12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу Дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь , и удивитесь». Поэтому в том же 1806 г., 30 авг., молодой учитель перемещен был на высший класс – поэзии и получил должность лаврского проповедника, а 14 янв. 1808 г. переведен на класс высшего красноречия и риторики, с оставлением в должности проповедника. Все это делалось по распоряжению митроп. Платона, который прозревал великую будущность скромного учителя семинарии и видел его отличные дарования и высоконравственную жизнь. А так как наилучшим путем для обнаружения этих дарований и приложения их к делу на пользу церкви и отечества в то время был путь служения в иноческом чине, то митроп. Платон еще с 1806 г. стал располагать Дроздова к принятию монашества, что вполне соответствовало и настроению самого Дроздова; итак он в июле 1808 г., 25-ти лет отроду, подал прошение, а 16 ноября был пострижен в монашество, с именем Филарета (в память св. праведного Филарета Милостивого, 1 дек.), в лаврской трапезной церкви. 21 ноября того же 1808 г. инок Ф. был митрополитом Платоном рукоположен в иеродиакона. В этом сане он был вызван в С.-Петербург в декабре означенного 1808 г. для замещения должностей в тамошних духовно-учебных заведениях, которые в то время подвергались коренному и всестороннему преобразованию и нуждались в даровитых деятелях. Такой вызов, хотя и основывался на лестных рекомендациях лаврского семинарского начальства и самого митроп. Платона, однако был и неожиданным и горьким для последнего, ибо расстраивал планы старца на служение Ф. под его ближайшим ведением. Он горько жаловался в своих письмах к викарию Августину, что у него «берут» или «отнимают» Филарета; писал Петербургскому митрополиту Амвросию: «прошу Филарета отпустить ко мне; я крайнюю имею нужду в ректоре». Но ничто не помогало. Филарет был еще нужнее в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

22-е Святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского Аверкий был третьим епископом города Иераполя, бывшего недалеко от нынешнего Турецкого Бамбук-Каласи, и которого теперь не осталось и следов. Многими трудностями сопровождалась его ревностная деятельность в городе, где христиан было очень мало; тем не менее он содействовал к распространению веры, в чём поддерживал его Бог многими чудесами. Однажды во время одного языческого празднества во время епископства его, когда он сильно скорбел об ослеплении народа и усердно молился, чтобы Бог помог ему в деле просвещения язычников, увидел он, заснув после молитвы, знаменательное сновидение. – «Иди и сокруши жезлом начальников заблуждения!» – сказал ему светлый юноша, подавая жезл. Уразумев смысл видения, Аверкий, встав, поспешил в языческое капище и разбил в куски множество бывших в нём драгоценных идолов. Как только узнал об этом народ, то с яростью бросился к дому Аверкия, чтобы убить разрушителя его святыни. Епископ не уклонился от опасности, но, выйдя на площадь, наставлял народ, в Кого он должен веровать вместо идолов своих... В это же время, именем Того, Кого он проповедовал, совершил он в глазах всей толпы исцеление трёх больных юношей. И внезапно ярость народа против христианского епископа обратилась в почитание человека Божьего. – Истинно Тот – Бог, Которого проповедует Аверкий! – прозрела толпа и устремилась к нему, прося поведать ей о Том Боге, одним именем Которого больные получают исцеление. Весь тот день епископ поучал язычников и на другой день приняло от него святое крещение 500 человек. Но не в одном только своём городе Аверкий приводил народ к вере во Христа; он путешествовал с целью проповеди и в других странах, был в Сирии, Киликии, Месопотамии, Риме, почему и получил наименование равноапостольного. Кончина его полагается около 167 г., когда ему было около 72-х лет. Мощи св. Аверкия видели в Константинополе, в храме Спаса Милостивого, Стефан Новгородец и иеродиакон Зосима в XIV и XV столетиях. † Память о преп. Феодоре и Павле Ростовских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иконоборцы, которые никуда не исчезли, не оказывали видимого сопротивления восстановлению официального почитания икон, но не оставили мысли о реванше, надежду на который они строили главным образом на том, что в войсках продолжали чтить память Льва Исавра и Константина Копронима, при которых велись победоносные войны. В епископате в ту пору оставалось мало сознательно затаившихся убежденных иконокластов, готовых при первой удобной возможности возобновить борьбу с иконами, зато среди них в изобилии встречались бесхребетные