Филарет (Гумилевский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Святость Руси, Часть 3 читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... некоторых поручениях Академия наша, благодарение Богу, исправнее других, — пишет он ректору Академии архимандриту Филарету (Гумилевскому) . — Но, кажется, остается неисполненным поручение Святейшего Синода перевести толкование святого Златоустого на которое-то послание. Такое же дело стоит, кажется, за Вифанской Семинарией... Справьтесь, подвиньте сии дела и меня уведомьте» ( 15: 30—31 ) . Святитель даёт и определённые установки для публикации переводов: «Печатать переводы святых Отцов дело весьма хорошее, полезное и достойное всякого поощрения. Но искрошить каждого святого Отца на части, потом смешать всех и таким образом печатать — не знаю, похвалите ли это Вы (архимандрит Филарет) Гумилевский (. — К. С.) , хотя таков почти Ваш проект. В издании периодическом срочном это оправдывается журнальной поспешностью и потребностью разнообразия для журнала, но вы предпринимаете издание не срочное, потому оно меньше терпит смеси, а больше требует порядка. Например, в самом начале Вы хотите напечатать два слова Григория Богослова о Богословии. Где же прочие три? Чем оправдать можно расторжение сих слов, очевидно имеющих общее единство и составляющих небольшое целое? Если бы ... текст полностью ...
Летописное сказание о святом апостоле Андрее в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... только по побережью Черного моря, но и «во внутреннейших областях нашего отечества» [3]. При этом он признавал, что в летописном сказании «есть небольшая странность», касающаяся рассказа о новгородских банях. «Но это необходимый нарост и прикраса, — пишет владыка, — без которых не может обойтись самое достоверное предание, сохраняющееся целые века в устах народа; эта странность касается предмета совсем стороннего в повествовании, ее можно выбросить, можно изменить и еще более увеличить, а основа повествования о путешествии Первозванного в России останется неприкосновенною» [4]. Архиепископ Филарет (Гумилевский) высказывал скептическое отношение к летописному сказанию. В первом томе своей «Истории Русской Церкви» (1847) он пишет, что преподобный Нестор передал сказание об апостоле Андрее лишь как частное мнение (в «Повести временных лет» сказание снабжено оговоркой: «якоже реша») [5]. В одном из писем к А. В. Горскому владыка Филарет писал, что Макарий (Булгаков) забавляет читателя «водянистыми рассказами без мысли и силы и пустыми догадками о проповеди ап. Андрея славянам» [6]. С особо уничижительной критикой сказания, как известно, выступил академик Е. ... текст полностью ...
Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа – древнейшее русское «вопрошание» Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Славянский мир между Римом и Константинополем. С. 233–262; Баранкова Г. С. «Неведомых словес изложено Георгием, митрополитом Киевским, Герману игумену вопрошающу, оному поведающу»: Вопросы подлинности памятника и особенности его языка Религии мира: История и современность, 2006–2010. М. ; СПб., 2012. С. 28–36 (публикация полного текста памятника) . [8] См. : Турилов А. Георгий, митрополит Киевский Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 23–25. [9] Филарет (Гумилевский) , архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 81; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Пол. 2-я. М., 1904. С. 585–586; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 2003. С. 72, 79, 83, 124, 126, 157, 159, 163. [10] В ПВЛ, впрочем, сообщается, что в 1096 г. во время внезапного набега на Киев половцев наряду с Киево-Печерским были разграблены и сожжены также «Стефанов» («Стефанечь») и «Герьманы» («Германечь») монастыри (ПВЛ. С. 97; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 232; Т. 2. Стб. 222) . Если второй ... текст полностью ...
На страже сирийского православия : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... [82] анафематствовал одного писателя за то, что он, оспаривая Феодора, следовал Иоанну Златоусту» [83]. Такая жесткая церковная политика не могла позволить прп. Исааку Сирину, (который, вопреки определению соборов «во всем следовать», ни в чем не следовал за Феодором Мопсуестийским) , свободно писать трактаты, выражая в них православное учение. Итак, наш тезис, который был обозначен в начале статьи, на данный момент исследования вполне оправдал себя: характер богословия прп. Исаака Сирина поставил его в ту эпоху, которую ему выделяют выдающиеся отечественные агиографы, свт. Филарет (Гумилевский) и Сергий (Спасский) , — не VII, а конец VI века [84]. А аллюзивные отсылки к толкованию св. Ефрема Сирина на Диатессарон в текстах прп. Исаака могут служить основанием и для более ранней датировки. Подобно тому как с древней иконы снимают слой напылившейся грязи и со временем проступает благолепный вид святого, так и наше исследование снимает пыль предрассудков и грязь еретического обвинения с боголепного и богомудрого мар Исаака Сирина и представило его как непоколебимый форпост сирийского Православия. [1] Валентин Асмус, прот. Вселенский V собор П. Э. Т. IX, М. ... текст полностью ...
