Статистика Филарет (Дроздов), свт. митр. Московский Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна, Московская губерния — 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва) — епископ Российской Православной Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Член Российской академии (1818). Крупнейший российский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. Детство и образование Василий Дроздов родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви. Его родитель — Михаил Фёдорович — женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783, в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил. Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей. 20 декабря 1791 года, 9-и лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В 1799 году, в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца, Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте 1800 зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде. Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года — высшего красноречия и риторики.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Русские бывшие деятели. Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени, с краткими биографическими очерками. Том 2 Источник 1. Филарет (Дроздов) митрополит Московский и Коломенский (1867–1878 гг.) Преосвященный Филарет родился в городе Коломне, Московской губернии, в 1782 г. Отец его, Михаил Дроздов, из соборных Диаконов (дед Митрополита Филарета был протоиереем при Богоявленском соборе) поставленный священником Троицкой церкви, в Ямской слободе, против желания прихожан, сильно бедствовал и нуждался, так как паства его, без всякой на то причины, не благоволила к нему и обходила его своими доброхотными приношениями. Потому рождение сына, нареченного при св. крещении Василием, лишь только усугубило заботы отца Михаила. Несправедливое предубеждение прихожан, однако, мало-помалу, благодаря кротости и терпению их нового духовного пастыря, уступило место самому искреннему уважению и любви. Когда пришло время позаботиться о воспитании Василия, подававшего самые блестящие надежды, средства отца Михаила на столько поправились, что он поместил сына в Коломенскую семинарию. Успехи Василия Дроздова, в названном учебном заведении, по всей справедливости, могут быть названы блестящими. Доказательства тому мы находим в следующем обстоятельстве: в 1799 году, когда Коломенская семинария была переведена в Калугу, и когда молодой Дроздов принужден был оттуда перейти в Троицкую-Сергиевскую лавру, для окончания своего образования, знания его оказались на столько значительными, что он, не смотря на существующие правила, был принят на философский курс без понижения. В лавре Василий Дроздов пробыл семь лет, изучил основательно как богословские науки, так равно древние языки, включая и еврейский. По окончанию курса он был оставлен в лавре в качестве преподавателя еврейского и греческого языков, риторики и теории красноречия (с 27-го ноября 1803 года). Ректор семинарии, архимандрит Евграф (Музалевский) заявлял начальству, что Дроздову, не смотря на его крайнюю молодость, можно поручить и преподавание философии, но сам юный наставник отказался от этой чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VII. В. И. Мельник. Святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов) о художественной литературе В последнее время вопрос о соотнесенности культуры и христианства, культуры и Церкви выдвинулся как один из основных вопросов гуманитарной науки. В этом смысле ситуация напоминает ту, которая сложилась в России в начале XX века, в период интенсивных поисков христианской идеи в среде блестящей элиты русской интеллигенции. Вместе с тем вопрос этот, столь привлекательный для теоретического осмысления в переходные эпохи, как-то мало поддается окончательному, раз и навсегда найденному решению, тем более что в трудах различных исследователей, а отчасти и святых отцов Церкви, с очевидностью намечаются порою прямо противоположные подходы. Крайние точки зрения обозначились давным-давно. Культура, сознавая свое культовое происхождение с одной стороны и свою относительную (с точки зрения полноты религии) ущербность с другой, постоянно в лице своих представителей как бы претендует на кровное родство и функциональную близость к религии. Примеров тому можно найти очень много даже в трудах литературоведов последних лет. Церковь же устами святых отцов издавна предупреждала о принципиальном различии между культом и культурой, религией и искусством. Так, св. Макарий Великий говорил: «Видимый мир, от царей до нищих, весь в смятении, в нестроении... Были праздные мудрецы... иные были грамматиками и стихотворцами... художники, упражнявшиеся в мирских искусствах... И все сии, обладаемые поселившемся внутри их змием и не сознавая живущего в них греха, делались пленниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства» 192 . Однако между святоотеческим учением о принципиальной несовместимости христианства с занятиями искусством с одной стороны и практикой Церкви с другой всегда обнаруживались (и чем далее, тем более) некие переходные состояния, неизбежные компромиссы, порождаемые проблемой « Церковь и мир». В истории Русской Православной Церкви есть личности, которые так или иначе в своей жизни оказались близко поставленными к вопросам литературы и культуры. Одним из таких людей был в XIX веке ныне прославленный Русской Православной Церковью святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Изложение догмата искупления в творениях митрополита Московского Филарета (Дроздова) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет богословский труд протоиерея П.В. Гнедича  " Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944) " . Книга предназначена в первую очередь для студентов и преподавателей духовных семинарий и академий. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Тремя рассмотренными системами не исчерпывается русское богословие XIX века, и не они составляют его высшее достижение. Такое значение, бесспорно, принадлежит богословствованию митрополита Московского Филарета (Дроздова). Также бесспорно влияние, оказанное им на все развитие русской богословской науки. Поэтому установить понимание догмата искупления, заключающееся в его творениях, было бы чрезвычайно важно. Но к исполнению этой задачи автор обращается не без некоторых колебаний. Известно несколько подобных опытов, которые нельзя признать удачными: авторы их приходили к неодинаковым выводам. Трудность здесь состоит в том, что сам митрополит Филарет не оставил систематического изложения своих богословских взглядов, а отдельные высказывания по догматическим вопросам рассеяны, главным образом, в его проповедях . Рассматривая творения митрополита Филарета с точки зрения последующих споров об истолковании догмата искупления, ряд авторов приходит к заключению, что митрополит Филарет является выразителем «юридического» понимания искупления . За выражение взглядов святителя принимается, в этом случае, приведенная ранее формула из «Пространного катехизиса», подтверждаемая отдельными цитатами из его проповедей. Эта формула как будто заслонила от взоров большинства исследователей другие творения митрополита Филарета и послужила причиной ряда резких отзывов и обвинений его в подчинении латинскому влиянию, схоластике и т. д. В то же время высказывались и противоположные мнения, основанные на изучении его проповедей, и таким образом можно было бы сделать вывод, что в воззрениях митрополита Филарета на искупление заключается противоречие .