лица, которые легко склонились на сторону истины, когда ее поддержала императорская власть, но которые способны были с не меньшей легкостью переметнуться на сторону врагов истины в случае перехвата ими верховной власти: эта гибкость порождалась не тотальным скепсисом и безверием, а тем, что в споре о почитании икон они толком не знали, на чьей стороне тут истина, и к тому же, вероятно, не придавали этой теме важного религиозного значения, не находили в этом споре догматического и сотериологического ядра, относя его к области обрядов и исторически сложившихся традиций. Патриарх Тарасий хорошо видел эти угрозы и риски и не форсировал ход событий, надеясь на постепенное перевоспитание епископата, духовенства и той части народа, которая в свое время легко уживалась с иконоборческой тиранией либо прямо сочувствовала ереси. У ревнителей православной акривии подобная икономия вызывала непонимание, несогласие, раздражение. Обнаружившаяся уже на Вселенском Соборе разница в подходе к каявшимся в иконоборчестве епископам между акривистами и икономистами сохранялась и после Собора, и вскоре она выступила наружу, правда, по делу, прямым образом не связанному с иконоборческим наследием. Когда император Константин VI отверг свою супругу Марию Амнийскую, внучку святого Филарета Милостивого, и предпочел ей придворную даму Феодоту — дочь своего кубикулярия, ложно обвинив Марию в попытке отравить его и повелев ей принять монашеский постриг, Патриарх Тарасий отказался дать Константину развод и обличил его в грехе прелюбодеяния, но, настаивая на своем, Константин угрожал, в случае отказа ему в разводе и благословении на новый брак, восстановить церковные порядки, бывшие при его отце, деде и прадеде.

http://pravoslavie.ru/smi/122652.htm

Поучение на Новый Год Если когда, то нынешний день, поздравляя друг друга с Новым Годом, мы желаем друг другу доброго здоровья, новых радостей и счастья. Доброе это желание. И сохрани Господи желать и мыслить кому-либо худо. Но, братие мои! Нужно знать и помнить всегда, что истинные наши радости и счастье зависят от благочестивой христианской жизни. Св. апостол учит, что благочестие на все полезно; ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни (Тимоф. 4:8). А благочестие христианское состоит в том, когда христианин всегда удаляется всяких худых помыслов и дел, почитает отца и матерь, пастырей духовных, старших и начальствующих, любит ближних и делает им добро, трудится по-Божьему, вообще, имеет в душе своей Божий страх и добрыми делами прославляет Бога. За такие-то, говорю, добрые дела и Господь награждает человека добром. Итак, братие, чего желаете себе от Бога в нынешнем году? Желаете ли, чтобы Он награждал вас благами и радостями земными: благословлял ваши поля хорошим урожаем, помогал вам Своею благодатью в ваших трудах и занятиях? – Живите добродетельно, трудитесь по закону Господнему, и Он исполнит ваше желание (Второз. 28:3–6). Вспомните праотца Авраама, праведного Иова, св. Филарета Милостивого. Своею верою и добрыми делами они угождали Богу, и Бог благословлял их благами земными. Св. царь Давид много лет царствовал на земле, дожил и до старости, но он во всю свою жизнь не видел праведника оставленного и детей его, просящих хлеба ( Псал. 36:25 ). Правда, не всегда люди добродетельные живут с богатством земным. Но они и не ищут его; не скорбят и тогда, когда по воле Господней лишаются его. Они имеют в душе своей чистую совесть: а чистая совесть для них есть самое дорогое сокровище и богатство. На их главах почивает благословение Господне (Притч. Сол. 10:6); а с благословением Господним у них малое лучше, чем у грешника большое ( Псал. 36:16 ). Но что я говорю – малое? Даже великое горе, которое грешнику иногда не под силу переносить, праведному человеку доставляет утешение; ибо он всякое горе и несчастье переносит с покорностью воле Господней. Чрез горе и несчастье он укрепляется в вере в Бога и святой жизни. Праведный Иов был велик и славен с богатством земным; но когда по воле Господней сделался самым бедным и сидя на гноище, с ног до главы покрытый мучительными струпьями, то был еще выше и славнее духом: он просиял твердою верою в Бога и покорностью воле Господней. За то и Господь наградил его еще большею славою и на земле, и на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Прежде всего долгом почитаю принести Вам глубочайшую мою благодарность за милостивое слово о моей книге: «Перевод LXX», выраженное в Вашем предшествующем последнему полученному мной письму. Хотя главная цель моего труда в этой книге, соответственно