Киевская земля для христиан в первую очередь известна обилием своих святых. Были здесь и благоверные князья, и затворники, и книжники, и юродивые – люди разного духовного подвига. Один из таких святых, прославившийся особым попечительством о странниках и нуждающихся, – преподобный Вонифатий (Виноградский), Феофановский. Память его отмечается 7/20 февраля. Ранние годы Преподобный Вонифатий (Виноградский) В 1785 году в селе Михайловка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье Федора и Евдокии Виноградских родился мальчик Дамиан. Родители его были верующими и воспитывали сына также в вере и благочестии. С ранних лет ребенок отличался особой кротостью и послушанием своим родителям, любил ходить в храм. В семь лет его отдали на обучение в сельское училище. Обет монашества Известно, что уже в 20 лет Дамиан твердо решил принять монашество, даже дал обет Богу. Однако из послушания своим родителям он вынужден был тогда жениться. Со своей супругой Дамиан договорился жить как брат и сестра. В 1811 году он поступил на военную службу, ему выпало участвовать и в Отечественной войне 1812–1814 годов. По возращении со службы домой Дамиан еще некоторое время занимался хозяйством, которое вел вполне успешно. Однако все это время он не забывал про свой обет, и стремление к монашеству у него не угасало. Наконец он решил оставить семью и посвятить себя всецело служению Богу. Половину своего имущества Дамиан оставил жене, а другую половину раздал нуждающимся и Церкви. Вначале он отправился в Жаботинский монастырь, потом некоторое время жил в Виноградском монастыре, а уже затем отправился в Киев. Здесь Дамиан первым делом посетил Флоровский Вознесенский монастырь. Далее он устроился работать сторожем в Троицкой церкви в Старом Киеве. Странноприимец и нищелюб Старица дала Дамиану деньги и благословила на них кормить и принимать странников На подвиг странноприимства будущий святой получил особое благословение. Одна киевская старица, имя которой до нас не дошло, дала Дамиану деньги и благословила кормить на них и принимать странников. Вначале он не знал, как ему поступить, и поэтому отправился за советом к известному тогда юродивому старцу Феофилу (Горенковскому), жившему в Китаевской пустыни. Тот сам подозвал к себе приехавшего Дамиана, надел на него рясу, подвязал ее веревкой и сказал: «Предложение старицы исполни и упокоевай меньшую Христову братию, а Бог устроит так, что ты в свое время будешь иеромонахом». Что впоследствии и исполнилось.

http://pravoslavie.ru/110826.html

Преподобный Феофил Киевский Когда один наивный бедняк спросил блаженного старца Феофила, как он достиг того, что умеет и будущее предсказывать, тот ответил: «А ты вырви у себя ресницу и попробуй завязать на ней два узелка». Бедняк попробовал, но у него не получилось завязать даже и одного, и тогда он сказал, что это слишком трудно. «Вот и мне это с таким трудом досталось», – ответил старец. Богом хранимое дитя «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33), – говорится в Евангелии, и «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Эти слова в полной мере исполнились в жизни блаженного Феофила от самых первых дней его появления на свет. Произошло это в октябре 1788 года. Тогда в городе Махновке Киевской губернии, в семье священника Андрея Горенковского и жены его Евфросинии, родилось двое близнецов. Одного из них назвали Фомой – это и был будущий святой. Женщина была подвержена суеверию и стала считать, что ребёнка ей подменили Избранничество угодника Божия было отмечено с самого рождения тем, что он не хотел принимать молочной пищи и поэтому отворачивался даже от материнской груди. Евфросиния вынуждена была кормить его картофельной кашицей и отваренными овощами. Однако то, что от самого рождения проявилось, как незаурядный аскетизм младенца, мать понимала по-своему и сразу же невзлюбила своё родное дитя. Несмотря на то, что муж её был священником, женщина была подвержена глубокому суеверию, и, подстрекаемая многими соседками, стала считать, что ребёнка ей подменили при рождении. Евфросиния сама называла Фому не иначе, как «уродом» или «упырём», «обменком». В своём помрачении женщина дошла до того, что решила убить собственное дитя. Для этого она подговорила свою служанку утопить Фому в реке. Но когда та бросила ребёнка в реку, повторилось чудо, некогда произошедшее с пророком Моисеем: Фома не утонул, а бережно был перенесён течением на другой берег. Такое повторилось с ним дважды. Тогда служанка поняла, что необычный ребёнок хранится Промыслом Божиим, и отнесла его назад Евфросинии, отказавшись причинять ему какой-либо вред. Однако даже рассказ о случившемся не остановил озлобленную мать. Она решила сама довести дело до конца.

http://pravoslavie.ru/117113.html

Иеросхимонах Феофил был сыном священника Андрея Горенковского, служившего при церкви Рождества Богородицы, в городе Махновке, Киевской губернии. Он родился в октябре 1788 г., и был одним из двух близнецов. Назвали его при крещении Фомою. Мать начала разом кормить грудью обоих детей, но Фома, к ее изумленно, не хотел брать груди и чувствовал отвращение ко всему молочному, так что мать с большим затруднением должна была приготовлять ему растительную пищу. Сразу это возбудило в ней неудовольствие к ребенку, а разные суеверия еще разжигали ее, так что вскоре она просто возненавидела сына. Видя в этом младенце какие-то непонятные ей задатки, мать (ее звали Евфросиния) решилась потихоньку от мужа истребить его. Она сумела подговорить свою служанку и в одно раннее утро велела отнести ребенка к реке и бросить в воду. Это было исполнено, но сила Божия охраняла его. Младенец вынырнул из воды и спокойно лежал на поверхности, потом его прибило к противоположному берегу и он был выброшен волною на сушу. Тогда служанка, упорная в своем намерении, переправилась через реку, подняла спящего младенца и снова бросила в воду, но волны опять бережно приняли ребенка, понесли его к острову, образовавшемуся вверх по течению реки и сложили на песочную его окраину. Это так поразило женщину, что она раскаялась. Она в брод перешла реку, в слезах приняла младенца на руки, понесла его к матери и там рассказала о всем, чему была свидетельницею. Точно обезумев от ненависти, мать выхватила ребенка из рук служанки и бросилась с ним к реке. Выбрав то место, где была мельница, она швырнула его под колесо и в ту же минуту побежала прочь. Тогда вдруг жернова, бывшие в движении, остановились, и от напора воды произошел необычайный шум. Мельник вышел посмотреть, что случилось; колеса, остановленные какою-то силой, дрожали под натиском ударявшей на них воды, а внизу слышались младенческие вопли. Мельник посмотрел туда и увидал в самом водовороте плавающего ребенка. Он поскорее спустился к воде, выхватил ребенка, и жернова тотчас замололи.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Преподобный Феофил (Горенковском) Вместе с другим известным тогда в Киеве юродивым Иоанном Босым Дамиан на деньги старицы снял комнаты в двухэтажном цоколе под Андреевским храмом, из которых они сделали приют для страждущих и путешествующих. Порой там обедало до 500 человек ежедневно. Очень быстро стали появляться и другие щедрые благотворители, в их числе – киевский губернатор И.И. Фундуклей. На его деньги рядом с храмом была построена больница для малоимущих и нуждающихся. Постриг и рукоположение В 1850 году Дамиан был причислен к братии Ржищевского монастыря, однако по благословению настоятеля сохранил прежнее послушание при странноприимнице. В 1851 году его перевели в Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, где он вначале нес послушание гостиничного. 19 декабря 1854 года Дамиан принял постриг с именем Вонифатий. Теперь его послушанием стало ухаживать за мощами святых угодников. В декабре 1856 года состоялось рукоположение Вонифатия в иеродиакона, а 10 мая 1860 года он стал иеромонахом, как и предсказывал блаженный Феофил. Но и в Михайловском монастыре подвижник не оставлял странноприимства: здесь его заботами тоже была устроена большая гостиница с трапезной для нуждающихся. Ежедневно сюда приходили сотни людей, многих это спасло от голодной смерти. Основатель скита в Феофании Известно, что в 1861 году иеромонаха Вонифатия навестили в монастыре его земляки и очень просили устроить скит в их селе. Однако в ответ на эту просьбу епископ Чигиринский Серафим (Аретинский) благословил его открыть скит в Феофании под Киевом, где в 1802 году епископом Феофаном (Шияновым) был устроен монастырский хутор. При этом владыка Серафим благословил иеромонаха Вонифатия иконой архистратига Михаила и великомученицы Варвары. Взяв с собой семерых насельников из Михайловского монастыря, Вонифатий прибыл в Феофанию. Первым делом он отремонтировал и благоукрасил уже существовавший здесь храм во имя архистратига Михаила. Все работы сопровождались усиленной молитвой. В скиту было установлено ежедневное богослужение, каждое воскресенье читался акафист архангелу Михаилу, а также было введено чтение неусыпаемой Псалтири.

http://pravoslavie.ru/110826.html

Одноэтажный, кирпичный, в плане прямоугольный, со сложной системой внутренней планировки. Отдельные помещения отводились под кабинет митрополита, столовую, опочивальню, гостиную, гардероб и тому подобное. В юго-восточной части дома была размещена домовая церковь во имя св. Иоанна Многострадального. Главный западный фасад фланкируют ризалиты с треугольными фронтонами, центральная часть фасада декорирована фронтоном килевидной формы. В конце 19 в. с севера к дому сделана прямоугольная в плане пристройка. Сооружение является оригинальным образцом гражданской архитектуры 19 в. В советское время дом был передан сельскохозяйственному институту, в 1993 г. возвращен церковной общине, которая осуществила ремонтно-восстановительные работы, возродила домовую церковь. Литература: ЦДИАУ, Ф. 128, оп. 1 (общ.), спр. 487, 966, 1146, 1539, 1764-1767, 1794, 1950, 1991, 1993, 2050, 2072, 2084, 2097, 2144, 2189, 2223, 2224, 2550, 2614, 2646, 2995, 2996. 3115; оп. 2 (общ.), спр. 134, 257, 260, 280, 373; оп. 3 (общ.), спр. 781; оп.1 (благочин.), спр. 3467; РГИА (Санкт-Петербург), ф. 799, оп. 33, спр. 609; Болховитинов Е. «Киево-Печерская лавра с присовокуплением разных грамот». – К., 1847 г.; Закревский Н.В. «Описание Киева». - М., 1868 г. – Т. 1 – 2; Иконников В.С. «Киев в 1654-1855 г.г.» – К., 1904 г.; Лебединцев П. «Киево-Печерская лавра в её прошедшем и нынешнем состоянии». – К., 1894 г.; Муравьев А.Н. «Путешествие по святым местам русским». - СПб., 1846 г. «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. В период возрождения монастыря (после 1996 г.) на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь. Скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева, - Голосеевская Пустынь. Удивительная обитель с удивительной судьбой - место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII-XIX веков, а со второй половины XIX столетия - дача Киевских митрополитов. С именем Голосеевской Пустыни связаны имена многих Божьих угодников, просиявших на Киевской земле: Святителей Петра Могилы и Филарета (Амфитеатрова), Митрополитов Киевских и Галицких; преподобных Парфения Киевского (Краснопевцева) и Алексия Голосеевского; блаженных Христа ради юродивых Феофила Китаевского (Горенковского) и Паисия (Яроцкого), а также имена малоизвестных подвижников благочестия. Все они нашли для себя в многолюдном Киеве «сокровенную пустыню спасения» и прожили в ней сокровенную жизнь, освятив своими молитвами и слезами каждую пядь Голосеевской земли. «Здесь носится дух Преподобных Печерских», - говорил о Голосеевской Пустыни преподобный Парфений Киевский. «Она по духу очень напоминает Афон», - сказали об обители и современные паломники-греки.

http://sobory.ru/article/?object=02896

к лику святых РПЦ было причислено 1866 подвижников благочестия, в т. ч. 1776 новомучеников и исповедников Российских. 17 мая 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении между РПЦ МП и Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) . В период отсутствия канонического общения между РПЦ и РПЦЗ в РПЦ имели место повторные К. святых, уже прославленных РПЦЗ, существовали нек-рые «спорные» фигуры, к-рых РПЦЗ признавала святыми, а РПЦ - нет. 19 окт. 1964 г. в РПЦЗ состоялась К. св. прав. Иоанна Кронштадтского; 9 авг. 1970 г.- прп. Германа Аляскинского; 24 сент. 1978 г.- блж. Ксении Петербургской. 1 нояб. 1981 г. в РПЦЗ была совершена К. сонма новомучеников и исповедников Российских, в т. ч. имп. Николая II, его семьи (как «царственных мучеников»), а также пострадавших с ними слуг, нек-рые из к-рых не принадлежали к правосл. Церкви. В числе 10 слуг имп. Николая II и его семьи, погибших в июне-июле 1918 г. и канонизированных РПЦЗ, были: католик Алоизий Трупп (канонизирован с именем Алексий), старообрядец белокриницкого согласия лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин и лютеранка Екатерина Шнейдер. Среди канонизированных слуг остальных членов дома Романовых есть имя секретаря вел. кн. Михаила Александровича англиканина Брайана Джонсона (канонизирован с именем Николай). Мотивом К. инославных лиц стали прецеденты К. жертв гонений на христиан, не принявших крещения (напр., язычников, присоединявшихся к христианам во время казни - см., напр., в ст. Севастийские мученики ). 23 мая 1990 г. были прославлены Оптинские старцы и прп. Паисий (Величковский) (прославлен РПЦЗ в 1982 г. к местному почитанию в Ильинском скиту на Афоне), 29 янв. 1994 г.- свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, и свт. Николай (Касаткин), архиеп. Японский. 2 июля 1994 г. РПЦЗ причислила к лику святых свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, Шанхайского; 9 сент. 1996 г.- сщмч. Максима Сандовича († 1914, прославлен Польской ПЦ 7 июля 1994); 13 сент. 1996 г.- свт. Иону (Покровского) , еп. Ханькоуского, вик. Пекинской епархии РПЦЗ, и 222 китайских мучеников, убитых в 1900 г. участниками «боксерского восстания»; 17 окт. 2000 г.- свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского; свт. Феофана Затворника (Говорова); свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского; прп. Феофила (Горенковского) , Китаевского; новомучеников С.-Петербургских: Матфея Житкова, Феофила Ражановича, Николая Полторацкого, Евгению Венцевскую (расстреляны 4 окт. 1937 в Ленинграде); в 2007 г.- мч. Александра Шмореля († 1943, местночтимый святой в Мюнхене, чин К. состоялся 4 февр. 2012).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Когда прп. Досифея почувствовала, что приблизился конец ее земного пути, она призвала своего ученика Феофана и дала ему наставление идти в Соловецкий монастырь, где, впоследствии, Феофан так же стал знаменитым подвижником († 26 июля 1819 г.). Перед самой смертью, Досифея вышла из затвора и, опираясь на палку, обошла все кельи, прощаясь с братией. На следующее утро Феофан пришел к старице, но она уже была мертва. Прп. Досифея скончалась, стоя на коленях перед иконою, 25 сентября 1776 года, на 56 году жизни. В руке ее нашли записку: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». Так и было все сделано, как завещала старица. Похоронили ее в Китаевской пустыни, возле северной стены Свято-Троицкой церкви. На могиле вскоре поставили характерный для своего времени памятник в стиле барокко, в виде черной гробницы. К сожалению, он был уничтожен в советское время. Сейчас установлено простое бетонное надгробие. В XIX веке Свято-Троицкий монастырь так же прославился духовными подвигами его насельников, среди которых следует особо помянуть блаженного Феофила (Фому Горенковского), обладавшего даром прозорливости и чудотворений. Родился он в семье священника, в городе Махнове Киевской губернии. К семи годам остался круглым сиротою, но, опекаемый Церковью, был зачислен в начальные классы Киево-Могилянской академии. В 1810 году из Академии его направили на должность дьякона в город Чигирин, однако из-за недостаточных голосовых данных, перевели оттуда пономарем в Обухов. Через два года Фома Горенковский вернулся в Киев и стал послушником Братского монастыря. 11 декабря 1821 года принял постриг, получив монашеское имя Феодорит. Со временем, он стал экономом Братского монастыря. Но душою желал пустынножительства и просил отпустить его в село Лесники под Киевом, где, по преданию, еще преподобный Феодосий Печерский проводил время постов. Однако в подобном затворничестве ему было отказано, и тогда он решился на особо трудное подвижничество – подвиг юродства Христа ради. 9 декабря 1834 года принял схиму и был наречен Феофилом.

http://sedmitza.ru/text/413522.html

Не о Боге Слове говорит так апостол, но об Иисусе, происшедшем от вас ( περ το εξ μων)». Прямою параллелью к данному месту служит Флп. 2, 9–11 , причем в Послании к Филиппийцам речь о возвеличении Христа предваряется указанием на состояние Его истощания (2, 5–8)» (Богдамеескмм Д. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. С. 319). Естественно, что произошло с Христом по человечеству, должны происходить и с уверовавшими в Него. 646 Ср. толкование данного места у блж. Феофилакта: «…да даст вам (Бог), как богатый и желающий прославления имени Своего, утвердиться в борьбе с искушениями, так чтобы не только не смущаться ими, но и переносить их. И не довольствуется выражением «утвердитися», но прибавляет (к нему): «силою», прося изобильных для них благ. Как же «утвердитися»? Духом Его, ибо Он есть подающий крепость. И не только утвердитися, но и гораздо более и сильнее – «вселитися Христу во внутреннем человеке вашем», то есть «в сердца ваша», не на поверхности, а в глубине. Каким же образом? «Верою». Ибо в верных сердцах обитает Христос, приходя с Отцом и творя в них обитель, как Он и предсказал. А этого вы достигните, когда укоренитесь в любви Его и не будете колебаться и смущаться». Под «широтой» и т. д. блж. Феофи-лакт понимает «тайну совершенного ради вас, – она столь велика, что простирается по всем направлениям. Посему и описал ее внешними чертами, приписывая ей и верх, и низ, и боковые стороны». Что же касается любви Христовой, то она, согласно блж. Феофилакту, познается Духом, а не человеческой мыслью. Заключительные же слова апостола в данном месте означают: «Будьте совершенны во всем по образу Божия совершенства, познавая, насколько возможно, все божественное» (Блаженного Феофи-лакта, архиепископа Болгарского, Толкование на Послания св. апостола Павла. С. 340–341). 647 Как и преп. Макарий в аналогичном месте «Великого послания», св. Григорий заменяет в начале цитаты «дары большие» на «дары духовные», но далее его цитата не отличается от общепринятого текста (в отличие от цитации преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

—76— готовленными раннейшим состоянием 597 . Однако, бесспорно, что между ними были связующие и обусловливающие звенья в соответствующих предварительных работах, которым сделан был счастливый поворот в духовном просвещении в сторону его рационального школьного устроения. К сожалению, многие ценные документы по этому вопросу утрачены. Лишь один из них недавно снова обнаружился в виде «журналов Комитета об усовершенствовании духовных училищ» 598 , откуда именно и родилась названная Комиссия. Эти официальные материалы, конечно, получат подробное освещение в общей исторической перспективе, мы же даем просто фактические справки и некоторые принципиальные наблюдения 599 . —77— Комитет был образован, по Высочайшему указу от 29 ноября 1807 года. В состав его входили: митрополит Новгородский (с 10 марта 1801 г.) Амвросий (Подобедов : † 21 мая в 7 часов вечера 1818 г.); епископ Калужский Феофилакт (Русанов , † 19 июля 1826 г. экзархом Грузии); духовнике Его Величества протопресвитер Иоанн Феодоров (Феодорович Краснопевков † 4 марта 1808 г.) и обер-священник Иоанн Семенович Державин († 3 марта 1826 г ), обер-прокурор Св. Синода (с 21 октября 1803 г.) статс-секретарь тайный советник князь А. Н. Голицын († 22 ноября 1844 г.) и статс-секретарь М. М. Сперанский († 11 февраля 1839 г.), а «производителем письменных дел», по Высочайшему повелению от 8 декабря 1807 г., был назначен обер-секретарь Св. Синода Александре Даниловиче Данилов 600 . Ко- —78— митет открыт 8 декабря 1807 г. и вместе с этим имел всего 9 заседаний: 3, 5, 10, 14, 31 декабря 1807 г. и 25 января, —79— 6 февраля, 2 апреля и 4 июля 1808 г. В обстоятельных и тщательно изложенных журналах отдельный лица не вы- —80— двигаются, а все передается в виде общего комитетского мнения. Упоминается только о поручении епископу Феофи- —81— лакту «сделать план: а) о содержании бедных учеников в уездных и приходских училищах и б) об образе призрения остающихся духовных сирот» (стр. 66, 85–86) и II) А. Данилову о составлении штатов всех духовных училищ (стр. 30, 34) и об изготовлении табелей насчет церквей и причтов (стр. 38–3 9, 65). В пункте 4 „плана дальнейших упражнений Комитета» подчеркнутое слово внесено (на стр. 146) митр. Амвросием: «составить штаты учениц для одного округа, применяясь в окладах к гражданским училищам». Но бесспорно, что главными вдохновителями и деятелями были кн. А.Н. Голицын, М.М. Сперанский и частью преосвящ. Феофилакт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

инока Аверкия что был дружина романовской . инока Васиана. Генадия. инока Еуфимия поморец . инока Мисаила что был кривой клобук . инока Игнатия болоцкой крестьянин . инока Инокентия из болшей болницы слепой . священноди….. Аммона волжанин . инока… князя инока Иону воротынской 1238 … Феодорита слободкин . инока изсо . …инока Зосимы… инока Иванна чемесов . инока Иева колязинец . инока Симона. инока Иора. инока Константина. инока Еуфимия. инока Иора. инока Христофора. инока Акинфия. инока Никона. инока Иону. инока Тихона. инока Тимофея. инока Иоасафа. инока Иону. инока Гаврила. инока Серапиона. инока Кирьяка. инока Пахнотия. инока Геласию. Симона. Иону макаров . Мисаила бодинец . Филофея головушка слепой . Иону безрукой . Леанида с горы . Арсенья поморца . инока Гаврила малон . Софония боледа кузнец . Аврамия полестовал . Висариона озерецкой хромой . инока Филофея сииской . Инока Иосифа третьяк корела . инока Герасима Гаврило кожевник . инока Леанида. инока Измаила. Антония. Вавилу. инока Виктора головщич . Левкия болдинец . Феофи… князя инока Деонисия Голицын ….. Капитона. Еуфи…ефонта. Анофрея… Козму. Феодосья. 1092 Только некоторые лица, занесенные в синодик этот, умерли же в Кириллове монастыре, во зачислены сюда как бывшие его иноки. (См. напр. ниже об епископе Филофее Пермском). 1093 В начале рукописи Кир. библ. 754–1011, л. 9 не достает нескольких имен (сравнительно с рукописью 759–1016); «и послушников и иноков. Спиридона. Филофея. Никодима. Филофея». Вероятно, что имена игумена Кирила и друг, до имени Спиридона – позднейшая прибавка. 1096 Здесь разумеется, быть может, Лука Соловаров, о котором сохранились заметки в Рукоп. Соф. библ. 1468, на л. 177 обор.: «Тоеж-осеин (т. е. 6987 года) постригл Нифонт Луку Соловарова, сентября 9 " … «В лето 6991 (1483) апреля 10 преставися Лука Соловаров. жил в чернцех 4 лета и 7 месяць». 1097 Игумен Серапион, вероятно, – кирилловский. По словам П. М. Строева, он был настоятелем в 1482–1484 годах (Списки иерархов, е. с. стб. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002