Прп. Феофан Исповедник Сигрианский об исламе ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРП. ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК СИГРИАНСКИЙ ОБ ИСЛАМЕ Из жития Прп. Феофан родился около 760 г. от благочестивых родителей Исаака и Феодоты. Отец его был знатным византийским чиновником, стратигом фемы Эгейского моря. Исаак, несмотря на своё иконопочитание, находился в таком доверии у императора-иконоборца Константина V (741-775), что тот лично заботился о том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и довольно быстро преуспел: при Льве IV (775-780) он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре, вслед за этим, получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Брак однако был недолгим, и после смерти императора Льва супруги расстались, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Прп. Феофан основал несколько монастырей. Развалины одного из них, " Великого поля " у Сигриана, игуменом которого был он сам, сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака. В монастыре святой отец отличался высокой подвижнической жизнью, основным его послушанием было переписывание книг богословского содержания. Житие указывает, что прп. Феофан принимал участие в VII Вселенском соборе в Никее (787 г), но имени его не встречается среди игуменов и архимандритов, подписавших деяния собора. В противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха Тарасия в разногласиях, вызванных в Церкви расторжением брака Константина VI (780-797) . С возобновлением в 815 г. при Льве V (813-820) иконоборчества, преподобный был вызван имепратором в Константинополь, где ему приказали отречься от иконопочитания. Прп. Феофан отказался подчиниться и был за это заключён в тюрьму, а его монастырь сожжён. После годичного заключения, преподобного сослали на о. Самофракию, где он вскоре и умер. Когда умер император-иконоборец, ученики прп. Феофана возродили и вновь отстроили его монастырь.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/fe...

Икона Феофан Сигрианский, прп. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Феофан Сигрианский, прп. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Феофан Сигрианский, прп. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-3126] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Феофан Сигрианский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-3126-forum

Интересно, что один из военачальников и приближённых халифа ал-Муктадира - Буней ибн Нефис, впоследствии обратился в христианство и перешёл на сторону греков . Безусловно, Ибн Нефис должен был знать о письмах святителя Николая. Не исключено, что они могли сыграть какую-то роль в его обращении, об обстоятельствах которого нам ничего доподлинно не известно. Помимо вышеуказанного, послания святителя Николая к халифу представляют уникальные документы, свидетельствующие о жизни мусульман в Византийской империи, отношении византийцев к исламу, заботах о единоверцах, находящихся под мусульманским владычеством, а также личных контактах и отношениях с иноверными правителями. По другим сведениям вернул патриарха из ссылки уже после смерти Льва вступивший на престол его брат Александр: Fatouros G. Nikolaos I Mystikos//BBKL. Band VI (1993). - Ss. 854-857. Jenkins R.J.H. The mission of st. Demetrianus of Kyprus to Bagdad//Melanges Henri Gregoire. Bruxelles, 1949. - P. 269. Jenkins R.J.H. Op. cit. - Pp. 269-271. Глебов Н. Патриарх Константинопольский Николай Мистик. Загорск, 1965. (машинопись) - Сс. 176-178. Васильев А.А. Византия и арабы. СПб., 1902. - С. 212. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Указ. соч. - С. 136. Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000. - С. 24. См. например: святитель Григорий Палама. Письмо своей Церкви//Игумен Иоанн (Экономцев). Православие, Византия, Россия. М., 1992. - С. 225. См. например: Георгий Амартол. Хронография, 235.12. Письма к халифу святителя Фотия до нас не дошли. Максимов Ю.В. Переходы из ислама в христианство в IX-X вв. по свидетельствам арабских хроник//Альфа и Омега 2 (32) 2002 - С. 257. Юрий Максимов 17/07/2003 Смотри также: Тематические подборки: Исламский фактор Встреча с Православием: Св. Симеон Фессалоникийский об исламе Прп. Феофан Исповедник Сигрианский об исламе Прп. Анастасий Синаит об исламе Прп. Григорий Декаполит и ислам Религия сильного человека: христианство или ислам? Таинство Евхаристии и мусульмане: взгляд из Византии

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/st...

