Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии По поводу исследования Г. X. Папамихаила: « γιος Γρηγριος Παλαμς ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης». λεξνδρεια, 1911. γιος Γρηγριος Παλαμς ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης. θικοπατρολογικ συμβολ ες τν στοραν τν συχαστικν ρδων το ΙΔ ανος. Συνγραψε Γρηγριος Χ. Παπαμιχαλ, πτυχιοχος τς Θεολογικς καδημας Πετροπλεως, διευθυντς το «κκλησιαστικο Φρου» κα το «Παντανου». 1911. Πετροπολις-λεξνδρεια. κ το πατριαρχικο τυπογραφεου λεξανδρεας. Σελ. LVI+238+XI Св. Григорий Палама (1296–1360 гг.), архиепископ Фессалоникийский, принадлежал к числу наиболее выдающихся церковных деятелей и писателей византийского средневековья и оказал своими разносторонними и плодотворными трудами в области церковно-общественных отношений глубокое и весьма важное воздействие на самоопределение системы позднего церковного византинизма. Ознакомление с деятельностью этого крупного представителя церковного мировоззрения в средневековой Византии проливает свет на основные начала и существенные задачи византийской богословской науки и вскрывает в высокой степени знаменательные и поучительные особенности в области византийско-восточного аскезиса. В византологической литературе, иностранной и русской, личность и деятельность св. Григория Паламы в последнее время совсем не служили предметом специальных разысканий, хотя общее его значение в области византийского просвещения представлялось довольно определенно. 105 Поэтому заслуживает самого тщательного анализа вновь вышедшее на греческом языке исследование о св. Григории Паламе , принадлежащее кандидату С.-Петербургской Духовной академии Григорию X. Папамихаилу, редактору журналов «Церковный Маяк» и «Пантен», издаваемых при православной патриархии в Александрии. I. Св. Григорий Палама как мистик и исихаст (вступительная общая характеристика) Сочинение г. Папамихаила о св. Григории Паламе , архиепископе Фессалоникийском, предваряется небольшим предисловием (С. VII–VIII), в котором автор устанавливает связь своей работы с научными занятиями в С.-Петербургской Духовной академии, где он окончил курс в 1905 г. со степенью кандидата, полученной им за сочинение на ту же тему. Но кандидатское сочинение составляло лишь часть настоящего печатного труда, который переделан автором и дополнен новыми данными. «Те, кто знает условия научной деятельности на Востоке, – пишет г. Папамихаил в заключении своего краткого предисловия, – могут себе представить, с какими трудностями мы боролись, работая преимущественно в Александрии среди многочисленных занятий по редактированию журналов Александрийской патриархии – „Церковный Маяк» и „Пантен», а с другой стороны – при совершенном отсутствии научных библиотек. Поэтому мы привносим в греческую богословскую науку то, что позволили затруднительные научные условия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (о целомудрии и о противоположном ему пороке). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского До Христа на всех нас тяготела прародительская клятва и всеобщее осуждение, распространившиеся от одного прародителя. Но пришел Христос, и преложил всеобщую клятву во всеобщее же благословение: воспринял греховное наше естество от непорочной Девы, и соделал оное невинным, дабы и всех, рождающихся от Него Духом, избавить от прародительской клятвы и осуждения. Он доставил совершенное искупление не только воспринятому Им от нас (по неразрывному соединению) естеству, но и каждому из верующих. Примирив нас чрез Себя со Отцем, Он возвратил каждого из нас к послушанию и отвратил нас от всякого преслушания. Поэтому Он и заповедал Божественное крещение, положил спасительные заповеди, проповедал всем покаяние, установил причащение Тела и Крови Его. Сими средствами Христос оправдал нас и привел к послушанию Высочайшему Отцу; и самое естество, воспринятое от нас, обновил, освятил и соделал во всем покорным Отцу чрез то, что Он Сам соединился и пострадал с ним (естеством). Это подтверждает празднуемое нами ныне возношение (Младенца Иисуса) в древний храм, сретение Богоприимцем Симеоном и прославление от Анны, проведшей всю жизнь во храме. Согласно с законом восьмидневного обрезания, по рождении Спасителя от Девы, егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисееву, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни ( Лук. 2:22–23 ). Обрезывается Христос Господь по закону, приносится по закону, представляется по написанному в законе Господнем, приносится жертва согласно с изреченным в законе Господнем. Видите ли, что Творец и Господь закона становится послушным закону? Что же Он совершает этим? – Он соделывает послушным во всем Отцу наше естество, исправляет наше преслушание и преобразует в благословение происшедшую чрез преслушание клятву. Ибо, как в Адаме была вся природа наша, так и во Христе; и как чрез Адама перстного все мы, получившие от него бытие, возвращаемся в землю, так и чрез Адама Небесного, по Апостолу ( 1Кор. 15:48–49 ), все мы призываемся на небо и там удостоимся славы, – ныне впрочем, таинственно, поскольку, по речению Апостола, „сокрыта жизнь наша со Христом в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа о честном и животворящем Кресте. Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Крест Христов был предвозвещен и таинственно прообразован от времен древних, и никто никогда не примирился с Богом независимо от силы креста. После прародительского преступления, происшедшего в раю Божием от древа, грех ожил, а мы умерли, и прежде телесной смерти подверглись смерти духовной, состоявшей в удалении души от Бога. И сколько ни жили мы после прародительского преступления, мы жили во грехе и жизнью плотскою: грех же не подчиняется закону Божию, ибо не имеет к тому силы: и те, которые живут по плоти, не могут угодить Богу, почему и Апостол сказал: плоть похотствует на духа, дух же на плоть ( Галат. 5:17 ). Бог же есть дух, истинная благость и добродетель: по образу и подобию Его сотворен и наш дух, но грехом он обезображивается. Посему, каким образом возможно было кому-либо из всех людей угодить Богу духом, и соделаться другом Божиим, когда не был упразднен грех, и не была изгнана жизнь по плоти? Упразднение греха совершено крестом Христовым. Посему один из богоносных отцев наших на вопрос некоего из неверных, верует ли он в Распятого, ответил: „да, в Распявшего грех». Однако, многие друзья Божии были засвидетельствованы Самим Богом и прежде, и после закона, когда еще не был возвещен крест, и царепророк Давид, один из таковых друзей Божиих, говорит: мне зело честни быша друзи Твои, Боже ( Псал. 138:17 ). Как же могли быть друзьями Божиими те, которые жили до креста? Подобно тому как прежде явления человека греха, сына беззакония, т. е. антихриста, возлюбленный Христу Богослов говорит: и ныне есть уже антихрист ( 1Ин. 4:3 ); так и крест существовал у праотцев прежде своего исполнения. Великий Павел яснее поучает нас, как существует антихрист прежде своего явления среди нас, говоря, что тайна его уже деется ( 2Солун. 2:7 ); так и крест Христов существовал у праотцов, еще не явившись, поскольку тайна его уже была в действии среди них. Оставляя ныне Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Ноя и современных им мужей, угодивших Богу, начну с Авраама, который сделался отцом многих народов, иудеев по плоти, нас по вере, – начну с этого отца нашего по духу, удостоившегося первого призвания от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на поклонение животворящему Кресту. Св. Иосифа, архиепископа Фессалоникийского 17 Ныне совершается празднество Кресту: да радуется лик ангельский! Предстоит зрелище Креста: да покланяется сонм смертных! Веселится Божественная сила Креста: да бежат далеко полки демонов! О, Божественный Кресте, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные врата райские, тобою сокрушается держава смерти, чрез тебя ад лишается добычи, чрез тебя умершие получают жизнь, чрез тебя разбойник радуется в раю, чрез тебя небесное сочеталось с земным, тобою ниспослано познание истины, тобою дарована баня возрождения, тобою приобретено для земнородных оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, чрез тебя мы восприемлем Тело и Кровь Христовы, тобою мы удостоиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, чрез тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются торжества наши. Но какой язык может изобразить, сколько благ и какие Христос Бог чрез тебя даровал человеческому роду? Зная все это, чистыми очами воззрим на чтимое и животворящее древо, на котором был пригвожден Христос Бог наш и прободены гвоздями святые длани Его, на котором богоубийцы пронзили копьем божественные ребра Его, и поднесли для пития уксус, смешанный с желчью, – при чем мимо ходящие кивали главами своими и со изумлением говорили: уа, ины спасе, Себе ли не может спасти ( Марк. 15:29, 31 )? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:40, 42 ). Это говорила нечестивая и слепая толпа иудеев, усладившаяся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же, верные, воспоем животворящие страсти Господа, пригвождение ко кресту, Его погребение, тридневное восстание из мертвых, дабы вместе с Ним совоскреснуть и сопрославиться с Ним, если состраждем, как предуказал сосуд избранный, божественный Павел ( Рим. 8:17 ). и как, наконец, к этому приглашает нас святейший Крест, праздник которого мы ныне совершаем. Итак, если мы желаем, чтобы сей крест был верным стражем и помощью в нашем спасении, будем всегда желать носить с собою Его знамение, дабы не оскорбить его худыми и нечистыми делами, постыдными и скверными словами, вследствие чего виновник и изобретатель зла действует свободнее и смелее и с большими силами влечет нас в бездну погибели. Но, подкрепленные силою Животворящего Креста, со всяким тщанием будем отгонять его – виновника зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

