Игорь Рысин Скачать epub pdf Осмысление догмата об Искупительной Жертве Иисуса Христа в творениях Ефрема Сирина Догматическое учение святого Ефрема Сирина не становилось предметом тщательного исследования ни в русском, ни в зарубежном богословии, – к такому предварительному выводу можно прийти после прочтения статьи « Ефрем Сирин » в Православной энциклопедии: к небольшому разделу, посвященному богословию сирийского Отца Церкви, не прилагается ни одного (!) источника литературы. Возможно, это объясняется тем, что, как пишут авторы раздела Н. Н. Селезнев и С. Брок, «Мысль Е.С. отвергает намеренную систематизацию, и даже систематическое изложение его богословия несет в себе опасность придания ей несвойственных форм» (Православная энциклопедия. Т. 19). Однако попытки описать догматическое учение святого Ефрема и в русском, и в зарубежном богословии все же предпринимались (краткая историография приводится, например, в книге прот. Г. В. Флоровского «Восточные Отцы Церкви», значительно более обширная – в книге Игнасио Ортиса де Урбины «Сирийская патрология»). В своей статье из зарубежных работ мы остановимся только на вышеупомянутой «Сирийской патрологии» и «Догматике» преподобного Иустина (Поповича) . Из отечественных исследований рассмотрим сначала труды по патрологии, затем труды по догматическому богословию, а именно приведенные в них в разделе о деле нашего спасения цитаты из творений святого Ефрема Сирина , и напоследок некоторые другие материалы по этому предмету. Заранее скажем, что в первую очередь нас интересует вопрос о том, есть ли в творениях святого Ефрема слова, ясно и недвусмысленно доказывающие истинность церковного учения об Искуплении, получившего в модернистских сочинениях название «юридической теории Искупления». Архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает, что «почти нет ни одного догматического предмета, которого не касался бы св. Ефрем» ( Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119) и указывает свойство догматических творений святого: «Св. Ефрем не входит в намеренное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, а только указывает на эти основания при излиянии чувств и благоговейных мыслей» (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, с. 119). Непосредственно о раскрытии догмата об Искуплении Ефремом Сирином архиепископ Филарет ничего не пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

протоиерей Георгий Соколов Содержание Библиография Поучение о подвизе иночьскаго жития Завет уным чернцем Заповедь юным инокам     Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский ; 1805–1866 гг.) принадлежит к числу замечательных представителей русской богословской и церковно-исторической науки XIX века. Серьезный и вдумчивый ученый, он был одновременно и самоотверженным делателем на ниве церковной, совмещавшим научные труды с бременем многолетнего архипастырского служения в различных епархиях. Ученые изыскания принесли владыке Филарету общероссийскую известность. Архипастырские труды и личное благочестие увековечили имя архиепископа Черниговского в сонме отечественных подвижников 3–103]. Архиепископ Филарет (Гумилевский) явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной Академии, кто сделал этот предмет интересным и увлекательным для студентов. Двадцатипятилетний иеромонах, занимавший одновременно хлопотные должности академического библиотекаря и цензора, с назначением на кафедру профессора церковной истории в короткий срок сумел изменить отношение к этому предмету, и поныне пользующемуся любовью воспитанников духовных школ. Вот как это произошло: «Академическая библиотека сделалась жилищем молодого профессора. Здесь занимался Филарет составлением своих лекций, которые были полны интереса, новы по содержанию и увлекательны по изложению. До него студенты занимались предметом этим плохо, без малейшего интереса, преподаватели тяготились читать его, стараясь переменять на предмет более интересовавший студентов, а поэтому более года, много двух, никто не оставался на этой кафедре. Читали обыкновенно по учебникам митрополита Филарета («Начертание библейской истории») и Иннокентия Пензенского («Начертание церковной истории»), делая кое-какие дополнения. Не так отнесся к этому предмету Филарет, не любивший стеснять себя учебниками. Он сам стал работать над этим предметом, придав своим лекциям увлекающий интерес и тем вызвал живое отношение к предмету в своих слушателях. Он вдохновил одного из них, впоследствии своего друга и знаменитого преемника, А.В.Горского. Он приучил его, вначале в качестве помощника своего, к кропотливой работе историка» 19].

