Скачать epub pdf Епископ Иоасаф родился около 1750 года и в крещении наречен Иоанном. Его отец был священником в селе Заболотье Переяславльского уезда Владимирской епархии. Иоанн поступил в Новгородскую семинарию, где некоторое время довелось ему обучаться у Тихона Задонского , в мирском его быту. Во время учения Иоанн, одаренный от природы, успешно осваивал науки, подавая большие надежды. Как лучший из учеников, для продолжения образования он был послан в Сергиеволаврскую семинарию, управляемую в то время будущими знаменитыми иерархами Русской Церкви – Гавриилом (Петровым) и Платоном (Левшиным) . По окончании полного курса в Сергиевой Лавре, Иоанн Заболотский определен был учителем в воспитавшую его Новгородскую семинарию, где после нескольких лет преподавания он возымел желание поступить в монашество. Иоанн был пострижен в 1774 году ректором семинарии Феофилом (Раевым), который позже стал епископом Тамбовским. При пострижении Иоанн был переименован Иоасафом. Еще будучи светским учителем, Иоасаф обращал на себя внимание духовного начальства способностями к проповеданию слова Божиего. Это стало причиной того, что вскоре по пострижении он вызван был из Новгорода в Московскую духовную академию и определен в ней проповедником на место Амвросия (Подобедова) , ставшего ректором академии. Через год своего служения (1775) Иоасаф произведен московским архиепископом Платоном в игумена Московского Крестовоздвиженского монастыря. Проповедническое служение совершал Иоасаф с честью около трех лет, сделался известен самой императрице, вызвавшей его в Санкт-Петербург. Таким образом, из проповедников Московской академии игумен Иоасаф в 1777 году переведен на должность законоучителя Санкт-Петербургской академии художеств. В 1778 году архиепископом Гавриилом (Петровым) Иоасаф был произведен в архимандрита Троицкой Сергиевой пустыни, находившейся близ Финского залива, в 15 верстах от Санкт-Петербурга. Спустя два года (1780), по именному повелению, архимандрит Иоасаф назначен членом Святейшего Синода. Как придворный проповедник, во время управления Сергиевой пустынью многие речи и проповеди произнес Иоасаф в присутствии императрицы и двора. Двенадцать поучительных «Слов» и две речи его были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Казанский Тамбовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский Богородичный монастырь — мужской монастырь Тамбовской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Тамбове. Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Содержание История [ править править код ] Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново. Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века. По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом. Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века. Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре. Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Тамб...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Заболотский), архим. С.-Петербургской Троице-Сергиевой пуст. Гравюра. XVIII в. (ГИМ) Иоасаф (Заболотский), архим. С.-Петербургской Троице-Сергиевой пуст. Гравюра. XVIII в. (ГИМ) (Заболотский Иоанн; 1744 (1750), с. Заболотье, ныне Сергиево-Посадского р-на Московской обл.- 13.02.1788, Жёлтиков Успенский мон-рь), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье священника, служившего в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1734) с. Заболотья. Обучался в Новгородской ДС, как лучший ученик был направлен в Троицкую лаврскую семинарию, по окончании к-рой назначен учителем Новгородской ДС. В 1774 г. ректором архим. Феофилом (Раевым) Заболотский был пострижен в монашество, в том же году вызван в московскую Славяно-греко-латинскую академию и определен проповедником на место иером. Амвросия (Подобедова) , ставшего в авг. того же года ректором академии. В 1775 г. архиеп. Московским Платоном (Левшиным) И. был возведен в сан игумена, назначен настоятелем 3-классного Крестовоздвиженского муж. мон-ря в Москве. Часто служил в Успенском соборе Московского Кремля, стал известен как блестящий проповедник. В 1777 г. по распоряжению имп. Екатерины II был вызван в С.-Петербург, назначен законоучителем при АХ. 1 февр. 1778 г. Новгородским и С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Петровым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем с.-петербургской Троице-Сергиевой пустыни Будучи придворным проповедником, многие речи произносил в присутствии императрицы и ее двора. 11 марта 1780 г. определен членом Святейшего Синода. Среди прочего участвовал в разбиравшемся в янв.-апр. 1782 г. деле о двоеженстве капитана морской артиллерии И. А. Ганнибала (деда А. С. Пушкина ): незаконном браке с У. Е. Толстой при живой супруге М. А. Пушкиной (см. подробнее: Вопреки веку Просвещения: Высокопреосв. Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский: Жизнь. Творчество. Кончина/Сост.: П. В. Калитин. М., 2000. С. 68-69, 131).

