Филарет, патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Фёдор Никитич) Родился около 1554–1555 годов в боярской семье Романовых. Фёдор Никитич Романов был двоюродным братом (по материнской линии) царя Фёдора Иоанновича. Получил прекрасное для своего времени образование. В Разрядных книгах впервые упоминается под 1585 годом. С 1586 года начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнил ряд дипломатических поручений. Был участником Земского Собора 1598 года, на котором был избран на царство Борис Годунов. Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали Фёдора Никитича популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Феодору Иоанновичу. В конце 1600 начале 1601 года Фёдор Никитич подвергся опале. Борис Годунов, достигнув царской власти и опасаясь, чтобы она не перешла из его рук кому-либо из братьев Романовых, как ближайших родственников Царя, нашёл предлог разослать их в заточения. Старший брат Фёдор сослан был в Антониев Сийский монастырь и насильно пострижен в монашество с именем Филарет. В монастыре сначала содержали его под строгим присмотром, не пускали даже в церковь , и к нему никого не допускали. Потом царь Борис смягчился к Филарету, позволил ему ходить в церковь , велел посвятить его в иеромонаха и сделать даже архимандритом Сийского монастыря. Лжедмитрий I, заняв Московский престол и выдавая себя за истинного сына царя Ивана Грозного (царевича Димитрия), спешил вызволить из заточения и осыпать милостынями своих мнимых родственников, в том числе и братьев Романовых, и предложил архимандриту Филарету сан митрополита на Ростовской кафедре. В это время Ростовскую кафедру занимал митрополит Кирилл (Завидов; † 1619), которому Лжедмитрий I приказал удалиться на покой в Троице-Сергиеву лавру, где он раньше был архимандритом. В мае 1606 года Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита. В мае 1606 года был убит Лжедмитрий I. 1 июня 1606 года царём был избран Василий Иванович Шуйский, который отправил в Углич митрополита Филарета за останками царевича Димитрия, чтобы развеять миф о спасшемся царевиче. 3–6 июня 1606 года святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в Кремлевский собор во имя Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ныроб. Часовня Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Михаила Архангела Год постройки:1793. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Пермский край, Чердынский район, пос. Ныроб, на месте современной часовни Координаты: 60.732918, 56.718859 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди жителей Ныроба сохранилась память о каменной часовне, построенной на месте заточения и гибели Михаила Никитича Романова, дяди первого царя из династии Романовых, сосланного Борисом Годуновым. Каменная часовня над ямой не сохранилась: в 1930-е годы она была разрушена. Из литературных и документальных источников известно, что она была возведена над ямой узника вместо старой деревянной по указу Екатерины II в 1793 году. Надпись на часовне гласила, что построена она «тщанием и коштом здешней волости крестьян, и усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева». Часовня на месте заточения боярина Михаила Никитича Романова в селе Ныроб Чердынского района и цепи Ныробского узника Самый северный поселок Чердынского района – Ныроб – прежде считался краем земли, за которым обитаемая территория будто заканчивалась. Действительно, за последними домами села и сейчас дороги обрываются, а далее на сотни километров простирается непроходимая тайга с гиблыми болотами и белыми северными мхами. Это место освящено страданиями первого мученика Дома Романовых – Михаила Никитича Романова, родного дяди государя Михаила Федоровича. Известно, что родился Михаил Никитич около 1560 года в Москве, был третьим сыном в семье Никиты Романова Юрьева – представителя древнего знатного рода Захарьиных-Романовых-Юрьевых и второй жены его, Евдокии Александровой Горбатой-Шуйской. Доводился Никита Романович родным братом Анастасии Романовой, первой жене царя Иоанна Васильевича Грозного, т.е. был царским шурином. Детские годы Михаила Никитича прошли в Москве, в усадьбе на улице Варварка, что в Китай-городе. Впоследствии он жил своим двором поблизости от отцовской усадьбы, на Никольской улице. Михаил Никитич, по воспоминаниям современников, отличался добрым нравом и богатырским телосложением. По традиции своего рода, он поступил на службу к государю. В 1598 году ему был пожалован чин стольника, через год – окольничего. Отец пяти братьев Никитичей – Никита Романович преставился 23 апреля 1586 года и был погребен в родовой усыпальнице в московском Новоспасском монастыре. После смерти отца его старший сын Федор Никитич (будущий патриарх Филарет) вместе с Борисом Годуновым занял место в Ближней (или Комнатной) думе царя Феодора.