http://pravoslavie.ru/2837.html

Молитва Патриарха благодарственная за избавление Отечества Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? 7 мая, 2010 Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? С 2010 года в Русской Православной Церкви 9 мая будет служиться благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Молитву, читаемую на этом молебне написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по образцу молитвы свт. Московского Филарета (Дроздова) «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык». Как была написана молитва Святейший Патриарх Кирилл рассказал о новом молебном чине в день памяти св. Георгия Победоносца»: «Я благословил, чтобы начиная с этого года в День Победы во всех храмах Русской Церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении страны нашей от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю историю. Работая над текстом молитвы, которая будет прочитываться в наших храмах, я положил в ее основу молитву свт. Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но вообще полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах. Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как дьявольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики? Но в сознании свт. Филарета и всей Церкви, которая потом его словами молилась, эта напасть воспринималась как наказание за грех.

http://pravmir.ru/molitva-patriarxa-blag...

Филарет, святитель, митрополит Московский и Коломенский (Дроздов Василий Михайлович) † 1867; память 19 ноября/2 декабря, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых Родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона (впоследствии священника). До девяти лет воспитанием ребёнка занимались его благочестивые родители. В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до её закрытия в 1799 году, после чего перешёл в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина ; † 1812). Личность митрополита Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета. В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 года по 1803 год. 21 ноября 1803 года, по окончании семинарии, после проведённого лично митрополитом Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и древнееврейского языков в той же лаврской семинарии. 30 августа 1806 года перемещён на высший класс пиитический и назначен проповедником при лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своём любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но Василий не сразу согласился. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении в монашество. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым; 1824, впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь праведного Филарета Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Часть II. Святитель Филарет (Дроздов) К ДУХОВНОМУ ОБЛИКУ ХРИСТИАНИНА (по письмам и мнениям святителя Филарета Дроздова) «Радуйся, святителю Филарете, Церкви Русския похвало и утверждение» Из акафиста святителю Филарету (для келейного чтения) «Отторгнемся на время от всего земного и преходящего, к которому привязаны – то по необходимости, то по воле, – и свободно и неразвлечённо воззрим к Небесному и Вечному. Се из тридневного Гроба восходит Свет жизни вечной. Одни видят и веруют, другие не видят и веруют: и все блаженны тем, что веруют» Святитель Московский Филарет «Митрополит Филарет! Это имя, блиставшее в истории Российской Церкви и Российского государства на протяжении многих десятилетий, сиявшее всё более и более ярким светом, ни на мгновение не померкнувшим, «имя, грозное для лжи, неправды, зла и мрака, – и любезное, честное святое для истины, правды, света, добра " " 9 . Это имя является теперь синонимом закона, правды, мудрости, непререкаемости. И теперь нет и в будущем, надеемся, не будет главы, которая бы не склонилась в благоговейном безмолвии пред этим великим и славным именем». Так писал в самом начале XX века иеромонах Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970) 10 . И мы сегодня склоняем пред этим Святителем (1782–1867) – уже прославленном (4 декабря 1994 года) в лике Святых – свои головы, как мудром святом Учителе, постоянно зовущим нас своими Богопросвещенными словами к правде, свету, добру – к духовному преображению. Наставления святителя Филарета широки и глубоки. В данном сообщении будет представлена лишь частичка его богатейшего духовною наследия» 11 . Духовный облик христианина – это нечто и данное и заданное; это то, что и Господь вложил в него и то, что он должен развить до высочайших свойств Творца; то, что определяет его внутреннее величие – и красоту выражения его; его душевный склад – и его действия... Святитель Московский Филарет весьма лаконично, но и весьма поучительно, точно