Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался. Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы. Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня. Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова. Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил. Мефодий, основатель обители Пешношской, 1361 г. Преподобный Феодор, в миру Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря. Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Успения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь. Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г. Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около 1374 г. Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г. Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл. Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы. Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи. Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне. Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл. Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

http://foma.ru/nasledie-sergiya-radonezh...

В Свято-Успенском Кирилло-Белозерском монастыре монах Диодор показывал и рассказывал о богатой истории обители, пережившей нашествие поляков, о ктиторах-государях, о подвижниках… В Ферапонтовом Белозерском Богородице-Рождественском монастыре вела нас дивная Марина Сергеевна Серебрякова, бывшая москвичка, лауреат Государственной премии России, многолетний директор Музея и хранительница фресок Дионисия… – Видите, – начала она рассказ, – вон там, первый у монастыря, дом с табличкой «Малая Ордынка, 23»? Это наш дом с моим московским адресом. Здесь вообще сама Москва – не просто ее часть, а завершение, вершина. Ферапонт – московский монах. Дионисий – московский иконописец. Ферапонт пришел откуда? Из Симонова монастыря, московского. Принял постриг на берегу Москвы-реки, в Симоновом монастыре, умер на берегу Москвы-реки, в Можайске, в Лужецком монастыре. Похоронили его у алтаря собора Рождества Богородицы, с северной стороны, сюда обращенного. А церковь преподобного Ферапонта – над малым пролетом Святых врат Ферапонтова монастыря, – она обращена на юг. Вот все эти 720 километров, которые связывают нас с Можайском через Москву, – это все радуга такая, огромный купол, освященный Ферапонтом. Может быть, вот он и освящает дорогу на север, по которой и пошли москвичи, и поехали в Ферапонтово… После Ферапонтово ушаковцы в мастерских «Куракинская керамика» поучились деланью изразцов, прошерстили необычный музей деревенского быта. Чего там только нет! Прялки, самовары, утюги, ткацкие станки, печатные машинки, кассовые аппараты, мебель, конская упряжь, сани, автомобили, мотоциклы, керамика… В Спасо-Прилуцком Дмитриевом монастыре нас духовно окормлял и просвещал ушаковцев исполняющий обязанности наместника монастыря, иеромонах Ферапонт (Широков)... Экскурсовод Лариса Мальцева провела нас в Лазаревскую церковь, показала Успенский Горний монастырь, Успенский храм, церкви Алексия и Николы Золотые Кресты, храмы Казанской иконы Божией Матери и Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу, Софийский собор на Кремлевской площади, одной из крупнейших построек времен Ивана Грозного, созданного по образцу московского Успенского собора…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/17/ro...

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени — дело будущего. В настоящее время на очереди — реставрация колокольни. Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск. Невидимой нитью связана и по сей день Можайская земля со столь любезным сердцу преподобного Ферапонта Белозерьем. В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, — верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и сопостника преподобного Кирилла. Радует то, что не только новыми святынями может гордиться Лужецкий монастырь — сюда чудесно возвращаются и некоторые древние его реликвии. В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу — напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», — так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий.