http://pravenc.ru/text/578086.html

В конце XVIII — первой половине XIX века был заново отстроен архиерейский дом с домовым храмом, келейный корпус, здание Тамбовской духовной консистории, а также два храма обители: Казанский и Иоанно-Предтеченский. Монастырь был обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. В 1836 году надстроили колокольню и заменили на ней часы. В Казанском монастыре епископом Феофилом (Раевым) был рукоположен во иеромонахи преподобный Серафим Саровский. В 1918 году монастырь закрыли. В 1923 году было уничтожено монастырское кладбище, на котором покоились почетные граждане и известные люди города Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины, Рахманиновы); разрушена каменная монастырская стена с башнями. В 1927 году президиум Тамбовского горисполкома принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря». Вскоре была взорвана и сама колокольня. На ее фундаменте построили школу. После 1945 года в Казанском соборе монастыря разместили областной архив. Внутренний интерьер храма был испорчен бетонным перекрытием и кирпичными перегородками. В архиерейском доме устроили учебно-производственный комбинат; здание духовной консистории и келейный корпус заселили жильцами; Иоанно-Предтеченский храм, лишенный пятиглавия и кровли, постепенно разрушался. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года. В 1992 году в здании архиерейского дома разместилось духовное училище, в 2005 году преобразованное в Тамбовскую духовную семинарию. Казанский собор полностью отреставрирован в 2007 году. 21 июля 2009 года началось строительство колокольни, завершившееся в 2014 году. Монастырю в последние годы возвращены два храма, здания архиерейского дома и духовной консистории, келейный корпус. Передано здание средней школы, возведенной на месте взорванной колокольни. 30 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/73288.html

По переписи 1628 года, в Феофиловой пустыни стояла деревянная церковь без священнодействия, то есть службы в ней не проходили. Крестьян насчитывалось шесть душ бобылей, записавшихся, из церковников. Когда она сгорела (в начале XVIII века), то на том же месте выстроили другую деревянную церковь с тем же наименованием. О дате ее освящения свидетельствовала надпись, что жертвенник (престол) освящен «при державе Петра Алексеевича... по благословению Иова... митрополита Новограда и Великих Лук в лето мироздания 7220, от Рождества же Слова Божия 1712 г. месяца августа в 14 день, на память св. Пророка Михея, а святил ту церковь того же монастыря строитель иеромонах Гурий с присутствующими с ним». В 1764 году во времена царствования Императрицы Екатерины II из-за малочисленности братии обитель упразднили, а Успенский храм обратили в приходской. Приход здесь просуществовал вплоть до закрытия храма в конце 1930-х годов. Деревянная церковь, выстроенная в начале XVIII века, простояла 111 лет, после чего в 1823 году за ветхостью была разобрана. Тогда же «в 4 саженях к западу от нее» построили временную деревянную церковь меньшего размера, без колокольни, — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь, ворота и трапезная были срублены из теса. Позднее прилегающую территорию обнесли забором из красного кирпича. К 1824 году помимо деревянной церкви на приходе бывшей Феофиловой пустыни был построен каменный храм с колокольней и тремя приделами. Центральный, или главный, был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый — в честь святого благоверного князя Александра Невского, и правый — в честь преподобного Феофила. Антиминсы 3 боковых престолов были освящены епископом Ревельским Григорием (Постниковым) 22 ноября 1823 года и подписаны митрополитом С.-ПетербургскимСерафимом (Глаголевским). Спустя полвека был освящен новый антиминс главного престола, подписанный 27 июля 1875 года епископом Ладожским Палладием (Раевым), будущим петербургским митрополитом. Храм был увенчан круглым барабаном со светло-голубым куполом, украшенным золотыми звездочками.

http://sobory.ru/article/?object=01588

С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка. В августе 2014 года в ходе двухдневного визита в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник епископу Питириму, основателю Вознесенского монастыря, колокольню Казанского монастыря. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек. Колокольня Казанского собора - третья по высоте в России. Пятиярусная красно-белая колокольня достигает в высоту 99,6 метров. Храмы [ править править код ] Собор Казанской иконы Божией Матери [ править править код ] Была заложена как летняя церковь в 1791 году, освящена в 1796 году епископом Феофилом (Раевым). Построена по образцу Успенского собора Саровского монастыря. В этой церкви в 1811 году епископ Феофил и был погребён. На южной стене сохранилась плита с эпитафией над его могилой. По преданию, здесь же был рукоположён в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1793 г.). Реставрация храма была завершена к празднованию 325-летия Тамбовской епархии - к августу 2007 г. 5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение. Церковь Иоанна Предтечи [ править править код ] Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый. Домовая церковь Кирилла и Мефодия [ править править код ] Семинарский домовый храм. Освящен в 2005 году. Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории [ править править код ] Построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории. Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Тамб...

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу митрополии и руководство области за труды по восстановлению Казанского монастыря. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Иоанна Рыльского. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Митрополит Феодосий преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной монастырской колокольни. Историческое здание колокольни было взорвано в 1927 году, на ее фундаменте построили школу. В настоящее время монастырская колокольня является архитектурной доминантой города. Святейший Патриарх также посетил храм в честь Казанской иконы Божией Матери и часовню-усыпальницу Преосвященного архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана). В часовне была совершена молитва о упокоении души приснопамятного владыки Евгения. Тамбовский Казанский мужской монастырь был образован вскоре после основания города Тамбова в 1636 году (точная дата неизвестна). В 1758 году епископ Пахомий (Симанский) устроил в обители архиерейскую резиденцию, которая находилась в нем до 1918 года. В конце XVIII — первой половине XIX века был заново отстроен архиерейский дом с домовым храмом, келейный корпус, здание Тамбовской духовной консистории, а также два храма обители: Казанский и Иоанно-Предтеченский. Монастырь был обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. В 1836 году надстроили колокольню и заменили на ней часы. В Казанском монастыре епископом Феофилом (Раевым) был рукоположен во иеромонахи преподобный Серафим Саровский. В 1918 году монастырь закрыли. В 1923 году было уничтожено монастырское кладбище, на котором покоились почетные граждане и известные люди города Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины, Рахманиновы); разрушена каменная монастырская стена с башнями. В 1927 году президиум Тамбовского горисполкома принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря». Вскоре была взорвана и сама колокольня. На ее фундаменте построили школу. После 1945 года в Казанском соборе монастыря разместили областной архив. Внутренний интерьер храма был испорчен бетонным перекрытием и кирпичными перегородками. В архиерейском доме устроили учебно-производственный комбинат; здание духовной консистории и келейный корпус заселили жильцами; Иоанно-Предтеченский храм, лишенный пятиглавия и кровли, постепенно разрушался. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

http://patriarchia.ru/db/text/3714816.ht...

