Филарет (Гумилевский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)Искать в Источникеazbyka.ru
... никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взобравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? – «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь! » – отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люди, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказания: «Бейте больше, родился большой Тимошка». Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству. Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю ... далее ...
Святитель Филарет (Гумилевский), Черниговский, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... воспитание и образование получил в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей в 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству. Во время учебы в Шацком духовном училище Тамбовский Преосвященный Иона (Васильевский) , приняв во внимание малый рост и смирение Димитрия, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский ( лат. humilis - низкий ) . В 1826 году Димитрий поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 года (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя - беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 года рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года - во иеромонаха. 27 января 1835 года Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской ... далее ...
Филарет (Гумилевский) - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (Гумилевский) Филарет, до пострижения Димитрий Григорьевич Гумилевский, архиепископ черниговский, род. 23 окт. 1805 г. в селе Конобееве шацкого уезда, тамбовской губернии, где отец его Григорий Афанасьевич был священником; ум. 9 авг. 1866 г. Первоначальная фамилия Гумилевского, как и отца его, была, по селу, Конобеевский; но когда он учился в семинарии, тамбовский преосвященный Иона (Васильевский) , приняв во внимание и малорослость и смирение его, переменил ее на «Гумилевекий» (humilis) . Haчальное воспитание и образование Гумилевский получил в семье благочестивых родителей своих, а затем в Вышинской пустыни под руководством иеромонаха (впоследствии архимандрита) Никона и в шацком духовном училище, откуда переведен был в тамбовскую духовную семинарию, и здесь окончил курс одним из лучших студентов. В 1826 г. поступил, для получения высшего образования, в Московскую духовную академию, где 19 янв. 1830 г. пострижен в монашество с именем Филарета, данным ему в честь Филарета, митроп. московского. В том же 1830 г., по окончании академического курса вторым магистром, Филарет был определен в самую академию бакалавром церковной истории, с званием соборного иеромонаха, а в ... далее ...
А был ли змий? Загадочные места «Повести о Петре ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и уважением у церковного народа, мы не можем не признавать за ней права быть источником сведений о земной жизни небесных покровителей брака. Посмотрим же, какие загадочные места сразу бросаются в глаза в Ермолаевской «Повести…». Княжеские имена В «Повести о Петре и Февронии» муромские князья имеют крещальные имена Петр и Феврония, а в конце жизни принимают монашество с именами Давид и Евфросиния. Это, конечно, явная ошибка. Согласно летописям и родословиям муромских князей, в Муроме с 1205 по 1228 год правила княжеская чета Давид Юрьевич и его супруга княгиня Евфросинья. Святитель Филарет (Гумилевский) , опираясь на «Родословную книгу князей и дворян российских и выезжих» и другие источники, пишет: «Когда князь и княгиня достигли глубокой старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии». В примечаниях к своему труду святитель Филарет говорит, что в «Повести…» мирские имена святых перепутаны с монашескими и что ошибка эта перешла и в печатный «Полный месяцеслов». Почему отец Ермолай допустил эту неточность? Не сверившись с летописью, он более доверился устным рассказам, которые не смогли упомнить точного имени ... далее ...
Сотериология преподобного Иоанна Кассиана ...Искать в Источникеpravmir.ru
... ad Dentriadem § 3, 4, 8 ) ed. Seralevi, 1775 (; 2) De lib. arbitrio (Opera Avgustini Ed. Bened. T. X) ; 3 (PL 21.) Обвинительные пункты Карфагенского Собора 418 г. против Пелагия сохранились у Мария Меркатора ( Commonit. 1. 2, p. 3, 133, ed. Baluz ) . О Пелагии на западе существует довольно большая литература, на русском языке — Кремлевский А. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898; Преображенский С. Блаженный Августин, Пелагий и Православие ЖМП. 1961. № 12. См. краткую, но хорошо изложенную сводку о позиции Августина по этому вопросу в книге: Архиепископ Филарет (Гумилевский) . Историческое учение об отцах Церкви. Духовные беседы. XXXVII, 10 PG 34, 757A (Русск. пер. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904) Репринт — 1994 (. — С. 362) . Ср. также свысказыванием святителя Иоанна Златоуста: “Когда слышишь о благодати, не думай, что воля лишается награды. Апостол говорит о благодати не с тем, чтобы порицать труд воли, а смиряет гордость” (Гомилия на Послание к Римлянам) . Заметим также, что вполне православное понимание роли человеческой свободы мы находим у священномученика Мефодия (†311 г.) в его диалоге “О свободе воли” (см. Богословские ... далее ...
Преподобный Феофил, Христа ради юродивый, ...Искать в Источникеchurch.ua
... так что люди с духовным направлением чтили этого мнимого безумца как истинного раба Божия. Федя нес послушание в монастырской кузнице, которой заведовал мантийный монах Дорофей. Обладая большой физической силой, Федя неленостно работал при кузнечном цехе, и так покорялся своему старцу отцу Дорофею, что без его благословения совершенно ничего не делал, даже и пищи не принимал. С его же благословения решался на самые необычные поступки: брал, например, голыми руками раскаленное железо в кузнице, поднимал огромные тяжести, мог по несколько дней проводить без всякой пищи. Святитель Филарет (Гумилевский) , епископ Харьковский и Ахтырский с 1848 г. по 1859 г. (архиепископ с 1857 г.) . Преосвященный Филарет (Гумилевский) , епископ Харьковский, посещая Святогорскую пустынь, всегда призывал к себе Федю, поил его чаем и любил выслушивать иногда резкие речи юродивого, который и с Владыкой обходился запросто и всегда умел сказать ему нечто на пользу души. Однажды, во время приезда в обитель Преосвященного Филарета, его позвали к Владыке, который в это время пил чай. Посадив его возле себя, Преосвященный Филарет налил и подал ему чашку чая. «Не буду пить, не могу пить», — ... далее ...
