XII. Р. М. Конь. Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника Изучение противосектантских трудов святителя Феофана в академической литературе. В академических патрологических исследованиях наследия русских отцов после 1917 года изучение сектантства занимало незначительное место. Перечень названий кандидатских сочинений МДА до середины 1990-х годов свидетельствует об интересе главным образом к темам, раскрывающим их учение не в полемическом преломлении. Во многом такое отношение к сектантской тематике вызвано, по-видимому, довольно широко распространенным мнением о нем как явлении малоинтересном и представляющем собою набор бредовых идей. С другой стороны, интерес к сектантству сдерживался небольшим объемом материала по нему. В целом изучение этой проблемы не соответствовало масштабам деятельности сект, которых в России, по образному выражению свт. Феофана, было «что червей в падалище» 313 . Такой подход характерен и для исследований, посвященных наследию свт. Феофана Затворника . В них, как правило, обращали на тему сектантства лишь незначительное внимание, и то не все авторы 314 , останавливаясь на других текстах святителя, где подробно раскрывались его богословско-аскетические взгляды. Противосектантские сочинения святителя Феофана, их специфика и предмет Свт. Феофан известен своими экзегетическими и переводческими трудами, и в ряду его сочинений полемические тексты занимают незначительный объем. К ним относятся письма, в которых в разной мере рассматриваются деятельность и учение евангелизма 315 (в полемической литературе его времени известного как редстокизм, пашковщина), толстовства 316 , молоканства 317 , новоапостольской общины (ирвингиан) 318 , хлыстовства, скопчества, а также спиритизма 319 и магнетизма 320 . Кроме того, в ряде писем просто упоминается о какой-либо секте. В целом, во всех письмах затрагивается в разной мере весь спектр сектоведческой тематики, а именно: вопросы возникновения, распространения и вероучения сект, методологии полемики с ними, дается оценка критических публикаций и обзор организации борьбы с сектантством 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Содержание Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне 19 февраля 1887. 1 июня 1887. 9 июля 1887. 10 ноября 1887. 16 апреля 1890. 2 мая 1890. 17 мая 1890. 27 июня 1890. 29 июля 1890. 3 апреля 1891. Декабрь 1891. 17 марта 1892. 23 июля 1892. 4 октября 1892. 8 ноября 1892. 13 декабря 1892. Январь 1893. 8 июня 1893. 20 октября 1893.     (Вступительная статья 1 ) Аннотация. Публикуется переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой, продолжавшаяся с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. В своих письмах к Т.В. Нецветаевой свт. Феофан касается преимущественно хозяйственно-бытовых вопросов, таких как ремонт и продажа дома, пересылка денежных средств и пр. Несмотря на отсутствие в данных письмах ярко выраженной богословской проблематики, они не теряют своей актуальности. Публикуемые письма интересны в том отношении, что в них святитель Феофан раскрывается перед читателем не столько как богослов и аскет, сколько как человек, внимательный к нуждам близких ему людей. Пребывая в затворе, он не считал зазорным для себя вникать в житейские нужды своих корреспондентов. Abstract. The correspondence of St. Theophan the Recluse with T. V. Netsvetaeva, which lasted from February 1887 to October 1893, is published. In his letters to T. V. Netsvetaeva, St. Feofan mainly concerns economic and household issues, such as the repair and sale of the house, the transfer of funds, etc. Despite the absence of pronounced theological issues in these letters, they do not lose their relevance. The published letters are interesting in the sense that in them St. Theophan reveals himself to the reader not only as a theologian and ascetic, but as a person attentive to the needs of people close to him. Staying in reclusion, he did not consider it shameful for himself to delve into the everyday needs of his correspondents. Переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой продолжалась с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. Татьяна Владимировна – дочь священника Владимира Никитича Макринова и сестры свт. Феофана – Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Была замужем за священником Александром Борисовичем Нецветаевым, настоятелем Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губернии, скончавшемся 6 февраля 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Дмитрий Рогожин Аннотация. В статье рассматриваются ключевые положения богословских воззрений свт. Феофана Затворника на природу ангелов и души в сравнении со взглядами свт. Игнатия (Брянчанинова) на естество духовных существ. Осмысливаются понятия «конечной духовности» и эфирности применительно к сущности ангелов и человеческой души. Заключительная часть настоящей статьи посвящена краткому сравнительному анализу суждений свтт. Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) об отношении духовных существ к земному бытию и возможности определения конкретного местонахождения ангелов и душ в физическом пространстве. Abstract . The article deals with the key provisions of the theological views of St. Theophanes the Recluse on the nature of angels and the soul in comparison with the views of St. Ignatius (Bryanchaninov) on the nature of spiritual beings. The concepts of «ultimate spirituality» and ethereality are comprehended in relation to the essence of angels and the human soul. The final part of this article is devoted to a brief comparative analysis of the judgments of St. Theophan the Recluse and St. Ignatius (Bryanchaninov) on the relation of spiritual beings to earthly existence and the possibility of determining the specific location of angels and souls in physical space. Как известно, ангелология, то есть церковное учение о духовном мире и его обитателях, а также антропология, в рамках которой раскрывается православное учение о человеке и его природе, традиционно относятся к богословским разделам, преимущественно входящим в область православной догматики. Между тем сам свт. Феофан Затворник не был в строгом смысле слова догматистом, как, например, его знаменитый современник митр. Макарий (Булгаков) , а богатейшее духовное наследие епископа Феофана в основном состоит из таких творений, которые имеют не столько догматический, сколько духовно-аскетический, нравственно-поучительный и экзегетический характер. На фоне означенных творений особняком стоит небольшое сочинение богословско-полемического содержания с говорящим названием «Душа и ангел – не тело, а дух». Таким образом, упомянутое сочинение наряду всего лишь с несколькими отдельными письмами из эпистолярного наследия святителя, по сути, является единственным трудом, в котором преосв. Феофан делает глубокий анализ догматического учения Церкви о природе бесплотных духов и человеческой души.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

