I. Преподобный Ферапонт, воспоминаемый ныне церковью, в мире Феодор, родился в 1337 году в г. Волоколамске от дворян Поскочинных. Юность Феодор провел благочестиво, помогая неимущим и поступая во всем по заповедям Божиим. Понемногу усиливалось в нем желание совсем оставить мир, и на 40 году Феодор удалился из Волоколамска в Москву. Здесь в Симоновом монастыре Феодор принял пострижение с именем Ферапонта. С полным послушанием выполнял Ферапонт все возлагавшиеся на него заботы и вместе постоянно бывал при службах церковных. Настоятель видел усердие Ферапонта во всяком деле и нередко посылал его в ближния и дальния места по монастырским делам. Однажды он был послан на Белое озеро. Исполнив поручения настоятеля, преподобный пожелал подробнее познакомиться с белозерской страной, обошел ее по разным направлениям, и полюбились ему ее густые леса, непроходимые болота, множество рек и озер. Ферапонт решил поселиться среди этой дикой природы, так способствовавшей полному уединению и безмолвию иноческой жизни. Новое место уединения его было окружено густым лесом и лежало между двух живописных озер. Здесь преподобный расчистил место, поставил келью, вскопал землю и насадил овощей. Первое время в пустыне было очень тяжелым для Ферапонта; далеко вокруг не было ни одного человеческого жилища, и только рев диких зверей прерывал безмолвие леса. Нередко разбойники нападали на преподобнаго, требовали у него денег и грозили убить. Наконец, они убедились в полной нестяжательности и нищете его, и тогда оставили его в покое. Когда окрестные жители узнали, что среди белозерских лесов находится великий подвижник, то многие стали приходить к Ферапонту и селились около его кельи. По просьбе иноков, Ферапонт построил храм в честь Рождества Богоматери, поставил кельи и учредил в новой обители общежитие. Молитва и неослабный труд (ремесла разного рода и списывание книг) были постоянными занятиями братии. Братия просила Ферапонта быть настоятелем, но он, по глубокому смирению, отказался, и тогда братия с его благословения избрали себе игумена. Но хотя Ферапонт и не принял на себя этого сана, все-таки он оставался главным руководителем братии, назидая их словом и примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Житие Мартиниана Белозерского Подготовка текста и комментарии Е. Э. Шевченко, перевод Г. М. Прохорова и Е. Э. Шевченко Жития Ферапонта и Мартиниана Белозерских – памятники древнерусской литературы середины XVI в., написанные, по всей видимости, иноком Ферапонтова монастыря. Эти произведения связаны композиционно, поскольку имеют общую похвалу святым. Кроме того, Житие Мартиниана продолжает Житие Ферапонта тематически. В стилистическом отношении оба жития опираются на сочинения известного писателя XV в., приехавшего на Русь с Афона Пахомия Серба, часто и прямо заимствуя соответствующие пассажи из его творений, особенно из Жития Кирилла Белозерского. О преподобном Ферапонте известно немногое, главным образом то, что сообщается в его Житии. Сохранилось несколько адресованных ему грамот, до нас также дошли сведения Вкладной книги XVIII в. Лужецкого Богородице-Рождественского Можайского монастыря, несколько строк посвятившей роду Поскочиных-Клементьевых, из которого происходил Ферапонт. О Мартиниане сохранилось больше сведений. Грамоты, дополняющие наши представления о его жизни, хранятся в различных собраниях древних манускриптов в Москве и Санкт-Петербурге. Мы располагаем также книгами, целиком или частично переписанными Мартинианом. По содержанию этих сборников можно судить об интересах писца, который следовал традициям своего учителя, Кирилла Белозерского, включая в свои книги статьи естественно-научной тематики. Так же как и Кирилл, Мартиниан известен как организатор библиотеки основанного им Вожеозерского Чарондского Спасского монастыря (в 100 км от Кириллова). По его повелению создавались книги и в Ферапонтове монастыре, настоятельство в котором он принял вскоре после Ферапонта. Отметим, что монастырь, судя по грамотам XV–XVI вв., долгое время именовался Мартимьяновым. Переход Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиев монастырь из Ферапонтова способствовал развитию духовных связей этих обителей. Мартиниан общался с такими книжниками XV–XVII вв., как Пахомий Серб (именно с его слов знаменитый агиограф составил Житие Кирилла Белозерского, как он пишет в предисловии), архиепископ Ростовский Иоасаф Оболенский, известный редактор древнерусских произведений и составитель оригинальных сборников кирилло-белозерский монах Ефросин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Ферапонта, Белозерского чудотворца Память 27 мая Сей преподобный отец наш Ферапонт происходил из пределов московской области, из города Волока Ламского 3480 . Он был сыном благочестивых родителей по фамилии Поскочиных и в мире носил имя Феодора. Достигши совершеннолетнего возраста, он исполнился страха Божия и пожелал удалиться из мира. Оставив дом свой и родителей, он пришел в славный город Москву и в Симоновом монастыре Пресвятой Богородицы 3481 принял иночество, причем ему дано было имя Ферапонта. После сего, пребывая в послушании, молитвах и посте, он много лет подвизался в этой обители. Однажды по каким-то монастырским нуждам он послан был архимандритом в области Белого озера 3482 , рассмотрел находившиеся там места, весьма полюбил их и возвратился в свой монастырь. По устроению Божественного промысла случилось, что в этом монастыре, пребывая в безмолвии, находился преподобный Кирилл, впоследствии Белозерский чудотворец, и он в это время удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая повелела ему идти в страны Белого озера, как о том подробнее рассказывается в житии его 3483 . Преподобные Кирилл и Ферапонт, сговорившись, вышли вместе из Симонова монастыря и пришли в страны Белого озера. Обойдя все находившиеся там пустынные места, они пришли на то место, где расположен теперь Кириллов монастырь 3484 . Здесь преподобный Кирилл рассказал Ферапонту о бывшем ему явлении Пресвятой Богородицы, и они на этом месте стали строить себе келлию. Но преподобный Ферапонт недолго прожил с преподобным Кириллом. Вскоре он ушел от него и нашел между двумя озерами место, которое ему понравилось. Он стал расчищать его и построил себе келлию. После этого стали собираться к нему иноки, выстроили монастырь и построили в нем храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы 3485 . Преподобный Ферапонт часто ходил к преподобному Кириллу для духовных бесед и для устроения монастырской жизни, так как жил недалеко от его обители, на расстоянии только двенадцати поприщ, и получал от него великую пользу. Так и проводили в Боге жизнь свою преподобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Вологодской митрополии возрожден исторический Ферапонтов мужской монастырь 19 октября 2018 г. 20:44 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся в Минске, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В связи с прошением  митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) ( журнал 96 ). В ходе состоявшего 16-17 июня сего года визита  в Вологодскую митрополию исторический Ферапонтов монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». «Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Тогда же Святейший Владыка указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». 19 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Игнатий. В связи с вступлением иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) в управление Ферпаонтовым монастырем глава митрополии в соборе Рождества Богородицы совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха. За богослужением молились благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), монашествующие епархиальных монастырей в священном сане. На богослужении присутствовали заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), паломники, приехавшие в этот знаменательный день в знаменитую обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/5286728.ht...