http://pravoslavie.ru/put/080111142221

— Владыка, а что Вы можете сказать по поводу музейного соседства в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях? — Мы не против музеев, но мы за то, чтобы монастырские стены заключали в себе ту жизнь, для которой они предназначались. Можно вполне мирно сосуществовать с музеями, однако во всем должна быть определенная мера разумности. Нельзя, чтобы монастырь являл собой сплошной музей, без действующих храмов. При решении вопроса о передаче нам Ферапонтовой обители, имеющей большое значение в истории Русской Православной Церкви и всей России, внесенной ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, — было сопротивление. Но Господь все устраивает. В июне 2018 года, в ходе Первосвятительского визита в Вологодскую митрополию Святейший Патриарх Кирилл посетил архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря. Общаясь с духовенством Вологодской епархии во время осмотра фресок Дионисия, он рассказал, как в 1969 году, будучи иеромонахом, пытался впервые увидеть их, приплыл на теплоходе из Ленинграда и очень сложно (часть пути — пешком, часть — используя попутную технику) добирался до Ферапонтова монастыря. Наконец добрался, с трепетом подошел к храму, храм был закрыт. Нашел музейного смотрителя и сказал, что хотел бы посмотреть фрески. Его не пустили. Сказали, что если открыть дверь, туда проникнет воздух с улицы и фрески разрушатся. Патриарх приезжал к нам в июне 2018 года, а в октябре того же года решением Священного Синода Ферапонтов монастырь был открыт . Также после визита Святейшего Владыки часть помещений, которые мы просили, нам вернули. Это касается Кирилло-Белозерского монастыря, который Патриарх назвал самым величественным и по размерам, и по состоянию крепостной стены, и по соборным постройкам, добавив при этом, что ничего более грандиозного он не видел. Братия на момент приезда Его Святейшества находилась в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Сейчас мы там немножечко расширяемся. В заключительной фазе находится решение по передаче нам в пользование дополнительных площадей в Ферапонтовом монастыре. Не могу не сказать, что нынешним летом свершилось знаковое для этой древней обители событие. В нее для постоянного пребывания была доставлена часть мощей преподобного Ферапонта Белозерского, Можайского, Лужецкого чудотворца. На Вологодской земле святой основал вместе со своим товарищем преподобным Кириллом Кирилло-Белозерский Успенский монастырь. Через какое-то время, перейдя на новое место подвигов, он основал Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. Затем, по просьбе великого князя Андрея Димитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского, создал в Можайске Лужецкую Рождества Богородицы обитель, где почивают его мощи. Но преподобный всей душой хотел вернуться в свой северный монастырь, и его желание спустя века сбылось.

http://patriarchia.ru/db/text/5485747.ht...

В 1870 г. он впервые заявил о себе как о церковном историке, причем сразу – очень весомо, опубликовав в «Воронежских епархиальных ведомостях» и 21–22) «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря». Впоследствии его книга отдельными изданиями выходила трижды: два раза в Москве (1871 и 1873 гг.) и третий – в Санкт-Петербурге (1893 г.). Это последнее, наиболее полное и выверенное издание и легло в основу публикации, предлагаемой читателям. Но отец Геронтий не ограничился только историей воспитавшей его Задонской обители. В 1870 – начале 1900-х г. из-под пера о. Геронтия вышли издания, рассказывающие о других задонских монастырях (Тюнинском Богородице-Тихоновском и Тихоновском в урочище «Скит»), а также подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске: Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом; друге и сотаиннике св. Тихона схимонахе Митрофане; иеросхимонахах Агапите и Нафанаиле; старицах Евфимии Григорьевне и Матроне Наумовне. Отдельную книгу о. Геронтий посвятил жизнеописанию блаженной памяти архимандрита Димитрия (Григорьева), настоятеля Задонского Богородицкого монастыря, так много сделавшего для духовного и материального устроения иноческой общины. Из-под пера задонского историка-черноризца вышли и труды об обителях соседнего Ельца – Знаменской женской и Троицкой мужской. Более того, постепенно имя иеромонаха-историка становится известно далеко за пределами Воронежской епархии. И его уже специально приглашают для написания истории знаменитых монашеских обителей. Так было в связи с 500-летием Кирилло-Белозерской обители, куда иеромонах из Задонска отправился по пригласительному письму настоятеля архимандрита Никодима от 3 декабря 1896 г. А в 1899 году к о. Геронтию по случаю 100-летнего юбилея Тульской епархии обратилась уже настоятельница здешнего Каширского монастыря игумения Тихона. И летописец из Задонска с честью справился с порученным. Оба исторических описания были изданы отдельными книжками, сопровождаемыми благодарностью автору. Помимо исторических сочинений, посвященных упомянутым Кирилло-Белозерскому и Никитскому монастырям, о. Геронтий составил и издал описания Короцкого женского монастыря на родине св. Тихона Задонского , Можайского Лужецкого Ферапонтова и Волоколамского Иосифова мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

