Закрыть Митрополит Филарет (Вахромеев) Читательский рейтинг: 48 Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих.   Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ.   В 1953 г. окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса.   В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.   3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого.   26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы  Святейшим Патриархом Московским Алексием I  рукоположен во иеродиакона.   В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха.   В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.   4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.

http://ruskline.ru/author/_/vahromeev_fi...

366. Беседа по освящении храма святого праведного Филарета Милостивого, в Гефсиманском ските (Говорена сентября 27-го; напечатана в Твор. Св. От. 1860 г. и в собр. 1861 г.) 1860 год Место, где мы теперь находимся, в продолжении шестидесяти лет знаю, как очевидец: и сверх того, когда пришел я сюда в первый год текущего столетия, встретил здесь ясные следы и воспоминания прошедшего столетия. Да не покажется то праздным словом, если возобновлю теперь некоторые из сих воспоминаний. Это будет не мимо нынешнего праздника. Здесь был дом изящного зодчества, который устроением своим показывал, что он назначен был не для постоянного жительства, а только для летних увеселительных посещений. Здесь был сад, в котором растительная природа слишком много страдала от искусства, ухищрявшагося дать ей образы, ей несродные. Для чего это сделала обитель монашествующих? Как взирал на сие преподобный Сергий, любитель простоты, и никак не любитель роскоши и чувственных удовольствий? Как допустил он сие в своей области, так близко к нему? Во-первых, думаю, он снисходительно смотрел на дело потому, что имел в виду намерение, которым или оправдывалось, или извинялось дело. Урочище сие было украшено для царских посещений. Тогда как высота царская смирялась пред смирением святого; тогда как благоговение меньших сынов преподобного Сергия соединялось с благоговением державных, в молитве о спасении душ их и о благе царства их; верноподданническая любовь желала проявить себя и в том, чтобы представить царским взорам некие черты обычного для них благолепия и великолепия. Во-вторых, преподобный Сергий без прещения допускал, чтобы в области его являлись некоторые виды мирского великолепия, думаю, потому, что смотрел на них, как на пробегающую тень; и, как таинник провидения Божия, предоставлял себе в последствии времени открыть здесь иные, духу его свойственные виды. Внешние обстоятельства Сергиевой лавры изменяются. Ее древнее достояние вземлется от нее, и чрез то снимаются с нее многие мирские обязанности и заботы. Прежнее великолепие становится не нужным, так как и не возможным. Здешний царский дом и сад делаются местом скромного отдохновения наставников и учеников духовного училища, которое лавра основала в своих стенах, на своем иждивении, во дни своего изобилия. По времени увеселительного дома не стало: сад, уступленный искусством природе, обратился в лес. Таким образом преподобный Сергий достиг того, что упразднилось здесь мирское, допущенное на время; и, как бы желая вознаградить себя за сие допущение, благоизволил, чтобы здесь водворилось духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архив Пн В Минске прошли торжества по случаю дню тезоименитства митрополита Филарета и 35-летия его служения в Белоруссии 15 декабря 2013 г. 14:27 14 декабря 2013 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого, в Минске прошли торжества, посвященные дню тезоименитства Предстоятеля Белорусской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета и 35-летию его служения на Минской кафедре . Накануне праздника викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. В день торжества Божественную литургию в Свято-Духовом соборе возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий , управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , епископ Могилевский и Мстиславский Софроний , епископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Борисовский Вениамин, епископ Смоленский и Вяземский Исидор , наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), а также сонм духовенства из епархий России, Украины и Белоруссии. В храме молились настоятельницы монастырей Белорусского экзархата, многочисленные гости и прихожане собора. На богослужении присутствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко. По окончании Литургии епископ Смоленский и Вяземский Исидор огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе владыка! В день памяти Вашего небесного покровителя — праведного Филарета Милостивого — примите сердечные поздравления вкупе с пожеланиями крепости сил и бодрости духа на многая и благая лета.

http://patriarchia.ru/db/text/3441377.ht...