http://sobory.ru/article/?object=58450

Закрыть itemscope itemtype="" > Дом Романовых: Петр Великий допустил страшную ошибку 13.12.2017 1757 Время на чтение 16 минут Директор Канцелярии Дома Романовых Александр Закатов в интервью РИА Новости прокомментировал наиболее резонансные решения и заявления Архиерейского Собора Русской православной церкви, тему установления подлинности " екатеринбургских останков " и версию о " перевоплощении " императора Александра I в сибирского старца Федора Кузьмича. Беседовал Сергей Стефанов. - Александр Николаевич, недавно завершился Архиерейский Собор. И самым заметным решением, безусловно, стало определение Собора " Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета " - реакция на письмо главы самопровозглашенного Киевского патриархата, в котором он просит о примирении с христианами, состоящими в расколе. Правда, потом на пресс-конференции Филарет Денисенко четко заявил, что стремится только к автокефалии. Как расценивают в Российском Императорском Доме эти шаги Филарета, есть ли надежда, что ситуация все-таки изменится в лучшую сторону для канонического православия? - Христианский подход к деяниям любого человека основан на презумпции его искренности и стремления к добру. Глубоко правильно, что Архиерейский Собор не игнорировал обращение бывшего митрополита Киевского Филарета, а пошел по пути диалога и образовал комиссию для ведения переговоров с отпавшими от Украинской православной церкви Московского патриархата. Эту комиссию возглавил постоянный член Священного Синода, председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, в нее входят авторитетные иерархи и священнослужители. Таким образом, отношение к инициативе, исходящей от главы неканонического " Киевского патриархата " , проявлено весьма серьезное. Нужно молиться об исцелении раскола и надеяться, что бывший митрополит Филарет написал свое письмо не с демагогическими и чисто политическими целями, а действительно желая вернуться в лоно Церкви и достичь единства православных верующих на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/13/do...

