Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор. Род. в Черниговской губ. Муз. воспитанием обязан местному регенту, духовному композитору прот. Данилевскому. В 1818 г., по окончании Черниговской ДС, по собственному прошению определен в Рыхловский Пустынно-Николаевский мон-рь, где 14 марта 1820 г. пострижен в монашество, 11 июля рукоположен во диакона, 14 июля - во иерея архиеп. Черниговским Симеоном (Крыловым-Платоновым) . С 30 апр. 1822 г. определен в Симонов мон-рь, где исполнял обязанности головщика на правом клиросе. По Высочайшему повелению и распоряжению Святейшего Синода, утвержденному митр. Филаретом (Дроздовым) , 20 мая 1839 г. перемещен в балаклавский Георгиевский мон-рь запасным иеромонахом для служения в укреплениях Черноморской береговой линии, куда прибыл 25 июля 1839 г. С июня 1840 г. служил в крепости Бомборы в Абхазии; с 16 июня 1840 по 5 июля 1843 г. был причислен к Черноморскому линейному батальону 10. 28 апр. 1843 г. уволен оттуда в Московскую епархию с разрешением посетить св. места за границей. По возвращении в Москву 12 июля 1844 г. определен в Данилов мон-рь (1844-1848). С 1848 г. до конца жизни находился в Николаевском мон-ре в Батурине. Автографы сочинений В. (3 тома), в основном для 4-голосного смешанного хора, хранятся в ОПИ ГИМ. 1-й том, вероятно, включает все сочинения В., созданные к 1834 г. (62 песнопения, в т. ч. неск. концертов). Во 2-й части тома и в прибавлениях к нему помещены соч. Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , а также песнопения с пометками «киевское», «простое» или «из простого», «из Обихода», к-рые, возможно, не являются произведениями В. 2-й и 3-й тома содержат по 12 концертов, созданных соответственно в 1835-1836 и 1837-1843 гг., преимущественно в Симоновом мон-ре. Большинство концертов написаны на стихи из псалмов, избранные самим композитором; иногда тексты концертов связаны с событиями жизни В. Так, концерт «Да не потопит мене буря водная» был написан по случаю отъезда В. в Абхазию. В композиции концертов неоднократно меняются темп, метр, тональности, что нередко приводит к рыхлости формы.

