Скачать epub pdf Предпринятое Сретенским монастырем издание «Житий святых», составленных архиепископом Филаретом (Гумилевским) , открывает современному читателю возможность познакомиться со святителем Филаретом как агиографом. Из-под пера святителя Филарета вышли следующие агиографические труды: «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1861–1865), «Святые южных славян» (1865) и «Святые подвижницы Восточной Церкви» (1866). Уже после кончины святителя Филарета изданные им жития были дополнены житиями древних святых и таким образом было составлено общее двенадцатитомное издание. Жития, составленные самим архиепископом Филаретом, помечены в нем знаком «††». Тексты «Житий святых», составленные святителем Филаретом, поражают своим высоким научным уровнем – Владыка в совершенстве владел практически всем материалом, доступным в то время, и во многих отношениях его работа не утратила своего значения и до сих пор. Обращает на себя внимание знаменитый слог Владыки – легкий, краткий, но вместе с тем удивительно живой и точный. Текст не перегружен ни чрезмерной напыщенностью и витиеватостью, ни обилием специальной терминологии и при всем этом, оставаясь доступным и ясным, выражает серьезные и глубокие мысли. В последнее время, ознаменовавшееся для нашего Отечества достаточно бурным и сложным процессом становления высшего богословского и духовного образования, в научной церковной среде наблюдается все возрастающий интерес к богатому дореволюционному наследию. Переиздаются заслуживающие интерес работы известных православных исследователей XIX – начала XX века, а также православных писателей первого поколения эмиграции. Труды архиепископа Филарета, патролога, историка, богослова, привлекают все большее внимание. Уже в наше время дважды (Троице-Сергиевой Лаврой и издательством «Паломником» в 1996 году) переиздавалось «Историческое учение об отцах Церкви» – труд, до сих пор остающийся уникальным; в 1995 издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры переиздало «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви», принадлежащий перу святителя Филарета; издательство имени святителя Игнатия Ставропольского в 2000 году выпустило в свет репринтное издание его «Бесед о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Из новейших исследований, посвященных архиепископу Филарету, можно упомянуть замечательную статью А. И. Сидорова «Преосвященный Филарет (Гумилевский) – основатель русской патрологической школы». Ждет своего издателя его «История Русской Церкви», запечатленная особой цельностью и глубоким пониманием предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кочетковщина и власовщина 20.11.2020 1290 Время на чтение 8 минут В адрес т. н. кочетковцев, последователей священника Георгия Кочеткова, ректора Свято-Филаретовского православного института, часто звучат нарекания со стороны консервативно настроенных православных христиан. Многие считают кочетковцев модернистами и даже еретиками. Еретики они или нет, я судить не берусь. Но вот то, что в стенах Свято-Филаретовского института процветает власовщина — факт. Для меня этот факт имеет большое значение и об этом я написал в своей заметке . В прошлом, 2019 году представители возглавляемого о. Георгием Кочетковым Свято-Филаретовского института участвовали в международной конференции к 75-летию Пражского (власовского) манифеста, о чем сообщается на кочетковском же сайте . Чтобы читатель сразу понял о каком таком манифесте идет речь, процитирую сообщение кочетковского сайта: « Пражский манифест — название политической платформы и программного документа Комитета освобождения народов России (КОНР). Манифест был провозглашён 14 ноября 1944 года в Праге на Учредительном собрании КОНР и стал окончательным политическим оформлением “власовской” ветви развития Освободительного движения народов России, образовавшегося в ходе Великой Отечественной войны». Представители СФИ (страна должна знать своих «героев») — декан исторического факультета СФИ Константин Обозный и доцент исторического факультета СФИ Кирилл Александров. К. Александров — весьма известный провласовский историк. На конференции, как сообщает кочетковский сайт СФИ, он выступил с докладом «“Генерал Власов в какой-то момент не только перейдет к союзникам, но и ударит в спину немцам”. Учреждение КОНР и “Пражский манифест”: реакция нацистов» . Содержание этого доклада на сайте не приведено, но я думаю, само название доклада (или цитата из него — об ударе в спину немцам) говорит за себя. Мне вот только жутко интересно — неужели кандидат исторических наук всерьез в это верит? Ведь известно, что даже в пражском восстании власовцев в мае 1945 года сам генерал не участвовал (см. мою заметку «Миф о власовцах-освободителях Праги» ).