Воскресение Христово или Сошествие во ад: к ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Указ. изд. – С. 17. [36] Комментарии Е. Лазарева к Евангелию Никодима Наука и религия. – 1990. – № 7. – С. 44. [37] Толковая Библия. Кн. 3. Т. 8. – Спб., 1913. – С. 462. Между тем существует и противоположный комментарий 52 – 53 стихов 27 главы Евангелия Матфея. «Когда воскресли Святые? – спрашивает Филарет Чениговский. – По простому смыслу слов евангелиста, гробы отверзлись, и многие Святые воскресли в то же время, как последовало землетрясение, – а в Иерусалим явились они после воскресения спасителя. – Так и понимают евангелиста св. Златоуст, Евфимий, Феофилакт» (Архиепископ Чернигвский Филарет) Гумилевский (. О страданиях Господа нашего Иисуса Христа. – М., 2000. – С. 428 – 429) . Богослужебные тексты в одном случае среди знамений, сопровождавших смерть Христа, называют затмение солнца, сотрясение земли и раздирание завесы: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху…» (Во Святой и Великий Пяток, на утрени, стихиры самогласны, глас 1) , «Днесь церковная завеса, на обличение беззаконных раздирается, и солнце лучи своя скрывает…» (В Великий Пяток на часах, час первый, стихира, глас 8) ; в ... текст полностью ...
Записки московского викария / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Троице-Сергиеву лавру, а его семья переселилась в ближнюю с лаврой деревню. 30 июля 1840 года митрополит Филарет писал наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву; +1877, память 6 19 июля в Соборе Радонежских святых) : «В академию поступает чиновник из дворян Краснопевков. Это не то, что некоторые бывшие пред сим. Примите его со вниманием и дайте ему право узнать обитель и монашество». С сентября 1840 года лейтенант Краснопевков вступил в число студентов XIII курса Московской духовной академии в высшее богословское отделение. Ректором академии в то время был архиепископ Филарет ( Гумилевский; +1866 ) . В первые годы пребывания в Духовной академии Лев Краснопевков вновь обратился с просьбой поступить в число миссионеров, но в этот раз к епископу Алеутскому Иннокентию (Вениаминову; +1879, память 31 марта 13апреля, 23 сентября 6 октября) , находившемуся проездом в Москве. Но мудрый архипастырь отклонил эту просьбу. В 1842 году Лев Краснопевков окончил курс академии в первом разряде со званием магистра. Его академическая диссертация на тему: «Жизнь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России», с некоторыми дополнениями была напечатана в ... текст полностью ...
Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Понырко Н. В. «История об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова в духовной жизни русского старообрядчества XVIII-XX вв. Денисов С. История об отцах и страдальцах соловецких. М., 2002. Алексей Виноградов Богослов. Ru 31 октября 2014 г. [1] Макарий (Булгаков) митроп. История Русской Церкви, книга седьмая. М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996, с. 21. [2] Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895, с. 3. [3] Плотников К., свящ. История русского раскола известного под именем старообрядчества. Петрозаводск, 1898, с. 1. [4] Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах (репринт) . М. : Издание Сретенского монастыря, 2001, с. 607. [5] Малицкий П. И. Руководство по истории Русской Церкви. М. : Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, печ. по изд. : 1897 (Т. 1) и 1902 (Т. 2) , 2000, с. 298. [6] Там же, с. 304. [7] Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004, с. 426. [8] Знаменский П. В. История Русской Церкви (учебное руководство) . М., 2000, с. 239. [9] Бубнов Н. Ю. Никон. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) ... текст полностью ...
Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец и его ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Вишенского воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в ХIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога. Высоко ценил наследие прп. Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. А Пантелеимон Кулиш, называя его «афонским апостолом Руси», так отзывался о святогорском подвижнике: «он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури». Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или в других обрывочных источниках. Икона афонского старца прп. Иоанна ... текст полностью ...
А был ли змий? / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... книгу «Избранные жития святых». Чем для нас особенно ценен труд святителя Филарета? Он, как профессиональный историк, опирается на исторические источники: русские летописи (Никоновскую, летописи Переславля Суздальского и другие) , родословную Муромских князей, историю Рязанского и Муромского княжеств, «Пролог», сочинения историков Татищева и Карамзина. Поэтому его житие можно назвать самым достоверным с исторической точки зрения. Но вернемся к «Повести…» Ермолая. То, что это произведение является также источником сведений о жизни любимейших русских святых, несомненно, ведь даже святитель Филарет (Гумилевский) , несмотря на то, что подходит к «Повести…» критически, все же широко использует ее при написании своей версии жития. Он корректирует некоторые места и убирает все, с его точки зрения, лишнее. Но пора уже обратиться к самой «Повести о Петре и Февронии». Очень интересно будет разобраться в том, что в этом сказании можно признать вполне достоверным с духовной и агиографической точек зрения, а что вызывает сомнения. Проверить некоторые события и моменты с исторической точки зрения не представляется возможным за давностью лет и недостатком документальных источников. Но раз ... текст полностью ...
Первые русские святые Инна, Пинна и Римма / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... духовной сокровищницы – великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших. Николай Солнцев 31 января 2014 г. [1] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998 (Репр. изд. 1905 г.) . Ноябрь. С. 810. [2] Там же. С. 199. [3] Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370–377. [4] См. : Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3-х т. М., 1997 (Репр. изд. 1901 г.) . Т. 2. С. 19. Архиепископ Филарет (Гумилевский) , ссылаясь на труды блаженного Иеронима, высказал мнение, что святые мученики Тирс, Кириак, Геллиник – это крестильные имена святых Инны, Пинны и Риммы. Однако, по современным исследованиям мартирологических списков и комментариям И. Делеэ к Мартирологу, мученик Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник – в Вифинии в середине III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50–52) – см. : Православная энциклопедия. Т. 22. С. 680. [5] Иаков Ворагинский (лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze; ок. 1228–1298) – монах-доминиканец, итальянский духовный ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Филарет (Гумилевский
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"