Преподобному Ферапонту по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему. Как повествует житие святого, «местность эта была очень пустынной и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало уединению и безмолвию, которых жаждала его душа. Это стремление инока Ферапонта к пустынножительству не сокрылось от Сердцеведца Господа. Вскоре преподобный удалился из Симонова вместе с другом своим, преподобным Кириллом Белозерским († 1427; память 9/22 июня). После долгих странствий по Белозерским пределам подвижники нашли место, указанное в чудесном видении преподобному Кириллу Пресвятой Богородицей. Здесь они водрузили крест и, воспевши хвалу Богоматери, вырыли себе землянку для жилья. Это было в 1397 году, который и считается годом основания Кирилло-Белозерского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через год преподобный Ферапонт, удалившись на пятнадцать верст от Кирилловой обители, поселился совсем уединенно на красивейшем месте — среди озер Паского и Бородавского, «между которыми полет стрелы или чуть больше». Но недолго пришлось безмолвствовать смиренному отшельнику: собралась братия, и в дебрях белозерских лесов появилась еще одна монашеская обитель, которую преподобный Ферапонт посвятил Рождеству Богоматери. Десять лет провел он в посте и молитве в суровом северном краю и так преуспел в монашеском делании, что слава о старце-подвижнике дошла до владетельного князя Белозерской земли — Андрея Дмитриевича Можайского. Сын святых родителей, благоверного великого князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая/1 июня) и великой княгини Евдокии Московской († 1407; память 17/30 мая), князь Андрей после смерти отца семилетним отроком получил в удел Можайск и Белоозеро. Окрепнув годами и поселившись в своем стольном городе, благочестивый князь задумал устроить своим иждивением вблизи Можайска особую монашескую обитель. «И искал он, — рассказывается в житии преподобного Ферапонта, — где бы найти ему мужа, совершенного разумом, для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет». Как ни хотелось преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться желанию владетельного князя. Со словами: «Воля Господня да будет!» — семидесятилетний старец отправился в путь. С Божией помощью добрался он до Можайска.

http://pravoslavie.ru/3903.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Виноградов Дмитрий Петрович; 1823 г., Москва - 24.11.1898, Данилов моск. муж. мон-рь), архим. Род. в семье диакона, служившего на моск. Даниловском кладбище. В 1846 г. окончил МДС, его сокурсниками были Костромской еп. Игнатий (Рождественский) , протоиереи Г. П. Смирнов-Платонов , В. П. Рождественский и др. С 1846 г. преподавал в Донском ДУ в Москве. В 1850 г. принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, в 1857 г.- в сан игумена, служил смотрителем Заиконоспасского ДУ. Указом Синода от 21 марта 1874 г. Д. был назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря . 30 марта 1874 г. в Москве, на Саввинском подворье, еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) был возведен в сан архимандрита. По инициативе Д. в Лужецком мон-ре было установлено особое почитание основателя обители прп. Ферапонта Белозерского , напечатано Житие (1876), составлены акафист (1877; установлено его еженедельное пение у гроба преподобного), служба (1878), молитва святому (1883), собраны архивные материалы о преподобном, о лицах, с ним связанных. Вероятно, именно Д. составил и стихотворное житие прп. Ферапонта. В соборе и на паперти были выполнены настенные изображения, иллюстрирующие Житие святого. В 1877 г. по инициативе настоятеля была отреставрирована древняя икона прп. Ферапонта. С 1883 г. записываются чудеса, совершаемые предстательством прп. Ферапонта, а с 1873 г. по благословению еп. Можайского Игнатия (Рождественского) возобновлено двукратное в году празднование основателя обители: 27 мая и 27 дек. Также Д. установил соборное поминовение почившей монастырской братии - 15 янв.- и день пам. кн. Андрея Дмитриевича Можайского - 2 июня. С 1878 г. имя кн. Андрея стали регулярно поминать на заупокойных ектениях. В соборе мон-ря у юж. столпа была установлена копия изображения кн. Андрея из Архангельского собора в Москве, а на сев. столпе изображен сюжет основания Лужецкой обители прп. Ферапонтом и кн. Андреем. При Д. обитель посещали еп. Можайский Мисаил (Крылов), митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) .

