Феофилакт Болгарский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

блаженный Феофилакт БолгарскийИскать в Источникеazbyka.ru
... дне и даже годе рождения Феофилакта Болгарского мы не можем сказать с достоверной определенностью. По разным свидетельствам и оценкам, весьма приблизительным, дата рождения святого отца определяется периодом с 1050 по 1060 год. Родился блаженный Феофилакт на острове Эвбея, вероятно, в городе Халкисе. Из дошедших до нас исторических сведений известно, что он имел фамилию Ифест. По всей видимости он ещё в юности получил хорошее образование. Обучался в Константинополе, величайшем культурном, политическом и образовательном центре страны. Считается, что одним из учителей, сильно повлиявшим на формирование мировоззрения Феофилакта как богослова, был известный мыслитель, Михаил Пселл. Диаконское служение По завершении обучения, Феофилакт остался в столице. Здесь его возвели в сан диакона, здесь он служил в храме Святой Софии. В тот период он носил звание ритора Великой Церкви. Какое-то время служил в школе при Патриаршей кафедре. Одной из его центральных обязанностей было преподавать риторику, толковать тексты Священного Писания, составлять поучения во славу Божию, на благо верующих. Дарования Феофилакта, преданность идеалам христианской веры, ревность сделали его известным при ... далее ...
ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... проходил в Константинополе. Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников. Мария Аланская поддерживала с Феофилактом тесные дружеские отношения и оказывала ему свое покровительство. Именно по просьбе василиссы (императрицы) Марии он написал пространный и значительный коммента­рий к Евангелиям; Феофилакт работал над ним, вероятно, в то время, когда жил в Охриде. Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила. Блаженный Феофилакт занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса. Едва Феофилакт вступил в город, как его, писал он своему другу, « охватило убийственное зловоние ». Хуже того — жители Охрида встретили своего нового архиепископа насмешками и оскорблениями и ... далее ...
Толкование на Евангелие от Матфея, Глава 11 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... того как Господь послал своих учеников на проповедь, Он успокоился, не совершая более чудес, но только уча в синагогах. Если бы Он, оставаясь здесь, врачевал, то к Его ученикам не обращались бы. Поэтому, чтоб и они имели повод врачевать, Он Сам уходит. Мф. 11: 2. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников cвоих Мф. 11: 3. сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Не потому, что не знает Христа, спрашивает Иоанн, ибо как он мог не знать Того, о котором свидетельствовал: «вот Агнец Божий». Но так как ученики завидовали Христу, то он посылает их, чтобы, видя чудеса, они уверовали, что Христос больше Иоанна. Поэтому и принимает вид, будто не знает и спрашивает: «Ты ли Тот, который должен придти, Тот, которого ожидают на основании Писаний, что придет во плоти? ». Некоторые же говорят, что выражением: «который должен придти» Иоанн спрашивал о сошествии в ад, будто бы не зная об этом и как бы так говоря: «Ты ли Тот, который должен сойти в ад, или мы будем ждать другого? ». Но это неразумно, ибо каким образом Иоанн, больший из пророков, не знал бы о распятии Христа и Его сошествии в ад, и это – после того, как он сам ... далее ...
Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Сретенского монастыря, 2001 Блаженный Феофилакт был родом из Еврипа или, точнее, из города Халкиса, лежащего близ Еврипа. В письме к брату императрицы Марии он сам упоминает о своих родственниках в Еврипе, а в одном древнем списке болгарских архиепископов прямо называется Феофилактом из Еврипа. Но, кажется, большую часть своей жизни он провел в Константинополе, ибо в одном из своих писем называет себя истинным константинопольцем и как в этом, так и в других письмах выражает такую привязанность к Константинополю, какую можно было приобрести только долговременным пребыванием в нем. Служение свое блж. Феофилакт начал в Константинополе в сане диакона Великой Церкви. Звание диаконов Великой Церкви в то время было очень почитаемо. Как ближайшие помощники патриарха, они разделяли с ним почти все труды его служения: одни помогали ему в управлении патриархатом, другие заменяли его в деле проповеди. Блж. Феофилакт принадлежал к числу последних и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блж. Феофилакт назван учителем риторов. Но это не означает того, что он был в ... далее ...
Толкование на соборное послание апостола Иакова, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре; и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем: У евреев, кажется, особенно в обычае было носить перстни. Но при этом иной скажет, может быть, что если Иаков есть учитель завета Христова, то почему не прекращает подзаконного, но еще возвышает оное, принимая остающихся в благочестии подзаконном, а не порицая их? Такому мы отвечаем, что теперь Иаков беседует с ними поближе и снисходит их немощи, чтобы, тотчас отменив закон, не заставить их отступиться от него по новости учения. Но он ведет дело с основательным расчетом, уступив, насколько это было безвредно для него, в Новом Завете и подзаконным обрядам. Ибо чем отвращало его от веры Христовой соблюдение субботы или Итак, мудро пользуясь небольшими уступками, он предложил приличное христианам как раз тогда, когда они беспрепятственно внимали его словам. Иак. 2: 4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Союз «и» поставлен здесь по обычаю древнего образа выражения, ... далее ...
Значимость трудов апостола Павла в корпусе ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Подготовительный период: мужи апостольские [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения: 08. 03. 2014 ) . [4] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Книга первая. — М., 1993. — С. 5-6. [5] Собченко В., прот. Путь становления Новозаветного текста [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения: 08. 03. 2014 ) . [6] Мецгер Брюс М. Канон Нового Завета. Подготовительный период: мужи апостольские [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения: 08. 03. 2014 ) . [7] Мецгер Брюс М. Текстология Нового Завета [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения: 08. 03. 2014 ) . [8] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на святое Евангелие. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея и от Марка. — М., 2013. — С. 340-341. [9] Аверкин (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. — М., 2004. — С. 25. [10] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на святое Евангелие. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея и от Марка. — М., 2013. — С. 27. [11] Там же. С. 353-354. [12] Там же. Т. 2. Толкование на Евангелие от Луки и от Иоанна. — М., 2013. — С. 5-6. [13] Аверкин (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к ... далее ...
Первое дело веры / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Первое дело веры Владимир Басенков Из Ветхого Завета древние христиане переняли благочестивый обычай собираться на молитву 7 раз в день. Об этой доброй «привычке» сообщал еще царь Давид: «Седмерицею днем хвалих Тя» ( Пс. 118: 164 ) . Наши предки-христиане, живя в условиях отсутствия комфорта и при постоянной борьбе за жизнь, находили время для молитвы и стремились строить жизнь вокруг нее. Почему же наших современников в храм порой приходится арканом тащить? «Непрестанно молитесь» ( 1 Фес. 5: 17 ) , – призывает нас апостол Павел со страниц Священного Писания. А блаженный Феофилакт Болгарский в одном из своих толкований говорит, что молитва есть первое дело веры. Но даже многим нашим братьям во Христе куда как интереснее заниматься мероприятиями и социальным служением, чем «тратить время» в стенах храма. Ситуация, возможно, и не новая для Церкви (чего только не было за 2000 лет!) , но выглядит пугающе. Один монах как-то сказал мне, что Церковь остается Церковью, пока она соборно молится. Убери это – останется общественная организация. Церковь остается Церковью, пока она соборно молится. Убери молитву – останется общественная организация Когда человек говорит: ... далее ...
Любящим Бога всё содействует ко благу / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в конце 11-й главы Книги Бытия) и умер там. Блаженный Феофилакт: «Повиноваться Богу и покинуть то, чем он [Аврам] владел, было с его стороны делом веры» Бог ничего не обещает избранному праведнику, кроме потомства, но он следует повелению Господа, будучи верен Ему. Законы, истории и образы веры, о которых говорится в Ветхом Завете, даны нам в назидание и чтобы мы подражали праведникам Божиим, а также в предостережение от ложного пути. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков», – говорит апостол ( 1 Кор. 10: 11 ) . А блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Так как верующие из евреев смотрели на него и прочих патриархов как на получивших бесчисленные блага, то он намерен показать, что никто еще ничего не получил (то есть что у Аврама не было еще стольких примеров и образов праведности, как у нас. – А. С.) . Поэтому говорит, что верою Авраам повиновался, получив повеление оставить отечество. Ибо кого он знал, кому бы мог подражать? Отец у него был идолопоклонник, пророков он не слыхал. Поэтому повиноваться Богу как говорящему истину о том, что Он обетовал, и покинуть то, чем он владел, было с его стороны делом ... далее ...
Евангельские заповеди блаженства / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30) , — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю. Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого ... далее ...
Причащался ли Иуда? / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... а Христос дал выкупом за нас собственную кровь, да и продавшему дал бы, если бы, конечно, пожелал тот, потому что до предательства был тут и Иуда, был участником святой трапезы и вкушал Тайную вечерю» [14]. Блаженный Августин: «Нужно понимать так, что Господь уже предоставил таинство Своих Тела и Крови всем Своим ученикам, среди которых был и Иуда, о чем читаем у Луки, а после этого, как повествует Иоанн, Господь, обмакнув и подав кусок [хлеба], явно указал на предавшего Его» [15]. Иуда, «даже причащаясь Тела Господа, не раскаивался». Этим «показано бесчеловечие Иуды» Блаженный Феофилакт Болгарский высказывает обе точки зрения как имеющие право на существование: «Ядущим присовокупил евангелист для того, чтобы показать бесчеловечие Иуды; если бы он был и зверь, то и тогда должен бы был смягчиться потому уже, что вкушал одну пищу с одной трапезы, а он между тем, и будучи обличаем, не вразумился и, даже причащаясь Тела Его, не раскаивался. Впрочем, некоторые говорят, что Христос приобщил Своих учеников Тайнам Своим уже тогда, когда Иуда вышел. Так обязаны поступать и мы, то есть нечестивых людей удалять от Божественных Таин» [16]. Свидетельства евангелистов Если мы ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Феофилакт Болгарский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"