Влияние прп. Феофана на последующую антимусульманскую полемику и на восприятие в христианском мире религии арабов велико и вполне сопоставимо с влиянием прп. Иоанна Дамаскина . Хотя прп. Феофан, по-видимому, был знаком с антимусульманским трудом прп. Иоанна Дамаскина 776 (100 глава из книги «О ересях» 777 ), но в выбранном материале, в оценках и трактовках он совершенно самостоятелен. Именно благодаря этому два этих труда органично дополнили друг друга и явились основными источниками для византийских представлений об исламе. Сведения и мысли прп. Феофана об исламе оказали влияние и на латинский мир посредством перевода «Хронографии» на латынь, выполненного в конце IX века Анастасием Библиотекарем 778 . Отчасти его «Хронография» повлияла и на арабоязычных христианских хронистов. Так, например, в арабской «Хронике» Бар Хебреуса в качестве одного из источников информации являлась «Хронография» Сигрианского исповедника. —318— Круг источников, использованных прп. Феофаном по интересующей нас теме, не ограничивается упомянутой несохранившейся восточной летописью. Говоря о возможных византийских источниках, оказавших идейное влияние на сведения «Хронографии» об исламе, следует отметить, что прп. Феофан является, возможно, единственным из древних авторов, кто обратил внимание на высказывания прп. Анастасия Синаита о религии арабов. Так, он не только воспринял предложенную синайским отцом общую мысль о возникновении ислама как наказания за грехи православных, но прямо цитирует фразу из «3-го слова»: «Между тем, как возмущали Церкви и цари, и нечестивые иереи, восстал на поражение Христова народа пустынный Амалик» 779 (ср. «и внезапно восстал пустынный Амалик поражать нас, народ Христов» 780 ). «Выраженная в данном пассаже Анастасием Синаитом провиденциальная оценка событий вполне соответствовала собственным взглядам самого Феофана на этот счет, потому он и процитировал его» 781 . Также прп. Феофан использовал не дошедшее до нас антимусульманское сочинение прп. Иоанна Дамаскина , посвященное мученичеству св. Петра Маюмского. Он упоминает и кратко излагает его под 734 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феофан Затворник , Вышенский, еп. (10/23 января) Феофан Никейский , Константинопольский, еп., исповедник, творец канонов (11/24 октября) Феофан Сигрианский , Летописец, прп., исповедник (12/25 марта) Феофил Печерский , Новгородский, архиеп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 26 октября/8 ноября) Феофилакт Никомидийский , еп., исповедник (8/21 марта) Ферапонт Белоезерский , Можайский, Лужецкий, архим., прп. (27 мая/9 июня; 27 декабря/9 января) Ферапонт Монзенский , Галичский, прп. (12/25 декабря; 27 мая/9 июня) Филарет Милостивый , Пафлагонянин, прав. (1/14 декабря) Филарет Московский и Коломенский, митр. (19 ноября/2 декабря) Филимон Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Филимон , ап. от 70-ти, еп. Газский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Филипп , ап. из 12-ти (30 июня/13 июля ап.]; 14/27 ноября ) Филипп Ирапский , Череповецкий, прп. (14/27 ноября) Филипп I Московский , митр. (5/18 апреля) Филипп Московский и всея Руси, митр., чудотворец (9/22 января; 3/16 июля; 5/18 октября свт.]; 30 мая/12 июня) Филипп , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 11/24 октября) Фирс Кесарийский (Вифинский), мч. (17/30 августа; 14/27 декабря) Флегонт , ап. от 70-ти, еп. Марафонский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Флор Иллирийский , мч. (18/31 августа) Фока Синопский , еп., сщмч. (22 июля/4 августа; 22 сентября/5 октября) Фома Дидим (Близнец), ап. из 