Преподобный Фаддей, архимандрит Святогорский ...Искать в Источникеchurch.ua
... о его высокой духовной настроенности, глубоком понимании монашеского подвига и любви к монашеству. Скончался блаженный труженик архимандрит Фаддей после 19 лет настоятельского служения обители 25 мая 1758 г. По сохранившемуся преданию, был похоронен на кладбище возле церкви святых апостолов Петра и Павла. Впоследствии на этой усыпальнице сделался провал в одном склепе и люди видели сохранившихся нетленно трех лиц в митрах, одним из которых, был архимандрит Фаддей. Почитание архимандрита Фаддея народом в лике подвижников благочестия засвидетельствовал в XIX веке святитель Филарет (Гумилевский) в своем описании Святогорской обители, а жизнеописание о. Фаддея было опубликовано еще в 19 веке в книге «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков», где он значится в подвижниках благочестия Харьковского края. Петропавловская церковь XVII в. с комплексом деревянных построек под скалой. Макет. Исторический музей СГИАЗ Высокие его нравственные качества, святость жизни, пример строгого подвижничества — все это осталось в памяти народной, которая чтит архимандрита Фаддея как угодника Божия даже до сего дня. 12 июля 2008 г. Украинской ... далее ...
Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца ...Искать в Источникеchurch.ua
... Николая В начале 30-х годов ХХ столетия процветающий Николо-Стрелечий монастырь прекратил существование. Четыре церкви были взорваны, монастырское имущество варварски разграблено. Из храмового комплекса обители до наших дней сохранился только лишь один храм — больничный во имя святой и равноапостольной Царицы Елены, в безбожное время социализма превращённый в сельский клуб. Все оставшиеся монастырские постройки в 1930 году властями были приспособлены для размещения 300 психически больных жителей области. Так на месте осквернённой святыни появилась психиатрическая больница. Святитель Филарет (Гумилевский) , епископ Харьковский и Ахтырский с 1848? г. по 1859? г. (архиепископ с 1857 г.) После освобождения, с 1944 по 1953 гг. это учреждение существовало как психоневрологическая больница республиканского подчинения, количество в ней мест было увеличено до 500. С 1953 года она функционирует уже как Харьковская областная психиатрическая больница. В 1960-70-е года в связи с активным строительством больничных корпусов на территории, примыкающей к бывшему монастырю, к 1975 году количество койко-мест дошло до 1460. В настоящее время эта психиатрическая больница рассчитана на 1360 ... далее ...
Святитель Филарет (Гумилевский): «Святость ...Искать в Источникеchurch.ua
... Филарет (Гумилевский) : «Святость подвизавшихся здесь иноков была одной из причин, по которым Донецкие горы названы Святыми» Суббота, 22. 08. 2015 14: 39 22. 08. 2015 22 августа Святая Церковь отмечает память святителя Филарета (Гумилевского) . Знаменитый церковный историк и духовный писатель, он прославлен в лике святых недавно, всего шесть лет назад. 14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира (Сабодана) , Митрополита Киевского и всея Украины, было принято решение о прославлении в лике местночтимых святых этого известного иерарха XIX века. В своем докладе Синоду глава Комиссии УПЦ по канонизации святых архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн подробно осветил многообразную архипастырскую и литературную деятельность владыки. «Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание архиепископа Черниговского Филарета», Священный Синод принял решение о его прославлении в лике святых. Также утвердили иконописное изображение нового угодника Божия, а его останки отныне стали считаться святыми мощами. Серьезный и рассудительный ученый, он был одновременно и ... далее ...
Пещеры | Свято-Успенская Святогорская ЛавраИскать в Источникеchurch.ua
... горах и скалах, в отдельных больших камнях жилища, храмы, часовни, целые монастыри, получившие название «пещерных». Кажется, в пещерном строительстве иконопочитателей сила веры, двигавшая людьми, преобразовалась в мускульную физическую силу и выразилась в сотнях метрах прорубленной породы. Множество пещерных храмов и монастырей было создано иконопочитателями в Крыму, по берегам Дона, Северского Донца и Днестра. Византийское происхождение их подтверждают и археологические находки, и народные предания, сохранившиеся еще с XVII века. «Святость подвизавшихся здесь иноков, — считает святитель Филарет (Гумилевский) , — была одной из причин, по которым Донецкие горы названы Святыми». Древний пещерный монастырь на Святых Горах пользовался особым уважением и любовью народа, который особо почитал его за строгость иноческой жизни, святость и подвижничество спасавшихся здесь братий. Благодаря им, это древнее и святое место стяжало среди местного населения название не «Белые», а «Святые Горы». Святителем Филаретом выдвинута версия, которая могла бы удовлетворительно объяснить такое наименование: с древних времен уже была широко известна святыня Донецкой скалы — образ святителя Николая, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Филарет (Гумилевский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"