Ферраро-Флорентийском соборе



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... очерк, вводящий в проблематику православно-латинских споров о Чистилище и загробной жизни, разгоревшихся в 1438 году в итальянском городе Феррара. Purgatorium: от «очистительного огня» огня к месту мучений Слово «чистилище» давным-давно вошло в наш лексикон: со школьной скамьи мы помним «Божественную комедию» Данте, вторая часть которой посвящена скрупулезному, почти что географическому описанию Чистилища. В той или иной форме упоминание о Чистилище можно найти не только у западных, но даже у наших классиков — Жуковского, Гоголя [1], Лермонтова [2], Достоевского [3], Чехова [4] и даже Маяковского [5]. Причем, если у литераторов это слово используется подчас в юмористическом [6] или мифологическом [7] смысле, то для славянских народов, населявших западные рубежи Российской Империи, оно получило вполне конкретное религиозное наполнение уже в Синодальный период [8]. Однако, несмотря на столь широкое проникновение понятия «чистилища» в нашу речь и современную культуру [9], Православная Церковь принципиально отвергает существование особого промежуточного между Адом и Раем места, в котором души умерших «средних» христиан временно мучаются в т. н. «очистительном огне». ... текст полностью ...
Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... что сам латинский термин «Purgatorium» («Чистилище») , несмотря на декларируемую католиками древность, появился не ранее конца XII века [10]. До этого, по мнению известного историка Средневековья Жака ЛеГоффа, слово «Purgatorium» вообще отсутствовало в латинском языке как существительное и употреблялось исключительно в качестве прилагательного в связке со словом «ignis» [11] («огонь» — лат.) , так что понятие «очистительного огня» (ignis purgatorius) во всех смыслах первично по отношению к понятию «Чистилища» (Purgatorium) как места мучений. Лишь в 1254 году особой буллой папы Иннокентия IV «Чистилище» было официально признано [12]. А через 20 лет, на печально известном Лионском соборе, богословие Чистилища, хоть и в расплывчатых формулировках [13], было закреплено соборно правда, более для самих латинян, нежели для греков, которые отвергли этот лжесобор при первой возможности. В этом смысле первое по-настоящему обстоятельное и честное обсуждение данной латинской доктрины состоялось лишь в 1438 году на Ферраро-Флорентийском соборе, призванном уврачевать многовековую рану разделения западных и восточных христиан. К сожалению, данная попытка провалилась, поскольку ... текст полностью ...
Жизнь после смерти, Часть 5 читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... развили учение об очистительном огне, о том, что души всех людей, как праведных, так и неправедных, после своего выхода из тела пройдут через так называемый очистительный огонь. В святоотеческом предании говорится об очищении сердца, но понимается оно иначе. Учение латинян об очистительном огне является непониманием и извращением соответствующих мест из Священного Писания и трудов отцов Церкви. Это учение использовалось совсем для других целей. Хорошо рассмотреть различие между православными и латинянами в отношении очистительного огня. Это одна из тем, интересующих нас в этой книге. На Ферраро-Флорентийском Соборе (1438—1439) , который состоялся для так называемой унии (объединения) Церквей, кроме прочих тем, обсуждался и вопрос об очистительном огне. В этом вопросе была выявлена дистанция между латинянами и православными. Мы проследим за этой дискуссией, а также и за очень интересными тезисами святителя Марка Евгеника, митрополита Ефесского. 1. Вся тема будет развита на основании учения святителя Марка Евгеника, который на том Соборе был главным защитником Православия. Решения Собора не были приняты Православной Церковь ю. 2. Прежде подробного изложения учения ... текст полностью ...