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1. Общие курсы    В 1805 г. появился первый обобщающий труд по истории Русской Церкви митрополита Московского Платона (Левшина) «Краткая российская церковная история» (2 т.). Материал расположен в хронологическом порядке (изложение доведено до 1700 г.), без обобщения и систематизации. Этот первый опыт создания курса русской церковной истории был высоко оценен последующими учеными за талантливость изложения и меткость замечаний. До 60-х гг. XIX в. учебником по русской церковной истории оставался вышедший в 1817 г. труд архимандрита Иннокентия (Смирнова), впоследствии епископа Пензенского, «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.» (2 ч.). Для него характерны стремление автора к разделению повествования на строгие и формальные рубрики, иногда в ущерб содержанию, и отсутствие критики источников.    Значительным вкладом в развитие отечественной науки явилась «История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) (Рига; Москва, 1847—1848. 4 т.; 6-е изд. М., 1895. 5 т.), представляющая собой систематическое изложение истории, пять томов которой соответствуют пяти периодам: 1) до нашествия монголов, 2) до разделения митрополии, 3) до учреждения патриаршества, 4) патриарший, 5) синодального управления до 1825 г. Автор особо подчеркивает значимость разделения Киевской митрополии и прослеживает историю как Западнорусской, так и Московской митрополий, обращая внимание главным образом на изменения в системе управления. Для архиепископа Филарета характерна резко критическая оценка состояния образованности русского средневекового общества. В изложении событий синодального периода автор был ограничен цензурой: одно только упоминание о протестантских симпатиях составителя «Духовного регламента» (СПб., 1721) архиепископа Феофана (Прокоповича) вызвало неудовольствие Святейшего Синода.    Одновременно с появлением «Истории Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) начали выходить первые тома монументального труда архимандрита Макария (Булгакова), впоследствии митрополита Московского и Коломенского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский Скачать epub pdf (из Духовной Беседы) Читатели, конечно, давно уже знают, о кончине преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского. Мы замедлили внести в нашу «Церковную Летопись» некролог этого замечательного духовного писателя. Вот что написал о нем граф М. Толстой . В 1826 году поступил в число студентов московской академии воспитанник тамбовской семинарии Димитрий Григорьевич Гумилевский. Не задолго до окончания курса, он постригся в монашество, с именем Филарета. При блестящих дарованиях он трудился неутомимо; для него не было предметов второстепенных: каждая наука, преподаваемая в академии, даже каждый из языков, древних и новых, обращали на себя полное внимание труженика, которому часто изменяли телесные силы, неразвитые в уровень с духовными. Особенно грудь была слаба, так что многие считали его чахоточным и недолговечным: только самая правильная жизнь, отсутствие всяких излишеств, строгое распределение труда и отдыха могли продолжить земную жизнь Филарета до 60-летняго возраста. Окончив курс, Филарет был оставлен бакалавром при академии, где вскоре занял Должность инспектора, а через пять лет назначен ректором и профессором богословия. Он оставил в академии воспоминание о себе, как о Неутомимом деятеле в области богословских и Церковно-исторических наук, как о многосторонне-образованном, весьма даровитом и глубокоучёном наставнике. Изучив основательно иностранную богословскую литературу, он первый ввел в академические лекции дух строгой разборчивости в доказательствах, крепко ратовал против господствовавшего тогда на западе неологизма и в преподавание догматики внес исторический элемент. В академии он заботился об умножении библиотеки и успел приготовить здесь многое для своих будущих занятий. С 1841 года, после шестилетнего управления академией, наступил для Филарета подвиг служения святительского: ректор московской академии принял рукоположение в сан епископа рижского, викария псковской епархии. На этом месте, незадолго пред тем учрежденном, преосвященный Филарет был преемником преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