I Кончились мрачные, мучительные дни «лихолетья»... Заря новой жизни заблестела над русским горизонтом. Взошло, наконец, над измученной землей яркое солнце, – отпрыск старинного боярского рода Романовых, Михаил Феодорович. Своими теплыми живительными лучами это солнце осветило и согрело необъятную русскую землю. Не осталось ни одного уголка в нашей стране, куда не проникли бы отеческие заботы народом избранного и Богом венчанного царя. Расходясь всюду «из сердца русской земли», из «стольного града Москвы», эти лучи царской любви и забот скоро достигли и далекой Сибири. Едва минуло семь лет со дня вступления на престол первого царя из благословенного дома Романовых, как с высоты этого престола раздаются звучные, торжественные слова: «Бог наш, в Троице славимый, строя и промышляя о всем православном христианстве и своею праведною десницею сохраняя безмятежно в православии, паче же тех, которые его не познали, хотя в Свое сознание и славословие привести, вспоминая о тех, которые лишены Его святаго крещения, и просвещения святыми заповедями и совершая Свою пресвятую заповедь, которую Бог Слово изрек Своими святыми устами – да проповедуют во всех концах вселенной Его святые заповеди и да просветят все концы земли крещением, – так и ныне Своим человеколюбивым смотрением изволил, а Святый Дух действуя и совершая, вложит в сердца нам и отцу нашему великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу московскому и всея Руси: да будет избран в нашу отчину, в Сибирское царство, пастырь и учитель, дабы Божие слово и апостольское учение проповедовалось по всем городам. Изволением Божиим и содействием Св. Духа избрали и святейший патриарх благословил в нашу отчину, в Сибирское царство, в первоименитый град Тобольск архиепископа Киприана». Так заботами первого царя новой династии в 1620 году вызвана была к бытию наша Тобольская епархия, – почти ровесница Царствующего Дома, трехсотлетие которого празднует ныне вся православная Русь. Тобольская епархия была в полном смысле детище царя Михаила Феодоровича, и притом детищем несомненно любимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Киприан, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Старорусенков) Родился во второй половине XVI века в городе Старая Русса Новгородской губернии. С 1611 года – архимандрит Новгородского Хутынского монастыря. 8 сентября 1620 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. 15 февраля 1624 года по грамоте царя Михаила Федоровича († 1645) и патриарха Филарета (Романова, † 1633) выехал в Москву. 12 декабря 1624 года возведен в сан митрополита Сарского и Подонского (впоследствии кафедра именовалась Крутицкой). В 1626 году по благословению патриарха Филарета (Романова, † 1633) написал службу празднику на Положение честной ризы Господней в Москве. 20 октября 1626 года переведен митрополитом в Новгород. Прибыл на кафедру 3 ноября 1626 года и занимал ее вплоть до смерти. Скончался 17 декабря 1634 года. Погребен 13 января 1635 года в Корсунской паперти Софийского собора в городе Новгороде архиепископом Тверским Евфимием († 1643). Преосвященный Киприан явился истинным и твердым исповедником Православия. Будучи архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, во время оккупации шведами Новгорода он возглавлял в Выборге переговоры об избрании на царство шведского королевича Карла-Филиппа. Но переговоры были безнадежные, потому что в Москве уже решился вопрос о выборах царя. В то же время архимандрит Киприан прилагал немало сил для воссоединения Новгорода с Московским государством во главе с Михаилом Федоровичем. В «Летописце Новом» подробно рассказывается, как отец Киприан «укрепляше со слезами» князя Никифора Мещерского, «чтобы пострадали за истинную православную християнскую веру»; позднее он сам по благословению митрополита Исидора в составе посольства едет в Москву договариваться, «чтобы государь с Москвы велел сослаться послами со свитцким королем». Шведы требовали, чтобы посольство восстановило договоренность с московскими боярами о выборах на престол шведского короля, но новгородцы пользуются случаем и бьют челом Михаилу «о своих винах», что «целовали крест по неволе королевичю», и получают от царя грамоту к митрополиту и «ко всему Новгородцкому государству», где новгородцы обвиняются в измене. Во время аудиенции у царя Михаила Федоровича архимандрит Киприан «паде у ног государевых и просяше милости... о тех, кои воровали и посягали на православных крестьян»; по его просьбе царь дает еще одну «милостивую» грамоту «в тайне», а также «список, выписав все неправды немецкие». Из предательского доноса шведы узнают о «списке» и о челобитье посольства, преследуют и наказывают участников переговоров. Особенно жестоко был наказан архимандрит Киприан: «Архимариту ж наипаче многая мука была: биша его немилостивно, после ж того бою биша на правеже до умертвия и стужею и гладом моряху; едва с таких мук душа укрепися».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ФИЛАРЕТ НИКИТИЧ РОМАНОВ Родоначальником дома Романовых был выехавший из прусской земли выходец Андрей Иванович Кобыла с родным братом своим Федором Шевлягой. Он оставил после себя пять сыновей, от которых, кроме третьего бездетного, пошло многочисленное потомство, давшее начало очень многим родам, как-то: Шереметевым, Колычевым, Неплюевым, Кокоревым, Беззубцовым, Лодыгиным, Коновницыным. Пятый сын Андрея Кобылы был Федор Кошка, знаменитый в свое время боярин, оставивший четырех сыновей; из них у старшего Ивана было четыре сына, последний из них, Захарий, дал своему потомству наименование Захарьиных. Из трех сыновей Захария средний, Юрий, оставил потомство, которое носило название Захарьиных-Юрьиных. Один из этих сыновей Захария Роман был отец царицы Анастасии (первой жены Грозного) и брата ее Никиты. С этого Никиты Романовича род стал называться Романовыми. Близкое свойство детей Никиты с царским домом и добрая память, которую оставил по себе Никита, поставили подозрительного Бориса во враждебное отношение к его детям. Он решился уничтожить этот род и всех сыновей Никиты разослал в тяжелое заключение. Александр, Василий и Михаил Никитичи не пережили царской опалы. Летописцы говорят, что Александра удавили в ссылке, у берегов Белого моря. Василий и Иван были посланы в Пелым. Борис велел их содержать строго, однако не мучить. Но слуги Бориса показывали ему более усердия, чем он, по-видимому, того требовал. Василий скоро умер от дурного обращения с ним приставов. Михаила Никитича держали в земляной тюрьме в Ныробской волости в окрестности Чердыни. До сих пор показывают там в церкви его тяжелые цепи. Более всех братьев выказывался дарованиями и умом Федор Никитич. Он отличался приветливым обращением, был любознателен, научился даже по латыни. Никто лучше его не умел ездить верхом; не было в Москве красивее и щеголеватее мужчины. Современник голландец говорит, что если портной, сделавши кому-нибудь платье и примерив, хотел похвалить, то говорил своему заказчику: теперь ты совершенный Федор Никитич.

