих десятилетий своей жизни. Он верно исполнил свой долг по отношению к нам. Исполняем ли и мы, по заповеди св. Апостола, свой долг по отношению к нему? К глубокому сожалению, появлялись прежде, появляются и теперь люди, которые, по недоразумению ли, или по другим каким-либо причинам, износят более или менее неблагоприятные о нем отзывы и даже клеветы и злословия 2 ). При жизни своей на такие отзывы и клеветы святитель Филарет никогда не отвечал и только для себя самого извлекал из них уроки смирения, покорности воле Божией и осторожности 3 . Мы намерены теперь указать лишь на некоторые черты жительства святителя Московского Филарета 4 , которые могут быть наилучшим опровержением особенно того, весьма распространенного, ложного мнения, будто митрополит Филарет был только человеком замечательного ума, но сердце имел „холодное“, был человек „бессердечный“ 5 . Мы постараемся выставить на вид хотя некоторые черты сходства в жизни митрополита Московского Филарета с существенными чертами известного и с древних времен весьма распространенного на Руси жития святого праведного Филарета Милостивого (+ 797), имя которого митрополит Московский Филарет, в мире Василий Михайлович Дроздов, получил при пострижении в монашество 16 ноября 1808 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Скачать epub pdf 47. День памяти святого праведного Филарета милостивого. О милосердии к людям (Мф. 6:1–4) «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5:7 ). Сегодня святая Церковь , братия и сестры, чтит и прославляет святого праведного Филарета Милостивого. Он жил в восьмом веке в Малой Азии, в Пафлагонской обители. Происходя из богатых, знатных и благочестивых родителей. Уже с дней своей юности он отличался милосердием и не мог безучастно взирать на сирых, обездоленных, страдающих, нуждающихся в помощи. Благочестивые родители не препятствовали его милосердию, зная, что это верный путь к Богу. Когда Филарет возмужал и женился, то богатство его, унаследованное от родителей, преумножилось. Многочисленные стада, нивы (поля), сёла составляли основу его богатства. Известно, что большие в средства к жизни приносят с собой и большие искушения и соблазны. Соблазны к широкой, весёлой, праздничной, беззаботной жизни в своё удовольствие. Но здесь у праведного Филарета произошло другое. От юности возлюбив Бога и милосердие, он теперь ещё больше стал предаваться милосердию от избытков своих, материальных благ. Он понял ту истину, что через материальные богатства он может стяжать духовные богатства, может в Бога богатеть через дела милосердия. Для него открывалась и другая спасительная истина, что земная жизнь изменчива и кратковременна, за ней неизбежно следует вечная, где не получит милости Божией тот, кто сам, живя на земле, не творит милостыни, ибо, как говорит апостол, за гробом суд будет без милости, не сотворшему милости ( Иак. 2:13 ). Всё это зная и помня, праведный Филарет и спешил творить дела милосердия. Кто чего не попросил бы у него: пищи ли, коня ли, вола ли или чего-либо другого, – отказа не было. Так праведный Филарет выполнял завет Христа: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся ( Мф. 5:42 ). Казалось бы, что при большом богатстве праведник мог милосердствовать многие и многие годы. Но Господь судил иначе. Он захотел испытать Филарета как некогда праведного Иова испытать в терпении, смирении и преданности воле Божией и тем самым поднять на более высокую духовную ступень.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий и его духовные наставники Будучи человеком духовным, преподобный Макарий испытывал потребность в руководстве со стороны людей духовно опытных. В годы обучения в академии таким руководителем был для него архимандрит Филарет (Дроздов) , в Екатеринославе – старец Ливерий, в Глинской пустыни – старец Филарет. После окончания Михаилом Глухаревым академии пути ученика и наставника разошлись, но любовь и уважение друг к другу они сохранили на всю жизнь. Их переписка свидетельствует о том, что дружбе этой не были помехой ни расстояния, ни годы, ни разница в возрасте (святитель Филарет был старше на девять лет) и положении. Из писем митрополита Филарета видно, что он, полюбив студента Михаила Глухарева, навсегда сохранил привязанность к нему и впоследствии не раз выручал его и ограждал от опасностей, которым он подвергался из-за своей необычайной пылкости и энергичности характера. Святитель наставлял своего воспитанника и советовался с ним, ходатайствовал в Святейшем – Синоде о нуждах Алтайской миссии и о ее начальнике. В одном из писем архимандрит Макарий писал преосвященному Филарету следующее: «Знаю, что если я не погиб совсем на этом, по большей части скользком пути, то Вы, милостивейший о Господе Пастырь и Отец мой, покрывали, ограждали, хранили меня, и помогали благодатиею Божиею» С. 147]. Митрополит Филарет живо участвовал в делах основанной его учеником миссии: наряду с молитвенной поддержкой помогал ему советом 153 и нравственным влиянием, своим положением и связями. Святитель был ходатаем по делам Алтайской миссии в столице: подыскивал для нее благотворителей, находил сотрудников, присылал литературу, утварь, пожертвования. Его письмо от 2 марта 1834 года, например, оттеняет такие черты характера архимандрита Макария, как терпимость к людям разных взглядов и положения, а также его практичность, выражавшуюся в стремлении из всего извлекать пользу для дела миссии. Московский архипастырь убеждает своего бывшего ученика отказаться от мысли привлечь себе в помощь проживавших в Тобольске декабристов 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf Житие святого праведного Филарета Милостивого Память 1 декабря «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, – как свидетельствует о сем его блаженная жизнь. Блаженный Филарет жил в Пафлагонии 7933 в селении называвшемся Амние 7934 . Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын – Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: – Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед Ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ) 7935 ? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости ( Иак.2:13 ). Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» ( 1Тим.6:7 ). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Филарет, митрополит (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) Дата рождения: 21 марта 1935 г. Дата смерти: 12 января 2021 г. Дата хиротонии: 24 октября 1965 г. День ангела: 14 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. В 1953 г. окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. 26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы  Святейшим Патриархом Московским Алексием I  рукоположен во иеродиакона. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

Филарет, святитель, митрополит Киевский и Галицкий (Амфитеатров Фёдор Георгиевич) (в схиме Феодосий) †1857; в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился 17 апреля 1779 года в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии в семье священника Георгия Амфитеатрова. Детей в семье отца Георгия было восемь, Фёдор во младенчестве был слабеньким, что сильно огорчало родителей. Дед Никита, который также был священником в этом селе, сам нянчился с Фёдором и выходил его. Первоначальную грамотность Фёдор получил дома. В детские годы, читая жития святых, Фёдор особенно восхищался житием праведного Филарета Милостивого (память 1/14 декабря), душевные свойства которого – кротость, довольство малым для себя и безграничную щедрость для других – имел и сам Фёдор. Эти свойства он сохранил с детства до конца дней своих. Отец говорил о Феде: «Добрый он, мой сыночек, Феденька то! Вот уж добрый то! Дай Бог всякому православному иметь такую утеху в жизни семейной». А сам Филарет впоследствии говорил: «Успехам моим в науках в училище и в семинарии я обязан был именно тому, что сбережён был дома родителями моими с детства от неблагоприятных для нравственности и успехов сообществ». В 1789 году Фёдор был принят сразу во второй класс Орловского духовного училища. В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведён в богословский класс Севской духовной семинарии. Во время обучения в училище и семинарии Фёдор испытывал крайнюю бедность, он до самого философского класса ходил в лаптях, а иногда и босиком. В 1797 году Фёдор блестяще окончил курс. Овдовевший в это время отец Георгий хотел было сдать своему сыну место, и даже возил его на показ к разным невестам. Но сын хитрил и расстраивал смотрины. Сердце юного Фёдора, горя любовью к Богу, стремилось не к брачной семейной жизни, а к девственной иноческой, и он упросил доброго родителя не неволить его к браку. В 1798 году Фёдор Георгиевич Амфитеаторов был определён учителем поэзии и греческого языка в Севскую духовную семинарию. В том же году он принял монашество с именем любимого им святого Филарета Милостивого и был посвящён в иеромонахи, а через два года определён в собор. Вскоре молодой соборный иеромонах был назначен ректором родной семинарии и настоятелем Севского монастыря, с возведением в сан игумена, а ещё через два года (в 25 лет) он стал уже архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Декабрь 1. Святой пророк Наум После угрозы Господь употребляет наказание После проповеди св. пророка Ионы Ниневитяне покаялись, но, видя, что пророчество Ионы и угроза Божия не исполнилась, они предались непомерным беззакониями поэтому св. пророк Наум стал им предсказывать, что город их погибнет от огня и воды. Так действительно и случилось. Среди Ниневии было большое озеро, в котором и погиб город, а оставшаяся часть сожжена огнем. Прав. Филарет милостивый Какое должно быть употребление богатства на земле Будучи чрезвычайно богатым, преп. Филарет говорил: «Разве я для того получил от Бога блага, чтобы одному мне ими питаться и в наслаждении тратить их; вместо угождения чреву, не должен ли я сокровища мои разделять нищим, вдовам, сиротам, странникам, убогим, которых Господь не устыдился называть Своею братиею, говоря: «понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе“ (Мат 25, 11). И какую доставят мне пользу мои имения, если их скупостью я удержу, в день страшного суда Божия имеющего быть немилостивым для не сотворивших милости? Разве они будут для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Разве эти мягкие одеяния будут нетленны? Нет, ибо св. апостол сказал: «ничто же бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже извести что можем» ( 1Тим. 6, 7 ). Лучше отдам имение в руки Богу чрез нищих, зная, что Бог жену и детей не оставит; ибо пророк сказал: «яко Господь любит суд, и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится» ( Пс. 36,25 ). Господь искушает человека нищетою Преп. Филарет стал приходить в нищету; однако, не изменил благости и милосердия своего к нищим, но непрестанно раздавал нуждающимся, что имел. Благочестивый нищете радуется Измаильтяне своим нашествием лишили преп. Филарета всего имения; однако он не скорбел, но как иной, богатея, радуется, так он, приходя в нищету, радовался, зная, что ему удобнее при нищете достигнуть рая ( Иов. 4, 27 ; Матф. 19, 23 ). Недостаток в подаянии милостыни восполняет словесное утешение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010