12-ти (6/19 октября; 30 июня/13 июля ап.]) Фома Малеин , прп. (7/20 июля) Фотий Киевский и всея Руси, митр. (27 мая/9 июня; 2/15 июля) Фотий Никомидийский , мч. (12/25 августа) Харалампий Магнезийский , еп., сщмч. (10/23 февраля) Харитина Амисийская (Понтийская), мц. (5/18 октября) Харитон Исповедник , Иконийский, еп., прп. (28 сентября/11 октября) Харитон Сянжемский , прп. (11/24 апреля) Хиония Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Хрисанф Римский , мч. (19 марта/1 апреля) Христина Тирская , мц. (24 июля/6 августа) Христофор Ликийский , мч. (9/22 мая) Шио (Симеон) Мгвимский , прп., один из основателей грузинского монашества (7/20 и 9/22 мая; в четверг сырной седмицы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всю жизнь Затворник Вышенский особо почитал своего Небесного покровителя. Преподобный Феофан Сигрианский был уроженцем Константинополя. Приняв монашество и преуспев в смирении, он устроил монастырь на острове Каломиос в в Мраморном море, где затворился в келье и пребывал в молитве, занимаясь переписыванием духовных книг. В 781 г. он основал монастырь Великое Поле, управляя которым, лично участвовал в работах, подавая братии пример послушания. По святой просьбе своего покойного друга, Георгия Синкела, прп. Феофан написал продолжение его не законченного труда «Хронография» – всемирной истории Церкви. За отказ отречься от иконопочитания император Лев V заточил святого в тюрьму на о. Самофракия, где исповедник скончался. Помощь Небесного ходатая, несомненно, сопутствовала свт. Феофану в его жизни, вдохновляя на ревностную проповедь Православия, молитвенные подвиги и в уединении, написание духовных трудов и святых икон. Вместе с Георгием монашество приняли еще три студента Академии, в том числе будущий историк Русской Православной Церкви, митрополит Московский Макарий (Булгаков) . «После пострижения, – вспоминал свт. Феофан, – мы отправились в Лавру к благочестивому старцу иеросхимонаху Парфению, духовнику митрополита и Лавры, великому молитвеннику. «Вот вы, ученые монахи, – говорил он, – набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу, – вот чего добивайтесь», – и я с молодых дней этого искал, и просил, чтобы ничто не мешало мне пребывать непрестанно с Богом». Шестого апреля 1841 г. 4 состоялась архиерейская хиротония Владыки Иеремии, нареченного во епископа Чигиринского. На следующий день в Успенском соборе Киева-Печерской Лавры он рукоположил инока Феофана во иеродиакона, а 7 июля – во иеромонаха. «Замечательно, что такой подвижник, Преосвященный Феофан, пострижен в монашество и рукоположен в первые две степени священства таким истинно богоугодным мужем, – писал церковный публицист А. Кондратов. – Так в жизни духовно один ярко горящий светильник горением Божественного света возжигает другие, новые светильники, да во время свое поставлены буду на свещнице и светят все в доме ( Мф.5:15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А как велик был преподобный Дула, всю жизнь терпевший поношения от братии, невзлюбившей его, и с великой кротостью относившийся ко всем враждовавшим против него. А тем из нас, кто страдает от болезней, впадает в уныние, да будет примером преподобная Синклитикия, которая до самой глубокой старости вела строгий подвижнический образ жизни и претерпела страшную невыносимую болезнь, так что даже окружающие ощущали смрад исходивший от ее гниющей плоти. Да будет нам примером и преподобный Пимен Печерский, который с детства лежал в смрадной болезни, но его чудесным образом постригли в монахи Ангелы Божии, явившиеся ему под видом игумена и братии. Да будут