http://sedmitza.ru/lib/text/435642/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви Деятельный и властный Филарет (Романов) наполнил свой титул «Великого Государя» реальным и совершенно исключительным для Патриарха содержанием. Однако огромная роль, которую играл в жизни Российского государства этот Предстоятель, могла обусловить и негативные последствия в случае сохранения преемниками Филарета столь же обширной власти. Легко представить, сколь серьезные нестроения могли возникнуть, если бы на месте родителя царя Михаила, с его громадными полномочиями и влиянием, оказался Патриарх, далекий от единомыслия с царем или враждебно к нему настроенный. Поэтому царская власть после кончины Филарета принимает меры к тому, чтобы особа нового Патриарха не заслоняла собой государя. По мысли правительства Михаила Романова царство должно было укрепиться, а священство, напротив, – играть более подчиненную роль. Хотя, конечно, ко всем этим вполне здравым мотивам примешивалось и почти традиционное для российских властей стремление поставить церковную жизнь под контроль государства. Преемником Патриарха Филарета царь Михаил и его ближайшее окружение хотели бы видеть личность менее яркую, чем почивший Первосвятитель, и менее склонную к политической активности. Филарет колоссально много сделал для укрепления государства в трудные годы, но он был отцом правящего монарха, что являлось гарантией полного единства и согласия между царем и Патриархом во всех начинаниях. Теперь же, когда Филарета не стало, образ влиятельного Предстоятеля Церкви пугал государя и его соратников, стремившихся к укреплению царской власти и усилению государственного начала в жизни страны. Есть все основания полагать, что и сам Филарет рассуждал подобным же образом на пороге смерти. Как отец государя он мог опасаться возможных разногласий между царем и новым Патриархом. Филарет искал себе в преемники такую личность, которая отличалась бы, с одной стороны, аполитичностью, но с другой – имела бы все необходимые для духовного лидера качества.

http://sedmitza.ru/lib/text/436314/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь в Патриаршество Филарета (Романова) В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви 14 июня 1619 г. Москва торжественно встречала Митрополита Московского и всея Руси Филарета. Давно было решено, что именно Филарет (Романов) станет новым Патриархом, и по этой причине нового Предстоятеля Русской Церкви так и не выбрали после воцарения Михаила Феодоровича Романова. Избрание Филарета Патриархом при сыне-царе должно было обеспечить максимальное соработничество властей светской и церковной в преодолении последствий смуты и послужить укреплению новой царской династии. Митрополит Московский и всея Руси Филарет прибыл в Москву после долгих 8 лет польского плена сильно изменившимся внутренне. В период заточения он многое обдумал, переосмыслил и, вероятно, покаялся в допущенных грехах и ошибках. Если раньше это был не чуждый политических интриг боярин в митрополичьем клобуке, то теперь в Москву вернулся иерарх, готовый заняться возрождением Церкви и государства после страшного разорения, вызванного смутой. Въезд митрополита Филарета в Москву был триумфальным: сам государь выехал, чтобы за 5 верст от столицы встретить своего отца. Встреча прошла со взаимными земными поклонами и весьма растрогала ее очевидцев. Вскоре после возвращения Филарета произошло его избрание на Патриаршество. Конечно, оно было формальным: исход выборов был не просто очевиден, а заранее определен царем Михаилом. В единогласном избрании Филарета (Романова) на Патриаршество помимо русских архиереев принял участие Иерусалимский Патриарх Феофан, приехавший за милостыней в Москву. Филарет, как было принято, отказывался от Патриаршества, ссылаясь на недостоинство, старость и изнурение, а также желание пожить уединенно и безмолвно, как и подобает монаху. Но, вняв настояниям архиереев, митрополит Филарет согласился принять Патриарший куколь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436311/