говорит и о первом, и о последнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Дроздов: Через созерцание природы к познанию Бога 03.12.2013 578 Время на чтение 9 минут Он один из самых популярных телеведущих страны. Его любят взрослые и дети, ждут в любом уголке нашей необъятной Родины! Он желанный гость на самых разных мероприятиях: от научных конференций и форумов до праздничных концертов и благотворительных фестивалей. В начале июня известный телеведущий Николай Дроздов посетил Ульяновск! В рамках Поволжской экологической недели и состоялась наша встреча. Николай Николаевич именно такой, каким мы привыкли видеть его по телевизору, - жизнерадостный, добрый, открытый, со знакомой с детства интонацией в голосе. - В 2012 году, в день памяти святителя Филарета Московского, Патриарх Кирилл вручил Вам орден Святителя Макария Московского II степени. Святейший отметил, что в своих делах и поступках Вы стремитесь руководствоваться Православной верой, ее высокими духовно-нравственными идеалами, и выразил особую признательность за благотворительность и помощь детям. Такие слова из уст самого Патриарха дорогого стоят... - Эта награда очень важна для меня, она сподвигнет на дальнейшие труды во славу Божию. И, конечно, принять орден и услышать такие слова от Патриарха - это большая честь. У нас было несколько встреч с Патриархом Кириллом, мы встречались, когда он еще был митрополитом Смоленским и Калининградским. Мы общались и с Патриархом Алексием II. Это люди высочайшей духовности, общение с которыми одухотворяет... Я снял фильм-репортаж «Как праздновать Пасху», где есть мое интервью с митрополитом Кириллом, ныне Патриархом Московским и всея Руси. И еще есть замечательная книга «Путем Христовым». В ней приводятся воспоминания о Святейшем Патриархе Алексии II 77-ми известных в России и мире людей - деятелей науки, культуры, общественных деятелей, руководителей государств. Там есть наши фото со Святейшим, мои воспоминания о нем. Советую всем посмотреть наш фильм и прочесть эту книгу. - Николай Николаевич, в Вас гармонично соединились ученый и преподаватель, путешественник и телеведущий. В то же время Вы верующий человек. Насколько, на Ваш взгляд, совместимы вера и наука?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава вторая. Семинарист Василий Дроздов 1791–1803 Еще одним излюбленным местом игр и прогулок коломенской детворы был, без сомнения, величественный кремль, свидетель того, что в древности Коломна была вторым городом Московского княжества. Наименования башен нарочито подчеркивали преемственность от Московского Кремля: Свиблова, Тайницкая, Грановитая, Спасская. Но были названия башен и на свой лад: Сандыревская, Застеночная, Погорелая, а всех знаменитее – Маринкина, по имени Марины Мнишек. В самом сердце кремля располагался архиерейский дом – резиденция главы Коломенской епархии, отдельной от Московской. Епархия ведет свою историю с середины XIV века, и на протяжении четырех столетий она считалась весьма значимой. Потом наступила екатерининская секуляризация 1764 года. Тогда все русские епархии и монастыри распределили на классы, с установлением для каждого класса своих условий содержания. Коломенской епархии присвоили третий, то бишь низший класс. Раньше епархиальный штат и владычный двор содержались с получаемых доходов. Теперь государство платило оклад в 4332 рубля, из них лично епископу причиталось 1800 рублей. Деньги, казалось бы большие, если учесть, что пуд хлеба стоил от трех до десяти копеек, сотня яиц – шестьдесят копеек, а фунт говядины – пять-шесть копеек. Но при этом купец первой гильдии, а их в Коломне было несколько, имел капитал в десять тысяч рублей, то есть в два с половиной раза больше, чем годовое содержание всей епархии. Государственных денег едва хватало епархии, чтобы сводить концы с концами, и она стала стремительно хиреть. Жизнь священников с каждым годом становилась все более скудной. Ухудшалось и положение духовной семинарии, в которую 20 декабря 1791 года в возрасте неполных девяти лет поступил новый семинарист – Василий Дроздов. Духовный регламент, составленный епископом Феофаном Прокоповичем после отмены на Руси в 1703 году патриаршества, предписывал при каждой епархии иметь архиерейскую школу «для детей священнических или прочих, в надежде священства определенных». Так и в Коломне появилась в 1723 году семинария. Она разместилась в здании, построенном прямо рядом с архиерейским домом. В наше время это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Поначалу в ней обучалось всего тридцать человек, но очень скоро количество возросло до семи сотен. Однако в год поступления туда Василия Дроздова училось уже только три сотни семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010