нам, столь заботящимся о своей плоти, холящим и греющим, чрезмерно питающим ее, укрывающим ее богатыми одеждами, примером удивительные люди, о которых читаем в житиях святых. Прп. Даниил Столпник, и в самую жестокую зиму, когда дули ледяные ветры и падал густой снег, не сошедший со своего столпа и стоявший двое суток под вьюгой, прикрытый одним рубищем и едва не замерзший; юродивый Прокопий Устюжский, который, когда его спрашивали, как он провел зимнюю ночь в одном рубище, босой, ответил: «Да едва не погиб я от холода, но Ангел небесный с райским цветком коснулся меня, и я ощутил теплоту во всех членах». Ныне мы празднуем память великого святителя, Патриарха Цареградского Никифора. А вчера праздновали память преподобного Феофана Сигрианского. Они жили во времена императора Льва, лютого гонителя почитателей икон. Они были исповедниками и перенесли тягчайшие наказания. И вот однажды, когда Феофан поучал учеников своих, он неожиданно велел им зажечь свечи, принести кадило, и стал кадить, потом сделал земной поклон и на удивленный вопрос учеников, кому это он кланялся с зажженными свечами, святой Феофан ответил: «Вот по морю плывет в изгнание святой Патриарх Никифор. Я ему кланяюсь». А Патриарх, находившийся на корабле в то же время, сделал глубокий поклон и на вопрос, кому он кланяется ответил: «Это я кланяюсь преподобному Феофану, который приветствовал меня».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Крестный ход с мощами вмц. Варвары во-круг обители. 11 июля 1909 г. Фотография. 1909 г. С сер. XIX в. в Екатерининском приделе, справа у юж. стены, находилась серебряная позолоченная рака с частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, сщмч. Фоки, свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Ефрема Сирина и др. В 1888 г. к верхней доске раки был припаян серебряный ковчежец с серебряным крестом и частицами мощей ап. Луки, сщмч. Анастасия, мучеников Артемия и Арефы, мц. Феклы, прп. Феофана Сигрианского. В ризнице, располагавшейся в пристройке между контрфорсами Екатерининского придела, хранились золотая лампада с бриллиантовой и жемчужной кистями, пожалованная имп. Екатериной II, золотая с бриллиантами панагия еп. Чигиринского Афанасия (Протопопова), а также икона «Усечение главы вмц. Варвары» в сребропозлащенной ризе с венцом, украшенным жемчугом. Среди привесов к этой иконе - бриллиантовый перстень с вензелем имп. Александра I, пожертвованный гр. А. А. Аракчеевым, перстни и кольца с рубинами и бриллиантами цесаревны Анны Петровны, имп. Анны Иоанновны, имп. Екатерины II, кнг. Н. Б. Шереметевой (мон. Нектарии) и др. В К. З. м. имелась б-ка, насчитывавшая к 1808 г. ок. 1 тыс. наименований. Половина значилась в разделе книг «славенских и российских», остальные были латинскими, польскими, частично греческими. В XVIII в. в б-ке также находилось ок. 100 рукописей. К кон. XIX в. собрание насчитывало ок. 3 тыс. томов, среди них - экземпляры из собрания митр. Иова (Борецкого). В XVIII в. К. З. м. по статусу занимал 2-е место в Киевской епархии среди неставропигиальных обителей. 31 марта 1732 г. архиеп. Киевский Рафаил (Заборовский) сообщил в Синод, что в монастырях Киевской епархии, за исключением нежинского в честь Благовещения Пресв. Богородицы , нет архимандритии, и просил разрешения в К. З. м. «посвятить ко архимандрическому чину достойных и годных во архимандриты, в сослужение его преосвященству». От лица членов Синода архиеп. Новгородский и Великолукский Феофан (Прокопович) «доложил по данному вопросу» имп. Анне Иоанновне, которая выдала резолюцию: «Быть по прошению» (ПСПиР. 1890. Т. 7. С. 467).