М.И. Звездинский Сознание незаконности бегствующего священства еще в конце XVIII века побуждало многих искать соединения с православною Церковью на началах единоверия. Первыми выразителями этого направления были старообрядцы Елисаветградского уезда, куда они переселились из Молдавии и где основали селение Знаменку. Они обратились к тогдашнему Славенскому архиепископу Никифору (Феотоки). Он исполнил их просьбу и послал Елисаветградского священника присоединить их к Церкви, а также благословил их соорудить храм в Знаменке. Который сам и освятил, причем на правом клиросе пели архиерейские певчие по новым книгам и напевам, а на левом новоприсоединенные по своим старым. Тогда же преосвящ. Никифор поставил им священника и благословил совершать службу по старым книгам. Это было в 1780 году. Но то был факт, так сказать, единичный. Широкое распространение единоверие получило только с появления и утверждения его в Москве. В 1799 году московские старообрядцы, поповщинского согласия, в количестве 75 семейств во главе с купцами: Г. Александровым, Д. Г. Ямщиковым и Ф.А. Шелапутиным, подали митрополиту Платону прошение о присоединении их к святой церкви и о дозволении иметь церковь для отправления богослужений. «Надеясь на беспримерные щедроты, – писали в этом прошении московские старообрядцы – и великие милости Его Императорского Величества Павла Петровича к старообрядцам, и на благоснисхождение пастырей Грекороссийской церкви к оным, восприняли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами, и пастырским благоснисхождением, и испрашивать об открытии себе святых церквей, и о снабжении нас правильными священниками». Изложив затем в 16 пунктах условия, на которых эти старообрядцы желали соединиться с церковью, они так заключили свое прошение: «Того ради препоручая себя в милостивое вашего высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам архипастырскую свою милость и благоснисхождение, открыть нам святые церкви и снабдить нас правильными священниками и о сем нашем прошении милостивое решение учинить». Это прошение, по рассмотрении его в Святейшем Синоде, было представлено на благоусмотрение Государя императора Павла Петровича. Государь на этом же самом прошении начертал: «Быть посему Октября 27 дня 1800 года, Гатчино». Этот важный, исторический документ в подлиннике хранится в Троицкой церкви. Таким образом, с этого времени для московских старообрядцев явилась возможность быть в единении с православной церковью, быть православными, оставаясь при старых обрядах и совершая богослужение при помощи законных священников по старообрядческим патриаршим книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Биографический справочник Святитель Филарет Московский (1782–1867), церковный иерарх, яркий богослов и проповедник XIX века (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в г. Коломне в семье диакона Михаила (позже – священника) кафедрального собора в честь Успения Божией Матери. В младенческие годы его воспитанием занимались родные бабушка и дедушка – соборный протоиерей Никита Филиппов. В девять лет Василий начинает обучение в Коломенской семинарии. В 1800 году он был принят в философский класс Троицкой семинарии в Сергиевом Посаде. Показав незаурядные способности к языкам, будущий святитель обратил на себя внимание устроителя семинарии Московского митрополита Платона (Левшина) . Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он становится преподавателем греческого и еврейского языков, позже – учителем поэзии и высшего красноречия и риторики. С августа 1806 года Василий Михайлович назначается лаврским проповедником. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). 21 ноября 1808 года митрополит Платон рукоположил его в иеродиакона. В 1809 году он был переведен в Петербург. В 1811 году он становится архимандритом, и в 1812 году занимает пост ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, становится профессором Богословских наук. В 1810–1817 гг. святитель разработал практически полный курс богословских и церковно-исторических наук, которые преподавались в Академии. Впервые в стенах Петербургской академии он читал лекции на русском языке. В 1817 году его возводят в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1819 году в сане архиепископа владыку назначают на Тверскую кафедру, а 3 июля 1821 года – на Московскую, где святитель служил почти полвека – до 1867 года – и пользовался большим авторитетом у современников. В 1826 году святитель Филарет был возведен в сан митрополита. В 1823 году была издана его первая книга – «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Тираж быстро разошелся, появилось второе издание, и книга была переведена на греческий, английский и другие языки. Основным трудом его жизни можно считать начало перевода на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского Святитель Филарет Московский Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью. В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту. По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии. Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски». Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его. 16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.

http://pravoslavie.ru/50209.html

25 декабря Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II степени. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. Осенью 1953 года Кирилл Вахромеев окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу Бауманского района города Москвы по классу хорового пения и контрабаса. После окончания школы поступил в Московскую духовную семинарию. На втором году обучения в семинарии начал церковное служение в числе иподиаконов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В 1957 году Кирилл Вахромеев завершил курс обучения в семинарии и поступил в Московскую духовную академию. Будучи на втором курсе академии, он решил принять монашество, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви Христовой. 3 апреля 1959 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский; скончался в сане архиепископа Саратовского) совершил над послушником Кириллом монашеский постриг с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. С этого дня обитель преподобного Сергия Радонежского стала для него духовным домом. «Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего, отреклся еси воли своея, и во знамя отсечения ея, постригл еси власы главы своея, и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным: ихже веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословля, но слову веления исполнением дела отвещевая», — эти слова акафистного пения преподобному Сергию Радонежскому всегда напоминали монаху Филарету, иноку Лавры Сергиевой, о данном обете послушания Матери-Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Филарет (Дроздов), свт. Краткая биографическая справка: В миру - Дроздов Василий Михайлович. Родился  в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона. В 1791 поступил в Коломенскую семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 г., после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина). По окончании семинарии 21.11.1803, после проведенного лично митр. Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Митрополит Платон писал о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». В 1808 он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь прав. Филарета Милостивого. В 1809 по указу Св. Синода вызван в С.-Петербург и определен инспектором Санкт-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии и рукоположен во иеромонаха. В 1810 переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а потом историю и древности церковные. В 1811 «за отличие в проповедывании слова Божия» Филарета возвели в сан архимандрита. В июле 1811 по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.