http://ruskline.ru/opp/2020/11/20/kochet...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Лживая провокация против единства Русской Церкви» Опрос ВЦИОМ о богослужебном языке, проведенный по заказу священника Георгия Кочеткова и его подельников, направлен на раскол Церкви 02.03.2020 1589 Время на чтение 3 минуты Предложение Святейшего Патриарха Кирилла о частичном использовании современного русского языка на Богослужениях в той или иной мере пользуется поддержкой 75% православных россиян, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, сообщает «Интерфакс-Религия». По результатам исследования, 29% сограждан, исповедующих Православие, полностью поддерживают такую идею, «скорее поддерживают»: 46% респондентов, относящих себя к православным. В свою очередь 15% православных в России не поддерживают частичный перевод Богослужения на современный русский язык. Опрос показал, что 37% россиян не знают, на каком языке совершаются Богослужения в православных храмах, 27% респондентов считают, что на русском языке, 13% опрошенных – на старославянском, 9% участников опроса – на церковнославянском. Опрос был проведен 10 февраля по заказу Филаретовского православно-христианского института среди 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Редакция издания «Благодатный огонь» отреагировала на сообщение «Интерфакса»: «Читающий это сообщение и впрямь может подумать, что большинство православных верующих в нашей стране выступают за Богослужение на русском языке. Однако если принять во внимание, что " опрос был проведен 10 февраля по заказу Филаретовского православно-христианского института " , возглавляемого священником-неообновленцем Георгием Кочетковым, уже не одно десятилетие пропагандирующим богослужение на русском языке, то иллюзии сразу улетучиваются и перед нами всплывает хитрая и подлая провокация кочетковского " Свято-филаретовского института " (СФИ), который не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви». «Да и количество опрашиваемых " 1600 россиян " позволяет сильно усомниться в репрезентативности и честности подобного опроса, - отмечают в редакции БО. - Почему результаты такого " опроса " по заказу СФИ Кочеткова можно экстраполировать на всех " православных россиян " , как сказано в сообщении " Интерфакса " ? Никаких оснований для этого не приводится».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/02/lz...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Вопросы Святителю Московскому Филарету (Дроздову) Протоиерей Максим Козлов, 11 декабря 2002 г. Актовая речь доцента протоиерея Максима Козлова на Филаретовском вечере в Московской духовной академии 2 декабря 2002 года Ваши Высокопреосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодняшнее выступление на Филаретовском вечере я позволю себе построить с некоторым отходом от устоявшихся норм и правил. Я не буду вам читать нечто академическое на 40-45 минут, связанное с теми или иными сторонами жизни или деятельности святителя Филарета. Дело в том, что его житие известно всем учащимся Московских Духовных школ. С молитвой к святителю мы обращаемся ежедневно, он один из наших ближайших пред Господом молитвенников и предстателей. В сегодняшнем теплом собрании мне бы хотелось, чтобы мы постарались прикоснуться к некоторым чертам лика, жизни, жития Святителя, которые являются актуальными и до нынешнего времени. И сделать это тоже в форме, которая не противоречит тем жанровым предпочтениям, которые в своей жизни, в своем творчестве выбирал святитель Филарет. Мы знаем, что среди прочих жанров богословской литературы, который он практиковал, был и жанр диалога. Собственно, в диалоге написан всем нам известный классический его труд " Пространный катехизис Православной Церкви " . Есть у него и другие богословские сочинения, трактаты, написанные в диалогической форме. Это подвигло к мысли построить сегодняшнее выступление в форме некоторого внутреннего диалога. Второе побуждение было связано с актуальным событием, которое произошло не так давно, и которое у многих из вас тоже было на слуху или даже на виду. Я думаю, многие из вас несколько дней назад видели или слышали программу телевидения, которая называлась " Свобода слова " , где обсуждалась возможность введения в наши государственные школы " Основ православной культуры " . И там один из традиционных оппонентов Православной Церкви, демократ " первого призыва " , ректор Российского государственного гуманитарного университета Юрий Афанасьев, довольно тонко намекнул, что вообще-то иных из православных людей уже пора привлекать к суду, процитировав " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " - тот весьма сдержанный абзац в этих " Основах… " , где было указано на то, что, признавая нынешнюю демократическую государственность как реальность, в которой Церковь живет и действует, Церковь наша, тем не менее, не исключает того, что, Богу содействующу, возможны такого рода изменения в обществе, которые приведут к возвращению государства и церковно-государственных отношений на более высокую, с религиозной точки зрения, ступень.

http://zavet.ru/obs/ts/001kozlov.htm

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Преподобномученик Филарет (Пряхин) Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в семнадцать лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха. Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались.