http://pravenc.ru/text/178371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА (Тотемский) († 1704, Коломна), архиеп. Коломенский и Каширский (1681-1704). Происходил из купеческого рода г. Тотьмы ( Волков. С. 10). Иных сведений о происхождении, мирском имени и ранних этапах биографии Н. нет. 21 июня 1661 г. Н. был назначен архимандритом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , весной 1663 г. вместе с архиеп. Вологодским и Белозерским свт. Маркеллом был вызван в Москву на церковный Собор. 19 авг. 1664 г. по неизвестным причинам уволен с этого поста. 27 апр. 1666 г. стал архимандритом Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря , а 26 дек. 1667 г. вновь назначен архимандритом Кирилло-Белозерского мон-ря. О месте пребывания Н. в кон. 1664 - нач. 1666 г. сведений нет. Возможно, поводом для временного перевода Н. из Кирилло-Белозерской обители стал внутримонастырский конфликт. Об этом косвенно свидетельствует царская грамота от 22 апр. 1668 г., к-рая предписывает все дела, касающиеся духовного чина - «меж попов, и старцев, и клирошан, и церковных причетников», а также назначения старцев «в службы», «выбирать архимариту Никите со всеми вами (соборными старцами.- И. У.), вопче, безо всякого прекословия и ненависти» (ААЭ. Т. 4. 163. С. 216-217). В игуменство Н. в Кирилло-Белозерском мон-ре велось строительство 2-го кольца каменных укреплений - «Нового города» с башнями до 6-7 этажей в высоту (завершено в 1682). Архимандрит заботился и о вотчинных владениях монастыря. 25 марта 1675 г. Н. получил царскую жалованную тарханную грамоту «на езы» в р. Шексне и рыбные ловли в Белом и др. озерах Белозерского у. (см.: Кириллов: Краевед. альманах. 2001. Вып. 4. С. 321-331). При игуменстве Н. Кирилло-Белозерский монастырь продолжал оставаться местом ссылки. В 1666-1681 гг. здесь под надзором Н. пребывал бывш. патриарх Никон (Минов) , к-рый до 1676 г. находился в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Н. был духовным отцом Никона.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

100. 1676 г., июня 7. Статейный список приезда архимандрита Чудова монастыря Павла в Ферапонтов монастырь, с ответами бывшего патриарха Никона на донос на него царю и собору (см. выше 94), и о переводе его из Ферапонтова в Кирилов монастырь; а также сказки: а) попа Варлаама, б) диакона Мардария и в) старца Козьмы Лета 7184, июня в день. По указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея Русии, приехав в Белозерской уезд, в Ферапонтов монастырь, Чудова монастыря архимандрит Павел посылал к Никону монаху пристава Ивана Ододурова, да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева говорить, чтоб он, Никон монах, шёл в соборную церковь и выслушал великого государя и святейшего патриарха указ. И монах Никон, с Иваном Ододуровым, приказал: по указу де великого государя и святейшего патриарха в соборную церковь идти и государева указа слушать он готов; а о какову де пору в церковь ему идти, и о том бы ему Никону учинить ведомость. И после литургии Божии посылал я, архимандрит Павел, к Никону монаху Кирилова монастыря архимандрита Никиту да келаря старца Гедеона, да Ферапонтова монастыря игумена Афанасия да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева. И по той посылке Никон монах пришёл в соборную церковь вскоре и великого государя и святейшего патриарха указ слушал со смирением, безо всякого прекословия. А выслушав великого государя и святейшего патриарха указ, он, Никон, говорил: Которые де казаки у него были и тех де казаков присылал к нему Степан Наумов со стрельцами; а с кем именно, того он не упомнит. А говорили де ему те воровские казаки: есть де у них в сборе человек с 200 и больше в Белозерском уезде; а какие люди и где стояли, того ему не сказали, а изымать де ему было тех людей некем. А к Разину де к Симбирску старца никакого он не посылал, и про 5.000 человек людей не приказывал и вверх, Волгой, Разина звать не веливал. Козме де Лопухину таких слов он не говаривал, что у него в Царьграде есть стряпчие, и деньги к ним посланы. И про цареградских патриархов, которые его, Никона, судили, про проклятие не сказывал; и вселенских патриархов не бранивал, а говорил де он, Никон, что у него в Царьграде есть знакомые гречане, и он де тем гречанам прежде сего писывал. И посылал де он к ним