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Помимо византийской истории, в «Хронографии» описываются крупные политические и религиозные события в жизни персов, арабов, других варварских народов. Это очень значительный памятник византийской историографии, которому во многом следовали последующие византийские историки. Его особая научная ценность заключается в описании тех событий, которые неизвестны нам по другим источникам. Прп. Феофан Исповедник – первый и единственный из византийских хронистов создал строго анналистическое повествование 765 . Его «Хронография» дает наиболее полное изложение византийской истории VII–VIII веков. Прп. Феофан сообщает очень много сведений об арабских завоеваниях, истории халифата и взаимоотношениях византийцев с мусульманами. Для заявленной нами темы особый интерес представляет небольшой отрывок из «Хронографии», посвященный зарождению ислама , – он начинается с года смерти Мухаммеда, который прп. Феофан относит к 622, помимо этого различные указания на религию арабов разбросаны по всему последующему тексту. Необычайная осведомленность прп. Феофана как в исламе, —315— так и в истории халифата неоднократно обращала на себя внимание. Вопрос о том, каким образом могли попасть к нему точные детальные сведения из арабской мусульманской традиции, до сих пор является спорным и загадочным. Традиционно считается, что в этих вопросах прп. Феофан Исповедник опирался на некую несохранившуюся сирийскую православную летопись VIII в. Британский византинист Е. Брукс на основании совпадения «Хронографии» со многими сирийскими хрониками установил использование Сигрианским исповедником серии утраченных сиро-христианских летописей начала, середины и конца VIII века 766 . Праудфут выдвинула предположение о том, что проникновение арабского материала в греческую традицию, выраженную у прп. Феофана, происходило через посредство сирийского источника 767 . Обратившись к этому вопросу, Конрад показал всю его сложность и неоднозначность. Он обратил внимание на то, что, хотя сирийские исторические тексты часто содержат те же самые примечания об исламе, что и у прп. Феофана, в арабских источниках описание тех же самых событий совпадает с ним в гораздо большей степени и, таким образом, «эти арабские рассказы представляют более сложную историографическую проблему» 768 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Кто же не желает девствовать, бери жену по закону Церкви, согласно изначально переданному порядку устроения Божия, то есть один муж и одна жена, от начала [были созданы] один муж и одна жена, и они - единое естество. Ибо безрассудно языческое и порочное порождение [о многоженстве]. И Павел говорит, что мужу надлежит иметь одну жену: во избежание блуда, каждый имей свою жену (1Кор 7:2), а не многих. Это пишу из-за преступной, нечистой и оскверненной жизни язычников, на множество женщин разжигающихся " . Их жизнь ненавистна Богу, как " и о [древних] бесстыдниках сказал Бог Ною: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт 6:3) " , и навел на них потоп, а на Содом и Гоморру - огонь. " Поэтому не подражайте делам язычников, будучи святыми и избранными и облеченными во Христа " . " Ибо дал [Бог Адаму] его жену и двое, как написано, плоть едина (Мф 19:5-6) " . Святителю известно, что " многие, называемые христианами, усердствуют в образе жизни язычников, живя как неверные, и против учителей благочестия, если те порицают их, восстают " . Таковым св. Симеон напоминает, как у иудеев за одно прелюбодеяние был поражаем от Бога весь народ, пока не остановил это Финеес. В завершение святой отец наставляет: " Живите по-христиански, братия! Храните освящение ваше. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Лк 10:19) " . Статья представляет главу из исследования, проводимого по гранту фонда " Русское Православие " . Balfour D. O suggrafeuj kai ta anekdota erga tou//- S. 23. Sahas D.J. " Holosphyros " ? A Byzantine Perception of " the God of Muhammad "http://Contacts and Comparisons . - P. 123. В предыдущей главе св. Симеон разбирал ересь Нестория. Сразу после этого святитель кратко описывает заблуждения иудеев. Юрий Максимов 21/02/2003 Смотри также: Тематические подборки: Исламский фактор Встреча с Православием: Прп. Феофан Исповедник Сигрианский об исламе Прп. Анастасий Синаит об исламе Прп. Григорий Декаполит и ислам Религия сильного человека: христианство или ислам?

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/si...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010