(К изучению догматики Филарета Черниговского ) В своей статье экзегетико-филологического характера, мы намерены высказать замечание на словопроизводственные объяснения Филарета Черниговского касательно предметов чрезвычайной важности: «Θες», «Бог», «Элогим», тем более, что толкование преосвященным этих последних отличается неточностью. Желательно было бы обратить внимание на данный вопрос людей более компетентных – faciant meliora pomenmes, сами же делаем лишь попытку предложить свое посильное рассуждение. По влиянию, с одной стороны, Св. Писания, с другой, – в силу общего направления филологии, и богословская наука стремится дать точные и обстоятельные объяснения именам, в каком-либо отношении, замечательных предметов и явлений вообще; и, тем более, надобно иметь надлежащее понятие в отношении филологического толкования о всесвятейшем, достопокланяемом имени высочайшего, личного, всеблагого Существа. – Уже кое-что сделано по занимающему нас вопросу, как в иностранной, так (отчасти) и в русской литературе. Особого внимания заслуживает статья под заглавием: «The Names of God» 1 . В начале статьи автор выражает сочувствие почтенному Джоксу, в труде которого заметен дух глубокого благочестия. По мнению этого писателя, каждое из имен Божиих есть, так сказать, воплощение, сущность (the embodiment) откровения. Таковой взгляд на дело иными не принимается, и решение по данному предмету сводится к естественному происхождению имен из особенностей языка и форм речи еврейского народа, принадлежащего в семитской расе. Но, по учению Библии , Бог, вследствие величайшей благости, любит Свое творение, человека, и проявляет Свою присносущную силу, как личное Бытие: «И рече Бог к Моисею, глаголя: Аз есмь Сый... Сие Мое есть имя вечное» ( Исх.3:14–15 ); открывает Себя Бог людям из облака ( Исх.13:21–22 ) и в святом святых, над кивотом завета, между двумя херувимами: «И познан буду тебе оттуду, и возглаголю тебе с верху очистилища между двема херувимы, иже суть над кивотом свидения» ( Исх.25:20–22 ). Это было, замечает автор, живое богооткровенное Слово, проявление глубочайшего разума Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

10-го числа Св. священномуч. Харалампия и других с ним Харалампий был священником в городе Магнезии, и уже ста тринадцати лет от роду предан мукам за распространение св. веры и порицание императора Септимия Севера, начавшего гонение в 202 году. Сперва строгали его тело, причем двое слуг, Порфирий и Ваптос, и три женщины уверовали во Христа и были казнены; после того был он отослан в Антиохию к самому императору, который велел отрубить ему голову. Святых мучениц Еннафы и Валентины Евсевий, церковный историк († 340 г.), очевидец описываемых им событий гонения на христиан в Палестине, повествует о сих мученицах следующее (см. его книгу «О Палестинских мучениках», гл. 8). Когда непрерывная буря гонения на нас вступила и в шестой год (308 по Р. Хр.), то великое множество исповедников благочестия из каменоломен Фенских (Фена – в пятнадцати верстах от Самарии) прислано в Кесарию Палестинскую, где жил префект Палестины, за твердость в вере подвергнуты изуродованию глаз и ног и снова отправлены в рудники. А из тех, которые взяты в городе Газе во время собрания, имевшего целию чтение Божественных писаний, одни потерпели мучения, одинаковые с мучениями вышеупомянутых, а другие и больше того, именно – подвергались ужаснейшим пыткам строгания боков. В числе последних одна, по телу жена, а по уму муж, не могши перенести угроз блуда, начала укорять тирана Максимина, императора, бывшего тогда в Кесарии, что власть судить он поручает людям столь жестоким, и за то сперва была высечена, потом повешена на дерево и испытала муки от строгания боков. Но между тем как приставники, по повелению судии, с усильною ревностию производили свои пытки над Еннафою, как называлась исповедница, – другая, подобно первой избравшая себе целию девство, по телу казавшаяся очень слабою и на взгляд невидною, за то одаренная крепостию души и вмещавшая в себе ум больше тела, не могши перенести такой безжалостности, таких жестоких и бесчеловечных поступков, из толпы народа закричала судии: «долго ли будешь ты столь жестоко мучить сестру мою?» Сильно раздраженный этим, судья тотчас приказал схватить кричавшую. Привлеченная на средину, она ознаменовала себя Божественным именем Спасителя. Начали располагать ее к жертвоприношению сперва словами; а как она не слушалась, силою повлекли к жертвеннику. Но сестра, продолжая свое дело и сохраняя прежнюю готовность, бестрепетно и смело толкнула ногою жертвенник и опрокинула его вместе с находившимся на нем жертвенным костром. Тут судья, раздраженный гневом как дикий зверь, начал терзать ее бока такими когтями, какими не терзал никогда и никого, как будто в неистовстве хотел насытиться ее плотию. Когда же неистовство его насытилось, он связал обеих вместе, то есть и эту и другую, которую она назвала своею сестрою, и назначил им умереть от огня. Первая из них родилась, говорят, в Газской области, а последняя, известная всем, по имени Валентина, происходила из Кесарии. † Преподобного Прохора Печерского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