I. Евангелия Христианство, как историческое дело спасения человечества, должно было иметь свое фактическое основание на земле, а по своему живительному влиянию во вселенной обязательно представлялось радостным явлением, всегда и повсюду порождающим всецелую восторженность по самому своему существу. Естественно, что эти принципиальные моменты получили соответствующее отражение и в священной новозаветной письменности, изображающей созидание и действие христианства в мире. Там мы имеем на первом месте основоположительные книги в виде четырех канонических писаний, известных с самого начала под именем Евангелий. 1.1. Наименование Евангелий по самому значению этого священного термина и в приложении к устному и письменному благовестию о Христе-Спасителе Спрашивается теперь, что собственно означает это название, насколько оно схватывает самую природу предмета и в какой мере и степени предрешает объективное воспроизведение последнего? Слово Εαγγλον, редкое в sing. по классическому и вообще лаическому употреблению 1 , констатировало прежде конкретный отклик на принесенную радостную весть – в знак благодарности и в качестве награды за доставленное ею душевное довольство. Посему говорилось об «увенчаниях Евангелий» (εαγγλια στεφανον, – ναδσα τινα у Аристотеля и Плутарха, στεφανον πι’ εαγγελοις у Плутарха) каким-либо «даром» за благовестие (εαγγλιον δ μοι στω Илиад. LX, 150 по комментарию архиепископа Евстафия Фессалоникийского свидетельствует о πρ γαθς γγελας δρον). Однако и религиозному сознанию язычника присуще было то убеждение, что все истинно доброе может исходить только от γαθς в абсолютном смысле, или от богов, как производителей и подателей всякого действительного блага. К ним и должно было направляться ответное чувство, но здесь ему доступно и прилично было не вознаграждение, а исключительно благодарение в религиозных жертвах. В силу этого требовалось εαγγλια θειν – τος θεος, εαγγλα θειν κατν βος τ θε, εαγγλια ορτζειν, что и фактически исполнялось человеком в εαγγλια κα σωτρια θυσε по душевному решению εαγγελα θσω 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

„Но, скажете, добродетели труднее пороков“. Сего я не усматриваю: ибо пьяный и невоздержный сам по себе предпринимает трудов более трезвого, и похотливый – более воздержного, и пекущийся об обогащении себя – более довольствующегося малым, и ищущий себе славы – беспокоится более живущего в незнатности. Поскольку же добродетели кажутся нам труднейшими по сладострастию нашему, то станем принуждать себя к оным: ибо царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е ( Матф. 11:12 ), как изрек Господь. Итак, нужно старание и внимание всем нам, славным и бесславным, начальникам и подвластным, богатым и убогим, чтобы изгнать из своей души страсти, и вселить в оную сонм добродетелей: поскольку и земледелец и домостроитель и просто всякий от собственных трудов питающийся, если изженут из души своей желание богатства, славы и роскошества, будут воистину блаженными. Это и суть те нищии, которых есть царство небесное, почему и Сам Господь о таковых сказал: блажени нищии духом ( Матф. 5:3 ). Нищии духом суть те, которые имеют добровольно наружную бедность, или сносят оную великодушно, если бы она была вынужденная. Богатеющие же, роскошествующие и наслаждающиеся временною славою, вообще одержимые такими вожделениями, впадут еще в большие сети диавола: ибо обогащающийся не оставляет богатства, а наиболее умножает, желая большего, чем было первое; также и любострастный, и невоздержный, удовлетворивши собственные похоти, каждый больше умножает их, а не оставляет. Посему-то богатому трудно внити в царствие Божие ( Матф. 19:23 ). Како вы, сказано, можете веровати в Мя, славу от человек приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищуще ( Ин. 5:44 )? Но если кто богат, или славен, пусть не смущается: ибо таковой может, если захочет, искать славы Божией, и принуждать себя, чтобы укротить наклонность к худому, совершать великие добродетели и отдалять ужасные пороки не только от себя добрым произволением, но и от других многих, не хотящих того. Он может не только поступать справедливо и быть воздержным, но и многоразлично запрещать хотящим сделаться неправедными и невоздержными; не только повиноваться Евангелию и проповедникам его, но и покорять нехотящих повиноваться Церкви Божией и предстоятелям ее о Христе; не только силою и властью, полученною от Бога, но и чем, что может быть для требующих примером во всех благих: ибо обладаемое уподобляется владеющему. Итак, хотя всем нам нужно попечение, принуждение и внимание, но неравное; славные и богатые, если бы захотели спастись, должны