Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Чтобы икона была современной, традиция должна быть живой. В чем ее главный смысл и задача? И как иконописцу пропустить образ через себя 16 января, 2020 И как иконописцу пропустить образ через себя Как учить иконописи, чтобы она оставалась живой, привить ученикам любовь к традиции иконописания, и о том, есть ли будущее у русской иконы, размышляет иконописец Александр Стальнов, преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии. – Вы согласны с мнением, что в девяностые годы были перспективы для развития и взлета направления иконописи, церковного искусства, но этого не произошло? Почему? – В девяностые действительно была особая надежда на то, что в связи с накопленным за время советской власти опытом (раскрыто много древних икон, изучено большое количество материалов) и необходимостью восстанавливать огромное количество храмов будет уделено какое-то внимание церковному искусству. Например, в Румынии иконописец, прежде чем писать в храме, проходит профессиональную аттестацию. Он должен сначала поработать с каким-либо мастером, я уже не говорю о том, что он должен быть человеком верующим. Но у нас за это время не были определены принципы и приоритеты в современном церковном искусстве. Только сейчас, по прошествии 30 лет, начинаются какие-то рассуждения на эту тему. Поэтому храмы строят и расписывают стихийно, никаких конкурсов не проводится, пишут часто люди, мало знакомые с учением Церкви. В древности для каких-то знаковых важных храмов выписывались иконописцы из Византии (Феофан Грек, Марк Грек) или созывались лучшие, как, например, для Благовещенского княжеского собора в Кремле: Феофан, Андрей Рублев, Прохор с Городца. – Кто-то говорит, что иконопись – явление неживое, кто-то – что она активно развивается. Что, на ваш взгляд, сегодня происходит?  – Для меня иконопись – явление живое, она активно возрождается и развивается, несмотря на внутренние сложности, внешние проблемы и менталитет современного человека. Икона развивается прежде всего внутрь, во внутреннее пространство человека.

http://pravmir.ru/chtoby-ikona-byla-sovr...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

IV. Состав Святейшего Синода. Члены Синода. – Президент – митрополит Стефан Яворский . Вице-президенты: архиепископы Феодосий Яновский и Феофан Прокопович . – Советники: архимандриты – Петр Смелич, Гавриил Бужинский, Леонид, Иерофей Прилуцкий, Феофилакт Лопатинский, Феофил Кролик. – Асессоры: протопопы Иоанн Семенов и Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, игумен Варлаам Овсяников, иеромонах Феофил Кролик, грек Анастасий Наусий, иеромонах Рафаил Заборовский. – Жалованье. – Квартиры. – О вспомогательных источниках содержания членов Синода. I Состав Святейшего Синода определялся следующими словами духовного регламента: «число особ правительствующих довольное есть 12; быть же лицам разнаго чина: архиереям, архимандритам, игуменам, протопопам» 670 . Манифест 25 января 1721 года, об учреждении Синода, определял быть в Синоде одному президенту, двум вице-президентам, четырем советникам и четырем асессорам 671 : определено только одиннадцать членов. Первоначально, по-видимому, предполагались еще в составе Синода и «мирского чина честныя и благоразумныя особы». По крайней мере, о них упоминается в рукописном оригинале регламента, хотя и не при исчислении лиц, «из которых составляется духовное коллегиум» 672 . В печатный экземпляр это упоминание не вошло 673 ; быть может, потому, что в рукописи оно осталось по недосмотру, ибо оно не соответствовало ни точнейшему последующему указанию духовного регламента в главе о составе Синода, ни действительности, так как светских лиц в Синод не было назначено. Регламент требовал, чтобы из двенадцати членов трое были архиереи, «а прочих чинов, сколько котораго достойных сыщется» 674 . Из четырех «чинов» духовенства, полагавшихся в Синоде, числу архиереев была отведена равная с прочими доля: три из двенадцати. Пестрота состава полагалась достоинством Синода в том смысле, что она исключала возможность «пристрастия, коварства, лихоимнаго суда», так как «отнюдь не возможно будет войти всем членам в тайное соглашение», если они будут «лица разнаго чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства». Нельзя вообразить, как бы они осмелились открыть друг другу «коварное некое умышление», тем более «согласиться на неправость» 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Взвешено, сочтено, измерено Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18 - 25 августа. - Преображение Господне. - Общественное подсознание. - Нервная болезнь правозащитников. - Задачи будущего Собора. - Корабль милосердия. - Толгская икона Богородицы. - Кусочек России. - Запланированная агрессия. - " Святой доктор " . - Призвание России. - Семейная летопись. - Конспект романа. Во вторник 19 августа Православная Церковь отмечала один из 12-ти главных православных праздников - Преображение Господне . В этот день Иисус Христос возвел трех апостолов - Петра, Иакова и брата его Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними: " Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет " . Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - явились преображенному Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: " Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " . " Как считают богословы, Преображением на горе Фавор Христос явил апостолам Славу Своего Божества, чтобы во время Его грядущих страданий и смерти они не усомнились в том, что Иисус - Единородный Сын Божий. Примечательно, что это евангельское предание стало одним из излюбленных сюжетов в русской иконописи. Знаменитые образы Преображения Господня создавали такие прославленные мастера Древней Руси как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий " , - говорится в сообщении сайта " Мир религий " . В сообщении сайта " Вести.ru " , со ссылкой на " евангельскую легенду " , также коротко рассказывается этот сюжет. Затем сообщаются подробности, связанные с традицией освящения плодов, а также разного рода народно-погодные приметы. На этом же сайте со ссылкой на ИТАР-ТАСС цитируются слова Патриарха Московского и всея Руси, сказанные им в этот день . " Событие напоминает, - отметил патриарх, - чтобы и мы преобразились благодатью Господней в тот отрезок времени, который нам дается, украшаясь добрыми делами в терпении и любви к ближним " … Патриарх Алексий пожелал, чтобы " каждый человек ощутил необходимость во внутреннем преображении " . Об этом же сообщает и " Интерфакс " .