Золотой век русской иконописи. Искусство Дионисия ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... не вдохновлять художников-иконописцев, которые всегда ориентировались на греков. И новый поток, который мы наблюдаем, начиная со второй половины – конца XIV в., и в XV в. тоже, особенно в начале, идет благодаря прежде всего грекам-митрополитам. Вспомним, что в конце XIV в. на русской митрополичьей кафедре был хотя не грек, но из Византии пришедший скорее всего болгарин или серб, балканского происхождения митрополит Киприан. Потом был Фотий, потом был Исидор. Правда, русская судьба митрополита Исидора весьма драматична и даже трагична, потому что он в составе византийской делегации на Ферраро-Флорентийском соборе подписал унию, и князь его изгнал, князь не принял этого, и на этом кончается цепь греческих митрополитов. Избирается митрополит Иона, и русская церковь еще не де-юре, но де-факто уже становится автокефальной. Это тоже отчасти влияет и на искусство. Но покуда были греческие митрополиты, они привозили с собой иконы, привозили с собой художников. Это, конечно, тоже давало толчок и русскому искусству. Но попадали византийские иконы на Русь интересным путем, не только через митрополитов. Например, известная икона Пименовской Божьей Матери привезена была тоже ... текст полностью ...
Актуально | Подворье Патриарха Московского и всея ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... Кришна синего цвета, и др. Все смешивается в кучу, и в этой куче теряется не только Истина, но и обыкновенная правда». …Остаётся завершить статью все той же фразой: Русь Святая! Храни веру православную, ибо в ней тебе утверждение! По материалам: Сегодня. ru Взято с сайта Информ-Религия ————————————————— Препятствие на пути позорного псевдоединства с католиками: — Святитель Марк Эфесский и «диалог о соединении церквей» Святой Марк Евгеник, архиепископ Ефесский, не является обыкновенным святым. Он являет собой сильную церковную личность и многостороннюю. Благодаря своей позиции на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438-39 гг. Он показал себя как первый борец и стал «знамением пререкаемым». О его личности были высказаны противоречивые суждения. Православный Восток и папский Запад удивлялись его силе и способности вести борьбу, но при этом его осуждали за жесткость. За «фанатизм и узость взглядов» (преимущественно западные) . — «Но взращенный духом и взглядами богоносных Отцов и обладающий чувством православной религиозности, он не соблазнился и не упал по причине водоворота событий, которые происходили в то время. Он вовремя смог осознать и понять тот духовный обман, ... текст полностью ...
Третий Рим - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... (1054 год был лишь завершением этого процесса) . Действительно, претензии Западной империи на наследование древнего римского имени, соперничество с Константинополем по поводу того, какой император будет именоваться римским, началось с коронации Карла Великого в 800 году «римским императором» (столицей его стал Ахен) . Римско-средиземноморский вектор был повернут на север. Византия продолжала именовать себя «империей ромеев». Ее «падение» 1453 года, по Филофею, тоже явление не столько военной, сколько духовно-конфессиональной сферы: катастрофа была Божьей карой за предательство веры на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов. Третье упоминание Ромейского царства появляется в ключевых словах послания как характеристика «царства нашего государя». — А сохранился ли оригинал послания Филофея, написанный его рукой? — К сожалению, нет. Оригиналы сочинений ни Филофея, ни Максима Грека неизвестны — есть лишь сочинения, которые преподобный Максим правил своей рукой. Это касается большинства источников XVI–XVII веков — они сохранились благодаря усилиям переписчиков. Поэтому всегда необходимо исследовать, насколько авторитетна та или иная рукописная копия, насколько близка она ... текст полностью ...
Антиохийский патриархат в эпоху арабского и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... былое могущество и превратился в небольшое малозначимое селение. Антиохийские православные патриархи также покинули город и после многолетних скитаний обосновались в Дамаске – новом административном и культурном центре региона. Латинский клир был изгнан из страны, однако это никак не сказалось на жизни православной общины, которая по-прежнему оставалась непростой. Многие христианские храмы и учреждения были в этот период разрушены или конфискованы. Значительная часть чиновников-немусульман уволена со своих постов. Религиозная политика мамлюков отличалась значительно большим уровнем нетерпимости, чем это было свойственно прежним правящим мусульманским династиям. Особенно жестокими были гонения в правление мамлюкского султана Али ибн Шаабана ( 1362-1376 ) . Было разрушено несколько монастырей и предан смерти патриарх Михаил I (1375) . Из последующих событий достойно упоминания случившееся в правление патриарха Михаила II ( 1395-1412 ) покорение Дамаска и Халеба Тимуром, принесшее городу большие материальные разрушения. Флорентийская Уния не была принята Антиохийским патриархом Дорофеем (представителем которого на Фераро-Флорентийском соборе и был знаменитый Марк Эфесский) ... текст полностью ...