http://bogoslov.ru/person/51762

Архив Гость сайта Воспоминания архимандрита Афанасия (Культинова). Часть 3 Архимандрит Афанасий (Культинов) и настоятельница кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря монахиня Евгения Теперь о монашестве. Когда мне уже, наверное, за пятьдесят было, у меня появилось желание тайно принять монашество. Еще году в семьдесят шестом схимница Филарета (сейчас про нее никто не вспоминает почему-то) прислала мне из Москвы с одной рабой Божией три мантии и два клобука. После этого прошло двадцать с лишним лет, прежде чем я монашество принял. И облачение это у меня лежало в чемодане. Не было у меня тогда желания уйти в монастырь. Но когда владыка митрополит заболевал, у меня появлялась такая мысль: не хочет ли он меня на свое место избрать? Хотя я знаю: какой я архиерей, когда у меня рука сожжена! Это только в военное время может быть, как в армии любой, с сожженной рукой или ногой воевать отправляли, – так и в священстве и в архиерействе. А в мирное время с какой стати неполноценного в архиереи рукополагать? Но, по крайней мере, такое искушение было. Многих священников, наверное, посещают такие мысли. Читаешь акафист и думаешь, это про тебя написали. Точно, точно, это духовная жизнь, никуда от нее не сбежишь. Такие мечтания враг вносит! Ну, в конечном итоге, я владыке Симону заявил: «Владыко, мы с матушкой хотим принять тайный постриг». – «Как так?» – «Ну, владыко, вот так» – «А как она?..» Тогда владыка Симон не дал благословение на постриг. Теперь я понял, что он молился, меня вымаливал, чтобы мне можно было мирно, по совершенному согласию с матушкой, монашество принять. И матушка моя начала склоняться к тому, чтобы я принял постриг тайный. Сама она пока не решалась на это. И когда в 1999 году я первый раз поехал на Афон, мы с ней обговорили перед поездкой, что я, возможно, там приму тайный постриг. Потому-то мы здесь и облачение заготовили. Но на Афон я полное облачение не взял – только мантию, чтобы освятить для дальнейшего Как только я ступил на землю Греции, как только мы пришли в архондарик нашего Пантелеимонова монастыря, желание принять монашеский постриг возобновилось у меня с прежней силой. «Матерь Божия, – со слезами молился, – разреши мне постриг!» Я сказал о своем желании монастырскому начальству, но определенного ответа не получил.

http://pravoslavie.ru/guest/070510104530...

Византийская агиография и гимнография IX столетия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Византийская агиография IX век был эпохой расцвета агиографического жанра. Мученические и исповеднические подвиги страдальцев за почитание икон стали темой житий и мартирий, написанных после преодоления иконоборческой ереси. Стефан, который, возможно, служил диаконом в храме Святой Софии, исполняя также должность нотария и рефендария, и участвовал в деяниях VII Вселенского Собора, составил, по его же словам, через 42 года после казни соименного ему святого Стефана Нового (следовательно, около 810 г.) его житие с подробным описанием мученического подвига защитника икон, казненного по приказу императора Константина Копронима. Житие Стефана Нового послужило образцом для позднейших агиографических произведений Это житие послужило образцом для позднейших агиографических произведений о святых, пострадавших от гонителей икон: в 820-е годы монахом Феостириктом было написано житие Никиты Мидикийского – исповедника, пострадавшего при возобновлении гонений на иконопочитателей. В те же годы было составлено анонимное житие святителя Иоанна Готского, родившегося в Тавриде, ставшей в VIII столетии прибежищем для монахов, гонимых за почитание икон, там же хиротонисанного во епископа и подвизавшегося в противостоянии иконоборцам. В этом ряду стоят и жития патриархов Константинопольских Никифора Исповедника и Мефодия, знаменитых духовных писателей: преподобного Феодора Студита, преподобных Феодора и Феофана Начертанных, а также знаменитого историографа Феофана Исповедника. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый В IX веке написаны были и жития угодников не из числа мучеников и исповедников. Высокими литературными качествами и незаурядным своеобразием отличается написанное монахом Никитой житие его деда и восприемника святого праведного Филарета Милостивого, внучка которого по имени Мария стала супругой императора Константина VI, несчастного сына святой Ирины.

http://pravoslavie.ru/144078.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010