До 1838 г. монастырем управляли игумены и строители (только настоятель Иоасаф ок. 1736 получил сан архимандрита), с 1838 г. до нач. XX в.- архимандриты. Среди настоятелей К. м. известен игум. Корнилий , в 1566 г. ставший митрополичьим казначеем, 19 янв. 1567 г. хиротонисанный во архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского (ПСРЛ. Т. 13. С. 406; РИБ. Т. 3. С. 287). В 1566 г. приговор Земского собора об условиях заключения мира с вел. князем Литовским подписал игум. Герман (СГГД. Ч. 1. 192; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 3); в 1572 г. приговор Собора духовенства, разрешившего царю Иоанну IV Васильевичу вступить в 4-й, неканонический брак, подписал игум. Евфимий (ААЭ. Т. 1. 284); в 1580 г. решение Собора о порядке приобретения мон-рями земель и владения ими - игум. Евфимий (СГГД. Т. 1. 200); в 1584 г. приговорную грамоту о монастырских вотчинах - игум. Маркелл (СГГД. Т. 1. 200; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 161); в 1589 г. решения Собора об учреждении Патриаршества в России - игум. Никандр (СГГД. Т. 2. 59). В 1666 г. при встрече Восточных патриархов присутствовал настоятель (1664-1673) игум. Иона (Дворцовые разряды. 1855. Т. 3. С. 653). Вид с колокольни Колоцкого мон-ря. Фотография. 2010 г. За XV-XVI вв. сведений о состоянии храмов К. м. не сохранилось; вероятно, до XVI в. церкви и др. сооружения были деревянными. По исследованиям историков архитектуры, наиболее ранние каменные строения в Можайске - храмы Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря - датируются, вероятно, 20-ми гг. XVI в., башни городских укреплений - временем после 1544 г. Состоятельные храмоздатели могли появиться у К. м. скорее всего не ранее времени правления вел. кн. Василия III Иоанновича , либо после перехода Можайска и уезда в опричнину в 60-70-х гг. XVI в. Не позднее этого времени, по-видимому, и датируются каменные церкви и колокольня обители. По писцовой книге 1626/27 г., холодная соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца была «каменна вверх, на подклете... пуста стоит без пения с литовского разорения, со 117 году», т. е. с 1608/09 г. О перестройках храма в XVII в. документов не сохранилось. По данным ведомости, к 1739 г. в Успенской ц. существовал один придел. Ок. 1-й пол. XVIII в. собор был перестроен, его увенчали новый барабан и глава, были заложены старые окна, лишенные наличников, в 1773 г. в соборе построена новая печь. в 1775 г. приобретено 5 «болших» икон: «Воскресение Христово», «Распятие», «Два младенца», «Богоматерь во славе» и «Апостольская».

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Восемнадцать лет настоятельствовал преподобный Ферапонт в Можайске. А на девяностом году жизни он отошел ко Господу († 1426). Оплакиваемый князем и его семейством святой старец с почестями был погребен в Лужецком монастыре, у северной стены соборного храма. Шестью годами позже, 2 июня 1432 года, скончался и князь Андрей Дмитриевич, завещав сыновьям своим «пещися о монастырях Белозерских и о Можайском Лужецком». Князь, как член Московского княжеского дома, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Во владение великих князей Московских Можайск отошел уже в середине XV века. В ризнице Лужецкого монастыря некогда хранились тарханные грамоты на жалованные монастырю вотчины и земельные угодья от великого князя Московского Василия Иоанновича, «царя и самодержца» Ивана IV Васильевича и государя Михаила Федоровича, датированные 1506, 1551 и 1623 годами. Имя первого известного после преподобного Ферапонта архимандрита монастыря упоминается в монастырской летописи лишь в 1523 году. Это постриженик Боровского Пафнутьева монастыря Макарий, в будущем митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря/12 января). Хотя период его пребывания здесь невелик — всего три года, святитель Макарий никогда не оставлял своим вниманием Ферапонтову обитель в Можайске, делая вклады на большое каменное строительство. В первой половине XVI века простоявший сто лет первоначальный каменный собор Рождества Богородицы был разобран и на его месте выстроен новый, пятиглавый, собор с галереей. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Лужецком монастыре, построенный при святителе Макарии в начале XVI в. На церковных Соборах 1548–1549 годов, созванных трудами святителя Макария, были причислены к лику святых многие русские угодники Божии, прославленные от Бога чудесными знамениями. Среди святых, всей Российской Церковью чтимых, был прославлен также преподобный Ферапонт, Белозерский и Можайский чудотворец. В Ферапонтовом монастыре на Белом озере трудами иноков были написаны житие и служба преподобному, а в Лужецком монастыре над могилой святого соорудили храм.

