Феофан Грек

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Как читать Библию?, Часть 1 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ветхозаветных предтеч Богочеловека стал той почвой, на которой созидалось здание евангельской веры. В Библии как в Слове Божием христианство непрерывно черпало вдохновение и назидание; не зная ее, трудно понять большинство аспектов церковной жизни. Таинства, богослужение, религиозно-нравственные устои Церкви, ее богословие, взгляд на прошлое, настоящее и будущее - все это насквозь пронизано библейским духом. Когда посетитель входит в Эрмитаж или в другую художественную галерею, ему трудно не заметить, как много творений классиков искусства посвящено библейским сюжетам. Андрей Рублев и Феофан Грек, Микеланджело и Боттичелли, Рембрандт и Эль Греко, Александр Иванов и Николай Ге, Сальвадор Дали и Марк Шагал… Перечень этот можно продолжать бесконечно, как и перечень музыкантов, таких как Бах, Гайдн, Гендель, А. Рубинштейн, Стравинский, Пендерецкий. То же можно сказать и о мировой литературе. Редко кто из поэтов, русских и зарубежных, не обращался к темам Библии. Она привлекала их богатством мысли, духовной напряженностью, красотой образов. Ее перелагали Мильтон и Ломоносов, Байрон и Лонгфелло, Лев Толстой и Томас Манн, Рильке и Пастернак. «Что за книга это Священное ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Русская идея: иное видение человека, Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это не означает, что все иконописцы обладали знанием богословия иконы в той степени, в какой оно разработано более современными русскими богословами и мыслителями. Однако можно утверждать, что определенная мистическая концепция присутствовала у всех иконописцев при создании ими икон. В XI и XII веках своей иконописной школой был знаменит Киев, а позднее - Новгород и Ярославль. Иконописцы Владимирской и Суздальской школы творили по преимуществу в XII и XIII веках, а временем наибольшего развития и «золотого века» для искусства иконописи стал конец XIV и XV веков, когда создавали свои иконы Феофан Грек († в нач. XV в.) , Андрей Рублев († 1430) и Дионисий († ок. 1508) . В XVI веке Строгановская школа становится известной своими большими иконописными мастерскими, но, начиная с XVII века (Московская школа) , древняя традиция постепенно перерождается в народное искусство, а в иконописи заметно проникновение западного влияния 1616. «Зримое богословие» Различные богословские вопросы, связанные с сакральным искусством иконописи, разрабатывались русскими авторами XX века: о. Павлом Флоренским, Л. Успенским, И. А. Ильиным, В. Вейдле и П. Евдокимовым 1617. Этот последний назвал одну из ... далее ...
Курс лекций по истории Русской Церкви, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... величайший свой взлет, вполне адекватный тому, который происходил в области духовной, породившей новую культуру Московской Руси. Немного имен дошло до нас от этого времени. Это закономерно: всегда православный художник считал своим долгом анонимное творчество. Дух Святой, а не грешный человек, по мысли мастера, был подлинным творцом написанной им иконы. Отсюда и традиция не подписывать произведений. И все же высоты, до которых поднялись несколько крупнейших мастеров Московской Руси, были столь велики, что народ благоговейно сохранил память об этих именах. Это, в первую очередь, великий Феофан Грек, вновь прививший русскому иконописному искусству традиции византийской живописи на исходе XIV в. Это преп. Андрей Рублев – в конце XIV – начале XV в. в. И наконец, во II половине XV в. это – знаменитый Дионисий. На нем великая эпоха церковного искусства практически заканчивается, что соответствует наметившемуся снижению уровня духовности на Руси и совпадает как со свидетельствующими о том же спорами о монастырском землевладении, так и с первым потрясением основ Русского Православия – ересью жидовствующих. Все упомянутые великие мастера – Андрей Рублев, Феофан Грек, ... далее ...
Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и потому отражала состояние духовной жизни своего времени. О связи Новгорода с возрожденным при Палеологах македонским искусством мы вкратце уже упоминали. Связь эта завязалась через Каффу (Феодосию) «где среди пестрого смешения народностей и религий, живет постоянная русская колония (казаков) , имеющая свои церкви. Республика Каффа, зависящая от Генуи и управляемая консулом-генуэзцем и выборными от всех народностей, является главным местом сношений Новгорода и Москвы с Византией и Западом (1266–1475) . Там находятся русские торговые склады. В конце века через Каффу приезжает в Новгород Феофан Грек (1370) ... В самом конце XIV века Москва, благодаря трудам вел. кн. Дмитрия Ивановича, уже настолько окрепла и обстроилась, что может привлечь к себе лучшие силы из соседних княжеств и из Новгорода. Туда едут Феофан Грек и Андрей Рублев, чтобы расписывать Благовещенский собор (1395) , церковь Рождества Богородицы (1399) и Архангельский собор (1405) . К этому времени относится также создание величайшего и совершеннейшего произведения русской иконописи – иконы Святой Троицы Андрея Рублева». Остановимся на личностях трех великих мастеров эпохи Русского Возрождения: ... далее ...
Возрождение исихазма и практики умного делания в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Учение митрополита Киприана привлекло русских подвижников, знакомых с исихазмом. Протопресвитер Иоанн Мейендорф отмечает этот факт: «ибо в середине XIV столетия преподобный Сергий, великий основатель русского монашества, и многие его ученики предавались Иисусовой молитве. Богатая библиотека основанной Сергием Лавры Святой Троицы включала переводы Григория Синаита, сделанные в XIV в. Кроме того, многие монахи совершали паломничества на Афон и там учились безмолвничеству из самого его источника» 26. Исихазм на Руси проявлялся, в том числе, и в иконописи, особенно таких великих мастеров как: Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Дионисий. О духовности прп. Андрея Рублева и его учителя Даниила Черного писал прп. Иосиф Волоцкий: «Чудные они и пресловущие иконописцы, Даниил и ученик его Ондрей, всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету» 27. Необходимо упомянуть и про предшественника Киприана – святителя Алексия, который пользовался поддержкой Патриарха Константинопольского Филофея, и разделял с ним паламитские взгляды. Алексий был возведен им в сан митрополита. Необходимо указать и на духовное единение между митрополитом Алексием и прп. ... далее ...
Феномен иконы, Глава 10 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Концепции иконы этих мыслителей анализируются в следующем разделе книги. 175 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. С. 24–25. 176 Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1972. С. 11–12. 177 Этому модусу, на что уже указывалось, посвящена книга греческого эстетика Π. Α. Михелиса «Ап Aesthetic Approach to Byzantine Art» (London, 1955) . 178 Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. М. ; Л. 1941. С. 28. 179 Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Указ. соч. С. 28. 180 Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. С. 43. 181 Цит. по: Вздорнов Г. И. Феофан Грек. М., 1983. С. 22. 182 Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Указ. соч. С. 27. 183 Вздорнов Г. И. Указ. соч. С. 13; подробнее о колорите феофановских икон см. : Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 92–93. 184 Там же. С. 93. 185 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. С. 32. 186 Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Указ. соч. С. 16. 187 Пунин Н. Андрей Рублев Аполлон. СПб., 1915. № 2. С. 19. 188 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. С. 38–39. 189 Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. С. 96. 190 ... далее ...
Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... потому отражала состояние духовной жизни своего времени. О связи Новгорода с возрожденным при Палеологах македонским искусством мы вкратце уже упоминали. Связь эта завязалась через Каффу (Феодосию) «где среди пестрого смешения народностей и религий, живет постоянная русская колония (казаков) , имеющая свои церкви. Республика Каффа, зависящая от Генуи и управляемая консулом-генуэзцем и выборными от всех народностей, является главным местом сношений Новгорода и Москвы с Византией и Западом ( 1266-1475 ) . Там находятся русские торговые склады. В конце века через Каффу приезжает в Новгород Феофан Грек (1370) ... В самом конце XIV века Москва, благодаря трудам вел. кн. Дмитрия Ивановича, уже настолько окрепла и обстроилась, что может привлечь к себе лучшие силы из соседних княжеств и из Новгорода. Туда едут Феофан Грек и Андрей Рублев, чтобы расписывать Благовещенский собор (1395) , церковь Рождества Богородицы (1399) и Архангельский собор (1405) . К этому времени относится также создание величайшего и совершеннейшего произведения русской иконописи - иконы Святой Троицы Андрея Рублева». Остановимся на личностях трех великих мастеров эпохи Русского Возрождения: ... далее ...
