Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Скамницкий), еп. Великоустюжский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Скамницкий [Скамнинский]; 1697, г. Пинск (по др. сведениям, Вильно) - 20.02.1761, г. Вел. Устюг), еп. Великоустюжский и Тотемский. Род. в семье купца. Обучался в КДА до богословского класса, закончил образование в Москве. В 1730 г. пострижен в монашество архим. Германом (Концевичем) в московском Заиконоспасском монастыре. В 1731 г. Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) рукоположен во иеродиакона. В 1732 г. вызван в С.-Петербург, с 9 авг. служил законоучителем в сухопутном Кадетском корпусе и при школе архиеп. Феофана (Прокоповича) . 3 февр. 1736 г. рукоположен во иеромонаха Архангелогородским архиеп. Аароном, находившимся в С.-Петербурге на чреде священнослужения. В обязанности В. входило присоединение к Православию язычников и иноверцев (в 1736 в числе прочих для наставления к нему были присланы японцы Кузьма Шульц и Демьян Поморцев). В 1739 г. В. и Давиду (Данилевичу) был поручен разбор б-ки архиеп. Феофилакта (Лопатинского) . 4 марта 1739 г. В. был назначен и 8 марта произведен в архимандрита московского Чудова мон-ря. 4 авг. 1740 г. назначен членом Московского синодального правления. С 3 окт. 1741 г. находился в качестве советника в Синоде, определением от 26 июня 1742 г. ему разрешалось ношение архиерейского креста. 25 апр. 1742 г. участвовал в коронации имп. Елизаветы Петровны . В 1742 г. доносил Синоду, что Чудов мон-рь не имеет средств для содержания отставных военных, и сообщал об отказе крестьян монастырских вотчин выполнять работы для мон-ря. 17 сент. 1742 г. представлен кандидатом на Воронежскую кафедру. 1 янв. 1743 г. произносил проповедь в присутствии императрицы. 24 февр. 1743 г. В. был назначен и 27 февр. в присутствии государыни хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Амвросий (Юшкевич) . 31 дек. 1743 г. В. доносил Синоду, что на вознаграждение принявших Крещение остяков из келейных денег бывш. Вятского еп. Вениамина (Сахновского) и казенных сумм архиерейского дома истрачено 1566 р.; 1 мая следующего года обращал внимание Синода на строительство татарами мечетей вблизи поселений новокрещеных остяков и предлагал их снести. В Вятке после пожара отремонтировал кафедральный собор и «снабдил его хорошей ризницей». В 1745 г. по причине ссоры с воеводой Писаревым, к-рому В. нанес оскорбление действием в канцелярии воеводы, вызван в С.-Петербург. В 1746 г. в ходе расследования дела о соляных промыслах Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (в Соликамском у. Пермской губ.) монастырские власти показали, что В. неоднократно вымогал у них крупные суммы денег, настоятеля мон-ря архим. Павла сажал под караул, казначея иером. Гавриила приказывал наказать плетьми. Сенат настаивал на суде над В., но, помилованный имп. Елизаветой, он был определен на 3 года жительства в Александро-Невскую лавру.

http://pravenc.ru/text/154209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Горка Андрей; 1671, Львов (?) - 10.04.1737, Хлынов), еп. Вятский и Великопермский. Род. в семье казака из мест. Стаек Киевского у. В юные годы переехал в Киев, под влиянием митр. Киевского Варлаама (Ясинского) принял монашеский постриг и поступил в Киево-Могилянскую коллегию, по окончании к-рой служил учителем киевских уч-щ. В годы преподавательской деятельности подружился с архим. Феофаном (Прокоповичем) . Современники назвали Л. «братом во вторых Феофана». Дружественные отношения связывали его и с еп. Феофилактом (Лопатинским) . Л. составил учебники «Idea artispoeseos» и «Rhetorica». Будучи возведен в сан игумена, в 1713 г. Л. был определен настоятелем киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря . Здесь он усиленно занимался самообразованием, собрал большую б-ку, составлял латино-словен. лексикон, впосл. у него похищенный. В 1719 (1720?) г. по неизвестной причине Л. «насильно изгнан» из Выдубицкого мон-ря. Деятельный характер и неспокойная натура Л. привели к тому, что у него оказалось множество недоброжелателей, включая наместника Киево-Печерского мон-ря архим. Иоанникия (Сенютовича). 29 апр. 1722 г. Синод по ходатайству гетмана И. И. Скоропадского определил Л. архимандритом Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . Но он не успел вступить в управление обителью, т. к. был назначен обер-иеромонахом во флот, к-рый под личным командованием имп. Петра I Алексеевича отправлялся в Персию, в «Низовой поход» ( Воздвиженский. 1820. С. 241). Возможно, царь предполагал поручить Л. написание истории похода. По преданию, фамилия Горка была дана Л. имп. Петром, к-рый называл его «горой учения». 3 нояб. 1722 г. Л., заболев во время похода, послал прошение об увольнении, и 15 февр. 1723 г. был отпущен в Нов. Иерусалим. В Москве Л. узнал, что вскоре после его отъезда оставшийся в Новоиерусалимском монастыре управитель был взят под арест, а обитель осталась без надзора. Поэтому Л. «ввиду могущей произойти от сего беспорядочности по монастырскому управлению» просил о назначении ему «в подручные» наместником брянского архим. Питирима, на что последовало разрешение. В 1723 г. Л. доносил Синоду, что 27 мая «каменный шатер, что над гробом Господним, обрушился и пал на нижние хоры и оставшиеся стены до земли расселись во многих местах и от того разрушения обители учинилась превеликая печаль». Поскольку мон-рь не мог исправить повреждения своими средствами, Синод передал «дело исправления разрушения» в распоряжение Сената.

http://pravenc.ru/text/2462465.html

Алексей Кириллович (ок. 1673, Ярославль или Москва - 23.05.1736, С.-Петербург), филолог, переводчик, справщик, директор Московской Синодальной типографии. Сын священника одной из московских церквей во имя Св. Троицы. Обучался сначала в школе при Печатном дворе, после прибытия в Москву братьев Лихудов - в школе при Богоявленском мон-ре и в созданной на ее основе Славяно-греко-латинской академии , закончил курс наук по программе 5 классов. Вместе со своими соучениками Н. Головиным и Ф. П. Поликарповым-Орловым перевел с греч. полемическое соч. Лихудов «Акос», обличающее богословские взгляды Сильвестра (Медведева) , а также ряд др. произведений своих учителей. После окончания академического курса Б. благодаря хорошему знанию греч. языка был назначен типографским справщиком. Царским указом 1712 г. вместе с Софронием Лихудом и архим. Феофилактом (Лопатинским) ему было поручено исправление слав. перевода Библии (исправлением Библии Б. занимался до 1721). Этот текст после дополнительного редактирования, предпринятого по Высочайшим указам 1744 и 1750 гг., был издан в 1751 г. (Елизаветинская Библия) и лег в основу всех позднейших синодальных изданий. Б. переводил также на рус. язык грамоты Вост. Патриархов, присланные Петру I и Святейшему Синоду, а на греч.- синодальные предписания и постановления. В 1723 г. Б. завершил перевод на «простой русский язык» соч. Аполлодора Афинского «Библиотека, или О богах» (СПб., 1725), предпринятый по непосредственному указанию Петра I и выполненный с греч. и с латыни. Издание было снабжено предисловием Феофана (Прокоповича), в к-ром объяснялась польза знания для христиан языческой религии: постигнув, «как мерзское есть многобожия зловерие», христиане могут использовать «языческие писания себе к созиданию». Книга содержит также предисловие самого Б. о принципах перевода, «каталог» греч. имен с приведением их лат. форм, более распространенных тогда в России, и «Екстракт... сумненных речей», содержащий истолкование малоизвестных имен и географических наименований. В 1724 г. Б. производил сличение киевских изданий богослужебных книг с московскими и обнаружил разночтения в Триоди. В 1725 г. по инициативе Гавриила (Бужинского) Б. был назначен учителем греч. языка в Славяно-греко-латинскую академию, оставаясь при этом в должности справщика. В 1725 г. он перевел аллегорический диалог «Картина» Кебета Фивейского, ученика Сократа (Кевита Фивейского, философа платонического, Дска о правом состоянии жизни человеческия»//РГБ. Тихонр. 204). По поручению Синода Б. занимался также переводами с греч. антипротестант. полемики, в частности в 1728 г. перевел «Щит Православия» (РНБ. Q. I. 238).

http://pravenc.ru/text/77602.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Власти Белоруссии намерены открыть в Минске памятник соратнику Мазепы – анафематствованному Филиппу Орлику 05.11.2018 963 Униатский пропагандистский ресурс «Религия в Украине » с восторгом пишет о намерении властей Белоруссии открыть в Минске памятник соратнику Мазепы Филиппу Орлику, сообщил «Русской народной линии» глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ Кирилл Фролов. «Хотелка галицийских униатов – это еще не воля белорусского Президента Александра Лукашенко , - отметил эксперт. - Филипп Орлик анафематствован святой Русской Церковью вместе с Мазепой и почему эту анафему нельзя снимать». «Мазепа и Орлик не считали себя украинцами, ибо не знали, что это такое. Орлик писал «Русскую конституцию», он был обычным русским диссидентом - перебежчиком, изменником. Анафематствовали Мазепу с Орликом великие малороссийские иерархи- идеологи Российской империи, чье 300-летие мы будем светло праздновать в 2021-ом году, Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, святители Димитрий (Туптало) и Иоанн (Максимович). Мазепинское лобби в Приднестровье пыталось навлечь анафему на этот форпост Святой Руси, но в этом есть хотя какая то «логика " - Мазепа и Орлик скрывались в Бендерах от справедливой руки города Святого Петра. Но в Белоруссии памятник Орлику является особенно циничным издевательством, - уверен Кирилл Фролов. - Дело в том, что Мазепа и Орлик не только не боролись за «самостийную Украину», ибо никаких украины как этнонима и украинства не было тогда от слова вообще, они предавали православного русского царя в обмен на предоставление им во владение нынешних Витебского и Полоцкого краев в составе лояльной Швеции Речи Посполитой». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

http://ruskline.ru/politnews/2018/noyabr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Паисиос-Кондоиди), еп. Суздальский (Паисиос-Кондоиди Анастасий; † 10.10.1737, Суздаль), еп. Суздальский и Юрьевский. Грек, уроженец о-ва Крит. Получив образование в Италии, вернулся на родину, принял священный сан. Преподавал греч., лат. и итал. языки детям молдав. господаря Дмитрия Кантемира . В 1711 г., после неудачного прусского похода Петра I , в к-ром Кантемир был союзником рус. царя против турок, Паисиос-Кондоиди вместе с семьей молдав. правителя выехал в Россию, где получил назначение 2-м секретарем рус. посольства в К-поле и одновременно состоял проповедником при К-польском Патриархе. В 1714 г. Паисиос-Кондоиди был тайно вывезен из К-поля рус. послом гр. П. А. Толстым, спасшим греч. священника от преследований тур. властей. Поселившись в России, с 1716 г. Паисиос-Кондоиди служил справщиком на московском Печатном дворе , затем преподавателем богословия в Славяно-греко-латинской академии . Вскоре переехал в С.-Петербург, в сане протоиерея состоял в клире Петропавловского собора. В 1721 г. при учреждении Святейшего Синода прот. Анастасий был назначен его асессором с жалованьем в 1000 р. за службу в К-поле. 12 февр. 1722 г. по собственному прошению пострижен в монашество с именем А. в Симоновом московском мон-ре ; 2 марта того же года возведен в сан игумена, назначен настоятелем Толгского ярославского мон-ря , с 8 июля 1723 г. настоятель ярославского в честь Преображения Господня мон-ря в сане архимандрита. В февр. 1725 г. участвовал в погребении имп. Петра I. 13 нояб. 1725 г. имп. Екатерина I поручила вице-президенту Синода архиеп. Феофилакту (Лопатинскому) и А. «новоисправленную Библию свидетельствовать с греческими Библиями и, ежели что в переводе явится неисправно, то оное исправить». 26 дек. 1725 г. указом императрицы А. был назначен советником Святейшего Синода с предоставлением права ношения наперсного креста, «подобно архиереям». 15 июля 1726 г., при разделении Синода на 2 департамента, А. был определен 5-м членом 1-го департамента.

http://pravenc.ru/text/76916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Сломинский [Слонимский]; ок. 1715 - 25.09.1772, Межигорский мон-рь под Вышгородом Киевской губ.), архим., библеист, литургист. Род. в семье священника. Окончил Киево-Могилянскую академию, 24 марта 1744 г. в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила муж. мон-ре принял постриг. С 20 авг. 1744 г. в сане иеромонаха занимал в Киево-Могилянской академии кафедру пиитики, в 1746 г.- философии. В 1747 г. вместе с иером. Варлаамом (Ляшевским) был вызван в С.-Петербург для исправления слав. текста Библии. Всячески оттягивал поездку, ссылаясь на болезни. Г. и иером. Варлаам сверяли с греч. текстом те исправления, к-рые были внесены учрежденной в 1712 г. комиссией, возглавляемой Тверским архиеп. Феофилактом (Лопатинским) . Это был последний этап исправления четьего текста слав. Библии, синодальный указ специально запрещал вносить в правленый текст новые исправления. Однако книги, к-рые предшественники не успели исправить, редактировались заново. Г. и иером. Варлаам перевели книги Товита и Иудифи с греч., а также исправили текст Псалтири, пересмотрели 3-ю Книгу Ездры по Вульгате, внесли незначительные изменения в текст НЗ. Что касается языка слав. Библии, то они пытались сократить сферу употребления специфических книжных конструкций. В мае 1751 г. редактирование закончилось. Затем Г. было поручено еще раз пересмотреть текст, в 1754 г. он представил Святейшему Синоду свои замечания, а в 1756 г. вышло в свет 2-е издание. 2-ю половину жизни Г. посвятил работе над первым в России пособием по литургике. В 1753 г. по воле имп. Елизаветы Петровны Святейший Синод поручил Г. и иером. Варлааму составить список источников для такого пособия. Список был создан, после чего Г. получил задание составить пособие. В 1758 г. Г. был назначен ректором Славяно-латинской академии и архимандритом Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря . В 1760 г. он утверждал, что составил 5 частей книги: о священных обрядах вообще и об их пользе, о храме и о богослужебных принадлежностях, об освящении храмов, о таинствах и обрядах, о молитвах утренних, обеденных и вечерних. Однако текст Г. не представил, ссылаясь на то, что преподавание отнимает много времени. В 1761 г. он был переведен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Формальной причиной назначения стало то, что Г. постригал послушников в монашество без указов Синода, принимал в мон-рь «пришлых бродячих чернецов» и т. д. Г. отказался принять перевод, ссылаясь на болезнь и «неспокойный» характер Черниговской епархии. Также Г. отказался ехать в Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь . Он вышел на покой и поселился в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре .

http://pravenc.ru/text/161882.html

Стефан, архиепископ Новгородский и Великолуцкий (Калиновский) Родился в 1700 году. Образование получил в Киевской духовной академии. В 1727 году принял монашество, жил в Киево-Братском училищном монастыре и преподавал в Киевской духовной академии. В 1732 году назначен префектом Киевской духовной академии. В 1733 году переведён префектом Славяно-греко-латинской академии. 3 февраля 1734 года возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Заиконоспасского училищного монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. В это же время по поручению Святейшего Синода вёл беседы с английским пастором Малярдом, желающим принять Православие. В 1735 году переведён в Санкт-Петербург архимандритом Александро-Невского монастыря. С 20 июня 1736 года – член Святейшего Синода. В 1736 году Святейший Синод поручил архимандриту Стефану продолжить работу по ревизии текста нового перевода Библии, которая была начата по указу императора Петра I ещё в 1712 году ректором Московской Славяно-греко-латинской академии архимандритом Феофилактом (Лопатинским; † 1741). Уже к 1738 году архимандрит Стефан столкнулся с большими трудностями, не зная, какие из имевшихся у него греческих рукописей предпочесть. Его отчёт Святейшему Синоду весьма поучителен для понимания тогдашнего состояния библейской текстологии. Наконец, архимандрит Стефан рекомендовал Святейшему Синоду печатать исправленный на основе греческих рукописей текст параллельно с текстом архимандрита Феофилакта (Лопатинского) и с перечнем внесённых изменений. Синод согласился с этим предложением, которое в сентябре 1740 года было утверждено императрицей Елизаветой Петровной. После назначения архимандрита Стефана (Калиновского) на Псковскую епархию работу по пересмотру текста продолжили архимандрит Фаддей (Кокуйлович) и иеромонах Кирилл (Флоринский), к 1742 году она была завершена, и до 1744 года продлилась её проверка с участием членов Синода. 18 декабря 1751 года эта так называемая Елизаветинская Библия вышла из печати и впоследствии неоднократно переиздавалась. До конца Синодального периода текст Елизаветинской Библии оставался в употреблении без изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тверская и Кашинская епархия 1 липня 2010 р. 11:00 Учреждена не позднее 1271 г. как Тверская и Кашинская; в 1928-1943 гг. — Калининская и Кашинская, в 1943-1944 гг. — Калининская и Смоленская, в 1944-1950 гг. — Калининская и Великолукская, в 1950-1990 гг. — Калининская и Кашинская, с 1990 года — Тверская и Кашинская. Кафедра Тверской епархии — одна из старейших в Русской Православной Церкви. Она учреждена при великом князе Ярославе Ярославиче не позднее 1271 г., будучи выделена из Суздальской епархии, и с того времени идет отсчет ее исторического бытия. Архиепископия была установлена 26 января 1589 г. Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор (1285-1290) в тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на всей суздальской земле после нашествия татар. Степенью Тверская епархия до 1669 г. следовала после Рязанской , а затем Вологодской ; по существовавшему с 1764 по 1868 гг. делению епархий на классы Тверская епархия числилась в 1764 г. 12-й, в 1800 и 1869 гг. — 11-й и следовала непосредственно после Рязанской. Со времени первого Тверского епископа Симеона, выходца из князей Полоцких, сменили друг друга на Тверской кафедре 78 епископов. Правящий с 1988 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в их ряду — 79-й. Среди архиереев, возглавлявших Тверскую кафедру, были святые подвижники и исповедники веры Христовой. Прежде всего, это святитель Арсений (+1409), ревностный устроитель монастырей и иноческой жизни. Памятен как покровитель прп. Максима Грека, пребывавшего в ссылке и заточении в Тверском Отроч монастыре, епископ Тверской Акакий. Свой молитвенный подвиг совершал помощник святителя Гурия, просветителя татар, епископ Варсонофий. В смутное время проявил себя несгибаемым борцом за веру Христову и Отечество архиепископ Феоктист, принявший мученическую смерть. Тверской епархией управляли архиепископ Платон (Левшин), впоследствии митрополит Московский, архиепископ Димитрий (Самбикин), положивший начало прославлению всех святых, в Тверской земле просиявших. Оставили по себе память архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и многие другие приснопоминаемые святители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211232...

302-ю годовщину Полтавской битвы отметили в Сампсониевском соборе северной столицы июля 2011 В День воинской славы России в северной столице почтили память защитников Отечества. Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, доставлена в Санкт-Петербург Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, и с редута исторической баталии доставлена в Санкт-Петербург по инициативе представителей украинской общины города. Реликвия передана 10 июля Сампсониевскому собору , возведенному в честь этой победы . В День воинской славы России и 302-ю годовщину Полтавской битвы в северной столице почтили память защитников Отечества. За Божественной литургией молились члены украинских землячеств Санкт-Петербурга, казаки, гости из Свято-Троицкого храма Полтавы. После благодарственного молебна было зачитано поздравление с праздником от прихожан полтавского храма и его священника Александра Сабко. Сампсониевский собор был заложен императором Петром Великим в 1709 году в память " Полтавской виктории " . Он получил это название потому, что победа над шведами была одержана 10 июля (27 июня по старому стилю) 1700 года в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Символично, что от храма на Выборгской стороне начиналась дорога во владения шведского короля. Сампсониевский собор - первый в Санкт-Петербурге храм воинской славы. Ежегодно в храмовый праздник совершалось празднование знаменательного события истории Российской Империи. Епископом Феофилактом (Лопатинским) была составлена " Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над королем Свейским Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой, в лето 1709 года, месяца июня, в день 27-й " . Собор чудом сохранил " родные " иконостасы. После его закрытия 1938 году иконы не пропали, не были проданы или перемещены, а сохранялись в Русском музее и, что большая редкость, были возвращены. В 200-летие Полтавской победы у собора открыли памятник императору-полководцу работы скульптора Марка Антокольского. В 1938 году его демонтировали. К 300-летию Санкт-Петербурга на средства музея " Исаакиевский собор " он был отлит заново по авторской модели и установлен на историческом постаменте. Постоянная экспозиция, создававшася здесь несколько лет, рассказывает об истории строительства шедевра великим петровским зодчим Доменико Трезини. " Вода живая " , 10.07.11 Поделиться Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=203...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, и с редута исторической баталии доставлена в Санкт-Петербург по инициативе представителей украинской общины города. Реликвия передана 10 июля Сампсониевскому собору, возведенному в честь этой победы. В День воинской славы России и302-ю годовщину Полтавской битвы в северной столице почтили память защитников Отечества. За Божественной литургией молились члены украинских землячеств Санкт-Петербурга, казаки, гости из Свято-Троицкого храма Полтавы. После благодарственного молебна было зачитано поздравление с праздником от прихожан полтавского храма и его священника Александра Сабко. Сампсониевский собор был заложен императором Петром Великим в 1709 году в память «Полтавской виктории». Он получил это название потому, что победа над шведами была одержана 10 июля (27 июня по старому стилю) 1700 года в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Символично, что от храма на Выборгской стороне начиналась дорога во владения шведского короля. Сампсониевский собор — первый в Санкт-Петербурге храм воинской славы. Ежегодно в храмовый праздник совершалось празднование знаменательного события истории Российской Империи. Епископом Феофилактом (Лопатинским) была составлена «Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над королем Свейским Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой, в лето 1709 года, месяца июня, в день27-й». Собор чудом сохранил «родные» иконостасы. После его закрытия 1938 году иконы не пропали, не были проданы или перемещены, а сохранялись в Русском музее и, что большая редкость, были возвращены. В200-летие Полтавской победы у собора открыли памятник императору-полководцу работы скульптора Марка Антокольского. В 1938 году его демонтировали. К300-летию Санкт-Петербурга на средства музея «Исаакиевский собор» он был отлит заново по авторской модели и установлен на историческом постаменте. Постоянная экспозиция, создававшася здесь несколько лет, рассказывает об истории строительства шедевра великим петровским зодчим Доменико Трезини. «Вода живая», 10.07.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-07-10/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010