Титлинов Б. В. Лекции по истории Русской Церкви, читанные в С. — Петербургской Духовной Академии в 1913–1914 гг. СПб., 1914 [литограф.]. Устав духовных консисторий. СПб., 1841; 1883. Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената/Сост. М. И. Палибин. 2–е изд. СПб., 1912. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М., 1848; 5–е изд. 1884; 6–е изд. 1896. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1857; 2–е изд. 1859; 3–е изд. 1884. 2 кн. Филарет (Дроздов), митр. Мнения, отзывы и письма/Сост. Л. Бродский. М., 1905. Филарет (Дроздов), митр. Переписка с Н. Протасовым//Чтения. 1877. Кн. 1. Филарет (Дроздов), митр. Письма к А. Н. Муравьеву. 1832–1867. К., 1869. Филарет (Дроздов), митр. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. 2 т. Филарет (Дроздов), митр. Письма к Леониду, епископу Дмитровскому. М., 1883; то же в: Душеп. чт. 1886. 1–3. Филарет (Дроздов), митр. Письма к наместнику Свято–Троицкой Сергиевы лавры архимандриту Антонию. М., 1877–1881. 4 т. Филарет (Дроздов), митр. Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883. Филарет (Дроздов), митр. Письма к С. Нечаеву//Рус. арх. 1893. 1–2. Филарет (Дроздов), митр. Полное собрание резолюций. М., 1903–1906. 3 т. Филарет (Дроздов), митр. Собр. мнений и отзывов… по учебным и церковно–государственным вопросам. М., 1885–1888. 5 т. и доп. том. Филарет (Дроздов), митр. Собр. мнений по делам православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. «Церковные ведомости»/Издание Святейшего Правительствующего Синода. СПб.; Пг., 1888–1917. «Церковный вестник»/Издание Санкт–Петербургской Духовной Академии. СПб., 1874–1887. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867–1895/Под ред. А. Завьялова. СПб., 1896; 2–е изд. (1867–1900). СПб., 1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви, ее учреждений и действующих узаконений по ее управлению. Харьков, 1898. Ammann A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

МДА, д-р церковной истории: очередная передача из цикла по письмам Святителя Филарета (Дроздова) 18.05.2014 20:28 «Поучительное слово митрополита Филарета 12-ая передача из цикла проф. д-ра К. Е. Скурата, составленного по письмам митрополита Московского Филарета 04.05.2014 20:24 Проф., д-р. К. Е. Скурат: «Пастырское слово св. Филарета Московского, по его письмам», передача 10 27.04.2014 20:24 К. Е. Скурат, проф., д-р., «Пастырское слово Святителя Филарета (Дроздова), по его письмам», передача 10 02.03.2014 20:33 К. Е. Скурат, заслуженный профессор МДА, доктор церковной истории: «Поучительное слово митрополита Филарета (Дроздова), по его письмам», передача 3 23.02.2014 20:24 Профессор, д-р. К. Е. Скурат «Поучительное Слово Св. Московского Филарета (Дроздова), по его письмам», передача 2. Версия для печати Анонс QR пожертвование для Радио «Радонеж» Удобно и быстро внести добровольное пожертвование для Радио «Радонеж» через приложение Сбербанк Онлайн на смартфоне с помощью QR кода. Газета Сергей Львович Худиев Кто-то должен сказать неприятную правду Выступая на Всемирном фестивале молодежи, Патриарх Кирилл поднял очень важную тему традиционных, и, особенно, семейных ценностей — что вызвало, разные, в том числе и довольно раздраженные комментарии. Однако кто-то должен сказать неприятную правду Алексей Павлович Козырев Во многих католических храмах свечи заменены на лампочку, которая загорается за брошенный туда еврик. В студии радио Радонеж - Алексей Павлович Козырев — российский философ, декан философского факультета МГУ, ведет передачу директор радиостанции Радонеж - Никифоров Евгений Константинович. Редакционный комментарий Самый короткий месяц – Интервью и блокада. – Лучше не воевать с Россией. – Речь была не о Макроне. – Победа в Авдеевке. – Духовность и недвижимость.