http://pravoslavie.ru/put/080109095954

Четыре вспышки холеры были засвидетельствованы в Можайске в 1830–1870 годах. Молитвами, в том числе и лужецкой братии, эта страшная болезнь отступала. В 1871 году при появлении первых холерных случаев из Колоцкого Успенского монастыря (в пятнадцати верстах от Можайска) была поднята и принесена в город и в Лужецкий монастырь чудотворная икона Колоцкой Божией Матери. Эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась. В том же году в храме преподобного Ферапонта был освящен придел в честь местной святыни — иконы, изображающей честную главу Иоанна Предтечи на блюде, чудом сохранившейся после разорения монастыря французами в 1812 году. Икона была глубоко изрублена топором, лик же Предтечи и Крестителя Господня остался нетронутым. Также почитался в монастыре как чудотворный деревянный запрестольный крест с резным распятием, сохранившийся неповрежденным во время учиненного французами пожара в алтаре соборной церкви, в котором сгорели престол и жертвенник, а также запрестольная икона Богоматери. В 1858 году этот крест был обложен серебряным окладом и украшен четырьмя бронзовыми изображениями: вверху — Господа Саваофа, по правую сторону — Божией Матери, по левую — апостола Иоанна Богослова и внизу — преподобного Ферапонта. На обратной стороне креста были прикреплены две металлические дощечки с описанием чуда сохранения креста и с указанием, что крест этот был устроен лужецким архимандритом Антонием († 1692) в 1681 году. Увы, эти святыни не сохранились до наших дней. О многочисленных сокровищах ризницы монастыря, а также о событиях многовековой монастырской истории и о людях, участвовавших в них, известно во многом благодаря лужецкому архимандриту Дионисию (Виноградову; † 1898). С 1874 по 1893 год он возглавлял лужецкую братию. Перечисление трудов архимандрита Дионисия заняло бы много времени, поэтому упомянем лишь о немногих. Изучив и систематизировав монастырские архивы, он восстановил многие лужецкие традиции. В обители преподобного Ферапонта стали собираться и переиздаваться древние жития ее первоначальника, реставрировались древние иконы преподобного, писались новые — настенные, аналойные, житийные. Иконы преподобного — и литографические, и на финифти, и на кипарисовых досках — стали доступны для простых богомольцев. Печатались молитва, служба и акафист Белозерскому и Можайскому чудотворцу. Начали записываться случаи чудесного заступничества преподобного по молитвам перед его святой гробницей. Было возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта — не только 27 мая, но и 27 декабря, согласно древнейшим о том записям.

