7:37—48 (см. с. 110). 15:21—28: «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлебу детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»: Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43. одно из мнений по этому вопросу, которое приводит блаженный Феофилакт (на Лк. 23:39—43): «Еще иный, и, кажется, весьма удачно, объясняет это так: обещанные нам блага суть не жизнь в раю или возвращение в оный, а Царство Небесное, почему мы и молимся: да приидет царствие Твое, а не жизнь райская. И не говори мне никто, что рай и Царствие одно и то же. Ибо благ Царствия ни глаз не видал, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку они не приходили (см.: 1 Кор. 2:9). А рай и виден был глазом Адама, и ухо о нем слышало, ибо сказано: «от всякого дерева в саду ты будешь есть»: Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43; см. также: Евр. 11. Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43. Феофилакт Болгарский на Лк. 22:54—62. Феофилакт Болгарский на Лк. 18:9—14. Феофилакт Болгарский на Лк. 10:17—20. Феофилакт Болгарский на Лк. 7:44—50.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 3. Т. 1. С. 272. Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 5. Т. 1. С. 273. называет царя-пророка Давида богоотцом потому, что он находится в чреде предков Христа по человечеству (см.: Мф.1:6; Лк.3:31). Флавий. Иудейские древности. 7.7.1. Т. 1. С. 345. Флавий. Иудейские древности. 7, 7, 3. Т. 1. С. 348—349. Болгарский на Мф.5:22. Болгарский на Мф.5:22. Болгарский на Мф.5:23—24. Болгарский на Мф.5:25—26. древнего переводчика «Благовестника» к: Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. Феофилакт Болгарский на Мф.5:28. Болгарский на Мф.5:29—30. на входе с кадилом на литургии Преждеосвященных Даров. (надписание этого псалма таково: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии»): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов»:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского Совета - ИС 10-10-0630. 22. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством «Даниловский благовестник» аудиозаписи на компакт-диске «Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Евангелие от Марка. Читает архимандрит Алексий (Поликарпов)», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Даниловский благовестник» право издать аудиозапись на компакт-диске «Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Евангелие от Марка. Читает архимандрит Алексий (Поликарпов)» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского Совета - ИС 10-10-0631. 23. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством «Даниловский благовестник» аудиозаписи на компакт-диске «Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея. Читает архимандрит Алексий (Поликарпов)», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Даниловский благовестник» право издать аудиозапись на компакт-диске «Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея. Читает архимандрит Алексий (Поликарпов)» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского Совета - ИС 10-10-0632. 24. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством «Даниловский благовестник» аудиозаписи на компакт-диске «Житейское море. Духовные стихи и канты в исполнении архидиакона Романа (Тамберга) и иерея Алексия Грачева», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Даниловский благовестник» право издать аудиозапись на компакт-диске «Житейское море. Духовные стихи и канты в исполнении архидиакона Романа (Тамберга) и иерея Алексия Грачева» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского Совета - ИС 10-10-0633.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-544-3681. 15 Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Святыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре/сост. О. Темнова (Серия Православие в жизни )» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Святыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре/сост. О. Темнова (Серия Православие в жизни )». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-544-3682. 16 Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Блаженный Феофилакт Болгарский.Благовестник: в 4 т. - Т. 1: Толкование на Евангелие от Матфея блаженного Феофилакта Болгарского» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Блаженный Феофилакт Болгарский.Благовестник: в 4 т. - Т. 1: Толкование на Евангелие от Матфея блаженного Феофилакта Болгарского». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-544-3683. 