http://pravenc.ru/text/158542.html

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Филарета (Данилевского) 1 Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский), возродите ль Глинской пустыни, родился на Украине в 1777 году. В юношеском возрасте посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер предложил Фоме остаться у него келейником и канонархом, что и определило дальнейший жизненный путь будущего игумена. В 1802 году Фома поступил в Софрониеву пустынь. В том же году пострижен в мантию с именем Филарет. 8 февраля 1803 года рукоположен в иеродиакона и назначен на должность уставщика Софрониевой пустыни. В 1806 году представлен к рукоположению в иеромонаха и получил новое, более сложное послушание – благочинного монастыря. 6 июня 1817 года иеромонах Филарет принял настоятельство в Глинской пустыни. Укрепляемый помощью свыше, отец Филарет за годы своего настоятельства в полном смысле преобразил Глинскую пустынь и внешне, и духовно. Заботясь о высоте нравственно-подвижнической жизни братии, он постепенно начал вводить в Глинской пустыни строгий общежительный устав по образцу Святой Афонской Горы. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества. Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом. В течение 1821 – 1825 годов отец Филарет совершил четыре поездки в Петербург, во время которых прославился как поборник Православия и ревностный защитник монашества, выступая против еретических лжеучений. Под руководством старца Филарета воспиталось целое поколение опытных подвижников. Двенадцать учеников отца Филарета были назначены настоятелями в другие святые обители. Духовные и внешние преобразования, осуществленные в период настоятельства игумена Филарета, положили начало систематической и плодотворной благотворительной деятельности, о которой было записано в уставе Глинской пустыни. 20 января 1829 года отец Филарет был награжден золотым наперсным крестом из кабинета императора Николая I (весом 15 золотников). 14 марта 1839 года возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Филарет (1777–1841) При старце Филарете (Данилевском) глухая, малоизвестная, бедная заурядная Глинская обитель начала славиться по всей России. Ее стали посещать не одни простые богомольцы, но и высокопоставленные особы. Настоятель отец Филарет радостно принимал паломников, всем давая спасительные наставления. В отеческих беседах его высказывалось много духовной опытности. Архимандрит Пимен в своих «Воспоминаниях» называет отца Филарета «одним из самых искусных и лучших настоятелей; его уважали не только (простые) монашествующие, но и самые иерархи». Старца Филарета знали многие великие подвижники. Он был знаком со святителями Филаретом (Дроздовым) и Антонием Воронежским. Глубокую любовь о Христе питал к нему преподобный Серафим Саровский . Случалось, что просивших благословения на вступление в монастырь преподобный Серафим посылал к старцу Филарету, указывая на Глинскую обитель, как на великую школу иноческой жизни. Известен, например, такой случай. Некто Авксентий, живший в Глинской пустыни, по малодушию своему и некоторым другим обстоятельствам, оставил монастырь и пришел в Саров к преподобному Серафиму. Тот, никогда не видав его и не зная, называл его по имени и, не ожидая вопроса с его стороны, сказал, чтобы он возвратился в Глинскую обитель. Но Авксентий решился идти во всякий другой монастырь, только не в тот, какой указывал ему святой старец. Провидя мысль Авксентия, преподобный Серафим сказал: «Нет на земле места, где бы тебя не посетил гнев Божий, кроме Глинской, – иди, тебя примут». Авксентий послушался и, принятый старцем Филаретом, через полгода трудовой и послушливой жизни, мирно отошел к Господу, предузнав и предсказав свою кончину. Так смотрел великий подвижник на обитель Глинскую, под мудро-отеческим управлением отца Филарета. Старец Филарет в свою очередь не мог не почитать великого Саровского подвижника. Уже одно то, что он удостоился видеть душу его, со славой возносимую ангелами на небо, показывает нам близкое взаимное духовное общение этих святых. Отец Филарет многим рассказывал о своем видении. Это было так. Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей кельи, старец увидел сияние на небе и чью-то душу, ангелами с пением возносимую на небо. Долго смотрел он на это чудное видение, подозвал к себе некоторых братьев, тут случившихся, указал им на необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только отчасти двое из братьев. После узнали, что точно в ту самую ночь скончался преподобный Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.В. Маслов Библиография Отдел I Труды Глинских старцев Труды игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение новопостриженному монаху. СПб, 1824//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д. 1000. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига.... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР РГБ. Ф. 214. ОПТ–292. Л. 81 об.–89. Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 г.г.//Там же. С. 99. Труды иеромонаха Порфирия (Левашова) О воспитании девиц в духе истинно христианском//Странник. 1866. Сентябрь. С. 85–125. Взгляд на монашество//Странник. 1867. Февраль. С. 39–51. О причинах раскола//Странник. 1867. Июль. С. 123–129. Беседа со старообрядцами//Странник. 1867. Июль. С. 10–31. О бессмертии//Странник. 1868. Март. С. 95–102. Труды игумена Иассона Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8; 40. С. 9–16; 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32; 5. С. 33–40; 6. С. 41–43. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом)/Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894. Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собранное игуменом Иассоном. М., 1906. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛИНСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никольский храм Глинской пустыни. Нач. XXI в. Глинская пустынь, ок.1906-1910. Фото Я. Фесика Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с настоятельством прп. Филарета (Данилевского) (1817 - 1841), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова) , пустынь «стала процветать благодатью» . По ходатайству еп. Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 года Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни , восходящих к уставам монастырей Афона . Устав Глинской пустыни состоит из трех отделов, включавших 36 глав. В первом определен порядок богослужения и трапезы. С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница , совершались утреня , лития , с 6 часов читался Акафист Пресвятой Богородице , с 8 часов совершалась литургия , с 16 часов - вечерня , лития, с 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники - четыре часа. В воскресенье, в 5 ч. утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему . После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии . В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками). Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу , который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Макарий Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?), г. Ефремов Тульской губ.- 21.02.1864, Глинская пуст. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 21 февр.), иеросхим. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Первое жизнеописание М. (Краткое описание жизни. 1893) составлено на основе воспоминаний иноков Глинской пуст. и неск. писем старца. Род. в богатой мещанской семье, имел 2 братьев и сестру. С детства отличался набожностью. В 1828 г. поступил в Глинскую пуст., находился под рук. игум. прп. Филарета (Данилевского) . Первоначально Матвей трудился на монастырской пасеке, в 1830 г.- на братской кухне, с 1831 г. исполнял послушание ключника (заведующего пищевыми припасами), с 1838 г.- помощника ризничего. 16 дек. 1833 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем в честь прп. Макария Великого, 23 окт. 1837 г. по настоянию игумена рукоположен в сан диакона, 28 февр. 1839 г.- в сан иерея. С 1842 г. по инициативе благотворителей Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. восстанавливалась Святогорская пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ), в к-рую в 1844 г. перевели часть глинской братии, в т. ч. благочинного иером. Амфилохия (Скубырина; впосл. иеросхим. Анатолий). В том же году насельники единодушно избрали М. благочинным Глинской обители. Согласно жизнеописанию, преподобный, стремясь сохранить мир среди монахов, «разделял свою любовь на две равные части». С одной стороны, беспрекословно исполнял приказания настоятеля (1841-1855) игум. Евстратия (Яковлева), а с другой - умел разрешать конфликты в повседневной жизни насельников, покрывая любовью их недостатки. Исполнял чужие послушания, порой самые тяжелые: напр., неоднократно по ночам тайно месил хлеб в хлебопекарне. 7 июня 1846 г. за отличное служение в должности благочинного М. был награжден набедренником. 18 июня 1848 г. М.