Значение художественной литературы для ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и исполнилось. До «совершения времен» эта тайна не поддается расшифровке, какие-то нити и нюансы ускользают от нас. Данте Что касается догматов, то сейчас мне приходится заниматься темой о влиянии «Божественной комедии» Данте на становление католического догмата о чистилище (purgatorium) . «Божественная комедия», как известно, состоит из трех частей: Ад, Чистилище и Рай – и описывает муки грешников и блаженства праведников. Между тем, ко времени ее создания (XIV век) в Католической Церкви не был официально провозглашен догмат о чистилище, который стал официальным учением лишь на Ферраро-Флорентийском Соборе (XV век) . Фактически Данте был первым, кто наглядно и в яркой художественной форме провозгласил идею чистилища, поэтому можно предположить, что «Божественная комедия» повлияла на учение Католической Церкви. Эта гипотеза кажется особенно вероятной, если учесть тот факт, что Данте был родом из Флоренции, принимал активное участие в жизни страны и отобразил в своей поэме многие события и реальных исторических лиц Флоренции. Таким образом, его авторитет был невероятно высок именно в том месте, где проходил Ферраро-Флорентийский Собор. Наконец, рассматривая ... текст полностью ...
Православие и Запад: богословие разделения | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... стараться не приписывать одной стороне только всё лучшее, а другой стороне – второсортное. Это заблуждение, в которое незаметно для себя впадают многие западные приверженцы Православия. Более того, во всех наших сравнениях мы должны, по мере возможности, давать ясные и точные формулировки и избегать одностороннего подхода в интерпретации фактов, воздерживаться от упрощений и чрезмерных обобщений [4]. По моему мнению, начиная с XV века, сменявшие друг друга мыслители христианского Востока не соглашались с Западом в вопросах сущности и методов схоластики. Споры между Востоком и Западом на Ферраро-Флорентийском соборе и в более позднее время сфокусировались на конкретных догматических вопросах, таких как filioque, папская власть, чистилище, непорочное зачатие или учение Григория Паламы о нетварной природе фаворского света. Но есть основания полагать, что с XV века, если не раньше, некоторые представители греческой церкви осознали, что католики заблуждаются, и не только в тех или иных догматических вопросах, но в целом, в самом подходе к богословской науке и способах аргументации. Что есть богословие? Какие вопросы мы можем задавать в теологическом исследовании, и каких ... текст полностью ...
Патриарх и Папа. Причины встречи | Православие и ...Искать в Источникеpravmir.ru
... могут быть компенсированы символическим значением места встречи. Объявляя на пресс-конференции о предстоящей встрече Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском, Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион выразил надежду, что это событие откроет «новую страницу в отношениях между двумя Церквами». Встреча действительно имеет историческое значение: ни один глава Русской Православной Церкви никогда не встречался лично с Папой Римским. Если точнее, то один прецедент был, но совсем не удачный: в первой половине XV века московский митрополит Исидор участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе и подписал унию, означающую присоединение Русской Церкви к Риму. Однако по возвращении в Москву Исидор был низложен и вынужден бежать в Рим. Нынешняя встреча осуществляется подобно «эстафетному забегу»: между объявлением о встрече и её проведением пройдёт всего одна неделя. К тому же, место встречи находится по другую сторону земного шара по отношению к Риму и Москве и, в добавок, в аэропорту. Всё это, как я уже писал, указывает на своего рода «минимализм», вызванный, без сомнения, опасениями Патриархата по поводу возможных негативных реакций со стороны ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Ферраро-Флорентийском соборе
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"