10-е Свв. мчч. Евлампия и Евлампии Когда, в бывшее при Максимиане гонение на христиан, многие из них скрывались от преследования вдали от городов, то между ними находились и богатые, и знатные Пикомидийцы – брат и сестра, по имени Евлампий и Евлампия. Однажды, когда у них не стало чем питаться, Евлампий был послан в город для покупки хлеба. Придя в Никомидию, он прочёл прибитый на воротах царский указ, повелевающий избивать всех христиан, и с горькой насмешкой при бывшем тут народе выразил порицание безумию императора, который сам губит своё государство, лишая жизни лучших из своих подданных – христиан, добросовестнее, чем все прочие, служащих и трудящихся на пользу государства, да ещё вменяющих себе в обязанность молиться за благоденствие самого государя... За такие речи язычники схватили св. Евлампия и привлекли его к суду. Судия постарался образумить знатного юношу; то лестью, то угрозами принуждал его совершить жертвоприношение в честь языческих богов. – О, если бы вместо всех твоих увещаний, полных неправды, – возразил Евлампий судье своему, – ты сам выслушал бы от меня истину об едином истинном Боге Христе и поверил бы ей, то увидел бы, что все дары и богатства земные – ничто в сравнении с благами вечными, и уготованными Христом для верующих в Него. Как же, узнав Его, могу я приносить жертвы ложным богам? Не им, а только Богу своему христианин готов принести в жертву всё – и самого себя. Не успев отвлечь Евлампия от исповеданной им неустрашимо непоколебимой веры его во Христа, судья приказал его истязать. Мученик мужественно перенёс все пытки и привёл в изумление свидетелей его мучений, восстав невредимым с раскалённой решётки. Вдохновлённый необъятной верой, чувствуя Божественную помощь, пребывающую в нём, Евлампий изъявил желание идти в капище языческое. Судья, думая, что он склоняется принести жертву богам, повёл его туда в и сопровождении многочисленной толпы народа. Но народу предстояло совершенно-неожиданное зрелище: Евлампий, помолясь, чтобы Господь явил силу Свою и просветил ослеплённых людей, повелел, именем Иисуса Христа, идолам разрушиться, и внезапно пали кумиры и разбились на мелкие части... Многие тогда уверовали в Бога Евлампиева.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

11-го числа Священномученика Власия, епископа Севастийского Власий был епископом города Севастии (ныне Сиваш, в ста верстах от Токата). Когда в царствование Диоклитиана настало общее гонение против христиан, то Власий сначала утешал христиан и посещал страждущих в темнице, причем и от св. великомученика Евстратия принял завещание (см. 13-го декабря), а потом, не вдаваясь на муки без известного указания Божия, скрывался от рук мучителей, как и многие другие, так что в городе оставались одни потаенные христиане. Так поступил он и в гонение Ликиниево; он скрывался в пустынной горе Аргеос (ныне Гяур-таг), и там в пещере проводил безмолвную жизнь в посте и молитвах. Посланные воеводою Агриколаем наловить диких зверей, на съедение которым отдавали тогда христиан, открыли убежище Власия; известившись о нем, Агриколай послал воинов, которые нашли Власия и сказали ему: «выходи из пещеры и иди с нами в город; тебя зовет воевода!» – «Пойдем, дети мои», отвечал Власий. – «Вспомнил меня Господь; Он три раза явился мне ныне ночью и сказал: возстань и принеси Мне жертву! Дети, хорошо, что пришли вы; Господь мой Иисус Христос да будет с вами!» На пути, близ самой Севастии, подошла к нему бедная вдова и со слезами жаловалась, что волк утащил у ней единственного вепреца (поросенка). «Не скорби и не плачь», сказал ей святой; «вепрец твой возвращен тебе будет живым и невредимым». Сказавши это, продолжал путь, а к вдовице прибежал волк с поросенком в зубах и пустил его пред нею живым и целым, сам же бежал в пустыню. По прибытии в Севастию, на следующий день Власий был ласково убеждаем к идолослужению и, как твердый в своей вере, бит нещадно палками и снова заключен в темницу. Тогда бедная вдова, услышав о страданиях св. Власия за Христа, заколола своего поросенка и, сварив голову и ноги его, положила на блюдо, взяла также семян, плодов и овощей, какие