предмету моей кафедры, была та, чтобы показать (как и заглавие книги гласит) значение перевода LXX в истории греческого языка и словесности, и именно доказать, что этот перевод есть первый провозвестник сверхъестественного откровения Божественного на греческом языке, питавшемся дотоле исключительно соками язычества, и в этом смысле раскрыть всю полноту объема значения сего перевода как первоосновы языка церковно-греческого со стороны его лексикографии, логической организации, грамматики, и т. д., однако не только в связи с тем, но и в значительной мере по этому самому меня глубоко занимала также мысль о тесном взаимоотношении перевода LXX с нашим славянским переводом ветхозаветной Библии. Я искренно желал и, на сколько требовалось моею ближайшею и главною задачею, старался при всяком удобном случае в своем труде послужить раскрытию и подтверждению этой мысли. С этою целью я почти везде, при библейских цитатах по тексту LXX-mu перевод давал славянский, согласный с LXX-ю, а не русский согласный с еврейским и часто разногласящий с переводом LXX-mu, вошедшим в богослужебное употребление; а во втором отделе второй, главной части моего труда, особенно с страницы 624-й и прямо говорю о богослужебном употреблении перевода LXX в Церкви Христовой и великом значении его с этой стороны, на основании и святоотеческого о сем учения, при чем опять тексты св. Писания сопровождаю славянским, а не русским переводом, руководясь соображением, которое высказал еще в Бозе почивший святитель Московский Филарет и которое у меня приведено на стр. 642 и 643. Я ношу в глубине души своей убеждение, что мы, православные русские, столетиями воспитываемые материю нашею Церковью по преимуществу с помощью богослужения, должны крепко хранить наше святое достояние – славянскую Библию, вошедшую в состав богослужения и более согласную с переводом LXX-mu, нежели с еврейскою Библией; а потому хотя не должны пренебрегать, на случай разъяснения подлинного смысла того или другого места св. Писания, и так называемою (у блаж. Иеронима) «еврейскою истиною», однако первее всего должны держаться перевода LXX-mu, вошедшего с славянским переводом в плоть и кровь нашу и послужившего спасению наших предков и нашему. Вот, за тем, и настоящий случай, о котором вы изволите спрашивать меня, т. е. Uc. XXVI, 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Скачать epub pdf Письма к Екатерине Ивановне Богомоловой 174. На поездку решайтесь, имея благословение При болезни вашей напрасно вы малодушествуете. Слава Богу, мы все в таком же положении. Хотя и есть враждующие, Бог не попустил им восторжествовать: киевский Митрополит Филарет, бывши у нас, весьма милостивое обращал на меня, Леонида, внимание, ибо он знает меня уже более 30-ти лет. Мы охотно одобрили бы ваше желание быть у вас, но пока нельзя, не имея благословения вам к сей поездке. Потерпите еще, когда судит воля Божия, то Он подаст и руку помощи, устроив к сему благоприятный случай. Вручая вас покрову Божию, пребываем недостойные ваши богомольцы. 13 июля 1834 года. 175. Будьте спокойны, укрепляйтесь верою и надеждою на Господа. Если о чем беспокоитесь, молитесь Почтеннейшая мать! Будьте спокойны, укрепляйтесь верою и надеждою на Господа, ужели чем беспокоитесь, молитесь: Батюшка к вам усердно расположен, но теперь ему самому писать нет времени. Удерживайте себя от нападений вражиих, вините себя, а не служащих, вам будет удобнее сносить обиды. 176. Смущение после Причастия попустилось за самонадеянность. Без скорбей спастись невозможно Господь да простит вас и дарует вам мир и спокойствие душевное. Что попустилось вам высокоумие, когда вы по принятии Св. Даров сподобились тишины и спокойствия и радовались, что уже можете понести испытание, – за каковое самонадеяние и пострадали смущением. Это пусть послужит поучением впредь не высокомудрствовать, но смирять себя, принимать все, что чрез помощь Божию получаемо. Да врачует Господь вашу болезнь и вас умиротворит. Помните, что без скорбей спастись невозможно, – терпением и смирением все побеждается. 28 сентября 1834 года. 177. Смирением и терпением противостоять брани. Все испытания попускаются Промыслом Божиим Желаем, чтобы принятие Пречистых Христовых Таин было вам во оставление грехов и страстей, которым потщимся противостоять всеми силами и с помощью Божию принимать оружие терпения и смирения. Поелику брань имамы с гордыми бесами, то и надобно противопоставить им смирение. Хотя и чрез келейную враг на вас поборствует, воздвизая ее против вас, но сие смотрением и Промыслом Божием попускается, чтобы вы видели свои глупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Съезд начался с молитвы, после чего была пропета «Вечная память» почившим членам ОПВР — новопреставленному А.