Арефино. Церковь Входа Господня в Иерусалим. /// Объект утрачен Проезд:По трассе Н. Новгород - Павлово - Навашино Вопрос модератора :уточнить расположение. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Арефино, церковь во имя Входа Господня в Иерусалим Название сел и деревень, как правило, давали сами люди, исходя из названий каких либо географических объектов; фамилий, часто встречающимся в этом поселении; возможно по каким - то историческим событиям, а возможно от названия прихода или фамилии священника той или иной церкви и т.д. Можно предположить, что название села Арефино происходит от латинского слова area – площадь, территория; а вторая часть слова - jinn – от финно-угорского населения, проживающего на  этой территории. Об этом свидетельствует и мордовское название речки Идомка, которая протекает в Арефине. А возможно, что в далеком прошлом в этом поселении проживал какой-то знатный и уважаемый человек по имени Арефий, поэтому и селение жители назвали Арефино. В начале XVII столетия село Арефино и селения, составлявшие его приход, принадлежали боярину Ивану Никитовичу Романову. В последней же четверти этого столетия Арефино (и селения при нем) было дворцовым пашенным селом Федора Алексеевича Романова. В 1689 году поместье было пожаловано братьям Нарышкиным, а в 1698 году было утверждено за одним Львом Кирилловичем Нарышкиным, а в 1816 году оно было продано графу Литта. История девичьего монастыря и храма во имя Входа Господня в Иерусалим В писцовых книгах 1629-30г.г. об Арефине сообщается следующее: «за боярином Иваном Никитовичем Романовым село Арефино, в нем девичий монастырь, в монастыре церковь Входа Господня в Иерусалим, да в приделе св. страстотерпцев Бориса и Глеба, да другой придел преп. Никиты, игумена Мидийского». Церковь была деревянная и сооружена на средства мирских людей и вотчинников. При храме имелся двор попа Иоанна, а на дворе келья отца его черного попа (священник-инок, иеромонах) – старца Филарета. В монастыре 13 келий, в них 16 стариц, которые  получают ругу от боярина Ивана Никитовича Романова, да еще 3 старицы. На церковной земле двор пономаря и 5 дворов бобыльских. Церкви была дана пустошь Арбузцево, в которой числилось два двора крестьянских. В самом Арефине имелся двор приказчиков и двадцать один дворов крестьянских, кабак, а тамга (клеймо) у боярина Ивана Никитовича.

http://sobory.ru/article/?object=23552

Боярин Федор Никитич Романов Род будущего патриарха Филарета восходил к Андрею Ивановичу Кобыле, московскому боярину еще при великом князе Симеоне Ивановиче Гордом (отмечен под 1347 г.). Темное происхождение Кобылы давало позже свободу для родословных фантазий. Писали, что отец его Камбила Дивонович Гланда (или Гландал) был жмудским князем и бежал из Пруссии под натиском немецких крестоносцев. Родственные славянам прибалтийские племена после упорной борьбы с рыцарскими орденами были разбиты и к 1294 г. завоеваны. Коренным пруссам было запрещено владеть землей, язык их истреблялся и само название Пруссии присвоили себе германцы. Вполне возможно, что Камбила, переделанный на русский лад в Кобылу, потерпев поражение на родине, уехал на службу к великому князю Дмитрию Александровичу, сыну Александра Невского. По преданию, он крестился в 1287 г. под именем Иван — ведь пруссы были язычниками, — а сын его при крещении получил имя Андрей. Гланда, стараниями генеалогов, вел свой род от короля пруссов Вейдевуда, или Войдевода (а на русский манер — князя-Воеводы). Согласно легенде, этот король получил престол в 305 г. от Рождества Христова от брата Прутена, ставшего верховным жрецом при священном дубе. Крепкий Вейдевуд правил 74 года (305—379) в мире и согласии. Заметив приближение старости, рассказывает легенда, он разделил владения между 12 сыновьями и на 114 году жизни сделался верховным жрецом, водворившись в дубовой роще близ Ромнова. Отсюда в гербе потомков его наличествует дуб. Славянское или родственное ему язычество, однако, было любезно не всем историкам, и Вейдевуда с легкостью записывали в аланы и гунны или в норманны-викинги. Также и Камбилу Гланду обзывали немецким рыцарем, возжелавшим из религиозного рвения сражаться не с обычными прибалтийскими язычниками, а с татарами и для того уехавшим на вассальную татарам Русь и принявшим православие (!). Следует отметить, что на Вейдевуда могут претендовать и латыши, в исторических песнях которых отражены приключения царя и жреца Видевуста, внука (по материнской линии) бога Перкунаса (Перуна). Первый латышский царь также имел брата Прутена и 12 сыновей, дожил до 116 лет, стал верховным жрецом и вдобавок сжег сам себя на костре перед священным дубом .

http://sedmitza.ru/lib/text/439754/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010