Руководство к русской церковной истории, Период 2 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... церквами были главными элементами, из которых организовались юго-западные братства. Раньше других становятся известными братства во Львове (1439 г.) и в Вильне (1458 г.) . Святые иконы Украшая храмы, любили расписывать их иконами. Писание икон считалось неприличным поручать немцам, оно производилось или греческими, или русскими мастерами. На иконописное художество был большой спрос, а потому иконописцев было много; они соединялись в артели или дружины под управлением старост; были особые дружины великого князя и митрополита, состоявшие на их содержании. Лучшими иконописцами в XV веке были Феофан Грек и московские монахи Даниил Иконник и Андрей Рублев. Иконописанием занимались некоторые из высших духовных лиц, напр., святой Петр митрополит и новгородский владыка Василий. Вера в чудотворную силу некоторых святых икон находила себе неоднократное оправдание в жизни. Во время Куликовской битвы прославилась Донская икона Богоматери, находившаяся в войске великого князя; после битвы пленные татары объясняли свое поражение видением молниеносного полка под предводительством грозной небесной Воительницы. В новый стольный город великого князя из Владимира перенесена была икона ... далее ...
Богословие иконы Православной Церкви, Часть 12 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сказать, что русское церковное искусство XIV-XV веков и частично XVI века есть своего рода вклад в эту догматическую борьбу, в которой Русская Церковь непосредственно не участвовала. Богословие исихазма отразилось и на духовном содержании искусства, и на его характере, и на его теоретическом осознании. Искусство этого периода направлялось людьми, которые или сами были проводниками исихастской жизни, или в той или иной мере связаны с ней. Среди них история искусства выделяет три имени, которые с большей или меньшей степенью вероятности связаны с известными произведениями искусства: Феофан Грек (XIV век) , Андрей Рублев (1360 или 1370–1430) и мастер Дионисий (род. в 30–40 гг. XV века, умер в первые годы XVI века) . Феофан Грек, по словам Епифания Премудрого, в работе «умом дальняя и разумная обгадоваше, чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си» 376, то есть умом постигал далекое духовное, ибо просвещенными, одухотворенными чувственными очами видел духовную красоту. Об Андрее Рублеве и его окружении преподобный Иосиф Волоцкий писал: «Чуднии они и пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же, и толику добродетель ... далее ...
Максим Грек - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... пластически глубокая мысль. «Как бы внезапно спала пелена, застилавшая подлинный лик русской живописи. Вместо темных, мрачных, покрытых толстым слоем олифы икон увидели прекраснейшие произведения искусства, которые могли бы оказать честь любому народу» (80, 7) . Теперь без древнерусского периода нельзя представить развитие отечественной живописи. Подобной «расчистки» ждут многие древнерусские мыслители, еще далеко не оцененные по своему достоинству. И среди них одно из первых мест должен по праву занимать Максим Грек, сыгравший в развитии отечественного мышления не меньшую роль, чем Феофан Грек в истории русской живописи. Автор считает своим долгом выразить глубокую признательность В. Г. Брюсовой, Д. М. Буланину, Г. Майорову, Н. В. Синицынрй, Т. А. Сумниковой, Б. Л. Фонкичу и Хью Олмстеду за ценные сведения, советы и замечания. Благодарен сотрудникам рукописных отделов Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и Государственного Исторического музея (Москва) , а также работникам Загорского государственного историко – художественного музея – заповедника за предоставление материалов, касающихся жизни и творчества Максима Грека. Приложение извлечения из сочинений ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Феофан Грек
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера