свящ. Михаил Легеев Тема 11. Священноисповедник Феофил Антиохийский 11.1. Сведения о жизни О жизни святого Феофила известно совсем немного. Время его рождения неизвестно. Вероятно, он был уроженцем Сирии; в зрелом возрасте он пришёл ко Христу, подобно большинству апологетов, а впоследствии, около 168 года, стал шестым епископом Антиохии. Расцвет литературной деятельности св. Феофила приходится, таким образом, на конец 160-х – 170-е годы – время правления императора Марка Аврелия. Святой пережил гонения, ознаменовав себя подвигом исповедника; его епископское правление продолжалось 13 лет, вплоть до смерти святого в начале 180-х годов. Святой Феофил вошёл в историю Церкви как почитаемый святой, как один из наиболее значимых апологетов и, наконец, как характерный представитель антиохийского богословия, вместе со свт. Мелитоном Сардийским , во многом предварившим богословие свщмч. Иринея Лионского . Если у св. Мелитона мы видим раскрытие темы спасения и осмысление в её рамках христологии, осмысление, приведшее в конце концов церковную мысль к формуле «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», то святой Феофил прообразует в своём учении иную тематику будущего лионского святителя – тему Предания Церкви. 11.2. Творения До нас дошло одно, впрочем, весьма значительное, произведение св. Феофила Антиохийского – « Три послания к Автолику ». Данный труд представляет собой классический вариант апологии, адресованной частному лицу. Это произведение многопланово, имеет свои характерные черты и поднимает ряд важных богословских тем своего времени, помимо того что исполняет свою прямую апологетическую задачу – защиту Церкви и её истинного образа в глазах язычников, совершаемую ради их спасения. Другие сочинения святого (числом не менее четырёх) не сохранились. 11.3. Важные особенности богословия Богословие свт. Феофила носит характерные черты антиохийской школы, склонной к катафатизму и акценту на многообразии (см. п. 2.3.2 настоящего учебника). Из этого так или иначе вытекают (или, лучше сказать, этим так или иначе опосредуются) важнейшие богословские темы и прозрения этого святого. Таковы темы богопознания и Предания , первое в истории Церкви употребление богословского термина « Троица » и тот акцент мысли, который мы называем « богословской акривией » (см. п. 9.7.2 настоящего учебника).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Глава восьмая. Феофил, епископ антиохийский 295 Феофил Антиохийский , как писатель, достоин занимать одно из самых видных мест в ряду апологетов и писателей христианских II в. В единственном, дошедшем до нас, своем сочинении – трех книгах к Автолику Феофил привлекает внимание читателя главной особенностью своей „философии»: он более, чем все другие апологеты, исследует субъективные условия веры и зависимость религиозного познания от нравственной чистоты. Несмотря на эти литературные достоинства сочинений Феофила Антиохийского , этому апологету не посчастливилось в древнеотеческом предании. Особенно мало его знает предание греческой и сирийской церквей. Даже земляки и преемники Феофилаантиохийские церковные писатели и епископы – молчат о его литературной деятельности. „За исключением компиляторов „Sacra Parallela» 296 и хронографа Иоанна Малалы 297 , ни один историк – даже и Фотий, – ни один догматист, ни один мартиролог не упоминают о писателе Феофиле 298 . Из греческих писателей Евсевий первый упоминает о Феофиле, за исключением, быть может, Юлия Африкана 299 . В „Хронике» Евсевия под 171 г. по P. X. (2185 г.) читаем: „утверждается шестой епископ Антиохийской церкви Феофил, которого многочисленные сочинения существуют до сего вре-мени». Под 180 г. (2194 г.) читаем: „Утверждается седьмой епископ Антиохийской церкви Максимин” 300 . Следовательно, Феофил епископом был с 171 по 180 г., если верить указанию „Хроники». В книге „Церковной Истории» (гл. 20) Евсевий повествует: „Антиохийской церковью в то время (т. е. во время царствования Марка Антонина) управлял шестой после апостолов епископ Феофил. Четвертый был преемник Ирона Корнилий; затем пятое место в порядке епископов занимал Ирос”. В 24 гл. книги „Церковной Истории» Евсевий еще раз вспоминает об Антиохийском апологете: „От Феофила, который, сказали мы, был епископом Антиохийской церкви, до нас дошли: три книги начального учения к Автолику 301 ; книги с надписью „против ереси Гермогена» 302 , в которых он (Феофил) приводил свидетельство из „Откровения» Иоаннова, и несколько других огласительных сочинений. Так как и в то время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, как диких зверей, иногда наставлениями и увещаниями к самим братиям, иногда открытою борьбою против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то чрез сочинения, обличая их мнения точнейшими доводами. Возставал на них вместе с другими и Феофил: это видно из превосходной его книги, написанной против Маркиона: она вместе с вышеупомянутыми сохранилась и доныне. Преемником его в церкви Антиохийской был Максимин, седьмой епископ со времен апостольских”.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

О жизни св. Феофила Антиохийского очень мало известно. Из его сочинения, написанного к Автолику о вере христианской, видно, что Феофил родился и воспитался в язычестве и получил отличное ученое образование. Подобно многим другим (например, Иустину, Татьяну и Афинагору) он познакомился со священными книгами христиан и через чтение их, особенно писаний пророческих, уверовал во Христа. (ad Autol. 1, 14). Уважение, какое приобрёл он в кругу верующих своею ревностию по вере, свидетельствуется тем, что по смерти Эроса, пятого епископа антиохийской церкви (168), он был поставлен в преемники ему. О епископской деятельности его можно судить по следующему отзыву Евсевия: «Так как в это время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, иногда наставлениями и увещаниями к самим братьям, иногда открытою борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то через сочинения… Восставали на еретиков, в числе других и Феофил» (Ц. Ист. IV, 24). Так как Феофил в 3-й книге своей к Автолику говорит, что Феофил был епископом около 13 лет (168–181); а ученые бенедиктанцы время его епископства полагают от 176 г. до 186 г. По свидетельству Евсевия, св. Феофил написал «превосходную» книгу против Маркиона и сочинение против ереси Гермогена, в котором он, между прочим, приводил свидетельства из апокалипсиса Иоанна (там же). Кроме того, Евсевий и Иероним упоминают о других «огласительных сочинениях», о кратких, но прекрасных трактатах, относящихся к назиданию Церкви» (Catal. 48). Иероним говорит о приписываемом Феофилу толковании на Евангелие и на притчи Соломона, но замечает, что они не соответствуют изяществу слога в других его сочинениях. Впрочем он в предисловии к толкованию на Матфея цитирует Феофилов комментарий на Евангелие. На основании слов Иеронима (epist. ad algas 121), думают (Отто), что комментарий Феофила был в роде свода или гармонии четырех евангелистов с объяснением текста в совокупности, а не порознь 1 . Сам св. Феофил упоминает в книге к Автолику (п. 28, 30) о сочинении, в котором излагалось о демоне, обольстившем первых человеков, и о родословии патриархов. Но все эти полемические, толковательные и общеназидательные сочинения Феофила не дошли до нас 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohi...

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 6. Сочинения древних христианских апологетов Источник О св. Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику О жизни св. Феофила Антиохийского очень мало известно. Из его сочинения, написанного к Автолику о вере христианской, видно, что Феофил родился и воспитался в язычестве и получил отличное ученое образование. Подобно многим других (например, Иустину, Татиану и Афинагору) он познакомился с священными книгами христиан и через чтение их, особенно писаний пророческих, уверовал во Христа. (ad Autol. 1:14). Уважение, какое приобрел он в кругу верующих своей ревностью по вере, свидетельствуется тем, что по смерти Эроса, пятого епископа антиохийской церкви (168), он был поставлен в преемники ему. О епископской деятельности его можно судить по следующему отзыву Евсевия: «так как в это время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения; то пастыри церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, иногда наставлениями и увещаниями к самим братьям, иногда открытой борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то через сочинения. Восставал на еретиков, в числе других и Феофил» (Ц. Ист. IV, 24). Так как Феофил в 3-й книге своей к Автолику говорит о смерти римского императора Марка Аврелия философа (180), то обыкновенно вместе с Никифором принимают, что Феофил был епископом около 13 лет (168–181); а ученые бенедиктинцы время его епископства полагают от 176 г. до 186 г. По свидетельству Евсевия, св. Феофил написал «превосходную» книгу против Маркиона и сочинение против ереси Гермогена, на котором он, между прочим, приводил свидетельства из апокалипсиса Иоанна (там же). Кроме того, Евсевий и Иероним упоминают о других «огласительных сочинениях», о кратких, но прекрасных трактатах, относящихся к назиданию церкви» (Catal. 48). Иероним говорит о приписываемом Феофилу толковании на Евангелие и на притчи Соломона, но замечает, что они не соответствуют изяществу слога в других его сочинениях. Впрочем, он в предисловии к толкованию на Матфея цитирует Феофилов комментарий на Евангелие. На основании слов Иеронима (epist. ad algas. 121), думают (Отто), что комментарий Феофила был в роде свода или гармонии четырех евангелистов с объяснением текста в совокупности, а не порознь 1 . Сам св. Феофил упоминает в книге к Автолику (II, 28:30) о сочинении, в котором излагалось о демоне, обольстившем первых человеков, и о родословии патриархов. Но все эти полемические, толковательные и общеназидательные сочинения Феофила не дошли до нас 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Св. Феофил Антиохийский и его три книги к Автолику о вере христианской О святом Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику О жизни св. Феофила антиохийского очень мало известно. Из его сочинения, написанного к Автолику о вере христианской, видно, что Феофил родился и воспитался в язычестве и получил отличное ученое образование. Подобно многим другим (например, Иустину, Тапану и Афинагору) он познакомился с священными книгами христиан и чрез чтение их, особенно писаний пророческих, уверовал во Христа, (ad Autol. 1, 14). Уважение, какое приобрел он в кругу верующих своею ревностию по вере, свидетельствуется тем, что по смерти Эроса, пятого епископа антиохийской церкви (168), он был поставлен в преемники ему. О епископской деятельности его можно судить по следующему отзыву Евсевия: «так как в это время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, иногда наставлениями и увещаниями к самим братьям, иногда открытою борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то чрез сочинения... Восставали на еретиков, в числе других и Феофил» (Ц. Ист. IV, 24). Так как Феофил в 3-й книге своей к Автолику говорит о смерти римского императора Марка Аврелия философа (180), то обыкновенно вместе с Никифором принимают, что Феофил был епископом около 18 лет (168–181); а ученые бенедиктанцы время его епископства полагают от 176 г. до 186 г. По свидетельству Евсевия, св. Феофил написал «превосходную» книгу против Маркиона и сочинение против ереси Гермогена, в котором он, между прочим, приводил свидетельства из апокалипсиса Иоанна (там же). Кроме того, Евсевий и Иероним упоминают о других «огласительных сочинениях», о кратких, но прекрасных трактатах, относящихся к назиданию Церкви» (Catal. 48). Иероним говорит о приписываемом Феофилу толковании на евангелие и на притчи Соломона, но замечает, что они не соответствуют изяществу слога в других его сочинениях. Впрочем, он в предисловии к толкованию на Матфея цитует Феофилов комментарий на евангелие. На основании слов Иеронима (epist. ad algas 121), думают (Отто), что комментарий Феофила был в роде свода или гармонии четырех евангелистов с объяснение текста в совокупности, а не порознь 199 ‘). Сам св. Феофил упоминает в книге к Автолику (II, 28, 30) о сочинении, в котором излагалось о демоне, обольстившем первых человеков, и о родословии патриархов. Но все эти полемические, толковательные и общеназидательные сочинения Феофила не дошли до нас 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

§ I После заключения первого столетия, в течение некоторого времени христианская Церковь распространялась спокойно. До этого времени для массы поверхностных наблюдателей христианское общество представлялось просто одной из еврейских сект, и к нему относились с некоторой высокомерной терпимостью, которая только изредка прерывалась взрывами народных страстей вроде того, как это было в Риме в дни Нерона. Правда, отдельные лица из христиан в провинциях иногда обращали на себя внимание правителей и страдали за свои религиозные убеждения, но, в общем, такие случаи не были часты. Знаменитые письма Плиния к императору Траяну отмечают начало новой эры. Христиане теперь настолько умножились в числе, что стали привлекать внимание гражданских властей, а особенности их веры сделались известны достаточно, чтобы не смешивать христиан с евреями. Между тем лжеучения, которые в послеапостольский век имели вид отрывочных не образовавшихся мнений и взглядов, теперь были приведены в систему и подкреплены аргументами философии. Таким образом, во втором веке своей истории христианская Церковь вступает в открытую борьбу против официальных преследований, против организованных ересей и нападений языческой философии. Уже в половине второго столетия было ясно, что битва будет выиграна христианами, и конец „века апологетов” представляет пред нашими взорами христианское общество, кафолическое по строю и учению, огромное по числу, прославленное гением борцов, вооружённое против лжеучений обладанием Библии , состоявшей „из писаний пророков, евангелистов и апостолов”. Такому возрастанию и усилению христианской Церкви вполне соответствовало развитие христианской литературы. Если в век послеапостольский литература выражалась почти в одной форме посланий, которые свидетельствовали о взаимных сношениях и общности веры первых христиан, то сочинения второго века были различны, соответственно изменившемуся положению Церкви. Послания, летописи, рассуждения, апологии, даже рассказы и поэмы громко заявляли языческому миру о правах новой веры. Однако большая часть этих письменных памятников до нашего времени не дошла. Некоторые из творений Иустина-Философа, апологии Афинагора и Татиана, книги Феофила Антиохийского , послание к Диогнету, „Пастырь” Ермы, сирийский перевод апологии Мелитона, епископа Сардийского, Лже-Климентины, и ряд драгоценных цитат, обязанных сохранением трудолюбию Евсевия Кесарийского , вот почти всё наиболее важное, что известно теперь науке. Истолковательные труды Папия Иерапольского , трактаты св. Иустина, доставившие ему громкое имя философа, сочинения Агриппы Кастора против ересей, учительные и полемические труды Мелитона Сардийского и Феофила Антиохийского , „книга вопросов” Татиана, летописи Егезиппа, – всё это погибло, а вместе с тем исчезли и прямые следы известий об этом периоде истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Смута в церкви из-за насилия над Златоустом А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Через неделю после увоза Иоанна Златоуста из Константинополя поставлен был на его место брат покойного Нектария 80-летний старик Арсакий. Но он в следующем же году скончался (405 г.). Ha место Арсакия назначен из столичных пресвитеров враг Златоуста Аттик, который приступил к радикальной чистке всех сторонников Златоуста. Все такие епископы и клирики были низложены. Даже все давшие им приют подверглись конфискации имущества и многие отправлены в ссылку. Иоанн Златоуст был передан на расправу императорскому двору своими восточными собратьями из Александрии и Антиохии. Ему оставалось апеллировать в Рим тотчас же после неправедного суда над ним «под Дубом.» Но он и с этим не торопился, пока не узнал, что папе донес ο своем суде над Златоустом и ο низложении последнего сам Феофил. Тогда, не откладывая, Златоуст отправил с сообщением ο своем деле в Рим трех епископов с письмами: и от себя, и от 40 своих епископов, и от верного ему константинопольского клира. Златоуст протестовал против беззакония. Подобные же докладные письма и апелляции он направил со своими посланниками и двум автономным митрополитам: Миланскому и Аквилейскому. Папа Иннокентий I (401-417 гг.) ответил и Феофилу и Златоусту, отвергая, αθετησας, суд Феофила и требуя для этого нового собора епископов Востока и Запада, из которого были бы удалены все острые партийцы той и другой стороны ради полного беспристрастия. Феофил вынужден был послать в Рим более подробный доклад с текстом протокола бывшего судебного заседания «под Дубом.» Папа увидел, что заседало всего 36 епископов и из них 29 египтян — «подголосков» Феофила, что обвинения несерьезные. И папа Иннокентий послал Феофилу грозное письмо, вызывая его на суд собора, который соберется на Западе и будет судить дело по канонам Никейского собора, единственно признаваемого на Западе. Это намек на непризнание Римом обязательности четвертого правила Антиохийского собора, по смыслу которого судили тогда (341 г.) св. Афанасия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435128/

И. З. оставил мало произведений, содержащих автобиографические сведения. Среди них - трактат «О священстве», в котором И. З. неоднократно говорит о матери и об антиохийском периоде своей жизни. Письма И. З., в основном относящиеся ко времени его 2-й ссылки, являются единственным источником сведений о 3-м периоде его жизни. Особый интерес представляет письмо И. З. Иннокентию I, еп. Римскому. Главными источниками жизнеописания святителя служат труды древнецерковных историков Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI; VII 25, 45), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VIII), еп. Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. eccl. V), «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» (BHG, N 870) и «Речь о жизни Иоанна Златоуста» (BHG, N 871), надписанная именем еп. Мартирия Антиохийского. «Диалог...» еп. Палладия Еленопольского, друга И. З. и очевидца последних событий его жизни в К-поле, был написан вскоре после смерти святителя, ок. 408 г. (др. т. зр.- незадолго до его смерти, во время ссылки, с целью оправдать его имя - Urbainczyk. 1997. P. 135). Существует неск. версий причины создания этого произведения. Во-первых, «Диалог...» мог быть задуман еп. Палладием как ответ на памфлет против И. З. еп. Феофила Александрийского (от памфлета сохр. лишь фрагменты на лат. языке - CPG, N 2677). Во-вторых, такая идея могла возникнуть у еп. Палладия под влиянием поездки в Рим к еп. Иннокентию с делегацией от И. З. в 405 г. Возможно, еп. Палладий взялся за написание этого сочинения ввиду начавшихся преследований сторонников И. З. Основной целью еп. Палладия была защита И. З. от обвинений и нападок его противников. При отборе материала автора интересовали в первую очередь сведения, связанные с низложением И. З. Однако подчеркнуто апологетический и риторический характер «Диалога...» ослабил его историческую значимость. Еп. Палладий противопоставляет 2 модели церковной власти на примере И. З. и еп. Феофила Александрийского. По жанру «Диалог...» представляет смешение исторического диалога, апологии и моралистического наставления. Композиционно он построен по тематическому принципу. По мнению Дж. В. Либешюца, рассказ еп. Палладия в нек-рых отношениях стоит предпочесть версиям Сократа и Созомена, т. к. еп. Палладий был очевидцем описываемого и приводит подлинное письмо И. З. ( Liebeschuetz.1985. P. 11-12). Вместе с тем «Диалог...» недостаточно точен в последовательности событий и в топографических данных.