племянника своего с письмами из Воскресенского монастыря, и тот де его племянник изыман в Черкасских городах, а про то де известно блаженной памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. А опричь де того он в Царьград не писывал и с Кузмой Лопухиным про царьградскую посылку больше того ничего не говаривал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря Вторая деревянная Успенская церковь, «украшенная иконами и инеми красотами», просуществовала, недолго. Как сообщает предание, она сгорела во время сильного пожара, разразившегося где-то между 1462 - 1497 годами. В 1462 году ее еще видел Пахомий Серб, автор жития Кирилла. Успенский собор, построенный в 1497 году - первый каменный храм Кирилло-Белозерского монастыря, третий на Русском Севере (после соборов Спасо-Каменного - 1481 г. и Ферапонтова - 1490 г. монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма. Собор расписан в 1641 иконописцем Любимом Агеевым, который, вернувшись в 1643 году из Кириллова, расписывал Успенский собор Московского кремля. Отсутствие местных строительных кадров — зодчих, каменщиков и прочих мастеров — заставило богатый монастырь обратиться за помощью в сооружении нового, монументального собора в центр своей епархии - Ростов Великий. Согласно летописным данным, прибывшие в Кириллов в 1497 году ростовские мастера - 20 каменщиков и «стенщиков» во главе с Прохором Ростовским - в течение одного летнего сезона (5 месяцев) возвели каменный соборный храм. Новый Успенский собор летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV века, в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества. Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм.

http://sobory.ru/article/?object=05139

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400, дер. Березники Сямской вол. (ныне Березник Вологодского р-на и обл.) - 12.01.1483, Ферапонтов в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский, основатель Вожеозерского (Чарондского) Преображенского монастыря (впосл. в честь Нерукотворного образа Спасителя), игумен Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Троице-Сергиева мон-рей, книгописец. Источником биографических данных о М. являются Житие святого, составленное к церковному Собору 1547 г. (или 1549 ?), а также Житие прп. Кирилла Белозерского, написанное со слов М. Пахомием Сербом, летописи, рукописи М. и акты. Известно ок. 17 списков Жития М., к-рые можно разделить на 2 редакции. Одна из них представлена единственным списком - Волоколамским (РГБ. Вол. 564. Л. 223-248, кон. XVI - нач. XVII в.; копия с первоначального варианта Жития). Др. списки относятся ко 2-й распространенной редакции. Волоколамская редакция отразила известия кратких летописцев типа Кирилло-Белозерского (ср.: ПСРЛ. Т. 23. С. 190). Она содержит также небольшой текст: «Сказание о начале святыя обители сия и о преподобнем Ферапонте». Несмотря на то что в нем кратко говорится о создании Кириллова, Ферапонтова и можайского Лужецкого мон-рей, по существу этот текст представляет собой родословие князей Можайских-Верейских, при дворе которых оно, вероятно, и было составлено. Вторая редакция дополнена сведениями из летописей, восходящих к Московскому великокняжескому летописному своду 1479 г.; скорее всего, дополнения были сделаны по Воскресенской летописи, один из списков которой находился в то время в Ферапонтовом монастыре. Вопрос о взаимоотношении редакций решается на основании фрагмента Жития, озаглавленного «О благословлении митрополита Макария». Здесь повествуется о том, как ферапонтовский игум. Гурий, к-рый должен был доставить Жития святых Ферапонта и М. в Москву, опоздал на Собор, поэтому только на следующем Соборе подвижники были причислены к лику святых. Исходя из содержания этого фрагмента первичной следует признать Волоколамскую редакцию. Вторая редакция была создана вскоре после Волоколамской: судя по водяным знакам ее древнейшего списка - не позднее 60-х гг. XVI в. (РНБ. Соф. 467. Л. 49-98). Житие прп. Мартиниана включено в агиографический сборник Германа (Тулупова; РГБ. Троиц. I. 696. Л. 1-74 об., 20-30-е гг. XVII в.) и Четьи-Минеи свящ. Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 801. Л. 395-466 об., сер. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2562430.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010