В. Недоступу, который отошел ко Господу 17 октября 2022 года. А.В. Недоступ возглавлял исполком ОПВР в 2007-2022 годах. И секретарю исполкома ОПВР И.А. Дронову, который отошел ко Господу 28 августа 2021 года. «Мы благодарны вам за ваши труды по сохранению здоровья всего нашего народа, особенно в последнее время — как в период распространения страшной инфекции коронавируса, которая поразила весь земной шар, так и теперь — в период специальной военной операции. Сейчас ваша помощь очень нужна раненым, тем, кто приехал из зоны конфликта. Но в это тяжелое время вы не одни, у вас есть помощники — это больничные священники и сестры по уходу, которые готовы помогать вам в вашем благородном труде, оказывать свою поддержку больным. Поэтому надеемся на дальнейшее наше взаимодействие», — сказал епископ Пантелеимон, обращаясь к врачам-участникам съезда. Владыка Пантелеимон вручил награды Синодального отдела по благотворительности представителям ОПВР. В связи с 30-летием работы в Синодальном отделе и во внимание к участию в делах милосердия медалью праведного Филарета Милостивого I степени награжден ответственный секретарь Отдела игумен Серафим (Кравченко). Во внимание к делам христианского милосердия и самоотверженному труду во благо больных и страждущих медалью имени святого врача Евгения Боткина награждены настоятель храма святителя Луки Крымского поселка Большая Мурта Красноярского края протоиерей Сергий Рыжов, доцент кафедры госпитальной терапии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Е.В. Бобков, заведующая кафедрой госпитальной терапии и иммунологии Красноярского государственного медицинского университета И.В. Демко. Медалью святого врача Евгения Боткина также отмечены труды председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви протоиерея Кирилла Шолкова и доцента кафедры пульмонологии РНИМУ имени Н.И. Пирогова Н.П. Княжеской.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5970557...

Житие Филарета Милостивого 377 Житие Филарета Милостивого написано в первой половине IX в. Автор его – Никита из Амнии (Пафлагония), внук Филарета от его сына Иоанна. Житие интересно как исторический и как литературный памятник. В живой, непринужденной форме, нередко с задорным юмором, автор сумел образно запечатлеть черты окружавших его людей. Мы хорошо можем представить себе психологию доброго, любвеобильного старца Филарета и жадной, немного вздорной его жены Феосевы; правда, остальные члены большой семьи Филарета обрисованы довольно бледно, но зато они не затемняют главных героев– Филарета и Феосевы, столь противоположных друг другу по характеру нравственному складу. Автору прекрасно удается в нескольких словах дать всю суть внутреннего облика человека – так кратко, но выразительно даны опять–таки противопоставленные образы доброй, благоразумной Марии, внучки Филарета, прибывшей на смотрины во дворец императора, и ее соперницы, надменной и самоуверенной дочери богача Геронтиана. Перед нами выступают также исторические лица, правда, очерченные бегло, – правительница Ирина, ее сын Константин VI, его жена Мария, всесильный временщик Ставракий. Упоминается даже лонгобардский король по имени Аргус 378 . Таким образом, из жития можно почерпнуть немало ценных исторических сведений – об отношениях лонгобардов с византийским двором, о размерах византийских зажиточных хозяйств, о взаимоотношениях крупных и мелких землевладельцев. При сравнении стиля повествования в житии Георгия Амастридского (по времени написания очень близкого к житию Филарета) со стилем этого жития обнаруживается огромная разница: насколько сложен и труден для восприятия стиль в житии Георгия, настолько он прост и ясен в житии Филарета. В языке Никиты из Амнии нет сложно построенных метафор, сравнений. Его излюбленное речевое украшение – эпитеты, которыми изобилует повествование. В большинстве случаев они передают настроение самого автора, его отношение к изображаемому. Эпитеты очень разнообразны, есть, хотя и в небольшом количестве, постоянные (см. описание внешнего облика дочерей и внучек Филарета, его сыновей и внуков). Простой язык и почти сказочное содержание (сюжет напоминает сказку о Золушке), быстро развертывающиеся события жития сделали его очень популярным и в Византии, и в других странах, в частности в древней Руси. На греческом языке оно существует в большом количестве списков, а переводные древнерусские списки различных