Еп. Гаий (Такаов) вскоре по приезде в Пензу приспособил для нужд архиерея и духовной консистории пустовавший наместнический дом, продолжил строительство Спасского кафедрального собора, заложенного в 1790 г. еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым). В 1803 г. освящен нижний (Благовещенский) придел собора. В 1800 г. в Пензе открылась духовная семинария (до 1803 именовалась Саратовской). При еп. Моисее (Близнецове-Платонове ; 1808-1811) в 1808 г. в Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовском мужском монастыре открылась «русская школа», впосл. преобразованная в Нижнеломовское (Тихоновское) ДУ. Еп. Моисей приобрел на юж. окраине Пензы участок земли под буд. архиерейский сад. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 1811-1819) стал 1-м Пензенским архиереем, начавшим противодействовать старообрядчеству (особенно в пределах Саратовской губ., на Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри )), лично составлял полемические сочинения. Во время Отечественной войны 1812 г. в храмах епархии собирали пожертвования на создание народного ополчения и в помощь беженцам. В ознаменование победы над Наполеоном I Бонапартом 30 авг. 1815 г. в Саратове был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского. При еп. Афанасии в епархии возвели и перестроили более 40 храмов. Архиерей стал 1-м вице-президентом Пензенского и Саратовского отд-ний Российского библейского общества . 21 июня 1819 г. в Пензу прибыл смертельно больной еп. свт. Иннокентий (Смирнов) . В течение недолгого пребывания на кафедре он активно занимался епархиальными делами: рассмотрел неск. сотен консисторских дел, наложил на них ок. 900 резолюций, организовал ремонт архиерейского дома, учредил комитет по строительству пензенского Спасского кафедрального собора, состоявший из представителей духовенства, дворянства и купечества. Архиерей лично экзаменовал ставленников, совершил ок. 30 диаконских и священнических хиротоний, в авг.-сент. 1819 г. предпринял поездку по епархии (в частности, посетил Саратов), после чего выступил с инициативой перевода Евангелия на мордов. язык. Еп. свт. Иннокентий скончался 10 окт. 1819 г. и был погребен в Спасском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В 1885 г. Владикавказское викариатство было преобразовано в епархию в составе Грузинского Экзархата. К ней помимо приходов Сев. Осетии были присоединены русские приходы Терской обл., ранее относившиеся к Кавказской епархии. Новая епархия подчинялась Грузино-Имеретинской синодальной конторе на одинаковых основаниях с проч. епархиями Грузинского Экзархата. 29 июня 1885 г. И. был назначен правящим архиереем с титулом «епископ Владикавказский». При нем число храмов в епархии возросло со 122 до 136, во Владикавказе были выстроены Константино-Еленинская и Свято-Троицкая церкви. И. вместе с экзархом Грузии архиеп. Палладием (Раевым) освятил Троицкую ц. 15 нояб. 1887 г. После создания епархии И. продолжил частые поездки по приходам, причем большее внимание уделял осетинским. Во время визитов, как вспоминали очевидцы, в общении с паствой архиерей был прост и доступен, интересовался местными традициями. Особое внимание он по-прежнему уделял просвещению. 11 окт. 1887 г. была возобновлена деятельность осет. ДУ, открытого теперь в сел. Ардон - географическом центре Осетии. В день открытия И. возглавил крестный ход, отслужил молебен, а затем совершил освящение здания училища в сослужении осетинского духовенства. Церемония проходила при большом стечении народа и в присутствии начальника Терской обл. ген.-лейтенанта А. М. Смекалова, городского головы Владикавказа и др. В сент. 1888 г. имп. Александр III с семьей посетил Владикавказ, И. принял участие в торжествах встречи государя. С именем И. связаны крупные переводческие проекты. В апр. 1860 г. он возглавил комитет, созданный для цензурирования осет. переводов церковных и учебных книг. И. указывал на настоятельную необходимость перевода богослужебных книг на осет. язык. Для переводов использовались азбука и сокращенный параллельный осетинско-рус. катехизис Астраханского архиеп. Гаия (Такаова) , утренние и вечерние молитвы и краткая Свящ. история на осет. языке, составленные экзархами Грузии митр. Феофилактом (Русановым) и архиеп. Моисеем (Богдановым-Платоновым-Антиповым) , а также осет.

http://pravenc.ru/text/578559.html

В 1767–1768 гг. Святейший Синод получил от Киевского митрополита, Переяславского епископа, духовенства Киево–Печерской лавры и Черниговского епископа подробные «пункты», предназначавшиеся для Комиссии по составлению нового законоуложения. Эти «пункты», главным образом о шляхетских вольностях украинского духовенства и церковном землевладении, находившемся под угрозой секуляризации, последствий не имели, но они свидетельствуют об оппозиции, на которую наталкивались здесь меры Святейшего Синода (см. § 8)  . В 1783 г. в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1814 г. Экзарх получил титул «экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского», появились три грузинских епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско–Имеретинской Синодальной конторы, секретарь которой был подчинен обер–прокурору Святейшего Синода. Епископы экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте Русанове (1817–1821) в экзархате началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения. Преемником Феофилакта был Иона Василевский (1821–1832), один из наиболее деятельных русских епископов XIX столетия. Он противостоял злоупотреблениям русификации и активно заботился о нуждах обездоленного низшего духовенства, но последующие экзархи снова оказались фанатичными националистами. Особенно выделялся жестокий архиепископ Павел Лебедев (1882–1887), который после неудачного покушения на него бежал в Казань и с разрешения обер–прокурора обменялся кафедрами с Казанским архиепископом Палладием Раевым. Волнения, охватившие экзархат в 1905–1907 гг., создали трудности, с которыми не смог справиться архиепископ Никон Софийский — 28 мая 1908 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010