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Ольга Васильевна Орлова Книга восьмая (405–412 гг.) Жестокая зима в Тавре; страдания Златоуста. – Грабежи исаврян в окрестностях Кукуза; Златоуст спасается в Арависской крепости. – Тяжелая болезнь. – Он узнает о преследованиях Арзасом его друзей. – Письмо его к папе Иннокентию. – Усилия Гонория побудить брата к сознанию нового Собора. – Пятеро западных епископов, посланных в Константинополь, остановлены и заточены в крепость. У них отнимают силой доверенные им письма. – Епископы отосланы в Италию. – Преследования иоаннитов Аттиком усиливаются. – Златоуст переведен а Арависскую крепость. – Его последнее письмо к Олимпиаде. – Святитель ссылается в Пифиунт. – Гнусная жестокость его конвоя – Прибытие в Команы, кончина святителя. – Смерть императора Аркадия. – Послание Феофила против Златоуста. – Смерть Феофила. Смерть Порфирия Антиохийского. – Ему наследует Александр; он хочет восстановить имя Златоуста в диптихах. – Аттик оправдывается перед Кириллом, новым патриархом Александрийским. – Перенесение мощей Златоуста в Константинополь при Феодосии II. – Последние годы жизни Олимпиады; ее кончина. I Зима 405 года чуть было не стала гибельной для Златоуста, тем не менее была зимой умеренной для этого сурового климата. Она дала знать о себе с жестокостью неимоверной. С середины осени все покрылось снегом: горы и долины, – и вся страна была как бы погребена под обширным саваном. Всякий житель оставался пригвожденным к дому, чтобы избежать леденящего ветра. За этой первой «осадой» последовала вторая, еще более беспокойная и опасная – осада города исаврянами, шайки которых показались на равнине сначала небольшими кучками, потом более многочисленными и сильными. Летние дома были разграблены, мызы сожжены, скот уведен, и нельзя было выйти на некоторое расстояние от города за каким-нибудь делом, не подвергая себя опасности быть ограбленным или убитым. Один знатный кукузский гражданин был убит, защищаясь, а две знатные женщины, захваченные, вероятно, в своих виллах, были уведены за город и выданы обратно только за выкуп. Окрестное население стекалось со всех сторон в поисках убежища в город, съестные запасы которого были невелики, так что не замедлил начаться голод. Между тем, дошел слух, что хищники, подкрепленные шайками, спустившимися с гор, готовились к внезапному нападению на Кукуз, гарнизон которого, довольно многочисленный и хорошо вооруженный, был готов к мужественному сопротивлению. Эти приготовления навели на город ужас невыразимый, потому что всем было известно, что всюду, куда ни нападали эти варвары (так звали их как жителей вне пределов Римской империи), они не давали никакой пощады и вырезали всех – от старика до грудного младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

П.М. Хупотский Прибавления к творениям Святых Отцов в русском переводе, 1861, ХХ, с. 100–144 Ориген был не первым толкователем св. книг нового завета по времени; но труды его предшественников не дошли до нас в целости, и мало известны. Историк церковный Евсевий Памфил , обозревая примечательных между лицами церковными современников св. Иринея лионского , упоминает о Гераклите, оставившем изъяснения «на Апостол», и, кроме того, о многих других древних писателях церковных, которых имена неизвестны, но которых православие свидетельствуется «их изъяснением божественных Писаний» 1 . В некоторых городах, кроме церковных поучений, предлагаемы были общественные наставления к уразумению св. книг. Так было в Александрии, в тамошнем «училище священных наук», где, по древнему обычаю, изъяснял «сокровища божественных догматов, живым словом и письменно», известный благовествованием евангелия и своею ученостью Пантен 2 . Но из всех трудов церковных писателей второго века, занимавшихся изъяснением св. книг, дошли до нас только немногие, и то не всегда несомненные, отрывки, – именно Мелитона епископа сардийского 3 , Феофила антиохийского 4 , и Климента, пресвитера александрийского 5 . Во всех этих толкованиях не находим последовательного объяснения тех или других св. книг, а только замечания на некоторые места из них – по выбору; все они, за исключением иносказаний Феофила, состоят в кратком перифразе св. текста. Непрерывные толкования новозаветных книг, или толкования в собственном смысле, сколько известно, первый начал писать знаменитый наставник александрийского училища Ориген . По свидетельству св. Епифания 6 , он изъяснил, за исключением Апокалипсиса, все книги нового завета. Блаж. Иероним, уже раздружившись с почитателями Оригена и сам переменив во многом свой взгляд на него, писал о нем: «Писание знал он наизусть, и в изъяснении его проводил дни и ночи. Тысячу или более бесед произнес он в церкви, написал бесчисленное множество «томов» толкований. Кто из нас может столько прочитать, сколько он написал? кто не подивится его пламенной любви к Писанию»? 7

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010