http://pravoslavie.ru/put/080110173653

В частности, насколько до сих пор не получили еще оседлости источники по истории Ферапонтова монастыря видно из того, что еще минувшим летом в Костроме была случайно приобретена для меня (Ф. И. Покровским ) рукопись 16 века, принадлежащая Ферапонтову монастырю и имеющая вкладную запись. Очевидно, что в настоящее время нельзя уже не дорожить такими историческими очерками, которые, не стремясь к возможной полноте, довольствуются тем, что знакомят нас с материалами, как письменными, так и вещественными, уцелевшими в местных учреждениях (и не обеспеченными в своей дальнейшей сохранности). Труд И.И. Бриллиантова принадлежит к разряду подобных исторических опытов. Он был вызван на свет юбилейным годом бывшей Ферапонтовой обители (1898 г.) и потому имел в виду напомнить главные черты её пятивековой судьбы, заимствованных из печатных источников и пособий, из рукописных материалов нашей академической библиотеки, равно как из архива бывшей Ферапонтовой обители, изученного автором благодаря близости его родины к этому упраздненному монастырю. Автор, очевидно, не имел в виду задач специального исследования о Ферапонтове, но стремился к посильному очерку о его прошлом. Сочинение состоит из двух главных частей: первая содержит исторические сведения о монастыре (1–121), вторая – дополнительная – сообщает сведения о пребывании патриарха Никона в заточении на Белоозере (123–240). Не располагая богатым запасом источников, автор следит за жизнью монастыря в одной общей хронологической последовательности его роста и событий, в нем происходивших. В первой и второй главах он сообщает сведения о преподобном основателе монастыря Ферапонте (стр. 5–14) и об его преемник преподобном Мартиниане (стр. 15–41), пользуясь главным образом не изданными их житиями – по редкому списку из нашей Софийской библиотеки 467 и по позднейшему списку (18 века) Ферапонтова монастыря (стр. 4), содержащему, между прочим, и запись о шести позднейших чудесах преподобного Мартиниана, относящихся ко времени до 1666 года (стр. 4 прим.). Биография преподобного Ферапонта довольно верно воспроизводит фактические известия, которые передаются его житием, отражающим религиозные воззрения половины 16 века. Следуя порядку житийного рассказа, автор сообщает о происхождении преподобного Ферапонта, его поступлении в Симонов монастырь, путешествиях и посещении Белоозера, о знакомстве – с преподобным Кириллом, о совместном путешествии их на Белоозеро, об основании Кириллобелозерской и Ферапонтовой обителей, об отшельнических подвигах преподобного Ферапонта (5–9), о возникновении иноческой общины в его обители о постройке первой церкви, прибытии священноинока, первом пострижении, об иноческой жизни в новой обители, о процветании её, о милостях можайского князя, о посещении монастыря княжеским наместником, о вызове преподобного в Можайск о вынужденной разлуке преподобного с обителью, об основании преподобным Ферапонтом Лужецкого монастыря и о кончине преподобного 27 мая 1426 года (9–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Последовавшее затем возвышение инока Боровского монастыря Макария связано с именем Всероссийского Митрополита Даниила, постриженника Волоколамской обители. На следующий год после своей интронизации он возводит инока Макария в настоятеля Можайского Лужецкого монастыря. «В лето 7031-го февраля в 15 день поставлен бысть в четцыи, и в подьяконы, и во дьяконы и совершен бусть в попы и поставлен бысть во архимандриты того ж месяца во общий монастырь Рождеству Пречистые Богородице в Лушки Преосвященным Данилом Митрополитом всеа Росии инок Мокарей Леонтиев сын» 570 . 15 февраля празднуется память апостола Онисима, ученика апостола Павла. В 1523 году этот день приходился на прощеное воскресение заговения перед Великим постом. Поставление Митрополитом Даниилом инока из Пафнутиева монастыря еще раз свидетельствует о связях двух монастырей (Боровского и Волоколамского) и, наконец, говорит о духовных достоинствах Макария, который из простых иноков был возведен сразу в архимандриты. Но поскольку диаконская и иерейская хиротонии не могут быть совершены над одним лицом во время одной Литургии, возведение пафнутиевского инока с предшествующими степенями в диакона состоялось, по всей вероятности, на предшествующем Богослужении. Покидая обитель преподобного Пафнутия, инок Макарий, так же как, очевидно, ранее и преподобные Иосиф Волоцкий , Даниил Переяславский и Давид Серпуховский, взял с собой какую-либо икону в благословение от ставшей дорогой Боровской обители. Престольный праздник и в Лужецком, и в Пафнутиевском монастырях приходился на один и тот же день – 8 сентября на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так Промыслом Божиим в монастыре, основанном преподобным Ферапонтом Можайским (†1426; пам. 27 мая), началось самостоятельное, уже не под игуменским началом, послушание будущего Первоиерарха. Интересно, что и здесь архимандрит Макарий встретился с монашеской традицией преподобного Сергия Радонежского, так как преподобный Ферапонт, как и преподобный Пафнутий, являлся духовным учеником и последователем великого игумена Земли Русской 571 . Преподобный Ферапонт был близок также к преподобному Кириллу Белозерскому (†1427; пам. 9 июня). Первоначально они вместе подвизались в московском Симоновом монастыре, откуда ушли на север, где основали новые монастыри – Ферапонтов и Кириллов. Но Господь судил преподобному Ферапонту продолжить свои дни в его родном Подмосковье, близ города Можайска. Здесь, в местности под названием Лужки, по настоятельной просьбе сына святого благоверного князя Димитрия Донского (†1389; пам. 19 мая), можайского князя Андрея Дмитриевича, он основал в 1408 году монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы 572 . Как и преподобный Пафнутий, преподобный Ферапонт был рукоположен Митрополитом Фотием (†1431; пам. 2 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010