http://pravoslavie.ru/4841.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская икона в нерусской Полтаве 08.04.2011 476 О том, что в Полтаве готовится выставка русской домовой иконы, шли разговоры уже давно, и вот 5 апреля эта выставка открылась. Ее создатель – полтавский коллекционер Сергей Козлов, известный в городе своей неожиданной (для околомазепинского бомонда) выставкой наград солдат и нижних офицерских чинов Русской Императорской армии с 1831 по 1918 год. Нынешняя выставка называлась «Русская и украинская домовая икона XVIII – начала XX веков» проводится в музее имени И.П. Котляревского. Однако ожидаемое настроение было несколько оттенено форматом презентации, где главную роль сыграли свидомые граждане с русофобским душком. На презентации выставки выступил функционер организации гражданина Денисенко под названием «УПЦ-КаПе», так называемый «владыка Полтавский и Кременчугский Федир», - по всей видимости, признанный знаток в области иконографии и церковного письма. По какой-то причине, представителей канонической Церкви на презентации не было. Не удивительно, что после такой «закваски» общий тон последующих, довольно нудных выступлений стал меняться от искусствоведческого в сторону этно-эмоционального. Выступавший искусствовед Ким Скалацкий, прочитавший лекцию об истории икон, для чего-то акцентировать внимание на том, что чтимая в России икона Владимирской Божией Матери, на самом деле есть иконой Вышгородской Божией матери, якобы украденной Андреем Боголюбским во время киевского погрома , и вывезенной им во Владимир, где и «превратилась во Владимирскую». До сих пор кажущийся «общественно-нейтральным» искусствовед вдруг ударился в размышления об уходе в примитивизм русской иконографии после исчезновения Киевской Руси, намекая, что Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий – иконописцы исконно украинские, а к примеру, русский иконописец Симон Ушаков есть «типичное проявление упадка». Но все же, прежде всего, были иконы. Сергей Козлов, представляя свои находки и приобретения, подолгу останавливался на каждой, пересказывая историю иконы и историю их появлений у него.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/ru...

К.А. Панченко Глава VII. Святые места Латинский церковник... на пол бросил Евангелие с православного престола. Уже дрались между собою подсвечниками оба кандиловозжигателя, а латинский поп в белом облачении безмолвно стоял у Яслей. Митрополит Дионисий, не входя в Пещеру, понуждал поклонников идти туда бить латин, иеромонах же его вынес из соборного алтаря палки и дубинки и роздал их поклонникам. Один грек схватил кованное из серебра Евангелие наше, подскочил к попу в белой одежде и, прокричавши: «так вы бесчестите наше Евангелие», – начал бить его по голове этою книгою со всей мочи и окровавил. Порфирий Успенский , 1848 год. Христианские общины у мест поклонения. Истоки конфликта: кто виноват? XVI век. Феофан и Паисий: греческий прорыв. Взлет и падение Досифея Нотары. XVIII век: маятник качается. Пожар храма Гроба Господня. Попытка осмысления. Христианские общины у мест поклонения Святая земля, Палестина на протяжении всей истории Христианской цивилизации была ее сакральным центром, объектом благоговейного почитания, точкой устремления миллионов паломников. Места, связанные с жизнью и смертью Спасителя, другие памятники библейской и евангельской истории были извечным «яблоком раздора» между христианскими церквями. Обладание Св. местами Палестины той или иной конфессией в огромной степени увеличивало ее вес в христианском мире, подкрепляло притязания на правоверие, «первородство», лидерство и прямое преемство с прославленной эпохой раннего христианства. В силу этого, борьба христиан разных толков за Св. места стала чуть ли не основным содержанием истории православной церкви на Арабском Востоке на протяжении столетий. Главными объектами соперничества являлись храм Гроба Господня в Иерусалиме и церковь Рождества в Вифлееме. Храм Св. Гроба (называемый также церковь Воскресения) в османскую эпоху представлял собой хаотичное скопление построек, над которыми доминировали полуразрушенная колокольня греческой патриархии и два купола – ротонда Св. Гроба и греческий храм Воскресения (кафоликон), примыкавший к ротонде с востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коломна. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Автор: Сидоров Григорий Снято: 1 мая 2006 Добавлено: 20 декабря 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Успенский собор в кремле построен из кирпича в 1672-1682 гг. на месте прежнего белокаменного собора, с использованием материала от его разборки. В основу положена традиционная схема четырехстолпного крестовокупольного храма. В то же время, в членении фасадов на два яруса, произвольной расстановке лопаток, отсутствии закомар проявилось новое понимание архитектурных форм, свойственное зодчеству второй половины XVIIb. Двусветный четверик, увенчанный пятью главами на световых барабанах, перекрыт крестовым сводом. Фасады украшены тремя перспективными порталами, отличающимися высокой техникой белокаменной резьбы, и колончатыми наличниками окон. В интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины XVIIIb. Иконы и темперная живопись на стенах относятся к XIXb. Собор был отреставрирован в 1958-1962 гг. Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г. Святыня храма — Донская икона Божией Матери сопутствовала великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. В нижнем, основном, храме находились два престола: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем храме — престол во имя святого великомученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита женой великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.

http://sobory.ru/article/?object=01137

Митрополит Макарий и его святые современники Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Редакция поздравляет архимандрита Макария с награждением его орденом св. благоверного князя Даниила На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). 70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество — празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября) 1 . Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе. Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия…”. Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 марта). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви — Патриарха Алексия II — был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). А 4 апреля сего года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского — преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сентября); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 января.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 августа) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010