29.11.2017 Свт. Феофан Затворник: О хороших и неисправных священниках. О всеусердной молитве Господу об исправлении ближнего Киевские духовные школы стали колыбелью для огромного количества светочей нашей Церкви, 50 из которых причислены к лику святых. Предлагаем вниманию нашего читателя главу из собрания писем свт. Феофана Затворника Вышенского(+ 1894, память 6 января, 10 января, 16 июня).  «Был у нас хороший священник; но переведен в другой приход. На его место поступил другой, от которого скорбь на душе. В службе небрежен и скор, разговоры, когда случатся, ведет все о пустяках; о деле же Божием, если и заговорит, то все с какими-то ограничениями и урезаниями строгой истины. Как избавиться от такого соблазна?» Сами виноваты. Плохо пользовались хорошим священником; Господь и взял его. Скажите, стали вы лучше от прежнего хорошего священника? Вот и заикнетесь сказать: да. А я издали скажу, что не стали лучше, по тому судя, что осуждаете нового священника, не умея держать своих в отношении к нему чувств, как должно. Ведь и прежде теперь отшедшего от вас хорошего священника у вас был хороший священник; и который прежде того был, был хорош. Видите, сколько вам хороших священников посылал Господь; а вы все те же неисправные. Вот Он и положил: что на этих тратить хороших священников? Пошлю им не так исправного. И послал. Видя это, вам следовало поскорее на себя обратиться, покаяться и стать более исправными, а вы только судите да пересуждаете. Станьте исправными; тогда и священник тотчас переменится. Подумает: с этими нельзя кое-как исправлять дело священное; надо благоговейно служить и назидательные вести беседы. И исправится. Священники если бывают небрежны и скоры в служении, а в беседах пусторечивы, то большею частию применяясь к прихожанам. Говоря так, я не оправдываю священника. Ему нет извинения, если он не только противо-уставным действованием, но даже действованием по уставу неразумным соблазняет вверенные ему души. Но говорю только, что вам пригожее в данном случае делать. И первое я уже сказал: не судите, но на себя обратитесь и себя явите более исправными и в молитве, и в беседах, и во всем поведении. Затем молитесь всеусердно, чтоб Господь исправил священника. И Он исправит. Только молитесь как следует. Господь сказал, что если двое совещаются о некоей вещи и станут молиться, то будет им по прошению их ( Мф. 18, 19 ).

http://new.izdatsovet.ru/news/svt-feofan...