17 Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Блаженный Феофилакт Болгарский.Благовестник: в 4 т. - Т. 2: Толкование на Евангелие от Марка блаженного Феофилакта Болгарского» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Блаженный Феофилакт Болгарский.Благовестник: в 4 т. - Т. 2: Толкование на Евангелие от Марка блаженного Феофилакта Болгарского».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Такие приемы в хронологическом сочинении, первое достоинство которого – совершенная точность, объясняют, мимоходом сказать, почему в своей статье мы ни разу не считали нужным сослаться на труд Муральта. Здесь не место заниматься хронологией переписки Феофилакта, на которую нам пришлось сослаться только мимоходом. Этот вопрос потребовал бы довольно сложного и длинного исследования. Оставляя такую задачу до другого случая, заметим только, что после внимательного изучения можно принять, что почти все письма Феофилакта написаны в период между 1091 и 1108 годами. Самые интересные из них для характеристики внутреннего состояния Болгарии под византийским владычеством адресованы к великому доместику и родному брату Алексея Комнина Адриану и к кесарю Вриеннию. Но Адриан сделался великим доместиком с 1087 года, после смерти Пакуриана (Anna. 189 С), и умер в апреле 1105 года (Montfaucon, Palaeographia graeca p. 47): этим определяется хронология писем к Адриану и к Никифору Вриеннию, так как те и другие – и еще многие – имеют одно и то же содержание. В нескольких письмах Феофилакта совершенно ясно говорится нашествии Боэмунда на Византию, как это указано еще Дюканжем: поход Боэмунда относится к 1107 и 1108 годам, и это есть последняя точная дата, которую можно дать переписке Феофилакта. Этих замечаний пока достаточно. Но мы обязаны несколько подробнее заняться хронологическим определением трех произведений Феофилакта другого рода, из коих одно служит издавна точкою отправления для всех соображений и догадок времени его вступления на Болгарскую кафедру, а два следующие приведены в довольно подробных изложениях в нашей статье и приурочены к важным историческим событиям. Первое сочинение носит следующее заглавие: «Иже во святых отца нашего Феофилакта, архиепископа Болгарского, царском воспитании к Константину Порфирородному» Institutio regia).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Скачать epub pdf Содержание Творения блаженного Феофилакта Истолковательные сочинения Обличительные сочинения Поучительные сочинения Исторические сочинения Письма Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский О Четвероевангелии Блаженный Феофилакт 1 был родом из Еврипа 2 или, точнее, из города Халкиса, лежащего близ Еврипа. В письме к брату императрицы Марии 3 он сам упоминает о своих родственниках в Еврипе, а в одном древнем списке болгарских архиепископов 4 прямо называется Феофилактом из Еврипа. Но, кажется, большую часть своей жизни он провел в Константинополе, ибо в одном из своих писем 5 называет себя истинным константинопольцем и как в этом, так и в других письмах выражает такую привязанность к Константинополю, какую можно было приобрести только долговременным пребыванием в нем. Служение свое блаженный Феофилакт начал в Константинополе в сане диакона Великой Церкви. Звание диаконов Великой Церкви в то время было очень почитаемо. Как ближайшие помощники патриарха, они разделяли с ним почти все труды его служения: одни помогали ему в управлении патриархатом, другие заменяли его в деле проповеди. Блаженный Феофилакт принадлежал к числу последних и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике 6 блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Но это не означает того, что он был в прямом смысле этого слова учителем красноречия для готовящихся к риторской должности. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников. Что блаженный Феофилакт справедливо звался учителем риторов, об этом лучше всего свидетельствуют его творения. Из них мы видим, что он вообще имел обширные богословские познания и был весьма сведущ в Священном Писании , которое по званию ритора обязан был объяснять народу. Творения его показывают также, что он обладал в известной мере и светской ученостью; особенно хорошо знал древнюю классическую литературу. Понимая важность светской учености в пастырском служении, он не только сам занимался светскими науками, но и другим учителям Церкви советовал не пренебрегать ими, но интересоваться хоть в некоторой мере. Проповеднические дарования блаженного Феофилакта сделали его известным императорскому двору. Не только высшие придворные сановники питали к нему уважение, но и сама благочестивая императрица Мария оказывала ему свое покровительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Скупому же киево-печерскому черноризцу Арефе удаюсь отогнать от себя бесов, уже радовавшихся было и говоривших: «Он наш и нам принадлежит!» – сердечным покаянием (см.: Киево-Печерский патерик/Древнерусские патерики. М., 1999. С. 137, 140–142, 182–183; Афонский патерик. С. 215). 1067 Феофилакт Болгарский на Ин.14:6 . Прочитаем далее мысль блаженного Феофилакта: «Итак, когда ты идешь деятельностью, тогда Христос бывает для тебя путем, а когда упражняешься в созерцании. Он бывает для тебя истиной. Но как многие, шествуя деятельностью и занимаясь созерцанием, все-таки не получили жизни, или потому, что, совершая добродетель из тщеславия, здесь получили награду, или потому, что в догматических мнениях уклонились от правого пути; то к пути и истине, то есть к деятельности и созерцанию, присоединена жизнь. Посему нам должно шествовать и богословствовать, стремясь к живущей вовек, а не к гибнущей славе – от людей». 1069 Флавий, кстати, также не упоминает никаких имен: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 13, 3. Т. 1. С. 101. 1088 Послушаем толкователя этих Христовых слов: «вскую Мя еси оставил, – сказал в означение того, что Он истинный человек, а не призрачный, ибо человек, будучи животолюбив, естественно хочет пожить. Поэтому как в том случае, когда скорбел и тосковал, Он показывал в Себе естественно свойственную нам боязнь смерти, так теперь, когда говорит: вскую Мя еси оставил, – обнаруживает в Себе естественную любовь к жизни. Ибо Он был истинный человек и подобен нам во всем, кроме греха» ( Феофилакт Болгарский на Мф.27:45–49 ). Впрочем, «Почто Мя оставил еси? – говорит Он от лица человеческого естества как бы так: почто Ты, Боже, оставил меня – человека, чтобы я имел нужду в распятии за меня Бога? Ибо оставлены мы, люди, а Он никогда не был оставляем Отцом» ( Феофилакт Болгарский на Мк.15:33–36 ). 1089 «Мы крестились в смерть Христа, – толкует блаженный Феофилакт, – значит, и мы должны умереть, как умер Он. Ибо что для Христа крест и гроб, то для нас крещение, хотя и в другом отношении; потому что Христос умер и воскрес плотию, а мы умираем для греха и воскресаем для добродетели, дабы как Христос плотию воскрес из мертвых славою Отчею, то есть собственным Божеством (ибо слава Отца – Сын), так и мы воскресаем другим воскресением, то есть новым образом жизни»; это воскресение есть «смерть порока и воскресение и оживление добродетели в человеке».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Нет никаких оснований сомневаться в том, что, утверждая, будто Мефодий крестил царя Бориса, Феофилакт искренне заблуждался. О Борисе, покровителе Климента, он был самого высокого мнения. считает Бориса «святым», «благоразумным, восприимчивым к добру» и называет его «помощником командующего» Бога. Он превозносит его за сооружение семи кафедральных соборов в царстве, об этом Феофилакт вторично упоминает в письме к Иоанну Комнину, военному губернатору Болгарии. Но много более удивительно то, что он положительно, хотя и сдержанно, отзывался о Симеоне, сыне Бориса и смертельном враге Византии. Правда, ограничивается тут лишь упоминанием, сделанным как бы вскользь, о том, что Симеон унаследовал от отца «сердечную доброту» и что он был в дружеских отношениях с Климентом. Скорее всего, Феофилакт почерпнул эти оценки Бориса и Симеона в каком-либо из болгарских источников, возможно, в древнецерковно-славянском жизнеописании Климента, но примечательно, что он счел включить их в свой собственный труд. Однако в «Vita Clementis» болгары далеко не всегда предстают в благоприятном свете. Рассказывая о завещательных распоряжениях Климента, которые он сделал незадолго до смерти (половину имущества он оставил своей епархии, а вторую – своему в Охриде), Феофилакт сообщает нам, что собственность эту Климент получил в дар от болгарских князей и царей и принимал эти дары только потому, что не желал обидеть дарителей явным «тем более что по природе своей были они еще почти Здесь, буквально на мгновение, возникает тот Феофилакт, знаком нам по письмам – столичный ученый, исполненный за высокую византийскую культуру: даже само его восхищение древними болгарскими правителями окрашено в тона И снисходительность его обращается в презрение, когда он о болгарах – подданных Бориса и Симеона: «полные невежды и зверей подобия» – таков его приговор. Второе определение он часто прилагал к болгарским священникам, едва разбиравшим

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского Блаженный Феофилакт был родом из Еврипа или, точнее, из города Халкиса, лежащего близ Еврипа. В письме к брату императрицы Марии он сам упоминает о своих родственниках в Еврипе, а в одном древнем списке болгарских архиепископов прямо называется Феофилактом из Еврипа. Но, кажется, большую часть своей жизни он провел в Константинополе, ибо в одном из своих писем называет себя истинным константинопольцем и как в этом, так и в других письмах выражает такую привязанность к Константинополю, какую можно было приобрести только долговременным пребыванием в нем. Служение свое блж. Феофилакт начал в Константинополе в сане диакона Великой Церкви. Звание диаконов Великой Церкви в то время было очень почитаемо. Как ближайшие помощники патриарха, они разделяли с ним почти все труды его служения: одни помогали ему в управлении патриархатом, другие заменяли его в деле проповеди. Блж. Феофилакт принадлежал к числу последних и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блж. Феофилакт назван учителем риторов. Но это не означает того, что он был в прямом смысле этого слова учителем красноречия для готовящихся к риторской должности. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников. Что блж. Феофилакт справедливо звался учителем риторов, об этом лучше всего свидетельствуют его творения. Из них мы видим, что он вообще имел обширные богословские познания и был весьма сведущ в Священном Писании, которое по званию ритора обязан был объяснять народу. Творения его показывают также, что он обладал в известной мере и светской ученостью; особенно хорошо знал древнюю классическую литературу. Понимая важность светской учености в пастырском служении, он не только сам занимался светскими науками, но и другим учителям Церкви6 советовал не пренебрегать ими, но интересоваться хоть в некоторой мере. Проповеднические дарования блж. Феофилакта сделали его известным императорскому двору. Не только высшие придворные сановники питали к нему уважение, но и сама благочестивая императрица Мария оказывала ему свое покровительство.

http://pravoslavie.ru/39539.html

Судя по всему, в обоих агиографических сочинениях Феофилакта проявились различные стороны его удивительного дара эмпатии. В Клименте, которого он называет «первым епископом на болгарском языке», Феофилакт видит своего непосредственного предшественника, а пятнадцать тивериопольских мучеников называет части «Martyrion» «нашими святыми». Нам трудно определить точно, какие именно цели ставил перед собой Феофилакт и каковы плоды его деятельности в Болгарии. То весьма непопулярное в последнее время мнение, что Феофилакт питал отвращение к своей болгарской пастве и видел свою задачу в болгарской культуры и в эллинизации их Церкви, является, на – мой взгляд, серьезным заблуждением. Однако, принимая во внимание его возможности, как духовные, так и материальные, мы вправе что он честно исполнял задачу, возложенную на него главой империи, – удерживать славяноязычное по преимуществу население своего архиепископства в подчинении Византии. Конечно, принцип порядка и долг повиновения императору он почитает незыблемыми – в одном из писем он называет императора Богом, можно сказать». В другом письме он высказывает уверенность, что подчиненные ему епископы должны разбираться в делах светских не меньше, чем в делах церковных. Хотя в вопросах политических архиепископ был подчинен местному военачальнику, его обязанности не ограничивались одной лишь духовной сферой. Ярким доказательством тому служит беспрерывная война, которую он вел со сборщиками налогов. Он какой вред они наносят его усилиям умиротворить болгар. И, приводя слова Священного Писания; «И враг человеку – домашние его» ( ), он имел в виду именно этих чиновников. Как все умные колониальные администраторы, Феофилакт знал, что добьешься большего, чем силой, и потому настаивал, чтобы с населением «варварских стран» действовали добром, а не мечом. Только умеряя твердость человечностью, не раз подчеркивал он, удержать болгар от неповиновения и мятежа; он требовал от властей осторожного и сдержанного обращения с болгарами, «дабы не исчерпать в конце концов терпения бедняка».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010