http://radonezh.ru/node/119305

Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова) Источник (Сборник, изданный обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднование столетнего юбилея со дня рождение Филарета, митрополита московского. Том II. Москва 1883 г.) В «Христианском Чтении» за 1881 год 11–12) мы напечатали четыре критических статьи неизвестных авторов, посвященные разбору сочинений митрополита Филарета, в том числе его двух катехизисов, малого и большого, извлеченные нами из бумаг юрьевского архимандрита Фотия. При этом мы высказали несколько предположений об авторе этих неблагоприятных великому святителю статей. В издании, заглавие которого мы выписали, есть статья г. Корсунского о катехизисах Филарета, в которой автор, делая разбор возражений на катехизисы, между прочим, не соглашается с нашими предположениями относительно их автора. Сделанные им замечание по этому предмету не выходят из области предположений, как и наше предисловие, и вопрос об авторе критических статей о катехизисах Филарета остается по прежнему открытым. Тем не менее, мы считаем полезным сделать несколько дополнительных замечаний к сказанному нами и г. Корсунским, в надежде, что эти замечания составят дальнейший шаг к разъяснению этого спорного вопроса. Позволяем себе именно остановить внимание на следующих новых данных, для решения этого вопроса, и бывших в виду ни у нас, при издании вышеупомянутых рецензий, ни у г. Корсунского при написании им статьи о катехизисах Филарета во 2-м томе юбилейного издания. 1) В числе недавно изданных нами писем Филарета к Иннокентию («Христ. Чт.», 1884 г., кн. 1-я) есть одно (3-е), в котором святитель московский выясняет недоразумения, возникшие было у него с Иннокентием. При этом он дважды упоминает о статье Иннокентия о катехизисах Филарета. «Есть ли бы о «статье» вашей о катехизисе сказал кто, что я вас пристрастно поддерживаю: последствие было бы согласно с причиною»... «Статья о катехизисе, которую вы вполне признаете своею, особенно представлялась ручательством, что уроки – ваши (речь идет о лекциях, читанных Иннокентием в с.-петербургской академии и повлекших за собою секретное дознание о его образе мыслей), представьте же себе недоумение наше (т. е. Св. Синода), когда вы говорите не то, что не давали уроков письменных, а давали словесные, которые не всегда верно могли быть записаны, но – решительно не давали!» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В-третьих, национальным Библиям свойственна традиционность в богословской и богослужебной лексике, восходящей к древним богослужебным переводам. Желание сохранить ранние прецедентные переводы, укоренившиеся в национальных языках, обусловило компилятивный характер национальных Библий. Именно они стали источником многочисленных библеизмов – фразеологических единиц библейского происхождения в языках христианских народов. В-четвертых, к национальным Библиям сформировалось отношение, как к особому общенародному достоянию. В силу этого обстоятельства их не заменяют новыми переводами, но тщательно исправляют, причем, правка рассматривается, как дело национальной важности. Особую роль в деле перевода Библии на русский язык сыграл выдающийся богослов и библеист свт. Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. В 1816 году свт. Филарет (Дроздов) напечатал экзегетический труд «Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия». Во втором издании этой книги (1819) находился перевод Книги Бытия на русский язык, мало чем отличавшийся от перевода Синодального, до появления которого оставалось почти полстолетия 688 . Проанализировав текст перевода и примечания к нему, принципы перевода можно изложить следующим образом. При избрании масоретского текста в качестве исходного, в перевод вносятся важные, в богословском отношении, дополнения из Септуагинты, заключаемые в скобки. Кроме того, в качестве дополнительных свидетелей библейского текста берутся Вульгата, Пешитта, древние переводы Акилы, Онкелоса и Ионафана. Следование, за исключением крайне редких случаев, славяно-греческому ономастикону. В предисловии к переводу, свт. Филарет (Дроздов) пишет об этом так: «Произношение имен собственных, по возможности, удержано употребленное в переводе славянском, как уже знакомое. Отступлено от оного в тех случаях, где для предупреждения погрешностей или недоразумений нужно было с точностью следовать еврейскому произношению» 689 . Употребление привычных славянских слов в литургически важных местах. Так, свт. Филарет (Дроздов) особо оговаривает необходимость перевода в и слл. слова – ракиа – как «твердь», а не «свод», как в , поскольку такова традиция, идущая от Септуагинты, где это слово передано, как – от – «делать твердым» 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Ценнейшим дополнением к дневникам и воспоминаниям служат письма духовных и светских лиц, причастных к реформам. Число их поистине огромно. Пожалуй, ни одна из перечисленных групп источников не может дать столь » обильного материала для того, чтобы составить многостороннее и точное представление о накале страстей, кипевших вокруг реформ, об истинной роли тех или иных действующих лиц в их подготовке и реализации. В исследовании использована переписка из личных фондов иерархов, общественных деятелей и чиновников: митрополитов Московских Филарета (Дроздова) , Макария (Булгакова) , Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Киевского Арсения, архиепископов и епископов Саввы (Тихомирова) , Никанора (Бровковича) , Макария (Миролюбова) , Леонида (Краснопевкова) , Порфирия (Успенского) , Платона (Городецкого) , Платона (Фивейского) и других, обер-прокуроров А. П. Толстого, А. П. Ахматова, Д. А. Толстого, К. П. Победоносцева ; общественных деятелей и писателей М. Н. Муравьева, Н. П. Гилярова-Платонова , И. С. Аксакова, М. М. Каткова, М. П. Погодина и др., чиновников А. А. Суворова, П. Н. Батюшкова, Н. А. Безака, П. П. Альбединского, В. А. Долгорукова, Д. Н. Блудова и т. д. Лишь незначительная часть эпистолярного наследия опубликована. Наиболее полно представлена переписка митрополита Филарета (Дроздова) . Из них наибольший интерес представляют «Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к А. Н. Муравьеву» (Киев, 1869), «Письма Филарета... к А.В. Горскому» (Прибавления к изданию Творений св. отцов. 1882. «Письма Филарета... к Леониду, архиепископу Ярославскому» (М., 1883), «Донесения и письма митр. Филарета... по некоторым церковным и государственным вопросам» (СПб., 1891). Немало ценных наблюдений можно извлечь из переписки митрополита Арсения (Москвина) «Письма митрополита Киевского Арсения к архиепископу Костромскому Платону» (Русский архив. 1892. митрополита Иннокентия (Вениаминова) «Административные документы и письма высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Камчатского... за 1846–1868 гг. (Казань, 1908), «Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского» (Т. 1–3. СПб., 1897–1902); назовем, наконец, переписку профессора П. С. Казанского со своим братом, изобилующую информацией о жизни духовной школы и отношении духовенства и общества к реформам ( Беляев А. А. Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. Вып. 1–2. Сергиев Посад, 1910–1916) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1798 году Василий Дроздов, ученик Коломенской семинарии, которую тогда переводили в Тулу, подал просьбу митрополиту Платону о принятии его в Троицкую семинарию. После испытания он был записан в философский класс, где обратил на себя внимание отличными дарованиями. Много лет спустя, вспоминая своего учителя, митрополит Филарет (Дроздов) в одном из писем к преподобному Антонию (Медведеву) писал: «В Лавре уже в нынешнем столетии, в аудиторию, которая ныне составляет часть библиотеки, владыка Платон пришел к нам на богословскую лекцию в шубе и в шапке крымских овчин: и, посидев немного, натопил нам залу, сказав: в поучении моем разгорится 266 Первая проповедь Василия Михайловича Дроздова, произнесенная 12 января 1806 года на день освобождения Троицкой Лавры от осады поляко-литовцами, так понравилась митрополиту Платону, что он ее велел напечатать 267 и сам неоднократно читал другим. В другой раз, выслушав его Слово на Великий Пяток, он без колебаний, с прирожденной ему откровенностью отдал ученику первенство над собою в таланте говорить проповеди и сравнил его с Афанасием Александрийским . На экземпляре проповеди митрополит написал ему: «Tu es princeps praeconum», то есть «Ты глава проповедников». Будучи студентом последнего курса Троицкой семинарии, Василий Михайлович Дроздов по воле митрополита был определен в лаврские проповедники, несмотря на то что не имел ни сана, ни монашеского звания. Владыка как-то сказал о Дроздове: «Я пишу по-человечески, а он по-ангельски» 268 . Когда в Коломне открылось священническое место, прихожане приехали просить владыку Платона дать им в священники Дроздова (к тому времени он уже преподавал в семинарии). Но владыка ответил им: – Дам я вам его! Я берегу его на свое место. Другой раз, садясь в карету после прогулки в Вифанской роще, он, минуя других, подал свою руку Дроздову со словами: – Ты меня один поддержишь. Василий Михайлович Дроздов отвечал такою же любовью учителю. Он считал его «более