святитель Феофан Затворник, Вышенский И молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам. Свт. Феофан ( " Письма о духовной жизни " , М., 1897, стр. 126) Собираетесь вычитывать правило... Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение; чтобы это получалось, первое - никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев... близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь... Второе. Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте. Третье. Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать... Четвертое. Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед... Пятое. Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце. Шестое. Никогда не читайте без перерыва молитвы... а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны... Это последнее правильце - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного... Если иногда какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте... так до самого конца положенного времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по нескольку поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/351/...

Заключение Подведем основные итоги предпринятого нами исследования: 1 . Лингвистический анализ слова «личность» показывает, что его этимология, восходящая к понятию «лик», связана с древнейшим слоем общеиндоевропейской лексики. Термин «личность» в русском языке далеко не является простым результатом заимствования из новоевропейской лексики. Этот факт, наряду с лингвистической и семантической близостью терминов «личность», «лицо» и «образ», подтверждает возможность и даже необходимость употребления термина «личность» в антропологии наряду с традиционными греческими терминами «πστασις», «πρσωπον» и латинским «persona». 2 . Анализ работ богословов и религиозных мыслителей XIX–XXI вв. показывает, что понятие «личность», или «персона», имеет обширную традицию использования в богословско-философском дискурсе для описания индивидуального, или ипостасного, начала как в Боге, так и в человеке и зачастую воспринимается авторами как синоним греческого термина «ипостась». 3 . В русском богословии личности XIX – начала XX вв., которое демонстрирует высокий уровень разработанности, понятие «личность»: · используется применительно к Богу и человеку, в том числе и в общепринятых курсах догматического богословия; · коррелируется с понятиями «субъектности» и «сознания» (еп. Михаил (Грибановский) , А. И. Бриллиантов , А. И. Чекановский); · воспринимается синонимом греческих терминов «πρσωπον» и «πστασις». 4 . Вместе с тем в трудах ряда представителей русского богословия личности XIX – начала XX вв. присутствуют разночтения и многозначность в употреблении термина «личность», в том числе: · усвоение воли непосредственно личному началу ( И. В. Попов ); · отождествление личности с душой, духом человека или с его сознанием ( М. М. Тареев , прот. Н. Малиновский , В. И. Несмелов); · идея возникновения личности в процессе духовного становления человека (прот. Е. П. Аквилонов, свт. Феофан Затворник ). 5 . Результаты анализа богословия личности у ряда богословов XX–XXI вв. позволяют сделать вывод об активном развитии и попытках глубокого богословско-философского осмысления понятия «личность» в Боге и в человеке в этот период, в том числе:

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf От издательства Книга «О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека» является пятым выпуском предложенной автором религиозно – философской серии «Очерки православной антропологии» 1 . Актуальность и важность данной серии, посвященной антропологической тематике, не вызывает сомнений. Св. Исаак Сирин говорит: «Кто познал себя, тому дается ведение всего; потому что познать себя есть полнота ведения обо всем» (цит. по 1: 6, 7). Свт. Феофан Затворник пишет: «Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить» (2: 19). В наше время, в связи с пробуждением и ростом духовности 2 в России, учение о человеке приобретает особую актуальность. Это обусловлено рядом факторов: восстановлением разрушенных и строительством новых православных храмов и монастырей – источников духовности; ростом количества священнослужителей – носителей духовности; открытием православных школ; резким увеличением числа прихожан в православных храмах, по сравнению с предыдущим и довольно длительным богоборческим периодом; стремлением многих людей получить религиозное представление о человеке, в том числе о его: происхождении; составе; природе; душе, включая ее бессмертие и спасение; психике; греховности и праведности в мыслях, словах и делах. В данной серии автор делает попытку последовательного рассмотрения и осмысливания важнейших антропологических вопросов. По некоторым из них на сегодня не имеется единого мнения. Такое положение обусловлено тем, что в Библии эти вопросы представлены лишь в общем виде, что делает их понимание, с учетом ограниченности человеческого ума, неоднозначным. Автор проводит систематизированный обзор и углубленный анализ различных взглядов, касающихся разбираемых вопросов, выявляет их особенности, достоинства и недостатки, и на этой базе формирует, обосновывает и высказывает свое мнение. В ряде случаев в данной серии вводятся и новые термины (понятия), например: искусственное зарождение, духовный вектор, духовный капкан, духовное существо, духовные гены, духовная инерция, духовный инстинкт, духовный магнит, стратегическое сокровище, целевое блаженство и др.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Толкования на псалмы В этом томе мы объединили толкования святителя Феофана Затворника на Псалмы. Это прежде всего толкования на 118 псалом. Свт. Феофан пишет о нем: «Сто восемнадцатый псалом отличается от других псалмов такими видными особенностями, которых нельзя не заметить с первого же раза. Количество стихов сказывается само собою; у нас один этот псалом составляет целую кафизму. Прочитавший его со вниманием не может не заметить и другой еще особенности — именно той, что всякий из 176 стихов говорит что–нибудь о законе Божием, означая его только разными именами. То и другое может быть еще не так важно, но тому нельзя уже не дивиться, что, — как находят лица, много потрудившиеся в изучении Писания, — в таком количестве стихов все — об одном и том же предмете, нет изречений слабых и нет совершенно тождественных повторений. Есть похожие один на другой стихи, но из них всегда у одного, сравнительно с другим, указывается особая какая–либо черта закона или какой–либо оттенок той же черты. Равным образом, очень простые на вид изречения, когда поближе станешь всматриваться в них, открывают взору ума вход в глубину Божественного законоположения.» Также сюда вошли толкования на первый, второй, пятьдесят первый и тридцать третий псалмы. Псалом 118-й, истолкованный святителем Феофаном Предисловие Сто восемнадцатый псалом отличается от других псалмов такими видными особенностями, которых нельзя не заметить с первого же раза. Количество стихов сказывается само собою; у нас один этот псалом составляет целую кафизму. Прочитавший его со вниманием не может не заметить и другой еще особенности — именно той, что всякий из 176 стихов говорит что–нибудь о законе Божием, означая его только разными именами. То и другое может быть еще не так важно, но тому нельзя уже не дивиться, что, — как находят лица, много потрудившиеся в изучении Писания, — в таком количестве стихов все — об одном и том же предмете, нет изречений слабых и нет совершенно тождественных повторений. Есть похожие один на другой стихи, но из них всегда у одного, сравнительно с другим, указывается особая какая–либо черта закона или какой–либо оттенок той же черты. Равным образом, очень простые на вид изречения, когда поближе станешь всматриваться в них, открывают взору ума вход в глубину Божественного законоположения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Феофан Затворник Свт. Феофан Затворник. Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии (автор А. Алёшин, 2004 г.) Святитель Феофан Затворник Вышенский В 1856 году был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе , что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Православная Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод , заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви , архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью константинопольского патриархата, с состоянием синода, положением патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии». Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью». Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он применил в последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической литературы.

http://drevo-info.ru/articles/4056.html

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3293. 4 .         Заявитель: издательство «Правило веры». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Крестоношение. По творениям святителя Игнатия Брянчанинова/сост. Христофор Силин» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Крестоношение. По творениям святителя Игнатия Брянчанинова/сост. Христофор Силин». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3294. 5 .         Заявитель: издательство «Правило веры». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Свт. Феофан Затворник Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Свт. Феофан Затворник Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3295. 6 .         Заявитель: издательство «Правило веры». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Святые отцы о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу/сост. свт. Феофан Затворник» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Святые отцы о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу/сост. свт. Феофан Затворник». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-815-3296. 7 .         Заявитель: издательство «Правило веры». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Свт. Феофан Затворник. Евангельская история о Боге Сыне» , предлагаемой к переизданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010