http://pravenc.ru/text/2561320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 20.09.1795, Курск - 11.08.1867, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых), иеросхим., затворник Святогорский. Первое жизнеописание И. было составлено и опубликовано в 1874 г. А. Ф. Ковалевским на основе рассказов самого затворника, а также свидетельств близко знавших его святогорских насельников, в т. ч. иером. Софрония (Смирнова; 1828-1921). В 1876 г. прот. Григорий Дюков дополнил книгу Ковалевского своими материалами. Род. в небогатой мещанской семье. В детстве дружил с Семеном Мошниным (племянником прп. Серафима Саровского ), рассказы к-рого о подвижнической жизни дяди повлияли на стремление мальчика к монашеской жизни. В 1804 г. был отдан мастеру для обучения изготовлению печных изразцов. Кротко терпел от печника суровое обращение и побои. В 1810 г. Крюков перешел к др. мастеру, затем служил приказчиком у торговцев. По настоянию родителей женился. Поступив в большую артель к мастеру изразцового ремесла, вскоре стал одним из лучших специалистов, получал в год 600 р. Через 8 лет Крюков открыл свою фабрику изразцовых лепных печей и др. подобных изделий; исполнял значительные подряды, имел хороший доход, владел постоялыми дворами, гостиницей. После кончины супруги и отца, будучи бездетным, решил принять постриг. Мать, поселившаяся у замужней дочери, благословила сына медным литым крестом, к-рый он всю жизнь носил на груди на тяжелой железной цепи. Из толстого «шинного» железа изготовил вериги (пояс и наплечники). Получив в Курском мещанском об-ве увольнительную бумагу и простив прежних заказчиков-должников, в кон. июня 1833 г. Крюков отправился в Киево-Печерскую лавру , а затем вместе с неск. курскими богомольцами и родной сестрой - в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь 26 авг. 1833 г. по благословению игум. прп. Филарета (Данилевского) поступил в обитель, нес послушание помощника гостинника, помогал перекладывать печи в зимней церкви пустыни, клал печи в кельях братии, служил в братской трапезной.

http://pravenc.ru/text/469023.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Любимченко Евстафий; 1795, Зеньковский у. Полтавской губ.- 7.02.1866, Глинская пуст.), схим. Глинский, прп. (пам. 9 сент.). Происходил из вольноотпущенных дворовых людей некоего помещика по фамилии Сумма. Не позднее 1818 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь После неск. лет послушаний (кухня, хлебопекарня и др.) стал келейником настоятеля игум. прп. Филарета (Данилевского) , заветы к-рого передавал впосл. молодым монахам обители. Между 1818 и 1827 гг. был пострижен в рясофор, в 1827 г. определен на пономарское послушание с поручением ключей от храма и хранилища церковных сборов. 20 дек. 1832 г. игум. Филаретом был пострижен в мантию с именем Евфимий. Прп. Филарет предлагал Е. принять священный сан и должность духовника братии, но тот отказался, избегая поводов к честолюбию. Впосл., проявляя смирение, прислуживал как пономарь своим ученикам-иеромонахам. Согласно послужному списку, в 1853 г. Е. не проходил пономарского послушания по болезни, в 1854 г. был уволен за штат, а в 1855-1857 гг. «временно пономарил». В 50-х гг. XIX в., во время пребывания за штатом, тайно принял постриг в схиму с оставлением прежнего имени. Вероятно, причиной увольнения за штат послужила необходимость пострига братии за неимением вакансий. Этот факт подтверждают свидетельства о беспрерывном 30-летнем служении Е. Особенности подвижнической жизни Е. в основном остались сокрыты, за исключением нек-рых, рассказанных для наставления обращавшимся к нему инокам. Так, в борьбе с блудными помыслами Е. обвязал тело узловатой бечевкой, кожа под к-рой впосл. воспалилась, веревка присохла. Спал немного в кресле с сосновыми ветками, к-рые кололи его тело. Ночь проводил в молитве в лесу или в монастырском саду. Выкапывал в лесу редкие цветы и кустарники, высаживал их на территории обители. Также он приносил из леса ветки сосен и траву, украшая ими свою келью, зимой обкладывал сушеной травой, мхом пол и стены. Занимаясь цветоводством, стяжал дар молитвы и внутренней сосредоточенности.