чем наставником», даже отцом 269 . Глубокое почтение к владыке Платону сохранил он до конца жизни своей. Свидетельство тому – слова святителя Филарета (Дроздова) , написанные им в одном из писем спустя много лет после кончины учителя: «Скажем с митрополитом Платоном: яко прииде кротость на ны, и накажемся; и будем действовать, когда можно, просто, а когда необходимо, по принятым формам» 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Дроздов избран в Общественную палату V созыва в 2014 году и входит в комиссию по культуре. Кроме того, он является членом с правом совещательного голоса в комиссиях по вопросам инвестиционного климата, по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, по поддержке молодежных инициатив, по развитию и поддержке добровольчества (волонтерства) и благотворительности, по патриотическому воспитанию, по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, по развитию науки и образования, по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом, по развитию реального сектора экономики и комиссии по экологии и охране окружающей среды. Николай Дроздов не только верующий человек, но и потомок митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), в честь которого внук телеведущего назван Филаретом. «Это вечный вопрос: ученый-биолог, допускающий эволюцию животных, и вдруг верит в Бога. Но самый простой ответ: не надо поверять гармонию алгеброй. Наука и вера - отдельно, - говорил в 2012 году Николай Дроздов в интервью порталу «Православие и мир» . - Да и потом, уже ученые начинают подбираться к тому, что наша Вселенная не вечна, что она была кем-то создана. Уже даже в детских книжках пишут, что Вселенная возникла 15 миллиардов лет тому назад в одной определенной точке, в которой была сосредоточена вся масса современной Вселенной. И вдруг в этой одной точке произошел первичный взрыв. Это же просто начало Ветхого Завета: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». В том же интервью Дроздов признался, что часто посещает монастыри и даже задумывался о монашестве: «Уйти в монахи - для меня это вполне возможно». Конференцию к 140-летию синодального перевода Библии, как сообщается на сайте палаты, организовал Христианский межконфессиональный консультативный комитет при поддержке Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. В мероприятии приняли участие представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, Евангелическо-Лютеранской Церкви России, Российского союза евангельских христиан-баптистов, Адвентистов Седьмого Дня, Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) и Армянской Апостольской Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Земля влечет к себе опять? Что взоры и душу поражает И поглощает слабый ум? Какой созвучный реет шум И песнь младенца заглушает? О слава! глас твой, глас чудесный, Здесь близ себя я познаю. Не тень, живой твой зрак небесный, Божественная старость, зрю. Горю, мятусь, благоговею, От струн перст приношу к устам, Бросаю лиру ко стопам Твоим, Платон! Паду, немею. Под стихотворением подпись: «Поэзии учитель Василий Дроздов». Далее следует собственноручная же латинская подпись Платона: «Quo additae sunt versiones de variis materiis, eo, ut plurimum me oblectarint; maxime dissertatio Ciceronis de senectute et meae conveniens, et ad meam aetatem proxime accedens 11 ». Plato M. Mosquensis. 1807 г. ноября 29 дня. Вифания. В следующем 1808 году ноября 16 дня, за два дня до именин митрополита Платона, учитель поэзии, высшего красноречия и риторики Василий Дроздов на 27 году от роду пред ракой преподобного Сергия пострижен в монашество с именем Филарета, а спустя три дня после именин (21 ноября) посвящен своим покровителем в иеродиакона. При таких обстоятельствах едва ли был досуг будущему иноку и иеродиакону составлять на каком бы то ни было языке поздравительное стихотворение высокому имениннику, так что перепечатанное нами произведение едва ли не последнее из написанных им в честь митрополита. Между тем около времени принятия Василием Дроздовым иноческого сана состоялось синодальное определение об истребовании в С.