употребить больше принуждения и старания: поскольку они обыкновенно бывают ослушнее. Это явствует и из Евангелий Христовых, прочтенных вчера и ныне. А именно, когда совершилось чудо над Лазарем, и ясно было, что сотворивший оное есть Бог, то народ повиновался и уверовал; начальствующие же тогда, т. е. книжники фарисеи, были столь далеки от повиновения, что тем паче еще раздражались на Христа, и от ярости захотели явльшегося Господа живота и смерти предать смерти за слова и дела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«В начале» этого пути «был» Григорий Папамихаил. Его классический труд «Святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский», изданный в Петербурге и в Александрии в 1911 г., считается первым научным исследованием на греческом, в котором изображается личность и богословие Паламы в свете исихастского движения XIV в. 1 Приснопамятный профессор Богословского факультета Афинского университета сосредоточил свои усилия в данном сочинении, а также в двух работах той же самой тематической направленности, изданных в 1908 2 и 1910 3 , на объяснении мистики, подвижничества, безмолвия и вообще на основных характеристиках проявления и развития богословия святого Григория Паламы . Одновременно он опроверг критические подходы к этой теме предыдущих исследователей Троицкого, Гельцера и Успенского. А именно не согласился с ними, когда они стремятся доказать отсутствие преемства в богословии православного Востока XIV в. с богословием единой Церкви великих Отцов вплоть до VIII в.; они сводят причины столкновения Паламы с Варлаамом только к области философского противостояния, совершенно не учитывая богословскую и, значит, бытийно-эмпирическую составляющую. Далее в своих рассуждениях они приходят к выводу, что победа мистики есть «поражение схоластики, то есть рационалистического характера западноевропейского богословия... поражение сильного западноевропейского культурного влияния», непосредственным результатом чего оказывается представление об Афоне «как причины до XVIII в. постепенного окаменения и выхолащивания эллинизма», a параллельно «как истинного очага Православия». Из вышесказанного становится ясно, что такие воззрения отражают «традиционную» полемическую позицию Запада по отношению к чему бы то ни было, что прежде всего связывается с богословием Востока в XIV в., и обнаруживают недостаток критериев и предпосылок для более глубокого понимания столь важной темы. Вопрос об отношении сущности и энергий в Святой Троице, который в дальнейших изысканиях займет центральное место в прочтении и изложении богословия Паламы, кажется, специально не интересовал академического преподавателя, хотя, конечно, в его трудах встречаются отдельные критические замечания, весьма ценные для той дискуссии, которая разразится в последующие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Историки христианской мысли, равно как и богословы практически всех конфессиональных оттенков, озабоченные проблемами христианского единства, признают, что сформулированные уже к IV веку 2 типа концепций о Троице, которые можно было бы назвать как «каппадокийская» (восточная) и «августиновская»  (западная), по существу своему есть две различные системы мысли, предопределившие дальнейшее развитие восточного и западного богословия. Вкратце суть этих концепций можно представить следующим образом. Латинское или августиновское богословие исходит из факта божественного сущностного единства как положения, не требующего доказательства, – и потом уже только показывают, что Бог есть также и Троица Лиц. Греческая же мысль начинает с утверждения божественности Логоса и Духа (что является главной темой анти-арианской патристической литературы), признавая как очевидный факт, что они суть два различных божественных Лица (не только πρσωπα, но именно υπστασις – более строгий термин, указывающий на раздельность существования). Иногда каппадокийцев обвиняли даже в тритеизме, что вынудило св. Григория Нисского написать свой знаменитый трактат «К Авлавию», в котором он доказывает, что «не суть три бога», поскольку Отец, Сын и Дух обладают одной общей энергией, что обнаруживает единство их божественной природы. С другой стороны, на защитников августиновской триадологии иногда смотрели как на модалистов. Так, в начальный период полемики о Filioque св. Фотий говорил о западных как о «полу-евномианах», потому что они недооценивали уникальный характер личностных свойств божественных Лиц, сводя эти свойства до уровня только взаимных отношений. Большинство православных богословов на сегодня, как правило, согласно с той мыслью, что греческая патристическая традиция находит своё завершение в богословии св. Григория Паламы – афонского исихаста XIV века, впоследствии архиепископа Фессалоникийского, сформулировавшего учение о Св. Троице в терминах, различающих в Боге трансцендентную сущность, три