http://pravenc.ru/text/187692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Манько Косма; 1811, Купянский у. Харьковской губ.- 25.06.1874, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг.- в Соборе Святогорских святых), иером., подвижник Святогорский, Харьковский. Род. в семье войсковых обывателей Харьковской губ. Грамоте учился в домашней школе. 12 февр. 1835 г. поступил послушником в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь , окормлялся у игум. прп. Филарета (Данилевского) . Вскоре принял постриг в рясофор. В обители Косма подружился с послушником Г. И. Клицой (впосл. архим. Герман , настоятель Святогорской Успенской пустыни). 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой был назначен иером. Арсений (Митрофанов). 8-15 апр. 1844 г. Манько вместе с 12 глинскими насельниками прибыл в Святые горы, где участвовал в возобновлении обители по уставу Глинской пуст. Уже через неск. дней после прибытия глинской братии в Святогорье, 27 апр. 1844 г., игум. Арсений ходатайствовал перед Харьковским еп. свт. Иннокентием (Борисовым) о разрешении на пострижение Манько и еще 3 послушников. 30 июня 1844 г. Манько принял монашеский постриг с именем Киприан. Вскоре игум. Арсений представил новопостриженного монаха «по его способности и честному поведению» к рукоположению во диакона. Испытанный прот. Львом Яровым в познаниях, необходимых для священного сана, К. оказался искусным в пении и чтении, знании церковного устава и катехизиса. 16 авг. 1844 г., на следующий день после торжественного праздника «обновления» Святогорской пуст., свт. Иннокентий рукоположил К. во диакона в с. Богородичном по освящении молитвенного дома в честь св. блгв. кн. Александра Невского. 15 июля 1845 г. К. был рукоположен во иерея. С 5 окт. 1846 г. по поручению игум. Арсения К. нес послушание благочинного монастыря. 15 авг. 1849 г. К. был награжден набедренником за «усердное прохождение послушания» и труды по благоустройству обители.

http://pravenc.ru/text/1684706.html

Состоялось освящение Свято-Успенской Святогорской Лавры Донецк, 28 сентября 2004 г. Все утро пятницы, 24 сентября, в центре Донецка звучал колокольный звон в честь освящения Святогорской Свято-Успенской Лавры. Ее история как зеркало отражает историю украинского народа, считает митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. Обитель неоднократно претерпевала набеги и разорения со стороны крымских татар. О ее не только духовном, но и государственном значении свидетельствует историк Г.Кулжинский: «Святогорская обитель приняла на себя не один удар диких орд, направленный на Россию и не раз отражала наезды поляков, желавших проникнуть в Русь Православную и полонить ее. В то время, когда создавалось Русское государство, Святогорская обитель настолько же поработала юго-западу нашего отечества, насколько Троице-Сергиева - северо-востоку. Святогорская обитель перестояла все ужасы времен Батыя и Тамерлана. Сюда стекался весь юг России славить Бога и просить Его милости, и во дни счастия и в злую годину; сюда на молитву и за благословением приходили русские князья; здесь в пещерах подвизались подвигом добрым молитвенники за благоденствие России, и многие из них скончались в плену даже мученическою смертию...»  Во времена правления Екатерины II обитель была упразднена, однако даже к опустевшему монастырю в праздничные дни стекались многотысячные толпы народа. Рассвет обители связан с ее возобновлением в 1844 году. Первыми насельниками Святогорского монастыря стали чада знаменитого старца Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского). За 70 лет существования - с 1844 по 1914 год обитель благодаря трудам насельников стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи, вследствие чего, еще до революции по ходатайству паломников, а также запорожского и донского казачества, неоднократно поднимался вопрос о присвоении Святогорской пустыни статуса Лавры. Однако печальные события русской истории воспрепятствовали этому. Начиная с 1917 года, монастырь неоднократно претерпевал разграбление, поругание и осквернение святынь, избиение и убийства братии, просиял многими новомучениками и исповедниками. В 1922 году монастырь был повторно закрыт. В нем был устроен дом отдыха.

http://pravoslavie.ru/news/11200.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009