http://fond.ru/kalendar/273/filaret/

Еще знаменитый строитель иргизских раскольнических монастырей, Сергий, в своем «Зеркале для старообрядцев» писал: «беглые попы, в нравах непотребные, возмущают их (раскольников вообще и в частности – раскольников иргизских монастырей) и приводят к непокорению духовной власти и светской». Эти слова Сергия, как следствия собственного наблюдения и продолжительного опыта; вполне оправдываются всей историей иргизских раскольнических монастырей. По давней и, так сказать, исторической вражде раскольников к православному русскому правительству, иргизские скиты с самого же начала своего существования не могли удержаться от участия в политических смутах внутри России. Известно, что одновременно с тем, как стало полагаться основание раскольнических скитов по Иргизу, стало зачинаться и темное дело самозванца Пугачева, принявшего на себя особенно уважаемое раскольниками имя императора Петра III Феодоровича. Участие раскольников вообще и в частности раскольников иргизских скитов в подготовлении, направлении и поддержке этого темного дела пугачевского восстания с исторической точки зрения можно считать несомненным. Можно даже сказать, что иргизские скиты служили главным рычагом, которым двигалась предшествовавшая пугачевщине и потом слившаяся с нею смута бывшего войска Яицких казаков. В то время жил па Иргизе раскольнический подвижник, старец Филарет 2 . Вероятно, он имел большое значение не только между раскольниками нижнего Поволжья, но и между раскольниками других мест России. Но крайней мере, зачинщики темного дела пугачевского бунта признавали за этим Филаретом великий авторитет в расколе и чрез него думали привлечь к своему делу силы всего раскола. Поэтому когда восстание между яицкими казаками стало принимать более или менее определенную форму и намеченную цель, они убедили Пугачева ехать на Иргиз к старцу Филарету, вполне обнадеживши в том, что Филарет примет его, даст помощь и совет в задуманном деле. К концу лета 1772 г., Пугачев действительно с Яика отправился на Иргиз и поселился у старца Филарета 3 . К этому, вероятно, времени пребывания Пугачева и относится существующее известие о том, что старец Филарет благословил Пугачева на Московское царство, взамен чего Пугачев обещал, по занятии Московского престола, сделать Филарета всероссийским патриархом, пожаловать всех раскольников крестом (двуперстным), бородою 4 и разными земными благами. Это путешествие Пугачева на Иргиз и закрепление связи с старцем Филаретом имели своим последствием то, что во время самого самозванческого восстания, раскольники нижнего Поволжья давали Пугачеву весьма сильную, и нравственную и материальную поддержку. Затем и в то время, когда Пугачев стал терпеть неудачи в столкновениях с правительственными войсками, и сам он, и главные его соучастники в восстании находили себе на некоторое время приют и убежище в иргизских раскольнических скитах; в землях же иргизских скитов пугачевцы скрывали и свою богатую казну 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Портрет работы Владимира Гау. 1854 год ЖМП 12 декабрь 2012 /  6 декабря 2012 г. 01:00 Наш современник — святитель Филарет Московский Святитель Филарет (1782–1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета . По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, " он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное " . Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка " наш современник — святитель Филарет " . На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение " консерватор " , однако такое мнение видится обоснованным. Богословские проблемы, которые он пытался решать в годы своего служения Церкви, и вопросы церковной жизни, на которые искал и предлагал ответы, отчасти остаются актуальными до сего дня. Опыт митрополита Московского может быть нам полезен как при исследовании богословских проблем, так и при изучении вопросов формирования русской национальной культуры на рубеже XVIII–XIX веков. В трудах святителя Филарета содержится немало интересных глубоких замечаний по отдельным вопросам библеистики и перевода Священного Писания на русский язык, важных соображений о догмате искупления, об имени Божием, о мариологии и литургике.

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_fil...