Ипостаси и нетварные энергии. Паламитское богословие было официально признано рядом поместных Соборов, проходивших в Константинополе (1341, 1347, 1351, 1368) и принятых Православной Церковью наравне с Вселенскими и включенных в литургические сборники, став практикой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Ныне вижу равную почесть неба и земли и восхождение всего земного, соразмерное с снисхождением небесным. Если есть небо небес и воды превыше небес, то нет ничего более чудесного и более драгоценного, чем пещера и ясли; из всего, что Бог соделал от начала века, нет ничего более для всех полезного, как рождение Христа, которое ныне мы празднуем. И подлинно, предвечное, необъятное и всемогущее Слово ныне по плоти рождается в пещере, полагается в яслях, зрится очами, осязается руками, обвивается пеленами; непостижимое существо соделывается тварью. Не плоть, имеющая скоро разложиться, приходит в бытие, – не плоть и дух, сочетаваясь друг другу, составляют одно разумное существо, но Бог и плоть неслитно соединяются в существо единой Ипостаси Богочеловеческой, Которая, вошедши в чрево девственное, в нем и из него, благоволением Отца и содействием Духа, ныне рождается, сохранив при этом нетронутыми и неврежденными знамения девства, – рождается точно так же, как и зачалась, бесстрастно. А родившая Его, как при зачатии Его оказалась выше всякого страстного похотения, так и при рождении – выше всякой мучительной болезни: поскольку прежде, чем болезнь успела приступить к Ней, Она родила предвечное Слово, Которого не только Божество неисследимо, но и образ соединения с плотью непостижим. Итак, Божественная и неизреченная высота принятия Им плоти превышает всякий разум! И когда ты видишь Христа уже рожденным от Девы неискусомужной, и в таком случае Он превзошел всякое сравнение. Красен добротою, говорится, паче сынов человеческих ( Пс. 44:3 ); не сказано: „красивее», а просто: красен, дабы не сравнивать вещей несравнимых. Помаза Тя, Боже, Бог Твой, сказано, елеем радости паче причастник Твоих (Пс, 44:8). Сам Бог есть помазавший и помазанный. Слово помазывается от Бога Отца, как человек, и помазывается совечным Ему Духом (ибо елей радости обозначает Духа). Далее, хотя Оно, как человек, и принимает помазание, однако, как Бог, имеет источник его в Самом Себе, – почему Пророк Божий и назвал причастниками его всех, получающих помазание от Бога (поскольку только Богу свойственно соделать Своими участниками всех, радующихся радостью Святого Духа). Таков Рождаемый ныне в убогом вертепе и прославляемый нами Младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О.С. Климков Введение Феномен исихазма как духовно-религиозного самоопределения человеческой личности в ее отношении к Богу и миру, разбираемый в этой работе, представляется мне не исторически лишь обозначенным явлением в истории Византийской Церкви XIV в., но жизненным нервом и духовной подосновой Православия как такового. Спор св. Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским послужил лишь поводом к выявлению и теоретическому философско-богословскому оформлению многовековой духовно-церковной мистической практики умного делания, получившей широкую известность под именем православного исихазма. Именно такое безмолвие, где человек предстает Богу, где происходит непостижимая и таинственная встреча двух личностей – Божественной и человеческой, является, на мой взгляд, исходной интуицией для всякого дальнейшего осмысления и общезначимого познания. Постижение глубинной сути возможно лишь при наличии определенного сходства в душевно-духовном устремлении познающего субъекта и познаваемого феномена, ибо явления такого духовно-мистического порядка как бы ускользают от чисто объективного и незаинтересованного исследования. В данном очерке я попытался, насколько это было мне доступно, проследить генетическую связь между конкретно-историческим феноменом поздневизантийского исихазма и учением главного его выразителя св. Григория Паламы и мистической полнотой Православия в целом, а также проанализировать, в меру своих возможностей, собственно философско-богословские моменты учения Фессалоникийского архиепископа. В заключение считаю необходимым отметить тот факт, что данное исследование было проведено в 1993 – 1994 гг. и не учитывает появившихся позднее переводов и публикаций. Не желая нарушать целостность этого краткого очерка, автор считает возможным предложить его к изданию без внесения каких бы то ни было изменений. Часть 1. Духовная традиция православного исихазма Глава 1. О границах исследования и об истории проблемы в литературе §1. Определение понятия «исихазм». Прежде чем мы приступим к исследованию исихастской духовной традиции, следует сразу же определить: что именно мы будем понимать под термином «исихазм» в данной работе?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010