-Петербург, троих учителей святотроицкой семинарии. В числе истребованных находился и Филарет Дроздов . Преосвященный Платон с неохотой отпускал от себя двоих из учителей – Дроздова и Симеона Платонова, в особенности первого. В донесении св. Синоду от 28 декабря 1808 г. он писал: «Как они учители – Дроздов и Платонов---объявили свое нежелание отправиться в Петербург, а остаться по-прежнему при троицкой семинарии, каковое нежелание изъявляли пролитием слез: то я, особливо о иеродиаконе Филарете, усердно прошу святейший правительствующий синод обратить его паки в троицкую семинарию, где он, яко сходственно с его желанием, может лучший успех оказать для общей пользы; и как я особливое прилагал в рассуждении его воспитания отеческое старание, то сие много послужит к утешению моей старости; а его единого отбытие удобно может вознаграждено быть из других училищ» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Да возрастит и усугубит Промысл сие на Вас благословение» 11 . В начале 1806 года учитель Дроздов получил прямое предложение митрополита Платона принять монашество, с соизволения родителя дал свое согласие на это предложение, а в 1808 году, когда ему еще не было 26-ти лет от роду, и принял монашество. При этом в своем прошении на имя митрополита Платона о дозволении постричься в монашество, Дроздов побуждениями к принятию монашества выставлял испытываемое им чувство в и сознаваемую в 12 . В промежуток времени от согласия на предложение митрополита Платона до подачи прошения о пострижении в монашество 13 ), В.М. Дроздов ревностно посещал церковные службы, начиная с самой ранней, – утрени 14 и ревностно трудился над своим ближайшим делом учительства в семинарии, мне примечают перемену здоровья, – писал он, например, к родителю своему от 29 января 1808 года: – но Бог поможет; или – дай Бог ослабить здоровье лучше исполнением должности, нежели каким нибудь 15 . И в 1816 году к товарищу своему по Троицкой Лаврской семинарии, священнику Тульской епархии Иоанну Иоанновичу Пылаеву Филарет, воспоминая период совместного их обучения в означенной семинарии, писал между прочим, в ответ на его письмо: давняя дружба (вы не употребили сего имени, но, надеюсь, не отречетесь от него) связана была не пороком или страстью, но тихой искренностью при единстве 16 . Вообще же о своем образе жизни в Лавре до принятия монашества В. М. Дроздов писал в 1807 году в ответ на вопрос о том родителя своего: «работаю, – отдыхаю, – благодарю Бога» 17 Поэтому же и когда в декабре 1808 года, по пострижении Дроздова в монашество, его родитель спрашивал о новом образе жизни его, он отвечал: почти не вижу около себя нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Флоровский верно отметил, что святитель Филарет (Дроздов) был против формальных методов в просвещении, так как считал, что они имеют поверхностное воздействие на самого человека и приносят больше вреда, чем пользы. Гораздо более надежным митрополит считал творческую работу с людьми, основанную на свободном волеизъявлении и понимании. «Филарет не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. Прежде всего нужно наставить, вразумить – о такой положительной и творческой борьбе с заблуждениями прежде всего и думал Филарет и воздерживался от нетерпеливых споров» [Пути, 1991, 172]. «Победы Филарет ожидал, во всяком случае, только от прямого и творческого действия, не от запретов, – и от церковного пробуждения, не от государственной опеки. Выбор людей он считал важнее внешних преобразований» [Пути, 1991, 334-335]. Флоровский в противовес историку С. М. Соловьеву, не любившему святителя и обвинявшего митрополита в сухости и черствости, писал следующее: «То правда, что ум Филарета был пылким и горячим, и эта бессонная дума положила резкую печать на его сухом лице. Но то напраслина и прямая неправда, что холодно было у Филарета сердце. Чуткое и впечатлительное, горело и оно. И горело оно в жуткой тревоге. Эту скорбь и тревогу, эту потаенную боль только от близорукого наблюдателя смогут заслонить видимые удачи и оказательства чести. Напряженным и мужественным молчанием Филарет едва покрывал и смирял свое беспокойство о происходившем в России. уже и мы живем в предместиях Вавилона, если не в нем – сказал он однажды» [Пути, 1991, 184]. В «Путях…» точно было подмечено, что «Филарет не любил легких и благополучных путей, ибо не верил, что легкие пути могут вести к правде, – узкий путь вряд ли может оказаться легким… Филарет же, вообще говоря, предпочитал малые дела широким планам и громким словам. И это вовсе не от чрезмерной осторожности или от недостаточного мужества. на земле радости, которая думает, что ей нечего [Пути, 1991, 184]. «Любимый оборот Филарета – и эта заповедь дана не немногим, но всем …» [Пути, 1991, 172]. Таким образом, по мнению Флоровского, святитель Филарет заложил основу даже не школы, а целого духовного движения – «сердечного богословия», в основу которого был положен святоотеческий дух взаимного братолюбия, смиренного постижения истины в трезвении ума и очищении сердца.

http://bogoslov.ru/article/6194377

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010