6 авг. 1830 г. Н. окончил курс академии 5-м магистром и 13 авг. того же года был назначен инспектором Тульской ДС и профессором богословия и евр. языка. 14 апр. 1832 г. переведен в Новгородскую ДС инспектором и преподавателем философии. 24 окт. 1833 г. из-за конфликтов с новгородским духовенством Н. был возвращен инспектором в Тульскую семинарию, ректором которой служил его однокурсник по МДА архим. Никон (Щеглов). С 11 февр. 1835 г. ректор Вятской ДС и с 19 марта настоятель Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря ; 17 апр. того же года возведен в сан архимандрита. В период ректорства Н. в Вятке происходил процесс преобразования учебной программы в духовных учебных заведениях. В 1837 г. ректорам семинарий было предложено представить в Синод свои проекты преобразования - «Богословские конспекты». Проект Н. привлек внимание обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова , который в 1838 г. вызвал молодого ректора в С.-Петербург и поручил ему составление нового устава семинарий и духовных уч-щ. Беседу с обер-прокурором Н. записал впосл. по памяти. Существовавшая система обучения, по мнению Протасова, не соответствовала ни целям гос-ва в отношении народного просвещения, ни обязанностям Церкви по отношению к гос-ву. О подготовке своего устава Н. информировал митр. Московского Филарета (Дроздова), к-рый сдержанно относился к планам Протасова. К сент. того же года Н. написал об учебных порядках, о части административной, нравственной, экономической, оставив в стороне вопросы учебного курса. Вероятно, взгляды Н., не желавшего стать «орудием расстройства духовной части», и обер-прокурора на реформу были различны и черновой вариант устава вятского ректора не получил одобрения Синода. О периоде пребывания в столице и взаимоотношениях со свт. Филаретом, оказавшим большое влияние на последующую его деятельность, Н. писал в своих воспоминаниях (О Филарете. 1877. С. 34-43; Антипов. 2005). Во время встречи с митр. Филаретом в Москве 7 июня 1838 г. святитель подарил Н. «четки, новыя, белой кости, с голубою бисерною кисточкою» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2012. Т. 3. С. 349).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце История их Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде. Одновременно с помещением Императорского семейства во Дворце в 1762 году, устроена в здании его придворная соборная церковь , и освящена в том же году, 6 апреля, новгородским архиепископом Димитрием Сеченовым, во имя Воскресения Господня 49 . На подвижном амвоне, на оборотной его стороне находится медная дощечка с надписью: «устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.» В следующем году, при перенесении в собор древнего образа Христа Спасителя на Убрусе, храм сей, по воле Императрицы Екатерины II, освящен вновь 12 июля 1763 года, преосвященным Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским – во имя Спаса Нерукотворного образа, как видно из книги церковной описи. Антиминс за подписью этого преосвященного хранится в ризнице. По возобновлении, после пожара 1837 года, храм освящен в 1839 году 25 марта во имя Нерукотворного же образа, высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс. 1. Большой собор. Описание большого собора Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ершово. Церковь Троицы Живоначальной (старая). Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1826 и 1829. Год утраты:1941 (взорвана немцами) Ссылки:   Адрес: Московская область, Одинцовский район, Ершово, д. 41А. Координаты: 55.769463, 36.85917 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Утраченная церковь Троицы Живоначальной  была  воссоздана  в исторических формах и размере немного южнее от своего первоначального места Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревянные предшественники каменного Ершовского храма существовали в середине XV в., поскольку уже тогда Ершово упоминается селом. Одна из деревянных церквей, судя по надписи на антиминсе, построена была вотчинником Сергеем Васильевичем Салтыковым около 1742 г., но этот храм простоял недолго. 23 апреля 1761 г. он сгорел, после чего службы отправлялись в построенной на ее месте в октябре 1761 г. часовне, в которой имелся антиминс, выданный в 1740 г. Новый деревянный храм был построен к 16 мая 1770 г., как сообщают клировые ведомости, тщанием прихожан, а освящен скорее в 1771 г. В этой церкви хранился и антиминс от старого храма, который многих ввел в заблуждение относительно постройки прежнего деревянного храма. В клировых ведомостях за 1823 г. о церкви говорится, что она пришла в ветхость. Замысел нового, уже каменного храма появляется в 1822 г. Об этом говорит запись в дневнике Василия Дмитриевича Олсуфьева: «У меня был архитектор Григорьев, и я толковал с ним о церкви, которую мы намерены строить в Ершове». Заботу о постройке церкви, по всей видимости, взял на себя именно Василий Олсуфьев. Но называть Василия Олсуфьева единственным строителем ершовской церкви, как это обычно делается, не вполне справедливо. Дело в том, что после смерти его отца, Дмитрия Олсуфьева, Ершово переходит к его матери Дарье Александровне и находится в ее владении 20 лет вплоть до смерти в 1828 г. Именно поэтому вся официальная храмоздательная переписка с архиепископом Филаретом ведется именно ей. Так, 12 февраля 1823 г. она направляет прошение к правящему архиерею о постройке нового каменного храма. Храмоздательная грамота дана была архиепископом Филаретом в Санкт Петербурге 28 мая того же года.

http://sobory.ru/article/?object=60513

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010