имела, и, положивши все в корзинку и зажегши свечу (потому что в старину тюрьмы были все подземные, мрачные), принесла все в темницу к святому и припала к ногам его, прося принять от нее приношение и покушать. Св. Власий попробовал кушанья и, благословив вдову, сказал ей: «всякий год так совершай память мою, и не оскудеет в доме твоем ничто из потребных вещей; и если кто другой, подобно тебе, будет совершать память мою, то исполнится даров Божиих и благословен будет во всю жизнь свою». С этою заповедью вдова возвратилась в дом свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13-е Свв. мучч. Евстратия, Аввсентия, Евгения, Мардария и Ореста Сии мученики пострадали за исповедание Христа во время гонения при Диоклитиане. Евстратий, один из знатнейших сановников в г. Саталионе, образованный и всеми уважаемый христианин, видя, с какой твёрдостью идут на мучение за веру многочисленные исповедники Христа, и сам не захотел скрываться от преследования гонителей. Узнав, что и праведный пресвитер Авксентий вместе с другими, после истязаний был заключён в темницу, Евстратий пришёл к ним туда и сказал: – «прошу вас Христа ради помолитесь обо мне, потому что я хочу быть участником вашего подвига», – и вместе с осуждёнными усердно помолясь, сам объявил себя христианином. После жестоких истязаний он был препровождён в Севастью Армянскую (нын. Сиваш), и там, после новых испытаний, среди которых чудным образом он долго оставался невредимым, осуждён на сожжение. Готовясь к казни, Евстратий в молитвенном воодушевлении произнёс: – «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих; но спасл еси от нужд душу мою! И ныне, Владыко, да покроет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия мя грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище: внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову, но предстани ми и буди ми Спас и заступник: телесная бо сия мучения – веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чистую покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь» 177 . – И перекрестясь вошёл в разожжённую печь, в которой, предав свою душу Богу, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13-е Святой мученицы Акилины Акилина, уроженка города Библоса (нын. Есбил в Финикии), осиротела от отца через год по рождении и матерью своей воспитана в христианском благочестии. Когда Акилине минуло десять лет, правителем (проконсулом) Палестины сделался некто Волузиан, великий ненавистник христиан. Это было на седьмом году царствования Диоклитианова. Многие христиане пострадали тогда от правителя. В то время Анилина увещевала сверстниц своих познать истинного Бога и отвергнуть ничего не стоящих идолов. «Какого же Бога ты почитаешь?» – спрашивали её – «Бога единого, Который сотворил небо и землю и всё, что существует», отвечала она. – «Мы слышали», говорили подруги, «что ваш Бог распят Иудеями на кресте?» – «Смерть над Ним не имеет власти», говорила Анилина; «не только Сам Он воскрес, но и всех, верующих в Него, оживляет, искупляет от смерти и спасает. Он есть Спаситель всего рода человеческого, возрождает нас в новую жизнь и имеет снова прийти во славе, когда настанет общее воскресение». «Но почему-ж Иудеи, из рода коих Он был, не признают Его?» спрашивали юные язычницы. «Потому что они не возлюбили добра и истины». Так и подобным образом часто беседовала святая с сверстницами своими. И вот один из рабов правителя доносит ему, что есть в городе некая двенадцатилетняя девица, которая открыто поносит богов и проповедует распятого Господа. Проконсул приказал представить её к себе, а это было уже на втором году его управления, и сказал ей: «ты ли противишься царским повелениям, соблазняешь других не чтить богов наших, а покланяться распятому человеку? Принеси жертвы бессмертным богам; иначе я предам тебя мукам!» «Не боюсь мук», отвечала девица; «потому что верую в Спасителя, венчающего веру». «Пощади юность свою», говорил тот: «ты лишишься жизни, и Бог христианский не поможет тебе». Святая отвечала: «не прошу у тебя милости; она отлучит меня от Бога моего». Тогда Волузиан велел бить её по лицу и затем, обнажив, бичевать без милосердия. Он наконец предложил ей несколько дней свободы, чтобы она одумалась, но Анилина не пожелала и один час сомневаться в исповедании своём. После этого разожжённым железом пронзили голову мученицы сквозь уши и наконец обезглавили (в 293 году). Мощи её впоследствии были перенесены в Царьград. Св. Трифиллия, епископа Левкусийского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010