редакций жития относятся еще к XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Скачать epub pdf 47. День памяти святого праведного Филарета милостивого. О милосердии к людям (Мф. 6:1–4) «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5:7 ). Сегодня святая Церковь , братия и сестры, чтит и прославляет святого праведного Филарета Милостивого. Он жил в восьмом веке в Малой Азии, в Пафлагонской обители. Происходя из богатых, знатных и благочестивых родителей. Уже с дней своей юности он отличался милосердием и не мог безучастно взирать на сирых, обездоленных, страдающих, нуждающихся в помощи. Благочестивые родители не препятствовали его милосердию, зная, что это верный путь к Богу. Когда Филарет возмужал и женился, то богатство его, унаследованное от родителей, преумножилось. Многочисленные стада, нивы (поля), сёла составляли основу его богатства. Известно, что большие в средства к жизни приносят с собой и большие искушения и соблазны. Соблазны к широкой, весёлой, праздничной, беззаботной жизни в своё удовольствие. Но здесь у праведного Филарета произошло другое. От юности возлюбив Бога и милосердие, он теперь ещё больше стал предаваться милосердию от избытков своих, материальных благ. Он понял ту истину, что через материальные богатства он может стяжать духовные богатства, может в Бога богатеть через дела милосердия. Для него открывалась и другая спасительная истина, что земная жизнь изменчива и кратковременна, за ней неизбежно следует вечная, где не получит милости Божией тот, кто сам, живя на земле, не творит милостыни, ибо, как говорит апостол, за гробом суд будет без милости, не сотворшему милости ( Иак. 2:13 ). Всё это зная и помня, праведный Филарет и спешил творить дела милосердия. Кто чего не попросил бы у него: пищи ли, коня ли, вола ли или чего-либо другого, – отказа не было. Так праведный Филарет выполнял завет Христа: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся ( Мф. 5:42 ). Казалось бы, что при большом богатстве праведник мог милосердствовать многие и многие годы. Но Господь судил иначе. Он захотел испытать Филарета как некогда праведного Иова испытать в терпении, смирении и преданности воле Божией и тем самым поднять на более высокую духовную ступень.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Красочна картина, относящаяся к этому времени: «Летом, находясь сам на работах, о. Георгий посылал Феодора наблюдать за пчельником, давая ему для чтения в это время Четии-Минеи. Однажды, в жаркий летний день, когда на солнышке пчелки весело жужали и работали, собирая мед с цветов, юный наблюдатель сидел у пенька; пред ним развернутая лежала большая книга Четий-Миней св. Димитрия Ростовского . Водя пальчиком по крупным славянским буквам, читал он житие св. Филарета Милостивого: очень по сердцу пришлось оно мальчику; второй раз он начал его читать. Пламенное желание и ему посвятить себя на служение людям охватило мальчика: образ св. Филарета Милостивого глубоко отпечатлевался на сердце мальчика. Дума принять иночество и имя святого этого охватила юного ревнителя жизни святой. Рой пчелок гудел над его головкой. Слезы капнули на страницы свя щенной книги. Мальчик наклонился, чтобы поцеловать дорогия строчки и заснул... Когда отец стал искать улетевший рой, мальчик проснулся и когда его родители стали журить за то, что он упустил рой, мальчик стал уговаривать отца не огорчаться этим, особенно, если рой взят кем-либо бедным. И при этом указал на только что читанные страницы жития св. Филарета Милостивого, которые и начал читать. «Так то так, сказал сыну отец, мой родимый, и слава Богу, что ты так внимаешь в божественное чтение, но все-таки неладно, что ты прокараулил рой-то» и – тотчас же увидел этот рой сидящим недалеко от Феодора на пне». «Бывало, дома, разсказывал о. Георгий, соберемся обедать и сядем за стол; а Феденьки нет, как нет. Где он? Никто не знает. И пойду я сам, бывало, искать его. Ищу по двору, по саду, на пчельниках, кличу, зову. Нет его! Взойду на сарай, на самую поветь, смотрю, а он стоит на коленях в коноплях и Богу молится. Сойду потихоньку с повети, пойду поближе к коноплянникам, громко кликну его; как будто не вижу его. И он, мой голубчик, сейчас прибежит, как будто не был нигде, и пойдет со мною обедать. Или, бывало – ночью братья спят, а он встанет на колени на лавочке или на сене под сараем и молится усердно Богу. А чтобы прогулять когда-нибудь вечерню или утреню (не говорю уже про обедню) – Боже упаси! Всегда первый прибежит в церковь и последний выйдет из нея».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010